Очень довольна работой автора, претензий нет, работа выполнена качественно, в срок, на вопросы отвечает быстро, приятно работать.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В настоящее время в отечественной и зарубежной научно-методической литературе на практике используется множество различных подходов к системе государственных закупок. Каждое государство, участвующее в публичных закупках, имеет свою собственную систему публичных закупок, организованную, координируемую властями и регулируемую действующим законодательством. Страны-участницы имеют свои особенности в управлении государственными закупками, контроле, в частности, в расчете контрактной цены и измерении эффективности.
Актуальность этой темы заключается в том, что в настоящее время все большее число стран разрабатывают и развивают свои подходы и методы ведения договорных процедур, определяемые совместно предприятиями и государством. Международный опыт может быть полезен для эффективного функционирования контрактной системы государственных закупок Российской Федерации.
В Великобритании существуют национальные контрактные системы, содержащие механизмы управления государственными заказами, которые обрабатываются на трех основных этапах: планирование, размещение и исполнение. Особенностями национальной контрактной системы являются широкомасштабное использование методов планирования для мониторинга цен, потребностей государства, баз данных типовых контрактов, механизмов контроля и процедур оценки результатов их реализации, специализированных информационных ресурсов управления контрактными системами.
Опыт Великобритании в сфере госзакупок играет важную роль в образовании и внедрении новых методов организации госзакупок в Российской Федерации, с их помощью осуществляются государственные социально-экономические программы, формируются различные отрасли народного хозяйства, отвечающие за продукцию отечественных производителей, и регулируются индивидуальными социальными процессами.
Изучение опыта СК, связанного с организацией и проведением закупочной процедуры в зарубежных странах, является составной частью изучения теоретических обоснований ученых и практиков при сопоставлении механизмов реализации, подготовке к аукциону документации по разработке плана закупок для планирования уполномоченными органами при централизации закупок в Российской Федерации.
Механизм систем государственных закупок в Великобритании включает в себя: политику протекционизма, либерализацию международных и экономических отношений, участие в международной торговле, формирование цен на конкурентоспособность, привлечение иностранного капитала, что объясняет актуальность этого курса.
В ходе исследования использовались научные труды таких иностранцев и русских авторов, как Борисов, А. Н., Даниил С. Н., Морозов В. И., Попов Т.В., Семенова Ф. З. и другие.
Предметом исследования является опыт Великобритании в области государственных закупок.
Предметом исследования являются основные направления применения положительного опыта Великобритании в госзакупках России.
Цель курса-изучить, углубить и уточнить основные направления применения положительного опыта Великобритании в закупках в России.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- изучить генезис возникновения и развития сферы госзакупок в России и развитых странах Западной Европы;
- определить основные характеристики и охарактеризовать сферу государственных закупок в Великобритании;
- определение формирования модели управления государственными закупками в Великобритании;
- рассмотрение вопроса об управлении централизованной моделью в системе государственных закупок в Великобритании;
- анализ сравнения позиций системы госзакупок России с системой реализации закупок в Великобритании;
- изучить опыт Великобритании в области образования и внедрения новых методов организации в сфере государственных закупок в Российской Федерации.
Гипотеза исследования: среди существующей практики и методов систем управления госзакупками в Великобритании, одной из развитых стран мира, можно выделить критерии, по которым система госзакупок в РФ станет более экономичной и эффективной.
Основные методы-анализ, анализ статей и монографий, наблюдение, обобщение, прогнозирование. Теоретической основой курса являются научные публикации ученых, авторские работы по проблемам Великобритании в области госзакупок, учебная литература, интернет-ресурсы.
Научной новизной диссертационной работы является разработка комплекса теоретических и практических положений, направленных на повышение эффективности международных госзакупок РФ.
Федерации в современной мировой экономике с учетом международного опыта.
Основными научными результатами исследования, определяющими его научную новизну, являются следующие:
- по понятиям международной торговли и теории аукционов было установлено, что наиболее эффективным механизмом международных закупок, учитывающим факторы, влияющие на эффективность закупок, является аукционный механизм;
- выявлены причины сговора и коррупции, снижающие эффективность международных госзакупок, а также способы их предотвращения путем организации открытого аукциона, разделения предложений участников на финансовые и технические части, регулирования правил расчета оценок, использования электронной системы подачи предложений;
- эконометрическая модель увязывает выбор механизмов государственных закупок с их эффективностью;
- были разработаны предложения по улучшению 4 подходов к определению победителя аукциона, в том числе с помощью альтернативного метода оценки с использованием сбалансированного среднего;
-для оценки и мониторинга международных рынков рекомендуется применять на практике показатели, предложенные автором, включая экономическую и социальную эффективность рынков.
Теоретический интерес работы заключается в том, что данное исследование обеспечивает необходимые условия для реализации качественно нового подхода к раскрытию особенностей международных публичных закупок в современной мировой экономике. Разработанные теоретические положения могут послужить основой для более глубокого понимания причин снижения эффективности международных госзакупок на основе сговора, фаворитизма и коррупции, которые представляют угрозу экономической безопасности РФ.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и рекомендации автора позволяют разработать практические рекомендации по организации, исполнению и контролю международных государственных закупок, которые направлены на эффективное использование бюджетных средств.
