Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Социальная реабилитация инвалидов по зрению в обязательном порядке включает в себя следующие виды: культурно-бытовую, психолого-педагогическую, а также социально-трудовую реабилитации. При этом мероприятия социально-трудовой реабилитации в реабилитационном процессе инвалидов по зрению играют значимую роль, что тесным образом связано с тем, что для данной группы инвалидов трудовая деятельность имеет наиважнейшее как социально-психологическое, так и морально-этическое значение, а также активно способствует утверждению у слепых личности, устранению многих психологических барьеров, и, конечно же, улучшению материального положения слепых людей.
В этом отношении существенным является то, что к концу XIX – нач. XX в. в российском обществе сформировалось определенные представления о том, что дети-инвалиды по зрения в сущности являются его полноправными членами, которые способны овладеть как профессиональными навыками, так и самостоятельно устроить свою жизнь. В предыдущие исторические периоды помощь названной категории детей оказывалась только предоставлением слепым частичной медицинской помощи, а также разовой материальной поддержки.
Но в XIX в. в рамках широко распространившихся благотворительных учреждений начинают создаваться училища, основная деятельность которых была ориентирована именно на воспитание и обучение слепых детей и профессиональную поддержку взрослых, лишившихся зрения. Актуальная необходимость их создания обусловлена была не только потребностью развития специального образования, но также и активным стремлением русской аристократии наиболее четко соответствовать веяниям ряда прогрессивных в то время западных филантропических идей.
В настоящее время в начале XXI вв. в России система обучения детей с инвалидностью, в том числе и слепых детей, оказалась во многом в состоянии многогранного системного кризиса, испытывая при этом существенные трудности, в первую очередь материального плана и в особенности в плане трудоустройства, а также устройства быта выпускников специальных учебных заведений . Поэтому изучение богатого исторического опыта деятельности специальных учебных заведений в Российской империи в определенной мере позволит понять сущность этой проблемы и несколько приблизиться к решению.
Все выше сказанное делает рассмотрение темы «История обучения слепых в России XIX- начала XX века» актуальным.
Целью данной работы являются выявления отличительных особенностей обучения слепых в России XIX- начала XX века. Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:
- изучить основные вехи жизни и деятельности Константина Карловича Грота;
- проследить историю создания попечительства;
- описать съезды тифлопедагогов в России в начале ХХ века;
- проанализировать особенности трудового обучение слепых в училищах и мастерских в начале ХХ века;
- рассмотреть деятельность мастерских слепых имени К.К. Грота.
Объект исследования – история становления обучения слепых в России.
Предмет – специфика обучения слепых в России в период XIX- начала XX века.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как: В.Г. Афанасьев, Л. Высоцкая, И.М. Гаев, И.В. Зимин, А. Лебедев, Т.А. Магсумов, Е.Д. Максимов, Н.Н. Малофеев, Е.С. Скобликова, Е.Ю. Тарасова, А.В. Терентьева, А.И. Сизова, А.В. Терентьева, В..А. Феоктистова, А.А. Хитрова и некоторые другие. Кроме этого, для раскрытия темы анализировались дореволюционные издания и архивные материалы.
Методами исследования являются: метод анализа различных типов и видов литературы и источников по данной теме (научных публикаций, учебников, статей в периодических изданиях, архивных материалов, энциклопедий, информации из сети Интернет); исторический метод, биографический метод, метод сравнения и сопоставления, метод логической систематизации и группировки выявленной информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Введение 3
Глава 1.Деятельность в России XIX- начала XX века по обучению слепых и вклад Константина Карловича Грота 6
1.1.Жизнь и деятельность Константина Карловича Грота 6
1.2. История создания попечительства 17
1.3. Съезды тифлопедагогов в России в начале XX века 27
Глава 2. Социальная реабилитация и производственное обучение слепых в начале XX века 37
2.1. Трудовое обучение слепых в училищах и мастерских 37
2.2. Мастерские слепых имени К.К. Грота 50
Заключение 57
Список источников и литературы 60
Особой отличительной чертой существовавшей в период императорской России системы социальной помощи слепым явилось то, что такого рода помощь осуществлялась преимуществе на базе благотворительности.
