Под торгово-технологическим процессом понимается система мероприятий, представляющих собой комплекс операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли, а через них – до потребителей.
Функционирование предприятия розничной торговли и выполнение основных функций по движению товаров и услуг до конечного потребителя обеспечивается циклическим выполнением ряда взаимосвязанных и последовательных технологических процессов при оптимальных затратах ресурсов и высокой культуре торгового обслуживания. Торговля является одной из главных сфер жизнеобеспечения человека. Грамотная организация торгового процесса является основной задачей торгового процесса.
Отсюда открывается актуальность выбранной темы курсовой работы «Организация деятельности универсального предприятия розничной торговли: гипермаркет «Ашан», так гипермаркет на современном этапе развития торговли, занимает большую долю товарооборота в розничной торговле.
Это связано с тем, что такое предприятие может полностью удовлетворить потребности покупателей. В гипермаркете имеется возможность приобрести различные продовольственные и непродовольственные товары.
В универсальных магазинах такого типа представлен универсальный ассортимент по доступным ценам, преимущественно по форме самообслуживание, что позволяет сэкономить такие ресурсы покупателей, как время и деньги.
Цель данной курсовой работы заключается в проведение исследования организации, технологии и проектирование предприятия торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику гипермаркета;
исследовать организацию торгового процесса;
изучить организацию технологического процесса;
рассмотреть организацию хозяйственных связей и операций по поставкам товаров;
охарактеризовать процессы товародвижения и товароснабжения.
В качестве объекта исследования данной курсовой работы выбрано универсальное предприятие розничной торговли – гипермаркет «Ашан».
Предметом исследования – процесс организации торгового и технологического процесса в гипермаркете.
Курсовая работа состоит из пяти глав, в которых дается подробное изложение организации хозяйственной деятельности предприятия торговли.
В первой главе дается общая характеристика гипермаркета «Ашан», рассматривается организационно-правовая форма и организационная структура управления предприятием, вид и тип предприятия торговли, месторасположение, конкурентные преимущества.
Во второй главе дается подробное описание торгового процесса, основные операции, состав торговой площади предприятия, используемое торговое оборудование.
В третьей главе рассматривается процесс организации технологического процесса, где представлены все возможные варианты схем технологического процесса, а также состав технологических помещений на предприятии.
Четвертая глава предполагает оценку поставщиков товаров с помощью ряда критериев: технических, организационно-экономических и психологических.
В пятой глава оценивается организация товародвижения и товароснабжения гипермаркета, рассматривается взаимосвязь данных понятий, характеризуется форма товароснабжения, способы доставки и виды маршрутов.
В процессе исследования использованы общие методы исследования: наблюдение, системный анализ,а также маркетинговые методы и инструменты. Анализ практических материалов произведен с использованием методов группировки, выборки, сравнения и обобщения.
Методологической и теоретической основой дипломного проекта послужили работы зарубежных и российских авторов в области функционирования сбытовой деятельности: Бланка И.А., Басовского Л.Е., Валевича Р.П., Егорова В.Ф., Ильина А.И.., Качалиной Л.Н., Коптяевой О.Н., Кардашова В., Отскочной З.В, Раицкого К.А., Фатхутдинова Р.А. и др.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Характеристика предприятия торговли 6
Глава 2 Организация торгового процесса 13
Глава 3 Организация технологического процесса 28
Глава 4 Организация хозяйственных связей и операций по поставкам товаров 33
Глава 5 Организация товародвижения и товароснабжения предприятия торговли 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
В ходе курсовой работы была рассмотрена организация торговли универсального предприятия торговли – гипермаркета «Ашан-Лето».
Магазин располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. «Ашан - Лето» занимается розничной торговлей.
К основным торговым функциям «Ашан - Лето» следует отнести: изучение покупательского спроса на товары; формирование ассортимента товаров; организацию закупок и завоза товаров; оказание торговых услуг покупателям; рекламирование товаров и услуг.
В ходе рассмотрения характеристики гипермаркета «Ашан-Лето» было выяснено, что организационная структура компании построена по территориальному принципу. Это абсолютно логично, если учесть, что распределенность представительств компании идет по всей европейской части России. Территориальная структура управления имеет ряд преимуществ. Во-первых, четко определены обязанности каждого из отделов. Персонал будучи единственным представителем фирмы на данной территории, несет полную ответственность за все успехи и недостатки по своему направлению на ней. Во-вторых, такая ответственность побуждает персонал множить и укреплять деловые и личные связи с местными деятелями рынка. Связи эти способствуют как росту эффективности работы персонала, так и его личному обогащению. В-третьих, снижаются временные затраты на решение оперативных проблем и ускоряется процесс регулирования отношений между деловыми партнерами.
