Введение
Актуальность оценки деятельности предприятий розничной торговли обусловливается постоянно растущей ассортиментной и ценовой конкуренцией между торговыми предприятиями в условиях высокого уровня информированности потребителей о товарах и услугах. Кроме того, оценка необходима для обоснования принимаемых решений при комплексном изучении рынка, выявлении перспектив продажи конкретных товаров, установлении и корректировке цен на товары, контроле качества товаров и услуг, подготовке информации для рекламы, оптимизации торгового ассортимента. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия и в то же время – критерием результативности этих мероприятий.
Цель данной работы – изучить порядок анализа и оценки эффективности торговой деятельности организации розничной торговли.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
охарактеризовать организацию торговли как сферы обращения;
рассмотреть порядок анализа и оценки эффективности торговой деятельности организации розничной торговли
дать классификацию торговых предприятий
обобщить методику анализа прибыльности деятельности организаций розничной торговли
раскрыть систему показателей анализа прибыльности деятельности организации розничной торговли
проанализировать выполнение плана и динамики розничного товарооборота.
Содержание
Введение 3
1. Торговля как сфера обращения 4
1.1. Организация торговли как отрасли 4
1.2. Классификация торговых предприятий 6
2. Методика анализа прибыльности деятельности организаций розничной торговли 9
2.1. Система показателей анализа прибыльности деятельности организаций розничной торговли 9
2.2. Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота 22
Заключение 29
Список используемой литературы 32
Заключение
Роль и назначение оптовой и розничной торговли реализуются в ее функциях, которые подразделяются на макро- и микроэкономические. К первым относятся: интегрирующая; оценочная; организующая и регулирующая. Один из важных моментов в исследовании современного рынка потребительских товаров – измерение уровня его концентрации. Активно развивается такая функция торговли, как коммерческое кредитование, финансирование сделок.
Основное звено сферы обращения – торговое предприятие, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью. В зависимости от характера деятельности и назначения различают предприятия розничной торговли и предприятия оптовой торговли. По масштабу деятельности выделяют малые, средние и крупные фирмы. По товарно-ассортиментному профилю розничные торговые предприятия подразделяют на узкоспециализированные, специализированные и универсальные. По методу обслуживания покупателей различают предприятия самообслуживания, обслуживания через прилавки, торговли по каталогам, по почте, по Интернету.
Существуют два наиболее популярных подхода применительно к виду деятельности «розничная торговля». Один из подходов определяет экономическую эффективность через показатели рентабельности. Показатели рентабельности представляют собой относительные показатели, характеризующие экономический эффект от вложенного фактора (ресурса, актива, потока).
Другой подход основан на концепции управления стоимостью (ценностью) компании (Value Based Management, VBM), в основу которой положен критерий экономической добавленной стоимости (ценности) (Economic Value Added, EVA). Суть критерия EVA заключается в следующем: стратегическую основу компании составляет капитал, за мобилизацию и использование которого организация, как самостоятельный субъект рыночных отношений, должна платить.
Именно прибыль от продаж, а также прибыль до выплаты процентов и налогов, определенная расчетным путем по данным управленческой отчетности, является ключевым показателем эффективной работы организации как самостоятельного бизнес-субъекта. В практике анализа эффективности деятельности многие крупные торговые сети используют показатель операционной прибыли, рассчитанной как разница между выручкой, покупной стоимостью товара и расходами на продажу без учета амортизации (Оperating Income before depreciation and amortization, OIBDA). Также для вида деятельности «розничная торговля» OIBDA сближает показатели денежного потока и финансовых результатов организации. С помощью OIBDA в розничной торговле мы можем анализировать: достаточно ли фактически поступивших денежных средств для погашения всех начисленных обязательств текущего периода. В российской практике показатель OIBDA не включен в состав обязательной публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, а может быть определен расчетным путем по данным бухгалтерского и управленческого учета организации.
Можно также выделить специфические отраслевые показатели, определяющие доходность розничной торговли. Это показатели, позволяющие анализировать доходность использования торговых мощностей, показатели, используемые для анализа доходности продаж, и показатели, позволяющие анализировать доходность использования товарных остатков.
Важным этапом управленческого анализа прибыльности деятельности организаций розничной торговли, с точки зрения его стратегической направленности, является анализ среды функционирования бизнес-объекта. Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота (РТО) проводится в торговом предприятии не только за ряд лет, но и по кварталам, месяцам, декадам. Далее анализируется план по розничному товарообороту. При планировании товарооборота также проводят анализ влияния сезонных колебаний на товарооборот.
На розничный товарооборот оказывает влияние множество факторов. Объем продажи товаров зависит от экономической и политической ситуации в стране и регионе, уровня инфляции, доходов населения и т.д.
Факторы, влияющие на товарооборот, подразделяются на внешние (не зависящие от торговой организации) и внутренние (зависящие от деятельности торговой организации).
Для дальнейшего стимулирования производства торговля должна стать активным рычагом, торговым предприятиям необходимо постоянно совершенствовать коммерческую работу, расширять спектр выполняемых функций, отвечающих требованиям рынка.
Список используемой литературы
1. Беляева, М.Е. Прогнозирование продаж объектов розничной торговой сети с использованием тренд-сезонных моделей / М.Е. Беляева // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2013. - № 2. – С. 106 – 112.
2. Беляева, М.Е. Управленческий анализ границ прибыльности как инструмент принятия экономических решений / М.Е. Беляева // Экономика и предпринимательство. – 2014. - № 9(50). – С. 616 – 620.
3. Ивашкевич, О.В. Управленческий учет и анализ в организациях розничной торговли одеждой: дис. …канд. эк. наук: 08.00.12 / Ивашкевич Ольга Витальевна. – Казань, 2009. – 202 с.
4. Казакова, Н.А. Управленческий анализ предпринимательской деятельности: учеб.пособие / Н. А. Казакова. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 496 с.
5. Кент, Т. Розничная торговля: учебник для вузов / Т. Кент, О. Омар; пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 719 с.
6. Колесникова, А.Ю. Управление интенсивностью потоков покупателей розничной торговой сети / А.Ю. Колесникова, В.С. Тимофеев // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. - № 25 (280). – С.54 – 64.
7. Ковалевский, В.П. Особенности формирования конкурентных преимуществ предприятиями розничной торговли на основе маркетингового подхода / В.П. Ковалевский // Экономика и предпринимательство. – 2013. - № 12, ч.1 (41). – С. 768 – 771.
8. Пилипенко Е. В., Габрук Е. В. Феномен торговых центров как отражение особенностей экономики знаний // Вестник Челябинского государственного университета.-2009.- № 3 (141).
9. Саталкина Н. И., Герасимов Б. И., Терехова Г. И. Экономика торговли: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2010. – 232 с.
10. Экономическая оценка инвестиций: Учебник для вузов. 4-е изд.,/ Под ред. М. И. Римера. – Спб.: Питер, 2011. – 416с.