Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность. Каждый год перед выпускниками школ встает задача профессионального выбора. От успешного решения этой задачи во многом зависит будущее нынешнего школьника, т.к. самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Основные направления работы по проблемам выбора профессии в современной общеобразовательной школе задаются, прежде всего, системой реальных противоречий между недостаточной информированностью подрастающего человека о сложном мире профессий и социально-педагогическим требованием сознательности и самостоятельности выбора профессии; между потребностью подрастающего человека в советах и отсутствием в его ближайшем окружении компетентных советчиков, вооруженных необходимыми методами работы; между профессиональными планами ученика, с одной стороны, и его личными качествами, с другой. В контексте нашего исследования особую важность приобретает последний пункт, поскольку обусловлен не социальными и педагогическими, а психологическими аспектами выбора профессии. В частности, целесообразным представляется анализ связи профессиональных перспектив с самооценкой личности.
Цель исследования – установление взаимосвязи между профессиональными перспективами и самооценкой старшеклассников.
Объект исследования – индивидуально-личностная сфера старшеклассников.
Предмет исследования – связь самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников.
Гипотезы исследования: 1) выраженность параметров, характеризующих самооценку и профессиональную перспективу старшеклассников, неодинакова в группах юношей и девушек; 2) связь самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников наблюдается и у юношей, и у девушек.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать понятие и основные особенности самооценки;
2) проанализировать сущность профессионального самоопределения;
3) раскрыть значение профессиональной перспективы и профессиональном самоопределении личности;
4) осуществить обзор исследований, посвящённых связи самооценки и профессионального самоопределения личности;
5) разработать методологический аппарат эмпирического исследования;
6) провести эмпирическое исследование связи самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников;
7) проанализировать результаты исследования связи самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников.
Методы исследования: теоретические методы анализ, моделирование, проектирование, синтез; эмпирические методы психологический эксперимент, опрос, тестирование; методы обработки и интерпретации результатов математическая статистика (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ, кластерный анализ), сравнение, графические методы представления полученных данных и др.
Методики исследования: 1) Опросник временной перспективы (Ф. Зимбардо); 2) Тест профессионального личностного типа (Дж Холланд), 3) Методика исследования самооценки (Т. Дембо, С. Рубинштейн, модификация А. Прихожан).
Опытно-экспериментальная база. Исследование было осуществлено на базе… Выборка включала в себя 54 старшеклассника, из них 28 юношей и 24 девушки.
Работа обобщает результаты исследования, проводившегося в три этапа:
- первый этап был посвящён изучению и анализу психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, формулировку цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла исследования связи самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников;
- второй этап исследования предполагал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы исследования самооценки и профессиональной перспективы личности;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены и проанализированы результаты исследования самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников, установлены взаимосвязи между исследуемыми параметрами.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в нём представлены, систематизированы и проанализированы различные подходы к проблеме самооценки, профессиональной перспективы и профессионального самоопределения; проведен обзор исследований, посвящённых взаимосвязи профессионального самоопределения и самооценки; представлены результаты изучения исследуемых параметров личностной сферы старшеклассников. Результаты исследования могут быть интересны специалистам по психологии подросткового возраста, а также педагогам и психологам-практикам, осуществляющим консультации в области профориентации.
Структура и объём. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие и основные особенности самооценки 6
1.2. Сущностная характеристика профессионального самоопределения 14
1.3. Значение профессиональной перспективы в профессиональном самоопределении личности 23
1.4. Анализ исследований связи самооценки и профессионального самоопределения личности 31
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 38
2.1. Организация и методологический аппарат исследования 38
2.2. Результаты исследования самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников 41
2.3. Анализ результатов исследования самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников 55
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
Проведённое нами исследование было посвящено исследованию связи самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников. Ниже представлены основные выводы.
1. Самооценка – важнейший аспект, характеризующий представление человека о своей личности и деятельности. Практически все исследователи проблемы самооценки выделяют в ее структуре два основных компонента рациональный и эмоциональный. Рационально-оценочные компоненты самооценки в своей основе имеют знания личности о себе, в основе эмоционально-оценочных компонентов самооценки лежат отношения личности к себе. Общая самооценка отражает обобщенно-интегральные знания субъекта о себе и основанное на них целостное отношение к себе, частные самооценки – это оценка конкретных психических и физических проявлений и качеств. От уровня самооценки зависит то, какие цели ставятся перед собой человеком.
