Я безумно рада, что у меня была возможность сотрудничать с этим автором. Если обещает, значит выполняет и делает даже больше, чем нужно. Спасибо большое, благодаря Вам меня допустили к защите диплома!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Главная задача производства и экономики в целом состоит в том, чтобы используя интеллект и физическую рабочую силу людей, преобразовать природные сырьевые ресурсы в форму, пригодную для удовлетворения потребностей. Маркетинг предназначен для того, чтобы достичь согласия между производителем продуктов и покупателями этих продуктов, т.е. потребителям.
В условиях динамичности и сложности среды, окружающей предприятие, возрастает роль систематического совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии. Исследования показывают, что в условиях жесткой локальной и глобальной конкурентной борьбы за деньги покупателя, за прочное место на рынке главным является повышение качества стратегического маркетинга как стратегического планирования на основе прогнозирования инфраструктуры рынка. Для успешной деятельности предприятия недостаточно выполнять все правила, установленные законодательными и нормативными актами в сфере налогообложения, организации оплаты труда и т.п. Необходимо еще в совершенстве владеть инструментарием маркетинга [25, с.36].
Удовлетворение потребителя лежит в основе традиционной концепции маркетинга, и оно же является центральным элементом рыночной ориентации. Удовлетворение потребителя предполагает, что предприятие прилагает усилия к изучению потребностей потребителей, к созданию ценности для них и к развитию навыков предугадывать новые покупательские проблемы. Отсутствие выраженной рыночной ориентации может негативно отразится на конкурентоспособности предприятия, на ее способности соответствовать требованиям новой маркетинговой среды. Ускорение и повсеместное распространение технологического прогресса приводить к сокращению жизненных циклов товаров и вынуждает предприятия обновлять свой ассортимент быстрее, чем раньше [16, с.252].
Немаловажную роль в развитии предприятия и экономики в целом играет реклама. Состояние рекламного рынка является одним из показателей того, что происходит в стране. Многие процессы и колебания ощущаются прежде всего на рекламе. Рекламный рынок зависит от двух параметров: от покупательной способности населения и инвестиционного климата, потому что задача рекламы — поддержание текущих продаж и построение бренда. Следствием любой рекламной кампании должны стать продажи максимально возможного количества товаров или услуг при наименьших затратах. Если поддержание текущих продаж непосредственно связано с тем, сколько есть денег у населения, которые люди готовы потратить на тот или иной товар или услугу, то создание бренда — это процесс инвестиционный. Ситуация, когда можно разработать грамотную по маркетинговой стратегии и одновременно эффективную рекламу, сегодня случается достаточно редко.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена современным состоянием маркетинговой деятельности на российских предприятиях и необходимостью ее совершенствования.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение вопросов организации эффективной маркетинговой деятельности на предприятии, разработка и реализация мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности на примере ООО «Софит»
В выпускной квалификационной работе поставлены и решены следующие задачи:
− рассмотрены теоретические основы совершенствования маркетинговой деятельности предприятия,
− выявлены основные задачи маркетинговой деятельности предприятия,
− выявлены основные проблемы в организации маркетинговой деятельности на российских предприятиях,
− проведен анализ состояния регионального рекламного рынка, перспективы его развития,
− изучена методика совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии,
− проведен анализ текущей маркетинговой ситуации на примере предприятия ООО «Софит»,
− определены конкурентные позиции предприятия на целевом рынке,
− выявлены стратегические проблемы, стоящие перед предприятием,
− проведен анализ конъюнктуры рекламного рынка, выявлен спрос на оказание новых видов услуг,
− проанализирована эффективность маркетинговой деятельности на предприятии,
− разработаны конкретные мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности на ООО «Софит»,
− оценена эффективность предложенных мероприятий.
Для решения поставленных задач была рассмотрена следующая система показателей, характеризующих:
− технико-экономическую характеристику предприятия;
− определяющие конкурентную позицию предприятия на целевом рынке,
− вычленяющие стратегические проблемы предприятия на рынке.
Анализ организации маркетинговой деятельности предприятия проводился на примере конкретного предприятия ООО «Софит».
Для раскрытия темы была использована научная литература, периодические издания, изучены законы и нормативные документы, и другие формы бухгалтерской отчетности и учета.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
Введение 4
Глава 1. Структура системы совершенствования маркетинговой деятельности предприятия 7
1.1 Современное состояние организации маркетинговой деятельности на предприятиях 7
1.2 Способы обеспечения эффективной организации маркетинга предприятия 11
1.3 Цель, задачи и методика совершенствования маркетинговой деятельности предприятий 16
Глава 2. Анализ текущей маркетинговой ситуации на примере предприятия ООО 24
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 24
2.2 Определение конкурентной позиции предприятия на целевом рынке 32
2.3 Анализ эффективности маркетинга предприятия 45
Глава 3. Разработка и реализация мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности на примере ООО 52
3.1 Разработка мер по развитию услуг на рекламном рынке 52
3.2 Повышение эффективности работы с клиентами 64
3.3 Оценка экономической целесообразности и эффективности мероприятий по совершенствованию маркетинга 69
Заключение 74
Список использованной литературы 80
Приложения: ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета опроса руководителей промышленных предприятий
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкета опроса руководителей торговых предприятий
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анкета опроса руководителей торговых и промышленных предприятий
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Анкета опроса специалистов ООО «С»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Предлагаемые к внедрению новые виды услуг для ООО «С»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Анализ спроса на рекламные услуги ООО «С»
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Средняя трудоемкость услуг маркетинговых компаний
дипломная работа, доклад, раздаточный материал, рецензия
Многие современные проблемы и противоречия социально-экономического реформирования в России вызваны недостаточной подготовкой руководителей различного уровня к работе в рыночных условиях. Для решения проблем современного предприятия, два ли не единственным механизмом, который в обычных условиях нужен для процветания, а в условиях кризиса он становится едва ли не единственным механизмом, который поможет фирме выжить. Все преуспевающие предприятия отличаются абсолютной ориентацией на потребителя и всесторонним применением маркетинга.
