Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Формирование оптимальных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет

  • 85 страниц
  • 2016 год
  • 233 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Об этом говорится и в федеральных нормативных документах (ФГОС ДОО, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Одной из задач, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одним из направлений развития и образования детей является социально-коммуникативное развитие, которое ориентировано на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Для успешной реализации программы дошкольного образования должны быть обеспечены условия построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Проблема детско-родительских отношений всегда привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных педагогов и психологов, ученых и практиков. Рассматриваемые вопросы затрагивали различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.
Исследованию вопросов детско-родительских отношений уделялось внимание отечественных педагогов и психологов (В.В. Абраменкова [1], А.Я. Варга [9], В.Н. Дружинин [23], А.И. Захаров [23], И.Н. Кириленко [25], Е.О. Смирнова [50], М.В. Соколова [51] и др.).
Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития. Отмечающийся исследователями (А.И. Баркан, Л. Беньямин, В.В. Бодалев [7], А.Я. Варга [9], В.И.Гарбузов [16], А.И. Захаров, , А.С. Спиваковская [54], В.В. Столин [57], Г.Т. Хоментаускас [62], Э.Г. Эйдемиллер [69] и др.) рост деструктивных детско-родительских отношений сопровождается возникновением различных отклонений в личностном и социальном развитии ребенка.
Детско-родительские отношения выступают в качестве важнейшей де-терминанты психического развития и процесса социализации ребенка, а также составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы. При этом под детско-родительскими отношениями понимается, с одной стороны, психологическая связь родителей с ребенком, выраженная в действиях родителя, его реакциях и переживаниях; с другой - система не-прерывных, длительных, взаимосвязанных, но неравнозначных отношений родителей к ребенку и отношений ребенка к родителям. При этом, детско-родительские отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя, амбивалентностью, постоянным их изменением с возрастом ребенка и неизбежным отделением ребенка от родителей, внутренней конфликтностью.
В соответствии с этим, возникает необходимость оказания родителям психологической помощи, связанной с оптимизацией детско-родительских отношений в семье. В рамках данного исследования под оптимизацией детско-родительских отношений рассматривается наиболее приемлемая перестройка системы общения родителей и детей за счет повышения у взрослых психологической компетентности в области воспитания, форми-рования эффективных способов взаимодействия с детьми и осознания тех моделей взаимодействия с ними, которые вызывают или провоцируют проблемное поведение последних.
Цель нашей работы: особенности формирования оптимальных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет.
Предмет исследования: процесс формирования оптимальных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования - предполагает, что процесс формирования детско-родительских отношений у детей старшего дошкольного возраста будет оптимальным, если налаживать эмоциональную связь у родителей и детей посредством создания условий для:
1. развития компетенций оптимальной коммуникации в диаде «родитель – ребенок»;
2. повышения педагогической компетентности у родителя.
В соответствии с целью, объектом и гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы исследования в психологической литературе.
2. Разработать, апробировать и выявить степень эффективности системы мероприятий по формированию оптимальных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет.
Методологические основы исследования: принципы диалектико-материалистической философии (детерминизма, развития, системности, личностный и деятельный подходы); принципы психологии: системности (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, и др.); развития (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Б. Д. Эльконин и др.); принцип активности личности в процессе жизнедеятельности (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Петровский и др.); субъектный подход к пониманию психических явлений в жизни человека (И. Б. Котова, В. А. Петровский, В. А. Сластенин), о формировании и развитии личности ребенка (Л. И. Божович, А. И. Захарова); об особенностях проявления психических состояний (А. О. Прохоров и др.), современные положения о сущности, структуре, функциях детско-родительских отношений: А.Я. Варга, Р.В. Овчарова, В. Сатир, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемилер; концепции, обосновывающие необходимость психологического сопровождения семьи с целью обеспечения полноценного развития личности ребенка: Б.М. Битянова, Н.С. Глуханюк, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Т. Яничева.
Методы исследования:
анализ психологических исследований по проблеме,
эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
количественный и качественный анализ данных.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования открывают возможности формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет. Данные материалы могут быть полезны родителям, воспитателям, педагогам дошкольных учреждений и дошкольных групп.
Исследование происходило в несколько этапов:
1 этап (апрель 2016 – июнь 2016). На данном этапе осуществлялся подбор и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; разработка плана исследования, подбор комплекса диагностических методик, определение основных параметров исследования.
2 этап (июль 2016 – август 2016). На втором этапе было проведено конструирование системы работы формирующего этапа эксперимента.
3 этап (сентябрь 2016 – декабрь 2016): проведение экспериментальной работы по проверке гипотезы; обработка полученных данных, формулирование выводов, оформление бакалаврской работы.
Организация исследования: экспериментальное исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад 6 "Сказка" Цивильского района с участием 40 родителей и детей 6-7 лети их родителей.
Апробация исследования: результаты проведенного нами исследования обсуждены на педагогическом совете с педагогами, работающими с детьми; а также представлены родителям детей на родительском собрании; представлены на НКП: Региональная молодежная научная конференция «Молодежные инициативы в науке, образовании, культуре» 19 – 20 мая 2016 г. ( г. Саранск, 2016); Опубликованы 2 научные статьи в следующих СНС: Культурологический подход в дошкольном образовании: психолого- педагогический аспект : сборник научных статей / Чуваш, гос. пел. ун-т; отв. ред. Т.Н. Семенова. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2016. - 196 с.; Психолого-педаготическое сопровождение образования детей в контексте ФГОС дошкольного и начального общего образования: сборник научных статей / отв. ред. Н. Н. Васильева. - Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2016.-202 с.
Структура исследования: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...... 3
1 Теоретические основы формирования детско-родительских отношений в психологических и педагогических исследованиях……….
8

