Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Психологические особенности и профилактика профессиональной деформации работников медицинской сферы

  • 70 страниц
  • 2015 год
  • 18526 просмотров
  • 2 покупки
Автор работы

vipauthor

1100 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ


Дипломная работа посвящена изучению психологических особенностей и профилактике профессиональной деформации работников медицинской сферы. Выбор темы исследования связан с тем, что в последние годы в литературе все чаще дискутируется данный вопрос.
На современном этапе развития общества в условиях социальных стрессов, конкуренции на рынке труда и социально-экономической нестабильности, растут требования к профессионализму личности. Но не все могут адаптироваться к новым условиям, эффективно осуществлять социальную роль и профессиональную деятельность. Именно поэтому все чаще возникает вероятность развития неблагоприятных психических состояний.
Для описания влияния профессии на психическую жизнь профессионала было введено понятие – профессиональная деформация. Впервые профессиональная деформация стала описываться в 60-х годах XX века. Сначала это была проблема функциональных возможностей человека. Более направленно вопрос о существовании профессиональной деформации стал изучаться благодаря А.К. Марковой и В.Ф. Моргуну. 36
Одной из приоритетных задач психологии труда и медицинской психологии является исследование специфических социально-психологических явлений, к числу которых относится и профессиональная деформация среди профессионалов разных областей труда, а также разработка программ по их предупреждению и коррекции.
Известно, что любая профессиональная деятельность отражается на личности человека и на формировании его поведения. Особенно это касается работников в сфере медицины. То есть, профессионал – часть личности, которая ответственна за выполнение профессиональных обязанностей, как носитель необходимых знаний, этических установок, принципов. Человек – центральная часть личности, которая больше проявляется в личной жизни. Анализируя имеющееся сообщения по этому вопросу, следует обратить внимание на положительные и отрицательные стороны профессиональной деформации. Определенную роль играют характерологические особенности человека при выборе профессии. Выбирая профессию, человек уже имеет черты, присущие представителям данной профессии, которые в последующем расцениваются как желательные. В дальнейшем профессиональная деятельность совершенствует эти черты. 27, 32
Изучению отдельных форм профессиональных деформаций у медицинских работников посвящено немало исследований. Вопросы, которые касаются взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов К.К. Платонова, А.И. Папкина, А.К. Маркову, Е.А. Климова, Б.Г. Ананьева, А.М. Столяренко и др. 27, 32
Большой интерес к проблеме профессиональной деформации уделяли Р.Конечный и доктор М. Боухал. Они считали, что склонность к профессиональной деформации наблюдается у определенных профессий, представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой профессиональной деятельностью. Они также доказали, что профессиональная деформация постоянно развивается из профессиональной адаптации. Определенная степень профессиональной адаптации естественна для медицинского работника. 27, 32
В работах К. Маслач, показано, что в основе профессиональной деформации лежит феномен «эмоционального выгорания», «субъективный контроль» и «эмпатические способности личности». В профессиях типа «человек – человек» чаще проявляются негативные признаки профессиональной деформации личности. Академик А.Л. Свенцицкий говорил, что: «Особенности трудовой деятельности и сложившегося индивидуального стиля работника, влияя на свойства его личности, могут иногда приводить к так называемой «профессиональной деформации …»» 51, с.28.
Таким образом, проблема влияния профессии на личность привлекает к себе внимание исследователей и является актуальной. Теоретический обзор специальной литературы показал, что в науке неоднократно были предприняты попытки рассмотреть отдельные психологические аспекты влияния условий труда на характер качества их обслуживания и ответственного отношения к личности больного.
Наше размышление о профессиональной деформации медицинского работника требуют внимательного и серьезного изучения и делают проблему сложной и актуальной.
Проблема: какие психологические особенности профессиональной деформации наблюдаются у медицинских работников.
Гипотеза исследования: развитие профессиональной деформации у медицинских работников связано с уровнем личностной тревоги специалиста и социально-психологического климата в организации, удовлетворенностью материальными и социальными условиями деятельности, а также характером межличностных отношений.