Задачами маркетинговой деятельности предприятия являются:
- обеспечение информацией о внешних условиях функционирования фирмы;
- создание товара, наиболее полно удовлетворяющему требованиям рынка, чем товары конкурентов;
- воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.
Маркетинговые службы предприятий должны оказывать влияние на реализацию всех важнейших функций предприятия, оно должно производить продук¬ты, которые можно продать с прибылью, а не те, которые ему легче изготовить. Предприятия могут выбирать между тем, создавать ли свои маркетинговые службы на предприятии или воспользоваться услугами рекламных агентств, которое должно профессионально выполнить рекламу, предоставить предприятию информационные услуги. В настоящее время в России лишь немногие рекламные агентства отвечают предъявляемым требованиям. Большинство российских предприятий предпочитают иметь собственных специалистов по рекламе, которые и занимаются разработкой и подготовкой рекламных акций, а к услугам рекламных агентств прибегают только для реализации готового проекта. Однако все больше российских предприятий начинают переходить от разовых рекламных акций к широкомасштабным кампаниям по созданию имиджа предприятия, раскрутке торговой марки. А это значит, что ими будут востребованы услуги по проведению полноценных рекламных кампаний, предоставляемых рекламными агентствами. В свою очередь рекламные агентства должны учитывать особенности развития регионального рынка рекламы и на основании этого совершенствовать маркетинговую деятельность.
Региональный рынок рекламы имеет тенденцию роста — по оценке уфимских рекламщиков, от 10% до 20% в год, которому способствует массовый приход в Уфу московского и иностранного капитала и развитие местного малого и среднего бизнеса, в первую очередь сферы услуг, последний является наиболее перспективным направлением развития рекламного рынка.
Задачами совершенствования маркетинговой деятельности предприятий является:
- комплексное изучение рынка для достижения целей предприятия,
- выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребителей;
- разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
- формирование спроса;
- планирование и осуществление сбыта;
- разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.
Реклама - инструмент, всемерно содействующий развитию торговли и промышленности, но необходимо регулировать рекламную деятельность с точки зрения распространения рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение, причинить вред жизни, здоровью, имуществу граждан, окружающей среде, интересам предпринимателей и обществу в целом.
Предприятие должно совершенствовать рекламные мероприятий в целях краткосрочного, среднесрочного или долгосрочного развития, продвижения товара путем проведения рекламных мероприятий по конкретному това¬ру или услуге. Методика совершенствования маркетинговой деятельности предприятий состоит в разработке и реализации стратегии маркетинга, руководствуясь которым организация рассчитывает решить свои мар¬кетинговые задачи. Она включает конкретные стратегии по целевым рынкам, комплексу маркетинга, уровню затрат на маркетинг.
Зарубежный и отечественный опыт в области рекламы пока¬зывает, что комплексное и последовательное проведение рек¬ламных мероприятий, разработанных с учетом маркетинговой стратегии, дает значительно больший эффект, чем отдельные, не связанные между собой общей целью и разобщенные во вре¬мени. Эффективность рекламных кампаний достигается также за счет широкого использования массовых средств рекламы, одни из которых дополняют и усиливают действие других. Рекламные мероприятия в рекламной кампании должны иметь одну форму, одну гамму цветов и, в конечном итоге, со¬ставлять вместе единое целое.
Наиболее часто встречающимся недо¬статков планирования рекламных кампаний является неспо¬собность четко и ясно определить цели рекламы. Правильная и обоснованная формулировка цели рекламной кампании позво¬ляет дать четкий ответ на вопрос, для чего она проводится. При определении цели необходимо обеспечить соответствие ее мар¬кетинговой и рекламной стратегии фирмы. Основной задачей при выборе средства распространения рекламы является донесение рекламного сообщения до макси¬мального числа потенциальных покупателей.
Результатом выполненной выпускной квалификационной работы является выработка предложений и рекомендаций по разработке путей совершенствования маркетинговой деятельности в информационно-маркетинговой компании ООО «Софит» с целью его максимального воздействия на общие результаты деятельности предприятия, а именно, увеличение объема продаж, повышение суммы прибыли, завоевание большей доли рынка, усиление роли экономических рычагов в управлении предприятием.
В России цивилизованный рынок предлагаемых реальных услуг находится на стадии формирования. В перспективе он будет расти, так как число предприятий товаропроизводителей, предпочитающих качественную рекламу, неуклонно увеличивается.
Анализ основных экономических показателей деятельности информационно-маркетинговой компании ООО «Софит» выявил, что объем выручки от реализации ООО «Софит» растет. Так, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. предприятие получило объем выручки от реализации в размере большем на 6877 тыс. руб. или на 9,85 %. Таким образом, у предприятия увеличивается доля на рынке, оно завоевывает постепенно рекламный рынок, все большее количество предприятий обращаются за услугами агентства.
Валовая прибыль ООО «Софит» имеет тенденцию увеличения. Так, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличение валовой прибыли составило 43 тыс.руб. или на 3,94 %. За двухлетний период чистая прибыль предприятия увеличилась на на 3,90 % или 32 тыс. руб. (865-833). Средняя численность за два года увеличилась 2,5 % с 28 чел. до 30 чел. Производительность труда увеличилась в 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 6,29 % с 249,43 тыс. руб. до 255,73 тыс. руб. Фондовооруженность увеличилась за счет обновления основных фондов. Причем за два года фондовооруженность увеличилась почти в два раза (на 95,08%). Фондоемкость уменьшилась на 48,74 процентных пункта.
Анализ ассортимента предлагаемых предприятием услуг и средств рекламы показал, что наибольший удельный вес в выручке от реализации подвидов услуг занимает предоставление профессиональной помощи клиентам, разработка эскизного проекта рекламы, изготовление рекламного оборудования занимает большой удельный вес в выпускаемой предприятием продукции.
Анализ конкурентных преимуществ ООО «Софит» выявил, что интерес рекламодателя к услугам ООО «Софит» привлекается за счет:
- творческого, неординарного подхода индивидуально к каждо¬му Заказчику;
- качественной работы высококвалифицированных специалис¬тов;
- многопрофильности предприятия и широкого диапазона представляемых услуг.
Расчет коэффициентов конкурентоспособно¬сти ООО «Софит» показал, что преимущества рекламного агентства ООО «Софит» выше по срав¬нению с конкурентом 1 на 6%, с конкурентом 2 - на 22%, с конкурен¬том 3-на 31%.
SWOT-анализ вычленения стратегических проблем, стоящих перед организацией выявил, что основными угрозами ООО «Софит» являются:
1) отсутствие перспективы высокого роста рынка наружной рекламы,
2) потеря имиджа ООО «Софит» у покупателей (если предприятие не будет заниматься продвижением и рекламой)
При этом у предприятия имеются следующие возможности:
1) увеличение доли рынка рекламного предприятия,
2) расширение видов деятельности,
2) расширение ассортимента товаров и услуг,
3) привлечение новых покупателей.
Анализ конъюнктуры рекламного рынка выявил возможность увеличение рынка сбыта при сохранении тенденции увеличении организации новых промышленных и торговых предприятий и внедрения новых видов оказываемых услуг, а также появлении необходимости изучения конъюнктуры рынка.
Анализ основных конкурентов ООО «Софит» выявил 5 основных конкурентов предприятия, которые работают в г. Уфе, производят наружную рекламу, занимаются изучением рынка, предоставлением консультационных услуг. Предприятие имея таких серьезных конкурентов должно серьезно работать над совершенствованием маркетинга на предприятии.
Анализ конкурентных преимуществ выявил, что предприятие обладает несомненным преимуществом перед предприятиями – конкурентами, особенно перед мастерской наружной рекламы «Буква», так она применяет в основном импортное сырье, цены на продукцию достаточно высокие, к тому же нет других видов услуг, которые оказывает ООО «Софит».
Анализ рынка наружной рекламы выявил, что покупателями данного вида продукции являются как промышленные, торговые предприятия (как частные так и государственные). Большее количество потенциальных рекламодателей предпочли бы средства наружной рекламы по приемлемой цене, следовательно, при изготовлении продукции желательно использовать наиболее дешевое отечественное сырье, которое практически не отличается от дорогого импортного. Необходимо так же, чтобы реклама носила информационный характер, чтобы у потенциальных рекламодателей развеять сомнения относительно низкого качества средств наружной рекламы и обосновать эффективность от ее использования. 43 % опрошенных руководителей торговых предприятий хотят использовать средства наружной рекламы и приобрести их, т.е. это реальные потребители средств наружной рекламы. Исследование проблем предприятия составлено путем экспертного опроса руководителей высшего и среднего звена. Основные проблемы на предприятия связаны с недостаточно гибкой оргструктурой, недостаточным изучением спроса на необходимые виды консалтинговых услуг рекламодателей, не используются возможности персонала, который мог бы предоставлять рекламодателям дополнительные виды информационных услуг.
У анализируемого предприятия имеется угроза в перспективе потерять значительную долю рынка, если конкуренты предпримут более активные действия. У предприятия есть свой рынок сбыта, некоторый опыт по организации продаж. Выявлены неиспользованные возможности для более сильного продвижения рекламного продукта. На основании приведенных сделано заключение, что анализируемое предприятие – ООО «Софит» недостаточно полно использует возможности продвижения своих услуг на рынке, завоевания новых рынков с помощью внедрения новых видов услуг.
Необходимо организовать работу персонала по поиску востребованных информационных и консалтинговых услуг, и внедрения новых видов услуг на предприятии, привлекать персонал для разработки управленческих решений на всех стадиях производственного процесса, использовать современные методы анализа и планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия для выработки решений по наилучшему использованию возможностей предприятия.
В третьей главе выпускной квалификационной работы разработаны и внедрены мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятии:
- Изменение организационной структуры предприятия,
- Увеличение ассортимента предлагаемых услуг,
- На основании расчета прогнозируемого ассортимента услуг произведен расчет потребности в персонале.
В ходе разработки мер по развитию услуг на рекламном рынке предложено расширить ассортимент услуг, предлагаемых ООО «Софит». Для того чтобы расширить сферу детальности предприятию предложено более полно использовать производственные мощности предприятия, использовать возможности Интернета для предоставления консультационных услуг клиентам. Необходимо устанавливать длительное сотрудничество с клиентом, активно формировать клиентскую базу.
Для этого необходимо:
- Стремиться сохранить существующих клиентов;
- Привлечь новых перспективных клиентов на взаимовыгодной основе;
- Способствовать развитию предприятия и товара клиента, тем самым, превращая его в своего постоянного клиента и делая его экономически более сильным и конкурентоспособным, переводя его в разряд ключевых или потенциально ключевых клиентов;
- Развивая рекламу предприятия и товара клиента, избегать возникновения такой структуры клиентской базы, когда предприятие становится уязвимым и зависимым от действий одного или нескольких крупных клиентов, когда именно клиент начинает диктовать условия.
Оценка эффективности стратегии осуществлена с применением методов экономико-математического моделирования. Составлен план получения выручки от реализации с учетом организации кафе быстрого обслуживания. Первоначально определены перспективы развития предприятия методом прогнозирования выручки от реализации с учетом фактора времени без учета реализации проекта. Проведен анализ временного ряда выручки от реализации за трехлетний период, на основании которого выявлена тенденция устойчивого роста выручки от реализации. Для прогнозирования было предположено, что выручка от реализации предприятия развивается по линейной функции. Для сглаживания прироста объема выручки от реализации проанализирован прирост выручки от реализации за предыдущие 3 года хозяйственной деятельности, проведен регрессионный и корреляционный анализ данных и получена функция зависимости объема выручки от реализации предприятия от фактора времени: ý(t)=378,18+80,59t, т.е. при увеличении фактора времени на один квартал объем выручки от реализации предприятия увеличивается в среднем на 80,59 тыс. руб.