Государство в то время практически не возлагало на себя какие-либо обязанности за призрение, однако при этом оно и не уклонялось от задач такого рода политики, целенаправленно и сознательно при этом направляя на их решение имеющуюся в то время благотворительную общественную инициативу. В XIX – нач. ХХ в. в нашей стране были постепенно сформированы необходимые условия для наиболее эффективного привлечения и последующего использования благотворительности в качестве основы для организации всевозможной помощи слепым.
Тем не менее, никакие меры, направленные на поощрению благотворительности не смогли бы дать качественные результата, если бы не встречали особой общественной инициативы, а также стремления делать добро, и активно помогать нуждающимся. При этом одним из таких организаторов являлся Константин Карлович Грот , вошедший в историю как государственный и общественный деятель, а также создатель и многолетний руководитель Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. Также он в период 1881–1884 гг. возглавлял Ведомство учреждений императрицы Марии, где и состояло и указанное Попечительство. Кроме этого, в конце XIX века К.К. Грот являлся руководителем работы комиссии по пересмотру законодательства об общественном призрении.
Идея о государственной организации общественного призрения была высказана выдающимся государственным и общественным деятелем Константином Карловичем Гротом ещё в 1840-х гг. К этой мысли Грот вернулся в 1880 году, когда после русско-турецкой войны жизнь поставила со всей остротой вопрос о необходимости всесторонней социальной помощи такой обездоленной части общества, как слепые. Императрица Мария Александровна также обратила внимание на ослепших во время русско-турецкой войны. 13 февраля 1881 г. Император Александр II утверждает Начала и Устав Мариинского Попечительства для призрения слепых, а уже 18 октября под непосредственным председательством К.К. Грота было проведено первое общее собрание его членов. К началу 1890-х гг. Попечительство из небольшой организации с достаточно скромными задачами переросло в крупное ведомство призрения, которое действовало в общегосударственном масштабе. При этом помощь слепым трансформировалась в самостоятельную отрасль. Это осуществилось во многом благодаря именно личным усилиям председателя Попечительства К.К. Грота.
В начале XX века руководство Попечительства обсуждать актуальные вопросы помощи слепым детям и взрослым позволил на ведомственных съездах. На первом в 1901 г., в большей мере, обсуждались учебно-воспитательные вопросы, вопросы ремесленной подготовки слепых, а также оказания помощи выпускникам. В программу II съезда, проходившего в 1909 г., был включён раздел по предупреждению слепоты, ставший одним из главных.
С целью получения слепыми образования, а также обучения их ремеслам, то есть для практической подготовки слепых к самостоятельной жизни и производительному труду К.К. Грот разработал свою систему училищ именно для слепых детей. Такого рода учебные заведения открывались чаще всего на средства местных отделений Попечительства. В качестве основной целью таких учебных заведений можно назвать осуществление призрения, религиозно-нравственного воспитания, обучение слепых девиц грамоте, музыке, а также доступным им ремеслам. В этом случае предполагалось, что в дальнейшем данные выпускницы смогут самостоятельно обеспечить себя собственным трудом. В целом рассчитанная преимущественно на подготовку умелого мелкого ремесленника, работа которого практически исключала любое всякое разделение труда, программа профессионального обучения для слепых ограничивалась кругом тех ремесел, которые не требовали помощи зрячих.
Для создания возможности взрослых слепых людей реализовать себя в труде и обеспечить в финансовом плане свою в нашей стране кроме училищ для слепых в рассматриваемый период работали еще и мастерские для взрослых незрячих людей, которые были устроенные на личные средства Константина Карловича Грота
В училищах обучали щеточному, корзинному, а также веревочному ремеслам. Девочки учились музыки, плетению, вязанию. Только в 1899 г. этот круг полнился обучением массажу. При этом изучение одного из ремесел в училище являлось для учащихся обязательным.
В целом период XIX- начала XX века является для обучения слепых в России достаточно активным и продуктивным и его опыт весьма полезен для современной России.
1. Андеркас, О.К. Общественное и частное призрение в России / О.К. Андеркас. – СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1907. – 212 с.
2. Афанасьев, В.Г. Благотворительность в России. Историогр. аспекты проблемы / В.Г. Афанасьев. – СПб. : Нестор, 1998. – 310 с.
3. Второй съезд по попечению о слепых и предупреждению слепоты. С 19-го по 23 мая 1909 г. Справочник для членов съезда. – СПб., 1909. – 42 с.
4. Высоцкая, Л. Вехи Российской тифлопедагогики / Л. Высоцкая // Наша жизнь. – 2005. – № 2. -С. 17 – 19.
