Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Ответы на вопросы гос. экзамена по русскому языку и методике его преподавания (для студентов-филологов)

  • 176 страниц
  • 2018 год
  • 136 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

vladimirskaya.ana20

Филолог с "красным" дипломом.

400 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Общие вопросы науки о языке

1. Язык и общество. Основные функции языка. Русский язык как средство межнационального общения. Международное значение русского языка. Основные изменения в языке в период глобализации.
2. Основные закономерности эволюции и развития системы языка: синхрония и диахрония, тенденции развития системы языка (на примере одной из подсистем русского языка).
3. Метод и методология в современном языкознании. Традиционные и современные методы изучения языка: описательный и сравнительно-исторический; социолингвистический и психолингвистический.
4. Современный русский язык как этап в историческом развитии русского языка. Вопрос о хронологических границах современного русского языка. Нормированный характер современного русского литературного языка. Понятие о норме литера-турного языка. Типы норм.
5. Русский язык как национальный язык русского народа, его основные разновидности. Соотношение литературного языка и диалектов. Основные черты севернорусского и южнорусского наречий. Среднерусские переходные говоры. Говоры Приамурья.
6. Функциональные стили и их системный характер. Функциональные стили языка в их отношении к жанрово-ситуативным стилям. Проблема «статуса» языка художественной литературы. Пути решения проблемы стилей в современной науке и ее отражение в школьной программе.

История русского языка
7. Формирование системы гласных фонем в процессе исторического развития русского языка. Состав и система гласных фонем современного русского языка.
8. Формирование системы согласных фонем в процессе исторического развития русского языка. Состав и система согласных фонем современного русского языка.
9. Падение редуцированных как главный фонетический процесс письменного периода истории русского языка. Последствия процесса в системе гласных, согласных, в структуре слога.
10. Варианты падежных форм и разносклоняемые существительные в современном русском языке как результат исторического развития системы склонения.
11. Формирование причастий и деепричастий в процессе исторического развития языка. Система причастных форм древнерусского языка и ее исторические изменения. На Видо-временная система глагольных форм современного русского языка как результат исторического развития.
12. Вопрос о происхождении древнерусского литературного языка. Роль киевского койне, народно-поэтического творчества и старославянского языка в формировании и развитии древнерусского литературно-письменного языка. Периодизация исто-рии русского литературного языка.
13. Ломоносовский период в истории русского литературного языка. Стилистическая теория М.В. Ломоносова. Орфоэпические, лексические и грамматические черты высокого, среднего и низкого стилей и сферы применения каждого из них. Роль Ломоносова в создании русской научной терминологии.
14. Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Приемы и способы организации единиц живой народной речи, славянизмов, иноязычной лексики и фразеологии в текстах А.С. Пушкина. Преобразования Пушкина в языке прозы.
Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика и орфография

15. Понятие фонемы как элемента плана выражения значимых единиц языка. Реализация фонемы. Сильные и слабые позиции фонемы. Учение о фонеме и ее аллофонах в отечественных фонологических школах. Вопрос о фонемном статусе звука [ы] и мягких заднеязычных согласных [г’], [к’], [х’].
16. Орфоэпия. Понятие орфоэпической нормы. Варианты орфоэпических норм, причины их появления. Становление и эволюция орфоэпических норм русского языка. Изучение орфоэпических норм в школе.
17. Графика, ее фонемный принцип. Позиционный принцип графики, регулирующий использование букв. Фонемные значения букв, определяемые графикой. Методика проведения фонетико-графических упражнений в школе.
18. Орфография. Принципы орфографии, определяющие единообразие отражения фонемного состава морфем и грамматических форм. Изучение орфографических понятий в школе. Методика изучения орфографического правила. Система орфографических упражнений.

Лексикология. Фразеология. Лексикография

19. Лексико-фразеологическая система современного русского языка. Эпидигматические (семантико-деривационные), парадигматические и синтагматические отношения в русской лексике и фразеологии.
20. Слово как основная номинативная единица языка. Проблема значения слова. Аспекты значения слова (семиологический, структурно-семантический, функционально-стилевой). Виды анализа значения слова: лексикоцентрический и текстоцентрический.
21. Семантическая структура слова в современном русском языке. Многозначное слово как система значений. Проблема определения типов переносных значений слова и способов выражения семной связи внутри слова. Лексико-семантический анализ многозначного слова (эпидигматический, парадигматический). Методика лексического разбора в школе.
22. Проблема синонимии. Синонимия как семантическая эквивалентность слов. Структура синонимического ряда. Функционально-стилистическая роль синонимов.
23. Антонимия как семантическая противоположность слов. Антонимический ряд и типы антонимов. Функционально-стилистическая роль антонимов.
24. Историческое формирование лексико-семантической системы русского языка. Исконно русская лексика. Старославянизмы, их признаки. Функционально-стилистическая роль старославянизмов в лексико-семантической системе.
25. Проблемы заимствования и освоения иноязычных заимствований в современном русском языке. Обучение школьников культуре употребления заимствований в речи.
26. Социально-функциональная характеристика лексики русского языка. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектная лексика. Профессиональная и специальная лексика, термины, жаргонизмы.
27. Функционально-стилевая и экспрессивно-стилистическая характеристика лексики и фразеологии русского языка в историческом развитии.
28. Русская фразеология как отражение национально-культурного компонента. Фразеологизм как целостная, косвенно-номинативная единица языка. Семантические типы фразеологизмов.

