Введение...................................................................................................................1
1 Теоретические аспекты реализации государственной политики в шахмат в
Российской Федерации и за рубежом....................................................................6
1.1. Исторический аспект развития шахмат и государственной политики в
области шахмат........................................................................................................6
1.2. Понятие, задачи и значение государственной политики в сфере шахмат
Правовые основы реализации государственной политики в сфере физической
культуры и спорта в РФ.........................................................................................12
1.3. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта шахматы
..................................................................................................................................22
2 Анализ эффективности государственной политики в сфере шахмат в
Российской Федерации..........................................................................................31
2.1. Перспективы развития шахмат в современных условиях...........................31
2.2. Проблемы и пути решения политики в области шахмат............................38
Заключение.............................................................................................................43
Список литературы................................................................................................46
Приложение 1.........................................................................................................49
Рисунок 1 - Содержание государственной политики в сфере шахмат
Однако, прежде всего, необходимо уяснить нормативную базу рассматриваемого вопроса.
Центральное место в системе актов, регламентирующих рассматриваемый вопрос, занимает Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [2], который закрепляет основные понятия в сфере спорта, правового статуса спортсменов и международных организаций. Примечательно, что данный закон не содержит отсылок к конкретным видам спорта, однако говорит о перечне базовых видов спорта.
Указанный перечень закреплен в Приказе Минспорта России от 25.04.2018 N 399 «Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2018 - 2022 годы» [4].
...
1.1. Исторический аспект развития шахмат и государственной политики в области шахмат
В соответствии с общемировой тенденцией в нашей стране вопросы развития различных направлений физической культуры и спорта становятся ключевым направлением социальной политики. Подобная ситуация связана с теми задачами, которые ставит перед собой государство на данный период. В особенности интересно наблюдать развитие и перспективы государственной политики в сфере шахмат.
Историю возникновения шахмат относят к V-VI векам. Родиной этой старинной, мудрой и прекрасной игры принято считать Индию. Именно так возникла игра, в которой на шахматной доске вели сражения войска – деревянные фигуры.
Предшественником шахмат являлась игра «чатурнга», которая стала прямым предшественником шахмат. Она была похожа на шахматы, так как на доске размером 8x8 игроки должны были играть комплектом фигур, который в общих чертах был схож с шахматными, а целью игры была постановка мата королю противника.
...
1.3. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта шахматы
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта шахматы – это нормативный документ, утвержденный приказом Минспорта России от «12» октября 2015 г. № 930. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта шахматы [3] (далее – ФССП) был разработан на основании ч. 1 ст. 34 ФЗ от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [2] и пп. 4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 607. Его задача – определение условий и требований к спортивной подготовке в организациях, которые осуществляют спортивную подготовку в соответствии с действующим законодательством.
Первая часть данного Федерального стандарта содержит требования к оформлению программы спортивной подготовки, ее содержание и структура.
...
2.1. Перспективы развития шахмат в современных условиях
Развитие информационных технологий способствует тому, что буквально все сферы жизнедеятельности человека развиваются с астрономической быстротой. То же самое можно сказать и о шахматах, которые являются частью культуры, спорта, политики, в результате чего неизбежно приобретает черты национального образования. Подобная точка зрения связана с тем, что шахматы имеют многовековую историю. Интерес человечества к шахматам никогда не был утрачен. Однако с наступлением XXI века в мире стала видоизменяться досуговая направленность, так как появился интернет, компьютерные технологии, различные компьютерные игры, которые занимают значительную часть свободного времени человечества. Между тем можно констатировать, что шахматы в некотором смысле сегодня переживает период расцвета, так как активно развивается научно-педагогическая направление в шахматах.
...
2.2. Проблемы и пути решения политики в области шахмат
Подводя итоги вышесказанному, необходимо сказать, что основной целью политики государства в сфере развития шахмат является не только формирование здорового образа жизни населения и популяризации данной игры, но и гармоничное воспитание достойного поколения, которое будет не только интеллектуально развитым, но и сможет развиваться во всех остальных планах. Приоритетным направлением также является достойное выступление российских спортсменов на крупнейших в соревнованиях по шахматам.
Очевидно, что государству необходимо в данной сфере комплексное решение имеющихся проблем.
...
Заключение
На основании проведенного исследования, изучения федерального стандарта спортивной подготовки: шахматы, можно сделать следующие выводы.
Шахматы как вид спорта являются одним из приоритетных направлений государственной спортивной политики, что обусловлено возросшим усилением роли физической культуры и спорта в жизни современного общества. В работе изучена важность данного вида спорта не только с интеллектуальной, но и с физической точки зрения. Необходимо констатировать, во-первых, что данный вид спорта может быть использован для физического и интеллектуального развития любых категорий населения, в любом возрасте, и этим он особо ценен. Во-вторых, необходимо учитывать важность данного вида спорта для адаптации детей и лиц с инвалидами, важность шахмат здесь заключается не только в физическом и интеллектуальном развитии, но и социальной адаптации в обществе, что, несомненно, является важным фактором.
