Введение. 2
1 Теоретико-методологические основы управления ассортиментом. 4
1.1 Понятие и характерные черты ассортимента товаров. 4
1.2 Управление ассортиментом товаров и факторы, влияющие на его формирование 8
1.3 Показатели ассортимента и их характеристика. 13
2 Анализ деятельности ООО «Гризли Дайнер». 17
2.1 Общая характеристика фирмы.. 17
2.2 Анализ управления товарным ассортиментом фирмы.. 19
2.3 Оценка эффективности деятельности ООО «Гризли Дайнер». 25
3 Направления повышения эффективности управления ассортиментом. 31
3.1 Разработка рекомендаций по решению проблем управления ассортиментом. 31
3.2 Оптимизация размера товарного ассортимента магазина. 34
Заключение. 37
Список используемой литературы.. 39
Приложение А — Расчет влияния факторов на товарооборачиваемость ООО «Гризли Дейнер». 41
Приложение Б — Совмещение АВС — XYZ –анализов. 43
1.1 Понятие и характерные черты ассортимента товаров
Ассортимент товаров - это набор товаров, которые объединены по какому-либо или совокупности признаков (ГОСТ Р 51303-99). То есть, ассортимент продукции - это система отдельных составляющих, которые объединены в группировки по одному частному признаку. Этот термин произошёл от французского слова «assortiment», что значит подбор различных видов и сортов продукции.
Вместе с этим термином в отечественной и международной практике используется понятие товарная номенклатура - это список однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения [12, с. 89].
У ассортимента товаров есть такие характеристики как свойства и показатели.
Свойство ассортимента - это особенность ассортимента, которая проявляется при его создании и реализации.
Показатель ассортимента - это количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измеряется число групп, подгрупп, видов и наименований товаров [22, с. 52].
...
1.2 Управление ассортиментом товаров и факторы, влияющие на его формирование
Для сбыта продукции необходимо постоянное наличие в торговых компаниях товарных запасов. Формирование нужной величины товарных запасов дает возможность торговой компании поддержать устойчивость ассортимента продукции, проводить определенную ценовую политику, увеличивать уровень покрытия спроса клиентов. Для этого необходим для каждой компании оптимальный уровень и достаточная широта ассортиментных позиций товарных запасов.
По своему назначению товарные запасы, которые формируются в торговых компаниях, делят на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза [10, с. 89].
Основная масса - товарные запасы текущего хранения. Они нужны для поддержки бесперебойной продажи продукции в текущем периоде. Их надо регулярно увеличивать.
...
1.3 Показатели ассортимента и их характеристика
Для ассортимента продукции характерны широта, глубина, полнота, уровень обновления, структура, устойчивость.
Широта ассортимента - число изделий различного назначения.
Глубина ассортимента - число разновидностей конкретного вида изделий, число позиций в каждой группе товаров.
Уровень обновления ассортимента - удельный вес новых изделий в общем объеме, который поступил в продажу.
Структура ассортимента описывается удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота.
Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия продукции в торговой точке сформированному ассортиментному перечню.
Коэффициент полноты ассортимента (Кп) определяется как отношение фактического числа разновидностей продукции во время проверки (Рф) к числу разновидностей продукции, что предусмотрен ассортиментом (Рн) (2) [27, с.
...
2.1 Общая характеристика фирмы
Grizzly Bar&Diner – настоящие американские рестораны с мясными блюдами в меню, аутентичными алкогольными и вкуснейшими безалкогольными коктейлями; все это большими порциями и, несомненно, с отличным сервисом.
Работаем в двух форматах: Grizzly Bar и Grizzly Diner.
Grizzly Bar – это ресторан-бар с атмосферой подлинно-американского бара, с вечеринками и лучшими ди-джеями в выходные.
Концептуальный, уютный и комфортный - в насыщенном интерьере используется много темного дерева, есть кирпичная кладка, на стенах размещены различные предметы, вещи, дорожные знаки, спортивная атрибутика, таблички, картинки, постеры времен Америки 50-80-х годов прошлого века и все, что позволяет ощутить присутствие старого доброго американского духа.
Меню ресторана: большие порции – умеренные цены.
...
2.2 Анализ управления товарным ассортиментом фирмы
Обеспеченность товарным ассортиментом определяют по средствам отношения в сопоставимых суммах товарных ресурсов к общему объёму товарооборота. Получается коэффициент обеспеченности, который демонстрирует, какой объем приходится товарных запасов на 1 рубль товарооборота.
Сегодня компания производит свыше 15 наименований хлебобулочной продукции и мясных блюд. Выпуск блюд зависит от того, сколько будет принято заказов от «Гризли Дайнер». Выпуск хлебобулочных и мясных изделий идет по принятым заявкам. Они приходят от заведующего производством, и выдается задание на смену пекарям, поварам). После окончания своей смены бригадир заполняет соответствующие бумаги по приходу, расходу сырья и все бумаги передаются экспедитору, которые непосредственно доставляют готовые блюда заказчику. В таблице ниже указан ассортимент продукции.
...
2.3 Оценка эффективности деятельности ООО «Гризли Дайнер»
Далее в таблице указаны ключевые финансовые результаты работы ООО за 3 последних года.
Таблица 8 - Анализ результатов деятельности ООО «Гризли Дайнер»
Показатель
Значение показателя, тыс. руб.
Изменение показателя
Средне-
годовая
величина, тыс. руб.
2011
2012
2013
тыс. руб.
