Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня общество стоит на пороге глубокой трансформации, затрагивающей, в первую очередь, область информации, ее место и роль в социуме. Информационные потоки постиндустриального периода превратились в важнейший политический ресурс, который оказал влияние на изменение властных позиций субъектов, их возможности и механизмы реализации собственных интересов в публичном дискурсе. Модификации подверглись многие политико-социальные институты и, в первую очередь, СМИ, ставшие одним из основных властных инструментов в области регулирования цифрового пространства и определения уровня медиатизации политической жизни.
Исторически политическая сфера испытывала влияние со стороны представителей различных групп. В научном понимании такой способ продвижения своих интересов в политико-правовых процессах стал называться лоббированием. Лоббирование – неотъемлемый механизм для функционирования продуктивного правительства. Без института лоббизма органам власти было бы трудно разобраться во множестве конкурирующих интересов своих граждан. Лоббирование позволяет обеспечить доступ к лицам, принимающим управленческие решения. Объединяя индивидуальные цели в одну, лоббисты представляют интересы многих заинтересованных групп и с большей вероятностью бывают услышаны органами государственной власти. Поскольку количество задач и вопросов, требуемых решения постоянно увеличивается, обществу необходима нормативно-правовая база, регулирующая деятельность лоббистов и практика его легального использования, в противном случае, многие проблемы могут не попасть в «поле зрения» законодателя.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретико-методологические аспекты изучения лоббизма 12
1.1 Лоббизм: понятие, сущность и эволюция 12
1.2 Основные модели и формы лоббистской деятельности 20
1.3 Современные технологии лоббирования 30
2 Информационный лоббизм как сфера политического менеджмента: отечественная и зарубежные практики 38
2.1 Механизмы осуществления «электронного лоббизма» в Соединенных Штатах Америки 38
2.2 Особенности информационного лоббизма в европейских странах 47
2.3 Технологии и методы информационного лоббирования в Российской Федерации 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Сравнительная характеристика моделей лоббизм 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (рекомендуемое) Контент-анализ по материалам «Коммерсантъ» 85
1 Теоретико-методологические аспекты изучения лоббизма
1.1 Лоббизм: понятие, сущность и эволюция
В государствах со времен начала их существования наблюдалось наличие множества социальных групп, каждая из которых стремилась к реализации собственных потребностей. Политическим процессам, отражающимся в правовой системе, свойственно наличие каких-либо интересов. Осуществление интересов может выражаться как во взаимовыгодном сотрудничестве, так и в конфронтации.
Лоббизм является одним из способов продвижения интересов в политико-правовых процессах, путем воздействия на должностных лиц с целью преодоления нормативного барьера. В современной политической науке сложилось множество подходов среди отечественных и зарубежных ученых, которые отражают сущность лоббизма, его функции, методы и технологии влияния на политические процессы. Однако, стоит заметить, что ни одна из данных дефиниций не является официально закрепленной.
Наибольшее распространение получили два подхода – плюралистический и корпоративистский.
В соответствии с плюралистическим подходом (Р. Даль, К. М. Хутов, Г. П. Ивлева, Г. А. Гаджимагомедова, Л. Милбрах и Н. Вильсон), лоббизм как деятельность возникает стихийно, во время противодействия различных групп давления, каждая из которых стремиться к реализации на практике собственных интересов. Многочисленные субъекты автономны от государства и независимо выбирают личные приоритеты. Как отмечает
Р. Даль, между группами происходит жесткая конкурентная борьба за возможности оказания влияния на власть [16, с. 40]. Для достижения своих потребностей субъекты лоббизма используют широкий круг инструментов и методов, многие из которых могут быть незаконными и аморальными. Для предотвращения негативных последствий лоббистской деятельности необходимо законодательно закрепить допустимые средства и наложить санкции за применение неправомерных методов взаимоотношения с должностным лицом (шантаж, подкуп, дача взятки и др.).
Основополагающим моментом плюралистического лоббирования выступает высокая конкуренция среди заинтересованных субъектов и групп давления в период «проталкивания» выгодных им интересов в органах публичной власти. Согласно авторской позиции, неотъемлемым элементом общества являются соперничающие группы интересов, конечная цель которых влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства [29]. Плюралистическое лоббирование возможно в развитом демократическом обществе, в котором у каждой группы имеются равные возможности и доступ ко всем инструментам для реализации своих интересов.