Словообразование
29. Понятие о морфемике. Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфема и морф. Типы морфем. Морфемный анализ слова. Приемы обучения школьников морфемному анализу слов.
30. Основа как обязательный элемент морфемной структуры слова. Основа слова и основа словоформы. Типы основ. Исторические изменения морфемной структуры слова. Этимологический анализ слова.
31. Понятие о дериватологии. Производное слово как основная единица словообразования. Производящее слово (основа). Виды формально-смысловых отношений между производными и производящими словами (основами). Проблема множественности словообразовательной мотивации.
32. Комплексные единицы русского словообразования: словообразовательный тип, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо. Словообразовательный анализ слова.
33. Проблема классификации способов словообразования в современном русском языке. Морфемный (морфологический) способ словообразования, его разновидности. Лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический, лексико-семантический способы словообразования, их отражение в школьных программах.

Морфология
34. Морфология как грамматическое учение о слове. Основные понятия морфологии: морфологическое значение; морфологическая форма, способы и средства образования морфологических форм; морфологическая парадигма; морфологическая категория. Изучение этих понятий в школе.
35. Частеречная модель морфологической системы русского языка. Принципы выделения частей речи. Системные отношения частей речи. Явления переходности.
36. Семантическая, морфологическая и синтаксическая специфика имени существительного. Лексико-грамматические раз-ряды существительных: конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные. Оппозиция «собственные – нарицательные имена существительные. Трактовка семантической и формальной оппозиции одушевленных / неодушевленных существительных.
37. Морфологическая категория рода имени существительного. Вопрос о родовых оппозициях в системе имен существи-тельных. Место существительных «общего рода» в системе грамматических родов.
38. Морфологическая категория падежа имени существительного. Система падежных значений и форм в современном русском языке. Основные приемы определения падежей.
39. Семантическая, морфологическая и синтаксическая специфика имени прилагательного. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Их основные отличительные признаки.
40. Семантическая, морфологическая и синтаксическая специфика имени числительного. Традиционное понимание состава числительных и современное решение проблемы. Лексико-грамматические разряды числительных. Особенности изучения имени числительного в школе.
41. Своеобразие местоимений как части речи. Функции местоимений (анафорическая и дейктическая). Классификация местоимений по значению и по соотношению с другими частями речи и их отражение в школьных учебниках. История личного местоимения 3 лица.
42. Семантическая, морфологическая и синтаксическая специфика глагола. Система грамматических категорий глагола. Парадигма глагола. Вопрос о спрягаемых и неспрягаемых формах.
43. Место инфинитива в системе глагольных форм. Вопрос о статусе –ть, ти, -чь в инфинитиве. Инфинитив и супин как именные формы глагола в древнерусском языке. Синтаксические функции инфинитива как результат исторического развития указанных форм.
44. Морфологическая категория вида глагола. Проблематика категории вида. Способы образования видовых корреляций. Глаголы одновидовые и двувидовые.
45. Морфологическая категория наклонения глагола. Оппозиции в системе наклонений русского глагола. История сослагательного наклонения.
46. Морфологическая категория времени глагола. Семантика, парадигма, особенности употребления форм времени. Вопрос об относительном и абсолютном времени. История возникновения современной формы прошедшего времени.
47. Морфологическая категория лица глагола. Вопрос об аналитическом способе выражения лица. Спряжение глаголов. Безличные глаголы.
48. Причастие и деепричастие. Вопрос об их статусе в системе частей речи. Семантические, морфологические и синтаксические признаки причастий и деепричастий. Отражение различных подходов к изучению причастия и деепричастия в школьных учебниках.
49. Семантическая, морфологическая и синтаксическая специфика наречий. Лексико-грамматические разряды наречий. Способы образования наречий (синхронные и диахронические).
50. Вопрос о частеречном статусе слов категории состояния. Семантическая, морфологическая и синтаксическая специфика слов категории состояния. Изучение слов категории состояния в школьном курсе русского языка.
51. Служебные части речи. Семантико-синтаксическая специфика служебных частей речи. Принципы разграничения служебных частей речи. Разряды предлогов, союзов, частиц по образованию и по значению.