Предложенные автором рекомендации по совершенствованию системы государственных закупок в России для ее адаптации к международной системе государственных закупок могут быть учтены при разработке концепции внешнеторговой политики Российской Федерации, а также при подготовке проектов документов по совершенствованию системы регулирования в сфере государственных закупок в России.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В преамбуле описывается актуальность выбранной темы и освещаются цели и задачи написания итоговой количественной работы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты системы управления государственных закупок 8
1.1 Генезис возникновения и развития сферы государственных закупок в России и развитых странах западной Европы 8
1.2 Основные особенности и характеристика сферы государственных закупок в Великобритании 14
Глава 2. Современные подходы в организации системы государственных закупок 30
2.1. Формирование моделей управления государственными закупками, их преимущества и недостатки 30
2.2. Управление централизованной моделью в системе государственных закупок в Великобритании 34
Глава 3. Основные направления использования позитивного опыта Великобритании в области управления закупками на контрактную систему государственных закупок российской федерации (на примере АО «ТЕПЛОЭНЕРГО», г. Нижний Новгород) 39
3.1. Сопоставление позиций системы государственных закупок России с системой реализации закупок в Великобритании 39
3.2. Опыт Великобритании в сфере образования и внедрения новых методов организации государственных закупок в Российской Федерации (на примере АО «ТЕПЛОЭНЕРГО», г. Нижний Новгород) 45
Заключение 54
Список источников 57
Приложения 64
В настоящее время в отечественной и зарубежной научно-методической литературе на практике используется множество различных подходов к системе государственных закупок. Каждое государство, участвующее в публичных закупках, имеет свою собственную систему публичных закупок, организованную, координируемую властями и регулируемую действующим законодательством. Страны-участницы имеют свои особенности в управлении государственными закупками, контроле, в частности, в расчете контрактной цены и измерении эффективности.
Актуальность этой темы заключается в том, что в настоящее время все большее число стран разрабатывают и развивают свои подходы и методы ведения договорных процедур, определяемые совместно предприятиями и государством. Международный опыт может быть полезен для эффективного функционирования контрактной системы государственных закупок Российской Федерации.
В Великобритании существуют национальные контрактные системы, содержащие механизмы управления государственными заказами, которые обрабатываются на трех основных этапах: планирование, размещение и исполнение. Особенностями национальной контрактной системы являются широкомасштабное использование методов планирования для мониторинга цен, потребностей государства, баз данных типовых контрактов, механизмов контроля и процедур оценки результатов их реализации, специализированных информационных ресурсов управления контрактными системами.
Опыт Великобритании в сфере госзакупок играет важную роль в образовании и внедрении новых методов организации госзакупок в Российской Федерации, с их помощью осуществляются государственные социально-экономические программы, формируются различные отрасли народного хозяйства, отвечающие за продукцию отечественных производителей, и регулируются индивидуальными социальными процессами.
Изучение опыта СК, связанного с организацией и проведением закупочной процедуры в зарубежных странах, является составной частью изучения теоретических обоснований ученых и практиков при сопоставлении механизмов реализации, подготовке к аукциону документации по разработке плана закупок для планирования уполномоченными органами при централизации закупок в Российской Федерации.
Механизм систем государственных закупок в Великобритании включает в себя: политику протекционизма, либерализацию международных и экономических отношений, участие в международной торговле, формирование цен на конкурентоспособность, привлечение иностранного капитала, что объясняет актуальность этого курса.
В ходе исследования использовались научные труды таких иностранцев и русских авторов, как Борисов, А. Н., Даниил С. Н., Морозов В. И., Попов Т.В., Семенова Ф. З. и другие.
Предметом исследования является опыт Великобритании в области государственных закупок.
Предметом исследования являются основные направления применения положительного опыта Великобритании в госзакупках России.
Цель курса-изучить, углубить и уточнить основные направления применения положительного опыта Великобритании в закупках в России.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- изучить генезис возникновения и развития сферы госзакупок в России и развитых странах Западной Европы;
- определить основные характеристики и охарактеризовать сферу государственных закупок в Великобритании;
- определение формирования модели управления государственными закупками в Великобритании;
- рассмотрение вопроса об управлении централизованной моделью в системе государственных закупок в Великобритании;
- анализ сравнения позиций системы госзакупок России с системой реализации закупок в Великобритании;
- изучить опыт Великобритании в области образования и внедрения новых методов организации в сфере государственных закупок в Российской Федерации.
Гипотеза исследования: среди существующей практики и методов систем управления госзакупками в Великобритании, одной из развитых стран мира, можно выделить критерии, по которым система госзакупок в РФ станет более экономичной и эффективной.
Основные методы-анализ, анализ статей и монографий, наблюдение, обобщение, прогнозирование. Теоретической основой курса являются научные публикации ученых, авторские работы по проблемам Великобритании в области госзакупок, учебная литература, интернет-ресурсы.
Научной новизной диссертационной работы является разработка комплекса теоретических и практических положений, направленных на повышение эффективности международных госзакупок РФ.
Федерации в современной мировой экономике с учетом международного опыта.
