.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
В настоящее время социокультурные условия не перестают меняться и усовершенствоваться. В следствие этого предъявляются все более высокие требования к учащимся, выпускникам и специалистам в той или иной области. Одним из главных параметров готовности к жизни и успешности в современном обществе является грамотность на различных уровнях: от культурной и правовой до финансовой и экологической. Но основополагающая среди них, которую необходимо формировать прежде всего, – читательская.
Формирование читательской грамотности школьников способствует успешности обучения, становлению многосторонне развитой личности и ее быстрой адаптации к современной жизни. Поэтому она является метапредметной и занимает особое место среди универсальных учебных действий [10].
Главная задача учителя в формировании читательской грамотности – выработка у учеников навыков осмысленного чтения текста, его понимания и способности использовать прочитанный материал, то есть умения работать с информацией. Помимо этого, важными остаются способность пробудить интерес учеников к предмету, формирование мотивации при его изучении и работе с текстовыми материалами. Наибольшим потенциалом по формированию читательской грамотности в школе обладают уроки литературы и русского языка [8].
Актуальность заявленной темы объясняется тем, что читательская грамотность является обязательным условием успешного освоения гуманитарных, точных и естественных наук, физической культуры и трудового обучения. Поэтому необходимо проводить регулярные исследования по этому вопросу, находить и усовершенствовать приемы, способствующие наиболее эффективному обучению читательской грамотности школьников, применять их на каждом уроке русского языка.
В 21 веке дети все чаще отдают предпочтение компьютерным играм, постоянному пребыванию в социальных сетях, просмотру телевизора. В результате в условиях информатизации и интеллектуализации современного общества, перехода на электронные носители информации, активного использования ИКТ на уроках снижается интерес учащихся к чтению и книге как духовной и социокультурной ценности. Такие занятия и увлечения не позволяют полноценно развивать грамотную и образованную личность. Потому необходимо исследовать наиболее эффективные способы работы с текстом и применять их на практике.
Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся, а также понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.
Изучением данной темы занимались многие исследователи и методисты. К выявлению сущности читательской грамотности и способов ее формирования обращались Лукьянова О.В. и Сорокина Д.Н. «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе» [8], Крылова О.В. «Формирование читательской грамотности учащихся» [7], Бальцевич Ю.Н. «Приемы и способы формирования читательской грамотности учащихся» [1], Глинкина Г.В. «Читательская грамотность обучаемых как основа достижения предметных и метапредметных результатов» [5], Доскарина Г.М. «Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся» [6].
В следствие этого встает вопрос о том, как формировать читательскую грамотность у школьников, какие приемы существуют для этого. Мы посвятим наше исследование выявлению сущности читательской грамотности и способов ее формирования на уроках русского языка в 5 классе.
Объект исследования: процесс формирования читательской грамотности.
Предмет исследования: способы и приемы формирования читательской грамотности.
Цель исследования: выявить эффективные способы формирования читательской грамотности на уроке русского языка в 5 классе.
Задачи:
1) изучить основные работы по теме исследования;
2) определить сущность формирования читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе;
3) рассмотреть содержание курса по русскому языку 5 класса;
4) выявить эффективные приемы изучения;
5) рассмотреть требования к уровню подготовки учеников 5 класса по русскому языку;
6) разработать вариант методики формирования читательской грамотности в 5 классе по разделу «Морфология», подразделу «Имя существительное».
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы изучения формирования читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе……………………………………………..7
1.1 Сущность понятия «читательская грамотность»……………………………7
1.2 Содержание курса по русскому языку 5 класса……………………………..8
1.3 Приемы формирования читательской грамотности………………………..11
1.4 Требования к уровню подготовки учеников 5 класса по русскому языку..15
2 Методика формирования читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе…………………………………………………………………..18
2.1 Приёмы формирования читательской грамотности пятиклассников при изучении имени существительного …………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29
Приложение А (рекомендуемое)………………………………………………..31
Приложение Б (рекомендуемое)………………………………………………...36
Приложение В (рекомендуемое)………………………………………………..43
Приложение Г (рекомендуемое)………………………………………………..49
Приложение Д (рекомендуемое)……………………………………………….50
Приложение Е (рекомендуемое)………………………………………………..51
Приложение Ж (рекомендуемое)……………………………………………….52
Приложение З (рекомендуемое)………………………………………………..53
Приложение И (рекомендуемое)………………………………………………..55
Приложение К (рекомендуемое)……………………………………………….56
Курсовая работа посвящена теме формирования читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе.
