Отлично!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Установите правильную последовательность этапов подготовки к спору:
• подбор аргументов
• формулировка иных позиций
• подбор противоположных аргументов
• формулировка собственного мнения
• определение предмета спора, его целей и характера
• выбор собственной цели и позиции
Установите последовательность компонентов речевого сообщения:
• заключение
• основная часть
• концовка
• введение
• зачин
Приемы, которые участники спора используют для подтверждения своей точки зрения и опровержения мнения оппонента, называются:
• полемические
• риторические
• логические
• функциональные
Установите правильную последовательность стадий развертывания спора:
• стадия аргументации
• стадия конфронтации
• подведение итогов спора
• стадия начала дискуссии
Обязательным элементом провокационной речи является:
• ложь
• скрытая угроза
• насмешка
• вопросительная конструкция
Установите последовательность этапов подготовки речи, по предложению немецкого ученого X. Леммермана:
• обдумывание материала
• отбор материала и его организация
• мысленное освоение
• подготовка тезисов или плана
• сбор материала
• стилистическое оформление
• проба речи
• написание текста выступления
Уловки в споре бывают:
• логические
• корректные
• конструктивные
• психологические
• деструктивные
По классификации количества участников споры делятся на:
• дискуссии
• диалоги
• дебаты
• полилоги
• монологи
Укажите наиболее полный состав признаков, с помощью которых можно описать коммуникативную ситуацию:
• коммуниканты (адресант-адресат), коммуникативный код, предмет речи, цель речевого события
• коммуниканты (адресант-адресат), предмет речи, канал сообщения, коммуникативный код, речевая интенция, условия общения
• коммуниканты (адресат-адресант), коммуникативный код, предмет речи, условия общения
• предмет речи, условия общения, канал сообщения, коммуникативный код, форма сообщения, цель речи
Укажите наиболее яркое отличие общей риторики от частной:
• законы и принципы общей риторики распространяются на все страны и народности, а частная изучает речевые особенности только конкретной нации
• общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная – частные
• законы общей риторики универсальны, всеобщи, не имеют временных и пространственных границ, законы частной риторики – ограничены в пространстве и во времени
• общая риторика изучает универсальные законы любой речи, а частная - конкретные разновидности речи
К основным методам ухода от вопросов можно отнести:
• уточняющий вопрос, встречный вопрос, игнорирование, ответ вопросом на вопрос, подведение собеседника к нужному вопросу
• игнорирование основного вопроса, безразличие к вопросу, ответ на свой вопрос
• безразличие к вопросу
• уточняющий вопрос, встречный вопрос, игнорирование
Установите соответствие между видом спора и его определением:
• «довод к городовому»
• «чтение в сердцах»
• выход из спора
• срывание спора
• «палочные» доводы
• оппонент не заинтересован разобраться в том, что сказал противник, а пытается определить мотивы, по которым он это говорит или каким-то образом поступает
• предлагаемый противником тезис или аргумент объявляется опасным для общества или государства
• особая форма интеллектуального и психологического насилия
• один из участников спора не в состоянии поддерживать спор в силу слабости собственной позиции в данном споре
• постоянное перебивание оппонента, демонстрации нежелания слушать его
К экстралингвистическим факторам общения относится:
• коммуникативная заинтересованность
• условия (обстоятельства) общения
• способность говорящего варьировать способ языкового представления
• знание формул и правил речевого этикета
Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Приведенный отрывок есть яркий образец:
• военного красноречия
• духовного красноречия
• академического красноречия
• юридического красноречия
Выслушав оппонента, ему заявляют: «Вы это серьезно?» или «Ну и что?». К какой психологической уловке в споре можно отнести данные высказывания:
• сарказм
• «отвод довода»
• «ошарашивание»
• «подмазывание аргумента»
В коммуникативном акте-диалоге между матерью и дочерью, приехавшими в Москву из пригорода:
Даже хорошо, что я не поступила в техникум в Москве, а то бы каждый день ездила туда-сюда.
А вечером приезжала бы на бровях.
А почему на бровях?
Так говорят…- нарушен постулат
• коммуникативная компетенция
• настроенность на мир собеседника
• коммуникативная заинтересованность
• умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего
В следующей характеристике: лаконичная, присутствует один тезис, не повторяются уже известные аргументы, присутствует критика позвучавшего уже выступления, но не личность оратора, ясная, динамичная, доступная, произнесена без листа - представлена
• прокурорская речь
• академическая речь
• пятничная проповедь имама
• митинговая речь
Установите соответствие между понятиями и их определениями:
• публичный спор на научную или общественную тему
• прения, цель которых - найти правильную точку зрения (одну из двух)
• борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор, с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента
• публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса
К стадиям спора относятся:
• стадия аргументации
• стадия начала дискуссии
• стадия конфронтации
• стадия переговоров
• стадия ведения спора
• стадия подведения итогов спора
Софизм – это:
• умышленно ошибочное умозаключение
• повторение сходных по звучанию и написанию слов
• непреднамеренная логическая ошибка
• устойчивое сочетание слов
Прием, с помощью которого участники спора хотят облегчить его для себя или затруднить для оппонента, называется:
• уловкой
• методом
• способом
Наиболее оптимальным в коммуникации является:
• общение на основе совместной деятельности
• демократический стиль
• авторитарный стиль
• общение – заигрывание
К частным и общим целям спора относятся:
• конструктивные цели
• спонтанные цели
• деструктивные цели
• подготовленные цели
Определите тип речи.
Не только содержание, но и форма речей А.Ф. Кони свидетельствовала о его выдающемся ораторском таланте. Его речи всегда были просты и чужды риторическим украшениям, хотя были насыщены образами, сравнениями, обобщениями и меткими замечаниями, придававшими им жизнь и красоту. Они подтверждали верность изречения Паскаля о том, что истинное красноречие смеется над красноречием как искусством, развивающимся по правилам риторики. (В. Смолярчук).
• рассуждение
• повествование
• все типы
• описание
Один из главных риторических постулатов гласит:
• Не нужно отвечать вопросом на вопрос
• Нужно обезоружить оппонента доводом
• Позиция слушающего является приоритетной
• Собеседник не должен знать ваших подлинных намерений
Чтобы защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента, участники спора используют различные ___ приемы.
___ в Древней Греции была областью знания, предметом которой являлось искусство ведения беседы, спора.
Что изучает риторика?
• нормы правописания
• теорию и практику судопроизводства
• теорию и искусство красноречия
• жизнеописания великих людей
К невербальным средствам общения не относится:
• дистанция между партнерами по общению
• голос
• улыбка
• внешний вид
Иллюстрацией какого логического закона является диалог Дмитрия Рудина и Африкана Пигасова – героев романа И.С. Тургенева «Рудин»?
– Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, по-вашему, убеждений нет?
– Нет и не существует.
– Это ваше убеждение?
– Да.
– Как же вы говорите, что их нет. Вот вам уже одно, на первый случай.
• тождества
• исключенного третьего
• непротиворечия
• достаточного основания
Наука и искусство ведения спора - ___
Основные признаки разговорного стиля:
• преимущественно устная форма изложения
• активное использование контекста
• непринужденность и спонтанность
• описание социально значимых событий
• минимизация и упрощение используемых средств
• наличие массового адресата
Определите стиль речи.
Уважаемый Александр Сергеевич! Ваше заявление с просьбой сообщить о судьбе Вашего деда – Флоренского Павла Александровича рассмотрено. В соответствии с имеющимися в Управлении архивными материалами Флоренский Павел Александрович 1882 года рождения …был арестован органами ОГПУ 25 февраля 1933 года и без достаточных оснований обвинялся в «контрреволюционной агитации и пропаганде и организации контрреволюционной деятельности», т.е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58-10-11. Определением Архангельского областного Суда от 5 марта 1959 года… дело прекращено за отсутствием состава преступления.
• публицистический
• официально-деловой
• разговорный
• научный
Искусство спора называется:
• диалектикой
• эристикой
• риторикой
• элоквенцией
Установите соответствие между понятиями и их определениями:
• филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие
• наука и искусство ведения спора
• преднамеренная логическая уловка
Укажите наиболее полный перечень стилей письма и речи:
• официальный, деловой, научный, разговорный
• официально-деловой, научный, публицистический, разговорный, стиль художественной литературы
• художественный, научный, официально-деловой, разговорный
• юридический, исследовательский, застольный, официальный
___ функция вопроса позволяет привлекать внимание к главному («Кто создатель кибернетики?») или оказывать эмоциональное воздействие («Молилась ли ты на ночь, Дездемона ?»).
