Хорошая работа, написано в сроки, все пожелания обрабатываются быстро, автор на связи, информирует о времени, когда он будет тут, а когда его не будет! Надеюсь, что еще получится повзаимодействовать с Вами, Катерина! Удачи!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования.
В последние десятилетияспециалисты разных сфер деятельности (социологи,маркетологи, психологи, философы) выработали и начали широко применять новый термин – «информационное общество». Этот феномен отражает новую тенденцию развития цивилизации на современном этапе, обусловленного появлением новых информационных технологийи, соответственно, нового образа жизни и потребностей людей.Специалисты отмечают, что в конце XX векауровень информационной зависимости общества резко возрос, в связи с чемпоявились новые возможности влияния на широкие слои населения.К сожалению, все более заметной становится и иная тенденция – параллельноуспехам в сфере развития коммуникаций и инфотехнологийпроисходит примитивизация духовной жизни людей, в связи с чем облегчается процесс манипулирования ими . В результате появился новый вид воздействия на широкую аудиторию – психологическая война.
Разумеется, методы ведения психологических войн в первую очередь используются при ведении боевых действий в ходе международных или локальных конфликтов. Преимущество этого вида противостояния состоит в том, что психологическая война позволяет минимизировать контактные столкновения.Однако, психологическая война сегодня может вестись и вне боевых действий - в этом случае объектом воздействия являются представителиорганов власти, интеллектуальная и экономическая элита противоборствующей стороны, а в некоторых случаях– собственное население. При этом используются не только традиционные виды информационно-психологического воздействия (пропаганда), но и новейшие разработки в области психологического воздействия.
Следует подчеркнуть, что сегодня отсутствуют какие-либо международные правовые нормы, регулирующие вопросы, связанные с применением психологического оружия . Кроме того, до конца не изучены механизмы воздействия на психику человека и его последствия, отсутствуют возможности прогнозирования результатов психологических войн. В этой связи тема исследования представляется актуальной и значимой.
Цель исследования – изучить основные аспекты ведения психологических войн.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты ведения психологической войны.
2. Проанализировать мировой и отечественный опыт ведения психологических войн.
3. На основании полученных данных сделать выводы об эффективности психологических войн в современном мире.
Объект исследования – психологическая война.
Предмет исследования – цели, участники, последствия психологической войны.
Методы исследования – в исследовании были использованы общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, классификации, а также метод контент-анализа.
Теоретическая разработанность темы исследования. При разработке темы исследования былиизучены публикации различных авторов, исследующих международные отношения.Отечественные литературные источники, в которых рассматриваются методы и способы разрешения конфликтов и роль в них информационно-психологического воздействия, можно разделить на несколько основных групп. Авторыпубликаций первой группы при исследовании проблем урегулирования и разрешения современных конфликтов обращали внимание на использование системы знаний политической конфликтологии и психологии управления политическим конфликтом (А.Р. Аклаев, А.Д. Богатуров, Н.В. Гришина, М.М. Лебедева, А.И. Соловьев, П.А. Цыганков, А.П. Цыганкови др.). Вторую группу работ составляют исследования эффективности современных технологий информационно-психологического воздействия (Б.А. Шмелев, А.Г. Задохин, В.В. Штоль). Авторы этой группы, работ приводятанализ международных конфликтов и способов их разрешения с акцентом на важную роль информационно-психологического воздействия на участников конфликта и международноесообщество. Однако, во многих публикацияхизучение роли информационно-психологического фактора в современных конфликтов ограничивается общими заключениями, либо частными примерами его эффективности, а вопросы технологии их применения практически не рассматриваются.Работы третьей группысодержат результаты исследований сущности и содержания воздействия методови технологий информационно-психологического воздействия на сознание людей (как массовое, так и индивидуальное) (Г.В. Грачев, E.Л. Доценко, С.Кара-Мурза, Э. Кассирэр, И.К. Мельник, Г.Г. Почепцови др.).
