Введение 3
1. Теоретические аспекты качества товара 5
1.1 Понятие качества товара 5
1.2 Методы оценки качества товаров 9
1.3 Лабораторные методы исследования качества 14
2. Оценка качества светлых сортов пива лабораторными методами 19
2.1 Характеристика качественных показателей товаров 19
2.1 Оценка качества образцов светлого пива лабораторными методами 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
1.1 Понятие качества товара
Под качеством товаров понимается совокупность свойств, обусловливающих их пригодность для удовлетворения определенных потребностей человека в соответствии с назначением. Применительно к продовольственным товарам к таким свойствам относятся те, которые дают возможность использовать товары как продукты питания. Качество товара зависит от комплекса присущих ему свойств, а также от соответствия его определенным требованиям.
В процессе оценивания качества товара берутся к вниманию также экологические показатели, свидетельствующие о возможных отрицательных следствиях (вредные примеси, излучение), что могут сопровождать его потребление. Как правило, эти показатели выражают требования, выполнение которых обеспечивает рациональное взаимодействие между деятельностью человека и окружающей средам.
Для оценивания степени безвредности изделия для человека во время его потребления (эксплуатации) применяются показатели безопасности.
...
1.2 Методы оценки качества товаров
В зависимости от средств анализа и измерения показатели качества определяют органолептическим, инструментальным (лабораторным), а также экспертным, измерительным, регистрационным, расчетным или социологическим методами (рис. 1.1).
Рис. 1.2.1 Методы оценки качества товаров
Органолептический метод — это метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств — зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Точность и достоверность такой оценки зависят от квалификации, навыков и способностей работника, а также от условий проведения анализа. Достоинства органолептического метода: дешевый, быстрый, доступный, а недостатком является субъективность (неточность) [11, c. 54].
В определении качества пищевых продуктов важную роль играет зрение (зрительные ощущения). Оценка осуществляется в определенной последовательности и при соблюдении необходимых условий.
...
1.3 Лабораторные методы исследования качества
Измерительные или инструментальные методы исследования, которые еще называют лабораторными, применяют для определения химического состава, доброкачественности, физических свойств продуктов, а также для изучения процессов, происходящих при хранении. Эти методы требуют использования определенных приборов и химических реактивов. Измерительные методы обязательно применяются при сертификации продовольственных товаров.
Таблица 1.3.1
Достоинства и недостатки измерительных методов
Достоинства
Недостатки
Полученные результаты выражаются конкретными величинами, отличающимися большой точностью.
Длительное исследование, необходимость использования специальных приборов, реактивов, квалифицированных кадров
Измерительные методы не исключают органолептический метод оценки качества. Наиболее объективная оценка качества может быть дана только при сочетании органолептического и измерительного методов исследования качества [13, c. 19].
...
2.1 Характеристика качественных показателей товаров
Рассмотрим 4 образца светлого пастеризованного пива («Жигулёвское», «Бочкарёв», «Крушовице», «Амстел»).
Таблица 2.1.1
Идентификация маркировки образцов светлого пастеризованного пива
Инф-я
Образцы
«Жигулёвское»
«Бочкарёв»
«Крушовице»
«Амстел»
1
2
3
4
5
Наименование и тип пива
Жигулёвское светлое пастеризованное
Бочкарёв светлое пастеризованное
Крушовице светлое пастеризованное
Амстел светлое пастеризованное
Наименование и местонахождение изготовителя
Произведено ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен». Юридический адрес: Россия, 193230, г. Санкт- Петербург, ул. Тельмана, д. 24
Адрес производства: Филиал «ПАТРА». 620216, г. Екатеринбург, п. Совхозный, ул. Предельная, 57, тел (343) 267-95-38
Товарный знак изготовителя
Величина экстрактивности начального сусла, в %
11%
10,5%
10,3%
11,2%
Минимальная величина объемной доли этилового спирта
4%
4,7%
4,2%
4,6%
Дата розлива
25.02.2016
02.03.2016
05.02.2016
28.02.
...
2.2 Оценка качества образцов светлого пива лабораторными методами
По физико-химическим показателям светлое пиво должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 51174-98[3], указанным в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Физико-химические показатели светлого пива [21, c. 74]
Наименование показателя
Экстрактивность начального сусла, %
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Объемная доля спирта, %, не менее
2,8
3,2
3,6
4,0
4,5
4,7
4,8
5,4
5,8
6,2
6,6
7,1
7,9
8,2
8,6
9,4
Кислотность, к. ед.
