все отлично, раньше срока.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Серьезные изменения, произошедшие в последние десятилетия, в политической, экономической и культурной жизни нашей страны активизировали интенсивный процесс реформирования и реорганизации образовательной системы. Основная цель модернизации системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Одним из важнейших принципов, на которых строится современная гуманистическая школа, является коммуникативный принцип, который «реализуется на предметном уровне, то есть в системе учебных предметов, в межличностном общении и в таких организационных формах обучения, как сотрудничество. Ключевым понятием, помогающим реализовать данный принцип, является общение» (Л.Ф. Климанова).
Реализация коммуникативности в обучении невозможна без обращения на уроках русского языка к тексту, который является единицей высшего уровня системы языка. И поэтому умение работать с текстом рассматривается в современной лингводидактике как важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культуры человека вообще. Именно текст на уроках русского языка является средством созданий ситуаций, на основе которых осуществляется реальное общение, и именно текст рассматривается как средство приобщения к национальной и мировой культуре.
Проблемами формирования и развития текстовой деятельности учащихся занимались многие учёные (М.Р. Львов, Е.С. Антонова, Е.И. Никитина, Н.А. Ипполитова и др.). Анализ методических разработок последних лет (М.И. Кузнецова, Г.С. Щеголева, Н.Д. Десяева, Л.А. Решетникова и др.) позволяет выявить приоритет текстоцентрического подхода к урокам русского языка.
Следует подчеркнуть, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет актуальность работы по формированию у детей умения создавать тексты различных типов (описание, повествование, рассуждение). Каждый учитель должен стремиться дать детям возможность научиться осознанно и правильно создавать письменные тексты разных типов. И поэтому все современные учебники предлагают ту или иную систему работы, позволяющую организовывать как аналитическую, так и продуктивную работу детей с разными типами текстов.
Однако в практике работы массовой начальной школы в последние годы наблюдается устойчивое противоречие междупониманием необходимости формирования у младших школьников умения создавать текстов разных типов и отсутствием методической основы данной работы.
Все вышесказанное обусловило актуальность темы исследования«Формирование у младших школьников умения создавать тексты разных типов на уроках русского языка».
Объект исследования – процесс формирования у младших школьников умения создавать тексты разных типов на уроках русского языка.
Предмет исследования – методические условия формирования у младших школьников умения создавать тексты разных типов на уроках русского языка.
Проблема исследования: каковы методические условия организации работы по формированию у младших школьников умения создавать тексты разных типов на уроках русского языка. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Для достижения цели и доказательства гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «текст» как явления языка речи.
2. Раскрыть особенности текста как основной дидактической единицы.
3. Охарактеризовать функционально-смысловые типы текстов.
4. Выявить потенциал школьных учебников и программ в формирования у детей умения создавать тексты разных типов.
5. Изучить опыт учителей и методистов по проблеме исследования.
6. Диагностировать уровни сформированности у младших школьников умения создавать тексты разных типов.
7. Выявить методические условия формирования у младших школьников умения создавать тексты разных типов.
Гипотезой исследования является предположение о том, работа по формированию у младших школьников умения создавать тексты разных типов будет эффективной при соблюдении следующих условий:
знакомство с понятием «структурная схема текста»;
знакомство с видами связи в тексте;
сравнительный анализ текстов разных типов.
Методы исследования: теоретический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения педагогических, психологических, методических трудов ученых и учителей-практиков; сравнительный анализ, синтез, систематизация; классификация литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта преподавания русского языка в начальных классах; анализ соответствующих уроков; наблюдение, анализ результатов деятельности детей.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
исследования в области теории текста (И.Р. Гальперин, Т.М. Николаева, Т.М. Дридзе, З.Я. Тураева, В.А. Бухбиндер и др.);
исследования в области текстоцентрического подхода к урокам русского языка (М.Р. Львов, С.В. Юртаев, А.Д. Дейкина, Н.А. Ипполитова, Е.И. Никитина, Е.С. Антонова и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальной школы в процессе формирования у младших школьников умения создавать тексты разных типов.
Базой исследования является 4 класс МКОУ «Сосновская СОШ»Горшеченского района Курской области.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап (2016 г.) – изучение литературы по теме исследования, наблюдение за педагогическим процессом на уроках русского языка в начальной школе, отбор дидактического материала.
Второй этап (2017-2018 гг.) – проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов, организация и проведение формирующего эксперимента, использование отобранного дидактического материала.
Третий этап (2018 г.) – анализ и обобщение результатов исследования, интерпретация и описание результатов исследования. Оформление выпускной квалификационной работы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы.
В первой главе«Лингвометодические основы формирования у младших школьников умения создавать тексты разных типов»характеризуется текст как единица языка и речи и как основная дидактическая единица. Кроме того, в данной главе описываются функционально-смысловые типы текстов.
Во второй главе «Содержание работы по формированию у младших школьников умения создавать тексты разных типов в современной начальной школе» представлен аспектный анализ и программы по русскому языку Т.Г. Рамзаевой и учебников, обеспечивающих данную программу, дан обзор методической литературы, описано содержание экспериментальной работы по проблеме исследования.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Объем работы составляет 85 страниц машинописного текста.
Список использованной литературысодержит 51 наименование.
В приложении представлены материалы, характеризующие экспериментально-методическую работу.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫ РАЗНЫХ ТИПОВ 2
1.1. Текст как основная единица языка и речи 2
1.2. Текст как основная дидактическая единица 2
1.3. Функционально-смысловые типы текстов 2
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫ РАЗНЫХ ТИПОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2
2.1. Потенциал школьных программ и учебников в формировании умения создавать тексты разных типов 2
2.2. Проблема формирования текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе (обзор методической литературы) 2
2.3. Экспериментально-методическая работа по формированиюу младших школьников умения создавать тексты разных типов 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проведенное нами исследование показало, что проблема формирования у младших школьников умения создавать тексты разных типов является актуальной и значимой для современного языкового образования. Современная лингводидактика рассматривает текст как основную дидактическую единицу, а принцип текстоцентризма, то есть изучения языка на текстовой основе является одним из ведущих частных принципов обучения русскому языка. Начало теоретической разработки текстоцентрического подхода в изучении родного языка приходится на 60-70-е годы прошлого столетия и связано с именем известного методиста Т.А Ладыженской. Затем основы методики анализа текста разрабатывались многими отечественными методистами такими, как: Е.С. Антонова, Н.А. Ипполитова, Т.М. Пахнова, Т.М. Воителева, Г.С. Щеголева, С.Ю. Юртаев и др.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие/Е.С. Антонова. – М.: Кнорус, 2017. – 464 с.
2. Бабайцева,В.В.Комплексный анализ текста/В.В. Бабайцева,Л.Д.Бернарская //Русская словесность.– 1997. – № 3. – С. 57-61.
3. Бакулина, Г.А. Выполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами субъективизации / Начальная школа //Г.А. Бакулина.–2004.– №12.–С.19-25.
4. Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках / Эстетика словесного творчества // М.М.Бахтин. –1979. – С. 281– 307.
5. Болотнова, Н.С. Основы текстоведения в школе: пособие для учителя/Н.С. Болотнова. – Томск: Изд-во ЦНТИ, 2000. – 121 с.
6. Болотнова, Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности / Диалог с текстом: проблемы обучения смысловой интерпретации: материалы V регионального научно-практического семинара. / Н.С. Болотнова. – Томск, 2002. – С. 119-125.
7. Буслаев, Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства / Ф.И. Буслаев. – М.: Просвещение. 1998. – 562с.
8. Бухбиндер, В.А. О некоторых прикладных и теоретических аспектах лингвистики текста. Лингвистика текста и обучение иностранным языкам / В.А. Бухбиндер. – Киев, 2008. – С. 29-32.
