Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений формирование ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Формирование охватывает все основные сферы его производственно–хозяйственной деятельности – сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны.
Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.
Отсюда вытекает необходимость увязки формирования ассортимента с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке. Формирование ассортимента – это первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия фирмы на рынке.
Степень разработанности научной проблемы. Различные аспекты проблемы управления товарным ассортиментом были рассмотрены в трудах ученых–экономистов: Багиева Г.Л., Бадалова Л.М., Бегучева А.П., Беспятых В.И., Брылевой В.Ф., Гейлер Г. В., Дунаева П.П., 'Киртбая Ю.К., Иванова В.И., Шлеленко JI.A., Юрчишина В. И. и других. Методы управления товарным ассортиментом в разные годы были описаны в работах ученых–экономистов Кудряшова В.И., Медузова B.C., Морозова Н.М., Зинченко А.П., Симонова А.П. и других.
Современное развитие рыночной экономики требует продолжения теоретического осмысления и практической реализации новых задач, связанных с оптимизацией производимого и продаваемого ассортимента хлебобулочной продукции.
Анализ теории и практики вопроса показал, что в сфере управления товарным ассортиментом существует значительная неопределенность. Специфика научных работ, в которых акцент делается в большей степени на использование отдельных методик управления и формирования ассортимента, не позволяет подойти к осмыслению роли процесса управления ассортиментом, призванного повышать конкурентоспособность продукции.
Цель работы – проанализировать управление ассортиментом в условиях рыночных отношений на примере ООО «Лента».
Задачи работы:
– изучить понятие и значение управления ассортимента в условиях рыночных отношений;
– исследовать методы анализа управления ассортиментом в рыночных условиях;
– дать общую характеристику ООО «Лента» и провести анализ ассортимента шпрот и консерв;
– анализ ассортимента на примере шпрот, консерв и меры по оптимизации управления ассортиментом.
Объектом исследования является ассортимент шпрот и консерв магазина «Лента».
Предметом исследования являются проблемы оценки эффективности системы управления товарным ассортиментом в условиях рыночных отношений.
Теоретической базой послужили труды классиков экономической науки, работы отечественных и зарубежных ученых–экономистов, а также законодательные акты и решения Правительства РФ. Методологической основой исследования является диалектический метод познания. В работе применялись экономико–статистический, аналитический и экономико–математический методы исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления ассортимента в условиях рыночных отношений 5
1.1 Понятие и значение управления ассортимента в условиях рыночных отношений 5
1.2 Методы анализа управления ассортиментом в рыночных условиях 9
Глава 2. Анализ управления ассортиментом на примере шпрот, консерв из магазина Ленты 16
2.1 Общая характеристика предприятия и его ассортимента шпрот и консерв 16
2.2 Анализ ассортимента на примере шпрот, консерв и меры по оптимизации управления ассортиментом 22
Заключение 27
Список используемой литературы 29
В ходе АВС – анализа установлено, что 81,09 % товаров относится к группе А., 14, 11 % к группе В, и 4, 8 % к группе С.
Так, товары, отнесенные к группе А являются популярными у покупателей ООО «Лента» и приносят основную часть дохода, так за два месяца прибыль от продажи товаров группы А составила сумму в размере 511 432 рублей.
Самым прибыльным товаром для магазина являются крупные шпроты «FINE FOOD» в масле, прибыль от их продажи составляет 7, 5 % от общей прибыли, так же прибыльным является продажа тунца рубленого в масле ТМ Fortuna (Фортуна) – сумма прибыли от его продажи составляет 7, 4%.
1. Боровкова Е. Е. Проблемы формирования ассортиментной политики предприятий розничной торговли // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6 (июнь). – С. 181–185.
2. Бузукова, Екатерина Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице / Екатерина Бузукова. - М.: Питер, 2015. - 416 c.
3. Базюкина А.И. Совершенствование ассортиментной политики магазинов // Экономическая наука сегодня: теория и практика : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 июня 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 28-36.
4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. — М.: Проспект, 2016. — 320 с.
5. Гавриленко Н.И. Маркетинг: Учебное пособие / Н.И. Гавриленко. – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 194 с.
6. Дубова, Е.А. Управление персоналом в быстрорастущих компаниях [Текст]: учебное пособие.- Е.А. Дубова, С.П. Хамаганова // Справочник по управлению персоналом. — № 2. — 2015. — С. 15.
7. Гордиенко А.А. Особенности формирования ассортиментной политики розничной торговой организации // Научный журнал. 2018. №6 (29).
8. Койкова Т. Л. Экономическое содержание понятия «ассортиментная политика» // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 9 (сентябрь). – С. 168–173.
9. Козлова Г.Г. Применение ABC-XYZ-анализа для формирования ассортиментной политики вновь открывающейся компании / Г.Г. Козлова, А.В. Кулабухова // Научный журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №4–2. – С. 60–65.
10. Койкова Т. Л., Копытина Ю. А., Ральникова Е. Л. Товарный ассортимент как объект менеджмента // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 120–125.
11. Как сформировать команду для стратегических изменений [электронный ресурс] режим доступа: http://www.dist-cons.ru/modules/ManageChange/section5.html
12. Кметь Е.Б. Управление маркетингом: Учебник / Е.Б. Кметь, А.Г. Ким. – Саратов: Вузовское образование, 2016. – 284 c.
13. Кметь Е.Б. Управление маркетингом: [Текст]: Учебник / Е.Б. Кметь, А.Г. Ким. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. – 308 с.
14. Лисовский П. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети // Справочник экономиста. - 2015. - № 7. - С. 54-66.
15. Одегов, Ю. Г. Банковский менеджмент. Управление персоналом. Учебное пособие / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова, Д.А. Безделов. - М.: Экзамен, 2016. - 448 c.
16. Согачева О. В., Амбарян А. С., Бесчерева О. В. Формирование ассортиментной политики предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 551–554
17. Собко М. В. АВС–анализ как инструмент анализа результатов управления ассортиментом в категорийном менеджменте // Вопросы экономики и управления. — 2018. — №1. — С. 22–25.
18. Сысоева, Светлана Категорийный менеджмент. Курс управления ассортиментом в рознице (+ электронное приложение) / Светлана Сысоева , Екатерина Бузукова. - М.: Питер, 2016. - 400 c.
19. Управление организацией: Учебник / А.Г. Поршнев, Г.Л. Азоев, В.П. Баранчеев; Под ред. А.Г. Поршнева и др. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – С. 9
20. Экономический анализ: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский; Под ред. Л.Е. Басовского. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – С.56