2. Профессиональное самоопределение мы характеризуем как «Я-концепцию» индивида, в которой отражается его внимание, переживания и намерения, отношение к предметным действиям в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Профессиональное самоопределение представляет собой сложный длительный процесс, эффективность которого определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
3. Анализ научных трудов позволяет сделать вывод о неоднозначности понятия профессиональной перспективы. Однако наиболее значимым, по нашему мнению, является определение профессиональной перспективы, которое обозначает её через сформированное личностное представление о будущем, представленном образом желаемого, осознаваемого и возможного будущего при условии достижения определенных целей. Чтобы быть успешным в современном мире, необходимо уметь представлять образ идеального будущего, ставить перед собой цели и планы, с помощью которых воплощать в действительность свои жизненные ценности.
4. Проблема взаимосвязи самооценки и профессионального самоопределения личности является предметом исследования значительного количества учёных. Самооценка является важнейшим компонентом личности. Регулируя процесс построения взаимодействия личности с окружающим миром, самооценка позволяет ей правильно расставить приоритеты, реализовывать наиболее адекватные ситуации выборы, наметить, исходя из ситуационных характеристик и личностных возможностей, свою перспективу на более или менее отдаленное будущее. Позволяя правильно соотнести свои сильные и слабые стороны, самооценка позволяет личности органично включиться в процесс социального, в том числе и профессионального, взаимодействия.
5. Исследование при помощи t-критерия Стьюдента выявило, что значимые различия в группах юношей и девушек наблюдаются по параметрам «фаталистическое настоящее» (t 2,57702), «реалистичный тип» (t 2,52552), «ум, способности» (t 2,76380), «внешность» (t 2,22321), «уверенность в себе» (t 3,15391). Трактовать это можно следующим образом: юноши в большей степени, чем девушки, считают себя творцами своей судьбы, ориентируются на собственные силы, обладают более высокой самооценкой в отношении как интеллектуальных, так и физических параметров; девушки, по сравнению с юношами, больше склонны к признанию жизненной предопределённости, ниже оценивают свои возможности и способности, менее уверены в собственных силах и привлекательности.
6. Корреляционный анализ выявил, что для группы юношей характерны следующие взаимосвязи: 1) чем меньше отрицательных впечатлений было в прошлом, тем выше самооценка как физических, так и волевых качеств; 2) ориентация на сиюминутные потребности, неумение планировать жизнь соотносится с личностной неуверенностью; 3) чрезмерная ориентация на будущую жизнь, неумение видеть положительные стороны повседневности свидетельствуют о недостатке уверенности в своих силах; 4) испытуемые, высоко оценившие собственные интеллектуальные способности, не заинтересованы в овладении рабочими специальностями; 5) высокая самооценка юношами интеллектуальных способностей свидетельствует об их предрасположенности к выбору общественно значимых, человекоориентированых профессий. Анализ данных, полученных по результатам исследования девушек, показал, что корреляционные данные между параметрами самооценки и профессиональной перспективой отсутствуют. Это позволяет предположить, что для девушек выбор профессии связан с индивидуально-психологическими особенностями (темпераментом, характером, способностями), а не личностными представлениями
7. С целью определения особенностей самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников мы провели кластерный анализ, охватывающий обе группы – юношей и девушек. Первый кластер объединяет 13 испытуемых (25% испытуемых). Представители данного кластера характеризуются достаточно высоким уровнем самоуверенности, хорошим здоровьем и интеллектуальными способностями, привычкой к ручному труду. Собственную внешность и авторитет они оценивают средне. Негативное прошлое не оказывает на них серьёзного воздействия, а будущее, хоть и представляется важным жизненным этапом, не имеет приоритета перед настоящим. Данные старшеклассники ориентированы на получение удовольствия от повседневной жизни, а профессиональные перспективы оценивают с точки зрения возможности проявить свою активность, энтузиазм, любовь к переменам.
