Спорт как феномен культуры во все времена был неотъемлемой частью человеческого бытия, представляя собой кульминацию торжества здорового тела и здорового образа жизни. В Древней Греции спорт ассоциировался с понятиям «агона» – игры, вызова, состязаний. Однако, говоря о спорте высших достижений, помимо его привлекательности – эффектных побед, виртуозных трюков, популярности – всегда отмечается еще одна его черта, а именно, частота травм у спортсменов, что делает спорт предметом пристального внимания также и клинических психологов. Ведь для достижения высоких результатов необходимо проявить немало упорства и терпения.
Каждодневные изнуряющие тренировки, стресс, различные самоограничения, постоянный контроль – все это предъявляет высокие требования к организму. Деятельность спортсмена детерминирована как актуальными целями (тренировки, совершенствование техники), так и долгосрочными (отборы на соревнования, подготовка к ним); спортсмен ограничен возрастными рамками, причем может присутствовать как верхняя граница, так и нижняя. Спортсмен находится в ускоренной ситуации целеустремленного развития, что повышает риски в области психического и физического здоровья [4]; [6]. Таким образом, спорт как феномен человеческой культуры имеет двойственную природу: с одной стороны, это акт мирного самовыражения, игры, избытка энергии, с другой же – добровольное принятие экстремальных условий и нагрузок. Физическая травма всегда представляет собой трудную жизненную ситуацию, требующую мобилизации ресурсов личности, что сопровождается негативными переживаниями, чувством неопределенности, нарушением базового доверия к миру, сомнением в справедливости происходящего и зачастую ослаблением личностной безопасности [9]; [10]; [16].
В отличие от хронической болезни, травмы и несчастные случаи происходят в любой сфере человеческой жизнедеятельности неожиданно, вынуждая человека менять тактику, а иногда и стратегию жизни, однако у профессиональных спортсменов они представляют собой практически повседневный феномен, ожидаемый ими и привычный [13]; [27].
Травмируясь, спортсмен переживает чувство повышенного стресса, так как травма влияет на привычный образ жизни, а также способна кардинально изменить ход его профессиональной деятельности, например, лишить возможности продолжать спортивную карьеру [5]; [17]; [18]. У реабилитировавшегося спортсмена может наблюдаться страх рецидива травмы, и в таком случае спортсмен начинает беречь травмированную область и работает с чрезмерной осторожностью, что в свою очередь приводит к потере концентрации внимания и снижению результативности [3].
Травмы позвоночника одно из самых тяжелых повреждений опорнодвигательного аппарата, которые сопровождаются внезапным и резким прекращением тренировочных занятий, вызывает нарушение установившегося жизненного стереотипа, что влечет за собой болезненную реакцию всего организма [2].
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
1.1. Причины спортивного травматизма
В спорте важнейшим аспектом является соблюдение правил безопасности. Соблюдение правил безопасности на тренировках предполагает принятие всех разумных мер предосторожности, чтобы избежать травмы. Большинство спортивных травм возникает вследствие индивидуальных особенностей занимающихся, что косвенно указывает на организационные и методические погрешности в учебно-тренировочном процессе.
Причины спортивного травматизма разнообразны. В настоящее время в физической культуре и спорте выделяют несколько причин возникновения спортивных повреждений. Существует классификации причин спортивного травматизма, на наш взгляд:
1) причины организационного характера;
2) причины методического характера;
3) причины, обусловленные индивидуальными особенностями занимающихся. Это деление является условным, так как трудно представить, чтобы неправильная организация тренировочного процесса не имела отрицательного влияния на методику проведения тренировок и, наоборот, всякое существенное изменение методического характера ведет за собой определенные изменения в организации процесса физической подготовки. В свою очередь снижение организационно-методического уровня учебно-тренировочной работы, безусловно, отражается на физической, технической, тактической и психологической подготовленности занимающихся, что незамедлительно требует изменений в организации и методике проведения тренировок. Остановимся на причинах организационного характера. Травмы, связанные с неправильной организацией учебно-тренировочного процесса, имеют следующие обстоятельства их возникновения: недостаточный уровень теоретической и практической подготовки тренера; неправильное планирование учебно-тренировочного процесса; неудовлетворительные гигиенические и метеорологические условия проведения занятий; отсутствие соответствующего материально-технического обеспечения; нарушение правил врачебного контроля.
