Благодаря открытию специализированных залов и секций, появлению квалифицированных тренеров, совершенствованию методики выполнения упражнений и популяризации этого вида спорта через медиапространство пауэрлифтинг становится всё более популярным видом спорта среди людей различного возраста, в особенности молодежи. При отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, которые определяются медицинской комиссией, этим видом спорта могут заниматься учащиеся морских учебных заведений. Проявление интереса к данному виду спорта объясняется простотой и доступностью занятий, довольно быстрым ростом результатов, повышением работоспособности всего организма и благоприятным воздействием пауэрлифтинга на здоровье занимающихся вцелом. К тому же силовые способности имеют большое значение как в социальной жизни человека, так и в его профессиональной деятельности, влияют на производительность труда и улучшают качество работы, особенно связанной с высокой физической нагрузкой.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения методика подготовки начинающих спортсменов по пауэрлифтингу на основе становой тяги 6
1.1 Пауэрлифтинг как вид спорта 6
1.2 Физиологические и физические особенности развития детей старшего школьного возраста 14
1.3 Биомеханические особенности становой тяги 17
1.4 Особенности методики подготовки начинающих спортсменов по пауэрлифтингу в становой тяге 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2 Экспериментальное исследование возможностей применения методики подготовки начинающих спортсменов по пауэрлифтингу на основе становой тяги 30
2.1 Педагогический эксперимент и методики исследования 30
2.2 Методика подготовки начинающих спортсменов по пауэрлифтингу на примере становой тяги 34
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 45
Выводы по второй главе 54
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 59
1.2 Физиологические и физические особенности развития детей старшего школьного возраста
Старший школьный возраст – от 15 до 18 лет – характеризуется рядом анатомо-физиологических особенностей, обусловленных энергичной нейроэндокринной перестройкой.
В этом возрасте, указывает Ю.А. Гончарова, усиливается функциональная активность передней доли гипофиза, щитовидной, половых желез, благодаря чему происходят половое созревание, бурный рост и развитие организма в целом, особенно костно-мышечной системы. Наиболее важное значение для этих процессов имеют половые гормоны и гормон щитовидной железы, продуцируемые под влиянием гормонов передней доли гипофиза [9, с. 121].
Ускорение роста начинается: у девочек в 11-13 лет, у мальчиков – в 13-15. Вследствие этого рост девочек 11-13 лет обычно выше роста мальчиков того же возраста. После 13-14 лет темп роста девочек значительно замедляется, а у мальчиков становится более интенсивным, и к 15-16 годам рост мальчиков значительно выше, чем девочек.
...
1.3 Биомеханические особенности становой тяги
Техника выполнения соревновательных упражнений в классическом силовом троеборье – один из самых главных разделов подготовки спортсмена. Изучению и совершенствованию данного элемента отводится большая часть времени в тренировочном процессе независимо от этапа (периода) подготовки и уровня атлета. Овладение техникой выполнения упражнений пауэрлифтинга осуществляется последовательно, с помощью так называемых подводящих упражнений, и включает в себя три фазы: ознакомление, разучивание и совершенствование, как отдельных элементов, так и упражнения в целом [17, с. 86]. Многое в тренировочном процессе зависит от грамотности и профессионализма тренера-преподавателя, его умения точно подобрать оптимальный вариант выполнения упражнения с учетом индивидуальных антропометрических данных, системы костно-мышечных рычагов и биомеханических звеньев тела отдельно взятого спортсмена.
По мнению Е.Н.
...
1.4 Особенности методики подготовки начинающих спортсменов по пауэрлифтингу в становой тяге
Основная задача тренировочного процесса в пауэрлифтинге – максимальный результат в сумме трех движений (присед, жим, тяга), показанный на соревнованиях. В свою очередь, увеличение результата возможно при условии грамотного распределения нагрузок в различных по длительности тренировочных циклах. Планирование нагрузок, отмечает С.Ю. Смолов, должно способствовать активизации процессов восстановления и повышению эффективности тренировок [25, с. 13].
Четко выраженная последовательность подготовки к соревнованиям, то есть относительно законченный кругооборот стадий с частичной повторяемостью отдельных упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов – это один из главных принципов построения тренировок в пауэрлифтинге.
...
Выводы по первой главе
Анализ научных источников позволил сформулировать следующие выводы:
1. Пауэрлифтинг – это вид спорта, включающий в себя поочередное выполнение трех движений, с максимальным весом на одно повторение. Приседания на один раз, жим лежа на один раз, становая тяга на один раз. Победителем становится спортсмен, который преодолел наибольший показатель в сумме трех упражнений в килограммах.
2. Анатомо-физиологическими особенностями в старшем школьном возрасте является то, что подходит к завершению процесс развития функциональных возможностей организма: совершенствуется скелет, интенсивно развиваются, при условии специальных тренировок, все группы мышц. Старший школьник уже готов к занятиям силовыми видами спорта, в том числе и пауэрлифтингом.
