Формирование рыночной экономики в России ведет к появлению новых проблем в экономическом анализе, одной из которых является анализ покупательского спроса. Переход к рыночным отношениям, новые требования к участникам рынка.
Предприятия все больше начинают ориентироваться на рынок, оценивая основные направления хозяйственной деятельности величиной конечной прибыли, которая напрямую зависит от знания рынка, умения прогнозировать конечные результаты. Пренебрежение законами рынка приводит к финансовому краху предпринимателя, и, наоборот, того, кто умеет своевременно и адекватно предвидеть перспективы развития рынка реагировать на них, обеспечивает им высокую эффективность экономической деятельности.
В последние годы несбалансированность спроса и предложения породила иллюзию ненужности изучения спроса, но уже сейчас очевидно, что нельзя успешно вести коммерческую работу, особенно для торговых предприятий, не зная методологии анализа покупательского спроса. Приватизация торговых предприятий и возникающая конкуренция усиливают актуальность этой проблемы, поскольку собственникам предприятия уже недостаточно просто идентифицировать товары ограниченного спроса и не допускать их дальнейшего выхода на рынок.
Необходимо заранее, еще до возникновения проблемной ситуации на рынке, предвидеть и устранить ее. Актуальность работы в том что, изучение спроса населения является одним из ключевых элементов маркетинговых программ предприятий.
К задачам работы можно отнести изучение теоретических аспектов покупательского спроса, исследование спроса.
Объектом исследования работы выступает: изучение факторов, влияющих на формирование покупательского спроса на предприятии. Предметом исследования выступает изучение покупательского спроса в предприятии торговли.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость. В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы по изучению покупательского спроса. Во второй главе общие данные о магазине «Ценопад». В третьей главе описываются методики исследования для магазина исследования спроса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА………..5
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА «ЦЕНОПАД»…………...…...21
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО
СПРОСА В МАГАЗИНЕ «ЦЕНОПАД»………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………...30
Спрос-это платежеспособный спрос населения на товары и услуги на потребительском рынке или форма проявления той части потребностей, которая обеспечена покупательской способностью, т. е. деньгами. Задачей изучения спроса является прогнозирование возможности реализации товаров и развития потребностей общества и формирование покупательского спроса. Покупательский спрос на потребительские товары нестабилен и изменяется под влиянием многих факторов: экономических, социальных, демографических, климатических и др.
При изучении покупательского спроса населения важны следующие классификационные признаки:
1. степень интенсивности;
2. характер потребности в покупке товаров;
3. степень повторяемости;
4. степень распространенности;
5. частота представления;
6. степень агрегирования товарных групп и ассортимента товаров;
7. степень устойчивости во времени.
Существуют следующие методы изучения покупательского спроса:
1. автоматизация процесса сбора информации по требованию заказчика;
2. традиционные методы сбора информации о спросе;
3. методы комплексного изучения информации о спросе;
4. экспертные оценки сбалансированности внутригрупповой структуры спроса и предложения товара.
Изучение спроса требует комплексного подхода, позволяющего получить полную информацию о необходимых потребителю товарах и ценах, которые он готов заплатить за товар. Такая информация не только способствует изучению спроса, но и помогает выявлять тенденции его изменения и развития. Изучение и прогнозирование спроса является необходимым условием для эффективного использования информации для успешной коммерческой работы по закупке товаров. Собранная информация по запросу может обосновать коммерческие решения для оптовых закупок товаров.
1. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева- М.: Дашков и К, 2016. - 292 c.
2. Айбазов Р.У., Атаманчук Г.В. Теория организации: учебник./Р.У. Айбазов, Г.В.Атаманчук- М.: Изд. РАГС, 2014. - 456 с.
3. Арзуманова, Т.И. Экономика организации: Учебник / Т.И. Арзуманова-М.: Дашков и К, 2016. — 240 c.
4. Барышникова, Н.А. Экономика организации 2-е изд., пер. и доп. учебное пособие для спо / Н.А. Барышникова-Люберцы: Юрайт, 2016. — 191 c.
5. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова-М.: Дашков и К, 2015. — 372 c.
6. Бобков, А. Л. Коммерческая деятельность фирмы / А.Л. Бобков - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2016. - 144 c.
7. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. – М.: Бизнес Букс, 2014. – 536 с.
8. Бунеева, Р. И. Коммерческая деятельность. Организация и управление / Р.И. Бунеева. - М.: Феникс, 2016. - 368 c.
9. Гаврилова, А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие для Вузов / А.Н. Гаврилова– М.: Проспект, КноРус, 2015. – 597 с.
10. Гончаров П. Г., Егоров В. Ф Организация торговли продовольственными товарами./ П. Г. Гончаров, В. Ф. Егоров - М.: Экономика, 2014 - 425с.8.
11. Горфинкеля, В.Я. Экономика предприятия: Учебник /В.Я. Горфинкеля-М.: ЮНИТИ, 2016. - 663 c.
12. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие / Л.А. Дробышева. — М.: Дашков и К, 2016. — 152 c.
13. Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н.Еремин. – М.: КноРУс, 2014. – 648 с.
14. Иванов, Г. Г. Организация и технология коммерческой деятельности / Г.Г. Иванов. - М.: Академия, 2014. - 272 c.
15. Клишевич, Н.Б. Финансы организаций: учебное пособие / Н.Б. Клишевич. – М.: Проспект, КноРус, 2014. – 304 с.
16. Клочкова, Е.Н. Экономика организации. учебник для спо / Е.Н. Клочкова- Люберцы: Юрайт, 2016. — 447 c.
17. Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия) 3-е изд., пер. и доп. учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Коршунов.- Люберцы: Юрайт, 2016. — 407 c.
18. Мокий, М.С. Экономика организации: Учебник и практикум. 2-е изд., пер. и доп. / М.С. Мокий.- Люберцы: Юрайт, 2016. — 334 c.
19. Липсиц И.В., Дымшиц М.Н. Основы маркетинга: учебник / И.В Липсиц., М.Н. Дымшиц.- М.: Геотар-Медиа, 2014. – 208 с.
20. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность/ Ф.Г.Панкратов, Т.К. Серегина - М.: Маркетинг, 2014. - 580с.
21. Парамонова, Т.Н. Маркетинг торгового предприятия: Учебник для бакалавров / Т.Н. Парамонова- М.: Дашков и К, 2014. — 284 c.
22. Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность / Ф.П. Половцева. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 248 c.
23. Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли/ О.В. Памбухчиянц, Л.П. Дашков - М.: Маркетинг, 2016г.
24. Прокшина, Т. П. Маркетинг: учебник / Т. П. Прошкина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 314 c.
25. Романова, А.Т. Экономика предприятия: Учебное пособие / А.Т. Романова. - М.: Проспект, 2016. - 176 c.
26. Сергеев, И.В. экономика организации (предприятия) 6-е изд., пер. и доп. учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергеев,-Люберцы: Юрайт, 2015. — 511 c.
27. Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика: учеб.для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / И.М.Синяева-М.: Юрайт, 2014. — 652 с.
28. Степанова Т., Рыбалкина О.Покупательский спрос в постиндустриальной экономике. Теория и практика. Учебное пособие/ Т. Степанова, О.Рыбалкина- М.: Инфра-М, 2014.-160 С.
29. Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: Учебник для академическогобакалавриата / Л.А. Чалдаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 410 c.
30. Шаркова, А.В. Экономика организации: Практикум для бакалавров / А.В. Шаркова-М.: ИТК Дашков и К, 2016. — 120 c.