9. Быстрова Е.А. Федеральный и национально-региональный компоненты государственного стандарта по русскому языку. Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: сборник научных трудов / Е.А. Быстрова. – М.: ИОСО РАО, 1999. – 308 с.
10. Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие / Т.М. Воителева.– М.: Дрофа, 2006. – 319 с.
11. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования: учебное пособие для студентов вузов / И.Р. Гальперин.– М.: Просвещение, 2017. – 131 с.
12. Дейкина, А.Д. Новации в методике преподавания русского языка / Русский язык в школе // А.Д. Дейкина. – 2002. – №3. – С. 105-109.
13. Десяева, Н.Д. Интерпретация текста в процессе личностного развития школьника при изучении русского языка / Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка: монография / Н.Д.Десяева; под науч. ред. Е.А. Рябухиной, В.Д. Янченко. – М.; Пермь, 2014. – 143 с.
14. Десяева,Н.Д.Текстовые ошибки и возможности их предупреждения на уроках русского языка/Начальная школа// Н.Д. Десяева.– 2017.– № 1.– С. 47-49.
15. Дридзе, Т.М. Социально-психологические аспекты порождения и интерпретации текстов в деятельности речевого общения / Аспекты изучения текста // Т.М. Дридзе. – М., 1981. – С.129-136.
16. Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку: учебное пособие.– М.: Наука: Флинта, 1998. – 176 с.
17. Капинос, В.И.Развитие речи учащихся: теория и практика обучения: книга для учителя / В.И. Капинос, М.С.Соловейчик, Н.Н.Сергеева, В.И.Капинос.– М.: Линка-Пресс, 1994. – 196 с.
18. Колшанский, Г.В. Коммуникативная и структура языка / Г.В. Колшанский.– М., 1984. – 210 с.
19. Кузнецова, М.И. Создание младшими школьниками устных и письменных текстов как универсальное учебное действие/ Языковое и литературное образование в современном обществе – 2016: Сб. научных статей по итогам всероссийской научно-практ. конф. с международным участием// М.И. Кузнецова.– СПб.: ВВМ, 2016. – С. 56-62.
20. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская.– М.: Просвещение, 1995. – 231 с.
21. Литвинко, Ф.М. Лингводидактические и психолого-педагогические предпосылки изучения русского языка на текстовой основе / Текст в лингвистической теории и в методике преподавания филологических дисциплин: материалы 3-ей Межд. научн. конф. – В 2 ч. – Ч. 2. – Мозырь: УО МГПУ, 2005. – С. 110-112.
22. ЛьвовМ.Р.Основы теорииречи / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2000. – 211 с.
23. Львова, А.С. Как знакомить первоклассников с типами речи / Начальная школа // А.С. Львова. – 2005 – № 2. – С. 66-68.
24. Львова, С.И. Осторожно: художественный текст (Анализ мини-фрагментов художественных текстов на уроке русского языка) / Русская словесность // С.И. Львова. – 1997. – № 3. – С.51-56.
25. Москальская, О.И. Грамматика текста: учебное пособие / О.И.Москальская,.– М.: Просвещение, 1981. – 151 с.
26. Никитина, Е.И. Русская речь / Е.И. Никитина.– М.: Просвещение, 1994. – 103 с.
27. Николаева, Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы. Новое в зарубежной лингвистике/ Т.М. Николаева.–М., 1978.– С. 5-39.
28. Новиков, А.И. Семантика текста и ее формализация / А.И. Новиков.– М.: Академия, 2015. – 121 с.
29. Петрыкина, Г.П. Работа в 3-м классе над сочинением-рассуждением «Почему люди ссорятся?»/Г.П. Петрыкина// Начальная школа: плюс До и После. – 2011. – №6. – С. 47-51.
30. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т.М. Пахнова// Русский язык в школе. – 2000. – № 4. – С. 3-11.
31. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа. – М., 2017. – 154 с.
32. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учебник для 2-го класса четырёхлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2017. – 211 с.
33. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учебник для 3-го класса четырёхлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2017. – 256 с.
34. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учебник для 4-го класса четырёхлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2017. – 231 с.
35. Рамзаева, Т.Г. Методическое письмо «О роли учебника русский язык в развитии письменной связной речи младших школьников»/ Т.Г. Рамзаева // Начальная школа. – 1995. – № 8. – С. 66-71.
36. Рамзаева, Т.Г. Проблема развивающего языкового образования и ее реализация в современной начальной школе/ Т.Г. Рамзаева//Начальная школа. – 1991. – № 4. – С. 14-19.
37. Рамзаева, Т.Г. Русский язык в начальной школе: справочник к учебникам Т.Г. Рамзаевой для I – IV классов/ Т.Г. Рамзаева.– М.: Дрофа, 2017.– 80 с.
38. Рамзаева, Т.Г. Функционально-семантический аспект обучения русскому (родному) языку в современной начальной школе и его реализация в авторских учебниках «Русский язык» (1-4 классы) / Начальная школа//Т.Г. Рамзаева. – 2003. – № 1. – С. 25-31.
39. Рамзаева, Т.Г. Лингвометодическая концепция развивающего начального языкового образования и ее реализация в авторских учебниках «Русский язык» для 1-4 классов / Актуальные аспекты формирования и совершенствования лингвометодической компетенции учителя 1-4 классов начальной школы: сборник науч. статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции/ Т.Г. Рамзаева. – СПб.: САГА, 2007. – С. 3-9.
40. Решетникова, Л.А. О работе с текстом на уроках русского языка / Начальная школа// Л.А. Решетникова. – 2001. – № 6. – С. 25-28.
41. Рамзаева, Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования / Начальная школа// Т.Г. Рамзаева. – 2003. – № 1. – С. 14-23.
42. Соболева, О.В. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и учителя/Начальная школа: плюс До и После// О.В. Соболева.–2002.– №8.–С. 18-22.
43. Тураева, З.Я. Лингвистика текста/ З.Я. Тураева.– М.: просвещение, 1986. – 121с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.– М.: Просвещение, 2016. – 215 с.
45. Шмелева, Т.В. Текст как объект изучения в школе: учебно-методическое пособие/ Т.В. Шмелева.– Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. – 97 с.
46. Щеголева, Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования.–4 изд., испр. и доп./ Г.С. Щеголева– СПб.: Первый класс, 2014. – 121 с.
47. Щеголева, Г.С. Современные требования к уровню развития текстовых умений у младших школьников / Языковое и литературное образование в современном обществе – 2016: Сб. научных статей по итогам всероссийской научно-практ. конф. с международным участием./ Г.С. Щеголева– СПб.: ВВМ, 2016. – С. 44-49.
48. Щеголева, Г.С.Формирование текстовых умений как УУД по учебникам русского языка ОС «Диалог»/ Языковое и литературное образование в современном обществе – 2014: Сб. научных статей по итогам всероссийской научно-практ. конф. с международным участием/ Г.С. Щеголева, Т.М. Пахнова, Т.В. Шмелева– СПб.: Изд-во ВВМ, 2014.– С. 124-133.
49. Юртаев, С.В. Усвоение знаний теории текста как основа обучения его построению на уроках русского языка / Начальная школа// С.В. Юртаев. – 2000. – № 7. – С. 11– 114.
50. Юртаев, С.В. Конструирование текста учащимися/ С.В. Юртаев.– М.: Академия, 2002. – 131 с.
