Спасибо автору! Все хорошо.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования состоит в том, что в условиях рыночных отношений именно разработка и внедрение системы менеджмента качества, которая позволяет и помогает обеспечить наиболее высокое производство конкурентоспособной продукции, является одной из самых серьезных проблем для российских предприятий. Особое значение данная проблема приобретает в условиях экономического кризиса, который сопровождается распадом экономических связей и утратой позиций на внешнем и внутреннем рынках.
Для более полного понимания данной проблемы, необходимо изучить сущность и роль понятий в области управления качеством таких, как «качество», «управление качеством» и «система менеджмента качества», а также ответить на вопросы о необходимости, возможностях и проблемах внедрения системы менеджмента качества.
В настоящее время понятие «качество» охватывает практически все стороны мироздания и является одним из главных условий социального устройства, деятельности людей, а также имеет особое фундаментальное значение для понимания сущности и роли человеческого бытия и развития духовной культуры общества.
Обобщая весь процесс осознания категории «качество» в истории человеческой мысли, российские философы Ю.В. Крянев и М.А. Кузнецов выделяют понимания качества такие, как: субстратное (природные стихии), предметное (вещи), системное (система), функциональное (количественные показатели) и интегральное (целостность) (см. рис. 1) [16, с. 13].
Содержание этапов формирования СМК может различаться в разных организациях [7, с. 219].
Содержание типовых составляющих и краткая характеристика данных этапов приведена в табл. 5 [7, с. 221].
Таблица 5
Содержание этапов формирования СМК организации
Этап и его составляющие
Характеристика
1. Организационный
Реализация комплекса подготовительных мероприятий по разработке СМК:
1.1. Решение руководства о разработке СМК
- издание соответствующего приказа; назначение представителя руководства по качеству;
1.2. Определение области распространения СМК
- определение границ СМК по видам выпускаемой продукции (услуг) и процессов их жизненного цикла;
1.3. Обучение персонала
- обучение руководства и ведущих специалистов организации; формирование рабочей группы;
1.4. Разработка программы формирования СМК
- идентификация этапов разработки и внедрения СМК, назначение ответственных сроков и необходимого ресурсного обеспечения;
1.5.
...
1.1. Понятие качества и управления качеством
В современной рыночной экономике проблема качества продукции и услуг является одним из самых важных факторов повышения уровня жизни, социальной, экономической и экологической безопасности.
В настоящее время понятие «качество» охватывает практически все стороны мироздания и является одним из главных условий социального устройства, деятельности людей, а также имеет особое фундаментальное значение для понимания сущности и роли человеческого бытия и развития духовной культуры общества.
Обобщая весь процесс осознания категории «качество» в истории человеческой мысли, российские философы Ю.В. Крянев и М.А. Кузнецов выделяют понимания качества такие, как: субстратное (природные стихии), предметное (вещи), системное (система), функциональное (количественные показатели) и интегральное (целостность) (см. рис. 1) [16, с. 13].
Рис. 1.
...
1.2. Принципы, методы и функции управления качеством
Большой вклад в разработку теории управления качеством внесли зарубежные и отечественные ученые. Работы русских ученых П.Л. Чебышева и А.М. Ляпунова являются теоретической основой выборочного контроля качества. Большой вклад в разработку применяемых в настоящее время систем управления качеством внесли отечественные ученые И.Г. Венецкий, А.М. Длин и американские ученые Э. Дэминг, А. Фейгенбаум.
Современное управление качеством исходит из того, что деятельность в области управления качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, данная деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции [15, с. 37].
Исходя из этого, для успешного управления качеством необходимо рассмотреть основные принципы, методы и функции управления качеством.
...
1.3. Система менеджмента качества
К настоящему времени управление деятельностью любой организации предусматривает использование различных подходов, которые способствуют наиболее эффективному достижению стоящих перед ней целей. Однако одним из важнейших подходов является системный подход к управлению [7, с. 21].