Труды зарубежных авторов освещают преимущественно практику информационно-психологического воздействия на сознание масс – на примереразличных социальных и политических процессов, в том числе - в целях внешнего управления. Кроме того, в них рассматриваются технологии психологической защиты от воздействиянегативных внешних воздействий (Лебон Г., Росс Л, Нисбетт Р.; Фишер Р., Юри У. и др.).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты ведения психологической войны 6
1.1 Сущность психологической войны, ее цели и задачи 6
1.2 Теоретические предпосылки психологических войн 11
1.3 Способы, средства и методы ведения психологических войн 14
Глава 2 Анализ мирового и отечественного опыта ведения психологических войн 21
2.1 Изучение мирового опыта ведения психологических войн 21
2.2 Отечественный опыт ведения психологической войны 26
Заключение 36
Список литературы 38
В настоящее время формирование информационного пространства и усиление информационной зависимости большей части населения формирует предпосылки для разработки новых средств и методов борьбы с конкурентами, за политическое и экономическое лидерство, территории и т.д. – психологические войны. Однако, несмотря на то, что этот вид военных действий в последние десятилетия используется довольно широко, неразработанность его теоретического базиса препятствует эффективному использованию психологических средств и методов воздействия на широкие слои населения. Это и послужило обоснованием актуальности данного исследования.
Анализ теоретических аспектов изучаемой проблемы позволил установить, что единое определение психологической войныотсутствует. Разные авторы трактуют это понятие по-разному в зависимости от применимости его в военное или мирное время. Поэтому интерпретация этого понятия варьирует от психологического воздействия на противника в рамках ведения болевых действий до психологического воздействия на определенные группы населения в мирное время. Цели и задачи психологической войны также зависят от периода ее ведения.
Психологические войны носят коммуникативный характер. При этом традиционная схема коммуникации видоизменяется. Средства и методы психологических войн весьма разнообразны, и выбор их должен осуществляться на основании изучения характеристик целевой аудитории.
Изучение мирового опыта ведения психологических войн позволило установить, что на начальном этапеони ограничивались распространением слухов о мощности и непобедимости армии, а также разжиганием розни в рядах противника. Постепенно начали использоваться печатные материалы (памфлеты, листовки, газеты – в том числе и фальшивые выпуски), а также радиопередачи.С помощью этих средств распространялись ложные сведения, информация порочащая лидеров противоборствующей стороны и т.д. Однако эти методы использовались эпизодические, поскольку ведению психологической войны не придавалось большого значения. В период Первой Мировой войны психологический войны велись уже вполне систематизированно.Во время Второй Мировой войны Германия вела целенаправленную психологическую войну, причем воздействие оказывалось не только на войска противника, но и на население оккупированных территорий.
Исследование отечественного опыта ведения психологической войны было проведено на примере Второй Мировой войны. В результате было отмечено, что недооценка значимости ведения психологической войны может привести к поражению в боевых действиях. Анализ использованных СССР средств и методов ведения психологической войны продемонстрировал, что они были практически аналогичны приемам, использованным фашисткой Германией.
1. Арапова Н.П. Социально-информациологический подход в теории информационных войн: автореф. дисс…канд.полит.наук. – М., 2003. – 20 с.
2. Аронсон Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронсон, Э. Р. Пратканис. – М., 2002. – 168 с.
3. Белоусов А.М. От пропаганды до связей с общественностью / А.М. Белоусов // Свободная мысль – 2010. – № 8. – с. 23-26.
4. Бернейс Э. Пропаганда / Э. Бернейс. – М., 2010. – 218 с.
5. Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б., Операции информационно-психологической войны. Методы, средства, технологии: Краткий энциклопедический словарь-справочник. - М., 2005. – 112 с.
6. Войтасик Л.К. Использование психологии в системе пропаганды / Л.К. Войтасик. – Харьков, 2008. – 348 с.
7. Волковский Н.Л. История информационных войн. Часть 1. / Н.Л. волковский. – СПб, 2003. – с. 367.
8. Волковский Н.Л. История информационных войн. Часть 2. – – СПб, 2003. – с. 272.
9. Гогун А.М.Черный PR Адольфа Гитлера: Документы и материалы. СССР в зеркале нацистской пропаганды / А.М. Гогун – М, 2004. – 211 с.
10. Гордиенко Д.В. Информационное противоборство в военных конфликтах/ В кн. Актуальные проблемы информационного противоборства. — М., 2000. – 203 с.
11. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М., 1999. – 211 с.
12. Зелинский С.В. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание – СПб, 2008. – 315 с.
13. Зульцман Р. Пропаганда как оружие в войне. – М., 2004. – С. 21
14. Ефремов В.В., Караяни А.Г., Размазин А.Н., Целыковский В.Н. Информационно-психологическое противоборство: сущность, содержание, методы/ под ред. Кондакова . – М., 2000. – 195 с.
15. Информационные войны: мифы и реальность/ под ред. Попова В.Д. — М., Якутск, 2001.
16. Кара-Мурза С.А. Манипуляция сознанием— Киев, 2000. – 219 с.
17. Кларк У. Как победить в современной войне. – М., 2004. – 212 с.
18. Крысько В.Г. Секреты психологической войны. – Минск, 1999. – 228 с.
19. Лайнбарджер П. Психологическая война. — М., 1962. – 231 с.
20. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. – М., 1999
21. Манойло А.В. Роль культурно-цивилизационных моделей и технологий информационно-психологического воздействия в разрешении международных конфликтов: автореф. дисс…докт.полит.наук. – М., 2009. – 44 с.
22. Мозолин А.Н. Исторический анализ пропаганды: поиск системных свойств // PR как модель социального взаимодействия (международный и российский опыт): Материалы научного семинара / Под ред. И.Н. Чудновской, Е.Я.Дугина. – М., 2007. – Вып. 7. – 264 с.
23. Панарин И.Н. Информационная война и власть. – М., 2001 .
24. Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика. – М., 2006.
25. Панарин И.Н., Информационная война и геополитика. М.: 2006.
26. Почепцов Г.Г. Как «переключают» народы. Психологические/ информационные операции как технологии воздействия на массовое сознание в ХХ веке. – Киев, 1998
27. Почепцов Г.Г. Психологические войны. – М., 2000. – 529 с.
28. Родс Э. Пропаганда Второй Мировой войны 1939–1945. Плакаты, карикатуры, кинофильмы. – М., 2008. – 286 с.
29. Слипченко В.И. Войны шестого поколения. – М., 2002.
30. Филоненко М.И. Психологическая война немецко-фашистских войск против частей Красной Армии и населения временно оккупированных территорий в годы Великой Отечественной войны :на материалах Воронежской области. 1942-1943 гг.: автореф. дисс…канд.ист.наук. – 22 с.
31. Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра / А.М. Цуладзе. – М., 2000. — 336 с.
32. Шишкина Л.Р. Особенности информационно-психологических воздействий в современной информационно-психологической борьбе: автореф. дисс…канд.полит.наук. – М., 2005. – 22 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования.
В последние десятилетияспециалисты разных сфер деятельности (социологи,маркетологи, психологи, философы) выработали и начали широко применять новый термин – «информационное общество». Этот феномен отражает новую тенденцию развития цивилизации на современном этапе, обусловленного появлением новых информационных технологийи, соответственно, нового образа жизни и потребностей людей.Специалисты отмечают, что в конце XX векауровень информационной зависимости общества резко возрос, в связи с чемпоявились новые возможности влияния на широкие слои населения.К сожалению, все более заметной становится и иная тенденция – параллельноуспехам в сфере развития коммуникаций и инфотехнологийпроисходит примитивизация духовной жизни людей, в связи с чем облегчается процесс манипулирования ими . В результате появился новый вид воздействия на широкую аудиторию – психологическая война.
Разумеется, методы ведения психологических войн в первую очередь используются при ведении боевых действий в ходе международных или локальных конфликтов. Преимущество этого вида противостояния состоит в том, что психологическая война позволяет минимизировать контактные столкновения.Однако, психологическая война сегодня может вестись и вне боевых действий - в этом случае объектом воздействия являются представителиорганов власти, интеллектуальная и экономическая элита противоборствующей стороны, а в некоторых случаях– собственное население. При этом используются не только традиционные виды информационно-психологического воздействия (пропаганда), но и новейшие разработки в области психологического воздействия.
Следует подчеркнуть, что сегодня отсутствуют какие-либо международные правовые нормы, регулирующие вопросы, связанные с применением психологического оружия . Кроме того, до конца не изучены механизмы воздействия на психику человека и его последствия, отсутствуют возможности прогнозирования результатов психологических войн. В этой связи тема исследования представляется актуальной и значимой.
Цель исследования – изучить основные аспекты ведения психологических войн.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты ведения психологической войны.
2. Проанализировать мировой и отечественный опыт ведения психологических войн.
3. На основании полученных данных сделать выводы об эффективности психологических войн в современном мире.
Объект исследования – психологическая война.
Предмет исследования – цели, участники, последствия психологической войны.