51. Юртаев, С.В. Основы совершенствования речевой деятельности младших школьников: учебное пособие/ С.В. Юртаев.– М.: Флинта: Наука, 2014. – 320 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Серьезные изменения, произошедшие в последние десятилетия, в политической, экономической и культурной жизни нашей страны активизировали интенсивный процесс реформирования и реорганизации образовательной системы. Основная цель модернизации системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Одним из важнейших принципов, на которых строится современная гуманистическая школа, является коммуникативный принцип, который «реализуется на предметном уровне, то есть в системе учебных предметов, в межличностном общении и в таких организационных формах обучения, как сотрудничество. Ключевым понятием, помогающим реализовать данный принцип, является общение» (Л.Ф. Климанова).
Реализация коммуникативности в обучении невозможна без обращения на уроках русского языка к тексту, который является единицей высшего уровня системы языка. И поэтому умение работать с текстом рассматривается в современной лингводидактике как важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культуры человека вообще. Именно текст на уроках русского языка является средством созданий ситуаций, на основе которых осуществляется реальное общение, и именно текст рассматривается как средство приобщения к национальной и мировой культуре.
Проблемами формирования и развития текстовой деятельности учащихся занимались многие учёные (М.Р. Львов, Е.С. Антонова, Е.И. Никитина, Н.А. Ипполитова и др.). Анализ методических разработок последних лет (М.И. Кузнецова, Г.С. Щеголева, Н.Д. Десяева, Л.А. Решетникова и др.) позволяет выявить приоритет текстоцентрического подхода к урокам русского языка.
Следует подчеркнуть, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет актуальность работы по формированию у детей умения создавать тексты различных типов (описание, повествование, рассуждение). Каждый учитель должен стремиться дать детям возможность научиться осознанно и правильно создавать письменные тексты разных типов. И поэтому все современные учебники предлагают ту или иную систему работы, позволяющую организовывать как аналитическую, так и продуктивную работу детей с разными типами текстов.
Однако в практике работы массовой начальной школы в последние годы наблюдается устойчивое противоречие междупониманием необходимости формирования у младших школьников умения создавать текстов разных типов и отсутствием методической основы данной работы.
Все вышесказанное обусловило актуальность темы исследования«Формирование у младших школьников умения создавать тексты разных типов на уроках русского языка».
Объект исследования – процесс формирования у младших школьников умения создавать тексты разных типов на уроках русского языка.
Предмет исследования – методические условия формирования у младших школьников умения создавать тексты разных типов на уроках русского языка.
Проблема исследования: каковы методические условия организации работы по формированию у младших школьников умения создавать тексты разных типов на уроках русского языка. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Для достижения цели и доказательства гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «текст» как явления языка речи.
2. Раскрыть особенности текста как основной дидактической единицы.
3. Охарактеризовать функционально-смысловые типы текстов.
4. Выявить потенциал школьных учебников и программ в формирования у детей умения создавать тексты разных типов.
5. Изучить опыт учителей и методистов по проблеме исследования.
6. Диагностировать уровни сформированности у младших школьников умения создавать тексты разных типов.
7. Выявить методические условия формирования у младших школьников умения создавать тексты разных типов.
Гипотезой исследования является предположение о том, работа по формированию у младших школьников умения создавать тексты разных типов будет эффективной при соблюдении следующих условий:
знакомство с понятием «структурная схема текста»;
знакомство с видами связи в тексте;
сравнительный анализ текстов разных типов.
Методы исследования: теоретический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения педагогических, психологических, методических трудов ученых и учителей-практиков; сравнительный анализ, синтез, систематизация; классификация литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта преподавания русского языка в начальных классах; анализ соответствующих уроков; наблюдение, анализ результатов деятельности детей.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
исследования в области теории текста (И.Р. Гальперин, Т.М. Николаева, Т.М. Дридзе, З.Я. Тураева, В.А. Бухбиндер и др.);
исследования в области текстоцентрического подхода к урокам русского языка (М.Р. Львов, С.В. Юртаев, А.Д. Дейкина, Н.А. Ипполитова, Е.И. Никитина, Е.С. Антонова и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальной школы в процессе формирования у младших школьников умения создавать тексты разных типов.