Основными научными результатами исследования, определяющими его научную новизну, являются следующие:
- по понятиям международной торговли и теории аукционов было установлено, что наиболее эффективным механизмом международных закупок, учитывающим факторы, влияющие на эффективность закупок, является аукционный механизм;
- выявлены причины сговора и коррупции, снижающие эффективность международных госзакупок, а также способы их предотвращения путем организации открытого аукциона, разделения предложений участников на финансовые и технические части, регулирования правил расчета оценок, использования электронной системы подачи предложений;
- эконометрическая модель увязывает выбор механизмов государственных закупок с их эффективностью;
- были разработаны предложения по улучшению 4 подходов к определению победителя аукциона, в том числе с помощью альтернативного метода оценки с использованием сбалансированного среднего;
-для оценки и мониторинга международных рынков рекомендуется применять на практике показатели, предложенные автором, включая экономическую и социальную эффективность рынков.
Теоретический интерес работы заключается в том, что данное исследование обеспечивает необходимые условия для реализации качественно нового подхода к раскрытию особенностей международных публичных закупок в современной мировой экономике. Разработанные теоретические положения могут послужить основой для более глубокого понимания причин снижения эффективности международных госзакупок на основе сговора, фаворитизма и коррупции, которые представляют угрозу экономической безопасности РФ.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и рекомендации автора позволяют разработать практические рекомендации по организации, исполнению и контролю международных государственных закупок, которые направлены на эффективное использование бюджетных средств.
Предложенные автором рекомендации по совершенствованию системы государственных закупок в России для ее адаптации к международной системе государственных закупок могут быть учтены при разработке концепции внешнеторговой политики Российской Федерации, а также при подготовке проектов документов по совершенствованию системы регулирования в сфере государственных закупок в России.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В преамбуле описывается актуальность выбранной темы и освещаются цели и задачи написания итоговой количественной работы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая. - Новосибирск: Норматика, 2015. - 480 с.
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 02.07.2013). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
3. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
4. О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1089. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков [Электронный ресурс]: Приказ Минэкономразвития РФ от 17 апреля 2013 г. № 211. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
7. О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме: Письмо Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития РФ от 27, 29 июля 2010 г. № № АЦ/24051, 13369-АП/Д22 // Администратор образования. - 2010 г. - № 19. - С. 27.
8. Абрамова Н.А. Специфика и проблемы электронных аукционов, проводимых на право заключить контракт // Государственные и муниципальные закупки - 2015. Сборник докладов Х Всероссийской практической конференции-семинара. - М.: ИД «Юриспруденция», 2016. - С. 307-314.
9. Белицын В. Н. О проекте Федерального закона «О федеральной контрактной системе» / В. Н. Белицын // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - 2016. - № 2. - С. 103-108.
10. Береженцева, И. О. Международный опыт проведения подрядных торгов в строительстве // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 370-372
11. Бочкова С. С. Правовые требования к государственному контракту в сфере изменений законодательства о государственных закупках / С. С. Бочкова // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. Серия «Социально-экономические науки». - 2017. - № 52. - С. 120-132.
12. Быстрова Ю. В. Профилактические меры борьбы с коммерческим подкупом при проведении государственных закупок / Ю. В. Быстрова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - 2016. - № 6. С. - 326-329.
13. Верхов М. Заказчики станут ближе к субъектам малого и среднего предпринимательства / М. Верхов // Экономика и жизнь. - 2017. - № 46. - С. 8.
14. Винокурцева, Е. А. Закупка товаров и услуг в Забайкальском крае: анализ и направления совершенствования // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 5 (21). — С. 27-33.
15. Винокурцева, Е. А. Опыт зарубежных стран в осуществлении закупок товаров, работ, услуг: аналитический обзор / Экономика, управление, финансы: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 9-18.
16. Голышева В. Г. От закона к закону или некоторые замечания, касающиеся развития российского законодательства о закупках для государственных нужд (от XIX века до наших дней) / В. Г. Голышева // Вестник МГОУ. Серия «Юриспруденция». - 2015. - № 2. - С. 5-11.
17. Гриднева Ю. В. Зарубежный опыт в регулировании закупочной деятельности // Власть и управление на востоке России. - 2016. - № 2 (75). - с. 158–162.
18. Гук Д. В. Проблемные аспекты борьбы со взяточничеством в сфере госзакупок / Д. В. Гук // Юридическая наука. - 2017. - № 1. - С. 46-50.
19. Доронин С. Н. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления / С. Н. Доронин, Н. А. Рыхтикова, А. О. Васильев. - Москва: Инфра-М, 2015. - 232 с.
20. Ефремова Н.Н. Международный опыт повышения эффективности государственных закупок и его использование в российской практике: Дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2016.
21. Звонова Е. А. Финансирование государственных закупок / Е. А. Звонова. - Москва: Инфра-М, 2017. - 516 с.
22. Иванова О. В. Государственные закупки: развитие понятийного аппарата / О. В. Иванова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2016. - № 3. - С. 40-43.
23. Калинин С. В. Исторические предпосылки и современное состояние правового регулирования института государственных и муниципальных закупок в России / С. В. Калинин // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2017. - № 1. - С. 349-353
24. Калинин С. В. Особенности злоупотреблений со стороны заказчика и участников заказа в сфере государственных и муниципальных закупок / С. В. Калинин // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2016. - № 3. - С. 275-280.
25. Калинин С. В. Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России / С. В. Калинин // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2017. - № 19. - С. 116-120.
26. Канунникова К. А. Концепция размещения государственного заказа в России: исторические вехи и современная действительность / К. А. Канунникова // Вестник Новосибирского гуманитарного университета. Серия «Право». - 2015. - Т. 8, вып. 1. - С. 84-92.