5. Гаев, И.М. Право быть человеком / И.М. Гаев. – Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2002. – 120 с.
6. Грот, Константин Карлович // Государственные деятели России XIX – начала ХХ в. : биогр. справ. – М., 1995. – С. 59–60.
7. Грот Константин Карлович // Самарская областная универсальная научная библиотека : энциклопедия. – Самара, 2009. – С. 158.
8. Деятельность К.К. Грота на пользу слепых // Константин Карлович Грот как государственный и общественный деятель (12 января 1815 – 30 октября 1897). Материалы для его биографии и характеристики. К столетию со дня его рождения: в 3 т. – СПб., 1915. – Т. 1–2. – С. 365–406.
9. Залесский, К.А. Гроты // Отечественная история. Энциклопедия. Т. 1. – М., 1994. – С. 642 - 244.
10. Записка, представленная Великому Князю Константину Николаевичу статс-секретарем Рейтерном: рукопись А.В. Головнина // Река Времен : альманах. Кн. 5. Государь. Государство. Государственная служба. – М., 1996. – С. 192 - 194.
11. Зимин, И.В. Благотворительность семьи Романовых, XIX — начало XX в. / И.В. Зимин. – М. 2007. – 126 с.
12. История и современность: обучение и воспитание детей с нарушением зрения (из опыта работы) / под ред. О.Л. Алексеева. – Екатеринбург: Изд-во «Чароит», 2003. – 96 с.
13. Константин Карлович Грот как государственный и общественный деятель (12 янв. 1815 – 30 окт. 1897). Материалы для его биографии и характеристики. К столетию со дня его рождения: в 3 т. – СПб.,1915. – Т. 1–2. – 489 с.
14. Краткий очерк деятельности Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. 1881-1891. – СПб., 1892. – 64 с.
15. Лебедев, А. Лекарством здесь было призрение: история рождения и жизни Казанского училища слепых / А. Лебедев // Республика Татарстан. – 2004. – 21 окт. – С. 25–26.
16. Магсумов, Т.А. Казанское училище для слепых детей в конце XIX – начале XX в. (историч. зарисовка на фоне эпохи) / Т.А. Магсумов // Специальное образование. – 2010. – № 4. – С. 50 – 56.
17. Максимов, Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения / Е.Д. Максимов. – СПб., 1903. – 88 с.
18. Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2003. – № 3. – С. 3 - 10.
19. Малофеев, Н.Н. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст) / Н.Н. Малофеев // Специальная педагогика. – М., 2000. – C. 86 - 88.
20. Малофеев, Н. Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2004. – № 5. – С. 74-82.
21. Он много сделал на благо Самары: историко-биографический сборник [о К.К. Гроте] / М-во культуры Самар. обл., Самар. обл. универс. науч. б-ка. – Самара : Офорт, 2014. – 282 с.
22. Обзор результатов деятельности Попечительства о слепых в России за 14 лет на основании его отчетов, с 1881 по 1894 г. (включительно). Речь, произнесенная 2-го янв. 1896 г. доктором А.И. Скребицким на 2-м съезде представителей профессионального и технического образования в Москве. – М., 1897. – 12 с.
23. Основные начала для деятельности Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых и правила деятельности Киевского отделения Попечительства. – Киев, 1904. – 42 с.
24. Основы управления специальным образованием : учеб. пособие / Н.Н. Малофеев и др.; под ред. Д. С. Шилова. – М. : Aкадемия, 2011. – 335 с
25. Пермской школе слабовидящих детей 100 лет: информацион. лист. – Пермь: ВОС Перм. обл. правление, 1990. – 5 с.
26. Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых. (Историч. очерк). – СПб., 1909. – 144 с.
27. Рейх М. Что делает мир для улучшения участи слепых / М. Рейх. – СПб.: Попечительство имп. Марии Александровны о слепых, 1901. – 96 с.
28. Семенов-Тян-Шанский, П.П. Эпоха освобождения крестьян в России (1857–1861 г.). Т. 2. / П.П. Семенов-Тян-Шанский. – СПб., 1913. – 294 с.
29. Сизова, А.И. История развития московской школы для слепых детей / А.И. Сизова. – М., 1992. – 122 с.
30. Скобликова, Е.С. К датам 200-летия со дня рождения братьев Я.К. Грота и К.К. Грота / Е.С. Скобликова // Вестн. Самар. гос. ун-та. – 2013. – № 5 (106). – С. 252–256.