Синтаксис

52.Синтаксис как раздел грамматики. Основные единицы синтаксиса. Синтаксические отношения. Средства выражения синтаксических отношений. Задачи обучения синтаксису в школе.
53. Вопрос о словосочетании в русской лингвистике. Различные подходы к изучению словосочетаний в современной синтаксической науке, их отражение в школьных учебниках. Свободные и несвободные словосочетания. Типы подчинительных словосочетаний.
54. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные аспекты изучения предложений в современной лингвистике.
55. Коммуникативная организация простого предложения. Актуальное членение предложения, средства его выражения. Изучение в школе.
56. Предложения членимые и нечленимые. Понятие о членах предложения как его структурно-семантических компонентах. Предикативное ядро двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения. Приемы, помогающие учащимся правильно выделить грамматическую основу предложения.
57. Сказуемое двусоставного предложения. Типы сказуемых по структуре и способу выражения: простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое. Осложненные сказуемые. Система упражнений при изучении сказуемо-го.
58. Односоставные предложения. Вопрос о главном члене односоставных предложений. Стилистические возможности этих конструкций. Изучение односоставных предложений в школе.
59. Вопрос о второстепенных членах предложения в русской лингвистике. Структурно-семантическая характеристика второстепенных членов. Разграничение присловных и приосновных распространителей в современном синтаксисе. Вопрос о детерминантах. Последовательность действий учеников при определении второстепенных членов предложения.
60. Полные и неполные предложения. Типы неполных предложений. Вопрос о статусе эллиптических предложений. Стилистическая характеристика неполных предложений.
61. Осложнение структуры простого предложения однородными членами. Структура и семантика блока однородных членов. Союзы при однородных членах.
62.Предложения, осложненные обособленными членами. Полупредикативность как основной признак обособления. Условия обособления. Структурно-семантические разряды обособленных членов предложения. Интонационно-смысловые упражнения при изучении обособленных членов предложения.
63. Осложнение предложения вводными и вставными конструкциями. Функционально-семантические группы вводных конструкций. Функции дополнительного сообщения вставных компонентов. Методы и приемы изучения вводных конструкций в школе.
64. Понятие о сложном предложении. Полипредикативность как основной признак сложного предложения. Средства связи частей сложного предложения. Типы сложных предложений. Трудности изучения сложных предложений в школе.
65.Сложносочиненные предложения. Их основные структурно-семантические разновидности. Использование приема сопоставления при изучении сложносочиненных предложений.
66. Сложноподчиненные предложения, их грамматическая природа. Подчинительные союзы и союзные слова в придаточной части. Соотносительные слова в главной части, их функции. Другие средства подчинения. Трудности изучения СПП в школе.
67. Вопрос о принципах классификации сложноподчиненных предложений. Логическая, формальная, структурно-семантическая классификации. Классификации СПП в школьных учебниках.
68. Расчлененные и нерасчлененные структуры как основная оппозиция синтаксиса сложноподчиненных предложений. Типичные разновидности. Неоднозначность оценки предложений с коррелятивной связью.
69. Бессоюзные сложные предложения. Специфика семантики и средств связи в бессоюзных сложных предложениях. Раз-личные подходы к классификации бессоюзных сложных предложений.
70. Сложные предложения, имеющие более двух предикативных единиц. Понятие о многочленных сложных предложениях. Сложные предложения с разными видами связи (сложные синтаксические конструкции). Уровни членения. Трудности синтаксического разбора многочленного предложения и их преодоление на уроках русского языка.
71. Способы передачи чужой речи. Прямая речь, специфика ее организации. Косвенная речь, приемы трансформации прямой речи в косвенную. Несобственно-прямая речь как грамматическое явление и как стилистический прием. Обучение школьников правилам цитирования.
72. Монологическая и диалогическая речь. Их признаки. Период как одна из форм монологической речи. Композиционно-стилистические признаки периода. Диалогическое единство. Устные упражнения творческого характера по созданию монологических и диалогических высказываний.
73. Синтаксис текста. Различные подходы к пониманию текста. Сложное синтаксическое целое как основная единица тек-ста. Абзац как композиционно-стилистическая единица.
74. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Их иерархия и их взаимодействие. Знаки препинания и их функции. Вариативность знаков препинания. Методика обучения пунктуации в школе. Система работы над пунктуационным правилом.

Методика русского языка
75. Цели и задачи изучения русского языка в школе. Содержание лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Программы и учебники по русскому языку.
76. Система методов и приемов обучения школьников русскому языку. Понятие о педагогической технологии. Условия вы-бора методов и приемов обучения.
77. Типы уроков русского языка, их структура. Отражение современных подходов к обучению в нетрадиционных типах уроков.
78. Требования к уроку русского языка. Подготовка учителя к уроку. Построение системы упражнений.
79. Диагностика и контроль степени усвоения знаний и сформированности умений учащихся. Опрос на уроках русского языка. Контрольные работы, их виды и оценивание.
80. Место диктанта в системе обучения школьников орфографической и пунктуационной грамотности. Виды диктантов. Методика проведения и оценивания диктантов, требования к отбору текстов для диктантов.
81. Развитие речи учащихся как средство формирования коммуникативной компетенции. Направления работы по развитию речи.
82. Изложения и сочинения разных типов в системе обучения школьников связной устной и письменной речи. Нормы оценки письменных творческих работ учащихся.
83. Понятие о речевой ошибке. Классификации речевых ошибок и недочетов. Предупреждение речевых ошибок в высказываниях учеников.
84. Система работы по развитию устной речи учащихся. Нормы оценки устной речи школьников.
85. Методика изучения текста в школьном курсе русского языка. Комплексный анализ текста, его цели и структура.
86. Принципы, методы, приемы и формы углубленного изучения русского языка. Формирование навыков исследовательской деятельности у учащихся.
87. Концепция профильного обучения в старших классах средней школы. Содержание и особенности методики проведения уроков русского языка в 10-11 классах.
88. Итоговая аттестация учащихся по русскому языку за курс 9-летней и 11-летней школы, ее цели и формы. Методика под-готовки учащихся к разным формам итоговой аттестации.

