Актуальность исследования. В воспитании всестороннее развитого человека, важное значение имеют уроки физической культуры. Физическое воспитание детей должно осуществляться совместными усилиями семьи, школы и общественности, однако при этом ведущая роль принадлежит школе.
Физическое воспитание представляет собой длительный, организованный педагогический процесс, имеющий целью воспитания здоровых, жизнерадостных, всестороннее физически развитых и готовых к труду и защите своего Отечества молодых людей.
В процессе физического воспитания решаются следующие задачи не только укрепления здоровья и повышения уровня физического развития, однако и овладение двигательными навыками и умениями, воспитание моральных и волевых качеств человека, развитие физических качеств.
Правильно применяя различные средства физического воспитания, тем самым оказываем глубокое и многостороннее влияние на организм человека, обеспечиваем хорошее здоровье и физическую подготовку. Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.
В современной научно-методической литературе накоплено множество практического материала по методике оздоровительной работы в школе. Однако по реализации оздоровительных технологий восточного направления работ не так уж много.
Практический опыт многих общеобразовательных школ показывает, что те школьник, которые не усваивают навыки здорового образа жизни и не совершенствуют восточные направления оздоровительных технологий, в последующем показывают хуже результаты и в образовательной деятельности.
Таким образом, складывается определенное противоречие между:
- необходимостью реализации методики восточным оздоровительным технологиям по программе физической культуры в средней школе и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по данному вопросу;
- недостаточным количеством времени, которое отводится на обучение восточным оздоровительным технологиям по программе физической культуры в средней школе.
Проблема исследования заключается в том, каким образом обучать восточным оздоровительным технологиям учащихся средней школы в рамках урока физической культуры.
Указанная актуальность исследования, выявленное противоречие и проблема исследования обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Реализация оздоровительных технологий восточного направления в рамках третьего часа физической культуры».
Цель исследования – проанализировать возможности применения оздоровительных технологий восточного направления в рамках третьего часа физической культуры.
Объект исследования – процесс применения оздоровительных технологий восточного направления.
Глава 1. Использование нетрадиционных оздоровительных технологий в рамках третьего часа физической культуры
1.1. Оздоровительные технологии на уроках физической культуры в рамках третьего часа физической культуры
Современная модернизация школьной системы образования коснулась и предмета «Физическая культура». Отметим, что одной из задач физического воспитания в школе является привитие учащимся устойчивого интереса и осознанной потребности к занятиям физической культурой и спортом, на основе которых формируется физическая культура личности.
Установлено, что два урока физической культуры в неделю не могли обеспечить должного оздоровительного эффекта для организма учащихся. Поэтому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» было рекомендовано к введению во все общеобразовательные школы третьего обязательного урока физической культуры. С 1 сентября 2011 года третий час физической культуры был введен в расписании образовательных учреждений Российской Федерации [6].
Задачами учителя физической культуры является не только физическое развитие учащихся, а так же оздоровление подрастающего организма [4, c.231]. Под термином оздоровление понимается комплекс мероприятий для улучшения физического и психического самочувствия, который ведет в целом к укреплению здоровья, усилению иммунитета, повышению работоспособности, улучшению качества и повышению продолжительности жизни [5].
По мнению ученых, в период обучения в школе наблюдается ухудшение состояния физического здоровья учащихся, что проявляется не только в наличии заболеваний, однако и в ухудшении физического развития и функциональных показателей организма. Уроки физической культуры в школе призваны формировать и сохранять здоровье подрастающего поколения, однако сложившаяся на сегодняшний день ситуация свидетельствует о низкой оздоровительной эффективности традиционной системы физического воспитания [28].
Таким образом, введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных учащихся, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности учащихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Третий урок физической культуры включается в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование учащихся в области физической культуры.
При разработке содержания образования, предусмотренного на третий час физической культуры, целесообразно учитывать:
- Культурно-исторические и национально-родовые традиции региона, его климатические и географические условия.
В работе проанализированы возможности применения оздоровительных технологий восточного направления в рамках третьего часа физической культуры, рассмотрен процесс применения оздоровительных технологий восточного направления. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика [Текст] : учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 528с.
2. Бах, Б. Оздоровительные дыхательные системы [Текст] / Б. Бах. – М.: АСТ Сталкер, 2013. – 192 с.
3. Венугопалан, Р. Тибетская энциклопедия древних методик оздоровления [Текст] / Р. Венугопалан. – М. : АСТ Астрель, 2014. – 314 с.
4. Вишнев, В.Е. Физическая культура в школе [Текст] / В.Е. Вишнев // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 56-67.
5. Вэй Синь, У. Тайцзи-цигун и могун [Текст] / У. Вэй Синь. – СПб. : Нева, 2013. – 128 с.
6. Галимов, Г.Я., Кудрявцев М.Д., Копылов Ю.А. Технология организации третьего урока физической культуры в общеобразовательной школе [Текст] : учеб.-метод. комплекс. Улан- Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2013. - 216 с.
7. Доклад о развитии массового спорта и физического воспитания населения [Электронный ресурс] Доклад – Режим доступа: sporteacher.ru/userfiles/docs/Доклад%20о%20развитии%20массового%20спорта - 15.06.17.
8. Евсеев, Ю.И. Физическая культура [Текст] / Ю.И Евсеев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 129 с.
9. Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре [Текст]: учеб. для учащихся высш. проф. образования / Ю. Д. Железняк, И. В. Кулишенко, Е. В. Крякина; под ред. Ю. Д. Железняка. – Москва: Академия, 2013. – 255 с.
10. Здоровьесберегающие технологии. [Электронный ресурс]: https: // infourok.ru / prezentaciya - master - klass - zdorovesberegayuschie - tehnologii1042994.html
11. Козлова Анна [Электронный ресурс] Третий урок физкультуры в неделю следует уделить спорту – Режим доступа: http:// ww.zavuch.ru/news/3504/#sthash.jg9e0Akf.dpbs - 14.06.17.
12. Крамер, Н. Ю. Оздоровительные системы Востока [Текст] / Н. Ю. Крамер. – М. : Омега медиа групп, 2013. – 192 с.
13. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры [Текст] / В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 416 с.
14. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2012. – 464 с.
15. Лин, Д. Оздоровительные упражнения древнего Китая [Текст] / Д. Лин. – М. : Феникс, 2014. – 240 с.
16. Макеева, В.С. Теория и методика физической культуры [Текст] / В.С. Макеева. – М.: Академия, 2015. – 152 с.
17. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. – М.: -М.: Физкультура и спорт, 2012. – 543 с.
18. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика [Текст] / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. – Ростов н /Д : Феникс, 2014. – 384 с.
19. Новые программы по физической культуре [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ipk.kuzedu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1532&Itemid- 14.06.17.