Объектом исследования является профессиональная деформация медицинских работников.
Предметом исследования являются особенности проявлений эмоционального выгорания и эмпатических способностей как факторов составляющих профессиональную деформацию у медицинских работников.
Характер темы определил цель – на основе исследования изучить особенности профессиональной деформации медицинского персонала.
Задачи исследования:
 Провести обзор научной литературы на предмет анализа факторов риска появления профессиональной деформации у медицинского персонала;
 Подобрать литературу по проблеме профессиональной деформации у медицинского персонала;
 Проанализировать основные виды профессиональной деформации;
 Выявить особенности проявления синдрома эмоционального выгорания и его доминирующих симптомов у медицинских работников;
 Подобрать методики для исследования личностной сферы медицинских работников;
 Провести диагностическое обследование медицинских работников;
 Подобрать рекомендации по предупреждению профессиональной деформации медицинского персонала;
 Сделать выводы.
Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался следующий набор методов: теоретический анализ научной медицинской, психологической, социологической, философской литературы по проблеме исследования; тестирование; качественный, количественный, сравнительный анализ, содержательная интерпретация результатов.
Теоретическая значимость работы. Систематизированы представления зарубежных и отечественных исследователей о профессионально деформации, как о процессе и о психическом состоянии. Результаты исследования расширяют научные представления о месте профессиональной деформации в профессиональной деятельности медицинских работников, а также механизмах, лежащих в основе ее возникновения и развития.
Практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования позволят администрации и психологам, работающим в медицинских учреждениях, понять причины профессиональных трудностей у сотрудников, которые способствуют развитию у них профессиональной деформации и принять соответствующие меры по его предупреждению и устранению.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
Глава I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ РАБОТНИКОВ
МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЫ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА..8
1.1 Понятие профессиональной деформации.........................................................8 1.2 Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее формированию……………………….……...………………………………..…...15
1.3 Психологические особенности профессиональной деформации у медицинских работников……………………..….………………………………22 1.4 Выводы……………………………………………………………………......28
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У РАБОТНИКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЫ…………30
2.1 База и методы исследования……………………..………..….……………...30
2.2 Анализ результатов исследования...…………………..….………………….33
2.3 Выводы………………………………………………………………..........….50
Глава III. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ……………………52
3.1 Цель и содержание программы по предупреждению профессиональной деформации………………………………………………………..………..……..52
3.2 Оценка эффективности проведенной работы…………............................….54
3.3 Выводы……………………………..….………………………………….......58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………………...59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………...61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Предметом исследования являются особенности проявлений эмоционального выгорания и эмпатических способностей как факторов составляющих профессиональную деформацию у медицинских работников.
Характер темы определил цель – на основе исследования изучить особенности профессиональной деформации медицинского персонала.
Задачи исследования:
 Провести обзор научной литературы на предмет анализа факторов риска появления профессиональной деформации у медицинского персонала;
 Подобрать литературу по проблеме профессиональной деформации у медицинского персонала;
 Проанализировать основные виды профессиональной деформации;
 Выявить особенности проявления синдрома эмоционального выгорания и его доминирующих симптомов у медицинских работников;
 Подобрать методики для исследования личностной сферы медицинских работников;
 Провести диагностическое обследование медицинских работников;
 Подобрать рекомендации по предупреждению профессиональной деформации медицинского персонала;
 Сделать выводы.
Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался следующий набор методов: теоретический анализ научной медицинской, психологической, социологической, философской литературы по проблеме исследования; тестирование; качественный, количественный, сравнительный анализ, содержательная интерпретация результатов.
Теоретическая значимость работы. Систематизированы представления зарубежных и отечественных исследователей о профессионально деформации, как о процессе и о психическом состоянии. Результаты исследования расширяют научные представления о месте профессиональной деформации в профессиональной деятельности медицинских работников, а также механизмах, лежащих в основе ее возникновения и развития.
Практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования позволят администрации и психологам, работающим в медицинских учреждениях, понять причины профессиональных трудностей у сотрудников, которые способствуют развитию у них профессиональной деформации и принять соответствующие меры по его предупреждению и устранению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] //Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 1987. – 261 с.
