Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Коммуникативная эффективность как фактор жизненного(профессионального)успеха

  • 60 страниц
  • 2016 год
  • 166 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования определяется тем, что в современном мире важность достижения профессионального успеха, сопровождающегося финансовым благополучием, для многих людей находится первой в числе приоритетных жизненных целей. В настоящее время успешности деятельности человека в избранной сфере посвящены многие диссертационные работы и публикации отечественных и зарубежных исследователей. При этом профессиональная успешность связывается с различными личностными качествами человека.
Так, с профессиональной успешностью человека часто связывают его коммуникативные умения и навыки. Такие исследователи, как В.И. Байденко [2], О.И. Игнашова [12], В.М. Соколов [30] и многие другие считают коммуникативную компетентность ведущей компетентностью, которая определяет профессиональный успех специалиста любого профиля. Многие ученые сходятся во мнении о том, что коммуникативная компетентность является важной составляющей общей профессиональной компетентности специалиста, ее организующим началом, так как общение, коммуникация между людьми является частью, а для некоторых профессий – основой профессиональной деятельности.
В любой социальной сфере, профессиональной среде, как правило, лидером, конкурентоспособным специалистом становится тот, кто владеет словом, кто умеет эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами и т.д. На этот факт, например, указывает А.В. Мамедова, отмечая, что для будущих политологов, юристов, менеджеров, специалистов сервиса и туризма, журналистов, а также для биологов, химиков, экологов овладение эффективными стратегиями общения, партнерского поведения, для продуктивного участия в научных конференциях и симпозиумах необходимостью являются такие качества, как коммуникабельность, развитые импровизационные навыки, толерантность, готовность идти на компромисс, умение отстоять свою точку зрения и убедить партнера по общению [15].
Таким образом, коммуникативная компетентность на современном рынке труда крайне важно для всех видов специальностей. И.В. Чичикин [33], А.В. Брюханов [5] полагают, что коммуникативная и профессиональная компетентность находятся в прямой зависимости друг от друга, поскольку именно высокий уровень коммуникативной компетентности менеджеров в условиях стабилизации экономической, политической, социальной ситуации во многом определяет основные направления развития системы новых управленческих отношений в целом.
Являясь инструментом профессиональной деятельности профессий типа «человек-человек», коммуникативная компетентность специалиста составляет основу профессиональной компетентности. Между тем в современных прикладных исследованиях наблюдается повышенный интерес к проблеме развития коммуникативной компетентности специалистов технического, естественно-научного профиля. Это связано с особыми динамичными условиями рынка труда, которые диктуют новые приоритеты руководителям организаций при выборе потенциальных сотрудников.
Сегодня в профессиональной среде ценятся не только собственно специальные знания, но и коммуникативный потенциал личности, его способности эффективно общаться с коллегами, умения работать в команде, умения конструктивно и логично доказывать свою точку зрения, аргументировано представлять свои идеи.
Как отмечает Н.Ю. Мамонтова, анализирующая проблему развития коммуникативной компетентности специалистов технического профиля, высокий уровень коммуникативной компетентности определяет профессиональный «потенциал личностного и управленческого развития специалиста» [16]. Указанная позиция также находит свое обоснование и в исследованиях В.В. Островой [21], И.А. Мартьяновой [17].
Вместе с тем, влияние коммуникативной эффективности на профессиональный успех профессий, не относящихся к системе «человек-человек», изучено недостаточно на данный момент и требует дальнейшего рассмотрения. Это и определило тему данного исследования.
Объект исследования – профессиональная успешность.
Предмет исследования: влияние коммуникативной эффективности на профессиональный успех.
Цель исследования – изучить особенности влияния коммуникативной эффективности на профессиональный успех.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-теоретические основы профессиональной успешности и коммуникативной эффективности.
2. Провести исследование влияния коммуникативной эффективности на профессиональный успех.
3. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы о влиянии коммуникативной эффективности на профессиональный успех.
Гипотеза исследования основывается на предположение о том, что коммуникативная успешность в профессиях, не связанных непосредственно с общением (не относящиеся к профессиям «человек-человек»), также оказывает положительное влияние на профессиональный успех.
Методики исследования:
1) Методика диагностики межличностных отношений Лири;
2) Методика КОС;
3) Тест коммуникативных умений Л. Михельсона;
4) Методика «Мотивация к успеху» (Т. Элерса);
5) Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерса);
6) Методика «Структура мотивации профессиональной деятельности (К.Замфир).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в данной работе уточнены взаимосвязи профессиональной успешности и коммуникативной эффективности, выявлены качественные показатели коммуникативной компетентности успешных и неуспешных профессионалов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать в работе психологов для повышения профессионального успеха сотрудников организации.