На основании полученной модели спрогнозирована объем выручки от реализации предприятии в прогнозируемом периоде:
в 1 квартале 2207 тыс.руб.
во 2 квартале 2287 тыс.руб.
в 3 квартале 2368 тыс.руб.
в 4 квартале 2449 тыс.руб.
за прогнозируемый год 9310 тыс.руб.
Корреляционный анализ показал, что между фактором времени и выручкой от реализации существует коллинеарная зависимость.
Расчет экономической эффективности мероприятий, проведенный на основании прогнозирования выручки от реализации и учитывая фактор времени и факторы риска инноваций, показал эффективность внедрения предложенных мероприятий на предприятии: увеличение выручки от реализации продукции на 30,3 %, при этом увеличение себестоимости продукции незначительно – на 23,96 %; расширение и внедрение в производство несколько новых ассортиментных единиц продукции, услуг информационно-рекламного агентства; увеличение доли рынка предприятия, захват новых сегментов рынка, повышение престижа предприятия. Удельный вес себестоимости реализованных товаров к выручке от реализации уменьшается на 4,8 процентных пункта за счет того, что наценка на новые товары будет больше, чем на традиционные, поэтому возрастет валовая прибыль предприятия. На 12,6 % увеличивается сумма чистой прибыли. Относительное уменьшение себестоимости реализованной продукции даст возможность предприятию уменьшить цены на услуги ООО «Софит». Возможно, что будут предоставляться скидки постоянным клиентам.
Эффект выразится и в таких нефинансовых показателях, как улучшение организации процедуры принятия решений, планирования и повышение качества выпускаемой продукции, оказываемых услуг. Проведенный анализ реализации совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии ООО «Софит» показывает реальную возможность внедрения предлагаемой стратегии для улучшения положения предприятия на целевом рынке продажи рекламных проектов, оказания информационных услуг и достижения экономических эффектов. В свете вышесказанного практическая значимость данной выпускной квалификационной работы повышается, так как рекомендации, изложенные в ней, доказывают высокую эффективность предложенных мероприятий.
1. Федеральный Закон об информации, информати¬зации и защите информации (1992 г.)
2. Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" (1992 г.)
3. Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (№35-20-1 от 23.09.1992 г.)
4. Закон о науке и государственной научно-техни¬ческой политике" (№127-ФЗ от 23.08.1996 г.)
5. Закон "Об авторском праве и смежных правах" (№53-53-1 от 9.07.1993 г.)
6. Закон о защите прав потребителей (в ред. федеральных законов от 09.01.1996 от 17.12.1999 n 212-фз)
7. Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001 г. - 440 с.
8. Бушуева Л.И. Роль Интернет-услуги в практической маркетинговой деятельности /Маркетинг в России и за рубежом / 2001, №4(24), с.67
9. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов.-3-е изд., доп. и перераб. - М.: «Ось-89», 2002. – 864 с.
10. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МП "Сувенир", 2000 – 360 с.
11. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг / Пер. с нем., А.М. Макарова; Под ред. И.С.Минко. – М.: Высш.школа, 2000. – 850 с.
12. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 327 с.
13. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент/Пер, с англ. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского, — СПб.: Изд-зо "Питер", 2000 – 470 с.
14. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). – М., Юридическая фирма КОНТРАКТ, изд. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996. – 800 с.
15. Классификация отраслей науки (в соответствии с номенклатурой спе¬циальностей, утвержденной приказом Министерства науки и техноло¬гий РФ от 28 февраля 1995). - с. 27, 65.
16. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/Пер.-/с франц. — СПб.: Наука, 2000.- 569 с.
17. Лукашевич И. Развитие идей Н.Д.Кондратьева в теориях длинных волн нововведений/Вопросы эконо¬мики/ 2000, № 3, с.25
18. Липатова Р.Н. Развитие регионального рекламного рынка/ Российская газета/ 2003 г. ,20 ноября, с.5
19. Маркетинг: Пособие для практиков /Сост. Г. Лайс: Пер. с нем. - М.: Машиностроение, 2000. - 88 с.
20. Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые основы управления. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 480 с.
21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы ме¬неджмента: Пер. с англ. М. — Дело, 2000 – 980 с.
22. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная) (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. N ВК 477)
23. Менеджмент организации. / Под ред. З.П. Ру¬мянцевой, НА. Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2001 – 680 с.
24. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное пред¬приятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновле¬ние. Т. 1 и 2. — М.: Внешторгиздат, 2000 – 560 с.
25. Моисеева Н.К. Международный маркетинг. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2000 – 682 с.
26. Морозов Ю.П. Управление технологическими но¬вовведениями в условиях рыночных отношений. — Н. Новгород, 2000 – 890 с.
27. Морозов Р.Л. Рекламные Технологии/№ 2(39), апрель 2003 г., с.36
28. Основы управления персоналом/Под ред. Б.М.Генкина. — М.: Высшая школа, 2001 – 590 с.
29. Панкратов Ф.Г. и др. Рекламная деятельность. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 244 с.
30. Сисошвили С. Разработка инвестиционного проекта /Экономика и жизнь/ 2001 г., выпуск 13, июль, с.26
31. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:/ Г.В.Савицкая.- 7-е изд., испр.- Мн.: Новое знание, 2002.- 704 с.
32. Стратегическое маркетинговой планирование и управление на предприятии /У.Г.Зиннуров. – Уфа: 2000. – 950 с.
33. Управление персоналом организации/ Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 638 с.
34. Уфимская реклама: в поисках целевой аудитории/РИА "РосБизнесКонсалтинг"/2003, № 12, с. 15
35. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. – М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 2000. – 800 с.