4. Современный русский язык как этап в историческом развитии русского языка. Вопрос о хронологических границах современного русского языка. Нормированный характер современного русского литературного языка. Понятие о норме литературного языка. Типы норм.
СРЛЯ - один из самых богатых языков мира, высокоразвитый национальный язык с давними письменными традициями и с разветвленной системой средств выражения. Он не только обслуживает все сферы национальной жизни русского народа, но и служит языком межнац общения. характеризуется обязательными для его носителей исторически сложившимися нормами, большой функциональной и стилевой разветвленностью.
РЯ выполняет функции:
1)государственного языка РФ, т.е. языков официальных документов, законов, делопроизводства узаконенный в этом статусе Конституцией.
2) языка межнационального общения, т.е. языка, избранного в многонациональном государстве добровольно в качестве языка общения. На нем общаются люди разных национальностей в быту, науке, культуре, искусстве, экономике и т.д.
3)мирового языка - он входит в шестерку мировых, глобально распространен, избран рабочим языком ООН и ряда международных организаций.
Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира.
В своём историческом развитии русский язык прошёл несколько этапов.
Периодизация:
1) Восточнославянский период (6-9 вв) – расселение восточнославянских племен, обособление восточных диалектов от западно- и южнославянских.
2) Древнерусский период (9-14 вв) – образование Древнерусского государства и древнерусской народности, постепенно усиливается феодальная раздробленность
3) Старорусский (великорусский) период (14-17 вв) – складывается великорусская народность (наряду с украинской и белорусской), образуется Ростово-Суздальское государство во главе с Московским княжеством. Говоры начинают концентрироваться вокруг ростово-суздальского диалекта
4) Начальный период формирования национального РЯ (середина 17-18 вв) – формирование русской нации и русского национального языка
5) Период развития национального РЯ (19-20 вв) определяют со времени деятельности Пушкина. В основном завершается сложение системы СРЛЯ, диалекты теряют свое значение регионального средства общения и сохраняются только как достояние сельского населения. Формируется система нормированной устной речи
6) Русский язык становится межнациональным (СССР), встает наряду с мировыми языками

Готовые ответы на вопросы к гос. экзамену. Материал из лекций и учебников, частично - из Интернета. Ответы систематизированы. При подготовке к экзамену использовала только этот материал, сдала на "отлично" (Благовещенский государственный педагогический университет). Ниже привожу список рассмотренных вопросов.

1. Алефиренко, Н.Ф. Фразеология и паремиология: учебное посо-бие для бакалаврского уровня филологического образования / Н.Ф. Алефиренко, Н.Н. Семененко. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 344 с.
2. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. – 5-е изд. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ» / О.С. Ахманова, 2010. – 576 с.
3. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2005. – 330 с.
4. Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя / М.Т. Баранов. – М. : Просвещение, 1988. – 191 с.
5. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для студентов высш. уч. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов ; под ред. М.Т. Баранова. – М. : Академия, 2000. – 368 с.
5. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. – Назрань : Пилигрим, 2010. – 486 с.
6. Лекант, П.А. Современный русский язык // Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин. – М. : Дрофа, 2000. – 560 с.
7. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе : учебное пособие для студентов высш. уч. заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. – М. : Академический проект, 2006. – 590 с.
8. Маслова, В.А. Лингвокультурология : учебное пособие для студентов высш. уч. заведений / В.А. Маслова. – М. : Академия, 2001. – 208 с.
9. Рахманова, Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология : учебник для студентов вузов / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 464 с.
10. Фомина, М.И. Современный русский язык. Лексикология : учебник для филол. спец. Вузов / М.И. Фомина. – М. : Высшая школа, 1990. – 415 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Ответы на вопросы», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Общие вопросы науки о языке

1. Язык и общество. Основные функции языка. Русский язык как средство межнационального общения. Международное значение русского языка. Основные изменения в языке в период глобализации.
2. Основные закономерности эволюции и развития системы языка: синхрония и диахрония, тенденции развития системы языка (на примере одной из подсистем русского языка).
3. Метод и методология в современном языкознании. Традиционные и современные методы изучения языка: описательный и сравнительно-исторический; социолингвистический и психолингвистический.
4. Современный русский язык как этап в историческом развитии русского языка. Вопрос о хронологических границах современного русского языка. Нормированный характер современного русского литературного языка. Понятие о норме литера-турного языка. Типы норм.
5. Русский язык как национальный язык русского народа, его основные разновидности. Соотношение литературного языка и диалектов. Основные черты севернорусского и южнорусского наречий. Среднерусские переходные говоры. Говоры Приамурья.
6. Функциональные стили и их системный характер. Функциональные стили языка в их отношении к жанрово-ситуативным стилям. Проблема «статуса» языка художественной литературы. Пути решения проблемы стилей в современной науке и ее отражение в школьной программе.