Согласно системному подходу, организацией необходимо управлять с учетом ее целостности и взаимосвязи ее составляющих, основываясь на реально сложившейся ситуации. Фактически речь идет о формировании системы управления качеством, которая, как и другие системы управления, имеет свои соответствующие субъекты и объекты (см. рис. 7) [7, с. 26].
К субъектам управления относят руководителей различных уровней, которые осуществляют управление качеством на соответствующем уровне организации.
Объектами управления являются:
- процессы, осуществляемые в организации;
- продукция, т.е.
...
2.1. Общий порядок разработки и внедрения СМК
Одним из наиболее распространенных подходов в области управления качеством, применяемых организациями различных сфер деятельности, является порядок разработки и внедрения систем менеджмента качества, соответствующих требованиям международного стандарта (МС) ИСО-9001 «Системы менеджмента качества. Требования».
В настоящее время в мире насчитывается более миллиона подобных систем. Их формирование заключается в сложном и трудоемком процессе, предполагающем интеграцию усилий не только руководства, но и персонала организаций.
Современный менеджер должен владеть компетенциями, которые позволяют разрабатывать, внедрять, поддерживать в рабочем состоянии и улучшать систему менеджмента качества (СМК) организации.
В предыдущей главе мы рассмотрели и раскрыли сущность и роль понятий в области управления качеством таких, как «качество», «управление качеством» и «система менеджмента качества».
...
2.2. Процесс и этапы разработки системы менеджмента качества
Проблема разработки СМК организации раскрывается в работах С.М. Вдовина. Он считает, что создание системы менеджмента качества является достаточно трудоемким и длительным процессом, который предполагает следующие этапы:
- организационный;
- основной;
- заключительный;
- улучшение СМК.
Во введении ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «СМК. Требования» отмечается, что для создания СМК требуется стратегическое решение организации. При этом на процессы разработки и внедрения СМК могут влиять [2]:
- внешняя среда;
- риски, связанные с этой средой;
- изменяющиеся потребности;
- конкретные цели;
- выпускаемая продукция;
- применяемые процессы;
- размер и структура организации.
Содержание этапов формирования СМК может различаться в разных организациях [7, с. 219].
Содержание типовых составляющих и краткая характеристика данных этапов приведена в табл. 5 [7, с. 221].
...
2.3. Анализ опыта внедрения системы менеджмента качества организации на примере ПАО «Газпром»
Для анализа разработки и внедрения системы менеджмента качества организации было выбрано публичное акционерное общество «Газпром».
ПАО «Газпром» – это глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности компании в России и за ее пределами [21]:
- геологоразведка;
- добыча;
- транспортировка;
- хранение;
- переработка;
- реализация газа, газового конденсата и нефти;
- реализация газа в качестве моторного топлива;
- производство и сбыт тепло- и электроэнергии.
Миссия компании «Газпром» заключается в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктами их переработки [21].
...
Заключение
В заключении следует сказать, что в настоящее время современные экономические условия обострили кризис управления производством, а формирование конкурентной среды заставило руководителей предприятий обратить более особое внимание на качество, эффективность производимых товаров и услуг, а также организации в целом.
Качество – это одна из самых сложных и многоплановых категорий, с которой приходится сталкиваться человеку в жизни. Оно пронизывает все сферы материального производства и общественных отношений.
Во всем мире качество превратилось в рычаг экономического развития различных организаций. Во многих странах достижение высокого качества продукции (услуг), отвечающей требованиям потребителя, стало основным элементом экономической стратегии и важным фактором финансового и рыночного успеха.
Управление качеством – это вид деятельности, который сегодня все шире внедряется в организациях самого разнообразного профиля.
...
Нормативно-правовые акты
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: введено с 01.11.2015
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования: введено с 01.11.2015
Учебники и учебные пособия
3. Аристов О.В. Управление качеством: Учебник / О.В. Аристов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 224 с.
4. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ Инфра-М, 2015. - 365 с.
5. Берновский Ю.Н. Стандарты и качество продукции: Учебно-практическое пособие / Ю.Н. Берновский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.