36. Экономика труда./ Под ред. Проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. – М.: Юрист, 2002.- 592 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Главная задача производства и экономики в целом состоит в том, чтобы используя интеллект и физическую рабочую силу людей, преобразовать природные сырьевые ресурсы в форму, пригодную для удовлетворения потребностей. Маркетинг предназначен для того, чтобы достичь согласия между производителем продуктов и покупателями этих продуктов, т.е. потребителям.
В условиях динамичности и сложности среды, окружающей предприятие, возрастает роль систематического совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии. Исследования показывают, что в условиях жесткой локальной и глобальной конкурентной борьбы за деньги покупателя, за прочное место на рынке главным является повышение качества стратегического маркетинга как стратегического планирования на основе прогнозирования инфраструктуры рынка. Для успешной деятельности предприятия недостаточно выполнять все правила, установленные законодательными и нормативными актами в сфере налогообложения, организации оплаты труда и т.п. Необходимо еще в совершенстве владеть инструментарием маркетинга [25, с.36].
Удовлетворение потребителя лежит в основе традиционной концепции маркетинга, и оно же является центральным элементом рыночной ориентации. Удовлетворение потребителя предполагает, что предприятие прилагает усилия к изучению потребностей потребителей, к созданию ценности для них и к развитию навыков предугадывать новые покупательские проблемы. Отсутствие выраженной рыночной ориентации может негативно отразится на конкурентоспособности предприятия, на ее способности соответствовать требованиям новой маркетинговой среды. Ускорение и повсеместное распространение технологического прогресса приводить к сокращению жизненных циклов товаров и вынуждает предприятия обновлять свой ассортимент быстрее, чем раньше [16, с.252].
Немаловажную роль в развитии предприятия и экономики в целом играет реклама. Состояние рекламного рынка является одним из показателей того, что происходит в стране. Многие процессы и колебания ощущаются прежде всего на рекламе. Рекламный рынок зависит от двух параметров: от покупательной способности населения и инвестиционного климата, потому что задача рекламы — поддержание текущих продаж и построение бренда. Следствием любой рекламной кампании должны стать продажи максимально возможного количества товаров или услуг при наименьших затратах. Если поддержание текущих продаж непосредственно связано с тем, сколько есть денег у населения, которые люди готовы потратить на тот или иной товар или услугу, то создание бренда — это процесс инвестиционный. Ситуация, когда можно разработать грамотную по маркетинговой стратегии и одновременно эффективную рекламу, сегодня случается достаточно редко.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена современным состоянием маркетинговой деятельности на российских предприятиях и необходимостью ее совершенствования.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение вопросов организации эффективной маркетинговой деятельности на предприятии, разработка и реализация мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности на примере ООО «Софит»
В выпускной квалификационной работе поставлены и решены следующие задачи:
− рассмотрены теоретические основы совершенствования маркетинговой деятельности предприятия,
− выявлены основные задачи маркетинговой деятельности предприятия,
− выявлены основные проблемы в организации маркетинговой деятельности на российских предприятиях,
− проведен анализ состояния регионального рекламного рынка, перспективы его развития,
− изучена методика совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии,
− проведен анализ текущей маркетинговой ситуации на примере предприятия ООО «Софит»,
− определены конкурентные позиции предприятия на целевом рынке,
− выявлены стратегические проблемы, стоящие перед предприятием,
− проведен анализ конъюнктуры рекламного рынка, выявлен спрос на оказание новых видов услуг,
− проанализирована эффективность маркетинговой деятельности на предприятии,
− разработаны конкретные мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности на ООО «Софит»,
− оценена эффективность предложенных мероприятий.
Для решения поставленных задач была рассмотрена следующая система показателей, характеризующих:
− технико-экономическую характеристику предприятия;
− определяющие конкурентную позицию предприятия на целевом рынке,
− вычленяющие стратегические проблемы предприятия на рынке.
Анализ организации маркетинговой деятельности предприятия проводился на примере конкретного предприятия ООО «Софит».
Для раскрытия темы была использована научная литература, периодические издания, изучены законы и нормативные документы, и другие формы бухгалтерской отчетности и учета.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
Введение 4
Глава 1. Структура системы совершенствования маркетинговой деятельности предприятия 7
1.1 Современное состояние организации маркетинговой деятельности на предприятиях 7
1.2 Способы обеспечения эффективной организации маркетинга предприятия 11
1.3 Цель, задачи и методика совершенствования маркетинговой деятельности предприятий 16
Глава 2. Анализ текущей маркетинговой ситуации на примере предприятия ООО 24
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 24
2.2 Определение конкурентной позиции предприятия на целевом рынке 32
2.3 Анализ эффективности маркетинга предприятия 45
Глава 3. Разработка и реализация мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности на примере ООО 52
3.1 Разработка мер по развитию услуг на рекламном рынке 52
3.2 Повышение эффективности работы с клиентами 64
3.3 Оценка экономической целесообразности и эффективности мероприятий по совершенствованию маркетинга 69
Заключение 74
Список использованной литературы 80
Приложения: ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета опроса руководителей промышленных предприятий
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкета опроса руководителей торговых предприятий
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анкета опроса руководителей торговых и промышленных предприятий
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Анкета опроса специалистов ООО «С»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Предлагаемые к внедрению новые виды услуг для ООО «С»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Анализ спроса на рекламные услуги ООО «С»
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Средняя трудоемкость услуг маркетинговых компаний
дипломная работа, доклад, раздаточный материал, рецензия
Многие современные проблемы и противоречия социально-экономического реформирования в России вызваны недостаточной подготовкой руководителей различного уровня к работе в рыночных условиях. Для решения проблем современного предприятия, два ли не единственным механизмом, который в обычных условиях нужен для процветания, а в условиях кризиса он становится едва ли не единственным механизмом, который поможет фирме выжить. Все преуспевающие предприятия отличаются абсолютной ориентацией на потребителя и всесторонним применением маркетинга.
