Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Связь самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников

  • 72 страниц
  • 2017 год
  • 178 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность. Каждый год перед выпускниками школ встает задача профессионального выбора. От успешного решения этой задачи во многом зависит будущее нынешнего школьника, т.к. самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Основные направления работы по проблемам выбора профессии в современной общеобразовательной школе задаются, прежде всего, системой реальных противоречий между недостаточной информированностью подрастающего человека о сложном мире профессий и социально-педагогическим требованием сознательности и самостоятельности выбора профессии; между потребностью подрастающего человека в советах и отсутствием в его ближайшем окружении компетентных советчиков, вооруженных необходимыми методами работы; между профессиональными планами ученика, с одной стороны, и его личными качествами, с другой. В контексте нашего исследования особую важность приобретает последний пункт, поскольку обусловлен не социальными и педагогическими, а психологическими аспектами выбора профессии. В частности, целесообразным представляется анализ связи профессиональных перспектив с самооценкой личности.
Цель исследования – установление взаимосвязи между профессиональными перспективами и самооценкой старшеклассников.
Объект исследования – индивидуально-личностная сфера старшеклассников.
Предмет исследования – связь самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников.
Гипотезы исследования: 1) выраженность параметров, характеризующих самооценку и профессиональную перспективу старшеклассников, неодинакова в группах юношей и девушек; 2) связь самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников наблюдается и у юношей, и у девушек.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать понятие и основные особенности самооценки;
2) проанализировать сущность профессионального самоопределения;
3) раскрыть значение профессиональной перспективы и профессиональном самоопределении личности;
4) осуществить обзор исследований, посвящённых связи самооценки и профессионального самоопределения личности;
5) разработать методологический аппарат эмпирического исследования;
6) провести эмпирическое исследование связи самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников;
7) проанализировать результаты исследования связи самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников.
Методы исследования: теоретические методы анализ, моделирование, проектирование, синтез; эмпирические методы психологический эксперимент, опрос, тестирование; методы обработки и интерпретации результатов математическая статистика (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ, кластерный анализ), сравнение, графические методы представления полученных данных и др.
Методики исследования: 1) Опросник временной перспективы (Ф. Зимбардо); 2) Тест профессионального личностного типа (Дж Холланд), 3) Методика исследования самооценки (Т. Дембо, С. Рубинштейн, модификация А. Прихожан).
Опытно-экспериментальная база. Исследование было осуществлено на базе… Выборка включала в себя 54 старшеклассника, из них 28 юношей и 24 девушки.
Работа обобщает результаты исследования, проводившегося в три этапа:
- первый этап был посвящён изучению и анализу психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, формулировку цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла исследования связи самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников;
- второй этап исследования предполагал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы исследования самооценки и профессиональной перспективы личности;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены и проанализированы результаты исследования самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников, установлены взаимосвязи между исследуемыми параметрами.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в нём представлены, систематизированы и проанализированы различные подходы к проблеме самооценки, профессиональной перспективы и профессионального самоопределения; проведен обзор исследований, посвящённых взаимосвязи профессионального самоопределения и самооценки; представлены результаты изучения исследуемых параметров личностной сферы старшеклассников. Результаты исследования могут быть интересны специалистам по психологии подросткового возраста, а также педагогам и психологам-практикам, осуществляющим консультации в области профориентации.
Структура и объём. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие и основные особенности самооценки 6
1.2. Сущностная характеристика профессионального самоопределения 14
1.3. Значение профессиональной перспективы в профессиональном самоопределении личности 23
1.4. Анализ исследований связи самооценки и профессионального самоопределения личности 31
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 38
2.1. Организация и методологический аппарат исследования 38
2.2. Результаты исследования самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников 41
2.3. Анализ результатов исследования самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников 55
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72



Проведённое нами исследование было посвящено исследованию связи самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников. Ниже представлены основные выводы.
1. Самооценка – важнейший аспект, характеризующий представление человека о своей личности и деятельности. Практически все исследователи проблемы самооценки выделяют в ее структуре два основных компонента рациональный и эмоциональный. Рационально-оценочные компоненты самооценки в своей основе имеют знания личности о себе, в основе эмоционально-оценочных компонентов самооценки лежат отношения личности к себе. Общая самооценка отражает обобщенно-интегральные знания субъекта о себе и основанное на них целостное отношение к себе, частные самооценки – это оценка конкретных психических и физических проявлений и качеств. От уровня самооценки зависит то, какие цели ставятся перед собой человеком.
2. Профессиональное самоопределение мы характеризуем как «Я-концепцию» индивида, в которой отражается его внимание, переживания и намерения, отношение к предметным действиям в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Профессиональное самоопределение представляет собой сложный длительный процесс, эффективность которого определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
3. Анализ научных трудов позволяет сделать вывод о неоднозначности понятия профессиональной перспективы. Однако наиболее значимым, по нашему мнению, является определение профессиональной перспективы, которое обозначает её через сформированное личностное представление о будущем, представленном образом желаемого, осознаваемого и возможного будущего при условии достижения определенных целей. Чтобы быть успешным в современном мире, необходимо уметь представлять образ идеального будущего, ставить перед собой цели и планы, с помощью которых воплощать в действительность свои жизненные ценности.
4. