Актуальность исследования
Физические качества обучающихся обусловлены специфическими для каждого возраста морфофункциональными и психологическими особенностями.
Формирование положительного отношения обучающихся к физической культуре - важная составляющая часть физического развития обучающихся. Для того, чтобы занятия по физической культуре были эффективны, обучающиеся должны быть замотивированы для участия в них.
Народные игры - традиционное средство педагогики, они являются эффективным средством развития положительного отношения к физической культуре.
Изучение народных игр привлекало внимание таких отраслей знаний, как история, этнография, антропология, этнопедагогики, этнопсихология, теория и методика физического воспитания. На самой ранней ступени развития человеческой культуры игра приобретает характер первоначальной формы физического совершенствования человека - труда. Она помогает всестороннему физическому, психическому и умственному развитию людей, особенно молодого поколения.
Обращение к народным играм вызвано потребностью во включении этнически окрашенного материала в урочную и внеурочную деятельность, досуговые практики и праздники с целью приобщения обучающихся к народным традициям. Но сложность заключается в отборе материала, решающего задачи не только развития физической активности, но и формирования культурной (этнической) идентичности через осознание сопричастности этнически окрашенным социокультурным практикам.
В народной игре обучающихся воспитываются и дисциплинируются, благодаря двигательной активности улучшаются их физические показатели, укрепляется здоровье и повышается выносливость. Народные игры являются хорошим примером для получения высоких результатов в двигательной активности обучающихся. [5]
Народная игра, в отличие от строго регламентированных движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных задач. Это имеет притягательную силу для обучающихся, а для учителя связано с решением образовательных задач. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у человека положительные эмоции, чувство желания, приятного волнения. При этом данные эмоции можно рассматривать безотносительно к предполагаемым результатам игры. Интерес человека к игровой деятельности постоянен. Однако условия воспитания способны существенно изменить степень и формы проявления потребностей, к которым относится игра. [9]
Цель: рассмотрение народных игр как средства развития физических качеств у обучающихся среднего школьного возраста.
Объект: физические качества обучающихся среднего школьного возраста
Предмет: народные игры как средство развития физических качеств
Задачи:
1. Изучить методическую, специальную, дополнительную, периодическую литературу и интернет – источники по теме исследования.
2. Охарактеризовать особенности физических качеств.
3. Проанализировать возрастные особенности обучающихся среднего возраста.
4. Определить формы физической культуры в общеобразовательной школе.
5. Рассмотреть народные игры.
6. Составить план - конспект занятия.
7. Составить методические рекомендации «Применение народных игр на занятиях физической культурой в общеобразовательной школе».
Теоретическую значимость исследования составили труды в области физического воспитания и спорта: В. Кудрявцев – рассмотрел народную игру как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте; [10] И.Н. Литвинова – изучил детские народные игры; [13] В.В. Лаврентьев – определил значение игры в работе с детьми; [12] Ю. Ф. Курамшин – в теория и методики физической культуры рассматривал важные применения игрового метода в физическом воспитании. [11]
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
- эмпирические: педагогическое наблюдение за обучающимися на занятии физической культуры.
База исследования: исследование проводилось в рамках преддипломной практики в МБОУ Школа №32. В исследовании принимали участие обучающиеся 7-х классов МБОУ «Школы № 32».
Этапы исследования:
На первом этапе исследования осуществлялся теоретический анализ методической и специальной литературы по проблеме исследования, сбор и систематизация материала. Изучалась организация образовательного процесса у обучающихся среднего школьного возраста, морфофункциональные особенности организма обучающихся среднего школьного возраста. Определялся общий замысел исследования, цель, задачи и организация исследования.
На втором этапе исследования осуществлялась обработка теоретического материала.
На третьем этапе исследования был составлен план - конспект занятия для обучающихся с применением народных игр для развития физических качеств у обучающихся среднего школьного возраста и методические рекомендации «Применение народных игр на занятиях физической культурой в общеобразовательной школе».
Практическая значимость исследования определяется его актуальностью в процессе занятии физической культурой обучающихся среднего школьного возраста.
Материалы дипломного исследования могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для учителей физической культуры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………..7
1.1. Анализ нормативно – правовой документации по физической культуре в общеобразовательной школе…………………………..……….………….…..…7
1.2.Характеристика физических качеств………………………………….........13
1.3. Возрастные особенности обучающихся среднего школьного возраста…………………………………………………………………………...21
Выводы по первой главе……………………………………..………………….25
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ НАРОДНЫХ ИГР ПРИ РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………....28
2.1. Формы физической культуры в общеобразовательной школе…………..28
2.2. Характеристика народных игр………………………..…..……………......32
2.3.Развитие физических качеств у обучающихся среднего школьного возраста с применением народных игр …………………………………..……39
Выводы по второй главе…………………………………………….....………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………...……………………....46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………..……….……………..….52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………..……………57
Тема:НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.