27. Каранатова Л. Г. Формирование эффективного механизма управления государственными заказами: вопросы теории и практики / Л. Г. Каранатова. - Санкт-Петербург: Изд-во СЗАГС, 2016. - 214 с.
28. Карпишин А. В. Повышение эффективности государственных закупок на основе внедрения информационной системы контроля и мониторинга / А. В. Карпишин // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 1. - С. 548-550.
29. Ковалева Е. А. Анализ эффективности государственных закупок на электронных торговых площадках / Е. А. Ковалева // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. - № 10. - С. 53-60.
30. Колышева И. Б. Нормативно-правовое и информационное обеспечение государственных закупок: российские реалии и зарубежный опыт / И. Б. Колышева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 1-2. - С. 104-108.
31. Котельников В. Ю. Коррупция в сфере размещения бюджетного заказа как угроза экономической безопасности государства / В. Ю. Котельников // Управление экономическими системами. - 2017. - № 37. - С. 42-51.
32. Котельников В. Ю., Гасанова Е. М. От Федерального закона № 44-ФЗ к Федеральной контрактной системе / В. Ю. Котельников, Е. М. Гасанова // Вопросы регулирования экономики. - 2016. - Т. 3, № 1. - С. 5-14.
33. Котов И. А. Проблемы реформирования системы государственных закупок в России / И. А. Котов // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2015. - Т. 1, № 1-9. - С. 22-25.
34. Кузин, В. И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления / В.И. Кузин, С.Э. Зуев. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 120 c.
35. Мартынюк Ж. С. Сравнение проекта Федерального закона «О федеральной контрактной системе» и действующего Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» / Ж. С. Мартынюк // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 1. - С. 60-68.
36. Милославский, В. Г. Тендеры: состояние, тенденции и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 452-458.
37. Мироненко А. С. Анализ современной системы государственных закупок / А. С. Мироненко, А. Н. Древаль // Вестник науки Сибири. - 2017. - № 1. - С. 184-188.
38. Многоликая коррупция: выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления / Под ред. Э. Кампоса, С. Прадхана. - Москва: Альпина Паблишерз, 2016. - 550 с.
39. Мокренко А.В. Ключевые аспекты планирования и нормирования в системе государственных закупок Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 11 (78]. С. 49-52.
40. Москалева А.А. Международный опыт организации госзакупок // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 57-60.
41. Настольная книга госзаказчика / А. А. Храмкин и др. - Москва: Юриспруденция, 2017. - 742 с.
42. Николаева, А. В. Вопросы соответствия импортозамещения в сфере государственных закупок праву ВТО // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 519-522.
43. Парфирьева, Е. Н. Анализ контрактной системы в сфере государственных закупок за рубежом // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 1 (12). — С. 14-17.
44. Паулов П.А., Силантьева К.В. Государственное регулирование закупочной деятельности // Бюллетень науки и практики. - 2018. - Т. 4, № 12. - С. 442-446
45. Попова Е.А. Институциональные и организационные основы открытости государственных закупок // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 3. С. 115-119.
46. Порошин С. А. Коррупция в системе государственных закупок: проблемы и пути выхода / С. А. Порошин // Вопросы управления. - 2016. - № 2. - С. 51-57.
47. Прохоров, Э. А. Причины возникновения коррупции в государственных закупках // Государство и право: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 37-41.
48. Руководство по закупкам: учеб. пособие / под ред. Н. Димитри, Г. Пига, Дж. Спаньоло; пер. с англ. М. М. Форже, Е. В. Хилинской под ред. И. В. Кузнецовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 695с.
49. Слюсарева Н. А. Принципы административно-правового регулирования государственного регулирования в Российской федерации / Н. А. Слюсарева // Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление. - 2016. - № 1. - С. 69-75.
50. Смотрицкая И. Государственная контрактная система: стратегические цели и приоритеты развития / И. Смотрицкая // Вестник института экономики Российской академии наук. - 2015. - № 5. С. - 21-31.
51. Стурза К. И. Историко-правовой анализ развития института государственного заказа в России // История государства и права. - 2017. - № 4. - С. 20-24.
52. Сухова И. А. Актуальные вопросы закупки профессиональных услуг / И. А. Сухова // Аудиторские ведомости. - 2015. - № 2. - С. 79-93.
53. Титов Д. Как чиновники «затачивают» госзакупки под своих подрядчиков / Д. Титов // Экономика и жизнь. - 2018. - № 43. - С. 1 - 2.
54. Тропникова, Н. Л. Российский и зарубежный опыт управления промышленным рыболовством в условиях перехода к устойчивому развитию // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (33). — Т. 1. — С. 159-165.
55. Феклистова, Д. П. Сравнительный анализ европейской, американской и российской моделей становления института государственных закупок // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 373-375.
56. Храмкин А. А. Противодействие коррупции в госзакупках / А. А. Храмкин. – Москва: Юриспруденция, 2016. - 149 с.
57. Цветаев С. С. Вопросы совершенствования уголовно-правовых мер противодействия коррупции / С. С. Цветаев // Вестник ТГУ. - 2016. - № 7. - С. 223-227.
