1 Практика применения закона
Практика применения пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ о торговле показывает, что правоприменители толкуют понятие "законодательство" широко, как совокупность всех нормативных правовых актов. Если обратиться к приведенному выше примеру, в Правилах действительно содержится исключение из общего правила, закрепленного в пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ о торговле.
Однако в теории права наряду с широким используется узкое значение понятия "законодательство" - совокупность законов. Если использовать именно такое понимание законодательства, то Правила и иные акты с аналогичным содержанием не должны исключать общее правило, закрепленное в пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ о торговле.
Если правоприменители воспримут это правило и будут применять на практике, то необходимость внесения изменений в ФЗ о торговле и в иные нормативные акты, в которых содержится условие о возможности возврата продовольственных товаров, отпадет. Если опять обратиться к приведенному примеру, п. 4.3 Правил будет распространяться только на случаи возврата изделий из предприятий общепита и отдельных магазинов, не образующих торговую сеть. Поскольку последние существенно проигрывают торговым сетям в части объема закупок, их интересы и интересы производителей сильно не пострадают. Объем возвращаемых продовольственных товаров и финансовые потери в таком случае будут незначительными.
Что же касается торговых сетей, то применение "узкого" значения понятия "законодательство" исключит возможность для торговых сетей возвращать продовольственные товары по причине истечения сроков, установленных в нормативных актах.
Напомним, что Закон о торговле запрещает торговым сетям и их поставщикам навязывать контрагентам определенные условия. Например, касающиеся возврата просроченных продовольственных товаров. Так что же означает термин «навязывание условий»?
Его расшифровка приведена в письме ФАС России от 17 июля 2010 года № ИА/22313. Так что, чтобы доказать факт навязывания условий, компания должна документально подтвердить свое несогласие с условиями договора, предлагаемыми торговой сетью.
Договора о поставках между торговыми сетями и их поставщиками, заключенные до вступления в силу новой редакции закона о торговле, действительны до 1 января 2018 г., после этого они будут признаны утратившими силу. В статье 1 дополненного закона появился пункт о том, что все правила, требования и запреты закона распространяются не только на действия хозяйствующих субъектов, но и на лиц, входящих с ними в одну группу.
Тогда придётся тратить силы и время на защиту собственных прав и споры с поставщиком.
В крайнем случае придётся обращаться в суд, где, опять-таки, тратить время и, скорее всего, деньги.
Именно поэтому опытные предприниматели всегда смотрят на шаг вперёд и без договора с поставщиками не работают.
Лучше потратить немного времени с самого начала и оформить поставку документально, чем после получить всевозможные треволнения и даже убытки.
1 Практика применения закона
Практика применения пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ о торговле показывает, что правоприменители толкуют понятие "законодательство" широко, как совокупность всех нормативных правовых актов. Если обратиться к приведенному выше примеру, в Правилах действительно содержится исключение из общего правила, закрепленного в пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ о торговле.
Однако в теории права наряду с широким используется узкое значение понятия "законодательство" - совокупность законов. Если использовать именно такое понимание законодательства, то Правила и иные акты с аналогичным содержанием не должны исключать общее правило, закрепленное в пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ о торговле.
Если правоприменители воспримут это правило и будут применять на практике, то необходимость внесения изменений в ФЗ о торговле и в иные нормативные акты, в которых содержится условие о возможности возврата продовольственных товаров, отпадет. Если опять обратиться к приведенному примеру, п. 4.
...
2 Практика возврата товара
Практика возврата непроданного в магазине хлеба обратно хлебопекам уходит в прошлое и, по прогнозу Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейшие российские торговые сети), может исчезнуть до конца года. Производители и ритейлеры сейчас самостоятельно договариваются о прекращении использования этой схемы, и сами хлебопеки считают, что законодательные инициативы или другие регуляторные изменения здесь не нужны.
Вопрос возврата хлебобулочных изделий, которые не были проданы в магазинах, давно является проблемным во взаимоотношениях между ритейлерами и производителями. По оценке Минсельхоза РФ, потери хлебопекарной промышленности от возврата торговыми сетями хлебобулочной продукции составляют 30 миллиардов рублей в год, или 4% от годового оборота.
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая ранее предлагала ввести правовое регулирование проблемы возврата торговыми сетями хлеба и хлебобулочных изделий производителям.
...
3 Законопроект о введении запрета на возврат продовольственных товаров
30 января в Минпромторге России под руководством статс-секретаря – заместителя Министра промышленности и торговли Виктора Евтухова состоялось совещание, посвященное одной из самых острых и обсуждаемых тем, затрагивающей интересы абсолютно всех торговых сетей и производителей продовольственных товаров, - возвратов продовольственных товаров торговыми сетями.
Поводом для проведения мероприятия послужил недавно внесенный в Госдуму законопроект о введении запрета на возврат продовольственных товаров. На данный момент запрещено только навязывание условий в договор поставки о возврате товаров.
Среди присутствующих были представители федеральных органов власти, таких как Минсельхоз России, Минэкономразвития России, ФАС России и Роспотребнадзор, представители крупных розничных сетей и торговых ассоциаций, ключевые союзы производителей продовольственных товаров.
...
Заключение
Предложение запретить торговым сетям заключать подобные договоры Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Михаил Вышегородцев направил в Московскую городскую думу в июле 2017 года. В конце декабря минувшего года бизнес-омбудсмен направил материалы с этим предложением в Торгово-промышленную палату РФ.
Михаил Вышегородцев сообщил, что, несмотря на существующий законодательный запрет навязывать поставщикам условия о возврате непроданных торговыми сетями продовольственных товаров, на практике этот запрет не работает. Торговые сети отказываются или уклоняются от заключения договоров, не содержащих пункта о возврате, поэтому поставщики вынуждены соглашаться на невыгодные для себя условия. Добровольное же включение этого условия в договор в настоящее время не является нарушением закона.
...
1. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.
2. Правила розничной торговли хлебом и хлебобулочными изделиями, утв. Приказом Министерства торговли СССР от 3 октября 1983 г. N 228 // СПС "КонсультантПлюс".
3. Батрова Т.А. Проблемы правового регулирования торговых отношений // Юрист. 2013. N 9. С. 9 - 11.
4. Диденко А.А. Понятие гражданского законодательства с позиции системного метода исследования // Власть закона. 2014. N 1. С. 93 - 94.
5. Чупилкина А.Ф. Малое предпринимательство в Российской Федерации: проблема отсутствия стабильного правового поля и единой, целенаправленной концепции законодательства // Юрист. 2015. N 16. С. 17 - 21.