1. Российская Федерация. Законы. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: Федеральный закон № 124 – ФЗ: [принят 3 июля 1998 года]. – Москва: Ось, 2019. – Текст: непосредственный.
2. Российская Федерация. Законы. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: Федеральный закон № 329 – ФЗ: [принят 04 декабря 2014 года]. – Москва: Ось, 2014. – Текст: непосредственный.
3. Российская Федерация. Законы. «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон № 273 – ФЗ: [принят 29.12.2012]. – Новосибирск: Норматика, 2014. – Текст: непосредственный.
4. FGOS.RU: Федеральные государственные образовательные стандарты: сайт. - Москва. - Текст: электронный. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 01.12.2019).
Литература
5. Аверьянов, И.В. Технология спортивной тренировки в избранном виде спорта: игровые виды спорта / И.П. Аверьянов, Ю.Н. Эртман, В.А. Блинов В.А. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2019. - 96 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/95615.html (дата обращения: 02.05.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
6. Баландин, В. П. Педагогические основы теории физической культуры: учебное пособие / В. П. Баландин, Ж. В. Тома, А. А. Пашин. - Пенза: Издательство ПГУ, 2017. - 123 с. - Текст: непосредственный.
7. Горбань, И.Г. Основные требования к организации мест занятий физической культурой: учебное пособие / И.Г. Горбань, В.А. Гребенникова. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. - 122 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL://www.iprbookshop.ru/78804.html
8. Коростелев, Н. Б. Воспитание здорового школьника / Н.Б. Коростелев. - Москва: Просвещение, 2016. - 176 c. - Текст: непосредственный.
9. Криличевского, В.И. Педагогика физической культуры: учебник/ В.И.Криличевского, А.Г. Семенова, С.Н. Бекасовой. - Москва: КНОРУС,2018. -320с. - Текст непосредственный.
10. Кудрявцев, В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 2014, № 11. С. 67.
11. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Ю. Ф. Курамшина. - Москва: Советский спорт, 2016. - 464 с. - Текст: непосредственный.
12. Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми. Детские подвижные игры// Начальная школа. 2005, № 5. С. 13.
13. Литвинова И.Н. Детские народные подвижные игры Учебник / И.Н. Литвинова –Москва: Просвещение, 2017 – 259.Лукьяненко, В.П. Концепция реформирования учебной работы по физической культуре в школе / В.П. Лукьяненко. - Ставрополь: СевероКавказский федеральный университет, 2015. -128 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/62845.html
14. Матвеев, А. П. Концепция профильного обучения предмету «физическая культура» в общеобразовательной школе / А. П. Матвеев, А. Я. Журкина, В. А. Панов // Физическая культура. - 2019. - № 2. - С.2-8. - Текст: непосредственный.
15. Мурзина И. Я., Кучевасова С. Н. Подвижные игры народов Урала: учеб. -метод. пособие для педагогов. Екатеринбург, 2017. 112 с.
16. Неверкович, С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студентов высшего ученого заведения/С.Д. Неверкович,Т.В. Аронова, А.Р. Баймурин- Москва: Издательский центр «Академия»,2010.-336с.- Текст: непосредственный.
17. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019. - №6. - С. 2-16. - Текст: непосредственный.
18. Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // Теория и практика физической культуры. - 2019. - №8. - С. 2-10. - Текст: непосредственный.Подласый, И.П. Педагогика: учебник для студентов высшего ученого заведения / И.П. Подласый. - в 2кн. - Москва: Владос, 2019. - 574 с. - Текст: непосредственный.
19. Сахаров И. П. Сказания русского народа / сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М., 2013. Т. 1. 800 с.
20. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям/ А.М. Столяренко. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 479 c.- Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71029.html (дата обращения: 23.03.2020). - Режим доступа: для авторизир. Пользователей.
21. Тимушкин, А.В. Физическая культура и здоровье: Учебное пособие / А. В. Тимушкин. - Балашов: Николаев, 2016. - 120 с. - Текст: непосредственный.
22. Физическая культура. Часть 2: учебное пособие / составители Е. Г. Бабушкин, В. А. Барановский, Л. Н. Вериго. – Омск: Омский государственный институт сервиса, Омский государственный технический университет, 2014. - 124 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/12706.html (дата обращения: 15.03.2020). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта. Учебник / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – Москва: Издательство: Академия: 2016. – 496с. - Текст: непосредственный