Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между ребенком и родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, её здоровьем, благополучием и счастьем.
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий - он там свой.
Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны, и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям», – писал А. И. Захаров [5, c.76].
Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа взаимоотношений между людьми.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Её влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.
Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами, подтверждающими то, что веками вызревало в народной практике воспитания, прогностически отмечалось в трудах выдающихся мыслителей прошлого, а именно: бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка. В последние годы написано много научных трудов по изучению семьи, среди них Е. П. Арнаутова, А. Я. Варга, Т. А. Маркова, В. Я. Титаренко, В. П. Дуброва, Г. Н. Гришина, С. В. Ковалев, А. В. Петровский, И. В. Гребенников, В. К. Котырло, А. И. Захаров и др.
В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране; они имеют более общий характер.
Семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. И никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 7
1.1. Семья и её психолого-педагогическое значение 7
1.2. Семья как основа развития личности ребёнка 10
1.3. Отечественные и зарубежные психологи о современных детях 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 26
2.1. Организации методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретации полученных результатов 30
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Цель исследования – теоретически и практически исследовать роль семьи как социального института в развитии личности ребенка.
Гипотеза исследования: можно предположить, что работа педагога с родителями на основе сотрудничества будет способствовать повышению ответственности и значимости родительского воспитания в развитии личности собственных детей, что в свою очередь, благоприятно повлияет на дальнейшую их социализацию.
Объект исследования – семья как социальный институт воспитания.
Предмет исследования – особая роль семьи в развитии личности ребенка.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать в психолого-педагогической литературе определение семьи.
2. Охарактеризовать психолого-педагогические основы семейного воспитания.
3. Экспериментально выявить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в полных и неполных семьях.
4. Разработать рекомендации по воспитанию детей в условиях семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акрушенко А. В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А. В. Акрушенко, Т. В. Каратьян, О. А. Ларина. – М.: Эксмо, 2018. – С. 49–51.
2. Апряткина Е. Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е. Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2017. – С. 176–180.
3. Артамонова Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; ред. Е. Г. Силяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 192 с.
4. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 507 с.
5. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2015. – 176 с.
6. Жигинас Н. В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н. В. Жигинас. – Томск: ТГПУ, 2018. – 274 с.
7. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-Пресс, 2019. – 256 с.
8. Коробицына Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5–7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.-сост. Е. В. Коробицына. – Волгоград: Учитель, 2019. – 133 с.
9. Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е. А. Дугинова. – Н-Куйбышевск: Ресурсный центр, 2019. – 103 с.
10. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т. А. Куликова. – М.: ИЦ «Академия», 2020. – 232 с.
11. Мальтиникова Н. П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй / Н. П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск. – 2019. – С. 122–125.
12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. – М.: Владос-пресс, 2016. – 384 с.
13. Селиверстов В. И. Специальная семейная педагогика / В. И. Селиверстов, О. А. Денисова, Л. М. Кобрина и др. – М. Владос, 2019. – 358 с.
14. Семья и личность / Под ред. проф. Е. И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2016. – 101 с.
15. Сермяжко Е. И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Е. И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2021. – 128 с.
16. Смирнова Е. О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е. О. Смирнова, М. В. Быкова // Вопросы психологии. – 2020. – №3. 145 с.
17. Схемы и таблицы по психологии и педагогике (учебно-методическое пособие) / Сост. И. Н. Афонина, Л. С. Барсукова, Т. Н. Соколова. – М.: Дошкольное образование, 2021. – С. 86–88.
18. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор. – М.:Владос-пресс, 2017. – 224 с.
19. Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста / А. А. Шведовская // Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. Психолог.наук. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016. – 30 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между ребенком и родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, её здоровьем, благополучием и счастьем.
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий - он там свой.
Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны, и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям», – писал А. И. Захаров [5, c.76].
Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа взаимоотношений между людьми.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Её влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.
Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами, подтверждающими то, что веками вызревало в народной практике воспитания, прогностически отмечалось в трудах выдающихся мыслителей прошлого, а именно: бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка. В последние годы написано много научных трудов по изучению семьи, среди них Е. П. Арнаутова, А. Я. Варга, Т. А. Маркова, В. Я. Титаренко, В. П. Дуброва, Г. Н. Гришина, С. В. Ковалев, А. В. Петровский, И. В. Гребенников, В. К. Котырло, А. И. Захаров и др.
В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране; они имеют более общий характер.
Семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. И никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 7
1.1. Семья и её психолого-педагогическое значение 7
1.2. Семья как основа развития личности ребёнка 10
1.3. Отечественные и зарубежные психологи о современных детях 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 26
2.1. Организации методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретации полученных результатов 30
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Цель исследования – теоретически и практически исследовать роль семьи как социального института в развитии личности ребенка.
Гипотеза исследования: можно предположить, что работа педагога с родителями на основе сотрудничества будет способствовать повышению ответственности и значимости родительского воспитания в развитии личности собственных детей, что в свою очередь, благоприятно повлияет на дальнейшую их социализацию.
Объект исследования – семья как социальный институт воспитания.
Предмет исследования – особая роль семьи в развитии личности ребенка.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать в психолого-педагогической литературе определение семьи.
2. Охарактеризовать психолого-педагогические основы семейного воспитания.
3. Экспериментально выявить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в полных и неполных семьях.
4. Разработать рекомендации по воспитанию детей в условиях семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акрушенко А. В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А. В. Акрушенко, Т. В. Каратьян, О. А. Ларина. – М.: Эксмо, 2018. – С. 49–51.
2. Апряткина Е. Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е. Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2017. – С. 176–180.
3. Артамонова Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; ред. Е. Г. Силяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 192 с.
4. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 507 с.
5. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2015. – 176 с.
6. Жигинас Н. В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н. В. Жигинас. – Томск: ТГПУ, 2018. – 274 с.
7. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Айрис-Пресс, 2019. – 256 с.
8. Коробицына Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5–7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.-сост. Е. В. Коробицына. – Волгоград: Учитель, 2019. – 133 с.
9. Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е. А. Дугинова. – Н-Куйбышевск: Ресурсный центр, 2019. – 103 с.
10. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т. А. Куликова. – М.: ИЦ «Академия», 2020. – 232 с.
11. Мальтиникова Н. П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй / Н. П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск. – 2019. – С. 122–125.
12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. – М.: Владос-пресс, 2016. – 384 с.
13. Селиверстов В. И. Специальная семейная педагогика / В. И. Селиверстов, О. А. Денисова, Л. М. Кобрина и др. – М. Владос, 2019. – 358 с.
14. Семья и личность / Под ред. проф. Е. И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2016. – 101 с.
15. Сермяжко Е. И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Е. И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2021. – 128 с.
16. Смирнова Е. О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е. О. Смирнова, М. В. Быкова // Вопросы психологии. – 2020. – №3. 145 с.
17. Схемы и таблицы по психологии и педагогике (учебно-методическое пособие) / Сост. И. Н. Афонина, Л. С. Барсукова, Т. Н. Соколова. – М.: Дошкольное образование, 2021. – С. 86–88.
18. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор. – М.:Владос-пресс, 2017. – 224 с.
19. Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста / А. А. Шведовская // Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. Психолог.наук. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016. – 30 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 150384 Курсовой работы — поможем найти подходящую