Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Отношение подростков к общению в Интернет

  • 80 страниц
  • 2014 год
  • 491 просмотр
  • 1 покупка
Автор работы

PsychoMax

999 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект отношения подростков к общению в социальных сетях 5
1.1. Общение в подростковом возрасте 5
1.1.1. Понятие общения 5
1.1.2. Особенности общения в подростковом возрасте. 8
1.1.3. Содержательная сторона общения в подростковом возрасте. 10
1.2.1. История становления общения в Интернете. 12
1.2.2. СпецификаИнтернет-общения. 16
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Организация и методы исследования 20
2.1. Программа исследования 20
2.2. Описание выборки исследования 20
2.3. Описание процедуры исследования 22
2.4. Методы исследования 22
2.5. Методы обработки эмпирических данных 26
Глава 3. Эмпирическое исследование отношения к общению подростков с различным уровнем погруженности в интернет-среду 26
3.1. Выявление риска Интернет зависимого поведения 26
3.2. Анализ поведения подростков в Интернете 31
3.3. Особенности проблемных переживании подростков 53
3.4.Анализ содержательных компонентов отношения к общению в исследуемых группах 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ВЫВОДЫ 67
Список литературы 70

Определение понятия общения осложняется множеством взглядов и толкований этого понятия.
Некоторые авторы рассматривают общение как социально-ориентированный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются личностные отношения и установки на социальные нормы.
В философской литературе проблематикой общения занимались такие ученые как Б. Д. Парыгин, Л. П. Буева, М. С. Каган, В. С. Коробейников, В. М. Соковин. Б. Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности» [27]. Л. П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения [6]. М. С. Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», выражающий «практическую активность субъекта» [16]. В. С. Коробейников определяет общение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характеристиками» [18]. В. М. Соковнин пишет«С философской точки зрения, общение — это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания» [34, С. 15]. Таким образом, с точки зрения философской концепции процесс общения личности с другими рассматривается как актуализация по-настоящему существующих общественных отношений, в свою очередь общественные отношения, согласно все той же философской концепции, обусловливают форму общения.
В психологической литературе так же однозначного определения понятия общения нет.
А. А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» [5]. Позиция А. А. Бодалева принимается многими психологами.
Общение как деятельность. В этом случае речь, скорее идет о взглядах А. А. Леонтьева, считавшим, что общение — это особый вид деятельности и выступает как компонент, составная часть (и одновременно условие) другой, некоммуникативной деятельности [22].Помимо Алексея Алексеевича, понятие общения как деятельность рассматривал и В. М. Целуйко, определяя общение как форму деятельности, которая осуществляется между людьми как равными партнерами и приводит к установлению психического контакта [36]. Позиции Алексея Алексеевича Леонтьева разделяет В. Н. Панферов, который отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения», так же Владимир Николаевич рассматривает точку зрения на общение как процесс взаимодействия, но подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействий, благополучных для процесса деятельности» [21, С. 6].
Были авторы, которые не разделяли понимание общения как деятельности, например, В. Г. Афанасьев, Д. И. Дубровский Л. М. Архангельский [2, 4, 12], отмечая, что общение есть лишь непременный атрибут любой человеческой деятельности, а не вид деятельности. Л. П. Буева трактовала общение как принципиально иное явление, чем деятельность, тем самым не принимая позицию понимания общения как деятельности [6]. Подобные противоречия довольно распространены и без четкого понимания понятия деятельности, нельзя разрешить этот спор в чью либо пользу [14]...

В связи с этим было проведено исследование отношения подростков к общению в сети Интернет на базе школ Санкт-Петербурга.
Основная гипотеза исследования: Существуют различия в отношении к общению у подростков, характеризующихся разным уровнем погруженности в Интернет среду.
Частные гипотезы:
1. Подростки, характеризующиеся глубоким погружением в интернет-среду и выраженными паттернами интернет-зависимого поведения характеризуются большим предпочтением интернет-коммуникации, заменяющей им реальную среду общения.
2. Проблемные отношения с субъектами реального общения приводят к большему погружению в интернет-коммуникацию.
Объект исследования: подростки в возрасте 14-17 лет, которые пользуются Интернет.
Предмет исследования: отношение подростков 14-17 лет к общению в Интернет.
Цель исследования изучить особенности отношения к общению подростков с различным уровнем погруженности в Интернет.
Задачи исследования:

Введение
Актуальность исследования. Общение через Интернет стало таким же обычным и повседневным, как и коммуникация вне сети. Тенденция на использование социальных сетей среди молодежи возрастает, в связи с этим формируется определенное отношение к осуществлению подобной формы коммуникации. По данным «Фонда развития Интернет» на 2009 год, в России подростки в возрасте 14-17 лет являются главными пользователями интернет (90% всех российских подростков против 30% взрослого населения)[42].
Среди исследователей взаимодействия человека и информационных в России (А.Е. Войкунский, Ц.П. Короленко, Ю.М. Кузнецова, В.А. Лоскутова (Бурова), В.Л. Малыгин, М.А. Савельева, Н.В. Чудова и др.) нет однозначного мнения о «знаке» влияния интернета на подростков [7, 19, 20, 23, 31]. Безусловным является факт, что подростки преимущественно используют Интернет для осуществления коммуникации.
...