К основным способам ухода от ответа на вопрос относятся:
• безразличие к вопросу
• игнорирование основного вопроса
• ответ вопросом на вопрос
• подбор аргументов
Какой из четырех законов риторики отвечает за логичность и последовательность речи?
• закон эмоциональности
• закон гармонизирующего диалога
• закон удовольствия
• закон продвижения и ориентации адресата
Установите соответствие между типом и значением жеста:
• управляют ходом коммуникативного процесса, т. е. устанавливают, поддерживают и завершают коммуникацию
• выделяют какой-либо речевой или иной фрагмент коммуникации
• имеют самостоятельное лексическое значение и способны передавать смысл независимо от вербального контекста
«Искусство побеждать в спорах»– это руководство по ведению диспутов, написанное в XIX веке и не утратившее своей актуальности в веке XXI. В этом произведении автор ставит целью победу в споре и дает конкретные рекомендации для ее последовательного достижения. По мнению автора, для того чтобы одержать победу в споре, необязательно быть фактически правым – нужно лишь использовать правильные приемы. Он приводит более 30 так называемых уловок, среди которых подмена тезиса, уход от предмета обсуждения в другие сферы, выведение противника из себя, недопущение верных аргументов, если они могут привести к неблагоприятным выводам, и так далее.
• Назовите автора данного произведения?
• Как автор называл науку и искусство ведения спора в своем произведении?
• Автор в своей книге разграничивает понятия «логика» и:
• В понимании автора «логика» предстает как наука о мышлении, т.е. применении чистого разума, а диалектика:
• В структуру спора, наряду с тезисом спора и способами и путями его опровержения, автор включает:
Какой вид аргумента использует Л.Д. Троцкий в статье «Об интеллигенции» (1912)?
Что мы всесторонне бедны накопленной тысячелетней бедностью, этого нет нужды доказывать. История вытряхнула нас из своего рукава в суровых условиях и рассеяла тонким слоем по большой равнине. Никто не предложил нам другого местожительства: при- шлось тянуть лямку на отведенном участке. Азиатские нашествия - с востока, беспощадное давление более богатой Европы - с Запада, поглощение государственным левиафаном чрезмерной доли народного труда - все это не только обездоливало трудовые массы, но и иссушало источники питания господствующих классов.
• к обстоятельствам
• к норме
• к прецеденту
• к смыслу
Установите соответствие между утверждениями и их авторами:
• риторика – искусство говорить хорошо
• риторика есть искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета
• красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению
В ходе дискуссии ваш оппонент муссирует непринципиальные мелочи, забыв о сути разговора. Как предпочтительнее поступить?
• прокомментировать каждый из предложенных собеседником пунктов
• уточнить у оппонента цель дискуссии
• упрекнуть оппонента в уходе от существа проблемы
• попытаться свернуть разговор
Риторический идеал может быть описан с помощью оппозиций (по А.К.Михальской):
• агональный/гармонизирующий, релятивистский /онтологический, монологический/диалогический
• конструктивный/деструктивный, абсолютный/относительный, монологический/диалогический
• синхронический/диахронический, пространственный/временной, релятивистский/онтологический
• устный/письменный, контактный/дистантный, опосредованный/непосредственный
Аргумент – это:
• цитата из авторитетного источника
• слово или выражение, заимствованное из речи социально замкнутой группы
• иллюстрация мысли
• логический довод, служащий основанием доказательства
Что считается родиной риторики?
• Древняя Индия
• Древняя Греция
• Древний Египет
• средневековая Европа
Когда появилась первая русская «Риторика»?
• XVIII в.
• XVII в.
• XVI в.
• XIX в.
Спор, возникающий в целях проверки истины, называется:
• эвристическим
• логическим
• диалектическим
• письменным
Выберите наиболее полный перечень видов спора в зависимости от тематики и общих целей:
• диспут, дискуссия, дебаты, полемика
• дискуссия, дебаты, полемика
• дискуссия, диалог
• диспут, дискуссия, диалог
По характеру взаимоотношений между сторонами переговоры бывают:
• политические, экономические, производственно-технические
• партнерские, конкурентные, конфронтационные
• о заключении соглашения, и выполнении соглашения, о нормализации соглашения
• о продлении договоренности, о координации совместных действий, об изменении в договоре
Какое убеждение лежит в основе школы софистов:
• нравственность является врождённым качеством человека, хотя и проявляется она поздно
• победа в споре дороже истины
• истина важнее любого спора
Способы ответа на вопросы:
• оставить у спрашивающего впечатление, что вы ответили на вопрос; дать неполный ответ; дать неточный ответ; отбить желание продолжать задавать вопросы
• дать неполный ответ
• оставить у спрашивающего впечатление, что вы ответили на вопрос; дать неполный ответ; отбить желание продолжать задавать вопросы
• дать неточный ответ; отбить желание продолжать задавать вопросы
Какой ораторский прием использует архимандрит Рафаил (Карелин) в приведенном отрывке?
Схиигумен Савва терпеть не мог многословия. Он учил своих чад говорить как можно более кратко. Некоторым он давал правило произносить в день не более определенного количества слов. Старец стремился сохранить от рассеяния внутреннюю молитву, поэтому он пред- почитал, чтобы духовные чада записывали свою исповедь – не более одной или двух страниц. Они должны были обдумать ее, выбрать самое главное и отбросить второстепенное. Чем меньше слов, тем понятнее дело, тем более правильный ответ может дать духовник».
• сопоставление всех «за» и «против»
• экспрессия
• гипербола
• апелляция к авторитету
Укажите основные типы коммуникации по установочной задаче:
• информационная, дискутивная, письменная
• непосредственная – опосредованная
• межличностная, групповая, массовая
• информационная, убеждающая, фатическая (контактоустанавливающая)
Выберите наиболее полный перечень основных правил ведения спора:
• умейте правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласия; не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведется спор; четко определите свою позицию в споре; правильно пользуйтесь в споре понятиями; относитесь с уважением к своему оппоненту; сохраняйте выдержку и самообладание в споре; обращайте внимание на поведение оппонента; подбирайте убедительные аргументы
• умейте правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласия; правильно пользуйтесь в споре понятиями; относитесь с уважением к своему оппоненту; сохраняйте выдержку и самообладание в споре; обращайте внимание на поведение оппонента; подбирайте убедительные аргументы
• умейте правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласия; не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведется спор; четко определите свою позицию в споре
• подбирайте убедительные аргументы
Что входит в состав риторического канона – т.е. обязательных этапов подготовки речевого произведения любого вида (устного или письменного):
• диспозиция
• инвенция
• акцио
• меморио
• элокуция
Укажите наиболее успешный порядок аргументации:
• свободный
• гомерический, восходящий
• нисходящий
Обращения голубчик, сынок, дочка, зайка, солнышко являются обращениями- ___
Установите соответствие между видом и родом речей:
• парламентская, митинговая, патриотическая, дипломатическая, инаугурационная
• проповедь
• обвинительная, защитительная
• юбилейная, приветственная, застольная, надгробная
• лекция, доклад, обзор
Какой ораторский прием использует Д.С. Лихачев в приведенном отрывке?
Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурной работы, деликатностью и пр., и пр.
• апелляция к личному опыту
• прогнозирование
• драматизация
• экспрессия
Обращения водитель, доктор, профессор, коллега являются обращениями- ___
Условием компетентности оратора НЕ является:
• владение словом
• внешний вид
• практический опыт
• техника аргументации
Установите соответствие между смысловыми моделями и их определением:
• позволяет рассмотреть один и тот же предмет как родовое понятие по отношению к видовому и как видовое по отношению к родовому
• любой предмет может быть рассмотрен как часть по отношению к целому и как целое по отношению к части
• указывает на место, время, условия
• обособление предмета через выявление его характерных качеств
В тексте: «Для повышения качества воспроизведения мелких деталей при приеме черно-белого изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных фильтров в яркостном канале. Уменьшение влияния помех достигается применением схемы автоматической подстройки частоты и фазы строчной разверстки» (Руководство по эксплуатации телевизионного приемника) - нарушено коммуникативное качество:
• точность речи
• правильность речи
• уместность речи
• ясность речи
Юбилейная речь относится к ___ красноречию.