Корпоративистский подход (А. П. Любимов, М. В. Бятец, А. В. Малько, К. Фредрич, К. Гринволд, Л. Ильчева и др.) рассматривает лоббизм как систему представительства интересов, составные части которых различны функционально и иерархически расположены. Субъекты, осуществляющие лоббистскую деятельность не равны между собой, так как больший шанс на успех имеют крупные корпорации. Монополисты обладают необходимыми связями, ресурсами, денежными средствами, рычагами влияния на властные структуры [24, с. 46]. В такой системе государство само отбирает и наделяет правом представительства и ресурсами определенную группу интересов (давления).
Лоббирование в корпоративистском подходе характеризуется малым кругом властных участников, в силах которых задавать векторы развития общества и государства. Однако и небольшие группы могут осуществлять лоббистскую деятельность, заручившись поддержкой крупных корпораций [41 с. 62]. Опасность заключается в том, что государство может осуществлять взаимодействие с организациями, имеющими на то монополию, исключая участие и представительство третьих лиц, чьи интересы могут быть затронуты. В таком случае образуется авторитарная система лоббирования, которую невозможно будет контролировать нормативно-правовыми методами, так как государство не заинтересовано в расширении плюрализма [9, с. 48].
Сторонники данного подхода, в первую очередь, акцентируют внимание на необходимости законодательного закрепления лоббизма. Кроме этого, ученые-правоведы в своих исследованиях обобщают мировую практику, и предлагают сосредоточиться на изучении лоббизма как коммуникативной технологии между обществом и государством, механизмах преодоления его негативных свойств и способах разрешения внутригосударственных конфликтов [41, с. 62].
Помимо, имеющихся подходов, особенности, сущность и проблемы институционального оформления лоббизма можно рассмотреть также и в исторической ретроспективе.
Бакалаврская работа содержит 93 с., 75 источн. 2 прил.
Цель работы – комплексный анализ специфики лоббистской деятельности и ее информационной составляющей. В результате исследования рассмотрены новейшие технологии информационного лоббизма и практика его применения в России и зарубежных странах.
ФГБОУ ВО «НИ МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.П. ОГАРЁВА», 2022 г.
Оригинальность работы - 78 %, оценка "5".
1 «Трансперенси» назвала ключевых лоббистов в Госдуме. –
Текст : электронный // Forbes : [сайт]. – 2019. – 4 фев. –
URL : https://www.forbes.ru/obshchestvo/372313-transperensi-nazvala-klyuchevyhlobbistov-v-gosdume (дата 03.03.2022).
2 Автономов А. С. Азбука лоббирования / А. С. Автономов // Ин-т развития избират. систем (ИРИС). – Москва : Права человека, 2004. –
109, [1] с. – ISBN 5-7712-0291-6. – Текст : непосредственный.
3 Автономов А. С. Правовая онтология политики. К построению системы категорий / А. С. Автономов. – Москва : ООО «ИНФОГРАФ», 1999. – 383 с. – ISBN 5-89509-016-8. – Текст : непосредственный.
4 Андреев С. Д. Модели лоббирования политических интересов в зарубежных странах / С. Д. Андреев. – Текст : непосредственный // Наука и образование : хозяйство и экономика ; предпринимательство ; право и управление. – 2020. – № 10. – С. 79–82.
5 Ачкасова В. А. GR и лоббизм : теория и технологии : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Ачкасова,
И. Е. Минтусов, О. Г. Филатова. // Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс. – Москва : Издательство Юрайт, 2015. – 315 с. –
ISBN 978-5-9916-5100-4. – Текст : непосредственный.
6 Белоусов А. Б. Лоббизм как политическая коммуникация /
А. Б. Белоусов ; Российская академия наук, Уральское отделение, Институт философии и права. – Екатеринбург : Уральское отделение РАН, 2005. –
215 с. – ISBN 5-7691-1666-8. – Текст : непосредственный.
7 Бирюкова А. М. Лоббирование в России / А. М. Бирюкова. –
Текст : непосредственный // Наука. Мысль : электронный периодический журнал. – 2015. – Т. 5. – № 8. – С. 66–71.
8 Большакова Ю. М. Лоббизм и GR-практики в странах Восточной Европы и Прибалтики : политико-социологический анализ /
Ю. М. Большакова, С. Н. Большаков // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2017. – Т. 23. – № 3. – С. 174–199.
9 Бятец М. В. Лоббизм в правотворческой деятельности / М. И. Бятец. – Текст : непосредственный // Правоведение. – 1998. – № 1. – С. 46–52.