1.1.1. Понятие общения
Определение понятия общения осложняется множеством взглядов и толкований этого понятия.
Некоторые авторы рассматривают общение как социально-ориентированный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются личностные отношения и установки на социальные нормы.
В философской литературе проблематикой общения занимались такие ученые как Б. Д. Парыгин, Л. П. Буева, М. С. Каган, В. С. Коробейников, В. М. Соковин. Б. Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности» [27]. Л. П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения [6]. М. С. Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», выражающий «практическую активность субъекта» [16]. В. С. Коробейников определяет общение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характеристиками» [18]. В. М.
...

1.1.2. Особенности общения в подростковом возрасте.
Большинство ученых сходится во мнении, что подростковый возраст является переломным, переходным, критическим, но чаще рассматривается как возраст полового созревания [6]. В то же время, однозначного мнения о хронологических рамках подросткового периода нет и до настоящего времени. Так, например, Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет, а по Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет. Ж.Пиаже рассматривает возраст с 11-12 лет до 14-15 лет как возраст, в котором «окончательно формируется личность и строится программа жизни» подростка, для чего нужно развитие формального мышления. Ж.Пиаже считал так же, что испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. Л.Ф.
...

1.1.3. Содержательная сторона общения в подростковом возрасте.
Как было сказано ранее, общение в подростковом возрасте является ведущим типом деятельности. События, которые происходят в жизни подростка, так или иначе связаны с общением со сверстниками, родителями, учителями.
Содержательно общение у подростков можно разделить на несколько компонентов. Например, А.В.Мудрик предложил следующие компоненты общения подростков: идейно-нравственные; событийные стороны жизни; эмоциональные аспекты жизни; предметная сфера.
В идейно-нравственном контексте подростки могут говорить на тему смысла жизни, обсуждать со сверстниками мировые проблемы, так же и жизненные планы, взаимоотношения людей, которые их окружают. В этом компоненте проявляется отношение подростка. Термин «отношение», в этом случае понимается, как система определяющая характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на объект, который воспринимается личностью [13].
...

1.2.1. История становления общения в Интернете.
Коммуникативный потенциал сети интернет был открыт еще тогда, когда не было понятия «Интернет». В 1969 году, 29 октябрямежду Калифорнийским университетом Лос-Анджелеса и вСтэндфордским исследовательским институтом – провели первый сеанс связи. Оператор Ч. Клайни Б. Дювалль пытались установить связь между компьютерами учебных заведений. Им удалось отправить всего три символа «LOG», после этого сеть перестала работать. Эти символы должны были быть словом LOGON, командой, для входа в систему другого компьютера. Эту дату и принято считать днём появления сети Интернет [39]. Даже тогда, на этапе «создания всемирной паутины» (WorldWideWeb), люди обменивались информацией, стало быть можно считать, что обмен данными – было основной целью создания всемирной сети, а это и есть коммуникация.
В 1971 году людям дали возможность вести переписку по средствам электронной почты.
...

1.2.2. СпецификаИнтернет-общения.
Так как объектом внимания в данной работе являются подростки, то далее будет отражена специфика общения в интернете именно подростков.
Интернет, как мы можем наблюдать, стал, своего рода, новым аспектом нашей повседневной жизни и сферой деятельности огромного числа людей, особенно в подростковом возрасте. Во время интернет коммуникации подростки общаются, чаще всего, с помощью письменной речи. Это определяет интернет как специфический вид межличностных отношений, в котором присутствуют новые формы и выражения эмоций посредством печатного текста, использование специальных символов и графических изображений, звуковых сигналов, а также увеличение числа эмоционально насыщенных слов позволяют характеризовать собеседника.
Саксонова Ю.И. посредством анализа текста пользователей различных интернет ресурсов выделила и обобщила характерные особенности коммуникации подростков в сети интернете, отличающиеся от других форм общения.
Во-первых, это анонимность.
...

Выводы по первой главе
Проведенный теоретический анализ позволил сделать вывод о многогранности понятия общения на основе количества подходов. Большинство подходов сходятся в том, что общение является процессом передачи информации между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.
Среди множества походов к изучению подросткового возраста нетоднозначного мнения о хронологических рамках подросткового периода, но большинство исследователей сходятся во мнении, что подростковый возраст является переломным, переходным, критическим, но чаще рассматривается как возраст полового созревания.
Кроме того, роль общения для подростка является ведущим типом деятельности. По средствам процесса общения подросток осваивает социальные нормы, нормы поведения в обществе, нормы морали.
...

2.1. Программа исследования
Цель исследования изучить характер отношения подростков к общению в социальных сетях.
Объект исследования: подростки в возрасте 14-17 лет, которые пользуются Интернет.
Предмет исследования: отношение подростков 14-17 лет к общению в Интернет.
Основная гипотеза исследования: Существуют различия в отношении к общению у подростков, характеризующихся разным уровнем погруженности в Интернет среду.
Частные гипотезы:
1. Подростки, характеризующиеся глубоким погружением в интернет-среду и выраженными паттернами Интернет-зависимого поведения, характеризуются большим предпочтением Интернет-коммуникации, заменяющей им реальную среду общения.
2. Проблемные отношения с субъектами реального общения приводят к большему погружению в интернет-коммуникацию.
В настоящем эмпирическом исследовании приняли участие 36 подростков-школьников 7 – 11-х классов Гимназии №498 Невского района Санкт-Петербурга.
...