В курсовой работе исследуется вопрос о сущности читательской грамотности, анализируются эффективные приемы ее формирования на уроках русского языка в 5 классе.
В работе дается характеристика читательской грамотности, указываются основные читательские умения, обеспечивающие ее развитие, приводятся способы формирования читательской грамотности и описывается их методика использования.
В курсовой работе приводятся результаты исследования.
Работа содержит 28 листов текста, 10 источников, 10 приложений.
Список использованных источников
1. Бальцевич, Ю. Н. Приемы и способы формирования читательской грамотности учащихся / Ю. Н. Бальцевич. – Могилев: Электронный архив библиотеки МГУ имени И. И. Кулешова – 2019. – 380 с. [электронный ресурс], режим доступа: https://libr.msu.by/bitstream/123456789/11191/1/2576n.pdf – дата обращения: 25.03.2022.
2. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М.: Издательский центр «Академия» – 2001. – 368 с. – ISBN 5-7695-0347-1.
3. Быстрова, Е. А. Рабочая программа к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 5 класса общеобразовательных организаций / М. В. Бабкина. – М.: ООО «Русское слово» (ФГОС. Инновационная школа) – 2020. – 108 с. [электронный ресурс], режим доступа: https://русское-слово.рф/methodics/programmy-i-umk/Русский%20язык/05071_19_Rus_Babki_Rp_5_FGOSt_Ver_NEW.pdf – дата обращения: 07.04.2022.
4. Быстрова, Е. А. Русский язык, 5 класс, Часть 2 / Быстрова Е. А., Кибирева Л. В., Гостева Ю. Н. – М.: ООО «Русское слово» (ФГОС. Инновационная школа) – 2015. – 288 с. [электронный ресурс], режим доступа: https://pdf.11klasov.net/13955-russkij-jazyk-5-klass-v-2-chastjah-bystrova-ea-kibireva-lv-i-dr.html – дата обращения: 11.05.2022, 12.05.2022.
5. Глинкина, Г. В. Читательская грамотность обучаемых как основа достижения предметных и метапредметных результатов. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Развитие личности в изменяющихся условиях» / Г. В. Глинкина, Т. Н. Ищенко. – Красноярск: СибГУ им. М. Ф. Решетнева – 2020. – 227 с. – ISBN 978-5-86433-822-3.
6. Доскарина, Г. М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г. М. Доскарина, А. С. Сабитова. – Казань: Молодой ученый – 2016. – №10.4 (114). – 114 с. [электронный ресурс], режим доступа: https://moluch.ru/archive/114/29973/ – дата обращения: 17.04.2022.
7. Крылова, О. В. Формирование читательской грамотности учащихся / О. В. Крылова. – М.: Издательский дом «Народное образование», журнал «Школьные технологии» – 2016. – №3. – 77 с. [электронный ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-uchaschihsya/viewer – дата обращения: 26.03.2022.
8. Лукьянова, О. В. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе / О. В. Лукьянова, Д. Н. Сорокина. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева – 2017. – 6 с. [электронный ресурс], режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35105930 – дата обращения: 25.03.2022.
9. Романичева, Е. С. Как создать читательскую среду в школе: науно-методический сборник. / Е. С. Романичева, М. Г. Павловец, И. Ю. Савкина, Т. Н. Леван, Э. Ф. Шафранская. – М.: Департамент образования, МГПИ – 2009. – 82 с. – ISBN 978-5-9954-0015-8.