6. Бухалков М.И. Производственный менеджмент: организация производства: Учебник / М.И. Бухалков. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 395 с.
7. Вдовин С.М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 299 с.
8. Виноградов Л.В. Средства и методы управления качеством: Учебное пособие / Л.В. Виноградов, В.П. Семенов, В.С. Бурылов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 220 с.
9. Герасимов Б.Н. Управление качеством: Учебное пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
10. Герасимов Б.Н. Управление качеством: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин, Е.Б. Герасимова; Под ред. Б.И. Герасимова - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 216 с.
11. Жигун Л.А. Теория менеджмента: теория организации: Учебное пособие / Л.А. Жигун. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
12. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 208 с.
13. Магер В.Е. Управление качеством: Учебное пособие / В.Е. Магер. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 176 с.
14. Николаева М.А. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: Учебник / М.А. Николаева, Л.В. Карташова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 336 с.
15. Овсянко Д.В. Управление качеством: Учебное пособие / Д.В. Овсянко. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2013. - 204 с.
16. Салимова Т.А. Управление качеством: Учебник / Т.А. Салимова. - 7-е изд., стер. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2014. - 376 с.
17. Серенков П.С. Методы менеджмента качества. Методология управления риском стандартизации: Учебное пособие / П.С. Серенков, В.Л. Гуревич и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 256 с.
18. Серенков П.С. Методы менеджмента качества. Процессный подход: Учебное пособие / П.С. Серенков, А.Г. Курьян, В.П. Волонтей. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 441 с.
19. Тихомирова О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. - М.: НИЦ ИИНФРА-М, 2013. - 256 с.
20. Фаррахов А.Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А.Г. Фаррахов - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с.
Интернет-ресурсы
21. Официальный сайт ПАО «Газпром» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gazprom.ru
22. Официальный сайт ПАО «Газпром» по системе добровольной сертификации «Газпромсерт» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gazpromcert.ru
23. ПАО «Газпром» в вопросах и ответах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gazpromquestions.ru
24. Технический комитет по стандартизации «Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tksneftegaz.ru
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования состоит в том, что в условиях рыночных отношений именно разработка и внедрение системы менеджмента качества, которая позволяет и помогает обеспечить наиболее высокое производство конкурентоспособной продукции, является одной из самых серьезных проблем для российских предприятий. Особое значение данная проблема приобретает в условиях экономического кризиса, который сопровождается распадом экономических связей и утратой позиций на внешнем и внутреннем рынках.
Для более полного понимания данной проблемы, необходимо изучить сущность и роль понятий в области управления качеством таких, как «качество», «управление качеством» и «система менеджмента качества», а также ответить на вопросы о необходимости, возможностях и проблемах внедрения системы менеджмента качества.
В настоящее время понятие «качество» охватывает практически все стороны мироздания и является одним из главных условий социального устройства, деятельности людей, а также имеет особое фундаментальное значение для понимания сущности и роли человеческого бытия и развития духовной культуры общества.
Обобщая весь процесс осознания категории «качество» в истории человеческой мысли, российские философы Ю.В. Крянев и М.А. Кузнецов выделяют понимания качества такие, как: субстратное (природные стихии), предметное (вещи), системное (система), функциональное (количественные показатели) и интегральное (целостность) (см. рис. 1) [16, с. 13].
Содержание этапов формирования СМК может различаться в разных организациях [7, с. 219].
Содержание типовых составляющих и краткая характеристика данных этапов приведена в табл. 5 [7, с. 221].
Таблица 5
Содержание этапов формирования СМК организации
Этап и его составляющие
Характеристика
1. Организационный
Реализация комплекса подготовительных мероприятий по разработке СМК:
1.1. Решение руководства о разработке СМК
- издание соответствующего приказа; назначение представителя руководства по качеству;
1.2. Определение области распространения СМК
- определение границ СМК по видам выпускаемой продукции (услуг) и процессов их жизненного цикла;
1.3. Обучение персонала
- обучение руководства и ведущих специалистов организации; формирование рабочей группы;
1.4. Разработка программы формирования СМК
- идентификация этапов разработки и внедрения СМК, назначение ответственных сроков и необходимого ресурсного обеспечения;
1.5.