8. Второй кластер включает в себя 19 человек (36,5% опрошенных). Эти старшеклассники характеризуются, преимущественно, средним уровнем самооценки в отношении здоровья, способностей, характера, довольно критично оценивают свою внешность и самоуверенность. У них прослеживается, с одной стороны, ориентация на прошлые события, как положительные, так и отрицательные, с другой стороны – признание важности перспектив, акцент на значимости будущего. В профессиональном плане представители данного кластера, в большей степени, ориентированы на интеллектуальный либо творческий труд, в котором присутствуют размышления, эмоциональность, креативность.
9. Третий кластер охватывает 20 человек (38,5% старшеклассников). Данные старшеклассники отличаются высокой либо очень высокой самооценкой по всем рассматриваемым параметрам – здоровью, способностям, характеру, авторитету, внешности и уверенности в своих силах. Прошлое не оказывает существенного влияния на них мировоззрение – они ориентированы на настоящее и на будущее. Они не любят ручной труд, не заинтересованы в интеллектуальной, равно как и в стереотипной практической работе. В наибольшей степени им подходит вид деятельности, связанный с социальными контактами, межличностным взаимодействием.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что выраженность параметров, характеризующих самооценку и профессиональную перспективу старшеклассников, неодинакова в группах юношей и девушек. В целом, связь самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников выражена достаточно слабо в группе юношей и не обнаруживается в группе девушек. Полученные данные позволяют разделить всю выборку на 3 кластера, объединяющих испытуемых по особенностям самооценки и профессиональной перспективы. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась частично.
1. Абдурасулов Т.Д. «Я-концепция» и профессиональное самоопределение личности / Т.Д. Абдурасулов // Сервис в России и за рубежом. – 2011. №4. – С. 152 – 157.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
3. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера / Б.Г. Ананьев. – М.: Книга по требованию, 2012.
4. Ахметова Я.М. Профессиональное самоопределение и самооценка молодёжи региона / Я.М. Ахметова, Л.К. Мухаметзянова, Р.Р. Хизбуллина // Регионология. – 2015. №4. С. 139 – 147.
5. Бех М.И. Формирование образа «Я – будущий профессионал» у старшеклассников в процессе профессиональной ориентации: Дис. канд. пед. наук. – К., 2010. – 229 с.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008.
7. Боталова О.А. Особенности профессионального самоопределения у старших школьников с различным уровнем самооценки / О.А. Боталова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. №2-3. С. 62 – 65.
8. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1994. №3. – С. 44 – 45.
9. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи / Е.И. Головаха. – К.: Наукова думка, 1988. – 144 с.
10. Громова Е.М. Личная профессиональная перспектива как фактор планирования карьеры современной молодёжью / Е.М. Громова, Д.И. Беркутова, Т.А. Горшкова // Образование и саморазвитие. – 2013. №1. – С. 112 – 117.
11. Джумалиева Д.М. Профессиональное самоопределение старшеклассника / Д.М. Джумалиева // Наука, образование и культура. – 2016. №5. – С. 67 – 69.
12. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко // М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. – 576 с.
13. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 1993. – 100 с.
14. Казиева Н.Н. Решение жизненных задач в процессе профессионального самоопределения / Н.Н. Казиева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. №28. С. 10 – 14.
15. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды / Е.А. Климов. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2003.
16. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
17. Кочнева Е.М. Осознанное построение студентами своих профессиональных перспектив на этапе вузовского обучения / Е.М. Кочнева, К.Е. Орлова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. №5. – С. 99 – 104.
18. Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцева, В.Ю. Щегурова // Вопросы психологии. – 1983. - №2. – С. 51 – 59.
19. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. – М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. – 312 с.
20. Липкина А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М., 2006.
21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983.
22. Мид Дж.Г. Избранное / Дж.Г. Мид. – М.: ИНИОН РАН, 2009. – 290 с.
23. Никифоров Г.С. Надёжность профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров // Психологические основы профессиональной деятельности. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007.
24. Оссовский В.Л. Формирование трудовых ориентаций молодёжи (методологические и методические проблемы социологического исследования) / В.Л. Оссовский. – К.: Наукова думка, 1985. – 124 с.
25. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1982. – 309 с.
26. Поляков В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / В.А. Поляков // Педагогика. – 1999. №5. – С. 33 – 37.
27. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с.
28. Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева. – М.: Академия, 2013. – 208 с.
29. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 576 с.
30. Ретивых М.В. Как помочь выбрать профессию / М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1990. – 132 с.