_______ – в нем раскрываются признаки предметов, их связи, живописуется некая картина.
Каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз эта мысль ни повторялась. Так гласит закон:
• непротиворечия
• исключенного третьего
• достаточного основания
• тождества
Установите соответствие между термином и значением:
• всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями и положениями, истинность которых подтверждена практикой
• одному и тому же предмету в одно и то же время нельзя приписывать противоречащие свойства
• каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз эта мысль ни повторялась
• одному и тому же предмету в одно и то же время можно приписывать любое свойство, либо отрицать его – третьего не дано
К какому роду относится застольная речь?
• социально-политическая
• академическая
• социально-бытовая
• судебная
Установите соответствие между дискуссионными видами поведения и их характеристикой:
• громкость и тембр голоса
• язык тела
• как близко друг к другу находятся собеседники
• собственно слово
Какую смысловую модель использует А.Ф. Кони в начале обвинитель- ной речи по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем (слушалось 12 декабря 1872 года в Петербургском окружном суде)? Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела, где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такой искренностью и правдивостью и нередко отличаются такой образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппировать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят картину, которая в вашем уме создаст известное определенное представление о деле. Но бывают де- ла другого рода, где свидетельские показания имеют совершенно иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многое боятся сказать, являя перед вами пример уклончивого недоговаривания и далеко не полной искренности. Я не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду...
• «свидетельство»
• «сопоставление»
• «пример»
• «причина и следствие»
Принцип вежливости основывается на правилах:
• способа выражения
• количества
• скромности
• великодушия
• согласия
• качества
• такта
Дискурсом в риторике называют:
• обсуждение какого-либо спорного вопроса
• поток речи, сопровождаемый жестово-мимическим поведением
• академическую речь
• утверждение, не подкрепленное доказательствами
Диалогическую речь также называют:
• компаративной
• коммутативной
• компилятивной
• контекстуальной
В тексте: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые/ и это самое/ рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня все в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю» (устная речь подростка) - нарушено коммуникативное качество:
• точность, ясность
• правильность
• краткость
• логичность
Этикет – совокупность устойчивых ___ формул, регламентирующих отношения между людьми.
Дискурс включает в себя следующие виды поведения:
• акустическое
• вербальное
• пространственное
• территориальное
• жестово-мимическое
• разговорное
• зависит от настроения
Соблюдение правила релевантности состоит в способности оратора:
• быть правдивым
• быть лаконичным
• быть вежливым
• говорить то, что имеет отношение к теме разговора
Ответы могут классифицироваться на следующие виды:
• простые и сложные
• краткие и развернутые
• истинные и краткие
• полные и неполные
К ___ уловкам в споре относятся софизмы, подмена тезиса и т.п.
Стадия ___ - одна из стадии спора, на которой один из участников спора защищает свою позицию, а его оппонент систематически ее критикует, добиваясь дополнительной аргументации, пока у него еще остаются возражения ли сомнения.
Установите соответствие наименование споров и их типологией:
• по степени подготовленности
• по форме проведения
• по количеству участников
Что из нижеперечисленного относится к полемическим приемам:
• умозаключение
• убеждение
• сарказм
• контраргумент
• « атака вопросами»
• ирония
К какому типу относится следующий вопрос: «Правда ли, что Америку открыл Колумб?»:
• каверзный
• истинный
• восполняющий
• уточняющий
Автором трактата «Эристическая диалектика», предметом которого выступает учение о свойственной человеку от природы страсти к спору, является:
• Аристотель
• А. Шопенгауэр
• И. Кант
• Сократ
Установите соответствие между вопросами и их видами:
• «Какой сейчас год?»
• «Между кем и кем была русско-японская война?»
• «Что за чушь вы несете?»
• «За кого вы будете болеть?»
Существует ряд вопросов, способных вызвать у отвечающего определенные трудности.
• К какому типу относится следующий вопрос: «Следует ли назначить нашу встречу уже на эту неделю или перенесем ее на следующую?»:
• Вопрос, который позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений, создавать в беседе такие повороты, нюансы, которые придают диалогу подлинный смысл: «Вот как я себе это представляю. А Вы разве не согласны со мной?»:
• К какому типу относится следующий вопрос: «Вы хотите сказать, что Ваше решение задачи является правильным и единственно верным?»:
• К какому типу относится следующий вопрос: «Вы считаете, что это план не сработает, т.к. на него потребуется слишком много затрат?»:
• К какому типу относится следующий вопрос: «Что ты собираешься делать – игнорировать выполнение договора или просто расторгнуть его?»:
__________ – в нем говорится о событиях, протекающих во времени; его примета - наличие сюжета, действующих лиц.
Выражение мысли, которая направлена на уточнение или дополнение уже имеющихся знаний, называется:
• вопрос
• суждение
• ответ
• утверждение
Выведение суждения из других суждений – это ___.
Теорию речевых актов, одним из направлений которой является разработка постулатов (максим) общения создал(и):
• П. Грайс
• П.Р. Стросон
• М.М. Бахтин
• Дж. Остин
• Дж. Серл
• А.К. Михальская
___ - это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
Спор, в ходе которого человек спорит сам с собой, так называемый «внутренний спор», - это:
• полилог
• дискуссия
• диалог
• монолог
Соблюдение правила такта состоит в способности оратора:
• быть позитивным в оценке собеседника
• избегать двусмысленности
• минимизировать личную выгоду
• уважать границы личной сферы собеседника
К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся:
• количество участников
• цель спора
• принятие оптимального решения
• форма проведения
Установите соответствие между способами ухода от спора и их определениями:
• «лить воду»
• вопросом на вопрос
• уточняющий вопрос
• оставить основной вопрос без внимания
• демонстрация безразличия
• можно применять тогда, когда задается несколько вопросов сразу
• этот способ применяется тогда, когда вопросом демонстрируют агрессию по отношению к вам, стараются выставить вас в невыгодном свете
• переспрашивание одного и того же по несколько раз
• чем больше будет фраз, тем больше возможность сбить с толку собеседника
• постановка встречного вопроса
Верно поставленный вопрос дает возможность:
• понять отношение оппонента к обсуждаемой проблеме
• уточнить точку зрения оппонента
• получить от оппонента дополнительные сведения
• вызвать у оппонента определенные трудности
Какой тип дискурса использует автор книги «Юности честное зерцало» (1717) в приведенном отрывке?
…Когда прилучитца тебе съ другими за столомъ сидеть, то содержи себя въ порядке по сему правилу: въ первых обрежъ ногти, да не явится яко бы оныя бархатом обшиты. Умои руки и сяди благочинно, сиди прямо, и не хватаи первои въ блюдо, не жри как свиния, и не дуи в ушное чтобъ везде брызгало, не сопи егда яси.
• эвристический
• художественный
• информирующий
• агитирующий
Установите соответствие между формулами речевого этикета и их стилистической характеристикой:
• Мое почтение! Позвольте откланяться!
• До свидания! Всего доброго
• Пока! Чао! Салют! Адью
Любой спор включает в себя следующие элементы:
• аргументация
• умозаключение
• доводы, или аргументы
• тезис
• умение найти изъяны в тезисе, аргументах и связи аргументов с тезисом у оппонента
___ речь имеет целью побуждение собеседника к действию или получение некой информации, которой собеседник не спешит делиться.