1,0-2,5
1,5-2,6
1,9-3,2
2,4-3,6
3,0-4,5
3,0-5,0
Цвет, ц. ед.
...
Заключение
Итак, качество пива оценивают по органолептическим и физико-химическим показателям, в соответствии с ГОСТ Р 51174-98. К органолептическим показателям относят: прозрачность, аромат, вкус.
Объектами экспериментального исследования являлись четыре образца пива, изготавливаемые на заводе: «Жигулевское» пастеризованное, «Крушовице» светлое, «Бочкарев» светлое пастеризованное, Амстел пастеризованное.
На первом этапе товароведной экспертизы проводился анализ на соответствие информации, указанной на маркировке пива требования ГОСТ Р 51074-2003 и ГОСТ Р 51174 – 2009. Маркировку исследуемых образцов пива мы проанализировали по данным, нанесенным на упаковку. Маркировку продукции определяли по ГОСТ Р 51074 - 2003. «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования».
Оценка физико-химических показателей пива проводилась согласно следующим нормативным документам: ГОСТ 12789 - 87. «Методы определения цвета», ГОСТ 12788 - 87. «Методы определения кислотности».
...
1. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.
2. ГОСТ Р 51154-98 Пиво. Методы определения двуокиси углерода и стойкости
3. ГОСТ Р 51174-98. Пиво. Общие технические условия
4. Боровикова Л.А., Гримм А.И., Дорофеев А.Л. и др. Исследование продовольственных товаров. Учебное пособие. — М.: Экономика, 2010. — 336 с.
5. Варакута С.А. Управление качеством продукции: учеб. пособие для вузов / С.А. Варакута. - М.: РИОР, 2012.- 109 с.
6. Германова Л. М. Экспертиза качества пива. Методическое руководство МВШЭ.МР-017-2013/ М.: Московская высшая школа экспертизы, 2013 г.
7. Гиссин, В.И. Управление качеством /В.И. Гиссин. М.: ИКЦ "МарТ", 2013. -400 с.
8. Гличев, А.В. Основы управления качеством продукции / А.В. Гличев. М.: РИА "Стандарты и качество", 2011. - 424 с.
9. Грундке Г. Основы общего товароведения. - М.: Экономика, 2012. – 315 с.
10. Ермолаева Г. А.,. Колчева Р. А Технология и оборудование производства пива и безалкогольных напитков. М.: Академия, 2010 г.
11. Красовский П.А., Ковалев А.И., Стрижов С.Г. Товар и его экспертиза. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 240 с.
12. Ляшко А.А., Ходыкин А.П., Волошко Н.И., Снитко А.П.. Товароведение, экспертиза и стандартизация: учебн. для вузов / под ред. Ходыкин А.П. - М.: Дашков и К, 2009. - 668 с.
13. Максимчук Т.П. Контроль качества продукции (товара) / Т.П. Максимчук // Планово - экономический отдел.- 2008. -3 5. - с. 19-27.
14. Меледина Т. В,. Дедегкаев А и др.. П Технология пивного сусла/ М.: Феникс, 2008 г
15. Меледина Т. В. Сырье и вспомогательные материалы в пивоварении/ М.: Профессия, 2012
16. Методы управления затратами и качества продукции: учеб. пособие для вузов / В.Э. Керимов, Ф.А. Петрище, П.В. Селиванов и др. - М.: Маркетинг, 2012. - 108 с.
17. Нечаев А. П., Шуб И. С., Аношина О. М. и др. Технология пищевых производств/ А. П. Нечаев. – М.: КолосС, 2005. – 768 с.
18. Никифоров А.Д. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / А.Д. Никифоров - М.: Дрофа, 2004. - 720 с.
19. Пересветов Ю.В., Чадина О.В., Флягина Т.А. Товароведение, стандартизация и экспертиза товаров. Лабораторный практикум для студентов направлений бакалавриата: «Экономика», «Менеджмент», «Торговое дело». – М.: МИИТ, 2011. – 67 с
20. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебник / Под ред. проф. Л.Г. Елисеевой. – М.: МЦФЭР, 2006. – 800 с.
21. Хасанова Д. Т., Аскаров И. Р. Химические анализы при сертификации и классификации пивных продуктов // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 74-76.
22. Э. Ли, Дж. Пигготта Спиртные напитки. Особенности брожения и производства/М.: Академия, 2010