31. Родионова Т.А. Профессиональное самоопределение / Т.А. Родионова // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. – Т. 2. – М.: АПО, 1999. – С. 419 – 420.
32. Розин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество / В.М. Розин // Вопросы психологии. – 1992. №1. – С. 98 – 105.
33. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2012.
34. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике / С.Я. Рубинштейн. – М: Апрель-Пресс; Психотерапия, 2010. – 384 с.
35. Словарь иностранных слов / Под ред. А. Мельничука. – К.: УРЭ, 1985. – 966 с.
36. Спиркин А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2015. – 394 с.
37. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 288 с.
38. Суханова Н.А. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как способ самореализации человека / Н.А. Суханова // Вестник Ставропольского государственного университета – 2011. – Вып. 73. – С. 161 – 166.
39. Федун Л.М. Профессиональные устремления старшеклассника: Сущность, структура и уровни сформированности / Л.М. Федун // Научные записки Кировоградского государственного педагогического университета. Педагогика. – 2009. – Вып. 87. – С. 176 – 180.
40. Философский словарь / Под ред. И. Фролова. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
41. Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М.: Юрайт, 2012. – 400 с.
42. Чебышева В.В. Психология трудового обучения / В.В. Чебышева. – М.: Высшая школа, 1983. – 239 с.
43. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
44. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захарова. – М.: Педагогика, 1987. – 202 с.
45. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодёжи / С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина. – М.: Институт профессионального самоопределения молодёжи РАО, 1993.
46. Чубаров П.А. Развитие самооценки у умственно отсталых школьников: Дис. канд. психол. наук. – Л., 1987. – 174 с.
47. Чуйкова Т.С. Профессиональное развитие личности в изменяющейся перспективе / Т.С. Чуйкова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 16. №24. – С. 230 – 235.
48. Юрловская И.А. Самооценка обучающихся вуза как условие успешности будущей профессиональной деятельности / И.А. Юрловская // Науковедение. – 2014. – Вып. 4. – С.
49. Юрьева И.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста / И.А. Юрьева // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. – 2015. №3. – С. 33 – 35.
50. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – М.: Наука, 1998.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность. Каждый год перед выпускниками школ встает задача профессионального выбора. От успешного решения этой задачи во многом зависит будущее нынешнего школьника, т.к. самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Основные направления работы по проблемам выбора профессии в современной общеобразовательной школе задаются, прежде всего, системой реальных противоречий между недостаточной информированностью подрастающего человека о сложном мире профессий и социально-педагогическим требованием сознательности и самостоятельности выбора профессии; между потребностью подрастающего человека в советах и отсутствием в его ближайшем окружении компетентных советчиков, вооруженных необходимыми методами работы; между профессиональными планами ученика, с одной стороны, и его личными качествами, с другой. В контексте нашего исследования особую важность приобретает последний пункт, поскольку обусловлен не социальными и педагогическими, а психологическими аспектами выбора профессии. В частности, целесообразным представляется анализ связи профессиональных перспектив с самооценкой личности.
Цель исследования – установление взаимосвязи между профессиональными перспективами и самооценкой старшеклассников.
Объект исследования – индивидуально-личностная сфера старшеклассников.
Предмет исследования – связь самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников.
Гипотезы исследования: 1) выраженность параметров, характеризующих самооценку и профессиональную перспективу старшеклассников, неодинакова в группах юношей и девушек; 2) связь самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников наблюдается и у юношей, и у девушек.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать понятие и основные особенности самооценки;
2) проанализировать сущность профессионального самоопределения;
3) раскрыть значение профессиональной перспективы и профессиональном самоопределении личности;
4) осуществить обзор исследований, посвящённых связи самооценки и профессионального самоопределения личности;
5) разработать методологический аппарат эмпирического исследования;
6) провести эмпирическое исследование связи самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников;
7) проанализировать результаты исследования связи самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников.
Методы исследования: теоретические методы анализ, моделирование, проектирование, синтез; эмпирические методы психологический эксперимент, опрос, тестирование; методы обработки и интерпретации результатов математическая статистика (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ, кластерный анализ), сравнение, графические методы представления полученных данных и др.
Методики исследования: 1) Опросник временной перспективы (Ф. Зимбардо); 2) Тест профессионального личностного типа (Дж Холланд), 3) Методика исследования самооценки (Т. Дембо, С. Рубинштейн, модификация А. Прихожан).