Методы исследования – в исследовании были использованы общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, классификации, а также метод контент-анализа.
Теоретическая разработанность темы исследования. При разработке темы исследования былиизучены публикации различных авторов, исследующих международные отношения.Отечественные литературные источники, в которых рассматриваются методы и способы разрешения конфликтов и роль в них информационно-психологического воздействия, можно разделить на несколько основных групп. Авторыпубликаций первой группы при исследовании проблем урегулирования и разрешения современных конфликтов обращали внимание на использование системы знаний политической конфликтологии и психологии управления политическим конфликтом (А.Р. Аклаев, А.Д. Богатуров, Н.В. Гришина, М.М. Лебедева, А.И. Соловьев, П.А. Цыганков, А.П. Цыганкови др.). Вторую группу работ составляют исследования эффективности современных технологий информационно-психологического воздействия (Б.А. Шмелев, А.Г. Задохин, В.В. Штоль). Авторы этой группы, работ приводятанализ международных конфликтов и способов их разрешения с акцентом на важную роль информационно-психологического воздействия на участников конфликта и международноесообщество. Однако, во многих публикацияхизучение роли информационно-психологического фактора в современных конфликтов ограничивается общими заключениями, либо частными примерами его эффективности, а вопросы технологии их применения практически не рассматриваются.Работы третьей группысодержат результаты исследований сущности и содержания воздействия методови технологий информационно-психологического воздействия на сознание людей (как массовое, так и индивидуальное) (Г.В. Грачев, E.Л. Доценко, С.Кара-Мурза, Э. Кассирэр, И.К. Мельник, Г.Г. Почепцови др.).
Труды зарубежных авторов освещают преимущественно практику информационно-психологического воздействия на сознание масс – на примереразличных социальных и политических процессов, в том числе - в целях внешнего управления. Кроме того, в них рассматриваются технологии психологической защиты от воздействиянегативных внешних воздействий (Лебон Г., Росс Л, Нисбетт Р.; Фишер Р., Юри У. и др.).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты ведения психологической войны 6
1.1 Сущность психологической войны, ее цели и задачи 6
1.2 Теоретические предпосылки психологических войн 11
1.3 Способы, средства и методы ведения психологических войн 14
Глава 2 Анализ мирового и отечественного опыта ведения психологических войн 21
2.1 Изучение мирового опыта ведения психологических войн 21
2.2 Отечественный опыт ведения психологической войны 26
Заключение 36
Список литературы 38
В настоящее время формирование информационного пространства и усиление информационной зависимости большей части населения формирует предпосылки для разработки новых средств и методов борьбы с конкурентами, за политическое и экономическое лидерство, территории и т.д. – психологические войны. Однако, несмотря на то, что этот вид военных действий в последние десятилетия используется довольно широко, неразработанность его теоретического базиса препятствует эффективному использованию психологических средств и методов воздействия на широкие слои населения. Это и послужило обоснованием актуальности данного исследования.
Анализ теоретических аспектов изучаемой проблемы позволил установить, что единое определение психологической войныотсутствует. Разные авторы трактуют это понятие по-разному в зависимости от применимости его в военное или мирное время. Поэтому интерпретация этого понятия варьирует от психологического воздействия на противника в рамках ведения болевых действий до психологического воздействия на определенные группы населения в мирное время. Цели и задачи психологической войны также зависят от периода ее ведения.
Психологические войны носят коммуникативный характер. При этом традиционная схема коммуникации видоизменяется. Средства и методы психологических войн весьма разнообразны, и выбор их должен осуществляться на основании изучения характеристик целевой аудитории.
Изучение мирового опыта ведения психологических войн позволило установить, что на начальном этапеони ограничивались распространением слухов о мощности и непобедимости армии, а также разжиганием розни в рядах противника. Постепенно начали использоваться печатные материалы (памфлеты, листовки, газеты – в том числе и фальшивые выпуски), а также радиопередачи.С помощью этих средств распространялись ложные сведения, информация порочащая лидеров противоборствующей стороны и т.д. Однако эти методы использовались эпизодические, поскольку ведению психологической войны не придавалось большого значения. В период Первой Мировой войны психологический войны велись уже вполне систематизированно.Во время Второй Мировой войны Германия вела целенаправленную психологическую войну, причем воздействие оказывалось не только на войска противника, но и на население оккупированных территорий.