3. Становая тяга в классическом исполнении еще называется билдерской. При ее выполнении у спортсмена работают разные группы мышц: ягодичная, двуглавая и четырехглавая бедренная, группа верхней и нижней части спины.
...
2.1 Педагогический эксперимент и методики исследования
В соответствии с целью и гипотезой перед исследованием были поставлены следующие практические задачи:
1. Разработать методику подготовки начинающих спортсменов по пауэрлифтингу на примере становой тяги.
2. Определить величину нагрузки в избранных упражнениях, на примере становой тяги направленных на улучшение силовой подготовки начинающих спортсменов по пауэрлифтингу.
3. Составить и экспериментально обосновать программу тренировки по улучшению силовой подготовки начинающих спортсменов по пауэрлифтингу.
4. Поставленные задачи решались с помощью следующих методов:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент
5. Метод математической статистики
Раскроем каждый из методов подробнее.
1. Анализ научной и научно-методической литературы, программно-методических материалов и документации.
...
2.2 Методика подготовки начинающих спортсменов по пауэрлифтингу на примере становой тяги
На основе результатов входного тестирования была разработана методика подготовки начинающих спортсменов по пауэрлифтингу на примере становой тяги. За основу была взята программа тренировок для начинающих спортсменов, предложенная Б.И. Шейко. Несмотря на то, что цель программы сила, мышечная масса растет достаточно хорошо абсолютно у всех, основной прирост происходит за счет увеличения плечевого пояса и ног.
Физиологический смысл программы заключается в выполнении большого количества «подъемов» со значительным весом, при этом не допускается перетренированности (ограниченные отказы).
Особенности:
• нагрузка строго дозированная;
• количество упражнений минимально;
• количество «подъемов» большое;
• ограничения для эктоморфов;
• 3 тренировки в неделю (допускается и 2).
В Таблице 2 приведены упражнения, подходы, вес (в % от разового максимума) и количество повторений.
...
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования
Опишем результаты, полученные в ходе контрольного тестирования начинающих спортсменов по пауэрлифтингу на примере становой тяги в сравнении с результатами входного этапа (первый этап педагогического эксперимента).
Анализ результатов контрольного педагогического тестирования, проведенного в конце третьего этапа педагогического эксперимента, позволил заключить, что у начинающих спортсменов экспериментальной группы заметна положительная динамика развития физических качеств (Таблица 3).
Таблица 3 – Динамика показателей развития силовых и физических качеств у начинающих спортсменов по пауэрлифтингу
Педагогические тесты
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Входной этап
Контроль-ный этап
Р
Входной этап
Контроль-ный этап
Р
Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз).
...
Выводы по второй главе
В ходе экспериментального исследования установлено достоверное улучшение (р ≤ 0,05) основных показателей силовых и физических качеств у начинающих спортсменов экспериментальной группы.
Выявлено достоверное улучшение показателей силовой и физической подготовленности начинающих спортсменов экспериментальной группы:
В экспериментальной группе начинающих спортсменов по пауэрлифтингу наблюдается значительная положительная динамика в развитии силовых и физических качеств:
• подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз): положительная динамика – 8,0 раза.
• сгибание разгибание рук в упоре лежа – 3,37 раз;
• подтягивание – 1,4 раз;
• приседание на тренажере с утяжелением, кг. – 57 кг.;
• жим штанги лежа, кг. – 57 кг.;
• становая тяга, кг. – 77 кг.
...
Заключение
Становая тяга – самое продуктивное упражнение из всех возможных. Именно становая тяга позволяет спортсменам наращивать огромную мышечную массу и силу. При выполнении становой тяги задействованы в первую очередь следующие мышцы: разгибатели спины, ягодицы, четырехглавая и двуглавая мышцы бедра, широчайшие мышцы спины, трапеции, предплечья и бицепсы. Практически 3/4 всей мышечной массы будет активно работать в этом упражнении.
При выполнении становой тяги в работу включается около 75% мышц тела, это гораздо больше, чем в приседаниях и жиме лежа. Во время всего движения в динамическом режиме работают ноги – квадрицепсы, бицепсы бедра и икры, разгибатели спины и ягодицы, а в статическом режиме – все мышцы верхней части тела.
Становая тяга считается одним из наиболее сложных упражнений, и перед тем как приступить к его выполнению следует подготовить свое тело к такой нагрузке.
...
1. Авсиевич, В. Н. Методика развития силовых способностей в приседании со штангой в пауэрлифтинге с учетом биологического возраста юношей [Текст] / В. Н. Авсиевич // Молодой ученый. – 2016. – № 5 – С. 761-765.
