Содержание
Введение 3
Глава I. Мотив как проблема психологического исследования 4
1.1.Первая теория мотивации 4
1.2.Характеристика мотивационной сферы личности 4
1.3.Виды и характеристики мотивов 4
1.4. Характеристика спортивной мотивации 4
Заключение по I главе 4
Глава II. Методы и организация исследования 4
2.1. Методы исследования 4
2.2.Организация исследования 4
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение 4
3.1.Исследование мотивационной сферы 4
3.2. Экспериментальная программа «Спорт для всех» 4
3.3. Результаты внедрения экспериментальной программы 4
Выводы 4
Список литературы 4
1.1.Первая теория мотивации
Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения [4].
Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сами психологические знания [2].
Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах древних философов и теологов вплоть до середины 19 века, человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий.
...
1.2.Характеристика мотивационной сферы личности
Жизнь человека представляет собой непрерывный поток активности, включающий не только разного рода действия, но и переживания - психическую активность в виде восприятий, мыслей, чувств и представлений. Практически значимым является расчленение потока активности на единицы, прежде всего с точки зрения вопросов «Зачем?», «Как изменяется цель одного человека в течение всей жизни, и какими могут быть индивидуальные различия?»; «Почему в данной ситуации человек выбирает данную, а не какую-то иную цель и некоторое время настойчиво стремится ее достичь?» [2].
Источником активности личности выступают переживаемые ее потребности. Поэтому потребностно-мотивационная сфера личности всегда была в центре внимания как отечественных [3, 5, 16, 19, 26, 35, 44], так и зарубежных [57, 60, 61] психологов.
Всеми авторами, без исключения, подчеркивается тесная взаимосвязь потребностей с мотивами и целями поведения и деятельности человека.
По словам С.Л.
...
1.3.Виды и характеристики мотивов
Общепризнанным как для отечественных, так и зарубежных психологов является взгляд на переживаемые личностью потребности как на первопричину мотивов и целей ее поведения и деятельности.
Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном.
В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотиваций. Когда ищут ответ на вопрос: "что же такое мотивы?", нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: "зачем?", "для чего?", "почему?", "от чего человек ведет себя именно так, а не иначе"? Чаще всего бывает так, то, что принимается за мотив, способствует ответу только на один или два из перечисленных вопросов, но никогда на все.
Большинство психологов (Леонтьев, Рубинштейн, Мерлин, Божович, Платонов, Ковалев и др.
...
1.4. Характеристика спортивной мотивации
Спортивная деятельность характеризуется такими психологическими особенностями, как ориентация на предельный уровень достижений и высокие эмоциональные нагрузки, связанные с субъективной значимостью результатов деятельности, остротой соперничества, публичностью выступлений в соревнованиях. В продолжительности и эффективности занятий спортом существенная роль принадлежит мотивационной сфере личности [36].
С учетом этого А.Ц. Пуни в 1959 году сформулировал проблему мотивов применительно к спортивной деятельности, и именно мотивам отводил определяющую роль в достижении спортивных результатов [26].
В первых исследованиях возникновения и развития интереса к спорту А.Ц. Пуни [26] и А.Г.
...
Глава II. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;
2. Психодиагностика;
3. Педагогический эксперимент;
4. Математическая статистика.
Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы применялся для конкретизации понятий мотив, мотивация, спортивная мотивация, изучения особенностей спортивной мотивации спортсменов различной квалификации.
Методы психодиагностики применялись для измерения и оценки показателей развития мотивационно-волевой сферы личности спортсменов.
Педагогический эксперимент применялся для практического обоснования примененной программы «Спорт для все» для студентов имеющих массовые спортивные разряды.
Измерение и оценка мотивов занятий спортом проводилось с применением методики «Мотивы занятий спортом», разработанной А. В. Шаболтас [35] (Приложение 1).
...
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;
2. Психодиагностика;
3. Педагогический эксперимент;
4. Математическая статистика.
Практическая значимость работы заключается в том, что применение полученных знаний в практике детского и юношеского спорта позволяет существенно повысить эффективность формирования спортивной мотивации спортсменов и обеспечить высокий уровень их мотивационной готовности к спортивному самосовершенствованию. Результаты исследования могут использоваться в психологической подготовке юных спортсменов в различных видах спорта.
Структура выпускной квалификационной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, вывода, списка использованной литератуты и приложения. Работа изложена на 95 страницах, содержит 5 рисунков и 7 таблиц. Библиографический раздел содержит 37 источников.
Глава I. Мотив как проблема психологического исследования
1.1.
...
Объектом исследования выступает мотивационная сфера личности.
Предметом исследования являются мотивы занятий спортом у студентов с учетом уровня спортивной квалификации и спортивной специализации.
С учетом содержания проблемы цель нашего исследования заключается в определении доминирующих мотивов занятий спортом у спортсменов в зависимости от уровня спортивной квалификации и спортивной специализации. Создание и апробация программы для студентов массовых разрядом.
Для достижения цели исследования последовательно решались четыре задачи.
1. Определить наиболее значимые мотивы занятий спортом у студентов с учетом уровня спортивной квалификации и специализации
2. Сравнить иерархию мотивов у юношей и девушек, занимающихся спортом и раскрыть особенности взаимосвязи мотивов занятий спортом у спортсменов с учетом уровня спортивной квалификации.