Исследование отечественного опыта ведения психологической войны было проведено на примере Второй Мировой войны. В результате было отмечено, что недооценка значимости ведения психологической войны может привести к поражению в боевых действиях. Анализ использованных СССР средств и методов ведения психологической войны продемонстрировал, что они были практически аналогичны приемам, использованным фашисткой Германией.
1. Арапова Н.П. Социально-информациологический подход в теории информационных войн: автореф. дисс…канд.полит.наук. – М., 2003. – 20 с.
2. Аронсон Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронсон, Э. Р. Пратканис. – М., 2002. – 168 с.
3. Белоусов А.М. От пропаганды до связей с общественностью / А.М. Белоусов // Свободная мысль – 2010. – № 8. – с. 23-26.
4. Бернейс Э. Пропаганда / Э. Бернейс. – М., 2010. – 218 с.
5. Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б., Операции информационно-психологической войны. Методы, средства, технологии: Краткий энциклопедический словарь-справочник. - М., 2005. – 112 с.
6. Войтасик Л.К. Использование психологии в системе пропаганды / Л.К. Войтасик. – Харьков, 2008. – 348 с.
7. Волковский Н.Л. История информационных войн. Часть 1. / Н.Л. волковский. – СПб, 2003. – с. 367.
8. Волковский Н.Л. История информационных войн. Часть 2. – – СПб, 2003. – с. 272.
9. Гогун А.М.Черный PR Адольфа Гитлера: Документы и материалы. СССР в зеркале нацистской пропаганды / А.М. Гогун – М, 2004. – 211 с.
10. Гордиенко Д.В. Информационное противоборство в военных конфликтах/ В кн. Актуальные проблемы информационного противоборства. — М., 2000. – 203 с.
11. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М., 1999. – 211 с.
12. Зелинский С.В. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание – СПб, 2008. – 315 с.
13. Зульцман Р. Пропаганда как оружие в войне. – М., 2004. – С. 21
14. Ефремов В.В., Караяни А.Г., Размазин А.Н., Целыковский В.Н. Информационно-психологическое противоборство: сущность, содержание, методы/ под ред. Кондакова . – М., 2000. – 195 с.
15. Информационные войны: мифы и реальность/ под ред. Попова В.Д. — М., Якутск, 2001.
16. Кара-Мурза С.А. Манипуляция сознанием— Киев, 2000. – 219 с.
17. Кларк У. Как победить в современной войне. – М., 2004. – 212 с.
18. Крысько В.Г. Секреты психологической войны. – Минск, 1999. – 228 с.
19. Лайнбарджер П. Психологическая война. — М., 1962. – 231 с.
20. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. – М., 1999
21. Манойло А.В. Роль культурно-цивилизационных моделей и технологий информационно-психологического воздействия в разрешении международных конфликтов: автореф. дисс…докт.полит.наук. – М., 2009. – 44 с.
22. Мозолин А.Н. Исторический анализ пропаганды: поиск системных свойств // PR как модель социального взаимодействия (международный и российский опыт): Материалы научного семинара / Под ред. И.Н. Чудновской, Е.Я.Дугина. – М., 2007. – Вып. 7. – 264 с.
23. Панарин И.Н. Информационная война и власть. – М., 2001 .
24. Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика. – М., 2006.
25. Панарин И.Н., Информационная война и геополитика. М.: 2006.
26. Почепцов Г.Г. Как «переключают» народы. Психологические/ информационные операции как технологии воздействия на массовое сознание в ХХ веке. – Киев, 1998
27. Почепцов Г.Г. Психологические войны. – М., 2000. – 529 с.
28. Родс Э. Пропаганда Второй Мировой войны 1939–1945. Плакаты, карикатуры, кинофильмы. – М., 2008. – 286 с.
29. Слипченко В.И. Войны шестого поколения. – М., 2002.
30. Филоненко М.И. Психологическая война немецко-фашистских войск против частей Красной Армии и населения временно оккупированных территорий в годы Великой Отечественной войны :на материалах Воронежской области. 1942-1943 гг.: автореф. дисс…канд.ист.наук. – 22 с.
31. Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра / А.М. Цуладзе. – М., 2000. — 336 с.
32. Шишкина Л.Р. Особенности информационно-психологических воздействий в современной информационно-психологической борьбе: автореф. дисс…канд.полит.наук. – М., 2005. – 22 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 150498 Курсовых работ — поможем найти подходящую