2.2. Описание выборки исследования
Эмпирическое исследование проводилось в Образовательном учреждении "ГБОУ гимназия № 498" Невского района Санкт-Петербурга.В исследовании приняли участие 36 подростков-школьников 7 – 11-х классов, из них 11 юношей и 25 девушек (31% и 69% соответственно).
ГБОУ гимназия № 498 - гуманитарно-сориентированное образовательное учреждение, главной целью которого является формирование всесторонне развитой личности, способной к социальной адаптации в современных условиях. Образ гимназии — Школа социально ответственного интеллекта, гибкого ума, высокой нравственности, здоровья, построенная на принципах взаимоуважения, свободы, самоценности знания. Учебное заведение является членом Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, входит в Фонд поддержки отечественного образования. Так же гимназия является победителем конкурса общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
...

2.3. Описание процедуры исследования
Эмпирическое исследование проходило на базе вышеуказаннойгимназии с ноября 2013 г. по июнь 2014 г. в три этапа с соблюдением принципа добровольности и анонимности респондентов.
Первый этап эмпирического исследования. На этом этапе производился теоретический анализ подходов к изучению отношения подростков к общению в Интернет.
Второй этап эмпирического исследования. На основе анализа изученной литературы были подобраны методики. В течении марта учащиеся поочерёдно заполняли предложенные им методики. Для более комфортной психологической обстановки учащиеся заполняли методики на уроках информатики в течение одного академического часа, соблюдая инструкцию, предложенную для каждой методики. Кроме того все участники исследования имели возможность получить разъяснения по непонятным вопросам.
Третий этап эмпирического исследования. Статистически обработаны и проанализированы результаты методик.
...

2.4. Методы исследования
Эмпирическую основу исследования составили следующие методики:
1. Шкала Интернет-зависимости Чена (S.-H.Cnen, 2003; адаптирован В.Л.Малыгиным) [23].
2. Методика "Психологические проблемы подростков (ППП)" Регуш Л.А. и др. [30]
3. Методика "Опросник межличностных отношений (ОМО)" В. Шутца, адаптация А. А. Рукавишников [43].
4. Анкета "Отношение подростков к Интернет" [Приложение 1].

Шкала Интернет-зависимости Чена
Шкала Интернет-зависимостиЧена в адаптации В.Л.Малыгина является сегодня наиболее надежным диагностическим скрининговым инструментом и позволяет учитывать системообразующие факторы интернет-зависимого (ИЗ) поведения. Адаптация и валидизация теста проводилась в общеобразовательных школах г.Москвы и Центре психотерапии профессора В.Л.Малыгина [23].
Тест включает в себя 5 оценочных шкал:
1.Шкала «компульсивных симптомов» (Com) выявляет навязчивые влечения к продолжительному нахождению в Сети.

2.5. Методы обработки эмпирических данных
Обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью методов качественного и количественного анализа. Для обработки результатов анкетирования применялся контент-анализ эмпирических данных и анализ частотных соотношений. Основными методами статистической обработки были анализ достоверности различий, корреляционный и факторный анализы. В целях определения статистической достоверности различий в уровневом анализе мы привлекали параметрический критерий – t-Критерий Стьюдента для независимых выборок для данных, полученных по метрическим шкалам.
На этапе обработки результатов исследования был использован пакет прикладных программ статистической обработки данных "STATISTIСA" ver. 6.1. для персональных компьютеров типа PENTIUM.
Глава 3. Эмпирическое исследование отношения к общению подростков с различным уровнем погруженности в интернет-среду
3.1.
...

3.1. Выявление риска Интернет зависимого поведения
Для определения риска мы использовали такой надшкальный критерий Шкалы Интернет-зависимости Чена, как ключевой симптом Интернет-зависимости (далее – ИЗ). По результатам обработки наша выборка разделилась на три группы.
Первая группа подростков с минимальным риском возникновения интернет-зависимого поведения включает 11 учащихся (30%), средний возраст которых 15 лет. Группа состоит из 9 девочек и 2 мальчиков (82% и 18% соответственно).
Вторая группа подростков со склонностью к возникновению интернет-зависимого поведения включает 19 учащихся (53%), средний возраст которых так же 15 лет. Группа состоит из 6 мальчиков и 13 девочек (32% и 68% соответсвенно).
Третья группа подростков с выраженным и устойчивым паттерном интернет-зависимого поведения включает 6 человек (17%), средний возраст которых 16 лет. Группа состоит из 3 мальчиков и 3 девочек.
Обратимся к рассмотрению средних значений по шкалам методики Чена.
...

3.2. Анализ поведения подростков в Интернете
Для изучения поведения подростков в Сети нами была разработана Анкета «Подростки об Интернет». Обратимся к результатам анкетирования (см. таблицу 5).