Глава 1. Теоретические основы изучения влияния коммуникативной эффективности профессиональный успех
1.1. Понятие коммуникативных умений и навыков, факторы коммуникативной эффективности человека

Общение – одна из важнейших сторон человеческой жизни. Под общением понимается процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и тому подобное. Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения.
В зависимости от количества общающихся людей, можно выделить три вида общения: межличностное, когда общение осуществляется между двумя-тремя субъектами, личностно-групповое, когда общение осуществляется между одним человеком и группой и межгрупповое общение, в котором одна группа общается с другой [15].
Межличностные отношения людей в современной психологии рассматриваются через призму личностно-социально-деятельностного подхода в психологии, который разработали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Согласно данному подходу в любой развитой группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности.
По мнению многих психологов, межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Межличностное общение должно удовлетворять следующим критериям:
- в нем принимают участие небольшое количество людей;
- в нем осуществляется непосредственное взаимодействие, что выражается в том, что его участники находятся в непосредственной близости друг с другом, имея возможность при этом видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь (хотя в последнее время в связи с развитием сети интернет стал распространенным такой вид межличностных отношений, при котором они осуществляются опосредованно, люди не находятся рядом друг с другом, но при этом все остальные признаки межличностного общения сохраняются);

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния коммуникативной эффективности профессиональный успех 7
1.1. Понятие коммуникативных умений и навыков, факторы коммуникативной эффективности человека 7
1.2. Профессиональный успех как социальный и психологический феномен 17
Глава 2. Исследования влияния коммуникативной эффективности на профессиональный успех человека 27
2.1. Цель, задачи и методики исследования влияния коммуникативной эффективности на профессиональный успех человека 27
2.2 Анализ результатов исследования коммуникативной эффективности профессионального успеха 30
2.3. Корреляционный анализ влияния коммуникативной эффективности на профессиональный успех человека 48
Заключение 54
Список литературы 58