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101), [электронный ресурс], режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 – дата обращения: 25.03.2022, 30.04.2022.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
В настоящее время социокультурные условия не перестают меняться и усовершенствоваться. В следствие этого предъявляются все более высокие требования к учащимся, выпускникам и специалистам в той или иной области. Одним из главных параметров готовности к жизни и успешности в современном обществе является грамотность на различных уровнях: от культурной и правовой до финансовой и экологической. Но основополагающая среди них, которую необходимо формировать прежде всего, – читательская.
Формирование читательской грамотности школьников способствует успешности обучения, становлению многосторонне развитой личности и ее быстрой адаптации к современной жизни. Поэтому она является метапредметной и занимает особое место среди универсальных учебных действий [10].
Главная задача учителя в формировании читательской грамотности – выработка у учеников навыков осмысленного чтения текста, его понимания и способности использовать прочитанный материал, то есть умения работать с информацией. Помимо этого, важными остаются способность пробудить интерес учеников к предмету, формирование мотивации при его изучении и работе с текстовыми материалами. Наибольшим потенциалом по формированию читательской грамотности в школе обладают уроки литературы и русского языка [8].
Актуальность заявленной темы объясняется тем, что читательская грамотность является обязательным условием успешного освоения гуманитарных, точных и естественных наук, физической культуры и трудового обучения. Поэтому необходимо проводить регулярные исследования по этому вопросу, находить и усовершенствовать приемы, способствующие наиболее эффективному обучению читательской грамотности школьников, применять их на каждом уроке русского языка.
В 21 веке дети все чаще отдают предпочтение компьютерным играм, постоянному пребыванию в социальных сетях, просмотру телевизора. В результате в условиях информатизации и интеллектуализации современного общества, перехода на электронные носители информации, активного использования ИКТ на уроках снижается интерес учащихся к чтению и книге как духовной и социокультурной ценности. Такие занятия и увлечения не позволяют полноценно развивать грамотную и образованную личность. Потому необходимо исследовать наиболее эффективные способы работы с текстом и применять их на практике.
Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся, а также понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.
Изучением данной темы занимались многие исследователи и методисты. К выявлению сущности читательской грамотности и способов ее формирования обращались Лукьянова О.В. и Сорокина Д.Н. «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе» [8], Крылова О.В. «Формирование читательской грамотности учащихся» [7], Бальцевич Ю.Н. «Приемы и способы формирования читательской грамотности учащихся» [1], Глинкина Г.В. «Читательская грамотность обучаемых как основа достижения предметных и метапредметных результатов» [5], Доскарина Г.М. «Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся» [6].
В следствие этого встает вопрос о том, как формировать читательскую грамотность у школьников, какие приемы существуют для этого. Мы посвятим наше исследование выявлению сущности читательской грамотности и способов ее формирования на уроках русского языка в 5 классе.
Объект исследования: процесс формирования читательской грамотности.
Предмет исследования: способы и приемы формирования читательской грамотности.
Цель исследования: выявить эффективные способы формирования читательской грамотности на уроке русского языка в 5 классе.
Задачи:
1) изучить основные работы по теме исследования;
2) определить сущность формирования читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе;
3) рассмотреть содержание курса по русскому языку 5 класса;
4) выявить эффективные приемы изучения;
5) рассмотреть требования к уровню подготовки учеников 5 класса по русскому языку;
6) разработать вариант методики формирования читательской грамотности в 5 классе по разделу «Морфология», подразделу «Имя существительное».
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы изучения формирования читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе……………………………………………..7
1.1 Сущность понятия «читательская грамотность»……………………………7
1.2 Содержание курса по русскому языку 5 класса……………………………..8
1.3 Приемы формирования читательской грамотности………………………..11
1.4 Требования к уровню подготовки учеников 5 класса по русскому языку..15
2 Методика формирования читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе…………………………………………………………………..18
2.1 Приёмы формирования читательской грамотности пятиклассников при изучении имени существительного …………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29
Приложение А (рекомендуемое)………………………………………………..31
Приложение Б (рекомендуемое)………………………………………………...36
Приложение В (рекомендуемое)………………………………………………..43
Приложение Г (рекомендуемое)………………………………………………..49
Приложение Д (рекомендуемое)……………………………………………….50
Приложение Е (рекомендуемое)………………………………………………..51
Приложение Ж (рекомендуемое)……………………………………………….52
Приложение З (рекомендуемое)………………………………………………..53
Приложение И (рекомендуемое)………………………………………………..55
Приложение К (рекомендуемое)……………………………………………….56
Курсовая работа посвящена теме формирования читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе.