...
1.1. Понятие качества и управления качеством
В современной рыночной экономике проблема качества продукции и услуг является одним из самых важных факторов повышения уровня жизни, социальной, экономической и экологической безопасности.
В настоящее время понятие «качество» охватывает практически все стороны мироздания и является одним из главных условий социального устройства, деятельности людей, а также имеет особое фундаментальное значение для понимания сущности и роли человеческого бытия и развития духовной культуры общества.
Обобщая весь процесс осознания категории «качество» в истории человеческой мысли, российские философы Ю.В. Крянев и М.А. Кузнецов выделяют понимания качества такие, как: субстратное (природные стихии), предметное (вещи), системное (система), функциональное (количественные показатели) и интегральное (целостность) (см. рис. 1) [16, с. 13].
Рис. 1.
...
1.2. Принципы, методы и функции управления качеством
Большой вклад в разработку теории управления качеством внесли зарубежные и отечественные ученые. Работы русских ученых П.Л. Чебышева и А.М. Ляпунова являются теоретической основой выборочного контроля качества. Большой вклад в разработку применяемых в настоящее время систем управления качеством внесли отечественные ученые И.Г. Венецкий, А.М. Длин и американские ученые Э. Дэминг, А. Фейгенбаум.
Современное управление качеством исходит из того, что деятельность в области управления качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, данная деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции [15, с. 37].
Исходя из этого, для успешного управления качеством необходимо рассмотреть основные принципы, методы и функции управления качеством.
...
1.3. Система менеджмента качества
К настоящему времени управление деятельностью любой организации предусматривает использование различных подходов, которые способствуют наиболее эффективному достижению стоящих перед ней целей. Однако одним из важнейших подходов является системный подход к управлению [7, с. 21].
Согласно системному подходу, организацией необходимо управлять с учетом ее целостности и взаимосвязи ее составляющих, основываясь на реально сложившейся ситуации. Фактически речь идет о формировании системы управления качеством, которая, как и другие системы управления, имеет свои соответствующие субъекты и объекты (см. рис. 7) [7, с. 26].
К субъектам управления относят руководителей различных уровней, которые осуществляют управление качеством на соответствующем уровне организации.
Объектами управления являются:
- процессы, осуществляемые в организации;
- продукция, т.е.
...
2.1. Общий порядок разработки и внедрения СМК
Одним из наиболее распространенных подходов в области управления качеством, применяемых организациями различных сфер деятельности, является порядок разработки и внедрения систем менеджмента качества, соответствующих требованиям международного стандарта (МС) ИСО-9001 «Системы менеджмента качества. Требования».
В настоящее время в мире насчитывается более миллиона подобных систем. Их формирование заключается в сложном и трудоемком процессе, предполагающем интеграцию усилий не только руководства, но и персонала организаций.
Современный менеджер должен владеть компетенциями, которые позволяют разрабатывать, внедрять, поддерживать в рабочем состоянии и улучшать систему менеджмента качества (СМК) организации.
В предыдущей главе мы рассмотрели и раскрыли сущность и роль понятий в области управления качеством таких, как «качество», «управление качеством» и «система менеджмента качества».
...
2.2. Процесс и этапы разработки системы менеджмента качества
Проблема разработки СМК организации раскрывается в работах С.М. Вдовина. Он считает, что создание системы менеджмента качества является достаточно трудоемким и длительным процессом, который предполагает следующие этапы:
- организационный;
- основной;
- заключительный;
- улучшение СМК.
Во введении ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «СМК. Требования» отмечается, что для создания СМК требуется стратегическое решение организации. При этом на процессы разработки и внедрения СМК могут влиять [2]:
- внешняя среда;
- риски, связанные с этой средой;
- изменяющиеся потребности;
- конкретные цели;
- выпускаемая продукция;
- применяемые процессы;
- размер и структура организации.
Содержание этапов формирования СМК может различаться в разных организациях [7, с. 219].