31. Тарасова, Е.Ю. Опыт организации социально-трудовой реабилитации детей с нарушениями зрения в образовательных учреждениях Урала / Е.Ю. Тарасова // Вестн. ЯГУ. – 2010, Т. 7. № 1. С. 123 – 128.
32. Терентьева, А.В. Сердце, отданное людям: страницы жизни создателя Александро-Мариинского попечительства о слепых в России Константина Карловича Грота / А.В. Терентьева. – СПб.: Нестор-история, 2015. – 252 с..
33. Труды второго русского съезда по попечению о слепых и предупреждению слепоты [Электронный ресурс] / изд. Попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых. – СПб.: Типография М.А. Александрова, 1910. – Режим доступа: URL:http://tlib.gbs.spb.ru/dl/090_247908.pdf. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 11.11.2016).
34. Труды Второго русского съезда по попечению о слепых и предупреждению слепоты. – СПб., 1910. – 244 с.
35. Ты помнишь, как всё начиналось? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s-vestnik.ru/node/1. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 11.11.2016).
36. Феоктистова, В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогикии практики обучения слепых и слабовидящих детей / В А. Феоктистова. – М., 1973. – 74 с.
37. Хитров, А.А. Российская благотворительность под покровительством Дома Романовых: становление традиций / А.А. Хитрова // Известия Калининградск. гос. технич. ун-та. – 2003. – № 3. – С. 105-111.
38. Хрестоматия по истории тифлопедагогики / сост. В.А.Феоктистова. – М., 1987. – 324 с.
39. Энциклопедия благотворительности. Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2811804742. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 11.11.2016).
Архивные материалы
40. ПСЗ. Собрание - 2. - 1881. - Т. LV. - № 61856. СПб., 1881. С. 912–914.
41. ПСЗ. Собрание - 3.- 1883. - Т. III. - № 1420. СПб., 1913. С. 76.
42. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 226: К. К. Грот. Оп. 1. Д. 33. С. 1–15. С. 13.
43. Журнал «Слепец». 1917. № 4.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Социальная реабилитация инвалидов по зрению в обязательном порядке включает в себя следующие виды: культурно-бытовую, психолого-педагогическую, а также социально-трудовую реабилитации. При этом мероприятия социально-трудовой реабилитации в реабилитационном процессе инвалидов по зрению играют значимую роль, что тесным образом связано с тем, что для данной группы инвалидов трудовая деятельность имеет наиважнейшее как социально-психологическое, так и морально-этическое значение, а также активно способствует утверждению у слепых личности, устранению многих психологических барьеров, и, конечно же, улучшению материального положения слепых людей.
В этом отношении существенным является то, что к концу XIX – нач. XX в. в российском обществе сформировалось определенные представления о том, что дети-инвалиды по зрения в сущности являются его полноправными членами, которые способны овладеть как профессиональными навыками, так и самостоятельно устроить свою жизнь. В предыдущие исторические периоды помощь названной категории детей оказывалась только предоставлением слепым частичной медицинской помощи, а также разовой материальной поддержки.
Но в XIX в. в рамках широко распространившихся благотворительных учреждений начинают создаваться училища, основная деятельность которых была ориентирована именно на воспитание и обучение слепых детей и профессиональную поддержку взрослых, лишившихся зрения. Актуальная необходимость их создания обусловлена была не только потребностью развития специального образования, но также и активным стремлением русской аристократии наиболее четко соответствовать веяниям ряда прогрессивных в то время западных филантропических идей.
В настоящее время в начале XXI вв. в России система обучения детей с инвалидностью, в том числе и слепых детей, оказалась во многом в состоянии многогранного системного кризиса, испытывая при этом существенные трудности, в первую очередь материального плана и в особенности в плане трудоустройства, а также устройства быта выпускников специальных учебных заведений . Поэтому изучение богатого исторического опыта деятельности специальных учебных заведений в Российской империи в определенной мере позволит понять сущность этой проблемы и несколько приблизиться к решению.
Все выше сказанное делает рассмотрение темы «История обучения слепых в России XIX- начала XX века» актуальным.