Таблица 5
Результаты качественного анализа временных параметров нахождения в Интернет подростков по данным Анкет
Маркеры Интернет поведения
1 группа с минимальным риском ИЗ поведения (чел., %)
2 группа со склонностью к возникновению ИЗ поведения (чел., %)
3 группа с выраженным и устойчивым паттерном ИЗ поведения (чел., %)
Постоянно посещаю Int.
6 (54%)
14 (73%)
6 (100%)
Один раз в день
5 (46%)
5 (27%)
-
Пользуюсь Int. От 1 до 3 лет
1 (9%)
4 (21%)
2 (33%)
Пользуюсь Int. От 3 до 5 лет
3 (27%)
6 (32%)
1 (17%)
Пользуюсь Int. более 5 лет
7 (64%)
9 (47%)
3 (50%)
Могу быть в Сети от 4 до 5 часов и более без отрыва на др. дела
-
6 (32%)
1 (17%)
Могу быть в Сети от 1 до 4 часов без отрыва на др. дела
8 (73%)
11 (58%)
5 (83%)
Могу быть в Сети меньше часа без отрыва на др.
...

3.3. Особенности проблемных переживании подростков
Для анализа особенностей проблемных переживаний подростков в исследуемых группах нами была использована методика «Психологические проблемы подростков», описанная во второй главе. Данные методики были обработаны с помощью сравнительногои корреляционного анализа.
...

Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2006.
2. Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. – М., 1974.
3. Аскоченская А. Интернет: Отношения будущего?// PsyAhologAes. – 2012. №74.
4. Афанасьев В. Г. Человек как система и система деятельности человека // Социологическое исследование. 1976. №4
5. Бодалев, А А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А Бодалев. —М.,1982.
6. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. - М., Мысль, 1978 г.
7. Войскунский А.Е. Вместо предисловия: «за» и «против» интернет-зависимости.// Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития. – Сборник - М., 2009. - 10 С.
8. Волкова А.И. Психология общения. — Ростов на Дону, 2007.
9. Воробьева М.С. Роль дружбы в жизни современного подростка //Глобальный научный потенциал. Тамбов. 2012. №10(19).с.240-242.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. —— М.: Педагогическое общество России, 2003.
11. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [текст]. – Издательский центр: Академия, 2005. – 320 С.
12. Дубровский Д. И. Проблема идеального. – М., 1983.
13. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012.
14. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009.
15. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика [текст]./ Под ред. В.Л. Малыгина. - М.: Арсенал образования, 2010. – 136 С.
16. Каган М.С. Мир общения. - М., 1988.
17. Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989.
18. Коробейников В.С. Духовное общение, обмен информацией, идеологическая борьба/ В.С. Коробейников. - М. : Политиздат, 1976. - 143 с.
19. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития [текст].// Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт, 1991. - №1. - С. 8-15
20. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета [текст]. – М., 2007. – 229 С.
21. Леонов Н.И. Психология делового: Учеб.пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005.
22. Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. 1979. № 1.
23. Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Искандирова А.Б., Антоненко А.А. Методологические подходы к раннему выявлению Интернет-зависимого поведения [Электронный ресурс].// Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. 2011. № 6. – Режим доступа: URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 19.12.2013)
24. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1997
25. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы [текст]. – М.: Тривола, 1998. – 374 С.
26. Отчет о деятельности Фонда развития Интернет за 2009 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.fAd.su (дата обращения: 05.12.2013)
27. Парыгин Б.Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. – М.: ИГУП, 1999. – 592 с.
28. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста [текст]. - М.: АНО - ПЭБ, 2007. – 56 С.
29. Проект Ю.Л., Богдановская И.М., Королева Н.Н. Развитие сетевых технологий как фактор трансформаций жизненного пространства современного человека.
30. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. «Психологические проблемы подростков»: стандартизированная методика: Научно-методические материалы. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 34 с.
31. Савельева М.А. Феномен зависимости от ANTERNET [текст]. - Красноярск, 2008. – 32 С.
32. Саксонова Ю.И. Психологические особенности интернет-общения подростков (чаты и форумы).//Современные наукоемкие технологии №3, 2007 с.95
33. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
34. Соковнин В.М.К определению понятия «общение» // Aб. статей: Сознание и общение. Фрунзе. ИЛИМ. 1968. С 8-38.
35. Фефелова В.И. Понятия «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском аспекте // Прикладная психология и психоанализ. 2007. № 1.
36. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения. — М., 2007.
37. Шаповаленко И.В. Возрастная психология [текст]. - М., 2009. – 349С.
38. De Souza e Silva, A. (2006). From Cyber To Hybrid: Mobile Technologies As Interfaces Of Hybrid Spaces. Space & Culture, 9 (3), 261-278.
39. Борн Д. Интернету – 40 лет. Как всё начиналось. URL: http://www.3dnews.ru/news/internetu_40_let_kak_vssh_nachinalos/. 30.10.2009
40. Меркулов Ю. Путеводитель по IRC-клиентам. URL: http://www.ixbt.com/soft/irc.shtml. 25.04.2008.
41. Общение в интернете: раньше и теперь/Сетевые технологии. URL: http://habrahabr.ru/post/202232/. 15.11.2013.
42. Фонд развития Интернет. URL: http://www.fid.su. 15.11.2013.
43. Опросник межличностных отношений. URL: http://psylab.info. 17.05.2013.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект отношения подростков к общению в социальных сетях 5
1.1. Общение в подростковом возрасте 5
1.1.1. Понятие общения 5
1.1.2. Особенности общения в подростковом возрасте. 8
1.1.3. Содержательная сторона общения в подростковом возрасте. 10
1.2.1. История становления общения в Интернете. 12
1.2.2. СпецификаИнтернет-общения. 16
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Организация и методы исследования 20
2.1. Программа исследования 20
2.2. Описание выборки исследования 20
2.3. Описание процедуры исследования 22
2.4. Методы исследования 22
2.5. Методы обработки эмпирических данных 26
Глава 3. Эмпирическое исследование отношения к общению подростков с различным уровнем погруженности в интернет-среду 26
3.1. Выявление риска Интернет зависимого поведения 26
3.2. Анализ поведения подростков в Интернете 31
3.3. Особенности проблемных переживании подростков 53
3.4.Анализ содержательных компонентов отношения к общению в исследуемых группах 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ВЫВОДЫ 67
Список литературы 70

