Роль спортивной техники не во всех видах спорта одинакова. Она решающая в тех видах спорта, где победа присуждается непосредственно за высокое спортивное мастерство, за само искусство движений. Фигурное катание на коньках, прыжки в воду, гимнастика, акробатика – вот примеры такого искусства. Движения здесь должны удовлетворять строгим общепринятым требованиям. И как бы они ни были различны в частностях, все они строго и точно соответствуют одним и тем же требованиям, в своей основе техника их одинакова.
В плавании, беге, прыжках, метаниях, тяжелой атлетике надо победить время, расстояние, вес. Результаты в этих видах измеримы. И именно по измеренному результату присуждается победа. В борьбе за секунды, сантиметры, килограммы также можно заметить очень много одинакового в технике самых различных мастеров. Эта «одинаковость» диктуется наиболее современными требованиями, которые отвечают непрерывно возрастающему уровню физической подготовленности, точно соответствуют законам движений [33].
В настоящее время уровень спортивных достижений в лыжных гонках характеризуется постоянным ростом спортивно-технических результатов. В связи с появлением новых пластиковых лыж, применением высококачественных скользящих мазей, парафинов, более качественной подготовкой трасс, продолжает увеличиваться скорость ведения лыжных гонок. При этом большую роль начинает приобретать не только сила, выносливость спортсменов, но и умение четко и правильно выполнять движения, чтобы поддерживать высокую скорость.
Т. И. Раменская подчеркивает, что специальная подготовка лыжника предусматривает овладение более чем 50 способами передвижения на лыжах, в числе которых разновидности коньковых и классических лыжных ходов, способы подъемов, спусков, поворотов, торможений и преодоления неровностей [40].
При разработке стратегии и содержания многолетней спортивной подготовки учитываются специфические особенности вида спорта, в том числе факторы, лимитирующие спортивные достижения; возрастные закономерности роста и развития детей и подростков; эффективность различных средств и методов подготовки на темпы прироста двигательных способностей в различном возрасте.
Для того чтобы более успешно проходило обучение технике, необходимо четко представлять структуру движений во всех ее циклах, понимать критерии оценки эффективной техники и зависимость этих показателей от индивидуальных и возрастных особенностей организма.
Исходя из этого, цель нашего исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования силовых упражнений при совершенствовании техники одновременного одношажного конькового хода девушек 13-14 лет.
Объект исследования: процесс обучения технике одновременного одношажного конькового хода девочек 13-14 лет.
Предмет исследования: силовые упражнения как условия совершенствования техники одновременного одношажного конькового хода девочек 13-14 лет.
Гипотеза: мы предполагаем, что процесс обучения технике одновременного одношажного конькового хода девочек подросткового возраста может быть более эффективен, если в учебно-тренировочных занятиях будет увеличен объём упражнений на развитие силы мышц верхних и нижних конечностей.
В ходе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Изучить возрастные особенности девушек 13-14 лет и возможность их учета при совершенствовании техники одновременного одношажного конькового хода.
2. Разработать комплексы силовых упражнений, используемых при совершенствовании техники одновременного одношажного конькового хода девушек 13-14 лет.
3. Проверить эффективность предложенных упражнений при совершенствовании техники одновременного одношажного хода с помощью педагогического эксперимента.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы обучения технике одновременного одношажного конькового хода . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 8
1.1. Характеристика техники основных видов конькового хода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.2. Методические основы процесса обучения одновременному одношажному коньковому ходу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3. Физиологические и психолого-педагогические основы процесса обучения одновременному одношажному коньковому ходу девочек подросткового возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Глава 2. Организация и методика исследования.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.1. Методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.2. Организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение. . . . . . . . . . . . . . . . .36
Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Проведенный нами анализ литературы позволяет утверждать, что проблема обучения технике конькового хода девочек рассмотрена лишь в аспекте характеристики технических элементов и общих методических основ обучения. При этом практически не рассматривается взаимосвязь и взаимообусловленность процессов обучения техники и развития двигательных способностей занимающихся, не конкретизируются возрастные особенности этого взаимодействия.
Исследования по проблеме возрастного развития детей (В.М. Волков, Н.А. Фомин, В.П. Филин) показывают, что силовая подготовка у девочек 12-13 лет может приобретать разносторонний и целенаправленный характер.
