ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
СКОРОСТНО – СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …..6
1.1. Скоростные качества и методика их воспитания ……………………....6
1.2. Силовые качества и методика их воспитания ………………………...14
1.3. Развитие скоростно – силовых качеств ….……………………………18
1.4. Тесты для определения уровня развития скоростно – силовых
качеств ……………………………………………………………………….21
1.5. Возрастные особенности детей 9 – 10 лет …………………………....22
1.5.1. Анатомо – физиологические особенности детей 9 – 10 лет…….22
1.5.2. Психологические особенности детей 9 – 10 лет ………………..27
1.6. Подвижные игры, как средство физического
воспитания детей……………………………………………………………..30
1.7. Заключение по главе ………………………………………………...….39
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………………………………….42
2.1. Методы исследования…………………………………………………...42
2.2. Организация исследования ……………………………………………..47
2.3. Особенности методики …………………………………………………47
2.4. Результаты исследования и их обсуждение …………………………..53
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………..58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….60
1.1. Скоростные качества и методика их воспитания
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.
Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений (Матвеев Л.П., 1991).
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы:
- простые: ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой);
- сложные: встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.).
Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора», когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации (Портных Ю.И., 2000).
...
1.2. Силовые качества и методика их воспитания.
Сила - это способность преодолевать определенное сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц.
В качестве сопротивления могут выступать силы земного тяготения, которые равняются массе тела человека; реакция опоры при взаимодействии с ней; сопротивление окружающей среды; масса отягощений предметов, спортивных снарядов; силы инерции собственного тела или его звеньев и других тел; сопротивление партнера и т.п. Чем большее сопротивление способен преодолеть человек, тем он сильнее (Холодов Ж.К., 2006).
В зависимости от двигательной задачи и характера работы опорно-двигательного аппарата, сила, проявляемая мышцами, приобретает специфические особенности, которые становятся более выраженными с ростом физической подготовленности человека.
Основными, качественно специфическими для разных двигательных действий видами проявления силы есть: абсолютная, скоростная, взрывная сила и силовая выносливость.
...
1.3. Развитие скоростно – силовых качеств
Наиболее успешно быстрота развивается в 9 – 10 - летнем возрасте. Поскольку быстрота движений зависит от силы мышц, поэтому эти качества развивают параллельно.
Развитие такого качества, как быстрота зависит от лабильности нервно-мышечного аппарата, эластичности мышц, подвижности в суставах, согласованности деятельности мышц-антагонистов при максимально частом чередовании процессов возбуждения и торможения, степени владения техническими приемами (Пензулаева Л.И., 1984).
Повысить уровень быстроты движений за счет силы мышц можно прежде всего посредством улучшения способности проявлять очень большие мышечные усилия. Только эта способность и совершенная нервно-мышечная координация позволяют спортсмену выполнять мощные движения, проявлять взрывные усилия. Без этого невозможны достижения, например в легкой атлетике (барьерный бег, прыжки, метание и др.
...
1.4. Тесты для определения уровня развития скоростно – силовых качеств
Для определения уровня развития скоростно-силовых качеств разработаны специальные тесты. В рамках данной работы мы решили применить следующие контрольные испытания (тесты) до и после эксперимента:
1. Прыжок в длину с места – предназначен для определения «взрывной силы». Тест выполняется из положения стоя, выпрыгиванием двумя ногами одновременно с приземлением на две ноги. Результат определяется от линии старта до точки касания пяток испытуемого.
2. Бег 30 метров с высокого старта – определяет скорость преодоления дистанции. Испытуемый встаёт к линии в положении высокого старта. По команде «Марш!», он начинает бег с максимально возможной скоростью. Результат оценивается по времени пробегания отрезка.
3. Бросок набивного мяча (1кг) из положения сед, ноги врозь – используется для оценки скоростно-силовых способностей.
...
1.6. Подвижные игры, как средство воспитания детей
Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.
1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).
2. На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.
3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.
4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры.
...
Заключение по главе.
Одно из основных условий высокой эффективности системы физической подготовки учащихся заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей.
Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет. Он характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна.
Опорно-двигательный аппарат у младших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц.
Суставы детей младшего школьного возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира.
...
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Педагогический эксперимент;
4. Метод тестирования;
5. Метод математической статистики.
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
Анализ литературных источников использовался с целью поиска и систематизации научных данных по теме исследования. Нами были рассмотрены вопросы, касающиеся анатомо-физиологических особенностей детей 9 – 10 лет, психологических особенностей данного возраста, методика воспитания скоростно – силовых качеств. Проанализирована современная научная информация по вопросам использования подвижных игр, как средства физического воспитания детей. Библиография включает в себя 24 издания.
2. Педагогическое наблюдение.
...
2.2. Организация исследования
Исследование проводилось в течение 6 месяцев и включало следующие этапы:
1. На первом этапе август - сентябрь 2011 года подбирались источники литературы и анализировались, составлялся план исследовательской работы, определялся объект исследования, выдвигалась цель и гипотеза, а также ставились задачи соответственно цели.
2. На втором этапе сентябрь - октябрь 2011 года проводился педагогический эксперимент. В качестве экспериментальной группы был выбран 4 «А» класс - класс с меньшей физической подготовкой, а в качестве контрольной группы 4 «Б» – класс, где было больше физически подготовленных детей. Экспериментальная группа занималась по нашей методике, а контрольная – по ранее применяемой на уроках физического воспитания.
3. На третьем этапе декабрь 2011 – январь 2012 года проводился анализ и интерпретация полученных данных, формулировались выводы, проводилось окончательное оформление выпускной квалификационной работы.
2.3.
...
2.3. Особенности методики
При анализе научно – методической литературы мы обнаружили, что существует достаточно подробное описание методов развития скоростно – силовых качеств, присутствуют средства, но в то же время четко выстроенной методики по воспитанию скоростно – силовых качеств при работе с младшими школьниками 9 – 10 лет нами обнаружено не было.
Анализ литературы позволил сделать вывод, что для развития скоростно – силовых качеств, наиболее подходящим возрастом является период с 7 до 11 лет, а хорошо подходящим средством по психологическим и физическим параметрам, являются подвижные игры.
Мы выделили три основные группы упражнений, способствующих развитию скоростно – силовых качеств:
1. Упражнения общего воздействия;
2. Силовые упражнения;
3. Прыжковые упражнения.
...
1. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 464 с.
2. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2003. – 416 с.
3. Геллер Е.М. Игровая перемена.- М.: Физкультура и спорт, 1999.- 48 с.
4. Демчишин А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А.Демчишин, В.Н.Мухин, Р.С.Мозола. – К.: Здоровья, 1998. – 168 с.
5. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.Н.Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С.29-33.
6. Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
7. Кузнецов В.С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод. пособие / В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 151 с.
8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543 с.
9. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р.М.Миронова. - Минск: Нарасвета, 1989. - 176 с.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 2003. – 456 с.
11. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учебн. пособ. для студентов дефектол. фак. высших пед. учебн. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин – М.: Академия, 2000. – 376 с.
12. Пензулаева, Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей / Л.И. Пензулаева; сост. Г.М. Лямина. - М.: Педагогика, 1984. – 190 с.
13. Психофизиология ребенка / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 144 с.
14. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-синтез, 2000. - 212 с.
15. Спортивные и подвижные игры: Учебник для средних специальных заведений / Под ред. Ю.И. Портных. – М.: ФиС, 1984. – 344 с.
16. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие / Э.Я.Степаненкова. - М.: Воспитание младшего школьника, 2006. - 368 с.
17. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 556 с.
18. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
19. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.- 287 с.
20. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2006. – 480 с.
21. Фатеева Л.П. Подвижные игры и эстафеты для младших школьников.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2005-128 с.
22. Физическая культура в начальных классах / И.М. Бутина, Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленникова. – М.: Владос – Пресс, 2001. – 176 с.
23. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2009. – 349 с.
24. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2004. - 368 с.