58. Яковлев А. А. Система госзакупок в России: на пороге третьей реформы / А. А. Яковлев // Общественные науки и современность. - 2017. - № 5. - С. 54
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В настоящее время в отечественной и зарубежной научно-методической литературе на практике используется множество различных подходов к системе государственных закупок. Каждое государство, участвующее в публичных закупках, имеет свою собственную систему публичных закупок, организованную, координируемую властями и регулируемую действующим законодательством. Страны-участницы имеют свои особенности в управлении государственными закупками, контроле, в частности, в расчете контрактной цены и измерении эффективности.
Актуальность этой темы заключается в том, что в настоящее время все большее число стран разрабатывают и развивают свои подходы и методы ведения договорных процедур, определяемые совместно предприятиями и государством. Международный опыт может быть полезен для эффективного функционирования контрактной системы государственных закупок Российской Федерации.
В Великобритании существуют национальные контрактные системы, содержащие механизмы управления государственными заказами, которые обрабатываются на трех основных этапах: планирование, размещение и исполнение. Особенностями национальной контрактной системы являются широкомасштабное использование методов планирования для мониторинга цен, потребностей государства, баз данных типовых контрактов, механизмов контроля и процедур оценки результатов их реализации, специализированных информационных ресурсов управления контрактными системами.
Опыт Великобритании в сфере госзакупок играет важную роль в образовании и внедрении новых методов организации госзакупок в Российской Федерации, с их помощью осуществляются государственные социально-экономические программы, формируются различные отрасли народного хозяйства, отвечающие за продукцию отечественных производителей, и регулируются индивидуальными социальными процессами.
Изучение опыта СК, связанного с организацией и проведением закупочной процедуры в зарубежных странах, является составной частью изучения теоретических обоснований ученых и практиков при сопоставлении механизмов реализации, подготовке к аукциону документации по разработке плана закупок для планирования уполномоченными органами при централизации закупок в Российской Федерации.
Механизм систем государственных закупок в Великобритании включает в себя: политику протекционизма, либерализацию международных и экономических отношений, участие в международной торговле, формирование цен на конкурентоспособность, привлечение иностранного капитала, что объясняет актуальность этого курса.
В ходе исследования использовались научные труды таких иностранцев и русских авторов, как Борисов, А. Н., Даниил С. Н., Морозов В. И., Попов Т.В., Семенова Ф. З. и другие.
Предметом исследования является опыт Великобритании в области государственных закупок.
Предметом исследования являются основные направления применения положительного опыта Великобритании в госзакупках России.
Цель курса-изучить, углубить и уточнить основные направления применения положительного опыта Великобритании в закупках в России.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- изучить генезис возникновения и развития сферы госзакупок в России и развитых странах Западной Европы;
- определить основные характеристики и охарактеризовать сферу государственных закупок в Великобритании;
- определение формирования модели управления государственными закупками в Великобритании;
- рассмотрение вопроса об управлении централизованной моделью в системе государственных закупок в Великобритании;
- анализ сравнения позиций системы госзакупок России с системой реализации закупок в Великобритании;
- изучить опыт Великобритании в области образования и внедрения новых методов организации в сфере государственных закупок в Российской Федерации.
Гипотеза исследования: среди существующей практики и методов систем управления госзакупками в Великобритании, одной из развитых стран мира, можно выделить критерии, по которым система госзакупок в РФ станет более экономичной и эффективной.
Основные методы-анализ, анализ статей и монографий, наблюдение, обобщение, прогнозирование. Теоретической основой курса являются научные публикации ученых, авторские работы по проблемам Великобритании в области госзакупок, учебная литература, интернет-ресурсы.
Научной новизной диссертационной работы является разработка комплекса теоретических и практических положений, направленных на повышение эффективности международных госзакупок РФ.
Федерации в современной мировой экономике с учетом международного опыта.
Основными научными результатами исследования, определяющими его научную новизну, являются следующие:
- по понятиям международной торговли и теории аукционов было установлено, что наиболее эффективным механизмом международных закупок, учитывающим факторы, влияющие на эффективность закупок, является аукционный механизм;
- выявлены причины сговора и коррупции, снижающие эффективность международных госзакупок, а также способы их предотвращения путем организации открытого аукциона, разделения предложений участников на финансовые и технические части, регулирования правил расчета оценок, использования электронной системы подачи предложений;
- эконометрическая модель увязывает выбор механизмов государственных закупок с их эффективностью;
- были разработаны предложения по улучшению 4 подходов к определению победителя аукциона, в том числе с помощью альтернативного метода оценки с использованием сбалансированного среднего;
-для оценки и мониторинга международных рынков рекомендуется применять на практике показатели, предложенные автором, включая экономическую и социальную эффективность рынков.
Теоретический интерес работы заключается в том, что данное исследование обеспечивает необходимые условия для реализации качественно нового подхода к раскрытию особенностей международных публичных закупок в современной мировой экономике. Разработанные теоретические положения могут послужить основой для более глубокого понимания причин снижения эффективности международных госзакупок на основе сговора, фаворитизма и коррупции, которые представляют угрозу экономической безопасности РФ.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и рекомендации автора позволяют разработать практические рекомендации по организации, исполнению и контролю международных государственных закупок, которые направлены на эффективное использование бюджетных средств.