10 Варварин А. В. Механизмы отстаивания корпоративных интересов в органах государственности / А. В. Варварин. – Текст : непосредственный // Бизнес. Общество. Власть. – 2019. – № 1. – С. 7–11.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня общество стоит на пороге глубокой трансформации, затрагивающей, в первую очередь, область информации, ее место и роль в социуме. Информационные потоки постиндустриального периода превратились в важнейший политический ресурс, который оказал влияние на изменение властных позиций субъектов, их возможности и механизмы реализации собственных интересов в публичном дискурсе. Модификации подверглись многие политико-социальные институты и, в первую очередь, СМИ, ставшие одним из основных властных инструментов в области регулирования цифрового пространства и определения уровня медиатизации политической жизни.
Исторически политическая сфера испытывала влияние со стороны представителей различных групп. В научном понимании такой способ продвижения своих интересов в политико-правовых процессах стал называться лоббированием. Лоббирование – неотъемлемый механизм для функционирования продуктивного правительства. Без института лоббизма органам власти было бы трудно разобраться во множестве конкурирующих интересов своих граждан. Лоббирование позволяет обеспечить доступ к лицам, принимающим управленческие решения. Объединяя индивидуальные цели в одну, лоббисты представляют интересы многих заинтересованных групп и с большей вероятностью бывают услышаны органами государственной власти. Поскольку количество задач и вопросов, требуемых решения постоянно увеличивается, обществу необходима нормативно-правовая база, регулирующая деятельность лоббистов и практика его легального использования, в противном случае, многие проблемы могут не попасть в «поле зрения» законодателя.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретико-методологические аспекты изучения лоббизма 12
1.1 Лоббизм: понятие, сущность и эволюция 12
1.2 Основные модели и формы лоббистской деятельности 20
1.3 Современные технологии лоббирования 30
2 Информационный лоббизм как сфера политического менеджмента: отечественная и зарубежные практики 38
2.1 Механизмы осуществления «электронного лоббизма» в Соединенных Штатах Америки 38
2.2 Особенности информационного лоббизма в европейских странах 47
2.3 Технологии и методы информационного лоббирования в Российской Федерации 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Сравнительная характеристика моделей лоббизм 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (рекомендуемое) Контент-анализ по материалам «Коммерсантъ» 85
1 Теоретико-методологические аспекты изучения лоббизма
1.1 Лоббизм: понятие, сущность и эволюция
В государствах со времен начала их существования наблюдалось наличие множества социальных групп, каждая из которых стремилась к реализации собственных потребностей. Политическим процессам, отражающимся в правовой системе, свойственно наличие каких-либо интересов. Осуществление интересов может выражаться как во взаимовыгодном сотрудничестве, так и в конфронтации.
Лоббизм является одним из способов продвижения интересов в политико-правовых процессах, путем воздействия на должностных лиц с целью преодоления нормативного барьера. В современной политической науке сложилось множество подходов среди отечественных и зарубежных ученых, которые отражают сущность лоббизма, его функции, методы и технологии влияния на политические процессы. Однако, стоит заметить, что ни одна из данных дефиниций не является официально закрепленной.
Наибольшее распространение получили два подхода – плюралистический и корпоративистский.
В соответствии с плюралистическим подходом (Р. Даль, К. М. Хутов, Г. П. Ивлева, Г. А. Гаджимагомедова, Л. Милбрах и Н. Вильсон), лоббизм как деятельность возникает стихийно, во время противодействия различных групп давления, каждая из которых стремиться к реализации на практике собственных интересов. Многочисленные субъекты автономны от государства и независимо выбирают личные приоритеты. Как отмечает
Р. Даль, между группами происходит жесткая конкурентная борьба за возможности оказания влияния на власть [16, с. 40]. Для достижения своих потребностей субъекты лоббизма используют широкий круг инструментов и методов, многие из которых могут быть незаконными и аморальными. Для предотвращения негативных последствий лоббистской деятельности необходимо законодательно закрепить допустимые средства и наложить санкции за применение неправомерных методов взаимоотношения с должностным лицом (шантаж, подкуп, дача взятки и др.).
Основополагающим моментом плюралистического лоббирования выступает высокая конкуренция среди заинтересованных субъектов и групп давления в период «проталкивания» выгодных им интересов в органах публичной власти. Согласно авторской позиции, неотъемлемым элементом общества являются соперничающие группы интересов, конечная цель которых влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства [29]. Плюралистическое лоббирование возможно в развитом демократическом обществе, в котором у каждой группы имеются равные возможности и доступ ко всем инструментам для реализации своих интересов.