Главными конкурентами гипермаркета «Ашан-Лето» являются сети гипермаркетов «Карусель», «О’кей», «Лента» и «Метро». Главные поставщики гипермаркета – компания «Микоян», ЗАО «Респект»» и ЗАО «Ярмарка». Сравнивая их, было выяснено, что самые равномерные поставки у компании «Микоян». Самые ритмичные поставки оказались у ЗАО «Ярмарка». Была проведена оценка основных поставщиков экспертным методом, по итогам которой ЗАО «Ярмарка» получило наивысший средний балл. Был рассмотрен ассортимент гипермаркета «Ашан-Лето» по товарным группам и подгруппам. Так же было выяснено, что по сравнению с прошлым годом, товарооборот по каждой товарной группе увеличился, а следовательно, увеличилась и прибыль от реализации товара. Все это говорит о том, что гипермаркет «Ашан-Лето» стабильно держится на рынке, несмотря на множество конкурентов. Были рассчитаны коэффициенты установочной и экспозиционной площади, которые указали на то, что планировка магазина является рациональной, а используемое оборудование – эффективным. В ходе курсовой работы были рассмотрены торговый и технологический процесс в гипермаркете «Ашан-Лето». На предприятии розничной торговли «Ашан-Лето» организован централизованный завоз товаров, который позволяет организовать планомерный завоз товаров в соответствии с утвержденными графиками, маршрутов, а так же возложить ответственность за доставку товаров в магазины на поставщиков или транспортные предприятия. Так как магазин является отдельностоящим зданием, и имеет помещения для приемки и хранения товара, то поставка товара осуществляетсяраз в неделю.
Проведя анализ, было выяснено, что эффективность торговли можно повысить за счет:
эффективного размещения товаров в торговом зале или их выкладки на оборудовании;
проведения различных акций, привлекающих внимание клиентов;
расширения ассортимента товара;
хорошей рекламы магазина;
качественного обслуживания.
При помощи рассмотренных данных и необходимых расчетов, ходе курсовой работы была спроектирована организация торговли универсального торгового предприятия и даны рекомендации по эффективности его работы. Но в условиях жесткой конкуренции в настоящее время недостаточно иметь качественный продукт и определить каналы распределения, необходимо постоянно искать новые пути совершенствования своей деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что анализ гипермаркета и эффективность его деятельности можно произвести, только анализируя ряд процессов, которые в совокупности и образуют деятельность предприятия. В ряд этих процессов входят и внутренние операции торгового и технологического процессов и «внешние взаимосвязи»: организация работы с поставщиками и посредниками, которые оказывают непосредственное влияние на работу предприятия.
1. ГОСТ Р-51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий».
2. ФЗ № 381-фз от 28.12.2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».
3. Правила торговли (Российское законодательство) – Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, с изменениями.
4. Абушинова Б.В. Методика оценки финансового состояния // Справочник экономиста. 2010. № 10 (88) - 42 с.
5. Аканов А. Управление складскими запасами // Торговый эксперт. 2007. – №3 - с. 15.
6. Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело. - М.: Инфра-М, 2004. - 314 с.
7. Варламова Е.Н. Организации оптовой торговли: содержание деятельности и особенности бухгалтерского учета / Е.Н. Варламова // Аудиторские ведомости. – 2013. - № 8.
8. Егоров В.Ф. Организация, технология и проектирование предприятий торговли : учеб. для высш. учебных заведений / В.Ф. Егоров – СПБ. : Первый класс, 2012. – 415 с. – ISBN 978-5-903984-34-8.
9. Кардашов В. Мотивация персонала: теория и практика // Человек и труд. 2012. № 10. С. 24.
10. Коптяева О.Н. Планирование сбытовой деятельности в организациях на логистической основе. // Вопросы экономических наук, 2008.№ 12 – 27 с.
11. Мартыненко Г. Особенности формирования ассортимента//Бизнес и Ваш супермаркет. – 2006. – №5 – 12 с.
12. Николаева Т. И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли. //Маркетинг в России и за рубежом, 2005. № 4 – 34 с.
13. Плахов Л.В., Захаркина Н.В. Оценка внутренних ресурсов предприятия в условиях кризиса // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 20 (185) – 15 с.
14. Поляков В. Ассортимент магазина//Эксперт. – 2008. – №12 – 32 с.
15. Романенко И. В. Экономика предприятия– Москва: Финансы и статистика,2011- 352 с.
16. Сергеев И. В. Экономика организации - Москва: Юрайт,2012- 671 с.
17. Соколова Л.С. Финансовое состояние предприятия: оценка и моделирование механизма управления // Справочник экономиста. 2011. № 9 (87) – 14 с.
18. Соломатин А. Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2003. - 292 с.
19. Тычинский А. В. Организация и управление на предприятии– Ростов на Дону: Феникс,2010– 475 с.
20. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Эксмо, 2012 – 95 с.
21. Федоров, А. Формирование товарного ассортимента//Современная торговля. – 2008. – №3.
22. Федорович Т.В. Методические аспекты обоснования эталонных значений финансовых показателей для анализа консолидированной отчетности // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 19 – 18 с.
23. Чалдаев Л. А. Экономика предприятия - Москва, 2011– 348 с.
24. Чуев И. Н., Чуева Л. Н. Экономика предприятия –Москва: Юрайт, 2010- 416 с.
25. Шевчук Д.А. Ценообразование, учебное пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008 - 129 – 131 с.
26. Шрайбфедер Д. Эффективное управление запасами (3-е издание): учеб. пособие. – М.: издательство Альпина Бизнес Букс, 2014 – 76 с.
27. Шуляк П.Н. Ценообразование: учебно-практическое пособие. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К» , 2008 - 196 с.
28. Яковлева И.Н. Разработка финансовой стратегии компании: методика проведения анализа // Справочник экономиста. 2015. № 9 (87) – 40 с.
29. Ашан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://auchan.ru:8081/ru
30. ToShop[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.toshop.ru/