Актуальность темы данной работы заключается в том, что благодаря стремительному развитию информационных технологий в современной экономике произошло множество изменений, одним из самых значимых среди которых, вероятно, стало возникновение явления, получившего название «электронная торговля». В настоящее время электронная торговля – вполне сформировавшийся рынок, развивающийся по общим экономическим законам и имеющий свою историю.
Интернет как новая экономическая реальность за счет всех своих преимуществ, дает возможность существенно повысить эффективность осуществления хозяйственной деятельности сразу на трех уровнях: обособленных хозяйственных единиц, экономик отдельных стран, всей мировой экономической системы. Число возможных направлений использования Интернет в хозяйственной деятельности практически безгранично. Среди них можно выделить следующие: розничная интернет-торговля; торговля между предприятиями и организациями; финансовые расчеты; торговля между конечными потребителями; организация международных бирж, аукционов, выставок, тендеров; маркетинг, в том числе прямой; эффективная узконаправленная реклама; удаленный подбор и найм персонала; коммуникация на основе Интернет-технологий, в том числе ip-телефония и видеоконференции; удаленные юридические консультации; справочно-информационные услуги; бронирование авиабилетов, железнодорожных билетов, гостиничных номеров; интерактивное теле- и радиовещание; дистанционное обучение и т.д.
Зарождающаяся на основе Интернет виртуальная экономика представляет собой новый качественный этап развития реальной экономики, новую более эффективную информационно-экономическая среду для осуществления хозяйственной деятельности. У России появляется шанс на восстановление своей разрушенной экономики и полноправное вхождение в глобальное информационное сообщество, путем своевременного внедрения в существующие бизнес-процессы Интернет-технологий. Эти технологии помимо существенного повышения эффективности хозяйственной деятельности, предоставляют реальную возможность активизации регионального и международного сотрудничества между различными экономическими субъектами, а также привлечения иностранных инвестиций в российские Интернет-проекты, уже вызывающие большой интерес со стороны венчурных фондов и банков. В этих условиях остро встает проблема адаптации российской экономики к условиям Интернет-среды, своевременно осуществить которую будет возможно лишь в случае широкого осознания ее перспективности и глубокого понимания ее сущности и особенностей, по сравнению с традиционной экономической средой.
Цель исследования данной работы – изучение электронной торговли как фактора развития мировой экономики на современном этапе.
1. Понятие и формы организации электронной торговли
1.1. Понятие и сущность электронной торговли
На начальном этапе изучения электронной коммерции в качестве синонимов этого понятия активно использовались термины «электронный бизнес» (electronic business) и «электронная торговля» (cybertrade, electronic trade, e-tailing). Однако в настоящее время большинство специалистов говорят о том, что эти термины обозначают различные явления: самым широким понятием из вышеприведенных является электронный бизнес, он включает в себя электронную коммерцию, частный случай которой представляет собой электронная торговля и, таким образом, является самым узким из рассматриваемых понятий.
Наиболее удачные определения электронного бизнеса звучат следующим образом:
1. Электронный бизнес – это любой процесс, который коммерческая организация осуществляет посредством компьютерных сетей.
2. «Электронный бизнес – это совокупность различных бизнес-процессов, в которых применение Интернета и связанных с ним телекоммуникационных сетей, информационных и компьютерных технологий является необходимым условием для осуществления и обеспечения одной или нескольких стадий предпринимательской деятельности».
3. «Электронный бизнес – соединение наиболее важных систем решения коммерческих задач с клиентурой непосредственно через Internet, внешние и внутренние корпоративные сети».
Дефиниции электронной коммерции отличаются друг от друга значительно сильнее. Для удобства анализа их можно условно классифицировать в зависимости от расставленных в них акцентов.
К первой категории относятся определения, в которых электронная коммерция рассматривается в первую очередь как деятельность. Одна из самых лаконичных дефиниций данной группы содержится в Совместном заявлении по вопросам электронной коммерции комиссий Советов по торговле и промышленности США и Японии, согласно которой электронная торговля может быть определена просто как торговля, проводимая через электронный механизм коммуникации. Если говорить о российской экономической литературе, в качестве примера можно привести определение из учебного пособия по электронной коммерции под редакцией Л.А. Брагина, в котором под электронной коммерцией понимают «коммерческую деятельность в любой сфере бизнеса, осуществляемую с помощью информационных и телекоммуникационных технологий и систем» .