Корпоративистский подход (А. П. Любимов, М. В. Бятец, А. В. Малько, К. Фредрич, К. Гринволд, Л. Ильчева и др.) рассматривает лоббизм как систему представительства интересов, составные части которых различны функционально и иерархически расположены. Субъекты, осуществляющие лоббистскую деятельность не равны между собой, так как больший шанс на успех имеют крупные корпорации. Монополисты обладают необходимыми связями, ресурсами, денежными средствами, рычагами влияния на властные структуры [24, с. 46]. В такой системе государство само отбирает и наделяет правом представительства и ресурсами определенную группу интересов (давления).
Лоббирование в корпоративистском подходе характеризуется малым кругом властных участников, в силах которых задавать векторы развития общества и государства. Однако и небольшие группы могут осуществлять лоббистскую деятельность, заручившись поддержкой крупных корпораций [41 с. 62]. Опасность заключается в том, что государство может осуществлять взаимодействие с организациями, имеющими на то монополию, исключая участие и представительство третьих лиц, чьи интересы могут быть затронуты. В таком случае образуется авторитарная система лоббирования, которую невозможно будет контролировать нормативно-правовыми методами, так как государство не заинтересовано в расширении плюрализма [9, с. 48].
Сторонники данного подхода, в первую очередь, акцентируют внимание на необходимости законодательного закрепления лоббизма. Кроме этого, ученые-правоведы в своих исследованиях обобщают мировую практику, и предлагают сосредоточиться на изучении лоббизма как коммуникативной технологии между обществом и государством, механизмах преодоления его негативных свойств и способах разрешения внутригосударственных конфликтов [41, с. 62].
Помимо, имеющихся подходов, особенности, сущность и проблемы институционального оформления лоббизма можно рассмотреть также и в исторической ретроспективе.
Бакалаврская работа содержит 93 с., 75 источн. 2 прил.
Цель работы – комплексный анализ специфики лоббистской деятельности и ее информационной составляющей. В результате исследования рассмотрены новейшие технологии информационного лоббизма и практика его применения в России и зарубежных странах.
ФГБОУ ВО «НИ МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.П. ОГАРЁВА», 2022 г.
Оригинальность работы - 78 %, оценка "5".
1 «Трансперенси» назвала ключевых лоббистов в Госдуме. –
Текст : электронный // Forbes : [сайт]. – 2019. – 4 фев. –
URL : https://www.forbes.ru/obshchestvo/372313-transperensi-nazvala-klyuchevyhlobbistov-v-gosdume (дата 03.03.2022).
2 Автономов А. С. Азбука лоббирования / А. С. Автономов // Ин-т развития избират. систем (ИРИС). – Москва : Права человека, 2004. –
109, [1] с. – ISBN 5-7712-0291-6. – Текст : непосредственный.
3 Автономов А. С. Правовая онтология политики. К построению системы категорий / А. С. Автономов. – Москва : ООО «ИНФОГРАФ», 1999. – 383 с. – ISBN 5-89509-016-8. – Текст : непосредственный.
4 Андреев С. Д. Модели лоббирования политических интересов в зарубежных странах / С. Д. Андреев. – Текст : непосредственный // Наука и образование : хозяйство и экономика ; предпринимательство ; право и управление. – 2020. – № 10. – С. 79–82.
5 Ачкасова В. А. GR и лоббизм : теория и технологии : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Ачкасова,
И. Е. Минтусов, О. Г. Филатова. // Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс. – Москва : Издательство Юрайт, 2015. – 315 с. –
ISBN 978-5-9916-5100-4. – Текст : непосредственный.
6 Белоусов А. Б. Лоббизм как политическая коммуникация /
А. Б. Белоусов ; Российская академия наук, Уральское отделение, Институт философии и права. – Екатеринбург : Уральское отделение РАН, 2005. –
215 с. – ISBN 5-7691-1666-8. – Текст : непосредственный.
7 Бирюкова А. М. Лоббирование в России / А. М. Бирюкова. –
Текст : непосредственный // Наука. Мысль : электронный периодический журнал. – 2015. – Т. 5. – № 8. – С. 66–71.
8 Большакова Ю. М. Лоббизм и GR-практики в странах Восточной Европы и Прибалтики : политико-социологический анализ /
Ю. М. Большакова, С. Н. Большаков // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2017. – Т. 23. – № 3. – С. 174–199.
9 Бятец М. В. Лоббизм в правотворческой деятельности / М. И. Бятец. – Текст : непосредственный // Правоведение. – 1998. – № 1. – С. 46–52.
10 Варварин А. В. Механизмы отстаивания корпоративных интересов в органах государственности / А. В. Варварин. – Текст : непосредственный // Бизнес. Общество. Власть. – 2019. – № 1. – С. 7–11.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 2500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 7184 Выпускной квалификационной работы — поможем найти подходящую