К логическим уловкам в споре можно отнести:
• сведение к абсурду
• софизмы
• сарказм
• ирония
• подмена тезиса
Основной заслугой М.В. Ломоносова в теории риторики считается:
• светская направленность его книг по красноречию
• опора на традиции и черты античного красноречия
• систематизированность и широта обобщения риторики
• популяризация в риторике научного знания и просвещения
Укажите наиболее верный вариает: Частная риторика делится на:
• политическую, академическую, судебную, социально-бытовую, духовную
• педагогическую, юридическую, церковно-богословскую, торжественную
• педагогическую, дипломатическую, экономическую, юридическую
• социально-политическую, педагогическую, торговую, судебную
К интралингвистическим факторам общения относится:
• настроенность на мир собеседника
• умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел говорящего
• коммуникативная компетенция
• соответствие планов и схем речевого поведения собеседников
Ярким образцом древнерусского эпидейктического (торжественного) красноречия является:
• «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона
• «Повесть о Шемякином суде»
• «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма
• «Хождение за три моря» Афанасия Никитина
К кооперативным речевым стратегиям не относится:
• ирония
• сообщение о положении дел
• выяснение межличностных отношений
• претензии
Риторика – филологическая наука, обозначающая отношение _____ к слову.
Прочитайте отрывок из рассказа А. П. Чехова "Именины" и ответьте на вопрос.
"- Потрудитесь мне объяснить, что это значит? Я вас спрашиваю!
- ...Надоело, Ольга! Честное слово, я утомлен, и мне теперь не до этого... Завтра будем браниться.
- Нет, я тебя отлично понимаю! - продолжала Ольга Михайловна. - Ты меня ненавидишь! Да, да! Ты меня ненавидишь за то, что я богаче тебя! Ты никогда не простишь мне этого и всегда будешь лгать мне!... Сейчас, я знаю, ты смеешься надо мной... Я даже уверена, что ты женился на мне только затем, чтобы иметь ценз и этих подлых лошадей...
Петр Дмитрич уронил газету и приподнялся. Неожиданное оскорбление ошеломило его. Он детски беспомощно улыбнулся, растерянно поглядел на жену и, точно защищая себя от ударов, протянул к ней руки и сказал умоляюще: - Оля!"
К какому способу ведения спора можно отнести данный отрывок, когда оппонент не заинтересован разобраться в том, что сказал противник, а пытается определить мотивы, по которым он это говорит или каким-то образом поступает?
• «чтение в сердцах»
• «довод к городовому»
• выход из спора
• «палочные» доводы
Диспозиция – это раздел риторики, отвечающий за:
• построение речи
• запоминание речи
• исполнение речи
• замысел речи
Найдите соответствие между этапом собрания и его характеристикой
• подведение итогов
• поиск решений на основе учтенных фактов
• собираются факты, данные по обсуждаемой проблеме
• оцениваются и интерпретируются собранные данные, высказываются различные мнения и точки зрения
Этикетные формулы «Ваш покорный слуга», «Покорнейше благодарю» чаще всего используются в речи:
• официальной при подчеркнуто вежливом общении
• изысканно-вежливой
• старшего поколения
• любой
В умении оратора быть самим собой заключается его:
• артистизм
• обаяние
• принципиальность
• объективность
Эффективное общение предполагает следование двум фундаментальным принципам:
• понимания
• вежливости
• коммуникации
• поддержке
За исполнительскую часть ораторского мастерства отвечает раздел, называемый:
• меморио
• элокуция
• инвенция
• акцио
К условиям создания привлекательного образа оратора относятся:
• заинтересованное отношение к предмету речи
• обаяние
• искренность
• смакование своих речей
• дружелюбие
• артистизм
Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики:
• наука об искусной, витиеватой, украшенной речи
• филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи
• наука о речи, об ораторском искусстве
• филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову
Принцип кооперации основывается на правилах:
• качества
• согласия
• одобрения
• способа выражения
• релевантности
• количества
Судебное красноречие зародилось в:
• Древней Греции
• Древнем Китае
• Древнем Риме
• Европе в Средние века
Установите соответствие между термином и значением:
• inventio
• dispositio
• memoria
• elocutio
• actio
Смысловые части аргумента:
• редукция
• топ
• алгоритм
• схема
Ярким примером древнерусского дидактического красноречия является:
• «Поучение» Владимира Мономаха
• «Слово о полку Игореве»
• «Повесть о разорении Рязани Батыем»
• «Задонщина»
Установите соответствие между типом расстояния и его значением:
• публичное расстояние
• социальное расстояние
• интимное расстояние
• персональное расстояние
Какие существуют смысловые модели:
• «универсальность»
• «целое – части»
• «обстоятельство»
• «свойство»
• «род и вид»
• «принадлежность»
• «качество»
Установите, кому из теоретиков риторики принадлежит следующая классификация речевых сообщений:
развлекательная речь; воодушевляющая речь; убеждающая речь; призывающая речь
• Л.А. Введенская
• П. Сопер
• А.З. Апресян
• Д. Карнеги
Вопросы, способные вызвать у отвечающего определенные трудности:
• наводящие
• зеркальные
• вопросы-обращения
• импульсивные
• вопросы для размышления
• закрытые
• вопросы с нагрузкой
Словесное состязание, устное или письменное прение, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает свое, называется:
• дискуссией
• диалогом
• спором
Стадия спора, на которой устанавливается, что между участниками диалога происходит спор, и они формируют конфликтующие между собой точки зрения, называется:
• стадия начала дискуссии
• стадия конфронтации
• подведение итогов спора
• стадия аргументации
Существует ряд вопросов, не вызывающих у отвечающего особых проблем.
• К какому типу относится следующий вопрос: «Почему ты это сделал?» или «Что ты по этому поводу думаешь?»:
• К какому типу относится вопрос, который определяет направление ответа: «Тогда ты не мог бы отправить письмо Игорю?»:
• К какому типу относится вопрос, который почти не несет эмоциональной окраски: «Итак, что Вы скажете о том, каким будет следующий шаг в решении этой проблемы?»:
• К какому типу относится вопрос: «Не поможешь ли ты мне, В.П., своим вопросом?»:
• К какому типу относится вопрос: «Чем один урок отличается от другого?»:
Умышленно ошибочные умозаключения - ___.
Вопросы, способствующие выяснению и установлению истины, в риторике принято называть:
• платоновскими
• риторическими
• сократическими
• гомерическими
Инвенция – это:
• воплощение мыслей в слова
• исполнение речи
• работа над композицией речи
• работа над замыслом речевого произведения
Что из нижеперечисленного относится к начальному этапу подготовки к спору:
• формулировка собственного мнения
• подбор противоположных аргументов
• определение предмета спора, его целей и характера
• подбор аргументов
Укажите наиболее правильный вариант состава риторической теории:
• инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио, риторический канон
• меморио, диспозиция, инвенция
• риторический канон, меморио, акцио
• инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио
Вопрос – не является суждением, хотя также выражается в языке предложением. Вопрос – особая форма мысли. Вопрос можно оценивать по-разному. Он может быть длинным и коротким, интересным и неинтересным, тактичным и бестактным, простым и сложным, каверзным и т.п.
В данном контексте ответьте на следующие вопросы.
• К какому виду относится данный вопрос: «Что за чушь вы несете?»
• К какому виду относится данный вопрос: «За кого вы будете болеть?»
• К какому виду относится данный вопрос: «Что горячее: синее или квадратное?»
• К какому виду относится данный вопрос: «Какая фамилия у Александра Сергеевича Никульщина?»
• К какому виду относится данный вопрос: «Как проехать до ближайшей библиотеки?»
Термин из теории ведения споров, который с греческого означает «воинственный, враждебный»:
• дискуссия
• диспут
• полемика
• дебаты
Тесты были сданы в 2024 году.
Представлены ответы на большинство вопросов из тестов 1-3 + итоговое по предмету "Риторика и ораторское искусство" для студентов Витте.
Результат сдачи зависит от попавшихся вопросов.
Мой средний набранный балл за тесты 91 из 100.
ВНИМАНИЕ! Покупайте работу, только убедившись, что ваши вопросы совпадают с представленными ниже. Для этого рекомендую сначала запустить тест и сверить хотя бы несколько вопросов.