Целью данной работы являются выявления отличительных особенностей обучения слепых в России XIX- начала XX века. Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:
- изучить основные вехи жизни и деятельности Константина Карловича Грота;
- проследить историю создания попечительства;
- описать съезды тифлопедагогов в России в начале ХХ века;
- проанализировать особенности трудового обучение слепых в училищах и мастерских в начале ХХ века;
- рассмотреть деятельность мастерских слепых имени К.К. Грота.
Объект исследования – история становления обучения слепых в России.
Предмет – специфика обучения слепых в России в период XIX- начала XX века.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как: В.Г. Афанасьев, Л. Высоцкая, И.М. Гаев, И.В. Зимин, А. Лебедев, Т.А. Магсумов, Е.Д. Максимов, Н.Н. Малофеев, Е.С. Скобликова, Е.Ю. Тарасова, А.В. Терентьева, А.И. Сизова, А.В. Терентьева, В..А. Феоктистова, А.А. Хитрова и некоторые другие. Кроме этого, для раскрытия темы анализировались дореволюционные издания и архивные материалы.
Методами исследования являются: метод анализа различных типов и видов литературы и источников по данной теме (научных публикаций, учебников, статей в периодических изданиях, архивных материалов, энциклопедий, информации из сети Интернет); исторический метод, биографический метод, метод сравнения и сопоставления, метод логической систематизации и группировки выявленной информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Введение 3
Глава 1.Деятельность в России XIX- начала XX века по обучению слепых и вклад Константина Карловича Грота 6
1.1.Жизнь и деятельность Константина Карловича Грота 6
1.2. История создания попечительства 17
1.3. Съезды тифлопедагогов в России в начале XX века 27
Глава 2. Социальная реабилитация и производственное обучение слепых в начале XX века 37
2.1. Трудовое обучение слепых в училищах и мастерских 37
2.2. Мастерские слепых имени К.К. Грота 50
Заключение 57
Список источников и литературы 60
Особой отличительной чертой существовавшей в период императорской России системы социальной помощи слепым явилось то, что такого рода помощь осуществлялась преимуществе на базе благотворительности.
Государство в то время практически не возлагало на себя какие-либо обязанности за призрение, однако при этом оно и не уклонялось от задач такого рода политики, целенаправленно и сознательно при этом направляя на их решение имеющуюся в то время благотворительную общественную инициативу. В XIX – нач. ХХ в. в нашей стране были постепенно сформированы необходимые условия для наиболее эффективного привлечения и последующего использования благотворительности в качестве основы для организации всевозможной помощи слепым.
Тем не менее, никакие меры, направленные на поощрению благотворительности не смогли бы дать качественные результата, если бы не встречали особой общественной инициативы, а также стремления делать добро, и активно помогать нуждающимся. При этом одним из таких организаторов являлся Константин Карлович Грот , вошедший в историю как государственный и общественный деятель, а также создатель и многолетний руководитель Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. Также он в период 1881–1884 гг. возглавлял Ведомство учреждений императрицы Марии, где и состояло и указанное Попечительство. Кроме этого, в конце XIX века К.К. Грот являлся руководителем работы комиссии по пересмотру законодательства об общественном призрении.
Идея о государственной организации общественного призрения была высказана выдающимся государственным и общественным деятелем Константином Карловичем Гротом ещё в 1840-х гг. К этой мысли Грот вернулся в 1880 году, когда после русско-турецкой войны жизнь поставила со всей остротой вопрос о необходимости всесторонней социальной помощи такой обездоленной части общества, как слепые. Императрица Мария Александровна также обратила внимание на ослепших во время русско-турецкой войны. 13 февраля 1881 г. Император Александр II утверждает Начала и Устав Мариинского Попечительства для призрения слепых, а уже 18 октября под непосредственным председательством К.К. Грота было проведено первое общее собрание его членов. К началу 1890-х гг. Попечительство из небольшой организации с достаточно скромными задачами переросло в крупное ведомство призрения, которое действовало в общегосударственном масштабе. При этом помощь слепым трансформировалась в самостоятельную отрасль. Это осуществилось во многом благодаря именно личным усилиям председателя Попечительства К.К. Грота.
В начале XX века руководство Попечительства обсуждать актуальные вопросы помощи слепым детям и взрослым позволил на ведомственных съездах. На первом в 1901 г., в большей мере, обсуждались учебно-воспитательные вопросы, вопросы ремесленной подготовки слепых, а также оказания помощи выпускникам. В программу II съезда, проходившего в 1909 г., был включён раздел по предупреждению слепоты, ставший одним из главных.