В курсовой работе исследуется вопрос о сущности читательской грамотности, анализируются эффективные приемы ее формирования на уроках русского языка в 5 классе.
В работе дается характеристика читательской грамотности, указываются основные читательские умения, обеспечивающие ее развитие, приводятся способы формирования читательской грамотности и описывается их методика использования.
В курсовой работе приводятся результаты исследования.
Работа содержит 28 листов текста, 10 источников, 10 приложений.
Список использованных источников
1. Бальцевич, Ю. Н. Приемы и способы формирования читательской грамотности учащихся / Ю. Н. Бальцевич. – Могилев: Электронный архив библиотеки МГУ имени И. И. Кулешова – 2019. – 380 с. [электронный ресурс], режим доступа: https://libr.msu.by/bitstream/123456789/11191/1/2576n.pdf – дата обращения: 25.03.2022.
2. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М.: Издательский центр «Академия» – 2001. – 368 с. – ISBN 5-7695-0347-1.
3. Быстрова, Е. А. Рабочая программа к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 5 класса общеобразовательных организаций / М. В. Бабкина. – М.: ООО «Русское слово» (ФГОС. Инновационная школа) – 2020. – 108 с. [электронный ресурс], режим доступа: https://русское-слово.рф/methodics/programmy-i-umk/Русский%20язык/05071_19_Rus_Babki_Rp_5_FGOSt_Ver_NEW.pdf – дата обращения: 07.04.2022.
4. Быстрова, Е. А. Русский язык, 5 класс, Часть 2 / Быстрова Е. А., Кибирева Л. В., Гостева Ю. Н. – М.: ООО «Русское слово» (ФГОС. Инновационная школа) – 2015. – 288 с. [электронный ресурс], режим доступа: https://pdf.11klasov.net/13955-russkij-jazyk-5-klass-v-2-chastjah-bystrova-ea-kibireva-lv-i-dr.html – дата обращения: 11.05.2022, 12.05.2022.
5. Глинкина, Г. В. Читательская грамотность обучаемых как основа достижения предметных и метапредметных результатов. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Развитие личности в изменяющихся условиях» / Г. В. Глинкина, Т. Н. Ищенко. – Красноярск: СибГУ им. М. Ф. Решетнева – 2020. – 227 с. – ISBN 978-5-86433-822-3.
6. Доскарина, Г. М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г. М. Доскарина, А. С. Сабитова. – Казань: Молодой ученый – 2016. – №10.4 (114). – 114 с. [электронный ресурс], режим доступа: https://moluch.ru/archive/114/29973/ – дата обращения: 17.04.2022.
7. Крылова, О. В. Формирование читательской грамотности учащихся / О. В. Крылова. – М.: Издательский дом «Народное образование», журнал «Школьные технологии» – 2016. – №3. – 77 с. [электронный ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-uchaschihsya/viewer – дата обращения: 26.03.2022.
8. Лукьянова, О. В. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе / О. В. Лукьянова, Д. Н. Сорокина. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева – 2017. – 6 с. [электронный ресурс], режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35105930 – дата обращения: 25.03.2022.
9. Романичева, Е. С. Как создать читательскую среду в школе: науно-методический сборник. / Е. С. Романичева, М. Г. Павловец, И. Ю. Савкина, Т. Н. Леван, Э. Ф. Шафранская. – М.: Департамент образования, МГПИ – 2009. – 82 с. – ISBN 978-5-9954-0015-8.
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101), [электронный ресурс], режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 – дата обращения: 25.03.2022, 30.04.2022.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
400 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149279 Курсовых работ — поможем найти подходящую