В связи с этим, в нашем исследовании условием повышения эффективности процесса обучения технике одновременного одношажного конькового хода девушек подросткового возраста стало увеличение объёма упражнений на развитие мышц верхних и нижних конечностей.
По результатам нашего исследования удалось установить, что уровень развития силовых качеств мышц рук и ног влияет на эффективность процесса овладения техникой передвижения одновременным одношажным коньковым ходом. Включение силовых тренировок в недельный микроцикл подготовки девушек 13-14 лет приводит к значительным повышениям показателей силы, что объяснятся сензитивными периодом для развития этих качеств.
Улучшение силовой подготовки девочек 13-14 лет приводит к значительному улучшению таких технических показателей как правильная постановка палок, хороший мощный толчок руками, появление четкого подседа, уменьшение колебаний туловища. Незначительно увеличиваются – выход на опорную ногу, способность долго поддерживать скольжение на одной ноге.
1. Багин Н.А. Эффективность тренировочных нагрузок и их коррекция в тренировочном процессе лыжников-гонщиков.// Теория и практика физической культуры.-2000.-№5-с 33-34
2. Барчуков, И.С., Нестеров, A.A. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика / И.Барчуков, Ю.Назаров.- М., 2006. -528 с.
3. Баталов А.Г., Бурдина М.Е. Современная соревновательная деятельность в лыжных гонках. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2011. - 295 с.
4. Баталов, А.Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт»: учебное пособие / А.Г. Баталов, Т.Н. Раменская, П.В. Головкин и др. - М.: Наука, 2004. – 320 с.
5. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.: Академия, 2003. – 416 с.
6. Бобошин А.В. Шишкина А.В. Обучение технике коньковых ходов юных лыжников-гощиков // Теория и практика физической культуры. – 2012, №5, с.16.
7. Бусарин А.Г. Герасимов Н.П. Гетерохронность развития физических качеств как важнейший принцип планирования многолетней подготовки лыжников-гонщиков (теоретико-методический аспект)// Материалы II Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2013. - 218 с.
8. Бутин И.М. Лыжный спорт. – М.: Академия, 2000.
9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов.- М.:ФиС, 2003.
10. Вишня П.М. Обучая элементам лыжной подготовки. // Физическая культура в школе. 2011 г., № 7 , с.11.
11. Воеводкин В.А. Оптимизация методики изучения техники коньковых ходов / В.А. Воеводкин, А.Ю. Кейно // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2004. - №11. - С. 37-38.
12. Галиев Р. Р. Теоретические и практические аспекты обучения коньковым лыжным ходам [Текст] / Р. Р. Галиев, Ф. Г. Газизов // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 371-373.
13. Головачев А.И., Кузнецов В.К., Чулков С.А., Широкова С.В. Исследование особенностей функционирования систем энергообеспечения юных лыжников-гонщиков в условиях выполнения предельных мышечных нагрузок различной длительности. // Вестник спортивной науки. 2006 г. №4, с. 24-28.
14. Головачев А.И., Руссков И.М., Чулков С.А. Пути оптимизации тренировочного процесса юных лыжников-гонщиков при использовании предельных мышечных нагрузок в годичном цикле подготовки. // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2013. - 218 с.
15. Головачев А.И., Кузнецов В.К. Возрастные особенности физической подготовленности лыжниц-гонщиц // Теория и практика физической культуры.- 2000.№2, с.20-23.
16. Головачев А.И. Динамика скоростно-силовых качеств и быстроты движений у высококвалифицированных лыжников-гонщиков в годичном цикле подготовки. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2011. - 295 с.
17. Григорьев В.А. Шарапов Д.Г. Асимметрия в технике передвижения на лыжах в соревновательных форматах «Спринт» // Теория и практика физической культуры. 2011г, №5, с 85.
18. Грушин А.А., Баталов А.Г. Управление подготовкой женской сборной команды страны по лыжным гонкам в период с 1984 по 1998 г. // Теория и практика физической культуры. 2013 г, № 3.
19. Гурский А.В., Кобзева Л.Ф., Гурская Л.А. Совершенствование технического мастерства лыжников-гонщиков на основе модельных характеристик двигательной деятельности. // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2013. - 218 с.
20. Дворецкий В.А. Вариативность характеристик движения лыжника-гонщика в процессе прохождения соревновательной дистанции. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2011. - 295 с.
21. Дронов В.Я. Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста: метод. пособие / В.Я. Дронов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 88 с.
