1. Теоретические аспекты ассортимента товаров
1.1. Понятие ассортимента товара
Ассортимент - ϶ᴛᴏ довольно большая совокупность товаров, которые объединены каким-то общим признаком (сырье, назначения, производитель и пр.), отличаются друг от друга по иным признакам. Отличают промышленный и торговый, простой и сложный, комбинированный и смешанный, развернутый и укрупненный ассортимент товаров.
Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, которые выпускаются отдельной отраслью промышленности или отдельной компанией.
Торговый ассортимент — совокупность товаров, которые реализуются в торговой сети. Торговая сеть — ϶ᴛᴏ совокупность всех торговых компаний (оптовых и розничных), которые занимаются продажей товаров. Торговый ассортимент содержит набор товаров, которые выпускаются как отечественными, так и зарубежными производителями. Следует заметить, что он отличается большими разнообразиями, чем промышленный ассортимент [5, 59c].
Представленный в торговой компании ассортимент товаров устанавливает ее тип (универмаг, универсам) и форму торговых обслуживаний. Исключая вышесказанное, в магазинах одного типа, но разной торговой площади, ассортимент будет отличаться по количеству групп и видов товара. В данной ситуации торговые компании будут подразделяться на универсальные и специализированные, магазины с комбинированными и смешанными ассортиментами.
С учетами сложности отличают простой и сложный ассортимент товара.
Отметим, что те виды товаров, которые классифицируются не больше, чем по трем признакам, составят простой ассортимент товара (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и др.).
Отметим, что те виды товаров, которые классифицируются на разновидности больше, чем по трем признакам, в совокупности будут составлять сложный ассортимент товара (обувь, одежды и др.).
Укрупненный ассортимент устанавливается соотношениями отдельных групп изделий. Группа товара должна объединяться по ряду признаков: метод производства, назначения, специфики конструкции и др. Развернутый ассортимент устанавливается представленными разновидностями товара.
Комбинированный ассортимент — ϶ᴛᴏ наборы нескольких групп товара различного назначения, которые связаны общностью спроса и удовлетворяют индивидуальные потребности.
Например, в магазине "Мужская одежда" продается комбинированный ассортимент.
Смешанный ассортимент — совокупность непродовольственных и продовольственных товаров разных групп. Смешанный ассортимент представлен традиционно наибольшими количествами групп и видов товара.
Главными показателями ассортимента будут структура, полнота, глубина, устойчивость, новизна.
Структура ассортимента — ϶ᴛᴏ процентные соотношения установленных совокупностей изделий к их общим количествам.
1.1. Понятие ассортимента товара
Ассортимент - ϶ᴛᴏ довольно большая совокупность товаров, которые объединены каким-то общим признаком (сырье, назначения, производитель и пр.), отличаются друг от друга по иным признакам. Отличают промышленный и торговый, простой и сложный, комбинированный и смешанный, развернутый и укрупненный ассортимент товаров.
Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, которые выпускаются отдельной отраслью промышленности или отдельной компанией.
Торговый ассортимент — совокупность товаров, которые реализуются в торговой сети. Торговая сеть — ϶ᴛᴏ совокупность всех торговых компаний (оптовых и розничных), которые занимаются продажей товаров. Торговый ассортимент содержит набор товаров, которые выпускаются как отечественными, так и зарубежными производителями. Следует заметить, что он отличается большими разнообразиями, чем промышленный ассортимент [5, 59c].
...
1.2. Классификация ассортимента товаров
Стабильность оптовой торговли устанавливается рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товара. От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение продажи товаров. Отсутствие в торговлях необходимых товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросу потребителей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, что негативно сказывается на результативности торговли.
В целях исследования и порядков формирования ассортимента нужно его классифицировать [2, 57c].
По местонахождению товаров отличают ассортимент промышленный и торговый.
Промышленный ассортимент — список товаров, которые выпускаются изготовителем исходя из его производственной возможности.
Как правило, компании-производители выпускают товар узкого ассортимента, что позволяет им вводить современную технологию производства, улучшать ассортимент товаров, их качество.
...
1.3. Ассортиментная политика
Ассортиментная политика — это одна из важных составляющих конкурентной стратегии фирмы. Вопрос о расширении/сужении ассортимента выпускаемой/ продаваемой продукций может иметь разные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.
Однако общие правила и зависимости могут и должны быть определены и сформулированы на основании анализа состояния и развития существующих сегментов рынка (внешние факторы) и финансовых изменений, происходящих внутри компании (внутренние факторы).
Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе.
Расширение ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные финансовые результаты от изменений в ассортименте могут иметь место только в будущем.
...
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
Таблица 2.1. Данные организации
Полное наименование организации
Общество с ограниченной ответственностью «Семеновская Нива»
Регион
Тамбовская область
Адрес
393527, Тамбовская область, Ржаксинский район, с.Семеновка, ул. Центральная, д.14
Генеральный Директор компании
Пустовалов Алексей Васильевич
Контактные телефоны
(475)584-44-48
Факс организации
4-49-09
Землепользование хозяйства ООО «Семеновская Нива» Ржаксинского района Тамбовской области расположено в северо-западной части Ржаксинсого района. В современных границах хозяйство существует с I960 года. Административный и хозяйственный центр расположен на территории с. Семеновка. Расстояние от хозяйственного центра землепользования до областного центра г. Тамбова 130 км. Связь с областным центром осуществляется по асфальтированной дороге. Пункты сдачи сельскохозяйственной продукции находятся в с. Семеновка.