В отличие от вышеприведенных дефиниций определения второй группы трактуют электронную коммерцию как совокупность сделок. Например, в докладе по налогообложению электронной коммерции Министерства финансов Индии, обнародованном в сентябре 2001 года, Индийская ассоциация компаний – производителей программного обеспечения «NASSCOM» расшифровывает электронную коммерцию как «сделки, в которых и оферта, и акцепт производятся с помощью электронных средств связи» . С.К. Ильичев приводит определение, в соответствии с которым «под электронной коммерцией... подразумеваются любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей».
Рассматривается электронная коммерция или торговля в настоящее время рынок, который развивается по общим экономическим законам и имеет свою специфику. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. – СПб: Питер, 2014. – 336 с.
2. Богдановская И.Ю. Электронное государство. // Общественные науки и современность. – 2015. – №6. – С. 6-15.
3. Борщев В.Г. Становление и развитие предпринимательской деятельности в интернет-экономике. – СПб: Питер, 2012. – 367 с.
4. Бритков З., Смольянинов В. Электронный бизнес и наше будущее. // Консультант директора. – 2014. – №2. – С. 45-53.
5. Бройдо, В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник. – СПб: Питер, 2012. – 704 с.
6. Быков В.А. Электронный бизнес и безопасность. – М.: Академия, 2013. – 200 с.
7. Васильева Н.М. Налогообложение электронной коммерции. – М.: Норма, 2013. – 320 с.
8. Васильева Н.М. Правовое регулирование электронной коммерции в Российской Федерации. // Сборник статей студентов и аспирантов МГЮА по итогам Международной научно-практической конференции «Традиции и новации в российском праве». – М., 2014. – С. 19-24.
9. Ведерников Д.Ю. WEB-сайт как зеркало развития электронной торговли. // Менеджмент и бизнес. – 2014. – №11. – С. 35-46.
10. Вознесенская А. Объемы и темпы роста электронной торговли в России. // Курьер печати. – 2015. – №24. – С. 18-24.
11. Воронин В.П. Мировое хозяйство и экономика стран мира. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 236 с.
12. Воронов В. Мошенничество в электронной коммерции: формы проявления и способы предупреждения // Маркетинг. – 2015. – №1. – С. 101-114.
13. Воронов В. Организация электронной коммерции. // Маркетинг. – 2015. – №3. – С. 81-93.
14. Воронов В.И. Электронная коммерция и бизнес-интернет. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. – 365 с.
15. Гагарин А.П. Основы электронного бизнеса. – СПб: Питер, 2011. – 184 с.
16. Голенищев, Э.П. Информационное обеспечение систем управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 352 с.
17. Дергачев В. А. Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 367 с.
18. Ильичев С.К. Особенности налогообложения в сфере электронной коммерции. – М.: Маркет ДС, 2013. – 312 с.
19. Кавторева Я. Интернет магазин. Организация, налогообложение, учет. – М.: Фактор, 2013. – 119 с.
20. Киселев Ю.Н. Электронная коммерция. – СПб: Питер, 2012. – 631 с.
21. Козье Д. Электронная коммерция. – М.: Просвещение, 2011. – 288 с.
22. Коротких С.С. «Победная поступь» электронной коммерции // E-commercial. – 2015. – № 11. – С. 56-57.
23. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 605 с.
24. Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: Проспект, 2013. – 648 с.
25. Мелешко И.П. Специфика налогообложения электронной коммерции. – М.: Проспект, 2014. – 346 с.
26. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес. – М.: КНОРУС, 2012. – 645 с.
27. Никитина И.В. Особенности ценообразования в условиях электронной коммерции. // Вестник Московского Университета. Серия 5 «Экономика». – 2014. – № 5. – С. 32-39.
28. Обухова Н. Российский бизнес уходит в сеть. // Финансовая Россия. – 2015. – №24. – С. 6-11.