2. Авсиевич, В. Н. Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста [Текст] / В. Н. Авсиевич // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 1018-1021.
3. Авсиевич, В. Н. Специфическая функциональная проба в пауэрлифтинге [Текст] / В. Н. Авсиевич // Вестник физической культуры. – 2012. – № 2. – С. 85-88.
4. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека [Текст] / В. К. Бальсевич. – Москва : Теория и практика физической культуры, 2010. – 275 с.
5. Бартош, О. В. Сила и основы методики её воспитания. Методические рекомендации [Текст] / О. В. Бартош. – Владивосток : Мор. гос. ун-т, 2009. – 47 с.
6. Бельский, И. В. Системы эффективной тренировки : армрест линг, бодибилдинг, бенчпресс, пауэрлифтинг. 2 е изд. [Текст] / И. В. Бельский. – Минск : Вида-Н, 2003. – 351 с.
7. Варушин, А. В. Классический пауэрлифтинг в морском ВУЗе : учебное пособие [Текст] / А. В. Варушин, Н. А. Попович, И. А. Кулакова. – Санкт-Петербург : Наукоемкие технологии, 2018. – 49 с.
8. Воробьев, А. Н. Тяжелая атлетика [Текст] /А. Н. Воробьев. – Москва : ФиС, 1981. – 256 с.
9. Гончарова, Ю. А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Текст] / Ю. А. Гончарова. – Воронеж, 2008. – 87 с.
10. Дворкин, Л. C. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт [Текст] / Л. С. Дворкин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 384 с.
11. Дмитриев, С. В. Социокультурная теория двигательных действий спортсмена : проблемы, поиски, решения [Текст] / С. В. Дмитриев. – Нижний Новгород : Изд-во НГПУ, 2005. – 300 с.
12. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [Текст] / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов. – Москва : Лептос, 1994. – 368 с.
13. Зациорский, В. М. Методика воспитания силы. Физические качества спортсмена [Текст] / В. М. Зациорский. – Москва : ФиС, 1970. – 456 с.
14. Жеков, И. П. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений [Текст] / И. П. Жеков. – Москва : ФиС, 1976. – 192 с.
15. Коренберг, В. Б. Деятельностью аспекты спортивных двигательных задач [Текст] / В. Б. Коренберг // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. – Москва, 2001. С. 48-51.
16. Королёв, С. Обучение технико-тактическим действиям в восточных единоборствах [Текст] / С. Королёв. – Москва : LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 192 c.
17. Коршунова, А. В. Пауэрлифтинг [Текст] / А. В. Коршунова. Хабаровск.: ФиС, 1998. – 248 с.
18. Корягина, Ю. В. Физиология силовых видов спорта : учеб. пособие [Текст] / под ред. Ю. В. Корягина. – Омск : СибГУФК, 2003. – С. 18-22.
19. Кошбахтиев, И. А. Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных качеств у юных спортсменов групп начальной спортивной специализации [Текст] / И. А. Кошбахтиев // Молодой ученый. 2015. – №20. – С. 181-184.
20. Коц, Я. М. Физиология мышечной деятельности [Текст] / Я. М. Коц. – Москва : ФиС, 1992. – 150 с.
21. Латыпов, И. К. Подготовка учащихся спортивно-педагогических классов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта [Текст] / И. К. Латыпов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – №1. – С. 7-10.
22. Остапенко, Л. А. Особенности тренировочного процесса в силовом троебории на этапе отбора и начальной подготовки [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Л. А. Остапенко. – Москва, 2002. – 178 с.
23. Роман, Р. А. Тренировка тяжелоатлета [Текст] / Р. А. Роман. – Москва : ФиС, – 1986. – 315 с.
24. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст] / М. Р. Сапин. – Москва : Академия, 2005. – 432 с.
25. Смолов, С. Ю. Тяга как одно из основных упражнений силового троеборья; краткий анализ и методика тренировки [Текст] / С. Ю. Смолов // Атлетизм. – 1990. – № 12 – С. 13.
26. Солодков, А. С. Физическая работоспособность спортсменов и общие принципы её коррекции [Текст] / А. С. Солодков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2014. – № 3 (109) – С. 148-158.
27. Суровецкий, А. Становая тяга [Текст] / А. Суровецкий // Мир силы. – 2000. – № 4 – С. 54.
28. Тарасов, А. Е. Боевые и спортивные единоборства [Текст] / А. Е. Тарасов. – Москва : АСТ, 2011. – 187 с.
29. Тимербаев, О. М. Модель технико-тактической подготовленности высококвалифицированных тяжелоатлетов [Текст] / О. М. Тимербаев // Теория и практика физической культуры. – 2009. – №4. – С. 70–75 .
30. Филин, В. П. Становление и перспективы развития теории и методики юношеского спорта [Текст] / В. П. Филин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 2. – С. 23-40.