1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области формирования детско-родительских отношений……………………….....
8
1.2 Особенности развития дошкольников при разных типах детско-родительских отношений……………………………………………….......
19

1.3 Условия формирования оптимальных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольников……………………
26
2 Экспериментальное исследование условий формирования оптимальных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет……………………………………………...


35

2.1 Специфика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет……………………………………………....
35
2.2 Психолого-педагогические условия формирования оптимальных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет……………………………………………………………………………..
53
2.3 Динамика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет……………..…………………….............. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 77
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………... 85


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, мы изучили современное состояние проблемы исследования.
Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Нами были рассмотрены условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольников. Были определены наиболее существенные характеристики гармоничных детско-родительских отношений и принципы, которые стоит учитывать при реализации оптимального типа детско-родительских отношений.
Были определены специальные программы образования родителей, основные методы коррекции, такие как, когнитивно-поведенческий тренинг, социально-психологический тренинг, формирование педагогической грамотности у родителей. Обозначены основные форма работы с семьями по формированию детско-родительских отношений.
Наиболее эффективным методом в социально-педагогической деятельности по оптимизации детско-родительских отношений в семье дошкольника является социально-психологический тренинг, как один из методов активного обучения и психологического воздействия, способствующий нормализации детско-родительских отношений.
Нами было проведено экспериментальное исследование. Исследование состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе нами были определены основные особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет. На основе полученных результатов нами были подобраны и проведены психолого-педагогические мероприятия с целью коррекции детско-родительских отношений.
Затем был проведен контрольный этап, проанализировав результаты которого мы проследили увидеть положительную динамику изменения стиля родительского воспитания: значительно увеличилось количество родителей проявляющих такой тип отношений как «социальная желательность», незначительно, но увеличилось количество родителей проявляющих симбиотический тип отношений. Вдвое уменьшилось количество родителей, проявляющих «Отвержение» и чуть менее «Гиперсоциализацию» и незначительно – «Инфантилизацию».
По методике изучения родительских установок «PARY» признак "семейные конфликты" также сохранился доминирующим в группе "А" ("Отвержение"). Также мы определили, что в группе "А" ("Отвержение"), также наиболее доминирует такая группа признаков, как излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, но с наименьшим средним баллом; в группе "Б" ("Социальная желательность") доминирует - "Оптимальный эмоциональный контакт", с более высоким баллом; в группе "В"("Симбиоз") и "Д" также доминирует группа "Излишняя концентрация на ребенке", но с меньшим средним баллом; в группе "Г" (Гиперсоциализация") - доминирует "оптимальный эмоциональный контакт".
Таким образом, мы видим, что в большем количестве семей между родителями и детьми сложились отношения по типу социальной желательности. В среднем (по всем опрошенным), по сравнению с констатирующим этапом, доминирует группа признаков «Оптимальный эмоциональный контакт", наименее - "Излишняя концентрация на ребенке".
Из отдельных признаков можно выделить среди доминирующих такие как: уравнение отношений между родителями и ребенком и развитие активности ребенка. Наименее выраженными: Уклонение от контакта с ребенком, Партнерские отношения.
Проанализировав анкетные данные по методике «Анализ семейных отношений», мы отмечаем положительную динамику как результат переоценки родителями позиции воспитателя своего ребенка, повышение педагогической культуры и общего эмоционального фона в контексте полученных результатов контрольного исследования.
Сравнительная характеристика результатов опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) показала, что в совокупности с улучшением эмоциональной близости в экспериментальной группы, мы видим, что сама атмосфера взаимоотношений стала более близкой к норме, что соответствует комфортным условиям существования ребенка в семье.
По результатам методики «Цветик-восьмицветик» мы видим, что отношение к родителям детей после формирующего этапа изменилось – отношения стали более теплыми, появилось доверие и совместные занятия. Фактически, дети иначе посмотрели на родителей, освободившись от их излишней опеки, авторитаризма, завышенных требований.
Таким образом, результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотеза исследования - предполагает, что процесс формирования детско-родительских отношений у детей старшего дошкольного возраста будет оптимальным, если налаживать эмоциональную связь у родителей и детей посредством:
1. развития компетенций оптимальной коммуникации в диаде «родитель – ребенок»;
2. повышения педагогической компетентности у родителя.



1. Абрахманова, Ю. Р. Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника / Ю. Р. Абрахманова // Семья. Государство. Общество : сб. науч. ст. / Чебоксарский филиал Московского государственного университета им. М. А. Шолохова. – Чебоксары, 2009. – С. 3–4.
2. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 448 с.
3. Адушкина К. В. Оптимизация эмоциональной стороны детско-родительских отношений у родителей первоклассников //Педагогическое образование в россии. 2015. № 6
4. Архиреева Т.В. Психология родительства и детско-родительских отношений Учеб-метод. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород: НовГУ, 2006. – 16 с.
5. Белогай К. Н. Эмпирическое исследование структуры родительского отношения // Психологическая наука и образование. 2008. № 4. С. 12-21.
6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. -СПб.: Речь 2000
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
8. Булыгина Т. Б. Психологические условия оптимизации детско-родительских отношений // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №31 С.18-23.
9. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия / А. Я. Варга. – М. : Когито-Центр, 2009. – 181 с.
10. Васильева, Н. Н. Педагогическая и психологическая поддержка процесса адаптации детей при переходе из дошкольной образовательной организации в школу / Н. Н. // Педагогическое образование: традиции и инновации / отв.ред. Т. Н. Петрова.- Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015.- С. 40-45.
11. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособ. – М., 2000.
12. Велиева, С. В. Связь психических состояний с типом детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей в возрасте 7-8 лет с нарушениями речи / Е. Г. Павлова, С. В. Велиева // Детство в современном мире / под общ. ред. О. Р. Ворошниной. – Пермь, 2014. – С. 155–159
13. Велиева, С. В. Цветовые методики диагностики психических состояний у детей : практикум / С. В. Велиева. – Чебоксары : ЦОП Проспект, 2012. – 74 с.
14. Винникот, Д. В. Разговор с родителями / Д. В. Винникот. – М. : Класс, 2009. – 96 с.
15. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 2012. – 224.
16. Гарбузов, В. И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта / В. И. Гарбузов. – СПб. : КАРО, 2012. – 304 с.
17. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ ; Астрель, 2012. – 238 с.
18. Девятова, О. Е. Семейная депривация и психические расстройства у детей / О. Е. Девятова. – М. : Барс, 2013. – 160 с.
19. Диагностика психических состояний детей дошк возр: Учебно-метод пособие. Сост.: Велиева. СПб: Речь, 2005. 128-129с.
20. Долгова В.И., Шумакова О.А. Психолого-педагогические основы гармонизации детско-родительских отношений: монография. – Челябинск: АТОКСО, 2010. – 112 с.
21. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – М.: КСП, 1996. – 368 с.
22. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – М. : Директмедиа Паблишинг, 2013. – 1287 с.
23. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: ТЦ Сфера , 2009. - 249 с.
24. Кириленко И.Н. Возраст ребенка как модус детско-родительских отношений // Российский психологический журнал • 2015 ТОМ 12 № 1
25. Кириленко И.Н. Детско-родительские отношения: гендерный и этнический модусы. Монография. – М.: КРЕДО, 2015. – 212 с.
26. Коваль В.В.Развитие эффективных коммуникаций в детско-родительских отношениях посредством программы гармонизации родительских позиций // Мир науки, культуры, образования. № 2 (33) 2012
27. Комарова, О. Н. Влияние особенностей семейного воспитания на личностное развитие ребенка / О. Н. Комарова // ЦИТИСЭ. – 2016. – № 4 (8). – С. 17.
28. Комарова, О. Н. Стиль семейного воспитания как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста / О. Н. Комарова // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2015. – № 6. – С. 34-40.
29. Копытин, А. И. Техники семейной арт-терапии / А. И. Копытин // Вестник практической психологии образования. – 2010. – № 1. – С. 97–103.
30. Кошкарова Т. А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений / Т. А. Кошкарова // Школа здоровья. – 2004. – № 2. – С. 5–14.
31. Кузнецова, В. Б. Чувствительность к подкреплению как фактор психологического здоровья детей и подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / В. Б. Кузнецова. – М., 2013. – с.
32. Леонтьев, А. Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. – СПб. : Питер, 2009. – С. 106–112.
33. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 410 с.
34. Логинова И. А. О специфике детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная терапия, 1998, № 4, с. 76-79.