История русского языка
7. Формирование системы гласных фонем в процессе исторического развития русского языка. Состав и система гласных фонем современного русского языка.
8. Формирование системы согласных фонем в процессе исторического развития русского языка. Состав и система согласных фонем современного русского языка.
9. Падение редуцированных как главный фонетический процесс письменного периода истории русского языка. Последствия процесса в системе гласных, согласных, в структуре слога.
10. Варианты падежных форм и разносклоняемые существительные в современном русском языке как результат исторического развития системы склонения.
11. Формирование причастий и деепричастий в процессе исторического развития языка. Система причастных форм древнерусского языка и ее исторические изменения. На Видо-временная система глагольных форм современного русского языка как результат исторического развития.
12. Вопрос о происхождении древнерусского литературного языка. Роль киевского койне, народно-поэтического творчества и старославянского языка в формировании и развитии древнерусского литературно-письменного языка. Периодизация исто-рии русского литературного языка.
13. Ломоносовский период в истории русского литературного языка. Стилистическая теория М.В. Ломоносова. Орфоэпические, лексические и грамматические черты высокого, среднего и низкого стилей и сферы применения каждого из них. Роль Ломоносова в создании русской научной терминологии.
14. Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Приемы и способы организации единиц живой народной речи, славянизмов, иноязычной лексики и фразеологии в текстах А.С. Пушкина. Преобразования Пушкина в языке прозы.
Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика и орфография

15. Понятие фонемы как элемента плана выражения значимых единиц языка. Реализация фонемы. Сильные и слабые позиции фонемы. Учение о фонеме и ее аллофонах в отечественных фонологических школах. Вопрос о фонемном статусе звука [ы] и мягких заднеязычных согласных [г’], [к’], [х’].
16. Орфоэпия. Понятие орфоэпической нормы. Варианты орфоэпических норм, причины их появления. Становление и эволюция орфоэпических норм русского языка. Изучение орфоэпических норм в школе.
17. Графика, ее фонемный принцип. Позиционный принцип графики, регулирующий использование букв. Фонемные значения букв, определяемые графикой. Методика проведения фонетико-графических упражнений в школе.
18. Орфография. Принципы орфографии, определяющие единообразие отражения фонемного состава морфем и грамматических форм. Изучение орфографических понятий в школе. Методика изучения орфографического правила. Система орфографических упражнений.

Лексикология. Фразеология. Лексикография

19. Лексико-фразеологическая система современного русского языка. Эпидигматические (семантико-деривационные), парадигматические и синтагматические отношения в русской лексике и фразеологии.
20. Слово как основная номинативная единица языка. Проблема значения слова. Аспекты значения слова (семиологический, структурно-семантический, функционально-стилевой). Виды анализа значения слова: лексикоцентрический и текстоцентрический.
21. Семантическая структура слова в современном русском языке. Многозначное слово как система значений. Проблема определения типов переносных значений слова и способов выражения семной связи внутри слова. Лексико-семантический анализ многозначного слова (эпидигматический, парадигматический). Методика лексического разбора в школе.
22. Проблема синонимии. Синонимия как семантическая эквивалентность слов. Структура синонимического ряда. Функционально-стилистическая роль синонимов.
23. Антонимия как семантическая противоположность слов. Антонимический ряд и типы антонимов. Функционально-стилистическая роль антонимов.
24. Историческое формирование лексико-семантической системы русского языка. Исконно русская лексика. Старославянизмы, их признаки. Функционально-стилистическая роль старославянизмов в лексико-семантической системе.
25. Проблемы заимствования и освоения иноязычных заимствований в современном русском языке. Обучение школьников культуре употребления заимствований в речи.
26. Социально-функциональная характеристика лексики русского языка. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектная лексика. Профессиональная и специальная лексика, термины, жаргонизмы.
27. Функционально-стилевая и экспрессивно-стилистическая характеристика лексики и фразеологии русского языка в историческом развитии.
28. Русская фразеология как отражение национально-культурного компонента. Фразеологизм как целостная, косвенно-номинативная единица языка. Семантические типы фразеологизмов.

Словообразование
29. Понятие о морфемике. Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфема и морф. Типы морфем. Морфемный анализ слова. Приемы обучения школьников морфемному анализу слов.
30. Основа как обязательный элемент морфемной структуры слова. Основа слова и основа словоформы. Типы основ. Исторические изменения морфемной структуры слова. Этимологический анализ слова.
31. Понятие о дериватологии. Производное слово как основная единица словообразования. Производящее слово (основа). Виды формально-смысловых отношений между производными и производящими словами (основами). Проблема множественности словообразовательной мотивации.
32. Комплексные единицы русского словообразования: словообразовательный тип, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо. Словообразовательный анализ слова.
33. Проблема классификации способов словообразования в современном русском языке. Морфемный (морфологический) способ словообразования, его разновидности. Лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический, лексико-семантический способы словообразования, их отражение в школьных программах.