Создание устного и письменного текста (09.03.2023)
Риторика и культура речи. Публичные выступления (14.05.2024)
Риторика и ораторское искусство
Тест 1
Основные требования к публичному выступлению (07.06.2022)
Основные требования к публичному выступлению. Личностное и деловое общение. Коммуникативное поведение руководителя. (21.10.2023)
Тест 2
Искусство спора: риторические тактики (17.03.2022)
Особые формы коммуникации (07.12.2023)
Тест 3
Итоговое тестирование
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Установите правильную последовательность этапов подготовки к спору:
• подбор аргументов
• формулировка иных позиций
• подбор противоположных аргументов
• формулировка собственного мнения
• определение предмета спора, его целей и характера
• выбор собственной цели и позиции
Установите последовательность компонентов речевого сообщения:
• заключение
• основная часть
• концовка
• введение
• зачин
Приемы, которые участники спора используют для подтверждения своей точки зрения и опровержения мнения оппонента, называются:
• полемические
• риторические
• логические
• функциональные
Установите правильную последовательность стадий развертывания спора:
• стадия аргументации
• стадия конфронтации
• подведение итогов спора
• стадия начала дискуссии
Обязательным элементом провокационной речи является:
• ложь
• скрытая угроза
• насмешка
• вопросительная конструкция
Установите последовательность этапов подготовки речи, по предложению немецкого ученого X. Леммермана:
• обдумывание материала
• отбор материала и его организация
• мысленное освоение
• подготовка тезисов или плана
• сбор материала
• стилистическое оформление
• проба речи
• написание текста выступления
Уловки в споре бывают:
• логические
• корректные
• конструктивные
• психологические
• деструктивные
По классификации количества участников споры делятся на:
• дискуссии
• диалоги
• дебаты
• полилоги
• монологи
Укажите наиболее полный состав признаков, с помощью которых можно описать коммуникативную ситуацию:
• коммуниканты (адресант-адресат), коммуникативный код, предмет речи, цель речевого события
• коммуниканты (адресант-адресат), предмет речи, канал сообщения, коммуникативный код, речевая интенция, условия общения
• коммуниканты (адресат-адресант), коммуникативный код, предмет речи, условия общения
• предмет речи, условия общения, канал сообщения, коммуникативный код, форма сообщения, цель речи
Укажите наиболее яркое отличие общей риторики от частной:
• законы и принципы общей риторики распространяются на все страны и народности, а частная изучает речевые особенности только конкретной нации
• общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная – частные
• законы общей риторики универсальны, всеобщи, не имеют временных и пространственных границ, законы частной риторики – ограничены в пространстве и во времени
• общая риторика изучает универсальные законы любой речи, а частная - конкретные разновидности речи
К основным методам ухода от вопросов можно отнести:
• уточняющий вопрос, встречный вопрос, игнорирование, ответ вопросом на вопрос, подведение собеседника к нужному вопросу
• игнорирование основного вопроса, безразличие к вопросу, ответ на свой вопрос
• безразличие к вопросу
• уточняющий вопрос, встречный вопрос, игнорирование
Установите соответствие между видом спора и его определением:
• «довод к городовому»
• «чтение в сердцах»
• выход из спора
• срывание спора
• «палочные» доводы
• оппонент не заинтересован разобраться в том, что сказал противник, а пытается определить мотивы, по которым он это говорит или каким-то образом поступает
• предлагаемый противником тезис или аргумент объявляется опасным для общества или государства
• особая форма интеллектуального и психологического насилия
• один из участников спора не в состоянии поддерживать спор в силу слабости собственной позиции в данном споре
• постоянное перебивание оппонента, демонстрации нежелания слушать его
К экстралингвистическим факторам общения относится:
• коммуникативная заинтересованность
• условия (обстоятельства) общения
• способность говорящего варьировать способ языкового представления
• знание формул и правил речевого этикета
Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Приведенный отрывок есть яркий образец:
• военного красноречия
• духовного красноречия
• академического красноречия
• юридического красноречия
Выслушав оппонента, ему заявляют: «Вы это серьезно?» или «Ну и что?». К какой психологической уловке в споре можно отнести данные высказывания:
• сарказм
• «отвод довода»
• «ошарашивание»
• «подмазывание аргумента»
В коммуникативном акте-диалоге между матерью и дочерью, приехавшими в Москву из пригорода:
Даже хорошо, что я не поступила в техникум в Москве, а то бы каждый день ездила туда-сюда.
А вечером приезжала бы на бровях.
А почему на бровях?
Так говорят…- нарушен постулат
• коммуникативная компетенция
• настроенность на мир собеседника
• коммуникативная заинтересованность
• умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего
В следующей характеристике: лаконичная, присутствует один тезис, не повторяются уже известные аргументы, присутствует критика позвучавшего уже выступления, но не личность оратора, ясная, динамичная, доступная, произнесена без листа - представлена
• прокурорская речь
• академическая речь
• пятничная проповедь имама
• митинговая речь
Установите соответствие между понятиями и их определениями:
• публичный спор на научную или общественную тему
• прения, цель которых - найти правильную точку зрения (одну из двух)
• борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор, с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента
• публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса
К стадиям спора относятся:
• стадия аргументации
• стадия начала дискуссии
• стадия конфронтации
• стадия переговоров
• стадия ведения спора
• стадия подведения итогов спора
Софизм – это:
• умышленно ошибочное умозаключение
• повторение сходных по звучанию и написанию слов
• непреднамеренная логическая ошибка
• устойчивое сочетание слов
Прием, с помощью которого участники спора хотят облегчить его для себя или затруднить для оппонента, называется:
• уловкой
• методом
• способом
Наиболее оптимальным в коммуникации является:
• общение на основе совместной деятельности
• демократический стиль
• авторитарный стиль
• общение – заигрывание
К частным и общим целям спора относятся:
• конструктивные цели
• спонтанные цели
• деструктивные цели
• подготовленные цели
Определите тип речи.
Не только содержание, но и форма речей А.Ф. Кони свидетельствовала о его выдающемся ораторском таланте. Его речи всегда были просты и чужды риторическим украшениям, хотя были насыщены образами, сравнениями, обобщениями и меткими замечаниями, придававшими им жизнь и красоту. Они подтверждали верность изречения Паскаля о том, что истинное красноречие смеется над красноречием как искусством, развивающимся по правилам риторики. (В. Смолярчук).
• рассуждение
• повествование
• все типы
• описание
Один из главных риторических постулатов гласит:
• Не нужно отвечать вопросом на вопрос
• Нужно обезоружить оппонента доводом
• Позиция слушающего является приоритетной
• Собеседник не должен знать ваших подлинных намерений
Чтобы защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента, участники спора используют различные ___ приемы.
___ в Древней Греции была областью знания, предметом которой являлось искусство ведения беседы, спора.
Что изучает риторика?
• нормы правописания
• теорию и практику судопроизводства
• теорию и искусство красноречия
• жизнеописания великих людей
К невербальным средствам общения не относится:
• дистанция между партнерами по общению
• голос
• улыбка
• внешний вид
Иллюстрацией какого логического закона является диалог Дмитрия Рудина и Африкана Пигасова – героев романа И.С. Тургенева «Рудин»?
– Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, по-вашему, убеждений нет?
– Нет и не существует.
– Это ваше убеждение?
– Да.
– Как же вы говорите, что их нет. Вот вам уже одно, на первый случай.
• тождества
• исключенного третьего
• непротиворечия
• достаточного основания
Наука и искусство ведения спора - ___
Основные признаки разговорного стиля:
• преимущественно устная форма изложения
• активное использование контекста
• непринужденность и спонтанность
• описание социально значимых событий
• минимизация и упрощение используемых средств
• наличие массового адресата
Определите стиль речи.
Уважаемый Александр Сергеевич! Ваше заявление с просьбой сообщить о судьбе Вашего деда – Флоренского Павла Александровича рассмотрено. В соответствии с имеющимися в Управлении архивными материалами Флоренский Павел Александрович 1882 года рождения …был арестован органами ОГПУ 25 февраля 1933 года и без достаточных оснований обвинялся в «контрреволюционной агитации и пропаганде и организации контрреволюционной деятельности», т.е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58-10-11. Определением Архангельского областного Суда от 5 марта 1959 года… дело прекращено за отсутствием состава преступления.
• публицистический
• официально-деловой
• разговорный
• научный
Искусство спора называется:
• диалектикой
• эристикой
• риторикой
• элоквенцией
Установите соответствие между понятиями и их определениями:
• филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие
• наука и искусство ведения спора
• преднамеренная логическая уловка
Укажите наиболее полный перечень стилей письма и речи:
• официальный, деловой, научный, разговорный
• официально-деловой, научный, публицистический, разговорный, стиль художественной литературы
• художественный, научный, официально-деловой, разговорный
• юридический, исследовательский, застольный, официальный
___ функция вопроса позволяет привлекать внимание к главному («Кто создатель кибернетики?») или оказывать эмоциональное воздействие («Молилась ли ты на ночь, Дездемона ?»).