35. Малявко, Н. Л. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка-дошкольника / Н. Л. Малявко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 30. – С. 36-40.
36. Марасанов, Г.И. Методы моделирования и анализа ситуации в социально-психологическом тренинге. – Киров, 1995
37. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 94 – 108.
38. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.
39. Матейчук, З. Психическая депривация в детском возрасте / З. Матейчук, Й. Лангмейер. – Прага : Авиценум, 2012. – 335 с.
40. Мороз, П. С. Социальная компетентность и детско-родительские отношения в старшем дошкольном возрасте / П. С. Мороз, В. Е. Василенко // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2013. – Т. 1. – № 1. – С. 166-171.
41. Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // Изв. Сарат. ун-та. 2012. Т. 2. Сер. Акмеология образования. Психология развития, вып. 2, c. 187-192
42. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319 с.
43. Пороцкая, Е.Л. Исследование особенностей позиции родителей по отношению к психическому развитию дошкольника / Е.Л. Пороцкая // Психолог в детском саду. – 2000. – № 2–3.
44. Посысоев, Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н. Н. Посысоев. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
45. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
46. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192с.
47. Репринцева Г.И.Детско – родительские отношения в современной семье // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2010, № 2. - С. 67-75.
48. Родионов, А. Н. Детско-родительские отношения в семьях с различными типами воспитания / А. Н. Родионов, В. О. Родионова // Вопросы воспитания. – 2015. – № 2. – С. 81-86.
49. Самсонова, Е. В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками [Текст] / Е. В. Самсонова // Психолог в детском саду. - 2003. - 3. - С. 89 - 109.
50. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 57–68.
51. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка // Психолог в детском саду.- 2003.- №4.- с.102-108с.
52. Смит, Г.К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности. – М.; СПб., 2001.
53. Смолярчук И.В. Детско – родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов, 2009. – 67 с.
54. Спиваковская, А. С. Как быть родителями / А. С. Спиваковская. – М. : Академия, 2008. – 160 с.
55. Стабина, Н. Ю. Значение дома как жизненного пространства личности / Н. Ю. Стабина // Вестник практической психологии образования. – 2010. – № 1. – С. 50-56.
56. Тимофеева, С. В. Психологические аспекты детско-родительских отношений в семьях дошкольников / С. В. Тимофеева, Е. Н. Нецветайлова // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 5 (16). – С. 860-870.
57. Ткачева, В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: Мама, папа, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева. – М. : Гном и Д, 2009. – 236с.
58. Ткаченко, Н. С. Влияние детско-родительских отношений на формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников / Н. С.Ткаченко // Научные труды SWorld. – 2012. – Т. 23. – № 4. – С. 33-36.
59. Фельдштейн, Д. И. Мир Детства в современном мире / Д. И. Фельдштейн. – М. : Московский психолого-социальный ун-т, 2013. – 336 с.
60. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707.
61. ХайбуллинаО.Г. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей дошкольного возраста // Вестник института семьи. – 2010. – № 5. – С. 95–100.
62. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2010. – 240 с.
63. Шаповаленко И. В. Родительское отношение к ребенку: определение, типы и влияние на психическое развитие // Семейная психология и семейная терапия. 2004. № 3. С. 81-91.
64. Шварко Л.И. Давыдова О.И. Воздействие семьи на духовно - нравственное развитие детей. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008. - № 3. - с. 39 - 45
65. Шведовская А.А. Особенности деятельностной стороны детско–родительских отношений в дошкольном возрасте. \\ Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» /Под общей редакцией В.К. Шабельникова, А.Г.Лидерса. – М., 2003.
66. Шевцова И.В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений. - М., 2000. – 390 с., с.80
67. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический проект, 2008. – 736 с.
68. Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.— 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
69. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2013. – 672 с.





Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Об этом говорится и в федеральных нормативных документах (ФГОС ДОО, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Одной из задач, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одним из направлений развития и образования детей является социально-коммуникативное развитие, которое ориентировано на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Для успешной реализации программы дошкольного образования должны быть обеспечены условия построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Проблема детско-родительских отношений всегда привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных педагогов и психологов, ученых и практиков. Рассматриваемые вопросы затрагивали различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.
Исследованию вопросов детско-родительских отношений уделялось внимание отечественных педагогов и психологов (В.В. Абраменкова [1], А.Я. Варга [9], В.Н. Дружинин [23], А.И. Захаров [23], И.Н. Кириленко [25], Е.О. Смирнова [50], М.В. Соколова [51] и др.).
Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития. Отмечающийся исследователями (А.И. Баркан, Л. Беньямин, В.В. Бодалев [7], А.Я. Варга [9], В.И.Гарбузов [16], А.И. Захаров, , А.С. Спиваковская [54], В.В. Столин [57], Г.Т. Хоментаускас [62], Э.Г. Эйдемиллер [69] и др.) рост деструктивных детско-родительских отношений сопровождается возникновением различных отклонений в личностном и социальном развитии ребенка.
Детско-родительские отношения выступают в качестве важнейшей де-терминанты психического развития и процесса социализации ребенка, а также составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы. При этом под детско-родительскими отношениями понимается, с одной стороны, психологическая связь родителей с ребенком, выраженная в действиях родителя, его реакциях и переживаниях; с другой - система не-прерывных, длительных, взаимосвязанных, но неравнозначных отношений родителей к ребенку и отношений ребенка к родителям. При этом, детско-родительские отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя, амбивалентностью, постоянным их изменением с возрастом ребенка и неизбежным отделением ребенка от родителей, внутренней конфликтностью.
В соответствии с этим, возникает необходимость оказания родителям психологической помощи, связанной с оптимизацией детско-родительских отношений в семье. В рамках данного исследования под оптимизацией детско-родительских отношений рассматривается наиболее приемлемая перестройка системы общения родителей и детей за счет повышения у взрослых психологической компетентности в области воспитания, форми-рования эффективных способов взаимодействия с детьми и осознания тех моделей взаимодействия с ними, которые вызывают или провоцируют проблемное поведение последних.
Цель нашей работы: особенности формирования оптимальных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет.
Предмет исследования: процесс формирования оптимальных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования - предполагает, что процесс формирования детско-родительских отношений у детей старшего дошкольного возраста будет оптимальным, если налаживать эмоциональную связь у родителей и детей посредством создания условий для:
1. развития компетенций оптимальной коммуникации в диаде «родитель – ребенок»;
2. повышения педагогической компетентности у родителя.
В соответствии с целью, объектом и гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы исследования в психологической литературе.
2. Разработать, апробировать и выявить степень эффективности системы мероприятий по формированию оптимальных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет.
Методологические основы исследования: принципы диалектико-материалистической философии (детерминизма, развития, системности, личностный и деятельный подходы); принципы психологии: системности (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, и др.); развития (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Б. Д. Эльконин и др.); принцип активности личности в процессе жизнедеятельности (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Петровский и др.); субъектный подход к пониманию психических явлений в жизни человека (И. Б. Котова, В. А. Петровский, В. А. Сластенин), о формировании и развитии личности ребенка (Л. И. Божович, А. И. Захарова); об особенностях проявления психических состояний (А. О. Прохоров и др.), современные положения о сущности, структуре, функциях детско-родительских отношений: А.Я. Варга, Р.В. Овчарова, В. Сатир, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемилер; концепции, обосновывающие необходимость психологического сопровождения семьи с целью обеспечения полноценного развития личности ребенка: Б.М. Битянова, Н.С. Глуханюк, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Т. Яничева.
Методы исследования:
анализ психологических исследований по проблеме,
эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
количественный и качественный анализ данных.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования открывают возможности формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет. Данные материалы могут быть полезны родителям, воспитателям, педагогам дошкольных учреждений и дошкольных групп.
Исследование происходило в несколько этапов:
1 этап (апрель 2016 – июнь 2016). На данном этапе осуществлялся подбор и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; разработка плана исследования, подбор комплекса диагностических методик, определение основных параметров исследования.
2 этап (июль 2016 – август 2016). На втором этапе было проведено конструирование системы работы формирующего этапа эксперимента.
3 этап (сентябрь 2016 – декабрь 2016): проведение экспериментальной работы по проверке гипотезы; обработка полученных данных, формулирование выводов, оформление бакалаврской работы.
Организация исследования: экспериментальное исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад 6 "Сказка" Цивильского района с участием 40 родителей и детей 6-7 лети их родителей.
Апробация исследования: результаты проведенного нами исследования обсуждены на педагогическом совете с педагогами, работающими с детьми; а также представлены родителям детей на родительском собрании; представлены на НКП: Региональная молодежная научная конференция «Молодежные инициативы в науке, образовании, культуре» 19 – 20 мая 2016 г. ( г. Саранск, 2016); Опубликованы 2 научные статьи в следующих СНС: Культурологический подход в дошкольном образовании: психолого- педагогический аспект : сборник научных статей / Чуваш, гос. пел. ун-т; отв. ред. Т.Н. Семенова. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2016. - 196 с.; Психолого-педаготическое сопровождение образования детей в контексте ФГОС дошкольного и начального общего образования: сборник научных статей / отв. ред. Н. Н. Васильева. - Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2016.-202 с.
Структура исследования: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...... 3
1 Теоретические основы формирования детско-родительских отношений в психологических и педагогических исследованиях……….
8