Морфология
34. Морфология как грамматическое учение о слове. Основные понятия морфологии: морфологическое значение; морфологическая форма, способы и средства образования морфологических форм; морфологическая парадигма; морфологическая категория. Изучение этих понятий в школе.
35. Частеречная модель морфологической системы русского языка. Принципы выделения частей речи. Системные отношения частей речи. Явления переходности.
36. Семантическая, морфологическая и синтаксическая специфика имени существительного. Лексико-грамматические раз-ряды существительных: конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные. Оппозиция «собственные – нарицательные имена существительные. Трактовка семантической и формальной оппозиции одушевленных / неодушевленных существительных.
37. Морфологическая категория рода имени существительного. Вопрос о родовых оппозициях в системе имен существи-тельных. Место существительных «общего рода» в системе грамматических родов.
38. Морфологическая категория падежа имени существительного. Система падежных значений и форм в современном русском языке. Основные приемы определения падежей.
39. Семантическая, морфологическая и синтаксическая специфика имени прилагательного. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Их основные отличительные признаки.
40. Семантическая, морфологическая и синтаксическая специфика имени числительного. Традиционное понимание состава числительных и современное решение проблемы. Лексико-грамматические разряды числительных. Особенности изучения имени числительного в школе.
41. Своеобразие местоимений как части речи. Функции местоимений (анафорическая и дейктическая). Классификация местоимений по значению и по соотношению с другими частями речи и их отражение в школьных учебниках. История личного местоимения 3 лица.
42. Семантическая, морфологическая и синтаксическая специфика глагола. Система грамматических категорий глагола. Парадигма глагола. Вопрос о спрягаемых и неспрягаемых формах.
43. Место инфинитива в системе глагольных форм. Вопрос о статусе –ть, ти, -чь в инфинитиве. Инфинитив и супин как именные формы глагола в древнерусском языке. Синтаксические функции инфинитива как результат исторического развития указанных форм.
44. Морфологическая категория вида глагола. Проблематика категории вида. Способы образования видовых корреляций. Глаголы одновидовые и двувидовые.
45. Морфологическая категория наклонения глагола. Оппозиции в системе наклонений русского глагола. История сослагательного наклонения.
46. Морфологическая категория времени глагола. Семантика, парадигма, особенности употребления форм времени. Вопрос об относительном и абсолютном времени. История возникновения современной формы прошедшего времени.
47. Морфологическая категория лица глагола. Вопрос об аналитическом способе выражения лица. Спряжение глаголов. Безличные глаголы.
48. Причастие и деепричастие. Вопрос об их статусе в системе частей речи. Семантические, морфологические и синтаксические признаки причастий и деепричастий. Отражение различных подходов к изучению причастия и деепричастия в школьных учебниках.
49. Семантическая, морфологическая и синтаксическая специфика наречий. Лексико-грамматические разряды наречий. Способы образования наречий (синхронные и диахронические).
50. Вопрос о частеречном статусе слов категории состояния. Семантическая, морфологическая и синтаксическая специфика слов категории состояния. Изучение слов категории состояния в школьном курсе русского языка.
51. Служебные части речи. Семантико-синтаксическая специфика служебных частей речи. Принципы разграничения служебных частей речи. Разряды предлогов, союзов, частиц по образованию и по значению.