Категория «успешность» относительно профессиональной деятельности рассматривается в следующих аспектах: как характеристика высокого уровня профессионализма, профессиональной компетентности; как показатель продуктивности профессиональной деятельности; как характеристика динамического развития профессионально значимых качеств личности; как способность человека добиваться успеха в течение длительного времени.
Профессиональная успешность является субъектно-личностным состоянием, которое обеспечивает достижение успеха в профессиональной деятельности в новых социально меняющихся условиях и отражающее динамику развития личностно-профессиональных качеств, а также мотивационно-ценностного, эмоционально-оценочного отношения к результатам профессиональной деятельности.
Коммуникативная эффективность – это степень соотнесения изначально поставленной цели конечному результату акта коммуникации. Несколько расширяя данное определение, можно отметить, что эффективность коммуникации представляет собой также отношение результата, полученного от организации коммуникативной деятельности и затратами на его получение. Сложное и многогранное понятие эффективности коммуникации охватывает широкий диапазон различных эффектов и аспектов, а потому исследуется не только с теоретической точки зрения, но и на практике (иными словами — для каждого конкретного уровня и вида осуществляемой коммуникации).
К коммуникативным навыкам, способствующим повышению коммуникативной эффективности, можно отнести способность к экстравертности и доминированию, способность правильно воспринимать людей и интерпретировать их внешний вид, мимику, жестикуляцию, взгляд, невербальные аспекты разговора (эмоциональную интонацию, темп речи, акцент и т.д.), способность к синхронизации контакта с другими людьми: умение подстраиваться под собеседника, определять, когда и кто должен говорить, умение должным образом «подать себя» и уверенность в себе.
Любому виду профессиональной деятельности важно полноценно овладеть коммуникативными знаниями, умениями и навыками, с целью, применения их для успешного проведения данного вида деятельности.
Для подтверждения поставленной гипотезы было проведено констатирующее исследование. Цель исследования – определить влияние коммуникативной эффективности на профессиональный успех человека. Были сформированы две группы – контрольная и экспериментальная. Исследование проходило на базе научного геологического института. Данный институт был выбран потому, что основной вид деятельности сотрудников не относится к взаимодействию с другими людьми, следовательно, коммуникативные навыки не стоят на первом месте в комплексе профессиональной компетентности. Это поможет показать, влияют ли коммуникативные навыки на профессиональную эффективность, не связанную непосредственно с общением с другими людьми.
По результатам исследования было показано, следующее. По методике исследования типов межличностных отношений Лири было показано, что для профессионально успешных научных сотрудников в большей мере будут свойственны такое коммуникативное поведение, как конформность, дружелюбность и ответственность, они направлены на лидерство и сотрудничество. Для профессионально неуспешных в большей мере будут свойственны агрессивность, эгоистичность, неуверенность в себе, они направлены на снятие с себя ответственности в отношениях, на агрессивное конкурирование.
Результаты исследования по методике КОС показали, что для профессионально успешных сотрудников научного института характерны более высокий уровень развития коммуникативных и организаторских навыков по сравнению с профессионально неуспешными.
По методике коммуникативных умений Л. Михельсона было выявлено, что для профессионально успешных научных сотрудников более характерно компетентное коммуникативное поведение, а для неуспешных сотрудников характерно агрессивное поведение.
По методике Т. Элерса «Мотивация к успеху» было выявлено, что в группе профессионально успешных сотрудников научного института более характерно поведение, направленное на достижение успеха, чем для группы профессионально неуспешных.
Методика Т. Элерса «Мотивация к избеганию неудач» показала, что для сотрудников с низким уровнем профессионального успеха характерна направленность на избегание неудач, они предпочитают не рисковать. Для профессионально успешных сотрудников характерны активность, ответственность, инициативность. В основе этой активности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Низкий уровень мотивации избегания неудач подтверждает предположение о том, что сотрудники научного института, входящие в данную выборку успешны в своей профессиональной деятельности.
По методике «Структура мотивации профессиональной деятельности (К.Замфир) было показано, что для профессионально успешных сотрудников характерен оптимальный мотивационный комплекс. Такие сотрудники проявляют активность, что мотивировано самим содержанием профессиональной деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов. Для профессионально неуспешных сотрудников характерна внешняя положительная мотивация, а также внешняя отрицательная мотивация, что говорит о том, что они в большей степени направлены на избегание неуспеха, чем на его достижение.
Для того чтобы проверить достоверность значимости различий между контрольной и экспериментальной группой использовался t-критерия Стьюдента. Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Достоверность различий наблюдается по следующим параметрам: зависимый тип поведения, доминирование, дружелюбие, коммуникативные способности, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, внутренняя мотивация и внешняя отрицательная мотивация.
Таким образом, проведенное исследование показало, что существует взаимосвязь между профессиональной успешностью и коммуникативной эффективностью представителей профессии, не относящейся к сфере «человек-человек». Это говорит о необходимости развивать коммуникативные навыки у сотрудников для повышения их профессиональной успешности.
Следовательно, была доказана поставленная гипотеза: коммуникативная успешность в профессиях, не связанных непосредственно с общением (не относящиеся к профессиям «человек-человек»), также оказывает положительное влияние на профессиональный успех.