...
1 Конституция
Российской
Федерации
(принята
всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2009 № 7-ФКЗ) // РГ. - 2009 - №7.
2 Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической куль-
туре и спорте в Российской Федерации» Консультант Плюс
URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc;base=LAW;n=149065 (дата обращения 01.11.2018).
3 Приказ Минспорта России от 12.10.2015 N 930 "Об утверждении
Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
шахматы" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2015 N 39555).
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188339/ (дата
обращения 04.11.2018).
4 Приказ Минспорта России от 25.04.2018 N 399 «Об утверждении перечня
базовых видов спорта на 2018 - 2022 годы»
Консультант Плюс URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298580/
(дата
обращения 02.11.2018).
5 Положение о межрегиональных и всероссийских официальных
спортивных соревнованиях по шахматам на 2018 год URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_226781/
(дата
обращения 02.11.2018).
6 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 9 августа 2010 г. № 613н «Об утверждении
порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных
и
спортивных
мероприятий».
URL:
https://www.rosminzdrav.ru/documents/9167-prikaz-ministerstva-
zdravoohraneniya-i-sotsialnogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-ot-9-avgusta-2010-g-613n-ob-utverzhdenii-poryadka-okazaniya-meditsinskoy-pomoschi-
pri-provedenii-fizkulturnyh-i-sportivnyh-meropriyatiy
(дата
обращения
02.11.2018).
7 Единый квалификационный справочник должностей руководителей,
специалистов
и
служащих,
утвержденным
приказом
Минздравсоцразвития
России
от
15.08.2011.
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97378/ (дата обращения
03.11.2018).
8 Брестель Т.Г. Развитие образного и логического мышления младших
школьников через обучение игре в шахматы // Начальная школа плюс До
и После. 2011 № 9 С. 81-85.
9 Викерчук М.И. Возможности социально-психологической реабилитации
слепых детей (на примере обучения игре в шахматы) // Акмеология. 2014
№ 4 (52). С. 46-50.
10.Глухова О.В. Формирование адекватной самооценки через игру в
шахматы как условие успешного личностного самоопределения //
Альманах современной науки и образования. 2008 № 4-2. С. 66-68.
11.Голубева М.В. История возникновения и развития шахмат // В сборнике:
Цифровое общество в контексте развития личности, сборник статей
Международной научно-практической конференции. 2016 С. 47-49.
12.Иконникова О.Н. История реформирования шахмат: Восток – Запад –
Россия // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014 №
10 С. 41-45.
13.Михайлова И.В., Алифиров А.И., Колесниченко А.В. История развития
шахмат как массового вида спорта в России // В сборнике: Научные
преобразования в эпоху глобализации Сборник статей Международной
научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян
Асатур Альбертович. 2015 С. 150-152.
14.Михайлова И.В., Махов А.С. Шахматы как полноправный вид спорта:
современная проблематика и методологические аспекты // Ученые
записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015 № 6 (124). С. 132-140.
15.Михайлова И.В., Махов А.С., Алифиров А.И. Шахматы как
многокомпонентый вид адаптивной физической культуры // Теория и
практика физической культуры. 2015 № 12 С. 56-58.
16.Никанова Е.А. Шахматы как третий урок физической культуры в
общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка. 2014 № 4 С. 40-43.
17.Орлова В.В., Николаева А.Г. Исследование познавательных процессов у
детей с ограниченными возможностями здоровья влияние игры в
шахматы на их развитие // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012 №
11 С. 61-69.
18.Пуртов А.М. Шахматы как модель информационных процессов // Омский
научный вестник. 2014 № 3 (133). С. 193-197.
19.Романина Е.В., Габбазова А.Я. Обучение игре в шахматы как средство
интеллектуального развития младших школьников // Психологический
журнал. 2004 Т. 25 № 6 С. 77-81.
20.Солоян А.А. История возникновения и развития шахмат // В сборнике:
Цифровое общество в контексте развития личности, сборник статей
Международной научно-практической конференции. 2016 С. 164-166.
21.Сухин И.Г. Шахматы как инструмент развития мышления детей в
контексте наднационального образования // Новое в психолого-
педагогических исследованиях. 2010 № 2 (18). С. 97-104.
22.Путин: Необходимо, чтобы шахматы развивались по всей стране. URL:
https://rg.ru/2016/12/23/reg-pfo/putin-neobhodimo-chtoby-shahmaty-
razvivalis-po-vsej-strane.html (дата обращения 30.10.2018).
23.Минобрнауки вводит в школьную программу шахматы
URL:
https://topwar.ru/126939-minobrnauki-vvodit-v-shkolnuyu-programmu-
shahmaty.html (дата обращения 30.10.2018).