Синтаксис

52.Синтаксис как раздел грамматики. Основные единицы синтаксиса. Синтаксические отношения. Средства выражения синтаксических отношений. Задачи обучения синтаксису в школе.
53. Вопрос о словосочетании в русской лингвистике. Различные подходы к изучению словосочетаний в современной синтаксической науке, их отражение в школьных учебниках. Свободные и несвободные словосочетания. Типы подчинительных словосочетаний.
54. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные аспекты изучения предложений в современной лингвистике.
55. Коммуникативная организация простого предложения. Актуальное членение предложения, средства его выражения. Изучение в школе.
56. Предложения членимые и нечленимые. Понятие о членах предложения как его структурно-семантических компонентах. Предикативное ядро двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения. Приемы, помогающие учащимся правильно выделить грамматическую основу предложения.
57. Сказуемое двусоставного предложения. Типы сказуемых по структуре и способу выражения: простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое. Осложненные сказуемые. Система упражнений при изучении сказуемо-го.
58. Односоставные предложения. Вопрос о главном члене односоставных предложений. Стилистические возможности этих конструкций. Изучение односоставных предложений в школе.
59. Вопрос о второстепенных членах предложения в русской лингвистике. Структурно-семантическая характеристика второстепенных членов. Разграничение присловных и приосновных распространителей в современном синтаксисе. Вопрос о детерминантах. Последовательность действий учеников при определении второстепенных членов предложения.
60. Полные и неполные предложения. Типы неполных предложений. Вопрос о статусе эллиптических предложений. Стилистическая характеристика неполных предложений.
61. Осложнение структуры простого предложения однородными членами. Структура и семантика блока однородных членов. Союзы при однородных членах.
62.Предложения, осложненные обособленными членами. Полупредикативность как основной признак обособления. Условия обособления. Структурно-семантические разряды обособленных членов предложения. Интонационно-смысловые упражнения при изучении обособленных членов предложения.
63. Осложнение предложения вводными и вставными конструкциями. Функционально-семантические группы вводных конструкций. Функции дополнительного сообщения вставных компонентов. Методы и приемы изучения вводных конструкций в школе.
64. Понятие о сложном предложении. Полипредикативность как основной признак сложного предложения. Средства связи частей сложного предложения. Типы сложных предложений. Трудности изучения сложных предложений в школе.
65.Сложносочиненные предложения. Их основные структурно-семантические разновидности. Использование приема сопоставления при изучении сложносочиненных предложений.
66. Сложноподчиненные предложения, их грамматическая природа. Подчинительные союзы и союзные слова в придаточной части. Соотносительные слова в главной части, их функции. Другие средства подчинения. Трудности изучения СПП в школе.
67. Вопрос о принципах классификации сложноподчиненных предложений. Логическая, формальная, структурно-семантическая классификации. Классификации СПП в школьных учебниках.
68. Расчлененные и нерасчлененные структуры как основная оппозиция синтаксиса сложноподчиненных предложений. Типичные разновидности. Неоднозначность оценки предложений с коррелятивной связью.
69. Бессоюзные сложные предложения. Специфика семантики и средств связи в бессоюзных сложных предложениях. Раз-личные подходы к классификации бессоюзных сложных предложений.
70. Сложные предложения, имеющие более двух предикативных единиц. Понятие о многочленных сложных предложениях. Сложные предложения с разными видами связи (сложные синтаксические конструкции). Уровни членения. Трудности синтаксического разбора многочленного предложения и их преодоление на уроках русского языка.
71. Способы передачи чужой речи. Прямая речь, специфика ее организации. Косвенная речь, приемы трансформации прямой речи в косвенную. Несобственно-прямая речь как грамматическое явление и как стилистический прием. Обучение школьников правилам цитирования.
72. Монологическая и диалогическая речь. Их признаки. Период как одна из форм монологической речи. Композиционно-стилистические признаки периода. Диалогическое единство. Устные упражнения творческого характера по созданию монологических и диалогических высказываний.
73. Синтаксис текста. Различные подходы к пониманию текста. Сложное синтаксическое целое как основная единица тек-ста. Абзац как композиционно-стилистическая единица.
74. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Их иерархия и их взаимодействие. Знаки препинания и их функции. Вариативность знаков препинания. Методика обучения пунктуации в школе. Система работы над пунктуационным правилом.

Методика русского языка
75. Цели и задачи изучения русского языка в школе. Содержание лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Программы и учебники по русскому языку.
76. Система методов и приемов обучения школьников русскому языку. Понятие о педагогической технологии. Условия вы-бора методов и приемов обучения.
77. Типы уроков русского языка, их структура. Отражение современных подходов к обучению в нетрадиционных типах уроков.
78. Требования к уроку русского языка. Подготовка учителя к уроку. Построение системы упражнений.
79. Диагностика и контроль степени усвоения знаний и сформированности умений учащихся. Опрос на уроках русского языка. Контрольные работы, их виды и оценивание.
80. Место диктанта в системе обучения школьников орфографической и пунктуационной грамотности. Виды диктантов. Методика проведения и оценивания диктантов, требования к отбору текстов для диктантов.
81. Развитие речи учащихся как средство формирования коммуникативной компетенции. Направления работы по развитию речи.
82. Изложения и сочинения разных типов в системе обучения школьников связной устной и письменной речи. Нормы оценки письменных творческих работ учащихся.
83. Понятие о речевой ошибке. Классификации речевых ошибок и недочетов. Предупреждение речевых ошибок в высказываниях учеников.
84. Система работы по развитию устной речи учащихся. Нормы оценки устной речи школьников.
85. Методика изучения текста в школьном курсе русского языка. Комплексный анализ текста, его цели и структура.
86. Принципы, методы, приемы и формы углубленного изучения русского языка. Формирование навыков исследовательской деятельности у учащихся.
87. Концепция профильного обучения в старших классах средней школы. Содержание и особенности методики проведения уроков русского языка в 10-11 классах.
88. Итоговая аттестация учащихся по русскому языку за курс 9-летней и 11-летней школы, ее цели и формы. Методика под-готовки учащихся к разным формам итоговой аттестации.