Предложенные автором рекомендации по совершенствованию системы государственных закупок в России для ее адаптации к международной системе государственных закупок могут быть учтены при разработке концепции внешнеторговой политики Российской Федерации, а также при подготовке проектов документов по совершенствованию системы регулирования в сфере государственных закупок в России.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В преамбуле описывается актуальность выбранной темы и освещаются цели и задачи написания итоговой количественной работы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты системы управления государственных закупок 8
1.1 Генезис возникновения и развития сферы государственных закупок в России и развитых странах западной Европы 8
1.2 Основные особенности и характеристика сферы государственных закупок в Великобритании 14
Глава 2. Современные подходы в организации системы государственных закупок 30
2.1. Формирование моделей управления государственными закупками, их преимущества и недостатки 30
2.2. Управление централизованной моделью в системе государственных закупок в Великобритании 34
Глава 3. Основные направления использования позитивного опыта Великобритании в области управления закупками на контрактную систему государственных закупок российской федерации (на примере АО «ТЕПЛОЭНЕРГО», г. Нижний Новгород) 39
3.1. Сопоставление позиций системы государственных закупок России с системой реализации закупок в Великобритании 39
3.2. Опыт Великобритании в сфере образования и внедрения новых методов организации государственных закупок в Российской Федерации (на примере АО «ТЕПЛОЭНЕРГО», г. Нижний Новгород) 45
Заключение 54
Список источников 57
Приложения 64
В настоящее время в отечественной и зарубежной научно-методической литературе на практике используется множество различных подходов к системе государственных закупок. Каждое государство, участвующее в публичных закупках, имеет свою собственную систему публичных закупок, организованную, координируемую властями и регулируемую действующим законодательством. Страны-участницы имеют свои особенности в управлении государственными закупками, контроле, в частности, в расчете контрактной цены и измерении эффективности.
Актуальность этой темы заключается в том, что в настоящее время все большее число стран разрабатывают и развивают свои подходы и методы ведения договорных процедур, определяемые совместно предприятиями и государством. Международный опыт может быть полезен для эффективного функционирования контрактной системы государственных закупок Российской Федерации.
В Великобритании существуют национальные контрактные системы, содержащие механизмы управления государственными заказами, которые обрабатываются на трех основных этапах: планирование, размещение и исполнение. Особенностями национальной контрактной системы являются широкомасштабное использование методов планирования для мониторинга цен, потребностей государства, баз данных типовых контрактов, механизмов контроля и процедур оценки результатов их реализации, специализированных информационных ресурсов управления контрактными системами.
Опыт Великобритании в сфере госзакупок играет важную роль в образовании и внедрении новых методов организации госзакупок в Российской Федерации, с их помощью осуществляются государственные социально-экономические программы, формируются различные отрасли народного хозяйства, отвечающие за продукцию отечественных производителей, и регулируются индивидуальными социальными процессами.
Изучение опыта СК, связанного с организацией и проведением закупочной процедуры в зарубежных странах, является составной частью изучения теоретических обоснований ученых и практиков при сопоставлении механизмов реализации, подготовке к аукциону документации по разработке плана закупок для планирования уполномоченными органами при централизации закупок в Российской Федерации.
Механизм систем государственных закупок в Великобритании включает в себя: политику протекционизма, либерализацию международных и экономических отношений, участие в международной торговле, формирование цен на конкурентоспособность, привлечение иностранного капитала, что объясняет актуальность этого курса.
В ходе исследования использовались научные труды таких иностранцев и русских авторов, как Борисов, А. Н., Даниил С. Н., Морозов В. И., Попов Т.В., Семенова Ф. З. и другие.
Предметом исследования является опыт Великобритании в области государственных закупок.
Предметом исследования являются основные направления применения положительного опыта Великобритании в госзакупках России.
Цель курса-изучить, углубить и уточнить основные направления применения положительного опыта Великобритании в закупках в России.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- изучить генезис возникновения и развития сферы госзакупок в России и развитых странах Западной Европы;
- определить основные характеристики и охарактеризовать сферу государственных закупок в Великобритании;
- определение формирования модели управления государственными закупками в Великобритании;
- рассмотрение вопроса об управлении централизованной моделью в системе государственных закупок в Великобритании;
- анализ сравнения позиций системы госзакупок России с системой реализации закупок в Великобритании;
- изучить опыт Великобритании в области образования и внедрения новых методов организации в сфере государственных закупок в Российской Федерации.
Гипотеза исследования: среди существующей практики и методов систем управления госзакупками в Великобритании, одной из развитых стран мира, можно выделить критерии, по которым система госзакупок в РФ станет более экономичной и эффективной.
Основные методы-анализ, анализ статей и монографий, наблюдение, обобщение, прогнозирование. Теоретической основой курса являются научные публикации ученых, авторские работы по проблемам Великобритании в области госзакупок, учебная литература, интернет-ресурсы.
Научной новизной диссертационной работы является разработка комплекса теоретических и практических положений, направленных на повышение эффективности международных госзакупок РФ.
Федерации в современной мировой экономике с учетом международного опыта.
