Работа с детьми с аутизмом очень трудна, энерго- и ресурсозатратна, никто не может гарантировать успеха и достижения определенного уровня каких-либо навыков. Но это та работа, которой необходимо заниматься несмотря ни на что. Неудачи, откаты, очень скромные результаты колоссального труда и больших ожиданий – все это случается в практике каждого педагога, отважившегося работать с проблемными детьми. Однако неудачи не должны останавливать действительно важную и очень ответственную деятельность педагогов, и одним из источников вдохновения для детей, родителей и самих педагогов являются «истории успеха» реальных людей, которые смогли достичь заметных результатов, несмотря на тяжесть своей болезни....
Задержка психоречевого развития – это заболевание, характеризующееся нарушением темпа психического развития ребенка. Как правило, оно сопровождается отклонениями и в речевом развитии, поэтому обе патологии объединены в едином названии болезни, и в Международной классификации болезней (МКБ-10, т.е. десятого пересмотра) у данной патологии код F80. Задержка психоречевого развития может быть частью более общей патологии, например, при раннем детском аутизме (РДА, F84).
Разумеется, диагностирование подобного рода нарушений лежит в сфере компетенции специалистов-медиков, однако педагог, к которому попадают такие дети, обязан знать об их особенностях и отчетливо понимать, что их возможности действительно ограничены, что некоторых требований они действительно выполнить не могут, и причиной тому – не злонравие ребенка или его лень, не его избалованность или невоспитанность, а совершенно объективные причины, связанные с его болезнями и неправильным функционированием систем организма.
...
Еще в культуре Древней Греции музыке отводилось особое место. Наиболее интересным в свете настоящего исследования представляется учение об этосе – о «возможности и границах воздействия музыки на душу человека – на его психоэмоциональное, физиологическое состояние, а также на нравственность и поступки» . Греки были уверены в магической силе музыки, причем они видели ее воздействие не только на человека, но и на животных, духов, богов, даже на неодушевленные субстанции – достаточно вспомнить хотя бы миф об Орфее. В трактате Аристида Квинтилиана «О мусическом искусстве» обосновывается мысль о психотерапевтических возможностях музыки и ее использовании, говоря современным языком, в качестве антидепрессанта ....
Для того, чтобы добиться положительных результатов, требуется сформулировать следующие задачи:
1) достижение выравнивания звучания детского голоса, естественного лёгкого пения, чистоты и полётности детского голоса;
2) развитие музыкального слуха, выработка чистоты интонирования;
3) достижение искренности исполнения детьми песен, их умения раскрыть художественный образ песни, формирование у детей музыкально-эстетических эмоций;
4) усвоение навыков хорового пения;
5) развитие детского песенного творчества.
...
Однако перед педагогом хорового коллектива стоят задачи формирования
1) точного интонирования с точки зрения высотности и ритма;
2) синхронности интонирования;
3) четкости пропевания (произнесения) текста;
4) взаимодействия хористов с хормейстером;
5) понимания художественного смысла исполняемой музыки.
...