К основным способам ухода от ответа на вопрос относятся:
• безразличие к вопросу
• игнорирование основного вопроса
• ответ вопросом на вопрос
• подбор аргументов
Какой из четырех законов риторики отвечает за логичность и последовательность речи?
• закон эмоциональности
• закон гармонизирующего диалога
• закон удовольствия
• закон продвижения и ориентации адресата
Установите соответствие между типом и значением жеста:
• управляют ходом коммуникативного процесса, т. е. устанавливают, поддерживают и завершают коммуникацию
• выделяют какой-либо речевой или иной фрагмент коммуникации
• имеют самостоятельное лексическое значение и способны передавать смысл независимо от вербального контекста
«Искусство побеждать в спорах»– это руководство по ведению диспутов, написанное в XIX веке и не утратившее своей актуальности в веке XXI. В этом произведении автор ставит целью победу в споре и дает конкретные рекомендации для ее последовательного достижения. По мнению автора, для того чтобы одержать победу в споре, необязательно быть фактически правым – нужно лишь использовать правильные приемы. Он приводит более 30 так называемых уловок, среди которых подмена тезиса, уход от предмета обсуждения в другие сферы, выведение противника из себя, недопущение верных аргументов, если они могут привести к неблагоприятным выводам, и так далее.
• Назовите автора данного произведения?
• Как автор называл науку и искусство ведения спора в своем произведении?
• Автор в своей книге разграничивает понятия «логика» и:
• В понимании автора «логика» предстает как наука о мышлении, т.е. применении чистого разума, а диалектика:
• В структуру спора, наряду с тезисом спора и способами и путями его опровержения, автор включает:
Какой вид аргумента использует Л.Д. Троцкий в статье «Об интеллигенции» (1912)?
Что мы всесторонне бедны накопленной тысячелетней бедностью, этого нет нужды доказывать. История вытряхнула нас из своего рукава в суровых условиях и рассеяла тонким слоем по большой равнине. Никто не предложил нам другого местожительства: при- шлось тянуть лямку на отведенном участке. Азиатские нашествия - с востока, беспощадное давление более богатой Европы - с Запада, поглощение государственным левиафаном чрезмерной доли народного труда - все это не только обездоливало трудовые массы, но и иссушало источники питания господствующих классов.
• к обстоятельствам
• к норме
• к прецеденту
• к смыслу
Установите соответствие между утверждениями и их авторами:
• риторика – искусство говорить хорошо
• риторика есть искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета
• красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению
В ходе дискуссии ваш оппонент муссирует непринципиальные мелочи, забыв о сути разговора. Как предпочтительнее поступить?
• прокомментировать каждый из предложенных собеседником пунктов
• уточнить у оппонента цель дискуссии
• упрекнуть оппонента в уходе от существа проблемы
• попытаться свернуть разговор
Риторический идеал может быть описан с помощью оппозиций (по А.К.Михальской):
• агональный/гармонизирующий, релятивистский /онтологический, монологический/диалогический
• конструктивный/деструктивный, абсолютный/относительный, монологический/диалогический
• синхронический/диахронический, пространственный/временной, релятивистский/онтологический
• устный/письменный, контактный/дистантный, опосредованный/непосредственный
Аргумент – это:
• цитата из авторитетного источника
• слово или выражение, заимствованное из речи социально замкнутой группы
• иллюстрация мысли
• логический довод, служащий основанием доказательства
Что считается родиной риторики?
• Древняя Индия
• Древняя Греция
• Древний Египет
• средневековая Европа
Когда появилась первая русская «Риторика»?
• XVIII в.
• XVII в.
• XVI в.
• XIX в.
Спор, возникающий в целях проверки истины, называется:
• эвристическим
• логическим
• диалектическим
• письменным
Выберите наиболее полный перечень видов спора в зависимости от тематики и общих целей:
• диспут, дискуссия, дебаты, полемика
• дискуссия, дебаты, полемика
• дискуссия, диалог
• диспут, дискуссия, диалог
По характеру взаимоотношений между сторонами переговоры бывают:
• политические, экономические, производственно-технические
• партнерские, конкурентные, конфронтационные
• о заключении соглашения, и выполнении соглашения, о нормализации соглашения
• о продлении договоренности, о координации совместных действий, об изменении в договоре
Какое убеждение лежит в основе школы софистов:
• нравственность является врождённым качеством человека, хотя и проявляется она поздно
• победа в споре дороже истины
• истина важнее любого спора
Способы ответа на вопросы:
• оставить у спрашивающего впечатление, что вы ответили на вопрос; дать неполный ответ; дать неточный ответ; отбить желание продолжать задавать вопросы
• дать неполный ответ
• оставить у спрашивающего впечатление, что вы ответили на вопрос; дать неполный ответ; отбить желание продолжать задавать вопросы
• дать неточный ответ; отбить желание продолжать задавать вопросы
Какой ораторский прием использует архимандрит Рафаил (Карелин) в приведенном отрывке?
Схиигумен Савва терпеть не мог многословия. Он учил своих чад говорить как можно более кратко. Некоторым он давал правило произносить в день не более определенного количества слов. Старец стремился сохранить от рассеяния внутреннюю молитву, поэтому он пред- почитал, чтобы духовные чада записывали свою исповедь – не более одной или двух страниц. Они должны были обдумать ее, выбрать самое главное и отбросить второстепенное. Чем меньше слов, тем понятнее дело, тем более правильный ответ может дать духовник».
• сопоставление всех «за» и «против»
• экспрессия
• гипербола
• апелляция к авторитету
Укажите основные типы коммуникации по установочной задаче:
• информационная, дискутивная, письменная
• непосредственная – опосредованная
• межличностная, групповая, массовая
• информационная, убеждающая, фатическая (контактоустанавливающая)
Выберите наиболее полный перечень основных правил ведения спора:
• умейте правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласия; не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведется спор; четко определите свою позицию в споре; правильно пользуйтесь в споре понятиями; относитесь с уважением к своему оппоненту; сохраняйте выдержку и самообладание в споре; обращайте внимание на поведение оппонента; подбирайте убедительные аргументы
• умейте правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласия; правильно пользуйтесь в споре понятиями; относитесь с уважением к своему оппоненту; сохраняйте выдержку и самообладание в споре; обращайте внимание на поведение оппонента; подбирайте убедительные аргументы
• умейте правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласия; не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведется спор; четко определите свою позицию в споре
• подбирайте убедительные аргументы
Что входит в состав риторического канона – т.е. обязательных этапов подготовки речевого произведения любого вида (устного или письменного):
• диспозиция
• инвенция
• акцио
• меморио
• элокуция
Укажите наиболее успешный порядок аргументации:
• свободный
• гомерический, восходящий
• нисходящий
Обращения голубчик, сынок, дочка, зайка, солнышко являются обращениями- ___
Установите соответствие между видом и родом речей:
• парламентская, митинговая, патриотическая, дипломатическая, инаугурационная
• проповедь
• обвинительная, защитительная
• юбилейная, приветственная, застольная, надгробная
• лекция, доклад, обзор
Какой ораторский прием использует Д.С. Лихачев в приведенном отрывке?
Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурной работы, деликатностью и пр., и пр.
• апелляция к личному опыту
• прогнозирование
• драматизация
• экспрессия
Обращения водитель, доктор, профессор, коллега являются обращениями- ___
Условием компетентности оратора НЕ является:
• владение словом
• внешний вид
• практический опыт
• техника аргументации
Установите соответствие между смысловыми моделями и их определением:
• позволяет рассмотреть один и тот же предмет как родовое понятие по отношению к видовому и как видовое по отношению к родовому
• любой предмет может быть рассмотрен как часть по отношению к целому и как целое по отношению к части
• указывает на место, время, условия
• обособление предмета через выявление его характерных качеств
В тексте: «Для повышения качества воспроизведения мелких деталей при приеме черно-белого изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных фильтров в яркостном канале. Уменьшение влияния помех достигается применением схемы автоматической подстройки частоты и фазы строчной разверстки» (Руководство по эксплуатации телевизионного приемника) - нарушено коммуникативное качество:
• точность речи
• правильность речи
• уместность речи
• ясность речи
Юбилейная речь относится к ___ красноречию.