(гр.4 - гр.2)
± %
((4-2) : 2)
1. Выручка от реализации
762 185
1 083 877
1 012 513
+250 328
+32,8
952 858
- включая: выручка от реализации на экспорт
762 185
1 083 877
1 012 513
+250 328
+32,8
952 858
2. Затраты по обычным видам деятельности
623 100
902 820
849 538
+226 438
+36,3
791 819
3. Прибыль (убыток) от реализации (1-2)
139 085
181 057
162 975
+23 890
+17,2
161 039
4. Прочие доходы
434 990
773 390
1 356 289
+921 299
+3,1 раза
854 890
5. Прочие затраты
430 248
829 577
1 354 567
+924 319
+3,1 раза
871 464
6. Прибыль (убыток) от прочих операций (4-5)
4 742
-56 187
1 722
-3 020
-63,7
-16 574
3.1 Разработка рекомендаций по решению проблем управления ассортиментом
Действующие сегодня способы определения списка позиций и соответствующих объемов реализуемой продукции с некоторой долей условности можно поделить на две группы:
- классический (традиционный) подход;
- решение на основе маржинальной прибыли.
Классический, традиционный подход подразумевает поиск рационального ассортимента продукции по критерию максимизации прибыли. Данный метод частично применяется в случае планировании ассортимента в ООО. Вместе с тем применяются методы линейного программирования, к примеру, симплекс-метод.
Так, во время изучения ассортимента стало понятно, что самая большая часть прибыли торговой организации - прибыль от сбыта группы «люля-кебаб» (41%). К тому же, большую долю прибыли дает готовка наггетсов и булочек для сэндвичей (23 и 20% соответственно).
...
3.2 Оптимизация размера товарного ассортимента магазина
Для определения неходовых, залежалых блюд надо: проанализировать возможность снижения по ним торговой надбавки.
По результатам учета, сумма товарных запасов на начало 2014 года была равна 280,30 тыс. руб. Товарооборачиваемость в среднем за год была равна 14 дней или 26,65 оборотов. С помощью опроса торговых работников и по информации кухни было обнаружено, что сумма неходовых блюд равна 425 тыс. руб., большая доля которых - это продукты питания.
При инфляции подобная ситуация ведет к тому, что компания на самом деле извлечет только часть стоимости реализованной впоследствии блюд.
К примеру, что средний срок нахождения залежалых товаров 12 месяцев. Цены за это время увеличилась на 12%. То есть, выплата 425 тыс. руб. на начало 2015 года равна уплате 379,46 руб. (425:1,12) в реальном измерении. Следовательно, реальная потеря выручки из-за инфляции будет равна 45,54 тыс. руб. (425-379,46).
...
Заключение
Ассортимент продукции - это система отдельных элементов, которые объединяются в группировки по одному частному признаку. Ассортиментная характеристика показывает характерные различия между продукцией разных видов и названий и предназначена для покрытия спроса клиентов.
Ассортиментная политика - общие намерения, возможности и ключевые пути, которые формулируются высшим руководством компании в сфере ассортимента.
Цель компании в сфере ассортимента - разработка действительного и/или прогнозируемого ассортимента, который по максимуму приближен к оптимальному, для покрытия различных потребностей и извлечения запланированной прибыли.
Формирование ассортимента - работа по составлению набора продуктов, что удовлетворяют действительные или прогнозируемые потребности, а также помогают достичь целей, которые поставлены руководством компании.
...
1. Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. – М., Прогресс, 2012. – 254с.
2. Бланк И.А. Торговый менеджмент. - М.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2011. - 408с.
3. Бланк И.А. Управление торговым предприятием.-М.: Ассоциация авторов и издателей. Тандем, 2012. - 416с.
4. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника-Центр, Эльга, 2011. – 452 с.
5. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта– М.: Финансы и статистика, 2012.
6. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. М, ИНФРА - М, 2011. –256с.
7. Брагина С.С., Данько К.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. – СПб: Питер, 2012. - 301 с.
8. Волгин, В.В. Склад: организация и управление / В.В. Волгин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013. – 400 с.
9. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М., 2011. – 254с.
10. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России: коммерция и технология торговли.-М.: Издательство торговая корпорация «Дашков», 2012.-1048с.
11. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для ВУЗОВ.-СПб.:Питер, 2012.-352с.
12. Зайцев, Н.Л. Экономика предприятия: учебное пособие /Н.Л. Зайцев. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 336 с.
13. Зубкова И.Н. Организация торговли непродовольственными товарами: Учебное пособие.-М.:Дашков и Ко, 2011. - 217с.
14. Ильин, А.И. Планирование на предприятии / А.И. Ильин. – М., 2011.
15. Климин А.И. Стимулирование продаж.-М.: Вершина, 2012. - 272с.
16. Коновалова Т.Ю. Ассортимент и качество / Т.Ю. Коновалова. – М., 2012.
17. Организация и технология торговли: учебник/С.Н. Виноградова. - М,2012.-479с.
18. Памбухчиянц В.К. Коммерческая деятельность. - М.; 2012. - 412 с.
19. Памбухчиянц В.К. Организация, технология проектирование торговых предприятий. - М.; 2012. - 320 с.
20. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Коммерческая деятельность.-М.: Информационно-вычислительный центр «Маркетинг», 2011. - 250с.
21. Плеханов Г.В. Торговое дело. - Москва, 2011. – 452с.
22. Покровский А.И. Экономика торговли. – М., 2012. – 354с.
23. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. – М.: ИНФРА – М, 2012. – 257с.
24. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации - М.:изд. Экзамен, 2012. – 320с.