2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине [Текст] // Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М.: Наука, 1998. – С.231–244.
3. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика [Текст] //А.Г. Абрумова, Психологический журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6. – №6. – С. 107–115.
4. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика [Текст] // М.М. Авхименко, Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – №2. – С. 25–29.
5. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья [Текст] // Б.А. Ананьев. – СПб.: Питер, 1999. – 123 с.
6. Анциферова Л.И. Условия деформации личности [Текст] // Л.И. Анциферова // Новые исследования. – М.: Наука, 1998. – С. 32–38.
7. Афанаскина М.С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления [Текст] // М.С. Афанаскина // Медицинская сестра. – М.: Русский врач, 2001. – №6. – С. 34.
8. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания [Текст] // М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – №1. – С. 54.
9. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] // Коллектив, личность, общение. – 1987. – С.42 – 43
10. Белов В.М. Психология здоровья [Текст] // В.М. Белов. – СПб.: Алетейя, 1997. – 231 с.
11. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] // В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] // В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. – 154 с.
13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике [Текст] // Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов – СПб.: Питер, 2002. – 528 с.
14. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача [Текст] / В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт–Петербурга. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. – №11. – С. 28.
15. Водопьянова Н. E. Психодиагностика стресса. [Текст] // Н. E. Водопьянова, Издательство: Питер. Год: 2009. – с. 336
16. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание [Текст] // Н.Е. Водопьянова // Стоматолог. – М.: Медицина, 2002. – №7. – С. 12.
17. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях [Текст] // Психология здоровья, Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
18. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] // Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова – 2–е издание – СПб: Питер, 2008. – 338 с.
19. Воронина Т.А. Роль медицинской сестры [Текст] // Сестринское дело. – 2004. – №3. – С.9–10
20. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы. [Текст] // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. СПб., 1997. С. 143–156
21. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы [Текст] // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд–во СПб. ун–та, 1997. С.143–156.
22. Даболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] // Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 1987. – 261 с.
23. Елдышова О.А. Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации [Текст] // Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: материалы Международной научно–практической конференции. 27 сентября – 1 октября 2007 г. / сост. Л.Г. Гончарова, И.А. Монахова. – Астрахань, 2007. – С. 65–67.
24. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. [Текст] // М.В. Ермолаева– М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК", 2000. – 336 с.
25. Заховаева А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела [Текст] // А.Г. Заховаева // Сестринское дело. – М.: Медицинский вестник, 2003. – № 2. – С.28–29.
26. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] // Э.Ф. Зеер. – М.: Акад. Проект, 2003. – 336 с.
27. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст] // Э.Ф. Зеер. – М.: Акад. Проект, 2004. – 240 с.
28. Знаков В.В. Исследование профессионально важных качеств у мед. работников [Текст] // Психологический журнал. – 2004. – №3. – С.71 – 81
29. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] // Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
30. Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] // Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
31. Исследование личности по методу Р. Кеттелла. Кабинет практического психолога. Практическое пособие [Текст] // Сост. Г.П. Горбунова, Н.И. Морозова, Т.Е. Аргентова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 108 с.
32. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учебник [Текст] // Е.А. Климов. – М.: Юнити, 1998. – 350 с.
33. Клищевская M. B., Солнцева Г.Н. Профессионально–важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности [Текст] // Вестник МГУ. Сер.14. Психология, 1999. – №4
34. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области [Текст] / В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2004. – №3. – С. 27–38.
35. Маркова А. К. Психология профессионализма. [Текст] // А. К. Маркова М., 1996. с.150–151.
36. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] // А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 312 с.
37. Математическая статистика для психологов: Учебник [Текст] // О.Ю. Ермолаев. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. – 336 с.
38. Никифоров Г.С. Психология здоровья [Текст] // Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с
39. Ножичкина Л.В.Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции [Текст] // Среднее профессиональное образование.2009.№6.–с.66–69.
40. Носкова, О.Г. Психология труда: учеб.пособие [Текст] // О.Г. Носкова, под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004. – 384 с.
41. Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст] // Психологический журнал. – 2001. – Том 22, № 1.– с.90–101.
42. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование [Текст] // В.Е. Орел // Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – №1. – С. 16–21.
43. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно–методическое пособие [Текст] // Под ред. Н.А. Барабаш – Кемерово: Издательство Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 1995. – 245 с.
44. Полунина Н.В., Нестеренко Е.И., МадьяноваВ.В. Инновационная деятельность лечебно–профилактических учреждений, её эффективность и влияние на состояние здоровья врачей [Текст] // Н.В. Полунина, Е.И. Нестеренко, В.В. Мадьянова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – М.: Медиа Сфера, 2002. – №4. – С. 3–8.
45. Портной Л.В. Люди в такого доктора поверят! Совершенствование отечественного здравоохранения и проблемы врача общей практики [Текст] // Мед. газета. – 2005. – № 38. – С.5
46. Практикум по возрастной психологии: [Текст] // Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
47. Психологические тесты [Текст] // Под ред. А.А. Карелина – В 2х–т. – Т. 1. – М.:ВЛАДОС, 2003. – 312 с.
48. Пуховский, Н.Н. Терапия ментальных расстройств или другая психиатрия: учеб. пособие [Текст] // Н.Н. Пуховский. – М.: Акад. Проект, 2003. – 233 с.
49. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала [Текст] // Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2003. – 336 с.
50. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] // Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т.23. – № 3. – С.85–95.
51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] // С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
52. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания [Текст] // Медицинская газета, 2005 – №43. – С.25–32
53. Стрельникова А.Н. Зачем мед. сестре самооценка [Текст] // Мед. сестра 2000. – №1. – С.42 – 43
54. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме [Текст] // Д. Трунов // Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8. – С.84–89.
55. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин [Текст] // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. – М.:Медицина, 2004. – №3. – С. 8–13.
56. Фёдорова Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо–западного региона России [Текст] // Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова // Гигиена и санитария. – М.:Медицина, 2003. – №3. – С. 24–27.
57. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
58. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными [Текст] // И. Харди. – Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. – 286 с.
59. Хетагурова А.К. Этико–деонтологические аспекты в работе сестринского персонала [Текст] // А.К. Хетагурова // Сестринское дело. – М.: Издательский дом медицинский вестник, 2003. – № 6. – С.34–35.
60. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. [Текст] // Журнал практического психолога. 2000г., № 9. с. 17–19
61. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. [Текст] // Журнал практического психолога. 1998 – № 7. – С.28–36.
62. Barhet-Lehnard G.N. The phases and focus of empaty // Brit. J. Med. Psychol., 1993.-V. 66.-№ l.P. 300-303.
63. Geenberger R.S. Job hazard – how “bournout” affects corporate managers and their performances // The Wall Street Journal. April 23, 1981.
64. Kuhr A. Perspektiven der Verhaltenstheragie — Einige Uberlegugen zu ihrer zukuhftigen Entwicklung // Verhaltenstherapie und psychosoziale Praxis, 1994. -№1.-S. 5-19.
65. Lazarus R.S. Cognition and motivation in emotion // American Psychologist, 1997, V. 46. P. 352 – 367.Lazarus R.S. Psychological Stress and the Coping Processes. N.-Y., 1996.- P. 41-52
66. Maslach, C. Job burnout – hou peopl cope // Public Wealf. Spring. 1978.
67. Maslach, C. Burned-out // Human Behavior. 1976. № 5.
68. Pines A., and Maslach, C Characteristics of staff burnout in mental healf setting // Hosp. Community Psychiat. 1978. № 29.
69. Thornton P.I. The relation of coping, appraisal and burnout in mental // J. Psychol., 1992. №126 (3). - P. 30 – 38.
70. http://vch. narod.ru/file. htm [Электронный ресурс] // Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко).
71. http://psyfactor.org/personal/ [Электронный ресурс] // Синдром эмоционального выгорания. Управление персоналом.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ


Дипломная работа посвящена изучению психологических особенностей и профилактике профессиональной деформации работников медицинской сферы. Выбор темы исследования связан с тем, что в последние годы в литературе все чаще дискутируется данный вопрос.
На современном этапе развития общества в условиях социальных стрессов, конкуренции на рынке труда и социально-экономической нестабильности, растут требования к профессионализму личности. Но не все могут адаптироваться к новым условиям, эффективно осуществлять социальную роль и профессиональную деятельность. Именно поэтому все чаще возникает вероятность развития неблагоприятных психических состояний.
Для описания влияния профессии на психическую жизнь профессионала было введено понятие – профессиональная деформация. Впервые профессиональная деформация стала описываться в 60-х годах XX века. Сначала это была проблема функциональных возможностей человека. Более направленно вопрос о существовании профессиональной деформации стал изучаться благодаря А.К. Марковой и В.Ф. Моргуну. 36
Одной из приоритетных задач психологии труда и медицинской психологии является исследование специфических социально-психологических явлений, к числу которых относится и профессиональная деформация среди профессионалов разных областей труда, а также разработка программ по их предупреждению и коррекции.
Известно, что любая профессиональная деятельность отражается на личности человека и на формировании его поведения. Особенно это касается работников в сфере медицины. То есть, профессионал – часть личности, которая ответственна за выполнение профессиональных обязанностей, как носитель необходимых знаний, этических установок, принципов. Человек – центральная часть личности, которая больше проявляется в личной жизни. Анализируя имеющееся сообщения по этому вопросу, следует обратить внимание на положительные и отрицательные стороны профессиональной деформации. Определенную роль играют характерологические особенности человека при выборе профессии. Выбирая профессию, человек уже имеет черты, присущие представителям данной профессии, которые в последующем расцениваются как желательные. В дальнейшем профессиональная деятельность совершенствует эти черты. 27, 32
Изучению отдельных форм профессиональных деформаций у медицинских работников посвящено немало исследований. Вопросы, которые касаются взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов К.К. Платонова, А.И. Папкина, А.К. Маркову, Е.А. Климова, Б.Г. Ананьева, А.М. Столяренко и др. 27, 32
Большой интерес к проблеме профессиональной деформации уделяли Р.Конечный и доктор М. Боухал. Они считали, что склонность к профессиональной деформации наблюдается у определенных профессий, представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой профессиональной деятельностью. Они также доказали, что профессиональная деформация постоянно развивается из профессиональной адаптации. Определенная степень профессиональной адаптации естественна для медицинского работника. 27, 32
В работах К. Маслач, показано, что в основе профессиональной деформации лежит феномен «эмоционального выгорания», «субъективный контроль» и «эмпатические способности личности». В профессиях типа «человек – человек» чаще проявляются негативные признаки профессиональной деформации личности. Академик А.Л. Свенцицкий говорил, что: «Особенности трудовой деятельности и сложившегося индивидуального стиля работника, влияя на свойства его личности, могут иногда приводить к так называемой «профессиональной деформации …»» 51, с.28.
Таким образом, проблема влияния профессии на личность привлекает к себе внимание исследователей и является актуальной. Теоретический обзор специальной литературы показал, что в науке неоднократно были предприняты попытки рассмотреть отдельные психологические аспекты влияния условий труда на характер качества их обслуживания и ответственного отношения к личности больного.
Наше размышление о профессиональной деформации медицинского работника требуют внимательного и серьезного изучения и делают проблему сложной и актуальной.
Проблема: какие психологические особенности профессиональной деформации наблюдаются у медицинских работников.
Гипотеза исследования: развитие профессиональной деформации у медицинских работников связано с уровнем личностной тревоги специалиста и социально-психологического климата в организации, удовлетворенностью материальными и социальными условиями деятельности, а также характером межличностных отношений.
Объектом исследования является профессиональная деформация медицинских работников.
Предметом исследования являются особенности проявлений эмоционального выгорания и эмпатических способностей как факторов составляющих профессиональную деформацию у медицинских работников.
Характер темы определил цель – на основе исследования изучить особенности профессиональной деформации медицинского персонала.
Задачи исследования:
 Провести обзор научной литературы на предмет анализа факторов риска появления профессиональной деформации у медицинского персонала;
 Подобрать литературу по проблеме профессиональной деформации у медицинского персонала;
 Проанализировать основные виды профессиональной деформации;
 Выявить особенности проявления синдрома эмоционального выгорания и его доминирующих симптомов у медицинских работников;
 Подобрать методики для исследования личностной сферы медицинских работников;
 Провести диагностическое обследование медицинских работников;
 Подобрать рекомендации по предупреждению профессиональной деформации медицинского персонала;
 Сделать выводы.
Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался следующий набор методов: теоретический анализ научной медицинской, психологической, социологической, философской литературы по проблеме исследования; тестирование; качественный, количественный, сравнительный анализ, содержательная интерпретация результатов.
Теоретическая значимость работы. Систематизированы представления зарубежных и отечественных исследователей о профессионально деформации, как о процессе и о психическом состоянии. Результаты исследования расширяют научные представления о месте профессиональной деформации в профессиональной деятельности медицинских работников, а также механизмах, лежащих в основе ее возникновения и развития.
Практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования позволят администрации и психологам, работающим в медицинских учреждениях, понять причины профессиональных трудностей у сотрудников, которые способствуют развитию у них профессиональной деформации и принять соответствующие меры по его предупреждению и устранению.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
Глава I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ РАБОТНИКОВ
МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЫ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА..8
1.1 Понятие профессиональной деформации.........................................................8 1.2 Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее формированию……………………….……...………………………………..…...15
1.3 Психологические особенности профессиональной деформации у медицинских работников……………………..….………………………………22 1.4 Выводы……………………………………………………………………......28
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У РАБОТНИКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЫ…………30
2.1 База и методы исследования……………………..………..….……………...30
2.2 Анализ результатов исследования...…………………..….………………….33
2.3 Выводы………………………………………………………………..........….50
Глава III. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ……………………52
3.1 Цель и содержание программы по предупреждению профессиональной деформации………………………………………………………..………..……..52
3.2 Оценка эффективности проведенной работы…………............................….54
3.3 Выводы……………………………..….………………………………….......58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………………...59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………...61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Предметом исследования являются особенности проявлений эмоционального выгорания и эмпатических способностей как факторов составляющих профессиональную деформацию у медицинских работников.
Характер темы определил цель – на основе исследования изучить особенности профессиональной деформации медицинского персонала.
Задачи исследования:
 Провести обзор научной литературы на предмет анализа факторов риска появления профессиональной деформации у медицинского персонала;
 Подобрать литературу по проблеме профессиональной деформации у медицинского персонала;
 Проанализировать основные виды профессиональной деформации;
 Выявить особенности проявления синдрома эмоционального выгорания и его доминирующих симптомов у медицинских работников;
 Подобрать методики для исследования личностной сферы медицинских работников;
 Провести диагностическое обследование медицинских работников;
 Подобрать рекомендации по предупреждению профессиональной деформации медицинского персонала;
 Сделать выводы.
Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался следующий набор методов: теоретический анализ научной медицинской, психологической, социологической, философской литературы по проблеме исследования; тестирование; качественный, количественный, сравнительный анализ, содержательная интерпретация результатов.
Теоретическая значимость работы. Систематизированы представления зарубежных и отечественных исследователей о профессионально деформации, как о процессе и о психическом состоянии. Результаты исследования расширяют научные представления о месте профессиональной деформации в профессиональной деятельности медицинских работников, а также механизмах, лежащих в основе ее возникновения и развития.
Практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования позволят администрации и психологам, работающим в медицинских учреждениях, понять причины профессиональных трудностей у сотрудников, которые способствуют развитию у них профессиональной деформации и принять соответствующие меры по его предупреждению и устранению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] //Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 1987. – 261 с.
2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине [Текст] // Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М.: Наука, 1998. – С.231–244.
3. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика [Текст] //А.Г. Абрумова, Психологический журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6. – №6. – С. 107–115.
4. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика [Текст] // М.М. Авхименко, Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – №2. – С. 25–29.
5. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья [Текст] // Б.А. Ананьев. – СПб.: Питер, 1999. – 123 с.
6. Анциферова Л.И. Условия деформации личности [Текст] // Л.И. Анциферова // Новые исследования. – М.: Наука, 1998. – С. 32–38.
7. Афанаскина М.С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления [Текст] // М.С. Афанаскина // Медицинская сестра. – М.: Русский врач, 2001. – №6. – С. 34.
8. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания [Текст] // М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – №1. – С. 54.
9. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] // Коллектив, личность, общение. – 1987. – С.42 – 43
10. Белов В.М. Психология здоровья [Текст] // В.М. Белов. – СПб.: Алетейя, 1997. – 231 с.
11. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] // В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] // В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. – 154 с.
13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике [Текст] // Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов – СПб.: Питер, 2002. – 528 с.
14. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача [Текст] / В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт–Петербурга. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. – №11. – С. 28.
15. Водопьянова Н. E. Психодиагностика стресса. [Текст] // Н. E. Водопьянова, Издательство: Питер. Год: 2009. – с. 336
16. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание [Текст] // Н.Е. Водопьянова // Стоматолог. – М.: Медицина, 2002. – №7. – С. 12.
17. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях [Текст] // Психология здоровья, Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
18. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] // Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова – 2–е издание – СПб: Питер, 2008. – 338 с.
19. Воронина Т.А. Роль медицинской сестры [Текст] // Сестринское дело. – 2004. – №3. – С.9–10
20. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы. [Текст] // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. СПб., 1997. С. 143–156
21. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы [Текст] // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд–во СПб. ун–та, 1997. С.143–156.
22. Даболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] // Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 1987. – 261 с.
23. Елдышова О.А. Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации [Текст] // Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: материалы Международной научно–практической конференции. 27 сентября – 1 октября 2007 г. / сост. Л.Г. Гончарова, И.А. Монахова. – Астрахань, 2007. – С. 65–67.
24. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. [Текст] // М.В. Ермолаева– М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК", 2000. – 336 с.
25. Заховаева А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела [Текст] // А.Г. Заховаева // Сестринское дело. – М.: Медицинский вестник, 2003. – № 2. – С.28–29.
26. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] // Э.Ф. Зеер. – М.: Акад. Проект, 2003. – 336 с.
27. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст] // Э.Ф. Зеер. – М.: Акад. Проект, 2004. – 240 с.
28. Знаков В.В. Исследование профессионально важных качеств у мед. работников [Текст] // Психологический журнал. – 2004. – №3. – С.71 – 81
29. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] // Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
30. Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] // Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
31. Исследование личности по методу Р. Кеттелла. Кабинет практического психолога. Практическое пособие [Текст] // Сост. Г.П. Горбунова, Н.И. Морозова, Т.Е. Аргентова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 108 с.
32. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учебник [Текст] // Е.А. Климов. – М.: Юнити, 1998. – 350 с.
33. Клищевская M. B., Солнцева Г.Н. Профессионально–важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности [Текст] // Вестник МГУ. Сер.14. Психология, 1999. – №4
34. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области [Текст] / В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2004. – №3. – С. 27–38.
35. Маркова А. К. Психология профессионализма. [Текст] // А. К. Маркова М., 1996. с.150–151.
36. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] // А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 312 с.
37. Математическая статистика для психологов: Учебник [Текст] // О.Ю. Ермолаев. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. – 336 с.
38. Никифоров Г.С. Психология здоровья [Текст] // Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с
39. Ножичкина Л.В.Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции [Текст] // Среднее профессиональное образование.2009.№6.–с.66–69.
40. Носкова, О.Г. Психология труда: учеб.пособие [Текст] // О.Г. Носкова, под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004. – 384 с.
41. Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст] // Психологический журнал. – 2001. – Том 22, № 1.– с.90–101.
42. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование [Текст] // В.Е. Орел // Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – №1. – С. 16–21.
43. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно–методическое пособие [Текст] // Под ред. Н.А. Барабаш – Кемерово: Издательство Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 1995. – 245 с.
44. Полунина Н.В., Нестеренко Е.И., МадьяноваВ.В. Инновационная деятельность лечебно–профилактических учреждений, её эффективность и влияние на состояние здоровья врачей [Текст] // Н.В. Полунина, Е.И. Нестеренко, В.В. Мадьянова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – М.: Медиа Сфера, 2002. – №4. – С. 3–8.
45. Портной Л.В. Люди в такого доктора поверят! Совершенствование отечественного здравоохранения и проблемы врача общей практики [Текст] // Мед. газета. – 2005. – № 38. – С.5
46. Практикум по возрастной психологии: [Текст] // Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
47. Психологические тесты [Текст] // Под ред. А.А. Карелина – В 2х–т. – Т. 1. – М.:ВЛАДОС, 2003. – 312 с.
48. Пуховский, Н.Н. Терапия ментальных расстройств или другая психиатрия: учеб. пособие [Текст] // Н.Н. Пуховский. – М.: Акад. Проект, 2003. – 233 с.
49. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала [Текст] // Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2003. – 336 с.
50. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] // Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т.23. – № 3. – С.85–95.
51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] // С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
52. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания [Текст] // Медицинская газета, 2005 – №43. – С.25–32
53. Стрельникова А.Н. Зачем мед. сестре самооценка [Текст] // Мед. сестра 2000. – №1. – С.42 – 43
54. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме [Текст] // Д. Трунов // Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8. – С.84–89.
55. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин [Текст] // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. – М.:Медицина, 2004. – №3. – С. 8–13.
56. Фёдорова Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо–западного региона России [Текст] // Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова // Гигиена и санитария. – М.:Медицина, 2003. – №3. – С. 24–27.
57. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
58. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными [Текст] // И. Харди. – Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. – 286 с.
59. Хетагурова А.К. Этико–деонтологические аспекты в работе сестринского персонала [Текст] // А.К. Хетагурова // Сестринское дело. – М.: Издательский дом медицинский вестник, 2003. – № 6. – С.34–35.
60. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. [Текст] // Журнал практического психолога. 2000г., № 9. с. 17–19
61. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. [Текст] // Журнал практического психолога. 1998 – № 7. – С.28–36.
62. Barhet-Lehnard G.N. The phases and focus of empaty // Brit. J. Med. Psychol., 1993.-V. 66.-№ l.P. 300-303.
63. Geenberger R.S. Job hazard – how “bournout” affects corporate managers and their performances // The Wall Street Journal. April 23, 1981.
64. Kuhr A. Perspektiven der Verhaltenstheragie — Einige Uberlegugen zu ihrer zukuhftigen Entwicklung // Verhaltenstherapie und psychosoziale Praxis, 1994. -№1.-S. 5-19.
65. Lazarus R.S. Cognition and motivation in emotion // American Psychologist, 1997, V. 46. P. 352 – 367.Lazarus R.S. Psychological Stress and the Coping Processes. N.-Y., 1996.- P. 41-52
66. Maslach, C. Job burnout – hou peopl cope // Public Wealf. Spring. 1978.
67. Maslach, C. Burned-out // Human Behavior. 1976. № 5.
68. Pines A., and Maslach, C Characteristics of staff burnout in mental healf setting // Hosp. Community Psychiat. 1978. № 29.
69. Thornton P.I. The relation of coping, appraisal and burnout in mental // J. Psychol., 1992. №126 (3). - P. 30 – 38.
70. http://vch. narod.ru/file. htm [Электронный ресурс] // Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко).
71. http://psyfactor.org/personal/ [Электронный ресурс] // Синдром эмоционального выгорания. Управление персоналом.

Купить эту работу

Психологические особенности и профилактика профессиональной деформации работников медицинской сферы

1100 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

29 мая 2015 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
vipauthor
4
Купить эту работу vs Заказать новую
2 раза Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1100 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе vipauthor 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе vipauthor 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе vipauthor 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе vipauthor 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