Определение понятия общения осложняется множеством взглядов и толкований этого понятия.
Некоторые авторы рассматривают общение как социально-ориентированный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются личностные отношения и установки на социальные нормы.
В философской литературе проблематикой общения занимались такие ученые как Б. Д. Парыгин, Л. П. Буева, М. С. Каган, В. С. Коробейников, В. М. Соковин. Б. Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности» [27]. Л. П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения [6]. М. С. Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», выражающий «практическую активность субъекта» [16]. В. С. Коробейников определяет общение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характеристиками» [18]. В. М. Соковнин пишет«С философской точки зрения, общение — это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания» [34, С. 15]. Таким образом, с точки зрения философской концепции процесс общения личности с другими рассматривается как актуализация по-настоящему существующих общественных отношений, в свою очередь общественные отношения, согласно все той же философской концепции, обусловливают форму общения.
В психологической литературе так же однозначного определения понятия общения нет.
А. А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» [5]. Позиция А. А. Бодалева принимается многими психологами.
Общение как деятельность. В этом случае речь, скорее идет о взглядах А. А. Леонтьева, считавшим, что общение — это особый вид деятельности и выступает как компонент, составная часть (и одновременно условие) другой, некоммуникативной деятельности [22].Помимо Алексея Алексеевича, понятие общения как деятельность рассматривал и В. М. Целуйко, определяя общение как форму деятельности, которая осуществляется между людьми как равными партнерами и приводит к установлению психического контакта [36]. Позиции Алексея Алексеевича Леонтьева разделяет В. Н. Панферов, который отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения», так же Владимир Николаевич рассматривает точку зрения на общение как процесс взаимодействия, но подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействий, благополучных для процесса деятельности» [21, С. 6].
Были авторы, которые не разделяли понимание общения как деятельности, например, В. Г. Афанасьев, Д. И. Дубровский Л. М. Архангельский [2, 4, 12], отмечая, что общение есть лишь непременный атрибут любой человеческой деятельности, а не вид деятельности. Л. П. Буева трактовала общение как принципиально иное явление, чем деятельность, тем самым не принимая позицию понимания общения как деятельности [6]. Подобные противоречия довольно распространены и без четкого понимания понятия деятельности, нельзя разрешить этот спор в чью либо пользу [14]...

В связи с этим было проведено исследование отношения подростков к общению в сети Интернет на базе школ Санкт-Петербурга.
Основная гипотеза исследования: Существуют различия в отношении к общению у подростков, характеризующихся разным уровнем погруженности в Интернет среду.
Частные гипотезы:
1. Подростки, характеризующиеся глубоким погружением в интернет-среду и выраженными паттернами интернет-зависимого поведения характеризуются большим предпочтением интернет-коммуникации, заменяющей им реальную среду общения.
2. Проблемные отношения с субъектами реального общения приводят к большему погружению в интернет-коммуникацию.
Объект исследования: подростки в возрасте 14-17 лет, которые пользуются Интернет.
Предмет исследования: отношение подростков 14-17 лет к общению в Интернет.
Цель исследования изучить особенности отношения к общению подростков с различным уровнем погруженности в Интернет.
Задачи исследования:

Введение
Актуальность исследования. Общение через Интернет стало таким же обычным и повседневным, как и коммуникация вне сети. Тенденция на использование социальных сетей среди молодежи возрастает, в связи с этим формируется определенное отношение к осуществлению подобной формы коммуникации. По данным «Фонда развития Интернет» на 2009 год, в России подростки в возрасте 14-17 лет являются главными пользователями интернет (90% всех российских подростков против 30% взрослого населения)[42].
Среди исследователей взаимодействия человека и информационных в России (А.Е. Войкунский, Ц.П. Короленко, Ю.М. Кузнецова, В.А. Лоскутова (Бурова), В.Л. Малыгин, М.А. Савельева, Н.В. Чудова и др.) нет однозначного мнения о «знаке» влияния интернета на подростков [7, 19, 20, 23, 31]. Безусловным является факт, что подростки преимущественно используют Интернет для осуществления коммуникации.
...