4. Современный русский язык как этап в историческом развитии русского языка. Вопрос о хронологических границах современного русского языка. Нормированный характер современного русского литературного языка. Понятие о норме литературного языка. Типы норм.
СРЛЯ - один из самых богатых языков мира, высокоразвитый национальный язык с давними письменными традициями и с разветвленной системой средств выражения. Он не только обслуживает все сферы национальной жизни русского народа, но и служит языком межнац общения. характеризуется обязательными для его носителей исторически сложившимися нормами, большой функциональной и стилевой разветвленностью.
РЯ выполняет функции:
1)государственного языка РФ, т.е. языков официальных документов, законов, делопроизводства узаконенный в этом статусе Конституцией.
2) языка межнационального общения, т.е. языка, избранного в многонациональном государстве добровольно в качестве языка общения. На нем общаются люди разных национальностей в быту, науке, культуре, искусстве, экономике и т.д.
3)мирового языка - он входит в шестерку мировых, глобально распространен, избран рабочим языком ООН и ряда международных организаций.
Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира.
В своём историческом развитии русский язык прошёл несколько этапов.
Периодизация:
1) Восточнославянский период (6-9 вв) – расселение восточнославянских племен, обособление восточных диалектов от западно- и южнославянских.
2) Древнерусский период (9-14 вв) – образование Древнерусского государства и древнерусской народности, постепенно усиливается феодальная раздробленность
3) Старорусский (великорусский) период (14-17 вв) – складывается великорусская народность (наряду с украинской и белорусской), образуется Ростово-Суздальское государство во главе с Московским княжеством. Говоры начинают концентрироваться вокруг ростово-суздальского диалекта
4) Начальный период формирования национального РЯ (середина 17-18 вв) – формирование русской нации и русского национального языка
5) Период развития национального РЯ (19-20 вв) определяют со времени деятельности Пушкина. В основном завершается сложение системы СРЛЯ, диалекты теряют свое значение регионального средства общения и сохраняются только как достояние сельского населения. Формируется система нормированной устной речи
6) Русский язык становится межнациональным (СССР), встает наряду с мировыми языками

Готовые ответы на вопросы к гос. экзамену. Материал из лекций и учебников, частично - из Интернета. Ответы систематизированы. При подготовке к экзамену использовала только этот материал, сдала на "отлично" (Благовещенский государственный педагогический университет). Ниже привожу список рассмотренных вопросов.

1. Алефиренко, Н.Ф. Фразеология и паремиология: учебное посо-бие для бакалаврского уровня филологического образования / Н.Ф. Алефиренко, Н.Н. Семененко. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 344 с.
2. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. – 5-е изд. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ» / О.С. Ахманова, 2010. – 576 с.
3. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2005. – 330 с.
4. Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя / М.Т. Баранов. – М. : Просвещение, 1988. – 191 с.
5. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для студентов высш. уч. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов ; под ред. М.Т. Баранова. – М. : Академия, 2000. – 368 с.
5. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. – Назрань : Пилигрим, 2010. – 486 с.
6. Лекант, П.А. Современный русский язык // Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин. – М. : Дрофа, 2000. – 560 с.
7. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе : учебное пособие для студентов высш. уч. заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. – М. : Академический проект, 2006. – 590 с.
8. Маслова, В.А. Лингвокультурология : учебное пособие для студентов высш. уч. заведений / В.А. Маслова. – М. : Академия, 2001. – 208 с.
9. Рахманова, Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология : учебник для студентов вузов / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 464 с.
10. Фомина, М.И. Современный русский язык. Лексикология : учебник для филол. спец. Вузов / М.И. Фомина. – М. : Высшая школа, 1990. – 415 с.

Купить эту работу

Ответы на вопросы гос. экзамена по русскому языку и методике его преподавания (для студентов-филологов)

400 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 200 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

11 января 2019 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
vladimirskaya.ana20
4.5
Филолог с "красным" дипломом.
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—4 дня
400 ₽ Цена от 200 ₽

5 Похожих работ

Ответы на вопросы

Ответ на тест Русский язык и культура речи Синергия МОИ МТИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Ответы на вопросы

Ответы Русский язык

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Ответы на вопросы

История русского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Ответы на вопросы

Русский язык и культура речи. Ответы на билеты. Экзаменнационные вопросы. МГЛУ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Ответы на вопросы

Риторика ОЮИ ответы на тесты Гуманитарный Институт ОЮИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
90 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Irina Andreeva об авторе vladimirskaya.ana20 2016-03-10
Ответы на вопросы

Хорошая работа, ответственный автор. Всем рекомендую!!!

Общая оценка 5
Отзыв Марина [email protected] об авторе vladimirskaya.ana20 2016-11-20
Ответы на вопросы

тест сдан, спасибо за помощь!

Общая оценка 5
Отзыв mano об авторе vladimirskaya.ana20 2017-11-14
Ответы на вопросы

Автор, супер. Очень выручает.

Общая оценка 5
Отзыв top24 об авторе vladimirskaya.ana20 2016-01-15
Ответы на вопросы

Замечательный автор!!!! Сделала качественную работу за кратчайший срок, раньше окончания отведенного на работу времени! Просто умничка! Спасибо вам) Надеюсь на дальнейшее сотрудничество)

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Роль программированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Особенности изучения антонимов в 3 классе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНО-БЛОЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В V КЛАССЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ЛЕКСИКЕ И ФРАЗЕОЛОГИИ В 10-11 КЛАССАХ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Метафора в политическом дискурсе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Повышение эффективности обучения русскому языку в результате использования развивающих технологий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Развитие письменной речи младших школьников через словарную работу на уроках русского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
270 ₽
Готовая работа

Дипломная работа. Роль ораторского искусства в дипломатии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА В ЯЗЫКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н.В. ГОГОЛЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Явления синкретизма в публицистическом стиле русского литературного языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
750 ₽
Готовая работа

КОМБИНИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
275 ₽