_______ – в нем раскрываются признаки предметов, их связи, живописуется некая картина.
Каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз эта мысль ни повторялась. Так гласит закон:
• непротиворечия
• исключенного третьего
• достаточного основания
• тождества
Установите соответствие между термином и значением:
• всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями и положениями, истинность которых подтверждена практикой
• одному и тому же предмету в одно и то же время нельзя приписывать противоречащие свойства
• каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз эта мысль ни повторялась
• одному и тому же предмету в одно и то же время можно приписывать любое свойство, либо отрицать его – третьего не дано
К какому роду относится застольная речь?
• социально-политическая
• академическая
• социально-бытовая
• судебная
Установите соответствие между дискуссионными видами поведения и их характеристикой:
• громкость и тембр голоса
• язык тела
• как близко друг к другу находятся собеседники
• собственно слово
Какую смысловую модель использует А.Ф. Кони в начале обвинитель- ной речи по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем (слушалось 12 декабря 1872 года в Петербургском окружном суде)? Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела, где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такой искренностью и правдивостью и нередко отличаются такой образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппировать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят картину, которая в вашем уме создаст известное определенное представление о деле. Но бывают де- ла другого рода, где свидетельские показания имеют совершенно иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многое боятся сказать, являя перед вами пример уклончивого недоговаривания и далеко не полной искренности. Я не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду...
• «свидетельство»
• «сопоставление»
• «пример»
• «причина и следствие»
Принцип вежливости основывается на правилах:
• способа выражения
• количества
• скромности
• великодушия
• согласия
• качества
• такта
Дискурсом в риторике называют:
• обсуждение какого-либо спорного вопроса
• поток речи, сопровождаемый жестово-мимическим поведением
• академическую речь
• утверждение, не подкрепленное доказательствами
Диалогическую речь также называют:
• компаративной
• коммутативной
• компилятивной
• контекстуальной
В тексте: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые/ и это самое/ рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня все в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю» (устная речь подростка) - нарушено коммуникативное качество:
• точность, ясность
• правильность
• краткость
• логичность
Этикет – совокупность устойчивых ___ формул, регламентирующих отношения между людьми.
Дискурс включает в себя следующие виды поведения:
• акустическое
• вербальное
• пространственное
• территориальное
• жестово-мимическое
• разговорное
• зависит от настроения
Соблюдение правила релевантности состоит в способности оратора:
• быть правдивым
• быть лаконичным
• быть вежливым
• говорить то, что имеет отношение к теме разговора
Ответы могут классифицироваться на следующие виды:
• простые и сложные
• краткие и развернутые
• истинные и краткие
• полные и неполные
К ___ уловкам в споре относятся софизмы, подмена тезиса и т.п.
Стадия ___ - одна из стадии спора, на которой один из участников спора защищает свою позицию, а его оппонент систематически ее критикует, добиваясь дополнительной аргументации, пока у него еще остаются возражения ли сомнения.
Установите соответствие наименование споров и их типологией:
• по степени подготовленности
• по форме проведения
• по количеству участников
Что из нижеперечисленного относится к полемическим приемам:
• умозаключение
• убеждение
• сарказм
• контраргумент
• « атака вопросами»
• ирония
К какому типу относится следующий вопрос: «Правда ли, что Америку открыл Колумб?»:
• каверзный
• истинный
• восполняющий
• уточняющий
Автором трактата «Эристическая диалектика», предметом которого выступает учение о свойственной человеку от природы страсти к спору, является:
• Аристотель
• А. Шопенгауэр
• И. Кант
• Сократ
Установите соответствие между вопросами и их видами:
• «Какой сейчас год?»
• «Между кем и кем была русско-японская война?»
• «Что за чушь вы несете?»
• «За кого вы будете болеть?»
Существует ряд вопросов, способных вызвать у отвечающего определенные трудности.
• К какому типу относится следующий вопрос: «Следует ли назначить нашу встречу уже на эту неделю или перенесем ее на следующую?»:
• Вопрос, который позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений, создавать в беседе такие повороты, нюансы, которые придают диалогу подлинный смысл: «Вот как я себе это представляю. А Вы разве не согласны со мной?»:
• К какому типу относится следующий вопрос: «Вы хотите сказать, что Ваше решение задачи является правильным и единственно верным?»:
• К какому типу относится следующий вопрос: «Вы считаете, что это план не сработает, т.к. на него потребуется слишком много затрат?»:
• К какому типу относится следующий вопрос: «Что ты собираешься делать – игнорировать выполнение договора или просто расторгнуть его?»:
__________ – в нем говорится о событиях, протекающих во времени; его примета - наличие сюжета, действующих лиц.
Выражение мысли, которая направлена на уточнение или дополнение уже имеющихся знаний, называется:
• вопрос
• суждение
• ответ
• утверждение
Выведение суждения из других суждений – это ___.
Теорию речевых актов, одним из направлений которой является разработка постулатов (максим) общения создал(и):
• П. Грайс
• П.Р. Стросон
• М.М. Бахтин
• Дж. Остин
• Дж. Серл
• А.К. Михальская
___ - это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
Спор, в ходе которого человек спорит сам с собой, так называемый «внутренний спор», - это:
• полилог
• дискуссия
• диалог
• монолог
Соблюдение правила такта состоит в способности оратора:
• быть позитивным в оценке собеседника
• избегать двусмысленности
• минимизировать личную выгоду
• уважать границы личной сферы собеседника
К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся:
• количество участников
• цель спора
• принятие оптимального решения
• форма проведения
Установите соответствие между способами ухода от спора и их определениями:
• «лить воду»
• вопросом на вопрос
• уточняющий вопрос
• оставить основной вопрос без внимания
• демонстрация безразличия
• можно применять тогда, когда задается несколько вопросов сразу
• этот способ применяется тогда, когда вопросом демонстрируют агрессию по отношению к вам, стараются выставить вас в невыгодном свете
• переспрашивание одного и того же по несколько раз
• чем больше будет фраз, тем больше возможность сбить с толку собеседника
• постановка встречного вопроса
Верно поставленный вопрос дает возможность:
• понять отношение оппонента к обсуждаемой проблеме
• уточнить точку зрения оппонента
• получить от оппонента дополнительные сведения
• вызвать у оппонента определенные трудности
Какой тип дискурса использует автор книги «Юности честное зерцало» (1717) в приведенном отрывке?
…Когда прилучитца тебе съ другими за столомъ сидеть, то содержи себя въ порядке по сему правилу: въ первых обрежъ ногти, да не явится яко бы оныя бархатом обшиты. Умои руки и сяди благочинно, сиди прямо, и не хватаи первои въ блюдо, не жри как свиния, и не дуи в ушное чтобъ везде брызгало, не сопи егда яси.
• эвристический
• художественный
• информирующий
• агитирующий
Установите соответствие между формулами речевого этикета и их стилистической характеристикой:
• Мое почтение! Позвольте откланяться!
• До свидания! Всего доброго
• Пока! Чао! Салют! Адью
Любой спор включает в себя следующие элементы:
• аргументация
• умозаключение
• доводы, или аргументы
• тезис
• умение найти изъяны в тезисе, аргументах и связи аргументов с тезисом у оппонента
___ речь имеет целью побуждение собеседника к действию или получение некой информации, которой собеседник не спешит делиться.
К логическим уловкам в споре можно отнести:
• сведение к абсурду
• софизмы
• сарказм
• ирония
• подмена тезиса
Основной заслугой М.В. Ломоносова в теории риторики считается:
• светская направленность его книг по красноречию
• опора на традиции и черты античного красноречия
• систематизированность и широта обобщения риторики
• популяризация в риторике научного знания и просвещения
Укажите наиболее верный вариает: Частная риторика делится на:
• политическую, академическую, судебную, социально-бытовую, духовную
• педагогическую, юридическую, церковно-богословскую, торжественную
• педагогическую, дипломатическую, экономическую, юридическую
• социально-политическую, педагогическую, торговую, судебную
К интралингвистическим факторам общения относится:
• настроенность на мир собеседника
• умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел говорящего
• коммуникативная компетенция
• соответствие планов и схем речевого поведения собеседников
Ярким образцом древнерусского эпидейктического (торжественного) красноречия является:
• «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона
• «Повесть о Шемякином суде»
• «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма
• «Хождение за три моря» Афанасия Никитина
К кооперативным речевым стратегиям не относится:
• ирония
• сообщение о положении дел
• выяснение межличностных отношений
• претензии
Риторика – филологическая наука, обозначающая отношение _____ к слову.