Опытно-экспериментальная база. Исследование было осуществлено на базе… Выборка включала в себя 54 старшеклассника, из них 28 юношей и 24 девушки.
Работа обобщает результаты исследования, проводившегося в три этапа:
- первый этап был посвящён изучению и анализу психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, формулировку цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла исследования связи самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников;
- второй этап исследования предполагал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы исследования самооценки и профессиональной перспективы личности;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены и проанализированы результаты исследования самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников, установлены взаимосвязи между исследуемыми параметрами.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в нём представлены, систематизированы и проанализированы различные подходы к проблеме самооценки, профессиональной перспективы и профессионального самоопределения; проведен обзор исследований, посвящённых взаимосвязи профессионального самоопределения и самооценки; представлены результаты изучения исследуемых параметров личностной сферы старшеклассников. Результаты исследования могут быть интересны специалистам по психологии подросткового возраста, а также педагогам и психологам-практикам, осуществляющим консультации в области профориентации.
Структура и объём. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие и основные особенности самооценки 6
1.2. Сущностная характеристика профессионального самоопределения 14
1.3. Значение профессиональной перспективы в профессиональном самоопределении личности 23
1.4. Анализ исследований связи самооценки и профессионального самоопределения личности 31
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 38
2.1. Организация и методологический аппарат исследования 38
2.2. Результаты исследования самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников 41
2.3. Анализ результатов исследования самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников 55
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
Проведённое нами исследование было посвящено исследованию связи самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников. Ниже представлены основные выводы.
1. Самооценка – важнейший аспект, характеризующий представление человека о своей личности и деятельности. Практически все исследователи проблемы самооценки выделяют в ее структуре два основных компонента рациональный и эмоциональный. Рационально-оценочные компоненты самооценки в своей основе имеют знания личности о себе, в основе эмоционально-оценочных компонентов самооценки лежат отношения личности к себе. Общая самооценка отражает обобщенно-интегральные знания субъекта о себе и основанное на них целостное отношение к себе, частные самооценки – это оценка конкретных психических и физических проявлений и качеств. От уровня самооценки зависит то, какие цели ставятся перед собой человеком.
2. Профессиональное самоопределение мы характеризуем как «Я-концепцию» индивида, в которой отражается его внимание, переживания и намерения, отношение к предметным действиям в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Профессиональное самоопределение представляет собой сложный длительный процесс, эффективность которого определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
3. Анализ научных трудов позволяет сделать вывод о неоднозначности понятия профессиональной перспективы. Однако наиболее значимым, по нашему мнению, является определение профессиональной перспективы, которое обозначает её через сформированное личностное представление о будущем, представленном образом желаемого, осознаваемого и возможного будущего при условии достижения определенных целей. Чтобы быть успешным в современном мире, необходимо уметь представлять образ идеального будущего, ставить перед собой цели и планы, с помощью которых воплощать в действительность свои жизненные ценности.
4. Проблема взаимосвязи самооценки и профессионального самоопределения личности является предметом исследования значительного количества учёных. Самооценка является важнейшим компонентом личности. Регулируя процесс построения взаимодействия личности с окружающим миром, самооценка позволяет ей правильно расставить приоритеты, реализовывать наиболее адекватные ситуации выборы, наметить, исходя из ситуационных характеристик и личностных возможностей, свою перспективу на более или менее отдаленное будущее. Позволяя правильно соотнести свои сильные и слабые стороны, самооценка позволяет личности органично включиться в процесс социального, в том числе и профессионального, взаимодействия.
5. Исследование при помощи t-критерия Стьюдента выявило, что значимые различия в группах юношей и девушек наблюдаются по параметрам «фаталистическое настоящее» (t 2,57702), «реалистичный тип» (t 2,52552), «ум, способности» (t 2,76380), «внешность» (t 2,22321), «уверенность в себе» (t 3,15391). Трактовать это можно следующим образом: юноши в большей степени, чем девушки, считают себя творцами своей судьбы, ориентируются на собственные силы, обладают более высокой самооценкой в отношении как интеллектуальных, так и физических параметров; девушки, по сравнению с юношами, больше склонны к признанию жизненной предопределённости, ниже оценивают свои возможности и способности, менее уверены в собственных силах и привлекательности.