С целью получения слепыми образования, а также обучения их ремеслам, то есть для практической подготовки слепых к самостоятельной жизни и производительному труду К.К. Грот разработал свою систему училищ именно для слепых детей. Такого рода учебные заведения открывались чаще всего на средства местных отделений Попечительства. В качестве основной целью таких учебных заведений можно назвать осуществление призрения, религиозно-нравственного воспитания, обучение слепых девиц грамоте, музыке, а также доступным им ремеслам. В этом случае предполагалось, что в дальнейшем данные выпускницы смогут самостоятельно обеспечить себя собственным трудом. В целом рассчитанная преимущественно на подготовку умелого мелкого ремесленника, работа которого практически исключала любое всякое разделение труда, программа профессионального обучения для слепых ограничивалась кругом тех ремесел, которые не требовали помощи зрячих.
Для создания возможности взрослых слепых людей реализовать себя в труде и обеспечить в финансовом плане свою в нашей стране кроме училищ для слепых в рассматриваемый период работали еще и мастерские для взрослых незрячих людей, которые были устроенные на личные средства Константина Карловича Грота
В училищах обучали щеточному, корзинному, а также веревочному ремеслам. Девочки учились музыки, плетению, вязанию. Только в 1899 г. этот круг полнился обучением массажу. При этом изучение одного из ремесел в училище являлось для учащихся обязательным.
В целом период XIX- начала XX века является для обучения слепых в России достаточно активным и продуктивным и его опыт весьма полезен для современной России.
1. Андеркас, О.К. Общественное и частное призрение в России / О.К. Андеркас. – СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1907. – 212 с.
2. Афанасьев, В.Г. Благотворительность в России. Историогр. аспекты проблемы / В.Г. Афанасьев. – СПб. : Нестор, 1998. – 310 с.
3. Второй съезд по попечению о слепых и предупреждению слепоты. С 19-го по 23 мая 1909 г. Справочник для членов съезда. – СПб., 1909. – 42 с.
4. Высоцкая, Л. Вехи Российской тифлопедагогики / Л. Высоцкая // Наша жизнь. – 2005. – № 2. -С. 17 – 19.
5. Гаев, И.М. Право быть человеком / И.М. Гаев. – Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2002. – 120 с.
6. Грот, Константин Карлович // Государственные деятели России XIX – начала ХХ в. : биогр. справ. – М., 1995. – С. 59–60.
7. Грот Константин Карлович // Самарская областная универсальная научная библиотека : энциклопедия. – Самара, 2009. – С. 158.
8. Деятельность К.К. Грота на пользу слепых // Константин Карлович Грот как государственный и общественный деятель (12 января 1815 – 30 октября 1897). Материалы для его биографии и характеристики. К столетию со дня его рождения: в 3 т. – СПб., 1915. – Т. 1–2. – С. 365–406.
9. Залесский, К.А. Гроты // Отечественная история. Энциклопедия. Т. 1. – М., 1994. – С. 642 - 244.
10. Записка, представленная Великому Князю Константину Николаевичу статс-секретарем Рейтерном: рукопись А.В. Головнина // Река Времен : альманах. Кн. 5. Государь. Государство. Государственная служба. – М., 1996. – С. 192 - 194.
11. Зимин, И.В. Благотворительность семьи Романовых, XIX — начало XX в. / И.В. Зимин. – М. 2007. – 126 с.
12. История и современность: обучение и воспитание детей с нарушением зрения (из опыта работы) / под ред. О.Л. Алексеева. – Екатеринбург: Изд-во «Чароит», 2003. – 96 с.
13. Константин Карлович Грот как государственный и общественный деятель (12 янв. 1815 – 30 окт. 1897). Материалы для его биографии и характеристики. К столетию со дня его рождения: в 3 т. – СПб.,1915. – Т. 1–2. – 489 с.
14. Краткий очерк деятельности Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. 1881-1891. – СПб., 1892. – 64 с.
15. Лебедев, А. Лекарством здесь было призрение: история рождения и жизни Казанского училища слепых / А. Лебедев // Республика Татарстан. – 2004. – 21 окт. – С. 25–26.
16. Магсумов, Т.А. Казанское училище для слепых детей в конце XIX – начале XX в. (историч. зарисовка на фоне эпохи) / Т.А. Магсумов // Специальное образование. – 2010. – № 4. – С. 50 – 56.
