Глобальные изменения, происходящие в технологической, информационной и экономической сферах общества на рубеже XXI в. совпали с формированием нового политического и экономического пространства.
В решении задач устойчивого развития экономики важное место принадлежит торговой отрасли, функционирование которой непосредственно влияет как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Именно поэтому в экономической науке существует устойчивый интерес к этой своеобразной сфере экономики. На сегодняшний момент самые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями. Сфера деятельности предприятий практически не ограничена.
В действительности, речь здесь идет, о реализации общеэкономических закономерностей, присущих современному всемирному хозяйству: переходе к интенсивному типу воспроизводства при возрастающем значении его качественных параметров, развитии разделения труда и резком расширении номенклатуры и ассортимента продукции и услуг, все более настоятельной необходимости ресурсосбережения и экономии. Как показывает зарубежный опыт, предпринимательство, действующее в конкурентной среде, играет важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента товаров и услуг, повышении качества продукции.
Цель курсовой работы – изучить торговую отрасль, её основные характеристики, пути развития.
В соответствии с поставленной целью решается комплекс взаимосвязанных задач:
• понять сущность торговой отрасли, ее классификацию и функции;
• выяснить роль и перспективы развития торговли в Екатеринбурге;
• сделать выводы.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и четырех приложений и представлена на 43 страницах машинописного текста.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. Сущность торговой отрасли
Торговая деятельность (торговля): вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров .
Торговля выражает и представляет интересы потребителей на рынке товаров и услуг. Она берет на себя обязанности по сохранности потребительских свойств товаров, поступающих от производителей. Торговля выступает как неотъемлемый элемент структуры рыночной экономики, восстанавливающий единство производства и потребления, как составляющий элемент логистической системы товародвижения, связанный с перемещением товаров из сферы производства в сферу потребления и обеспечивающий достаточно устойчивую связь между основными агентами рынка.
Торговля-это совокупность операций купли-продажи товаров, происходящих во времени и пространстве, организованных (упорядоченных) в определенной последовательности при обслуживании системы товарного обращения.
Торговлю можно условно разделить на следующие виды:
• внутренняя торговля как отрасль хозяйства представляет собой вид
экономической деятельности, объектом которой является обмен товарами, купля-продажа товаров, а также выполнение функций, связанных с осуществлением торгового процесса (обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже, реклама и т.д.);
• внешняя торговля-торговля между странами, состоящая из вывоза
(экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Внешнеторговые отношения всех стран мира формируют международную торговлю, в процессе которой происходит обмен товарами и услугами между странами. Внутренняя и внешняя торговля регулируется государством через обширную законодательную базу. Также для регулирования внешней торговли применяются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, установление квот и другие нетарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и др. Для регулирования внутренней торговли применяются меры налоговой политики, регулирование цен, надбавок и некоторых элементов цены.
Торговля, как вид деятельности относится к посреднеческим услугам, она рассматривается как вспомогательное звено при движении товаров от производителей к покупателям.
Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:
• реализация произведенной потребительной стоимости товаров.
Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением;
В работе изучена сущность, виды, функции, характерные особенности развития торговой отрасли, проаналилизирована роль торговли Екатеринбурга, рассмотрены дальнейшие перспективы, сделаны выводы. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
2. Администрация города Екатеринбурга. Департамент экономики ИТОГИ социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в 2014 году.
3. Герасимов Б.И., Денисова А.Л., Молоткова Н.В., Уляхин Т.М. Основы коммерческой деятельности. М: Форум, 2010.
4. Карх Д.А. Тенденции развития продовольственной торговли г. Екатеринбурга // Вестник ЮУрГУ, серия «Экономика и менеджмент».-2010.-№ 9 (185)-0,5 п.л.
5. Карх Д.А. Развитие торговых центров: тенденции и перспективы // Журнал «Сибирская финансовая школа».- 2010.-№3- 0,4 п.
6. Козерод, Л.А. Экономика торгового предприятия : учеб. пособие / Л. А. Козерод. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2012. – 175 с. : ил.
7. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Под ред. М. А. Чернышева. Ростов,2009.
8. Торговля в России. 2007: Стат. сб./ Росстат. – Т60 М.: 2007.
9. О.В.Чкалова. Торговое дело. Организация, технология и проек- тирование торговых предприятий. Москва.2013
10. Р.И. Шакланова, В.В. Юсова. Москва. Юрайт. 2015
11. Свердловский комитет государственной статистики.
12. Селезнева П. И. Ахмадова Т. И. Николаева Д. А. Карх С. И. Королева ISSN 2075-2067 ВЕСТНИК ЮРГТУ (НПИ).
13. http://www.uralgermes.ru/актуальные-материалы по рынку торговых центров.