6. Корреляционный анализ выявил, что для группы юношей характерны следующие взаимосвязи: 1) чем меньше отрицательных впечатлений было в прошлом, тем выше самооценка как физических, так и волевых качеств; 2) ориентация на сиюминутные потребности, неумение планировать жизнь соотносится с личностной неуверенностью; 3) чрезмерная ориентация на будущую жизнь, неумение видеть положительные стороны повседневности свидетельствуют о недостатке уверенности в своих силах; 4) испытуемые, высоко оценившие собственные интеллектуальные способности, не заинтересованы в овладении рабочими специальностями; 5) высокая самооценка юношами интеллектуальных способностей свидетельствует об их предрасположенности к выбору общественно значимых, человекоориентированых профессий. Анализ данных, полученных по результатам исследования девушек, показал, что корреляционные данные между параметрами самооценки и профессиональной перспективой отсутствуют. Это позволяет предположить, что для девушек выбор профессии связан с индивидуально-психологическими особенностями (темпераментом, характером, способностями), а не личностными представлениями
7. С целью определения особенностей самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников мы провели кластерный анализ, охватывающий обе группы – юношей и девушек. Первый кластер объединяет 13 испытуемых (25% испытуемых). Представители данного кластера характеризуются достаточно высоким уровнем самоуверенности, хорошим здоровьем и интеллектуальными способностями, привычкой к ручному труду. Собственную внешность и авторитет они оценивают средне. Негативное прошлое не оказывает на них серьёзного воздействия, а будущее, хоть и представляется важным жизненным этапом, не имеет приоритета перед настоящим. Данные старшеклассники ориентированы на получение удовольствия от повседневной жизни, а профессиональные перспективы оценивают с точки зрения возможности проявить свою активность, энтузиазм, любовь к переменам.
8. Второй кластер включает в себя 19 человек (36,5% опрошенных). Эти старшеклассники характеризуются, преимущественно, средним уровнем самооценки в отношении здоровья, способностей, характера, довольно критично оценивают свою внешность и самоуверенность. У них прослеживается, с одной стороны, ориентация на прошлые события, как положительные, так и отрицательные, с другой стороны – признание важности перспектив, акцент на значимости будущего. В профессиональном плане представители данного кластера, в большей степени, ориентированы на интеллектуальный либо творческий труд, в котором присутствуют размышления, эмоциональность, креативность.
9. Третий кластер охватывает 20 человек (38,5% старшеклассников). Данные старшеклассники отличаются высокой либо очень высокой самооценкой по всем рассматриваемым параметрам – здоровью, способностям, характеру, авторитету, внешности и уверенности в своих силах. Прошлое не оказывает существенного влияния на них мировоззрение – они ориентированы на настоящее и на будущее. Они не любят ручной труд, не заинтересованы в интеллектуальной, равно как и в стереотипной практической работе. В наибольшей степени им подходит вид деятельности, связанный с социальными контактами, межличностным взаимодействием.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что выраженность параметров, характеризующих самооценку и профессиональную перспективу старшеклассников, неодинакова в группах юношей и девушек. В целом, связь самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников выражена достаточно слабо в группе юношей и не обнаруживается в группе девушек. Полученные данные позволяют разделить всю выборку на 3 кластера, объединяющих испытуемых по особенностям самооценки и профессиональной перспективы. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась частично.
1. Абдурасулов Т.Д. «Я-концепция» и профессиональное самоопределение личности / Т.Д. Абдурасулов // Сервис в России и за рубежом. – 2011. №4. – С. 152 – 157.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
3. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера / Б.Г. Ананьев. – М.: Книга по требованию, 2012.
4. Ахметова Я.М. Профессиональное самоопределение и самооценка молодёжи региона / Я.М. Ахметова, Л.К. Мухаметзянова, Р.Р. Хизбуллина // Регионология. – 2015. №4. С. 139 – 147.
5. Бех М.И. Формирование образа «Я – будущий профессионал» у старшеклассников в процессе профессиональной ориентации: Дис. канд. пед. наук. – К., 2010. – 229 с.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008.
7. Боталова О.А. Особенности профессионального самоопределения у старших школьников с различным уровнем самооценки / О.А. Боталова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. №2-3. С. 62 – 65.
8. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1994. №3. – С. 44 – 45.
9. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи / Е.И. Головаха. – К.: Наукова думка, 1988. – 144 с.
10. Громова Е.М. Личная профессиональная перспектива как фактор планирования карьеры современной молодёжью / Е.М. Громова, Д.И. Беркутова, Т.А. Горшкова // Образование и саморазвитие. – 2013. №1. – С. 112 – 117.
11. Джумалиева Д.М. Профессиональное самоопределение старшеклассника / Д.М. Джумалиева // Наука, образование и культура. – 2016. №5. – С. 67 – 69.
12. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко // М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. – 576 с.
13. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 1993. – 100 с.
14. Казиева Н.Н. Решение жизненных задач в процессе профессионального самоопределения / Н.Н. Казиева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. №28. С. 10 – 14.
15. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды / Е.А. Климов. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2003.
16. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
17. Кочнева Е.М. Осознанное построение студентами своих профессиональных перспектив на этапе вузовского обучения / Е.М. Кочнева, К.Е. Орлова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. №5. – С. 99 – 104.
18. Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцева, В.Ю. Щегурова // Вопросы психологии. – 1983. - №2. – С. 51 – 59.
19. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. – М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. – 312 с.
20. Липкина А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М., 2006.
21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983.
22. Мид Дж.Г. Избранное / Дж.Г. Мид. – М.: ИНИОН РАН, 2009. – 290 с.
23. Никифоров Г.С. Надёжность профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров // Психологические основы профессиональной деятельности. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007.
24. Оссовский В.Л. Формирование трудовых ориентаций молодёжи (методологические и методические проблемы социологического исследования) / В.Л. Оссовский. – К.: Наукова думка, 1985. – 124 с.
25. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1982. – 309 с.
26. Поляков В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / В.А. Поляков // Педагогика. – 1999. №5. – С. 33 – 37.
27. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с.
28. Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева. – М.: Академия, 2013. – 208 с.
29. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 576 с.
30. Ретивых М.В. Как помочь выбрать профессию / М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1990. – 132 с.
31. Родионова Т.А. Профессиональное самоопределение / Т.А. Родионова // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. – Т. 2. – М.: АПО, 1999. – С. 419 – 420.
32. Розин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество / В.М. Розин // Вопросы психологии. – 1992. №1. – С. 98 – 105.
33. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2012.
34. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике / С.Я. Рубинштейн. – М: Апрель-Пресс; Психотерапия, 2010. – 384 с.
35. Словарь иностранных слов / Под ред. А. Мельничука. – К.: УРЭ, 1985. – 966 с.
36. Спиркин А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2015. – 394 с.
37. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 288 с.
38. Суханова Н.А. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как способ самореализации человека / Н.А. Суханова // Вестник Ставропольского государственного университета – 2011. – Вып. 73. – С. 161 – 166.
39. Федун Л.М. Профессиональные устремления старшеклассника: Сущность, структура и уровни сформированности / Л.М. Федун // Научные записки Кировоградского государственного педагогического университета. Педагогика. – 2009. – Вып. 87. – С. 176 – 180.
40. Философский словарь / Под ред. И. Фролова. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
41. Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М.: Юрайт, 2012. – 400 с.
42. Чебышева В.В. Психология трудового обучения / В.В. Чебышева. – М.: Высшая школа, 1983. – 239 с.
43. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
44. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захарова. – М.: Педагогика, 1987. – 202 с.
45. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодёжи / С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина. – М.: Институт профессионального самоопределения молодёжи РАО, 1993.
46. Чубаров П.А. Развитие самооценки у умственно отсталых школьников: Дис. канд. психол. наук. – Л., 1987. – 174 с.
47. Чуйкова Т.С. Профессиональное развитие личности в изменяющейся перспективе / Т.С. Чуйкова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 16. №24. – С. 230 – 235.
48. Юрловская И.А. Самооценка обучающихся вуза как условие успешности будущей профессиональной деятельности / И.А. Юрловская // Науковедение. – 2014. – Вып. 4. – С.
49. Юрьева И.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста / И.А. Юрьева // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. – 2015. №3. – С. 33 – 35.
50. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – М.: Наука, 1998.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55696 Дипломных работ — поможем найти подходящую