17. Максимов, Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения / Е.Д. Максимов. – СПб., 1903. – 88 с.
18. Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2003. – № 3. – С. 3 - 10.
19. Малофеев, Н.Н. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст) / Н.Н. Малофеев // Специальная педагогика. – М., 2000. – C. 86 - 88.
20. Малофеев, Н. Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2004. – № 5. – С. 74-82.
21. Он много сделал на благо Самары: историко-биографический сборник [о К.К. Гроте] / М-во культуры Самар. обл., Самар. обл. универс. науч. б-ка. – Самара : Офорт, 2014. – 282 с.
22. Обзор результатов деятельности Попечительства о слепых в России за 14 лет на основании его отчетов, с 1881 по 1894 г. (включительно). Речь, произнесенная 2-го янв. 1896 г. доктором А.И. Скребицким на 2-м съезде представителей профессионального и технического образования в Москве. – М., 1897. – 12 с.
23. Основные начала для деятельности Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых и правила деятельности Киевского отделения Попечительства. – Киев, 1904. – 42 с.
24. Основы управления специальным образованием : учеб. пособие / Н.Н. Малофеев и др.; под ред. Д. С. Шилова. – М. : Aкадемия, 2011. – 335 с
25. Пермской школе слабовидящих детей 100 лет: информацион. лист. – Пермь: ВОС Перм. обл. правление, 1990. – 5 с.
26. Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых. (Историч. очерк). – СПб., 1909. – 144 с.
27. Рейх М. Что делает мир для улучшения участи слепых / М. Рейх. – СПб.: Попечительство имп. Марии Александровны о слепых, 1901. – 96 с.
28. Семенов-Тян-Шанский, П.П. Эпоха освобождения крестьян в России (1857–1861 г.). Т. 2. / П.П. Семенов-Тян-Шанский. – СПб., 1913. – 294 с.
29. Сизова, А.И. История развития московской школы для слепых детей / А.И. Сизова. – М., 1992. – 122 с.
30. Скобликова, Е.С. К датам 200-летия со дня рождения братьев Я.К. Грота и К.К. Грота / Е.С. Скобликова // Вестн. Самар. гос. ун-та. – 2013. – № 5 (106). – С. 252–256.
31. Тарасова, Е.Ю. Опыт организации социально-трудовой реабилитации детей с нарушениями зрения в образовательных учреждениях Урала / Е.Ю. Тарасова // Вестн. ЯГУ. – 2010, Т. 7. № 1. С. 123 – 128.
32. Терентьева, А.В. Сердце, отданное людям: страницы жизни создателя Александро-Мариинского попечительства о слепых в России Константина Карловича Грота / А.В. Терентьева. – СПб.: Нестор-история, 2015. – 252 с..
33. Труды второго русского съезда по попечению о слепых и предупреждению слепоты [Электронный ресурс] / изд. Попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых. – СПб.: Типография М.А. Александрова, 1910. – Режим доступа: URL:http://tlib.gbs.spb.ru/dl/090_247908.pdf. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 11.11.2016).
34. Труды Второго русского съезда по попечению о слепых и предупреждению слепоты. – СПб., 1910. – 244 с.
35. Ты помнишь, как всё начиналось? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s-vestnik.ru/node/1. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 11.11.2016).
36. Феоктистова, В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогикии практики обучения слепых и слабовидящих детей / В А. Феоктистова. – М., 1973. – 74 с.
37. Хитров, А.А. Российская благотворительность под покровительством Дома Романовых: становление традиций / А.А. Хитрова // Известия Калининградск. гос. технич. ун-та. – 2003. – № 3. – С. 105-111.
38. Хрестоматия по истории тифлопедагогики / сост. В.А.Феоктистова. – М., 1987. – 324 с.
39. Энциклопедия благотворительности. Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2811804742. - Загл. с экрана. – (дата обращения: 11.11.2016).
Архивные материалы
40. ПСЗ. Собрание - 2. - 1881. - Т. LV. - № 61856. СПб., 1881. С. 912–914.
41. ПСЗ. Собрание - 3.- 1883. - Т. III. - № 1420. СПб., 1913. С. 76.
42. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 226: К. К. Грот. Оп. 1. Д. 33. С. 1–15. С. 13.
43. Журнал «Слепец». 1917. № 4.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55696 Дипломных работ — поможем найти подходящую