С обострением конкурентной борьбы, ростом нестабильности возникает необходимость в развитии маркетинговых стратегий продвижения продукции. Для современного клиента внешний облик товара, качество предоставляемых услуг, обслуживания становятся второстепенным по сравнению с брендовым именем, под которым выпущена продукция. Поэтому на рынке все большую актуальность приобретает медиабрендинг, брендинг, брендирование.
Сравнительно недавно в книжном бизнесе появилось направление раз-вития проектов, связанных с лицензированием популярных героев (брендированием). Много говорят о «конвергенции» и связанных с этими процессами понятиями «мультимедиа» и «интеграция». Самый яркий пример подобного движения, когда по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь» создается одноименный мультимедийный проект. Следом для подготовленной аудитории (покупателей) мультимедийного проекта «Маша и Медведь» выходит в свет серия литературных произведений «Маша и Медведь. Мультколлекция» (1 издание – 1 серия мультфильма). А далее на книжном рынке и в индустрии мультимедиа появляется различная продукция с героями популярного мультфильма: книжки-раскраски, новый мультимедийный и литературный проект «Машины сказки», азбука, развивающие издания, издания для досуга и множество сопутствующих брендированных изделий. Именно это обуславливает актуальность темы дипломной работы.
Цель выпускной квалификационной работы – провести историко-книговедческий анализ издания «Маша и Медведь» как бренда. Дать обоснование понятию брендированного издания, как новому понятию в книговедении. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1 Бренд как коммуникативный капитал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Понятие и история формирования издательского бренда . . . . . . . . . . .
1.2 Функциональное значение и роль издательского бренда . . . . . . . . . . .
Глава 2 Книговедческий анализ современного бренда сказки «Маша и медведь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 История создания мультфильма и книги по мотивам русской
народной сказки «Маша и Медведь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Работа редактора над созданием брендированного издания
«Маша и Медведь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 3 Анализ издательского бренда серии «Маша и Медведь» . . . . . . . . . .
3.1 «Хит Сезона. Маша и Медведь. Мультколлекция» . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2 «Мишка! И я с тобой! Маша и Медведь. Закладки-малышки» . . . . . . .
3.3 «Синяя борода. Машины сказки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.4 «Забавные игры. Маша и Медведь. Развивающая книжка» . . . . . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение 1 «Доля укрупненных тематических групп в обороте
книжного рынка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение 2 «Доля раздела по количеству наименований и
суммарному тиражу» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение 3 «Рейтинг популярных анимационных проектов» . . . . . . . . . . . .
Приложение 4 «Сравнительный образ Маши из мультфильма и
русской народной сказки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение 5 «Сравнительный образ Медведя из мультфильм и
русской народной сказки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение 6 «Количество наименований изданий, выпущенных
под проектным названием «Маша и Медведь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение 7 «Список книг из серии «Машины сказки» . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1 Бренд как коммуникативный капитал .
Глава 2 Книговедческий анализ современного бренда сказки «Маша и медведь» .
Глава 3 Анализ издательского бренда серии «Маша и Медведь».
МГУП (г.москва),2015, отлично
1. Агорунов, Д. Между книгой и игрой: туда и обратно [Текст] / Дмитрий Агорунов // Книжная индустрия. – 2014. – №8. – С. 55.
2. Антонова, С.Г. Книга для детей. Вопросы типологии и издания : учебное издание / С.Г. Антонова. – Москва : МГАП «Мир книги», 1995. – 102 с. – ISBN 5-7043-0810-4.
3. Балахонова, И., Альперович, А. Детство в книжном формате [Текст] / И. Балахонова, А. Альперович // Книжная индустрия. – 2014. – №10. – С. 19.
4. Буланов, А.В. Бренд 2.0. От философии к практике [Текст] / А.В. Буланов. – Москва : Красная звезда, 2013. – 736 с. – ISBN 978-5-203-02156-4.
5. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка [Текст] / Н.М. Ведерникова. – Москва : Наука, 1975. – (Из истории мир. культуры). – 135 с. – ISBN 5-253-00152-2.
6. Веркова, М.В., Лобин, А.М. Проектирование и анализ концепции издания [Текст] : учебное пособие / М.В. Веркова, А.М. Лобин. – Ульяновск : УлГТУ, 2012. – 100 с. – ISBN 978-5-9795-0470-4.
7. Гусамова, Ю.И. Брендинг в книгоиздательском бизнесе: эффектив-ность и полезность для продвижения книги как продукта [Текст] / Ю.И. Гу-самова. – Ломоносов: МГУ им. Ломоносова, 2009. – С.1.
8. Даль, В.И. Толковый словарь [Текст] / В.И. Даль. – Москва : Пара-докс, 2000. – С. 327. – ISBN 978-5-178-01457-2
9. Девочка и Медведь [Текст] / авт. сценария В. Голованов. – Москва : Малыш, 2013. – 48 с. – (Союзмультфильм представляет). – ISBN 978-5-17-077931-4.
10. Забавные игры [Текст] / редактор Е. Токарева, авт. идеи О. Кузовков. – Москва: Эгмонт, 2011. – 48 с. – (Маша и Медведь. Развивающая книжка). – ISBN 978-5-9539-6850-8.
11. Карайченцева, С.А. Книговедение: литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству [Текст] : учебник / С.А. Карайченцева. – Москва : МГУП, 2004. – 424 с. – ISBN 5-8122-0321-0.
12. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы раз-вития. Отраслевой доклад [Текст] / под общ. ред. В.В. Григорьева. – Москва : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2014. – 92 с. – ISBN 978-5-904427-33-7.