Квалификация тренера, в первую очередь, определяется объемом сформированных психолого-педагогических знаний, умений и навыков, уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей. Тренер должен стремиться к тому, чтобы он пользовался у занимающихся авторитетом, что напрямую зависит от уровня его профессиональной подготовленности и педагогического мастерства. Инструктор должен проявлять выдержку, быть способным мобилизовать занимающихся, а в случае необходимости успокоить тех, кто проявляет повышенную тревожность. Всестороннее знание преподаваемой дисциплины: техники упражнений, методики их обучения и воспитания качеств и способностей, умение правильно осуществить показ и доходчиво объяснить детали техники.
Ошибки в планировании тренировочного процесса – к этой группе причинных факторов спортивного травматизма можно отнести: большое количество занимающихся в группе, где только один тренер, внимание которого по этой причине рассеяно, приводит к травмаопасным ситуациям;
В работе изучается физическая реабилитация спортсменов при переломе позвоночника в пауэрлифтинге. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Баринов А.Н. Цервикогенная головная боль – дифференциальная диагностика / А.Н. Баринов, Е.В.Пархоменко // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2012, № 3. – С. 24-28.
2. Корелина А.А. Эффективность тренировок мышечного корсета шейного отдела позвоночника с применением TERGUMED CERVICAL SYSTEM/ А.А. Корелина, В.Ф. Антюфьев // Вестник восстановительной медицины. – 2010. – № 1. – С. 58-60.
3. Лупандина-Болотова Г.С. Метод стабилометрии в оценке динамики функциональных вертебральных изменений при использовании в комплексе реабилитации лечебно-диагностической системы «Тергумед 3D» / Г.С. Лупандина-Болотова, С.Д. Полякова, И.Т. Корнеева // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2011. – № 12 (96). – С. 36–40.
4. Лупандина-Болотова Г.С. Изометрические тренировки на тренажере «ТЕРГУМЕД 3D» в комплексе с корригирующей гимнастикой с нарушениями осанки и сколиозами I–II сепени / Г.С. 151 Лупандина-Болотова // Вопросы диагностики в педиатрии. – 2011. – № 5. – С.50 -54.
5. Лядов К.В., Хакимов С.А. Применение лечебно-реабилитационного комплекса «ТЕРГУМЕД 3D» в реабилитации больных с дорсопатиями: материалы VII Всероссийского форума «Здоровье нации основа процветания России». – Москва, 2011. – С.101-102.
6. Антропометрические и электрокардиографические показатели в оценке эффективности применения лечебной физкультуры у больных: методические рекомендации/ сост.: Д.Д. Дроздов [и др.]. - Киев, 1981. - 20 с.
7. Батечко, С.А. Основы здорового питания с Тяньши/ С.А. Батечко. - М.: АСТ Астрель Хранитель, 2007. - 796 с.
8. Белая, Н.А. Лечебная физкультура и массаж: учеб. - метод. пособие для мед. работников/ Н.А. Белая. - М.: Советский спорт, 2001. - 272 с., ил.
9. Белая, Н.А. Лечебная физическая культура и массаж: учебно-методическое пособие для медицинских работников / Н.А. Белая. - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 272 с.
10. Бирюков, А.А. Баня и массаж/ А.А. Бирюков. - 2-е изд. - Минск: Полымя, 1997. - 304 с., ил.
11. Бирюков, А.А. Лечебный массаж: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Физическая культура"/ А.А. Бирюков - М.: Советский спорт, 2000. - 296 с., ил.
12. Булгакова, Н.Ж. Плавание: учеб. пособие / Н.Ф. Булгакова. - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 157 с.
13. Васичкин, В.И. Лечебный и гигиенический массаж: практ. руководство/ В.И. Васичкин. - Минск: Беларусь, 1995. - 262 с., ил.
14. Васичкин, В.И. Все про массаж/ В.И. Васичкин. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2001. - 304 с., ил.
15. Васичкин, В.И. Энциклопедия массажа/ В.И. Васичкин. - М.: Аст-пресс книга, 2003. - 656 с., ил.
16. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 624 с., ил.
17. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 568 с., ил.
18. Калашников Д.Г.Учебник персонального тренера/ Д.Г. Калашников - М: Франтэра, 2010. –175 с.