1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области формирования детско-родительских отношений……………………….....
8
1.2 Особенности развития дошкольников при разных типах детско-родительских отношений……………………………………………….......
19

1.3 Условия формирования оптимальных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольников……………………
26
2 Экспериментальное исследование условий формирования оптимальных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет……………………………………………...


35

2.1 Специфика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет……………………………………………....
35
2.2 Психолого-педагогические условия формирования оптимальных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет……………………………………………………………………………..
53
2.3 Динамика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет……………..…………………….............. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 77
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………... 85


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, мы изучили современное состояние проблемы исследования.
Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Нами были рассмотрены условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольников. Были определены наиболее существенные характеристики гармоничных детско-родительских отношений и принципы, которые стоит учитывать при реализации оптимального типа детско-родительских отношений.
Были определены специальные программы образования родителей, основные методы коррекции, такие как, когнитивно-поведенческий тренинг, социально-психологический тренинг, формирование педагогической грамотности у родителей. Обозначены основные форма работы с семьями по формированию детско-родительских отношений.
Наиболее эффективным методом в социально-педагогической деятельности по оптимизации детско-родительских отношений в семье дошкольника является социально-психологический тренинг, как один из методов активного обучения и психологического воздействия, способствующий нормализации детско-родительских отношений.
Нами было проведено экспериментальное исследование. Исследование состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе нами были определены основные особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет. На основе полученных результатов нами были подобраны и проведены психолого-педагогические мероприятия с целью коррекции детско-родительских отношений.
Затем был проведен контрольный этап, проанализировав результаты которого мы проследили увидеть положительную динамику изменения стиля родительского воспитания: значительно увеличилось количество родителей проявляющих такой тип отношений как «социальная желательность», незначительно, но увеличилось количество родителей проявляющих симбиотический тип отношений. Вдвое уменьшилось количество родителей, проявляющих «Отвержение» и чуть менее «Гиперсоциализацию» и незначительно – «Инфантилизацию».
По методике изучения родительских установок «PARY» признак "семейные конфликты" также сохранился доминирующим в группе "А" ("Отвержение"). Также мы определили, что в группе "А" ("Отвержение"), также наиболее доминирует такая группа признаков, как излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, но с наименьшим средним баллом; в группе "Б" ("Социальная желательность") доминирует - "Оптимальный эмоциональный контакт", с более высоким баллом; в группе "В"("Симбиоз") и "Д" также доминирует группа "Излишняя концентрация на ребенке", но с меньшим средним баллом; в группе "Г" (Гиперсоциализация") - доминирует "оптимальный эмоциональный контакт".
Таким образом, мы видим, что в большем количестве семей между родителями и детьми сложились отношения по типу социальной желательности. В среднем (по всем опрошенным), по сравнению с констатирующим этапом, доминирует группа признаков «Оптимальный эмоциональный контакт", наименее - "Излишняя концентрация на ребенке".
Из отдельных признаков можно выделить среди доминирующих такие как: уравнение отношений между родителями и ребенком и развитие активности ребенка. Наименее выраженными: Уклонение от контакта с ребенком, Партнерские отношения.
Проанализировав анкетные данные по методике «Анализ семейных отношений», мы отмечаем положительную динамику как результат переоценки родителями позиции воспитателя своего ребенка, повышение педагогической культуры и общего эмоционального фона в контексте полученных результатов контрольного исследования.
Сравнительная характеристика результатов опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) показала, что в совокупности с улучшением эмоциональной близости в экспериментальной группы, мы видим, что сама атмосфера взаимоотношений стала более близкой к норме, что соответствует комфортным условиям существования ребенка в семье.
По результатам методики «Цветик-восьмицветик» мы видим, что отношение к родителям детей после формирующего этапа изменилось – отношения стали более теплыми, появилось доверие и совместные занятия. Фактически, дети иначе посмотрели на родителей, освободившись от их излишней опеки, авторитаризма, завышенных требований.
Таким образом, результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотеза исследования - предполагает, что процесс формирования детско-родительских отношений у детей старшего дошкольного возраста будет оптимальным, если налаживать эмоциональную связь у родителей и детей посредством:
1. развития компетенций оптимальной коммуникации в диаде «родитель – ребенок»;
2. повышения педагогической компетентности у родителя.