1.1.1. Понятие общения
Определение понятия общения осложняется множеством взглядов и толкований этого понятия.
Некоторые авторы рассматривают общение как социально-ориентированный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются личностные отношения и установки на социальные нормы.
В философской литературе проблематикой общения занимались такие ученые как Б. Д. Парыгин, Л. П. Буева, М. С. Каган, В. С. Коробейников, В. М. Соковин. Б. Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности» [27]. Л. П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения [6]. М. С. Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», выражающий «практическую активность субъекта» [16]. В. С. Коробейников определяет общение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характеристиками» [18]. В. М.
...

1.1.2. Особенности общения в подростковом возрасте.
Большинство ученых сходится во мнении, что подростковый возраст является переломным, переходным, критическим, но чаще рассматривается как возраст полового созревания [6]. В то же время, однозначного мнения о хронологических рамках подросткового периода нет и до настоящего времени. Так, например, Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет, а по Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет. Ж.Пиаже рассматривает возраст с 11-12 лет до 14-15 лет как возраст, в котором «окончательно формируется личность и строится программа жизни» подростка, для чего нужно развитие формального мышления. Ж.Пиаже считал так же, что испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. Л.Ф.
...

1.1.3. Содержательная сторона общения в подростковом возрасте.
Как было сказано ранее, общение в подростковом возрасте является ведущим типом деятельности. События, которые происходят в жизни подростка, так или иначе связаны с общением со сверстниками, родителями, учителями.
Содержательно общение у подростков можно разделить на несколько компонентов. Например, А.В.Мудрик предложил следующие компоненты общения подростков: идейно-нравственные; событийные стороны жизни; эмоциональные аспекты жизни; предметная сфера.
В идейно-нравственном контексте подростки могут говорить на тему смысла жизни, обсуждать со сверстниками мировые проблемы, так же и жизненные планы, взаимоотношения людей, которые их окружают. В этом компоненте проявляется отношение подростка. Термин «отношение», в этом случае понимается, как система определяющая характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на объект, который воспринимается личностью [13].
...

1.2.1. История становления общения в Интернете.
Коммуникативный потенциал сети интернет был открыт еще тогда, когда не было понятия «Интернет». В 1969 году, 29 октябрямежду Калифорнийским университетом Лос-Анджелеса и вСтэндфордским исследовательским институтом – провели первый сеанс связи. Оператор Ч. Клайни Б. Дювалль пытались установить связь между компьютерами учебных заведений. Им удалось отправить всего три символа «LOG», после этого сеть перестала работать. Эти символы должны были быть словом LOGON, командой, для входа в систему другого компьютера. Эту дату и принято считать днём появления сети Интернет [39]. Даже тогда, на этапе «создания всемирной паутины» (WorldWideWeb), люди обменивались информацией, стало быть можно считать, что обмен данными – было основной целью создания всемирной сети, а это и есть коммуникация.
В 1971 году людям дали возможность вести переписку по средствам электронной почты.
...

1.2.2. СпецификаИнтернет-общения.
Так как объектом внимания в данной работе являются подростки, то далее будет отражена специфика общения в интернете именно подростков.
Интернет, как мы можем наблюдать, стал, своего рода, новым аспектом нашей повседневной жизни и сферой деятельности огромного числа людей, особенно в подростковом возрасте. Во время интернет коммуникации подростки общаются, чаще всего, с помощью письменной речи. Это определяет интернет как специфический вид межличностных отношений, в котором присутствуют новые формы и выражения эмоций посредством печатного текста, использование специальных символов и графических изображений, звуковых сигналов, а также увеличение числа эмоционально насыщенных слов позволяют характеризовать собеседника.
Саксонова Ю.И. посредством анализа текста пользователей различных интернет ресурсов выделила и обобщила характерные особенности коммуникации подростков в сети интернете, отличающиеся от других форм общения.
Во-первых, это анонимность.
...

Выводы по первой главе
Проведенный теоретический анализ позволил сделать вывод о многогранности понятия общения на основе количества подходов. Большинство подходов сходятся в том, что общение является процессом передачи информации между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.
Среди множества походов к изучению подросткового возраста нетоднозначного мнения о хронологических рамках подросткового периода, но большинство исследователей сходятся во мнении, что подростковый возраст является переломным, переходным, критическим, но чаще рассматривается как возраст полового созревания.
Кроме того, роль общения для подростка является ведущим типом деятельности. По средствам процесса общения подросток осваивает социальные нормы, нормы поведения в обществе, нормы морали.
...

2.1. Программа исследования
Цель исследования изучить характер отношения подростков к общению в социальных сетях.
Объект исследования: подростки в возрасте 14-17 лет, которые пользуются Интернет.
Предмет исследования: отношение подростков 14-17 лет к общению в Интернет.
Основная гипотеза исследования: Существуют различия в отношении к общению у подростков, характеризующихся разным уровнем погруженности в Интернет среду.
Частные гипотезы:
1. Подростки, характеризующиеся глубоким погружением в интернет-среду и выраженными паттернами Интернет-зависимого поведения, характеризуются большим предпочтением Интернет-коммуникации, заменяющей им реальную среду общения.
2. Проблемные отношения с субъектами реального общения приводят к большему погружению в интернет-коммуникацию.
В настоящем эмпирическом исследовании приняли участие 36 подростков-школьников 7 – 11-х классов Гимназии №498 Невского района Санкт-Петербурга.
...

2.2. Описание выборки исследования
Эмпирическое исследование проводилось в Образовательном учреждении "ГБОУ гимназия № 498" Невского района Санкт-Петербурга.В исследовании приняли участие 36 подростков-школьников 7 – 11-х классов, из них 11 юношей и 25 девушек (31% и 69% соответственно).
ГБОУ гимназия № 498 - гуманитарно-сориентированное образовательное учреждение, главной целью которого является формирование всесторонне развитой личности, способной к социальной адаптации в современных условиях. Образ гимназии — Школа социально ответственного интеллекта, гибкого ума, высокой нравственности, здоровья, построенная на принципах взаимоуважения, свободы, самоценности знания. Учебное заведение является членом Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, входит в Фонд поддержки отечественного образования. Так же гимназия является победителем конкурса общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
...

2.3. Описание процедуры исследования
Эмпирическое исследование проходило на базе вышеуказаннойгимназии с ноября 2013 г. по июнь 2014 г. в три этапа с соблюдением принципа добровольности и анонимности респондентов.
Первый этап эмпирического исследования. На этом этапе производился теоретический анализ подходов к изучению отношения подростков к общению в Интернет.
Второй этап эмпирического исследования. На основе анализа изученной литературы были подобраны методики. В течении марта учащиеся поочерёдно заполняли предложенные им методики. Для более комфортной психологической обстановки учащиеся заполняли методики на уроках информатики в течение одного академического часа, соблюдая инструкцию, предложенную для каждой методики. Кроме того все участники исследования имели возможность получить разъяснения по непонятным вопросам.
Третий этап эмпирического исследования. Статистически обработаны и проанализированы результаты методик.
...

2.4. Методы исследования
Эмпирическую основу исследования составили следующие методики:
1. Шкала Интернет-зависимости Чена (S.-H.Cnen, 2003; адаптирован В.Л.Малыгиным) [23].
2. Методика "Психологические проблемы подростков (ППП)" Регуш Л.А. и др. [30]
3. Методика "Опросник межличностных отношений (ОМО)" В. Шутца, адаптация А. А. Рукавишников [43].
4. Анкета "Отношение подростков к Интернет" [Приложение 1].

Шкала Интернет-зависимости Чена
Шкала Интернет-зависимостиЧена в адаптации В.Л.Малыгина является сегодня наиболее надежным диагностическим скрининговым инструментом и позволяет учитывать системообразующие факторы интернет-зависимого (ИЗ) поведения. Адаптация и валидизация теста проводилась в общеобразовательных школах г.Москвы и Центре психотерапии профессора В.Л.Малыгина [23].
Тест включает в себя 5 оценочных шкал:
1.Шкала «компульсивных симптомов» (Com) выявляет навязчивые влечения к продолжительному нахождению в Сети.

2.5. Методы обработки эмпирических данных
Обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью методов качественного и количественного анализа. Для обработки результатов анкетирования применялся контент-анализ эмпирических данных и анализ частотных соотношений. Основными методами статистической обработки были анализ достоверности различий, корреляционный и факторный анализы. В целях определения статистической достоверности различий в уровневом анализе мы привлекали параметрический критерий – t-Критерий Стьюдента для независимых выборок для данных, полученных по метрическим шкалам.
На этапе обработки результатов исследования был использован пакет прикладных программ статистической обработки данных "STATISTIСA" ver. 6.1. для персональных компьютеров типа PENTIUM.
Глава 3. Эмпирическое исследование отношения к общению подростков с различным уровнем погруженности в интернет-среду
3.1.
...

3.1. Выявление риска Интернет зависимого поведения
Для определения риска мы использовали такой надшкальный критерий Шкалы Интернет-зависимости Чена, как ключевой симптом Интернет-зависимости (далее – ИЗ). По результатам обработки наша выборка разделилась на три группы.
Первая группа подростков с минимальным риском возникновения интернет-зависимого поведения включает 11 учащихся (30%), средний возраст которых 15 лет. Группа состоит из 9 девочек и 2 мальчиков (82% и 18% соответственно).
Вторая группа подростков со склонностью к возникновению интернет-зависимого поведения включает 19 учащихся (53%), средний возраст которых так же 15 лет. Группа состоит из 6 мальчиков и 13 девочек (32% и 68% соответсвенно).
Третья группа подростков с выраженным и устойчивым паттерном интернет-зависимого поведения включает 6 человек (17%), средний возраст которых 16 лет. Группа состоит из 3 мальчиков и 3 девочек.
Обратимся к рассмотрению средних значений по шкалам методики Чена.
...

3.2. Анализ поведения подростков в Интернете
Для изучения поведения подростков в Сети нами была разработана Анкета «Подростки об Интернет». Обратимся к результатам анкетирования (см. таблицу 5).