1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: ВЛАДОС, 2008. – 416с.
2. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты. – М.: Изд-во «Кнорус», 2011. – 304 с.
3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2016. – 72 с.
4. Батаршев А.В., Диагностика способности к общению. – СПб.: Питер, 2016. – 176 с.
5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2011. – 511 с.
6. Брюханов А.В. Коммуникативная компетентность менеджеров в условиях трансформации управленческих отношений в современной России: дисс. канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2008.
7. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: на примере студентов – будущих педагогов-психологов. – дисс. канд. псих. наук. – Томск, 2004. – 176 с.
8. Верещагина Л.А. Оценка удовлетворенности работой // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова – СПб.: Речь, 2003. – С. 311-321.
9. Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Нартов Н.А. Социальная психология и этика делового общения. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2015. – 160с.
10. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2002.
11. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2009. – 141 с.
12. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. — М.: Гардарики, 2013. — 223с.
13. Зазыкин, В.Г., Смирнов, Е.А. Введение в акмеологию. Иваново: ИФ РАНХ и ГС и ОАО «Издательство «Иваново», 2013. – 256 с.
14. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. – М.: Дело, 2012.
15. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. – М.: Дело, 2013. – 568с.
16. Игнашова О.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих государственных служащих в процессе преподавания дисциплины «Управление общественными отношениями» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук – Выпуск №4-2 – том 11 – 2009
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2012 — 512 с.
18. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576с.
19. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд). – М.: Флинта, 2013. – 318 с.
20. Мамедова А.В. Педагогические стимулы формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста средствами иностранного языка // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2012. – № 1. – С. 283-287.
21. Мамонтова Н. Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов технического вуза: дисс. канд. пед. наук. – Кемерово, 2006.
22. Мартьянова И.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов технического вуза: дисс. .канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2009.
23. Москаленко, О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности. М.: РАГС, 2007. – 352 с.
24. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2011
25. Немов Р.С. Психология в 3 кн.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. М.: Владос, 2014. – 686 с.
26. Островая В.В. Профессионально-корпоративная среда как фактор формирования коммуникативной компетентности будущего экономиста: автореф. дисс. канд. пед. наук. – Оренбург, 2013.
27. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Просвещение, 1989. – 380 с.
28. Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Введению в специальность и обучение практического психолога ОВД. – М., 2015. – 31 с.
29. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева; Ред. Г.С. Никифоров; Санкт - Петербургский государственный университет. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. - 152 с
30. Рикель А.М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14, Психология. – 2012. – № 1. – С. 41-48.
31. Рикель А.М., Тихомандрицкая О.А. Особенности переживания успешности «вертикальной» и «горизонтальной» карьеры сотрудниками организации // Психологические исследования: электрон. науч. журнал [Электронный ресурс]. – Москва: ООО «Издательство Солитон», 2013. – № 28 (6).
32. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций для вузов – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009. – 224 с.
33. Селезнева Е.В. Самореализация и особенности мотивации студенческой молодежи // Акмеология. №3. 2013. С. 28-34
34. Сергеечева В. Азы общения. – СПб: Питер, 2012. – 243 с.
35. Середа Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. – СПб.: Речь, 2014. – 224 с.
36. Смирнов, Е.А. Успех руководителя и символическая активность / Предприниматель и успех. / Под ред. К.С. Пигрова. СПб.: СПбГУ, 2006. С. 63-78.
37. Смирнова, И.А. Система корпоративной культуры организации. Иваново: МААН, ИФ СЗАГС, 2008. –100 с.
38. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Речь, 2013. – 624 с.
39. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во. Михайлова В. А., 2011. — 461 с.
40. Тищенко В.А. Классификация коммуникативных умений у студентов. // Знание. Понимание. Умение: электронный науч-ный журнал [Электронный ресурс] URL: http://zpu-journal.ru/zpu/e-publications/2007/Tishchenko_VA/index.php?phrase_id=353816
41. Толочек, В.А. Интерсубъектные, интрасубъектные и внесубъектные факторы профессиональной успешности // Социология и управление персоналом. 2008. №2. С.155-161.
42. Чичикин И.В. Коммуникативная компетентность менеджера как личностное новообразование // Вестник ТГУ. – 2010. – Вып. 7 (87). – С. 98-101.
43. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М.: ВЛАДОС, 2015. – 544 с.
44. Шкиль И.Е. Коммуникативная компетентность студентов технических вузов и её развитие средствами социально-психологической арт-технологии
45. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. – М.: ЦСПиМ, 2013. – 376 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования определяется тем, что в современном мире важность достижения профессионального успеха, сопровождающегося финансовым благополучием, для многих людей находится первой в числе приоритетных жизненных целей. В настоящее время успешности деятельности человека в избранной сфере посвящены многие диссертационные работы и публикации отечественных и зарубежных исследователей. При этом профессиональная успешность связывается с различными личностными качествами человека.
Так, с профессиональной успешностью человека часто связывают его коммуникативные умения и навыки. Такие исследователи, как В.И. Байденко [2], О.И. Игнашова [12], В.М. Соколов [30] и многие другие считают коммуникативную компетентность ведущей компетентностью, которая определяет профессиональный успех специалиста любого профиля. Многие ученые сходятся во мнении о том, что коммуникативная компетентность является важной составляющей общей профессиональной компетентности специалиста, ее организующим началом, так как общение, коммуникация между людьми является частью, а для некоторых профессий – основой профессиональной деятельности.
В любой социальной сфере, профессиональной среде, как правило, лидером, конкурентоспособным специалистом становится тот, кто владеет словом, кто умеет эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами и т.д. На этот факт, например, указывает А.В. Мамедова, отмечая, что для будущих политологов, юристов, менеджеров, специалистов сервиса и туризма, журналистов, а также для биологов, химиков, экологов овладение эффективными стратегиями общения, партнерского поведения, для продуктивного участия в научных конференциях и симпозиумах необходимостью являются такие качества, как коммуникабельность, развитые импровизационные навыки, толерантность, готовность идти на компромисс, умение отстоять свою точку зрения и убедить партнера по общению [15].
Таким образом, коммуникативная компетентность на современном рынке труда крайне важно для всех видов специальностей. И.В. Чичикин [33], А.В. Брюханов [5] полагают, что коммуникативная и профессиональная компетентность находятся в прямой зависимости друг от друга, поскольку именно высокий уровень коммуникативной компетентности менеджеров в условиях стабилизации экономической, политической, социальной ситуации во многом определяет основные направления развития системы новых управленческих отношений в целом.
Являясь инструментом профессиональной деятельности профессий типа «человек-человек», коммуникативная компетентность специалиста составляет основу профессиональной компетентности. Между тем в современных прикладных исследованиях наблюдается повышенный интерес к проблеме развития коммуникативной компетентности специалистов технического, естественно-научного профиля. Это связано с особыми динамичными условиями рынка труда, которые диктуют новые приоритеты руководителям организаций при выборе потенциальных сотрудников.
Сегодня в профессиональной среде ценятся не только собственно специальные знания, но и коммуникативный потенциал личности, его способности эффективно общаться с коллегами, умения работать в команде, умения конструктивно и логично доказывать свою точку зрения, аргументировано представлять свои идеи.
Как отмечает Н.Ю. Мамонтова, анализирующая проблему развития коммуникативной компетентности специалистов технического профиля, высокий уровень коммуникативной компетентности определяет профессиональный «потенциал личностного и управленческого развития специалиста» [16]. Указанная позиция также находит свое обоснование и в исследованиях В.В. Островой [21], И.А. Мартьяновой [17].
Вместе с тем, влияние коммуникативной эффективности на профессиональный успех профессий, не относящихся к системе «человек-человек», изучено недостаточно на данный момент и требует дальнейшего рассмотрения. Это и определило тему данного исследования.
Объект исследования – профессиональная успешность.
Предмет исследования: влияние коммуникативной эффективности на профессиональный успех.
Цель исследования – изучить особенности влияния коммуникативной эффективности на профессиональный успех.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-теоретические основы профессиональной успешности и коммуникативной эффективности.
2. Провести исследование влияния коммуникативной эффективности на профессиональный успех.
3. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы о влиянии коммуникативной эффективности на профессиональный успех.
Гипотеза исследования основывается на предположение о том, что коммуникативная успешность в профессиях, не связанных непосредственно с общением (не относящиеся к профессиям «человек-человек»), также оказывает положительное влияние на профессиональный успех.
Методики исследования:
1) Методика диагностики межличностных отношений Лири;
2) Методика КОС;
3) Тест коммуникативных умений Л. Михельсона;
4) Методика «Мотивация к успеху» (Т. Элерса);
5) Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерса);
6) Методика «Структура мотивации профессиональной деятельности (К.Замфир).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в данной работе уточнены взаимосвязи профессиональной успешности и коммуникативной эффективности, выявлены качественные показатели коммуникативной компетентности успешных и неуспешных профессионалов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать в работе психологов для повышения профессионального успеха сотрудников организации.

