Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленческой деятельности. Анализируя развитие менеджмента, нетрудно заметить, что его теория эволюционирует к разработке современных технологий принятия решений. Решения определяют такие направления менеджмента, как управление на основе контроля за исполнением, управление посредством экстраполяции прошлого в будущее, управление с помощью предвидения изменений, управление путем гибких экстренных решений. Мировой и отечественной наукой в ХХ веке разработана новая область знаний – теория принятия решений. Возникшая при решении военно-стратегических задач, она распространилась и на область экономического управления. Сегодня существует научная база для принятия качественных управленческих решений.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности торговой организации. Это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Разработка эффективных решений – основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.
Руководителям различного уровня нередко приходится принимать управленческие решения в условиях недостаточной или ненадежной инфор-мации, большой текучести кадров, недобросовестности поставщиков или покупателей, частых изменений законодательства, конъюнктуры рынка и др. В результате возможны непреднамеренные ошибки и фактические результаты решений не всегда совпадают с запланированными. Они даже могут быть противоположными. Крылатое выражение «Хотели как лучше, а получилось, как всегда» является некоторым обобщение практики принятия управленческих решений.
Сущность и механизм управления торговыми организациями
Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения.
Управление многогранной деятельностью торгового предприятия является весьма сложным процессом и осуществляются с помощью разнообразных методов торгового менеджмента. Торговый менеджмент представляет собой процесс управления всеми основными аспектами деятельности торгового предприятия. Он призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.
Механизм управления торговой организации еще не получил комплексного отражения в современной литературе. Торговый менеджмент, базируясь на теории общего менеджмента предприятия, интегрирует в себе приемы и методы многих функциональных видов менеджмента применительно к специфике деятельности торгового предприятия. В частности, торговый менеджмент использует обширный арсенал методов производственного менеджмента, инновационного менеджмента, менеджмента персонала, финансового менеджмента и некоторых других видов функционального менеджмента, возможных к применению на предприятиях торговли. Все эти управленческие решения теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечную эффективность хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Так, отдельное управленческое решение, направленное на совершенствование организации или технологии торгового процесса, каким бы прогрессивным оно не казалось с позиций инновационного менеджмента, может быть не эффективным с учетом специфики условий экономической деятельности предприятия и вызвать негативные последствия для его финансового состояния. Поэтому торговый менеджмент рассматривается как комплексная система действий, состоящей из разработки взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в конечную результативность хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Торговый менеджмент учит не использованию стандартных управленческих решений, а лишь алгоритму эффективной их разработки в конкретных условиях деятельности предприятия. Даже наиболее эффективные управленческие решения, разработанные и реализованные на конкретном торговом предприятии, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности.
Предметом исследования является анализ схемы принятия решения в сфере услуг и торговли.
Объектом исследования являются этапы разработки реализации реше-ний.
Методологическую основу исследования составляет подход к позна-нию объективной реальности с использованием методов: системного анализа, сравнений и аналогий, исторического и структурно-функционального.
Целью данной работы является изучение специфики принятия управ-ленческих решений в сфере торговли и услуг.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- проанализировать общесистемные особенности, влияющие на приня-тие решений в сфере торговли и услуг;
- раскрыть сущность методов и приемов разработки и реализации управленческих решений в сфере торговли и услуг. Работа на оценку 5, оригинальность от 100%.
Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения. Учеб-ник. – М.: ИТК Дашков и К, 2005, 496 с.
2. Барбашина О.В., Мищенко А.П. Разработка управленческого решения. Планы семинарских занятий и задания для практических занятий. – М.: МГУК, 2002, 31 с.
3. Боровкова В.А. Управление рисками в торговле. - СПб: Питер, 2004, 228 с.
4. Бражко Е.И., Серебрякова Г.В., Смирнов Э.А. УР. Учебное пособие. – М.: Издательство РИОР, 2006, 325 с.
5. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Управленческие решения: социологиче-ские, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. – г. Желез-нодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2005. – 251 с.
6. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2005. – 544 с.
7. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптималь-ные решения: / Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
8. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы по-строения контроллинга в организациях/ А.М.Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько.- М.: Финансы и статистика, 2004. – 225 с.
9. Контроллинг как инструмент управления предприятием: под ред. Н.Г. Данилочкина. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 279 с.
10. Лагоша Б.А. Оптимальное управление в экономике: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 195 с.
11. Лафта Дж.К. Управленческие решения: Учебное пособие.- М.: Центр экономики и маркетинга, 2002.- 304 с.
12. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник – М.: Дело, 2004. – 392 с.
13. Лукичева Л.И. Управленческие решения: Учебник / Под ред. Ю.П.Анискина. – М.: Омега, 2007.- 357 с.
14. Малин А.С., Мухин В.И. Исследования систем управления. – М.: Изда-тельский дом ГУ ВШЭ, 2004 – 400 с.
15. Москвин В.А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 421 с.
16. Мусин М.М. Управление экономическими интересами. – М.: Гардарики, 2006 – 297 с.
17. Ременников В.Б.Управленческие решения. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 351 с.
18. Рогожин С.В. Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие. – М.: «Экзамен», 2006.
19. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Исследование систем управления: Учебное пособие.- М.: Экзамен, 2006.- 319 с.
20. Рогожин С.В., Юдин Б.А. Информационные технологии и реструктуризация рынка услуг. М.: Красные ворота, 2006. –134 с.