1. Абрахманова, Ю. Р. Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника / Ю. Р. Абрахманова // Семья. Государство. Общество : сб. науч. ст. / Чебоксарский филиал Московского государственного университета им. М. А. Шолохова. – Чебоксары, 2009. – С. 3–4.
2. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 448 с.
3. Адушкина К. В. Оптимизация эмоциональной стороны детско-родительских отношений у родителей первоклассников //Педагогическое образование в россии. 2015. № 6
4. Архиреева Т.В. Психология родительства и детско-родительских отношений Учеб-метод. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород: НовГУ, 2006. – 16 с.
5. Белогай К. Н. Эмпирическое исследование структуры родительского отношения // Психологическая наука и образование. 2008. № 4. С. 12-21.
6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. -СПб.: Речь 2000
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
8. Булыгина Т. Б. Психологические условия оптимизации детско-родительских отношений // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №31 С.18-23.
9. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия / А. Я. Варга. – М. : Когито-Центр, 2009. – 181 с.
10. Васильева, Н. Н. Педагогическая и психологическая поддержка процесса адаптации детей при переходе из дошкольной образовательной организации в школу / Н. Н. // Педагогическое образование: традиции и инновации / отв.ред. Т. Н. Петрова.- Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015.- С. 40-45.
11. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособ. – М., 2000.
12. Велиева, С. В. Связь психических состояний с типом детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей в возрасте 7-8 лет с нарушениями речи / Е. Г. Павлова, С. В. Велиева // Детство в современном мире / под общ. ред. О. Р. Ворошниной. – Пермь, 2014. – С. 155–159
13. Велиева, С. В. Цветовые методики диагностики психических состояний у детей : практикум / С. В. Велиева. – Чебоксары : ЦОП Проспект, 2012. – 74 с.
14. Винникот, Д. В. Разговор с родителями / Д. В. Винникот. – М. : Класс, 2009. – 96 с.
15. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 2012. – 224.
16. Гарбузов, В. И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта / В. И. Гарбузов. – СПб. : КАРО, 2012. – 304 с.
17. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ ; Астрель, 2012. – 238 с.
18. Девятова, О. Е. Семейная депривация и психические расстройства у детей / О. Е. Девятова. – М. : Барс, 2013. – 160 с.
19. Диагностика психических состояний детей дошк возр: Учебно-метод пособие. Сост.: Велиева. СПб: Речь, 2005. 128-129с.
20. Долгова В.И., Шумакова О.А. Психолого-педагогические основы гармонизации детско-родительских отношений: монография. – Челябинск: АТОКСО, 2010. – 112 с.
21. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – М.: КСП, 1996. – 368 с.
22. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – М. : Директмедиа Паблишинг, 2013. – 1287 с.
23. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: ТЦ Сфера , 2009. - 249 с.
24. Кириленко И.Н. Возраст ребенка как модус детско-родительских отношений // Российский психологический журнал • 2015 ТОМ 12 № 1
25. Кириленко И.Н. Детско-родительские отношения: гендерный и этнический модусы. Монография. – М.: КРЕДО, 2015. – 212 с.
26. Коваль В.В.Развитие эффективных коммуникаций в детско-родительских отношениях посредством программы гармонизации родительских позиций // Мир науки, культуры, образования. № 2 (33) 2012
27. Комарова, О. Н. Влияние особенностей семейного воспитания на личностное развитие ребенка / О. Н. Комарова // ЦИТИСЭ. – 2016. – № 4 (8). – С. 17.
28. Комарова, О. Н. Стиль семейного воспитания как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста / О. Н. Комарова // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2015. – № 6. – С. 34-40.
29. Копытин, А. И. Техники семейной арт-терапии / А. И. Копытин // Вестник практической психологии образования. – 2010. – № 1. – С. 97–103.
30. Кошкарова Т. А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений / Т. А. Кошкарова // Школа здоровья. – 2004. – № 2. – С. 5–14.
31. Кузнецова, В. Б. Чувствительность к подкреплению как фактор психологического здоровья детей и подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / В. Б. Кузнецова. – М., 2013. – с.
32. Леонтьев, А. Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. – СПб. : Питер, 2009. – С. 106–112.
33. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 410 с.
34. Логинова И. А. О специфике детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная терапия, 1998, № 4, с. 76-79.
