Актуальность исследования обусловлена тем, что принцип серийности в настоящее время является доминирующим в отечественном книгоиздании.
Новизна работы заключается в том, что до настоящего времени редакторские аспекты подготовки серийных изданий, несмотря на работы целого ряда исследователей, не были изучены в достаточной мере.
Исследованию книжных серий посвящен ряд работ как книговедов и редакторов, назовем статьи И. Ф. Кауфмана , Е. А. Краснощековой , Т. В. Гуртовенко , А. А. Беловицкой , О. Л. Казниной , Л. В. Зиминой и многих других. Тем не менее, вопросы редакторской подготовки современных серий в быстро меняющейся среде требуют постоянного рассмотрения.
Объект исследования: книга серии «Метрокласс. Книга в дорогу» - издание исторического романа А. Дюма «Актея» (М. : Арт-Бизнес-Центр, 1997. – 220 с. – (Метрокласс. Книга в дорогу ; 2). - ISBN 5-7287-0118-3).
Предмет исследования: специфика редакторской подготовки серийных изданий
Цель выпускной квалификационной работы – выявить особенности работы редактора при подготовке серийного издания
1.1. Развитие серийных изданий в России и за рубежом
Серия (от лат. series - ряд). 1) группа или ряд предметов, однородных или обладающих общим признаком; 2) разряд, категория ценных бумаг (напр., серия облигаций), документов (напр., серия паспорта), обозначаемых цифрами; 3) часть фильма, демонстрируемая самостоятельно; 4) в музыке - избираемый композитором ряд из 12 или менее звуков различной высоты, повторения которого образуют всю ткань произведения (додекафония). - в геологии - наиболее крупное стратиграфическое подразделение, охватывающее, мощную толщу горных пород и отвечающее единому осадочному, вулканическому или тектоническому циклу. По объему соответствует отделу .
Серия - последовательный ряд чего-н., что обладает общим признаком, объединено общим назначением, составляет одну группу. Серия популярных брошюр. Серия опытов .
Выпуск художественной литературы в основном подчиняется принципу серийности. Сери́йность - свойство художественных произведений (книг, фильмов и т. д.), состоящее в объединении нескольких самостоятельных отрывков в более крупное, единство. Обычно объединение происходит за счет общего героя (или героев) – например, серийность в романах А. Кристи об Эркюле Пуаро или о мисс Марпл или в тетралогии Ф. А. Абрамова «Пряслины». Также может использоваться тематический принцип объединения – напр., «босяцкие» рассказы М. Горького, соединенные в цикл сквозной темой – жизнь бедных, но свободных и гордых людей.
Концепция редактирования серийных изданий сформировалась не сразу. Каждый исторический период вырабатывал свои методы в теории редактирования.
Книжные серии вошли и издательскую практику с изобретением книгопечатания. Итальянский первопечатник Альд Мануций начал издавать в 1500 г. серию собраний сочинений античных философов и историков. Издания были однотипны, ориентированы на исследовательский тип читательского восприятия и издавались для «ученого или ученика», которым нужно было дать научно подготовительные тексты для изучения. Успех серии обеспечен, если издатель опирается на общественную потребность в ней.
Так поступила век спустя голландская фирма Эльзевиров, начавшая в 1626 г. серию «Малые государства», в которой вышло около 40 популярных путеводителей по разным странам. Здесь можно было найти описание природы, истории и нравов жителей различных мест. Обычно в этих книгах сначала давали сведения и типографии страны, ее климате, растительности, географических особенностях, которые должны были поразить воображения читателя и заинтересовать его. Затем шли описания городов, образа жизни и главных (с точки зрения составителей) исторических событий, умело подкрашенных политическими пристрастиями авторов.
В XIX в. наблюдается стремление культурных издателей и книготорговцев к очищению рынка от низкопробной литературы. Этому способствовал принцип серийности изданий, получивший развитие в Европе и Северной Америке с середины XIX в. Во Франции книготорговец Ж.-Ж. Лефевр стал выпускать «Коллекцию французских классиков» в семидесяти трех томах. Его современник Ш. Панкук издавал историческую серию «Победы и завоевания Франции», которая по своей познавательности и сравнительной дешевизне долгое время оставалась непревзойденной.
Предприимчивые издатели, верно поняли психологию голландских читателей, воодушевленных колониалистской экспансией времен первой буржуазной революции в Европе. Путешествовать тогда означало быть в центре внимания современной жизни». У серии тоже был свой определенный покупатель и читатель – человек, знающий латынь, но малознакомый с географической наукой, развивавшейся тогда. Эльзевиры издавали и научную литературу по географии.
В данной работе рассматриваются история возникновения и развитие серийных изданий на книжном рынке в России и за рубежом.
Место защиты: Московский Государственный Гуманитарно-Экономический Институт (На сегодняшний день Университет)
Оценка на защите дипломной работы 4
Кауфман И. М. Советские научные серии // Книга. Исследования и материалы. - М., 1959. - Сб. 1. – С. 44-73.
Краснощекова Е. А. Крупнейшее издательское достижение наших дней : (К завершению издания «Библиотеки всемирной литературы» // Книга. Исследования и материалы. - М., 1978. - Сб. 37. – С. 5-13
Гуртовенко Т. В. Библиотечная серия : вопросы выпуска и распределения // Книга. Исследования и материалы. - М., 1983. - Сб. 47. – С. 48-57 ; Гуртовенко Т. В. Библиотечная серия : вопросы выпуска и распределения // Книга. Исследования и материалы. М., 1987. - Сб. 54. – С. 30-41.
Беловицкая А. А. Типологические признаки серийного издания // Книга. Исследования и материалы. - М., 1970. - Сб. 21. – С. 26-41.
Казнина О. Л. «Литературные памятники и концепция книжной серии // Книга. Исследования и материалы. - М., 1985. - Сб. 51. – С. 47-66.
Зимина, Л. В. Современные издательские стратегии : от традиц. книгоиздания до сетевых технологий культур. памяти / Л. В. Зимина ; Рос. акад. наук, Науч. совет "История мировой культуры", Комис. по истории книж. культуры и комплекс. изучению кн. - М. : Наука, 2004 (ППП Тип. Наука). - 273, [1] с. ; Зимина Л. В. Принцип серийности в современной издательской практике // Вестник Московского государственного университета печати. - 2010. - № 3. - С. 74-83.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М., 1997. – С. 713.