Таблица 5
Результаты качественного анализа временных параметров нахождения в Интернет подростков по данным Анкет
Маркеры Интернет поведения
1 группа с минимальным риском ИЗ поведения (чел., %)
2 группа со склонностью к возникновению ИЗ поведения (чел., %)
3 группа с выраженным и устойчивым паттерном ИЗ поведения (чел., %)
Постоянно посещаю Int.
6 (54%)
14 (73%)
6 (100%)
Один раз в день
5 (46%)
5 (27%)
-
Пользуюсь Int. От 1 до 3 лет
1 (9%)
4 (21%)
2 (33%)
Пользуюсь Int. От 3 до 5 лет
3 (27%)
6 (32%)
1 (17%)
Пользуюсь Int. более 5 лет
7 (64%)
9 (47%)
3 (50%)
Могу быть в Сети от 4 до 5 часов и более без отрыва на др. дела
-
6 (32%)
1 (17%)
Могу быть в Сети от 1 до 4 часов без отрыва на др. дела
8 (73%)
11 (58%)
5 (83%)
Могу быть в Сети меньше часа без отрыва на др.
...

3.3. Особенности проблемных переживании подростков
Для анализа особенностей проблемных переживаний подростков в исследуемых группах нами была использована методика «Психологические проблемы подростков», описанная во второй главе. Данные методики были обработаны с помощью сравнительногои корреляционного анализа.
...

Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2006.
2. Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. – М., 1974.
3. Аскоченская А. Интернет: Отношения будущего?// PsyAhologAes. – 2012. №74.
4. Афанасьев В. Г. Человек как система и система деятельности человека // Социологическое исследование. 1976. №4
5. Бодалев, А А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А Бодалев. —М.,1982.
6. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. - М., Мысль, 1978 г.
7. Войскунский А.Е. Вместо предисловия: «за» и «против» интернет-зависимости.// Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития. – Сборник - М., 2009. - 10 С.
8. Волкова А.И. Психология общения. — Ростов на Дону, 2007.
9. Воробьева М.С. Роль дружбы в жизни современного подростка //Глобальный научный потенциал. Тамбов. 2012. №10(19).с.240-242.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. —— М.: Педагогическое общество России, 2003.
11. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [текст]. – Издательский центр: Академия, 2005. – 320 С.
12. Дубровский Д. И. Проблема идеального. – М., 1983.
13. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012.
14. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009.
15. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика [текст]./ Под ред. В.Л. Малыгина. - М.: Арсенал образования, 2010. – 136 С.
16. Каган М.С. Мир общения. - М., 1988.
17. Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989.
18. Коробейников В.С. Духовное общение, обмен информацией, идеологическая борьба/ В.С. Коробейников. - М. : Политиздат, 1976. - 143 с.
19. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития [текст].// Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт, 1991. - №1. - С. 8-15
20. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета [текст]. – М., 2007. – 229 С.
21. Леонов Н.И. Психология делового: Учеб.пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005.
22. Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. 1979. № 1.
23. Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Искандирова А.Б., Антоненко А.А. Методологические подходы к раннему выявлению Интернет-зависимого поведения [Электронный ресурс].// Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. 2011. № 6. – Режим доступа: URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 19.12.2013)
24. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1997
25. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы [текст]. – М.: Тривола, 1998. – 374 С.
26. Отчет о деятельности Фонда развития Интернет за 2009 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.fAd.su (дата обращения: 05.12.2013)
27. Парыгин Б.Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. – М.: ИГУП, 1999. – 592 с.
28. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста [текст]. - М.: АНО - ПЭБ, 2007. – 56 С.
29. Проект Ю.Л., Богдановская И.М., Королева Н.Н. Развитие сетевых технологий как фактор трансформаций жизненного пространства современного человека.
30. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. «Психологические проблемы подростков»: стандартизированная методика: Научно-методические материалы. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 34 с.
31. Савельева М.А. Феномен зависимости от ANTERNET [текст]. - Красноярск, 2008. – 32 С.
32. Саксонова Ю.И. Психологические особенности интернет-общения подростков (чаты и форумы).//Современные наукоемкие технологии №3, 2007 с.95
33. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
34. Соковнин В.М.К определению понятия «общение» // Aб. статей: Сознание и общение. Фрунзе. ИЛИМ. 1968. С 8-38.
35. Фефелова В.И. Понятия «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском аспекте // Прикладная психология и психоанализ. 2007. № 1.
36. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения. — М., 2007.
37. Шаповаленко И.В. Возрастная психология [текст]. - М., 2009. – 349С.
38. De Souza e Silva, A. (2006). From Cyber To Hybrid: Mobile Technologies As Interfaces Of Hybrid Spaces. Space & Culture, 9 (3), 261-278.
39. Борн Д. Интернету – 40 лет. Как всё начиналось. URL: http://www.3dnews.ru/news/internetu_40_let_kak_vssh_nachinalos/. 30.10.2009
40. Меркулов Ю. Путеводитель по IRC-клиентам. URL: http://www.ixbt.com/soft/irc.shtml. 25.04.2008.
41. Общение в интернете: раньше и теперь/Сетевые технологии. URL: http://habrahabr.ru/post/202232/. 15.11.2013.
42. Фонд развития Интернет. URL: http://www.fid.su. 15.11.2013.
43. Опросник межличностных отношений. URL: http://psylab.info. 17.05.2013.

Купить эту работу

Отношение подростков к общению в Интернет

999 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

12 июля 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
PsychoMax
4.1
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
999 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе PsychoMax 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе PsychoMax 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе PsychoMax 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе PsychoMax 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