35. Малявко, Н. Л. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка-дошкольника / Н. Л. Малявко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 30. – С. 36-40.
36. Марасанов, Г.И. Методы моделирования и анализа ситуации в социально-психологическом тренинге. – Киров, 1995
37. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 94 – 108.
38. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.
39. Матейчук, З. Психическая депривация в детском возрасте / З. Матейчук, Й. Лангмейер. – Прага : Авиценум, 2012. – 335 с.
40. Мороз, П. С. Социальная компетентность и детско-родительские отношения в старшем дошкольном возрасте / П. С. Мороз, В. Е. Василенко // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2013. – Т. 1. – № 1. – С. 166-171.
41. Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // Изв. Сарат. ун-та. 2012. Т. 2. Сер. Акмеология образования. Психология развития, вып. 2, c. 187-192
42. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319 с.
43. Пороцкая, Е.Л. Исследование особенностей позиции родителей по отношению к психическому развитию дошкольника / Е.Л. Пороцкая // Психолог в детском саду. – 2000. – № 2–3.
44. Посысоев, Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н. Н. Посысоев. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
45. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
46. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192с.
47. Репринцева Г.И.Детско – родительские отношения в современной семье // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2010, № 2. - С. 67-75.
48. Родионов, А. Н. Детско-родительские отношения в семьях с различными типами воспитания / А. Н. Родионов, В. О. Родионова // Вопросы воспитания. – 2015. – № 2. – С. 81-86.
49. Самсонова, Е. В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками [Текст] / Е. В. Самсонова // Психолог в детском саду. - 2003. - 3. - С. 89 - 109.
50. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 57–68.
51. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка // Психолог в детском саду.- 2003.- №4.- с.102-108с.
52. Смит, Г.К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности. – М.; СПб., 2001.
53. Смолярчук И.В. Детско – родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов, 2009. – 67 с.
54. Спиваковская, А. С. Как быть родителями / А. С. Спиваковская. – М. : Академия, 2008. – 160 с.
55. Стабина, Н. Ю. Значение дома как жизненного пространства личности / Н. Ю. Стабина // Вестник практической психологии образования. – 2010. – № 1. – С. 50-56.
56. Тимофеева, С. В. Психологические аспекты детско-родительских отношений в семьях дошкольников / С. В. Тимофеева, Е. Н. Нецветайлова // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 5 (16). – С. 860-870.
57. Ткачева, В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: Мама, папа, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева. – М. : Гном и Д, 2009. – 236с.
58. Ткаченко, Н. С. Влияние детско-родительских отношений на формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников / Н. С.Ткаченко // Научные труды SWorld. – 2012. – Т. 23. – № 4. – С. 33-36.
59. Фельдштейн, Д. И. Мир Детства в современном мире / Д. И. Фельдштейн. – М. : Московский психолого-социальный ун-т, 2013. – 336 с.
60. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707.
61. ХайбуллинаО.Г. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей дошкольного возраста // Вестник института семьи. – 2010. – № 5. – С. 95–100.
62. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2010. – 240 с.
63. Шаповаленко И. В. Родительское отношение к ребенку: определение, типы и влияние на психическое развитие // Семейная психология и семейная терапия. 2004. № 3. С. 81-91.
64. Шварко Л.И. Давыдова О.И. Воздействие семьи на духовно - нравственное развитие детей. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008. - № 3. - с. 39 - 45
65. Шведовская А.А. Особенности деятельностной стороны детско–родительских отношений в дошкольном возрасте. \\ Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» /Под общей редакцией В.К. Шабельникова, А.Г.Лидерса. – М., 2003.
66. Шевцова И.В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений. - М., 2000. – 390 с., с.80
67. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический проект, 2008. – 736 с.
68. Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.— 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
69. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2013. – 672 с.





Купить эту работу

Формирование оптимальных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 6-7 лет

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

15 сентября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