13. Кузора, И. Электронные книги и «некниги» для продвижения литературных брендов [Текст] / Игорь Кузора // Книжная индустрия. – 2014. – №8. – С.55.
14. Мещеряков, Т.В. Бренд как коммуникативный капитал [Текст] / Т.В. Мещеряков // Проблемы маркетинга. Логистика. – 2011. – №1 (37). – С.149-152.
15. Мжельская, Е.Л. Современное книгоиздание для детей [Текст] : учебное пособие / Е.Л. Мжельская. – Москва : МГУП, 2011. – 120 с.
16. Мильчин, А.Е. Справочник издателя и автора [Текст] / А. Мильчин. – 3-е изд. – Москва : Изд-во Артемия Лебедева, 2009. – 1084 с. – ISBN 978-5-98062-077-6.
17. Мишка! И я с тобой! [Текст] / редактор Т. Пименова, авт. идеи О. Кузовков. – Москва : Эгмонт, 2012. – 8 с. – (Маша и Медведь. Закладки-малышки). – ISBN 978-5-9539-7444-8.
18. Основные стандарты по издательскому делу : сборник / сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. – Москва : Университетская книга, 2009. – 326 с. – ISBN 978-5-9792-0008-8.
19. Первая встреча [Текст] / авт. О. Кузовков. – Москва : Эгмонт, 2009. – 16 с. – (Маша и Медведь. Мультколлекция). – ISBN 978-5-9539-6281-0.
20. Редакторская подготовка изданий [Текст] : учебник / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков, и др. – Москва : Издательство МГУП, 2002. – 468 с. – ISBN 5-8122-0285-0.
21. Репьев, А.П. Рекламодателю о рекламе [Текст] / А.П. Репьев. – Москва : Школа А. Репьева, 2014. – 95 с. – ISBN 5-94100-008-1.
22. Синяя Борода [Текст] / авт. текста Д. Червяцов, авт. идеи О. Кузовков. – Москва : БУКИ, 2014. – (Машины сказки). – ISBN 978-5-98607-243-2.
23. Федеральный закон №230-ФЗ от 18.12.2006 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» // Граждан-ский кодекс Российской Федерации. – 2014. – Ст. 1260, п.1 «Переводы, иные произведения. Составные произведения»
24. Федеральный закон №35-ФЗ от 12.03.2014 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // собрание законодательства РФ. – 2014. – №6. – Ст. 1282, п.2. «Переход произведения в общественное достояние».
25. Хит сезона [Текст] / авт. текста Д.Червяцов, авт. идеи О. Кузовков. – Москва : Эгмонт, 2013. – 16 с. – (Маша и Медведь. Мультколлекция). – ISBN 978-5-9539-9109-4.
26. Брендинг в издательском деле [Электронный ресурс]. URL : http://doc-market.com (дата обращения 20.02.2015).
27. Ганова, М.Е. Издательский проект в современном книгоиздании: типология, особенности моделирования [Электронный ресурс] / М.Е. Ганова. – М.: МГУП, 2015. URL : http://mgup.ru/public/files/4944.pdf (дата обращения: 18.04.2015).
28. Дополнительное описание к мультфильму «Маша и Медведь» [Электронный ресурс]. URL : http://sola-rvip.info/1220930072-masha-i-medved-pervyj-raz-v-pervyj-klass-11-seriya-2010-satrip.html (дата обращения: 22.12.2014).
29. Достоинства и особенности сувенирной рекламы [Электронный ре-сурс]. URL : http://www.adhdportal.com/book_2334_chapter_100_4.3.2._ Dostoinstva_i_osobennosti_suveni-rnojj_reklamy.html (дата обращения: 02.02.2015).
30. История создания и развития бренда [Электронный ресурс] // Форум о шоппинге в Интернете. URL : http://mixshopping.net/viewtopic.php?f= 40&t=611 (дата обращения: 18.04.2015)
31. Книги в наличии и печати [Электронный ресурс] // Национальная поисковая система «Российский Books in Print». URL : http://rbip.book-chamber.ru/SearchPublications.aspx
32. Конвергенция СМИ глазами российских журналистов-практиков [Электронный ресурс] // Медиаскоп. – 2010. – Выпуск №4. URL : http://www.mediascope.ru/node/672 (дата обращения: 11.12.14)
33. Маша и Медведь: история создания и работы над мультфильмом [Электронный ресурс]. URL : http://kre-ativnye-roditeli.ru/masha-i-medved-istoriya-sozdaniya-i-protsess-rabo-tyi-nad-multfilmom.html (дата обращения: 20.12.2014).
34. Назайкин, А. Узнай о рекламе больше [Электронный ресурс] / Александр Назайкин. – Москва : Солон-пресс, 2014. URL : http://www.nazay-kin.ru/_br_brand.htm (дата обращения: 10.11.2014).
35. Определение слова «бренд» различными авторами [Электронный ресурс]. – Москва : WikiMedia, 2014. URL : http://ru.wikipedia.org/wiki/Брэнд (дата обращения: 10.11.2014).
36. Реклама на частных авто: «за» и «против» [Электронный ресурс]. URL : http://re-port.ru/articles/reklama_na_chastnyh_avtomobiljah_za_i_protiv/ (дата обращения: 26.01.2015).
37. Чаплыгина, М.А. Развитие медиабрендинга и его сущность в ста-новлении медиакомпаний [Электронный ресурс] / М.А. Чаплыгина. – Новосибирск: Издательство «СибАК», 2013. URL : http://sibac.info/11091 (дата обращения: 25.01.2015).