Глава 1. Теоретические основы изучения влияния коммуникативной эффективности профессиональный успех
1.1. Понятие коммуникативных умений и навыков, факторы коммуникативной эффективности человека

Общение – одна из важнейших сторон человеческой жизни. Под общением понимается процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и тому подобное. Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения.
В зависимости от количества общающихся людей, можно выделить три вида общения: межличностное, когда общение осуществляется между двумя-тремя субъектами, личностно-групповое, когда общение осуществляется между одним человеком и группой и межгрупповое общение, в котором одна группа общается с другой [15].
Межличностные отношения людей в современной психологии рассматриваются через призму личностно-социально-деятельностного подхода в психологии, который разработали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Согласно данному подходу в любой развитой группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности.
По мнению многих психологов, межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Межличностное общение должно удовлетворять следующим критериям:
- в нем принимают участие небольшое количество людей;
- в нем осуществляется непосредственное взаимодействие, что выражается в том, что его участники находятся в непосредственной близости друг с другом, имея возможность при этом видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь (хотя в последнее время в связи с развитием сети интернет стал распространенным такой вид межличностных отношений, при котором они осуществляются опосредованно, люди не находятся рядом друг с другом, но при этом все остальные признаки межличностного общения сохраняются);

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния коммуникативной эффективности профессиональный успех 7
1.1. Понятие коммуникативных умений и навыков, факторы коммуникативной эффективности человека 7
1.2. Профессиональный успех как социальный и психологический феномен 17
Глава 2. Исследования влияния коммуникативной эффективности на профессиональный успех человека 27
2.1. Цель, задачи и методики исследования влияния коммуникативной эффективности на профессиональный успех человека 27
2.2 Анализ результатов исследования коммуникативной эффективности профессионального успеха 30
2.3. Корреляционный анализ влияния коммуникативной эффективности на профессиональный успех человека 48
Заключение 54
Список литературы 58