Базой исследования является 4 класс МКОУ «Сосновская СОШ»Горшеченского района Курской области.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап (2016 г.) – изучение литературы по теме исследования, наблюдение за педагогическим процессом на уроках русского языка в начальной школе, отбор дидактического материала.
Второй этап (2017-2018 гг.) – проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов, организация и проведение формирующего эксперимента, использование отобранного дидактического материала.
Третий этап (2018 г.) – анализ и обобщение результатов исследования, интерпретация и описание результатов исследования. Оформление выпускной квалификационной работы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы.
В первой главе«Лингвометодические основы формирования у младших школьников умения создавать тексты разных типов»характеризуется текст как единица языка и речи и как основная дидактическая единица. Кроме того, в данной главе описываются функционально-смысловые типы текстов.
Во второй главе «Содержание работы по формированию у младших школьников умения создавать тексты разных типов в современной начальной школе» представлен аспектный анализ и программы по русскому языку Т.Г. Рамзаевой и учебников, обеспечивающих данную программу, дан обзор методической литературы, описано содержание экспериментальной работы по проблеме исследования.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Объем работы составляет 85 страниц машинописного текста.
Список использованной литературысодержит 51 наименование.
В приложении представлены материалы, характеризующие экспериментально-методическую работу.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫ РАЗНЫХ ТИПОВ 2
1.1. Текст как основная единица языка и речи 2
1.2. Текст как основная дидактическая единица 2
1.3. Функционально-смысловые типы текстов 2
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫ РАЗНЫХ ТИПОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2
2.1. Потенциал школьных программ и учебников в формировании умения создавать тексты разных типов 2
2.2. Проблема формирования текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе (обзор методической литературы) 2
2.3. Экспериментально-методическая работа по формированиюу младших школьников умения создавать тексты разных типов 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проведенное нами исследование показало, что проблема формирования у младших школьников умения создавать тексты разных типов является актуальной и значимой для современного языкового образования. Современная лингводидактика рассматривает текст как основную дидактическую единицу, а принцип текстоцентризма, то есть изучения языка на текстовой основе является одним из ведущих частных принципов обучения русскому языка. Начало теоретической разработки текстоцентрического подхода в изучении родного языка приходится на 60-70-е годы прошлого столетия и связано с именем известного методиста Т.А Ладыженской. Затем основы методики анализа текста разрабатывались многими отечественными методистами такими, как: Е.С. Антонова, Н.А. Ипполитова, Т.М. Пахнова, Т.М. Воителева, Г.С. Щеголева, С.Ю. Юртаев и др.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие/Е.С. Антонова. – М.: Кнорус, 2017. – 464 с.
2. Бабайцева,В.В.Комплексный анализ текста/В.В. Бабайцева,Л.Д.Бернарская //Русская словесность.– 1997. – № 3. – С. 57-61.
3. Бакулина, Г.А. Выполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами субъективизации / Начальная школа //Г.А. Бакулина.–2004.– №12.–С.19-25.
4. Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках / Эстетика словесного творчества // М.М.Бахтин. –1979. – С. 281– 307.
5. Болотнова, Н.С. Основы текстоведения в школе: пособие для учителя/Н.С. Болотнова. – Томск: Изд-во ЦНТИ, 2000. – 121 с.
6. Болотнова, Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности / Диалог с текстом: проблемы обучения смысловой интерпретации: материалы V регионального научно-практического семинара. / Н.С. Болотнова. – Томск, 2002. – С. 119-125.
7. Буслаев, Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства / Ф.И. Буслаев. – М.: Просвещение. 1998. – 562с.
8. Бухбиндер, В.А. О некоторых прикладных и теоретических аспектах лингвистики текста. Лингвистика текста и обучение иностранным языкам / В.А. Бухбиндер. – Киев, 2008. – С. 29-32.