Задачами маркетинговой деятельности предприятия являются:
- обеспечение информацией о внешних условиях функционирования фирмы;
- создание товара, наиболее полно удовлетворяющему требованиям рынка, чем товары конкурентов;
- воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.
Маркетинговые службы предприятий должны оказывать влияние на реализацию всех важнейших функций предприятия, оно должно производить продук¬ты, которые можно продать с прибылью, а не те, которые ему легче изготовить. Предприятия могут выбирать между тем, создавать ли свои маркетинговые службы на предприятии или воспользоваться услугами рекламных агентств, которое должно профессионально выполнить рекламу, предоставить предприятию информационные услуги. В настоящее время в России лишь немногие рекламные агентства отвечают предъявляемым требованиям. Большинство российских предприятий предпочитают иметь собственных специалистов по рекламе, которые и занимаются разработкой и подготовкой рекламных акций, а к услугам рекламных агентств прибегают только для реализации готового проекта. Однако все больше российских предприятий начинают переходить от разовых рекламных акций к широкомасштабным кампаниям по созданию имиджа предприятия, раскрутке торговой марки. А это значит, что ими будут востребованы услуги по проведению полноценных рекламных кампаний, предоставляемых рекламными агентствами. В свою очередь рекламные агентства должны учитывать особенности развития регионального рынка рекламы и на основании этого совершенствовать маркетинговую деятельность.
Региональный рынок рекламы имеет тенденцию роста — по оценке уфимских рекламщиков, от 10% до 20% в год, которому способствует массовый приход в Уфу московского и иностранного капитала и развитие местного малого и среднего бизнеса, в первую очередь сферы услуг, последний является наиболее перспективным направлением развития рекламного рынка.
Задачами совершенствования маркетинговой деятельности предприятий является:
- комплексное изучение рынка для достижения целей предприятия,
- выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребителей;
- разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
- формирование спроса;
- планирование и осуществление сбыта;
- разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.
Реклама - инструмент, всемерно содействующий развитию торговли и промышленности, но необходимо регулировать рекламную деятельность с точки зрения распространения рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение, причинить вред жизни, здоровью, имуществу граждан, окружающей среде, интересам предпринимателей и обществу в целом.
Предприятие должно совершенствовать рекламные мероприятий в целях краткосрочного, среднесрочного или долгосрочного развития, продвижения товара путем проведения рекламных мероприятий по конкретному това¬ру или услуге. Методика совершенствования маркетинговой деятельности предприятий состоит в разработке и реализации стратегии маркетинга, руководствуясь которым организация рассчитывает решить свои мар¬кетинговые задачи. Она включает конкретные стратегии по целевым рынкам, комплексу маркетинга, уровню затрат на маркетинг.
Зарубежный и отечественный опыт в области рекламы пока¬зывает, что комплексное и последовательное проведение рек¬ламных мероприятий, разработанных с учетом маркетинговой стратегии, дает значительно больший эффект, чем отдельные, не связанные между собой общей целью и разобщенные во вре¬мени. Эффективность рекламных кампаний достигается также за счет широкого использования массовых средств рекламы, одни из которых дополняют и усиливают действие других. Рекламные мероприятия в рекламной кампании должны иметь одну форму, одну гамму цветов и, в конечном итоге, со¬ставлять вместе единое целое.
Наиболее часто встречающимся недо¬статков планирования рекламных кампаний является неспо¬собность четко и ясно определить цели рекламы. Правильная и обоснованная формулировка цели рекламной кампании позво¬ляет дать четкий ответ на вопрос, для чего она проводится. При определении цели необходимо обеспечить соответствие ее мар¬кетинговой и рекламной стратегии фирмы. Основной задачей при выборе средства распространения рекламы является донесение рекламного сообщения до макси¬мального числа потенциальных покупателей.
Результатом выполненной выпускной квалификационной работы является выработка предложений и рекомендаций по разработке путей совершенствования маркетинговой деятельности в информационно-маркетинговой компании ООО «Софит» с целью его максимального воздействия на общие результаты деятельности предприятия, а именно, увеличение объема продаж, повышение суммы прибыли, завоевание большей доли рынка, усиление роли экономических рычагов в управлении предприятием.
В России цивилизованный рынок предлагаемых реальных услуг находится на стадии формирования. В перспективе он будет расти, так как число предприятий товаропроизводителей, предпочитающих качественную рекламу, неуклонно увеличивается.
Анализ основных экономических показателей деятельности информационно-маркетинговой компании ООО «Софит» выявил, что объем выручки от реализации ООО «Софит» растет. Так, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. предприятие получило объем выручки от реализации в размере большем на 6877 тыс. руб. или на 9,85 %. Таким образом, у предприятия увеличивается доля на рынке, оно завоевывает постепенно рекламный рынок, все большее количество предприятий обращаются за услугами агентства.
Валовая прибыль ООО «Софит» имеет тенденцию увеличения. Так, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличение валовой прибыли составило 43 тыс.руб. или на 3,94 %. За двухлетний период чистая прибыль предприятия увеличилась на на 3,90 % или 32 тыс. руб. (865-833). Средняя численность за два года увеличилась 2,5 % с 28 чел. до 30 чел. Производительность труда увеличилась в 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 6,29 % с 249,43 тыс. руб. до 255,73 тыс. руб. Фондовооруженность увеличилась за счет обновления основных фондов. Причем за два года фондовооруженность увеличилась почти в два раза (на 95,08%). Фондоемкость уменьшилась на 48,74 процентных пункта.
Анализ ассортимента предлагаемых предприятием услуг и средств рекламы показал, что наибольший удельный вес в выручке от реализации подвидов услуг занимает предоставление профессиональной помощи клиентам, разработка эскизного проекта рекламы, изготовление рекламного оборудования занимает большой удельный вес в выпускаемой предприятием продукции.