Основными научными результатами исследования, определяющими его научную новизну, являются следующие:
- по понятиям международной торговли и теории аукционов было установлено, что наиболее эффективным механизмом международных закупок, учитывающим факторы, влияющие на эффективность закупок, является аукционный механизм;
- выявлены причины сговора и коррупции, снижающие эффективность международных госзакупок, а также способы их предотвращения путем организации открытого аукциона, разделения предложений участников на финансовые и технические части, регулирования правил расчета оценок, использования электронной системы подачи предложений;
- эконометрическая модель увязывает выбор механизмов государственных закупок с их эффективностью;
- были разработаны предложения по улучшению 4 подходов к определению победителя аукциона, в том числе с помощью альтернативного метода оценки с использованием сбалансированного среднего;
-для оценки и мониторинга международных рынков рекомендуется применять на практике показатели, предложенные автором, включая экономическую и социальную эффективность рынков.
Теоретический интерес работы заключается в том, что данное исследование обеспечивает необходимые условия для реализации качественно нового подхода к раскрытию особенностей международных публичных закупок в современной мировой экономике. Разработанные теоретические положения могут послужить основой для более глубокого понимания причин снижения эффективности международных госзакупок на основе сговора, фаворитизма и коррупции, которые представляют угрозу экономической безопасности РФ.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и рекомендации автора позволяют разработать практические рекомендации по организации, исполнению и контролю международных государственных закупок, которые направлены на эффективное использование бюджетных средств.
Предложенные автором рекомендации по совершенствованию системы государственных закупок в России для ее адаптации к международной системе государственных закупок могут быть учтены при разработке концепции внешнеторговой политики Российской Федерации, а также при подготовке проектов документов по совершенствованию системы регулирования в сфере государственных закупок в России.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В преамбуле описывается актуальность выбранной темы и освещаются цели и задачи написания итоговой количественной работы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая. - Новосибирск: Норматика, 2015. - 480 с.
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 02.07.2013). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
3. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
4. О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1089. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков [Электронный ресурс]: Приказ Минэкономразвития РФ от 17 апреля 2013 г. № 211. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
7. О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме: Письмо Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития РФ от 27, 29 июля 2010 г. № № АЦ/24051, 13369-АП/Д22 // Администратор образования. - 2010 г. - № 19. - С. 27.
8. Абрамова Н.А. Специфика и проблемы электронных аукционов, проводимых на право заключить контракт // Государственные и муниципальные закупки - 2015. Сборник докладов Х Всероссийской практической конференции-семинара. - М.: ИД «Юриспруденция», 2016. - С. 307-314.
9. Белицын В. Н. О проекте Федерального закона «О федеральной контрактной системе» / В. Н. Белицын // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - 2016. - № 2. - С. 103-108.
10. Береженцева, И. О. Международный опыт проведения подрядных торгов в строительстве // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 370-372
11. Бочкова С. С. Правовые требования к государственному контракту в сфере изменений законодательства о государственных закупках / С. С. Бочкова // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. Серия «Социально-экономические науки». - 2017. - № 52. - С. 120-132.
12. Быстрова Ю. В. Профилактические меры борьбы с коммерческим подкупом при проведении государственных закупок / Ю. В. Быстрова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - 2016. - № 6. С. - 326-329.
13. Верхов М. Заказчики станут ближе к субъектам малого и среднего предпринимательства / М. Верхов // Экономика и жизнь. - 2017. - № 46. - С. 8.
14. Винокурцева, Е. А. Закупка товаров и услуг в Забайкальском крае: анализ и направления совершенствования // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 5 (21). — С. 27-33.
15. Винокурцева, Е. А. Опыт зарубежных стран в осуществлении закупок товаров, работ, услуг: аналитический обзор / Экономика, управление, финансы: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 9-18.
16. Голышева В. Г. От закона к закону или некоторые замечания, касающиеся развития российского законодательства о закупках для государственных нужд (от XIX века до наших дней) / В. Г. Голышева // Вестник МГОУ. Серия «Юриспруденция». - 2015. - № 2. - С. 5-11.
17. Гриднева Ю. В. Зарубежный опыт в регулировании закупочной деятельности // Власть и управление на востоке России. - 2016. - № 2 (75). - с. 158–162.
18. Гук Д. В. Проблемные аспекты борьбы со взяточничеством в сфере госзакупок / Д. В. Гук // Юридическая наука. - 2017. - № 1. - С. 46-50.
19. Доронин С. Н. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления / С. Н. Доронин, Н. А. Рыхтикова, А. О. Васильев. - Москва: Инфра-М, 2015. - 232 с.
20. Ефремова Н.Н. Международный опыт повышения эффективности государственных закупок и его использование в российской практике: Дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2016.
21. Звонова Е. А. Финансирование государственных закупок / Е. А. Звонова. - Москва: Инфра-М, 2017. - 516 с.
22. Иванова О. В. Государственные закупки: развитие понятийного аппарата / О. В. Иванова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2016. - № 3. - С. 40-43.
23. Калинин С. В. Исторические предпосылки и современное состояние правового регулирования института государственных и муниципальных закупок в России / С. В. Калинин // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2017. - № 1. - С. 349-353
24. Калинин С. В. Особенности злоупотреблений со стороны заказчика и участников заказа в сфере государственных и муниципальных закупок / С. В. Калинин // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2016. - № 3. - С. 275-280.
25. Калинин С. В. Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России / С. В. Калинин // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2017. - № 19. - С. 116-120.
26. Канунникова К. А. Концепция размещения государственного заказа в России: исторические вехи и современная действительность / К. А. Канунникова // Вестник Новосибирского гуманитарного университета. Серия «Право». - 2015. - Т. 8, вып. 1. - С. 84-92.