Прочитайте отрывок из рассказа А. П. Чехова "Именины" и ответьте на вопрос.
"- Потрудитесь мне объяснить, что это значит? Я вас спрашиваю!
- ...Надоело, Ольга! Честное слово, я утомлен, и мне теперь не до этого... Завтра будем браниться.
- Нет, я тебя отлично понимаю! - продолжала Ольга Михайловна. - Ты меня ненавидишь! Да, да! Ты меня ненавидишь за то, что я богаче тебя! Ты никогда не простишь мне этого и всегда будешь лгать мне!... Сейчас, я знаю, ты смеешься надо мной... Я даже уверена, что ты женился на мне только затем, чтобы иметь ценз и этих подлых лошадей...
Петр Дмитрич уронил газету и приподнялся. Неожиданное оскорбление ошеломило его. Он детски беспомощно улыбнулся, растерянно поглядел на жену и, точно защищая себя от ударов, протянул к ней руки и сказал умоляюще: - Оля!"
К какому способу ведения спора можно отнести данный отрывок, когда оппонент не заинтересован разобраться в том, что сказал противник, а пытается определить мотивы, по которым он это говорит или каким-то образом поступает?
• «чтение в сердцах»
• «довод к городовому»
• выход из спора
• «палочные» доводы
Диспозиция – это раздел риторики, отвечающий за:
• построение речи
• запоминание речи
• исполнение речи
• замысел речи
Найдите соответствие между этапом собрания и его характеристикой
• подведение итогов
• поиск решений на основе учтенных фактов
• собираются факты, данные по обсуждаемой проблеме
• оцениваются и интерпретируются собранные данные, высказываются различные мнения и точки зрения
Этикетные формулы «Ваш покорный слуга», «Покорнейше благодарю» чаще всего используются в речи:
• официальной при подчеркнуто вежливом общении
• изысканно-вежливой
• старшего поколения
• любой
В умении оратора быть самим собой заключается его:
• артистизм
• обаяние
• принципиальность
• объективность
Эффективное общение предполагает следование двум фундаментальным принципам:
• понимания
• вежливости
• коммуникации
• поддержке
За исполнительскую часть ораторского мастерства отвечает раздел, называемый:
• меморио
• элокуция
• инвенция
• акцио
К условиям создания привлекательного образа оратора относятся:
• заинтересованное отношение к предмету речи
• обаяние
• искренность
• смакование своих речей
• дружелюбие
• артистизм
Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики:
• наука об искусной, витиеватой, украшенной речи
• филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи
• наука о речи, об ораторском искусстве
• филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову
Принцип кооперации основывается на правилах:
• качества
• согласия
• одобрения
• способа выражения
• релевантности
• количества
Судебное красноречие зародилось в:
• Древней Греции
• Древнем Китае
• Древнем Риме
• Европе в Средние века
Установите соответствие между термином и значением:
• inventio
• dispositio
• memoria
• elocutio
• actio
Смысловые части аргумента:
• редукция
• топ
• алгоритм
• схема
Ярким примером древнерусского дидактического красноречия является:
• «Поучение» Владимира Мономаха
• «Слово о полку Игореве»
• «Повесть о разорении Рязани Батыем»
• «Задонщина»
Установите соответствие между типом расстояния и его значением:
• публичное расстояние
• социальное расстояние
• интимное расстояние
• персональное расстояние
Какие существуют смысловые модели:
• «универсальность»
• «целое – части»
• «обстоятельство»
• «свойство»
• «род и вид»
• «принадлежность»
• «качество»
Установите, кому из теоретиков риторики принадлежит следующая классификация речевых сообщений:
развлекательная речь; воодушевляющая речь; убеждающая речь; призывающая речь
• Л.А. Введенская
• П. Сопер
• А.З. Апресян
• Д. Карнеги
Вопросы, способные вызвать у отвечающего определенные трудности:
• наводящие
• зеркальные
• вопросы-обращения
• импульсивные
• вопросы для размышления
• закрытые
• вопросы с нагрузкой
Словесное состязание, устное или письменное прение, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает свое, называется:
• дискуссией
• диалогом
• спором
Стадия спора, на которой устанавливается, что между участниками диалога происходит спор, и они формируют конфликтующие между собой точки зрения, называется:
• стадия начала дискуссии
• стадия конфронтации
• подведение итогов спора
• стадия аргументации
Существует ряд вопросов, не вызывающих у отвечающего особых проблем.
• К какому типу относится следующий вопрос: «Почему ты это сделал?» или «Что ты по этому поводу думаешь?»:
• К какому типу относится вопрос, который определяет направление ответа: «Тогда ты не мог бы отправить письмо Игорю?»:
• К какому типу относится вопрос, который почти не несет эмоциональной окраски: «Итак, что Вы скажете о том, каким будет следующий шаг в решении этой проблемы?»:
• К какому типу относится вопрос: «Не поможешь ли ты мне, В.П., своим вопросом?»:
• К какому типу относится вопрос: «Чем один урок отличается от другого?»:
Умышленно ошибочные умозаключения - ___.
Вопросы, способствующие выяснению и установлению истины, в риторике принято называть:
• платоновскими
• риторическими
• сократическими
• гомерическими
Инвенция – это:
• воплощение мыслей в слова
• исполнение речи
• работа над композицией речи
• работа над замыслом речевого произведения
Что из нижеперечисленного относится к начальному этапу подготовки к спору:
• формулировка собственного мнения
• подбор противоположных аргументов
• определение предмета спора, его целей и характера
• подбор аргументов
Укажите наиболее правильный вариант состава риторической теории:
• инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио, риторический канон
• меморио, диспозиция, инвенция
• риторический канон, меморио, акцио
• инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио
Вопрос – не является суждением, хотя также выражается в языке предложением. Вопрос – особая форма мысли. Вопрос можно оценивать по-разному. Он может быть длинным и коротким, интересным и неинтересным, тактичным и бестактным, простым и сложным, каверзным и т.п.
В данном контексте ответьте на следующие вопросы.
• К какому виду относится данный вопрос: «Что за чушь вы несете?»
• К какому виду относится данный вопрос: «За кого вы будете болеть?»
• К какому виду относится данный вопрос: «Что горячее: синее или квадратное?»
• К какому виду относится данный вопрос: «Какая фамилия у Александра Сергеевича Никульщина?»
• К какому виду относится данный вопрос: «Как проехать до ближайшей библиотеки?»
Термин из теории ведения споров, который с греческого означает «воинственный, враждебный»:
• дискуссия
• диспут
• полемика
• дебаты
Тесты были сданы в 2024 году.
Представлены ответы на большинство вопросов из тестов 1-3 + итоговое по предмету "Риторика и ораторское искусство" для студентов Витте.
Результат сдачи зависит от попавшихся вопросов.
Мой средний набранный балл за тесты 91 из 100.
ВНИМАНИЕ! Покупайте работу, только убедившись, что ваши вопросы совпадают с представленными ниже. Для этого рекомендую сначала запустить тест и сверить хотя бы несколько вопросов.
Создание устного и письменного текста (09.03.2023)
Риторика и культура речи. Публичные выступления (14.05.2024)
Риторика и ораторское искусство
Тест 1
Основные требования к публичному выступлению (07.06.2022)
Основные требования к публичному выступлению. Личностное и деловое общение. Коммуникативное поведение руководителя. (21.10.2023)
Тест 2
Искусство спора: риторические тактики (17.03.2022)
Особые формы коммуникации (07.12.2023)
Тест 3
Итоговое тестирование
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—4 дня |
| 400 ₽ | Цена | от 200 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 9760 Ответов на вопросы — поможем найти подходящую