Анализ конкурентных преимуществ ООО «Софит» выявил, что интерес рекламодателя к услугам ООО «Софит» привлекается за счет:
- творческого, неординарного подхода индивидуально к каждо¬му Заказчику;
- качественной работы высококвалифицированных специалис¬тов;
- многопрофильности предприятия и широкого диапазона представляемых услуг.
Расчет коэффициентов конкурентоспособно¬сти ООО «Софит» показал, что преимущества рекламного агентства ООО «Софит» выше по срав¬нению с конкурентом 1 на 6%, с конкурентом 2 - на 22%, с конкурен¬том 3-на 31%.
SWOT-анализ вычленения стратегических проблем, стоящих перед организацией выявил, что основными угрозами ООО «Софит» являются:
1) отсутствие перспективы высокого роста рынка наружной рекламы,
2) потеря имиджа ООО «Софит» у покупателей (если предприятие не будет заниматься продвижением и рекламой)
При этом у предприятия имеются следующие возможности:
1) увеличение доли рынка рекламного предприятия,
2) расширение видов деятельности,
2) расширение ассортимента товаров и услуг,
3) привлечение новых покупателей.
Анализ конъюнктуры рекламного рынка выявил возможность увеличение рынка сбыта при сохранении тенденции увеличении организации новых промышленных и торговых предприятий и внедрения новых видов оказываемых услуг, а также появлении необходимости изучения конъюнктуры рынка.
Анализ основных конкурентов ООО «Софит» выявил 5 основных конкурентов предприятия, которые работают в г. Уфе, производят наружную рекламу, занимаются изучением рынка, предоставлением консультационных услуг. Предприятие имея таких серьезных конкурентов должно серьезно работать над совершенствованием маркетинга на предприятии.
Анализ конкурентных преимуществ выявил, что предприятие обладает несомненным преимуществом перед предприятиями – конкурентами, особенно перед мастерской наружной рекламы «Буква», так она применяет в основном импортное сырье, цены на продукцию достаточно высокие, к тому же нет других видов услуг, которые оказывает ООО «Софит».
Анализ рынка наружной рекламы выявил, что покупателями данного вида продукции являются как промышленные, торговые предприятия (как частные так и государственные). Большее количество потенциальных рекламодателей предпочли бы средства наружной рекламы по приемлемой цене, следовательно, при изготовлении продукции желательно использовать наиболее дешевое отечественное сырье, которое практически не отличается от дорогого импортного. Необходимо так же, чтобы реклама носила информационный характер, чтобы у потенциальных рекламодателей развеять сомнения относительно низкого качества средств наружной рекламы и обосновать эффективность от ее использования. 43 % опрошенных руководителей торговых предприятий хотят использовать средства наружной рекламы и приобрести их, т.е. это реальные потребители средств наружной рекламы. Исследование проблем предприятия составлено путем экспертного опроса руководителей высшего и среднего звена. Основные проблемы на предприятия связаны с недостаточно гибкой оргструктурой, недостаточным изучением спроса на необходимые виды консалтинговых услуг рекламодателей, не используются возможности персонала, который мог бы предоставлять рекламодателям дополнительные виды информационных услуг.
У анализируемого предприятия имеется угроза в перспективе потерять значительную долю рынка, если конкуренты предпримут более активные действия. У предприятия есть свой рынок сбыта, некоторый опыт по организации продаж. Выявлены неиспользованные возможности для более сильного продвижения рекламного продукта. На основании приведенных сделано заключение, что анализируемое предприятие – ООО «Софит» недостаточно полно использует возможности продвижения своих услуг на рынке, завоевания новых рынков с помощью внедрения новых видов услуг.
Необходимо организовать работу персонала по поиску востребованных информационных и консалтинговых услуг, и внедрения новых видов услуг на предприятии, привлекать персонал для разработки управленческих решений на всех стадиях производственного процесса, использовать современные методы анализа и планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия для выработки решений по наилучшему использованию возможностей предприятия.
В третьей главе выпускной квалификационной работы разработаны и внедрены мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятии:
- Изменение организационной структуры предприятия,
- Увеличение ассортимента предлагаемых услуг,
- На основании расчета прогнозируемого ассортимента услуг произведен расчет потребности в персонале.
В ходе разработки мер по развитию услуг на рекламном рынке предложено расширить ассортимент услуг, предлагаемых ООО «Софит». Для того чтобы расширить сферу детальности предприятию предложено более полно использовать производственные мощности предприятия, использовать возможности Интернета для предоставления консультационных услуг клиентам. Необходимо устанавливать длительное сотрудничество с клиентом, активно формировать клиентскую базу.
Для этого необходимо:
- Стремиться сохранить существующих клиентов;
- Привлечь новых перспективных клиентов на взаимовыгодной основе;
- Способствовать развитию предприятия и товара клиента, тем самым, превращая его в своего постоянного клиента и делая его экономически более сильным и конкурентоспособным, переводя его в разряд ключевых или потенциально ключевых клиентов;
- Развивая рекламу предприятия и товара клиента, избегать возникновения такой структуры клиентской базы, когда предприятие становится уязвимым и зависимым от действий одного или нескольких крупных клиентов, когда именно клиент начинает диктовать условия.
Оценка эффективности стратегии осуществлена с применением методов экономико-математического моделирования. Составлен план получения выручки от реализации с учетом организации кафе быстрого обслуживания. Первоначально определены перспективы развития предприятия методом прогнозирования выручки от реализации с учетом фактора времени без учета реализации проекта. Проведен анализ временного ряда выручки от реализации за трехлетний период, на основании которого выявлена тенденция устойчивого роста выручки от реализации. Для прогнозирования было предположено, что выручка от реализации предприятия развивается по линейной функции. Для сглаживания прироста объема выручки от реализации проанализирован прирост выручки от реализации за предыдущие 3 года хозяйственной деятельности, проведен регрессионный и корреляционный анализ данных и получена функция зависимости объема выручки от реализации предприятия от фактора времени: ý(t)=378,18+80,59t, т.е. при увеличении фактора времени на один квартал объем выручки от реализации предприятия увеличивается в среднем на 80,59 тыс. руб.