Категория «успешность» относительно профессиональной деятельности рассматривается в следующих аспектах: как характеристика высокого уровня профессионализма, профессиональной компетентности; как показатель продуктивности профессиональной деятельности; как характеристика динамического развития профессионально значимых качеств личности; как способность человека добиваться успеха в течение длительного времени.
Профессиональная успешность является субъектно-личностным состоянием, которое обеспечивает достижение успеха в профессиональной деятельности в новых социально меняющихся условиях и отражающее динамику развития личностно-профессиональных качеств, а также мотивационно-ценностного, эмоционально-оценочного отношения к результатам профессиональной деятельности.
Коммуникативная эффективность – это степень соотнесения изначально поставленной цели конечному результату акта коммуникации. Несколько расширяя данное определение, можно отметить, что эффективность коммуникации представляет собой также отношение результата, полученного от организации коммуникативной деятельности и затратами на его получение. Сложное и многогранное понятие эффективности коммуникации охватывает широкий диапазон различных эффектов и аспектов, а потому исследуется не только с теоретической точки зрения, но и на практике (иными словами — для каждого конкретного уровня и вида осуществляемой коммуникации).
К коммуникативным навыкам, способствующим повышению коммуникативной эффективности, можно отнести способность к экстравертности и доминированию, способность правильно воспринимать людей и интерпретировать их внешний вид, мимику, жестикуляцию, взгляд, невербальные аспекты разговора (эмоциональную интонацию, темп речи, акцент и т.д.), способность к синхронизации контакта с другими людьми: умение подстраиваться под собеседника, определять, когда и кто должен говорить, умение должным образом «подать себя» и уверенность в себе.
Любому виду профессиональной деятельности важно полноценно овладеть коммуникативными знаниями, умениями и навыками, с целью, применения их для успешного проведения данного вида деятельности.
Для подтверждения поставленной гипотезы было проведено констатирующее исследование. Цель исследования – определить влияние коммуникативной эффективности на профессиональный успех человека. Были сформированы две группы – контрольная и экспериментальная. Исследование проходило на базе научного геологического института. Данный институт был выбран потому, что основной вид деятельности сотрудников не относится к взаимодействию с другими людьми, следовательно, коммуникативные навыки не стоят на первом месте в комплексе профессиональной компетентности. Это поможет показать, влияют ли коммуникативные навыки на профессиональную эффективность, не связанную непосредственно с общением с другими людьми.
По результатам исследования было показано, следующее. По методике исследования типов межличностных отношений Лири было показано, что для профессионально успешных научных сотрудников в большей мере будут свойственны такое коммуникативное поведение, как конформность, дружелюбность и ответственность, они направлены на лидерство и сотрудничество. Для профессионально неуспешных в большей мере будут свойственны агрессивность, эгоистичность, неуверенность в себе, они направлены на снятие с себя ответственности в отношениях, на агрессивное конкурирование.
Результаты исследования по методике КОС показали, что для профессионально успешных сотрудников научного института характерны более высокий уровень развития коммуникативных и организаторских навыков по сравнению с профессионально неуспешными.
По методике коммуникативных умений Л. Михельсона было выявлено, что для профессионально успешных научных сотрудников более характерно компетентное коммуникативное поведение, а для неуспешных сотрудников характерно агрессивное поведение.
По методике Т. Элерса «Мотивация к успеху» было выявлено, что в группе профессионально успешных сотрудников научного института более характерно поведение, направленное на достижение успеха, чем для группы профессионально неуспешных.
Методика Т. Элерса «Мотивация к избеганию неудач» показала, что для сотрудников с низким уровнем профессионального успеха характерна направленность на избегание неудач, они предпочитают не рисковать. Для профессионально успешных сотрудников характерны активность, ответственность, инициативность. В основе этой активности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Низкий уровень мотивации избегания неудач подтверждает предположение о том, что сотрудники научного института, входящие в данную выборку успешны в своей профессиональной деятельности.
По методике «Структура мотивации профессиональной деятельности (К.Замфир) было показано, что для профессионально успешных сотрудников характерен оптимальный мотивационный комплекс. Такие сотрудники проявляют активность, что мотивировано самим содержанием профессиональной деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов. Для профессионально неуспешных сотрудников характерна внешняя положительная мотивация, а также внешняя отрицательная мотивация, что говорит о том, что они в большей степени направлены на избегание неуспеха, чем на его достижение.
Для того чтобы проверить достоверность значимости различий между контрольной и экспериментальной группой использовался t-критерия Стьюдента. Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Достоверность различий наблюдается по следующим параметрам: зависимый тип поведения, доминирование, дружелюбие, коммуникативные способности, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, внутренняя мотивация и внешняя отрицательная мотивация.
Таким образом, проведенное исследование показало, что существует взаимосвязь между профессиональной успешностью и коммуникативной эффективностью представителей профессии, не относящейся к сфере «человек-человек». Это говорит о необходимости развивать коммуникативные навыки у сотрудников для повышения их профессиональной успешности.
Следовательно, была доказана поставленная гипотеза: коммуникативная успешность в профессиях, не связанных непосредственно с общением (не относящиеся к профессиям «человек-человек»), также оказывает положительное влияние на профессиональный успех.