22. Ермаков В.В., Потапов С.А., Чирков Р.П. Биомеханика техники движений на лыжах и при имитации на тренажере "коньковая рессора". // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2011. - 295 с.
23. Каклимов А.Ф., Бомин В.А., Шохирев В.В. Методика обучения способам передвижения на лыжах. – учебно-методическое пособие. Иркутск, 2010, 161 с.
24. Каппель К.Е., Гибадуллин М.Р., Павлов В.В. К методике обучения технике коньковых лыжных ходов. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2011. - 295 с.
25. Кобзева Л.Ф. Биомеханические особенности техники конькового и классического лыжных ходов. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2011. - 295 с.
26. Кобзева Л.Ф., Ермаков В.В. Изменение кинематических характеристик в коньковом ходе у лыжниц-гонщиц. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2011. - 295 с.
27. Кобзева Л.Ф., Ермаков В.В. Научно-методические основы технического совершенствования квалифицированных лыжниц-гонщиц. // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2013. - 218 с.
28. Крюкова Е.Д., Кылосов А.А., Смолин Э.А., Лысенко А.В. Особенности физического развития детей в зависимости от спортивной специализации. // Материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции «Спорт, олимпизм, олимпийский край: навстречу XXII Олимпийским зимним играм в Сочи» Изд-во Краснодарского центра научно-технической информации , 2012. – 309 с.
29. Кылосов А.А. Динамика физической работоспособности, вариабельности ритма сердца, биохимических и гематологических показателей в течение годичного цикла подготовки у юных лыжников: Дис … канд. биол. наук / А.А.Кылосов. – Ярославль: ЯГПУ, 2009. – 159 с.
30. Ланда, Б.Х. Тестирование показателей здоровья обучающихся как элемент оценки качества образования / Ланда, Б.Х. // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева. 2007.-№ 2. - С. 111-114.
31. Лукьяненко В.П., Бажев А.З. Развитие силовых возможностей человека как базовая основа для реализации координационных способностей. // Теория и практика физической культуры. 2007 г. № 6, с. 52.
32. Луньков С.М. Начальное обучение коньковому ходу. // Физическая культура в школе. 2013 г, №8, с.2.
33. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. М.: Терра-спорт, 2000.
34. Макарова О.С. , Чунаев А.А. Лыжный спорт 3 четверть // Физическая культура в школе – 2002г. №7.
35. Менхин Ю.В. К проблеме понимания и формирования двигательного навыка // Теория и практика физической культуры. 2007 г. № 7, с. 12
36. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт, 2006. — 312 с.
37. Новикова Н.Б. Применение видеоанализа для оценки технической подготовленности и специальной работоспособности лыжников-гонщиков высокого класса. // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2013. - 218 с.
38. Перов А.В., Корчевский А.В. Лыжная подготовка: учебное пособие. Минск, 2006.
39. Потапова О.С. Особенности распределения тренировочной нагрузки в подготовительном периоде лыжников-гонщиков старших разрядов. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2011. - 295 с.
40. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. М.:СпортАкадемПресс, 2001.
41. Раменская, Т.И., Баталов, А.Г. Лыжный спорт: учебное пособие / Т.И. Раменкая, А.Г. Баталов. - М.: Наука, 2004. – 320 с.
42. Смирнов А.А. Новые тенденции в технике конькового хода. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №10 (32). - С. 73-77.
43. Феофилактов В.В., Селуянов В.Н., Зимирев Н.В. Исследование взаимосвязи функциональных возможностей мышц пояса верхних и нижних конечностей на показатели техники передвижения лыжников-гонщиков. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2011. - 295 с.
44. XVIII Междунар. науч.- практ. конф., посвящ. проблемам физического воспитания учащихся / под ред. Б.Ф. Прокудина. Коломна: КГПИ, 2008.
45. Sandbakk S.B., Ettema G., Welde B. Effects of intensity and duration in aerobic high-intensity interval training in highly trained junior cross-country skiers. // http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23037620.
46. Maffulli N., Pintore E. Intensive training in young athletes. // http://bjsm.bmj.com/content/24/4/237.full.pdf.
47. Ostojic S.M., Stojanovic M., Jukic I., Pasalic E., Jourkesh M. The effects of six weeks of training on physical fitness and performance in teenage and mature top-level soccer players/ // Biology of Sport, Vol. 26, No4, 2009.