9. Быстрова Е.А. Федеральный и национально-региональный компоненты государственного стандарта по русскому языку. Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: сборник научных трудов / Е.А. Быстрова. – М.: ИОСО РАО, 1999. – 308 с.
10. Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие / Т.М. Воителева.– М.: Дрофа, 2006. – 319 с.
11. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования: учебное пособие для студентов вузов / И.Р. Гальперин.– М.: Просвещение, 2017. – 131 с.
12. Дейкина, А.Д. Новации в методике преподавания русского языка / Русский язык в школе // А.Д. Дейкина. – 2002. – №3. – С. 105-109.
13. Десяева, Н.Д. Интерпретация текста в процессе личностного развития школьника при изучении русского языка / Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка: монография / Н.Д.Десяева; под науч. ред. Е.А. Рябухиной, В.Д. Янченко. – М.; Пермь, 2014. – 143 с.
14. Десяева,Н.Д.Текстовые ошибки и возможности их предупреждения на уроках русского языка/Начальная школа// Н.Д. Десяева.– 2017.– № 1.– С. 47-49.
15. Дридзе, Т.М. Социально-психологические аспекты порождения и интерпретации текстов в деятельности речевого общения / Аспекты изучения текста // Т.М. Дридзе. – М., 1981. – С.129-136.
16. Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку: учебное пособие.– М.: Наука: Флинта, 1998. – 176 с.
17. Капинос, В.И.Развитие речи учащихся: теория и практика обучения: книга для учителя / В.И. Капинос, М.С.Соловейчик, Н.Н.Сергеева, В.И.Капинос.– М.: Линка-Пресс, 1994. – 196 с.
18. Колшанский, Г.В. Коммуникативная и структура языка / Г.В. Колшанский.– М., 1984. – 210 с.
19. Кузнецова, М.И. Создание младшими школьниками устных и письменных текстов как универсальное учебное действие/ Языковое и литературное образование в современном обществе – 2016: Сб. научных статей по итогам всероссийской научно-практ. конф. с международным участием// М.И. Кузнецова.– СПб.: ВВМ, 2016. – С. 56-62.
20. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская.– М.: Просвещение, 1995. – 231 с.
21. Литвинко, Ф.М. Лингводидактические и психолого-педагогические предпосылки изучения русского языка на текстовой основе / Текст в лингвистической теории и в методике преподавания филологических дисциплин: материалы 3-ей Межд. научн. конф. – В 2 ч. – Ч. 2. – Мозырь: УО МГПУ, 2005. – С. 110-112.
22. ЛьвовМ.Р.Основы теорииречи / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2000. – 211 с.
23. Львова, А.С. Как знакомить первоклассников с типами речи / Начальная школа // А.С. Львова. – 2005 – № 2. – С. 66-68.
24. Львова, С.И. Осторожно: художественный текст (Анализ мини-фрагментов художественных текстов на уроке русского языка) / Русская словесность // С.И. Львова. – 1997. – № 3. – С.51-56.
25. Москальская, О.И. Грамматика текста: учебное пособие / О.И.Москальская,.– М.: Просвещение, 1981. – 151 с.
26. Никитина, Е.И. Русская речь / Е.И. Никитина.– М.: Просвещение, 1994. – 103 с.
27. Николаева, Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы. Новое в зарубежной лингвистике/ Т.М. Николаева.–М., 1978.– С. 5-39.
28. Новиков, А.И. Семантика текста и ее формализация / А.И. Новиков.– М.: Академия, 2015. – 121 с.
29. Петрыкина, Г.П. Работа в 3-м классе над сочинением-рассуждением «Почему люди ссорятся?»/Г.П. Петрыкина// Начальная школа: плюс До и После. – 2011. – №6. – С. 47-51.
30. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т.М. Пахнова// Русский язык в школе. – 2000. – № 4. – С. 3-11.
31. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа. – М., 2017. – 154 с.
32. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учебник для 2-го класса четырёхлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2017. – 211 с.
33. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учебник для 3-го класса четырёхлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2017. – 256 с.
34. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учебник для 4-го класса четырёхлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2017. – 231 с.
35. Рамзаева, Т.Г. Методическое письмо «О роли учебника русский язык в развитии письменной связной речи младших школьников»/ Т.Г. Рамзаева // Начальная школа. – 1995. – № 8. – С. 66-71.
36. Рамзаева, Т.Г. Проблема развивающего языкового образования и ее реализация в современной начальной школе/ Т.Г. Рамзаева//Начальная школа. – 1991. – № 4. – С. 14-19.
37. Рамзаева, Т.Г. Русский язык в начальной школе: справочник к учебникам Т.Г. Рамзаевой для I – IV классов/ Т.Г. Рамзаева.– М.: Дрофа, 2017.– 80 с.
38. Рамзаева, Т.Г. Функционально-семантический аспект обучения русскому (родному) языку в современной начальной школе и его реализация в авторских учебниках «Русский язык» (1-4 классы) / Начальная школа//Т.Г. Рамзаева. – 2003. – № 1. – С. 25-31.
39. Рамзаева, Т.Г. Лингвометодическая концепция развивающего начального языкового образования и ее реализация в авторских учебниках «Русский язык» для 1-4 классов / Актуальные аспекты формирования и совершенствования лингвометодической компетенции учителя 1-4 классов начальной школы: сборник науч. статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции/ Т.Г. Рамзаева. – СПб.: САГА, 2007. – С. 3-9.
40. Решетникова, Л.А. О работе с текстом на уроках русского языка / Начальная школа// Л.А. Решетникова. – 2001. – № 6. – С. 25-28.
41. Рамзаева, Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования / Начальная школа// Т.Г. Рамзаева. – 2003. – № 1. – С. 14-23.
42. Соболева, О.В. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и учителя/Начальная школа: плюс До и После// О.В. Соболева.–2002.– №8.–С. 18-22.
43. Тураева, З.Я. Лингвистика текста/ З.Я. Тураева.– М.: просвещение, 1986. – 121с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.– М.: Просвещение, 2016. – 215 с.
45. Шмелева, Т.В. Текст как объект изучения в школе: учебно-методическое пособие/ Т.В. Шмелева.– Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. – 97 с.
46. Щеголева, Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования.–4 изд., испр. и доп./ Г.С. Щеголева– СПб.: Первый класс, 2014. – 121 с.
47. Щеголева, Г.С. Современные требования к уровню развития текстовых умений у младших школьников / Языковое и литературное образование в современном обществе – 2016: Сб. научных статей по итогам всероссийской научно-практ. конф. с международным участием./ Г.С. Щеголева– СПб.: ВВМ, 2016. – С. 44-49.
48. Щеголева, Г.С.Формирование текстовых умений как УУД по учебникам русского языка ОС «Диалог»/ Языковое и литературное образование в современном обществе – 2014: Сб. научных статей по итогам всероссийской научно-практ. конф. с международным участием/ Г.С. Щеголева, Т.М. Пахнова, Т.В. Шмелева– СПб.: Изд-во ВВМ, 2014.– С. 124-133.
49. Юртаев, С.В. Усвоение знаний теории текста как основа обучения его построению на уроках русского языка / Начальная школа// С.В. Юртаев. – 2000. – № 7. – С. 11– 114.
50. Юртаев, С.В. Конструирование текста учащимися/ С.В. Юртаев.– М.: Академия, 2002. – 131 с.
51. Юртаев, С.В. Основы совершенствования речевой деятельности младших школьников: учебное пособие/ С.В. Юртаев.– М.: Флинта: Наука, 2014. – 320 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 5588 Выпускных квалификационных работ — поможем найти подходящую