1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: ВЛАДОС, 2008. – 416с.
2. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты. – М.: Изд-во «Кнорус», 2011. – 304 с.
3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2016. – 72 с.
4. Батаршев А.В., Диагностика способности к общению. – СПб.: Питер, 2016. – 176 с.
5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2011. – 511 с.
6. Брюханов А.В. Коммуникативная компетентность менеджеров в условиях трансформации управленческих отношений в современной России: дисс. канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2008.
7. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: на примере студентов – будущих педагогов-психологов. – дисс. канд. псих. наук. – Томск, 2004. – 176 с.
8. Верещагина Л.А. Оценка удовлетворенности работой // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова – СПб.: Речь, 2003. – С. 311-321.
9. Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Нартов Н.А. Социальная психология и этика делового общения. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2015. – 160с.
10. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2002.
11. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2009. – 141 с.
12. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. — М.: Гардарики, 2013. — 223с.
13. Зазыкин, В.Г., Смирнов, Е.А. Введение в акмеологию. Иваново: ИФ РАНХ и ГС и ОАО «Издательство «Иваново», 2013. – 256 с.
14. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. – М.: Дело, 2012.
15. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. – М.: Дело, 2013. – 568с.
16. Игнашова О.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих государственных служащих в процессе преподавания дисциплины «Управление общественными отношениями» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук – Выпуск №4-2 – том 11 – 2009
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2012 — 512 с.
18. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576с.
19. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд). – М.: Флинта, 2013. – 318 с.
20. Мамедова А.В. Педагогические стимулы формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста средствами иностранного языка // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2012. – № 1. – С. 283-287.
21. Мамонтова Н. Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов технического вуза: дисс. канд. пед. наук. – Кемерово, 2006.
22. Мартьянова И.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов технического вуза: дисс. .канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2009.
23. Москаленко, О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности. М.: РАГС, 2007. – 352 с.
24. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2011
25. Немов Р.С. Психология в 3 кн.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. М.: Владос, 2014. – 686 с.
26. Островая В.В. Профессионально-корпоративная среда как фактор формирования коммуникативной компетентности будущего экономиста: автореф. дисс. канд. пед. наук. – Оренбург, 2013.
27. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Просвещение, 1989. – 380 с.
28. Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Введению в специальность и обучение практического психолога ОВД. – М., 2015. – 31 с.
29. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева; Ред. Г.С. Никифоров; Санкт - Петербургский государственный университет. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. - 152 с
30. Рикель А.М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14, Психология. – 2012. – № 1. – С. 41-48.
31. Рикель А.М., Тихомандрицкая О.А. Особенности переживания успешности «вертикальной» и «горизонтальной» карьеры сотрудниками организации // Психологические исследования: электрон. науч. журнал [Электронный ресурс]. – Москва: ООО «Издательство Солитон», 2013. – № 28 (6).
32. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций для вузов – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009. – 224 с.
33. Селезнева Е.В. Самореализация и особенности мотивации студенческой молодежи // Акмеология. №3. 2013. С. 28-34
34. Сергеечева В. Азы общения. – СПб: Питер, 2012. – 243 с.
35. Середа Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. – СПб.: Речь, 2014. – 224 с.
36. Смирнов, Е.А. Успех руководителя и символическая активность / Предприниматель и успех. / Под ред. К.С. Пигрова. СПб.: СПбГУ, 2006. С. 63-78.
37. Смирнова, И.А. Система корпоративной культуры организации. Иваново: МААН, ИФ СЗАГС, 2008. –100 с.
38. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Речь, 2013. – 624 с.
39. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во. Михайлова В. А., 2011. — 461 с.
40. Тищенко В.А. Классификация коммуникативных умений у студентов. // Знание. Понимание. Умение: электронный науч-ный журнал [Электронный ресурс] URL: http://zpu-journal.ru/zpu/e-publications/2007/Tishchenko_VA/index.php?phrase_id=353816
41. Толочек, В.А. Интерсубъектные, интрасубъектные и внесубъектные факторы профессиональной успешности // Социология и управление персоналом. 2008. №2. С.155-161.
42. Чичикин И.В. Коммуникативная компетентность менеджера как личностное новообразование // Вестник ТГУ. – 2010. – Вып. 7 (87). – С. 98-101.
43. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М.: ВЛАДОС, 2015. – 544 с.
44. Шкиль И.Е. Коммуникативная компетентность студентов технических вузов и её развитие средствами социально-психологической арт-технологии
45. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. – М.: ЦСПиМ, 2013. – 376 с.

Купить эту работу

Коммуникативная эффективность как фактор жизненного(профессионального)успеха

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

4 мая 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