3. Разработать и внедрить программу «Спорт для всех» для студентов Академии имеющих 1-2 спортивный разряд
4.
...
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение
3.1.Исследование мотивационной сферы
Проводилось исследование мотивационной сферы студентов Поволжской ГАФКСиТ, с целью определить доминирующие мотивы занятия спортом у юношей и девушек с учетом уровня спортивной квалификации.
После проведения исследования были получены данные, которые приведены в Таблицах. Для сравнения полученных данных был использован метод математической статистики - Т-критерий Стьюдента.
...
3.2. Экспериментальная программа «Спорт для всех»
Основной целью Программы является: мотивация студентов-спортсменов к регулярным занятиям физической культурой и массовым видом спорта, повышение уровня физической подготовленности и спортивного мастерства.
Задачи Программы:
1) Пропаганда здорового образа жизни среди студентов;
2) Создание условий для социализации личности, профессионального самоопределения;
3) Улучшение физкультурно-оздоровительной работы со студентами-спортсменами во внеурочное время;
4) Выявление перспективных спортсменов.Программа содержит 3 раздела. В программе принимают участие 30 спортсменов имеющие I и II спортивные разряды и систематически занимающиеся спортом.
Таблица 6 - План работы по реализации программы.
1 раздел. Спортивно-массовая работа.
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Исполнители
Участие в городских, Республиканских, Всероссийских спортивных мероприятий любительского уровня:
1.
Спартакиада среди общежитий г.
...
3.3. Результаты внедрения экспериментальной программы
Изначально были взяты студенты для исследования мотивов занятия спортом с учетом уровня спортивной квалификации и специализации. В последующем этапе мы отобрали 30 спортсменов имеющих массовые спортивные разряды и систематически занимающихся спортом, для апробации экспериментального проекта «Спорт для всех». Для выведения ведущих мотивов (которые при начальном исследовании, для данных спортсменов, были не значимы), на более значимый уровень.
...
Список литературы
1. Авраменко, В.А. Урок физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников / В. А. Авраменко // Физическая культура и здоровый образ жизни: Матер. Всес. научно-практич. конф. (Севастополь, 16-21 февр. 1990 г.). – М. – С. 3-7.
2. Андронов, О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности / О.П. Андронов – М.: Мир, 2008. – 481 с.
3. Асмолов, А. Г. К пониманию мотива в современной психологии / А. Г. Асмолов, Е. И. Фейтенберг, Е. И. Шлягина // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: Тезисы докладов научно-практической конференции. – Новосибирск, 1985. – С. 6-9.
4. Арвисто, М.А. Конкретно-социологическое исследование некоторых субъективных факторов участия в спортивной деятельности: Автореф. канд. дис. / М.А. Арвисто –Тарту, 1972. – 17 с.
5. Арвисто, М.А., Мотивация физкультурно-спортивной деятельности /М.А. Арвисто – М.: ФиС. 1992. –237 с.
6. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
7. Бабушкин, Г. Д. Психологический практикум для специализации «Теория и методика вида спорта»: Учебное пособие / Г. Д. Бабушкин, И. А. Рогов. – Омск: СибГАФК, 1996. – 82 с.
8. Бабушкин, Е. Г. Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной подготовки: Дис … канд. пед. наук / Е. Г. Бабушкин. – Омск, 2000. – 136 с.
9. Батурин, Н. А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности: Учебное пособие / Н. А. Батурин. – Челябинск: ЧГИФК, 1988. - 86 с.
10. Богданова, Д. Я. Личностные особенности спортсмена / Д. Я. Бог-данова. – Л.: ГДОИФК. - 1974. – 58 с.
11. Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подго-товки спортсменов: Учебное пособие / Г. Б. Горская. – Краснодар: КГИФК, 1995. – 178 с.
12. Гошек, В. Состояние и деятельность спортсменов в связи с осо- бенностями мотивации достижения / В .Гошек, Е.А. Калинин // Вопросы спортивной психогигиены/ ВНИИФК. – М., 1977. – С. 25-28.
13. Дашкевич, О. В. Личностные факторы психической готовности юного спортсмена к спортивной деятельности / О. В. Дашкевич, В. А. Зобков. - М.: ГЦОЛИФК, 1982. – 230 с.
14. Захарова, Е.Л. Как спорт помогает оценивать себя / Е.Л. Захарова. – М.: 1988. –268 с.
15. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. – М.: Просвещение, 1980. – с. 55.
16. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. –М.: Просвещение, 1987. – 287 с.
17. Ильин, Е. П. Психология спорта (современные направления в психологии) / Е. П. Ильин, Ю. Я. Киселев, В. К. Сафонов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 96 с.
18. Киселев, Ю. Я. Влияние спорта на формирование личности / Ю. Я. Киселев. – М.: Знание, 1981. – 64 с.
19. Ковалев, В. И. К проблеме мотивов / В. И. Ковалев //Психологический журнал. – Т. 2 – № 1 - М.: Наука, 1981. – С. 29–44.
20. Кретти, Д. Б. Психология в современном спорте / Д. Б. Кретти.– М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223с.
21. Кураев, Г.А. Пожарская Е.Н. Психология человека: Курс лекций/ Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 232 с.
22. Матвеев, Л.П. Влияние спорта на формирование воли / Л.П. Матвеев – М.: ФиС, 1987. — 123 с.