...
2.2. Анализ ассортиментной политики предприятия
Таблица 2.3. Структура товарной продукции ООО «Семеновская Нива» по состоянию на июль-август 2015 г., тонн
№ п/п
Наименование показателей
2013 г.
2014 г.
3 кв. 2015 г.
1
Пшеница озимая
1 713
10 241
7 536
2
Пшеница яровая
1 005
2 461
6 916
3
Ячмень озимый
0
0
0
4
Ячмень яровой
1 647
3 850
3 933
5
Рожь озимая
0
0
0
6
Овес
0
0
0
7
Горох
213
0
0
8
Кукуруза на зерно
0
0
0
9
Подсолнечник
731
2 753
680
10
Сахарная свекла
53 602
113 142
58 950
На основании данных таблицы 2.3 можно сделать вывод о том, что наибольшую долю в структуре товарной продукции в 3 кв. 2015 г. занимает сахарная свекла. Показатели 3 квартала 2015 г. незначительно отличаются от соответствующих показателей 2014 г. (целого года), что свидетельствует об эффективности деятельности предприятия.
...
3.1. Рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики предприятия
Проблема улучшения ассортиментной политики для современных компаний является очень актуальной, так как отсутствие дифференцированного ассортимента не позволяет полностью загружать производственную мощность, уменьшает конкурентоспособность и увеличивает риск получений убытков из-за выхода на рынки с однообразной продукцией. В нынешнее время ассортиментная политика должна учесть такие факторы, как рентабельность продукций, потребности рынков, обширный выбор продукций, дифференцированной по цене и качеству, сезонный тенденции. Улучшение ассортиментной политики компании с учетами указанных факторов оказывается возможным на базе использования разных экономико-математических инструментов. При этом, применение математических способов позволяет реализовывать стратегическое, тактическое и оперативное планирование производства и гибко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры.
...
3.2. Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий
Экономичность – это степень экономии ресурсов и, значит, затрат. Устанавливается сопоставлением ресурсов, которые потреблению, с ресурсами, фактически потребленными.
Анализ себестоимости по статьям затрат дает возможности определить динамику отдельных статей и ее воздействие на себестоимость продукций. Результат анализа позволяет видеть, под воздействием каких статей расходов сформировался тот или другой уровень себестоимости, в каких устремлениях нужно вести борьбу за уменьшение себестоимости.
Более тщательно должны рассматриваться непроизводительные расходы и потери. Только повседневный контроль таких расходов и потерь, оперативный анализ факторов, их обусловивших, помогут исключить нерациональные траты живого и овеществленного труда.
Улучшение процесса управления ассортиментной политикой, выбор более рентабельных видов продукции, уменьшение затрат, в т. ч.
...
1. Акулич И.Л. Маркетинг: – Учебник / И.Л. Акулич. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш.шк., 2012 г. – 447 с.
2. Алёшина И.В. Поведение потребителей / И.В. Алёшина – М.: Фаир-пресс, 2010 г. – 376 с.
3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн, 2014 г. – 736 с.
4. Божук С.Г. Маркетинговые исследования / С.Г. Божук, 2013 г. – 298 с.
5. Берёзкина Т.Е. Основы маркетинга / Т.Е. Берёзкина. М., 2012 г. – 192 с.
6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. – М.: Издательство "Финпресс", 2012 г. – 416 с.
7. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов, 2012 г. – 277 с.
8. Ковалёв А.И. Маркетинговый анализ / А.И. Ковалёв, 2010 г.
9. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ.ст. Е.М. Пеньковой / Ф. Котлер – М.: Прогресс, 2010 г. – 736 с.
10. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент / Ф. Котлер, СПБ.: Питер Ком, 2012 г.
11. Котлер Ф. "Основы маркетинга" //пер. с англ. В.Б. Боброва / Ф. Котлер – С-Пб: 2013 г. – 385 с.
12. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг/Пер. с фр. / Ж.Ж. Ламбен – СПб.: Наука, 2012 г. – 404 с.
13. Лебедева О.А. Маркетинговые исследования рынка / О.А. Лебедева, М.: форум, 2014 г. –192 с.
14. Лыгина Н.И. Маркетинг товаров и услуг / Н.И. Лыгина, М.: форум 2014 г. – 240 с.
15. Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг: Учебник / М.А. Николаева, М.: Издательский дом "Деловая литература", 2011 г. – 448 с.
16. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов / М.А. Николаева, М.: Издательство НОРМА, 2013 г. – 283 с.
17. Романов А.Н. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова, М.: Банки и биржи, 2012 г. – 560 с.
18. Руделиус У., Маркетинг / У. Руделиус, 2001 г.
19. Фатхутдинов Р.А "Стратегический менеджмент": Учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов, М.: ЗАО "Бизнес-школа" Интел-Синтез", 2012 г.
20. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э., Современный маркетинг / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева, Е.Э. Автухова, М.: Финансы и статистика. 2012 г.