27. Каранатова Л. Г. Формирование эффективного механизма управления государственными заказами: вопросы теории и практики / Л. Г. Каранатова. - Санкт-Петербург: Изд-во СЗАГС, 2016. - 214 с.
28. Карпишин А. В. Повышение эффективности государственных закупок на основе внедрения информационной системы контроля и мониторинга / А. В. Карпишин // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 1. - С. 548-550.
29. Ковалева Е. А. Анализ эффективности государственных закупок на электронных торговых площадках / Е. А. Ковалева // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. - № 10. - С. 53-60.
30. Колышева И. Б. Нормативно-правовое и информационное обеспечение государственных закупок: российские реалии и зарубежный опыт / И. Б. Колышева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 1-2. - С. 104-108.
31. Котельников В. Ю. Коррупция в сфере размещения бюджетного заказа как угроза экономической безопасности государства / В. Ю. Котельников // Управление экономическими системами. - 2017. - № 37. - С. 42-51.
32. Котельников В. Ю., Гасанова Е. М. От Федерального закона № 44-ФЗ к Федеральной контрактной системе / В. Ю. Котельников, Е. М. Гасанова // Вопросы регулирования экономики. - 2016. - Т. 3, № 1. - С. 5-14.
33. Котов И. А. Проблемы реформирования системы государственных закупок в России / И. А. Котов // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2015. - Т. 1, № 1-9. - С. 22-25.
34. Кузин, В. И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления / В.И. Кузин, С.Э. Зуев. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 120 c.
35. Мартынюк Ж. С. Сравнение проекта Федерального закона «О федеральной контрактной системе» и действующего Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» / Ж. С. Мартынюк // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 1. - С. 60-68.
36. Милославский, В. Г. Тендеры: состояние, тенденции и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 452-458.
37. Мироненко А. С. Анализ современной системы государственных закупок / А. С. Мироненко, А. Н. Древаль // Вестник науки Сибири. - 2017. - № 1. - С. 184-188.
38. Многоликая коррупция: выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления / Под ред. Э. Кампоса, С. Прадхана. - Москва: Альпина Паблишерз, 2016. - 550 с.
39. Мокренко А.В. Ключевые аспекты планирования и нормирования в системе государственных закупок Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 11 (78]. С. 49-52.
40. Москалева А.А. Международный опыт организации госзакупок // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 57-60.
41. Настольная книга госзаказчика / А. А. Храмкин и др. - Москва: Юриспруденция, 2017. - 742 с.
42. Николаева, А. В. Вопросы соответствия импортозамещения в сфере государственных закупок праву ВТО // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 519-522.
43. Парфирьева, Е. Н. Анализ контрактной системы в сфере государственных закупок за рубежом // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 1 (12). — С. 14-17.
44. Паулов П.А., Силантьева К.В. Государственное регулирование закупочной деятельности // Бюллетень науки и практики. - 2018. - Т. 4, № 12. - С. 442-446
45. Попова Е.А. Институциональные и организационные основы открытости государственных закупок // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 3. С. 115-119.
46. Порошин С. А. Коррупция в системе государственных закупок: проблемы и пути выхода / С. А. Порошин // Вопросы управления. - 2016. - № 2. - С. 51-57.
47. Прохоров, Э. А. Причины возникновения коррупции в государственных закупках // Государство и право: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 37-41.
48. Руководство по закупкам: учеб. пособие / под ред. Н. Димитри, Г. Пига, Дж. Спаньоло; пер. с англ. М. М. Форже, Е. В. Хилинской под ред. И. В. Кузнецовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 695с.
49. Слюсарева Н. А. Принципы административно-правового регулирования государственного регулирования в Российской федерации / Н. А. Слюсарева // Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление. - 2016. - № 1. - С. 69-75.
50. Смотрицкая И. Государственная контрактная система: стратегические цели и приоритеты развития / И. Смотрицкая // Вестник института экономики Российской академии наук. - 2015. - № 5. С. - 21-31.
51. Стурза К. И. Историко-правовой анализ развития института государственного заказа в России // История государства и права. - 2017. - № 4. - С. 20-24.
52. Сухова И. А. Актуальные вопросы закупки профессиональных услуг / И. А. Сухова // Аудиторские ведомости. - 2015. - № 2. - С. 79-93.
53. Титов Д. Как чиновники «затачивают» госзакупки под своих подрядчиков / Д. Титов // Экономика и жизнь. - 2018. - № 43. - С. 1 - 2.
54. Тропникова, Н. Л. Российский и зарубежный опыт управления промышленным рыболовством в условиях перехода к устойчивому развитию // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (33). — Т. 1. — С. 159-165.
55. Феклистова, Д. П. Сравнительный анализ европейской, американской и российской моделей становления института государственных закупок // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 373-375.
56. Храмкин А. А. Противодействие коррупции в госзакупках / А. А. Храмкин. – Москва: Юриспруденция, 2016. - 149 с.
57. Цветаев С. С. Вопросы совершенствования уголовно-правовых мер противодействия коррупции / С. С. Цветаев // Вестник ТГУ. - 2016. - № 7. - С. 223-227.
58. Яковлев А. А. Система госзакупок в России: на пороге третьей реформы / А. А. Яковлев // Общественные науки и современность. - 2017. - № 5. - С. 54
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 5770 Выпускных квалификационных работ — поможем найти подходящую