На основании полученной модели спрогнозирована объем выручки от реализации предприятии в прогнозируемом периоде:
в 1 квартале 2207 тыс.руб.
во 2 квартале 2287 тыс.руб.
в 3 квартале 2368 тыс.руб.
в 4 квартале 2449 тыс.руб.
за прогнозируемый год 9310 тыс.руб.
Корреляционный анализ показал, что между фактором времени и выручкой от реализации существует коллинеарная зависимость.
Расчет экономической эффективности мероприятий, проведенный на основании прогнозирования выручки от реализации и учитывая фактор времени и факторы риска инноваций, показал эффективность внедрения предложенных мероприятий на предприятии: увеличение выручки от реализации продукции на 30,3 %, при этом увеличение себестоимости продукции незначительно – на 23,96 %; расширение и внедрение в производство несколько новых ассортиментных единиц продукции, услуг информационно-рекламного агентства; увеличение доли рынка предприятия, захват новых сегментов рынка, повышение престижа предприятия. Удельный вес себестоимости реализованных товаров к выручке от реализации уменьшается на 4,8 процентных пункта за счет того, что наценка на новые товары будет больше, чем на традиционные, поэтому возрастет валовая прибыль предприятия. На 12,6 % увеличивается сумма чистой прибыли. Относительное уменьшение себестоимости реализованной продукции даст возможность предприятию уменьшить цены на услуги ООО «Софит». Возможно, что будут предоставляться скидки постоянным клиентам.
Эффект выразится и в таких нефинансовых показателях, как улучшение организации процедуры принятия решений, планирования и повышение качества выпускаемой продукции, оказываемых услуг. Проведенный анализ реализации совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии ООО «Софит» показывает реальную возможность внедрения предлагаемой стратегии для улучшения положения предприятия на целевом рынке продажи рекламных проектов, оказания информационных услуг и достижения экономических эффектов. В свете вышесказанного практическая значимость данной выпускной квалификационной работы повышается, так как рекомендации, изложенные в ней, доказывают высокую эффективность предложенных мероприятий.
1. Федеральный Закон об информации, информати¬зации и защите информации (1992 г.)
2. Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" (1992 г.)
3. Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (№35-20-1 от 23.09.1992 г.)
4. Закон о науке и государственной научно-техни¬ческой политике" (№127-ФЗ от 23.08.1996 г.)
5. Закон "Об авторском праве и смежных правах" (№53-53-1 от 9.07.1993 г.)
6. Закон о защите прав потребителей (в ред. федеральных законов от 09.01.1996 от 17.12.1999 n 212-фз)
7. Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001 г. - 440 с.
8. Бушуева Л.И. Роль Интернет-услуги в практической маркетинговой деятельности /Маркетинг в России и за рубежом / 2001, №4(24), с.67
9. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов.-3-е изд., доп. и перераб. - М.: «Ось-89», 2002. – 864 с.
10. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МП "Сувенир", 2000 – 360 с.
11. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг / Пер. с нем., А.М. Макарова; Под ред. И.С.Минко. – М.: Высш.школа, 2000. – 850 с.
12. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 327 с.
13. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент/Пер, с англ. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского, — СПб.: Изд-зо "Питер", 2000 – 470 с.
14. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). – М., Юридическая фирма КОНТРАКТ, изд. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996. – 800 с.
15. Классификация отраслей науки (в соответствии с номенклатурой спе¬циальностей, утвержденной приказом Министерства науки и техноло¬гий РФ от 28 февраля 1995). - с. 27, 65.
16. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/Пер.-/с франц. — СПб.: Наука, 2000.- 569 с.
17. Лукашевич И. Развитие идей Н.Д.Кондратьева в теориях длинных волн нововведений/Вопросы эконо¬мики/ 2000, № 3, с.25
18. Липатова Р.Н. Развитие регионального рекламного рынка/ Российская газета/ 2003 г. ,20 ноября, с.5
19. Маркетинг: Пособие для практиков /Сост. Г. Лайс: Пер. с нем. - М.: Машиностроение, 2000. - 88 с.
20. Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые основы управления. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 480 с.
21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы ме¬неджмента: Пер. с англ. М. — Дело, 2000 – 980 с.
22. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная) (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. N ВК 477)
23. Менеджмент организации. / Под ред. З.П. Ру¬мянцевой, НА. Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2001 – 680 с.
24. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное пред¬приятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновле¬ние. Т. 1 и 2. — М.: Внешторгиздат, 2000 – 560 с.
25. Моисеева Н.К. Международный маркетинг. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2000 – 682 с.
26. Морозов Ю.П. Управление технологическими но¬вовведениями в условиях рыночных отношений. — Н. Новгород, 2000 – 890 с.
27. Морозов Р.Л. Рекламные Технологии/№ 2(39), апрель 2003 г., с.36
28. Основы управления персоналом/Под ред. Б.М.Генкина. — М.: Высшая школа, 2001 – 590 с.
29. Панкратов Ф.Г. и др. Рекламная деятельность. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 244 с.
30. Сисошвили С. Разработка инвестиционного проекта /Экономика и жизнь/ 2001 г., выпуск 13, июль, с.26
31. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:/ Г.В.Савицкая.- 7-е изд., испр.- Мн.: Новое знание, 2002.- 704 с.
32. Стратегическое маркетинговой планирование и управление на предприятии /У.Г.Зиннуров. – Уфа: 2000. – 950 с.
33. Управление персоналом организации/ Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 638 с.
34. Уфимская реклама: в поисках целевой аудитории/РИА "РосБизнесКонсалтинг"/2003, № 12, с. 15
35. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. – М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 2000. – 800 с.
36. Экономика труда./ Под ред. Проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. – М.: Юрист, 2002.- 592 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
3 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
700 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую