Торговля является одной из важных отраслей народного хозяйства страны. Функции торговли весьма многогранны, обширны и дифференцированы. Торговля призвана решать исключительно важные задачи, информационные содержательные и методологические особенности которых проявляются на фоне общего механизма расширенного воспроизводства. Это механизм включает стадии производства материальных благ, распределения, обмена и их потребления. Все три стадии взаимосвязаны и взаимообусловлены и образуют сложную динамическую систему, находящуюся в состоянии непрерывных количественных изменений, многообразных структурных и функциональных преобразований.
Стадия производства материальных благ является исходной, решающей. Однако материальные блага, несмотря на все их многообразие и обилие, не могут быть использованы по своему прямому назначению, если не будут доведены до потребителя.
Движения материальных благ, товаров народного потребления из сферы производства в сферу потребления называется товарным обращением. Оно определяет содержательные особенности торговли как обособленной экономической системы. Торговля, таким образом, замыкает начальную и конечную стадии общего воспроизводственного процесса, главным результатом которого, является валовой (совокупный) общественный продукт.
Торговля распространяет свои функции не на всю величину совокупного общественного продукта, а лишь на одну его часть - предметы потребления. Только предметы потребления, призваны удовлетворить многочисленные потребности людей, формируют понятие товарного обращения.
Запасы в торговле образуются на всех стадиях движения товаров от производства к потребителю. В процессе движения товаров торговые предприятия занимают особое место, выступая заключительным звеном, опосредующим отношения между производителями и потребителями продукции.
До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. Существование товарных запасов как категории обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров. Товарные запасы меняют свой размер - они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами.
С ростом объема реализации, как правило, увеличивается абсолютная сумма товарных запасов. Недостаточный размер товарных запасов ведет к перебоям в торговле, негативные последствия: экономические - в виде потери товарооборота и социальные - в форме неудовлетворенного спроса на товары. Излишние запасы приводят к замораживанию оборотных средств, росту товарных потерь.
Важное значение в рыночной экономике имеют вопросы, связанные с регулированием товарных запасов торговых предприятий. Основное назначение товарных запасов на торговых предприятиях - обеспечивать устойчивое предложение товаров с учетом покупательского спроса. Причем предложение товаров должно быть выражено в виде сформированного ассортимента для данного типа торгового предприятия.
Глава 1. Товарные запасы: сущность, классификация, управление товарными запасами
1.1. Сущность товарных запасов и их классификация
В условии конкуренции в компаниях потребительской кооперации увеличивается значение товарных запасов, установления их нужной величины. Товарные запасы представляют собой совокупности товарных масс, которые находятся в области обращения и предназначены для продажи. Современный экономический словарь дает такое определение понятию товарных запасов. Товарные запасы – это количество товаров установленного вида, которые находятся в данный момент в области товарного обращения, в перевозках и на складе, в хранилищах. Наличия товарных запасов служат важнейшим условием непрерывности процессов производств и обращений товаров. В то же время запасы не должны быть избыточными, так как при этом возрастают издержки производства и обращения. Цель основания товарного запаса – обеспечения бесперебойной торговли всем ассортиментом товара, что является условиями удовлетворений спроса населения, повышения качества обслуживания, формирования розничного товарооборота и, в конечном результате, увеличения конкурентоспособности торговой компании [1, 56с].
Товарные запасы как категории товарного обращения обеспечивают стабильные процессы обращений товара и исполняют установленные функции:
- обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессах которых происходят их систематическое образование и расходование;
- удовлетворяют платёжеспособный спрос населения, потому как являются формой товарного предложения;
- характеризуют соотношения между объёмом и структурой спроса и предложения.
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах оптовых и розничных компаний, на складах компаний-производителей, в пути. Это определено такими факторами: сезонным колебанием в производстве и потреблениях; временем, которое необходимо для перевозок товара от места производства до места продаж; необходимостью преобразований производственных ассортиментов в торговый, что требует подсортировок, подработок и упаковок; условиями транспортировок товаров, расстояниями между поставщиками и торговой компанией; звенностью товародвижения; возможностью для хранения товара; необходимостью образований страховых резервов и иными.
Товарные запасы торговых компаний классифицируют по таким признакам:
- по месту нахождений отличают товарные запасы в компаниях торговли, в промышленности, в пути. Товарные запасы в компаниях торговли содержат в себе товарные запасы, которые находятся в розничной торговой сети и на складах оптовых баз. Они нужны для обеспечений ритмичной работы торговых компаний, обширного ассортимента товара и более полного удовлетворения спроса покупателей;
- по назначению товарные запасы подразделяют на запасы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза. Товарные запасы текущего хранения составляют главную массу всех запасов торговой компании.
В работе изучается и анализируется состояние товарных запасов и товарооборачиваемость на складе. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Бланк, И.А. Торговый менеджмент / И.А. Бланк. - Киев: Эльга, Ника-Центр, 2014. - 784 с.
2. Боутеллир, Р., Корстен, Д. Стратегия и организация снабжения / Пер. с нем.; под ред. Н.Ф. Титюхина - М.: КИА центр, 2011. - 128 с.
3. Горшкова, Л.В. Планирование торговли: учебное пособие / Л.В. Горшкова. - Владивосток: Изд-во Далневосточного ун-та, 2011. - 106 с.
4. Денисова, А.Л. Организация коммерческой деятельности: управление запасами / А.Л. Денисова. - Тамбов: изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2014. - 80 с.
5. Долгов, А.П., Уваров, С.А. Логистический менеджмент. Управление запасами: учеб. пос. / А.П. Долгов, С.А. Уваров. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 455 с.
6. Еременко, М.М. Снабженческо-сбытовая деятельность: учебное пособие / М.М. Еременко. - Минск: Республиканский институт профессионального образования, 2013. - 379 с.
7. Карлова, М.Ю. Модели управления товарными запасами торгово-закупочного предприятия: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / М.Ю. Карлова; Тамбовский государственный технический университет. - Тамбов, 2011. - 24 с.
8. Ковалёв, К.Ю., Уваров, С.А. Щеглов, П.Е. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть / К.Ю. Ковалёв [и др.]; под общ. ред. К.Ю. Ковалёва. - СПб.: Питер, 2014. - 272 с.
9. Коробкин, А.З. Экономика организаций торговли / А.З. Коробкин - Минск: Издательство Гревцова, 2013. - 288 с.
10. Королёв, А.В. Оборачиваемость и её влияние на основные показатели работы предприятия / А.В. Королев // Маркетолог. - 2012. - №3. - С. 11-19.
11. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / Л.И. Кравченко. - Минск: Новое знание, 2014. - 509 с.
12. Кузнецов, Д.Н. Современное состояние и перспективы развития процессов управления торговым предприятием / Д.Н. Кузнецов. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2014. - 91 с.
13. Логистика и менеджмент товародвижения: учебное пособие / А.А. Чеботарёв [и др.]; под ред. А.А. Чеботарёва. - М.: Экономика, 2012. - 396 с.
14. Логистика: проекты, процессы, сети / А.В. Черновалов [и др.]; под ред. А.В. Черновалова. - Брест: Альтернатива, 2013. - 166 с.
15. Логистика снабжения / В.И. Сергеев, И.П. Эльяшевич. - М.: Рид Групп, 2011. - 416 с.
16. Миклушова, В.А. Товарные запасы в торговле: анализ состояния и пути их оптимизации: текст лекций / В.А. Миклушова. - Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2012. - 43 с.
17. Михалёва, Е.П. Проблемы управления товарными запасами российских предприятий / Е.П. Михалёва // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2011. - №1. - С.44-49.