Содержание типовых составляющих и краткая характеристика данных этапов приведена в табл. 5 [7, с. 221].
...
2.3. Анализ опыта внедрения системы менеджмента качества организации на примере ПАО «Газпром»
Для анализа разработки и внедрения системы менеджмента качества организации было выбрано публичное акционерное общество «Газпром».
ПАО «Газпром» – это глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности компании в России и за ее пределами [21]:
- геологоразведка;
- добыча;
- транспортировка;
- хранение;
- переработка;
- реализация газа, газового конденсата и нефти;
- реализация газа в качестве моторного топлива;
- производство и сбыт тепло- и электроэнергии.
Миссия компании «Газпром» заключается в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктами их переработки [21].
...
Заключение
В заключении следует сказать, что в настоящее время современные экономические условия обострили кризис управления производством, а формирование конкурентной среды заставило руководителей предприятий обратить более особое внимание на качество, эффективность производимых товаров и услуг, а также организации в целом.
Качество – это одна из самых сложных и многоплановых категорий, с которой приходится сталкиваться человеку в жизни. Оно пронизывает все сферы материального производства и общественных отношений.
Во всем мире качество превратилось в рычаг экономического развития различных организаций. Во многих странах достижение высокого качества продукции (услуг), отвечающей требованиям потребителя, стало основным элементом экономической стратегии и важным фактором финансового и рыночного успеха.
Управление качеством – это вид деятельности, который сегодня все шире внедряется в организациях самого разнообразного профиля.
...
Нормативно-правовые акты
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: введено с 01.11.2015
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования: введено с 01.11.2015
Учебники и учебные пособия
3. Аристов О.В. Управление качеством: Учебник / О.В. Аристов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 224 с.
4. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ Инфра-М, 2015. - 365 с.
5. Берновский Ю.Н. Стандарты и качество продукции: Учебно-практическое пособие / Ю.Н. Берновский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.
6. Бухалков М.И. Производственный менеджмент: организация производства: Учебник / М.И. Бухалков. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 395 с.
7. Вдовин С.М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 299 с.
8. Виноградов Л.В. Средства и методы управления качеством: Учебное пособие / Л.В. Виноградов, В.П. Семенов, В.С. Бурылов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 220 с.
9. Герасимов Б.Н. Управление качеством: Учебное пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
10. Герасимов Б.Н. Управление качеством: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин, Е.Б. Герасимова; Под ред. Б.И. Герасимова - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 216 с.
11. Жигун Л.А. Теория менеджмента: теория организации: Учебное пособие / Л.А. Жигун. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
12. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 208 с.
13. Магер В.Е. Управление качеством: Учебное пособие / В.Е. Магер. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 176 с.
14. Николаева М.А. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: Учебник / М.А. Николаева, Л.В. Карташова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 336 с.
15. Овсянко Д.В. Управление качеством: Учебное пособие / Д.В. Овсянко. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2013. - 204 с.
16. Салимова Т.А. Управление качеством: Учебник / Т.А. Салимова. - 7-е изд., стер. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2014. - 376 с.
17. Серенков П.С. Методы менеджмента качества. Методология управления риском стандартизации: Учебное пособие / П.С. Серенков, В.Л. Гуревич и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 256 с.
18. Серенков П.С. Методы менеджмента качества. Процессный подход: Учебное пособие / П.С. Серенков, А.Г. Курьян, В.П. Волонтей. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 441 с.
19. Тихомирова О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. - М.: НИЦ ИИНФРА-М, 2013. - 256 с.
20. Фаррахов А.Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А.Г. Фаррахов - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с.
Интернет-ресурсы
21. Официальный сайт ПАО «Газпром» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gazprom.ru
22. Официальный сайт ПАО «Газпром» по системе добровольной сертификации «Газпромсерт» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gazpromcert.ru
23. ПАО «Газпром» в вопросах и ответах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gazpromquestions.ru
24. Технический комитет по стандартизации «Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tksneftegaz.ru
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 150498 Курсовых работ — поможем найти подходящую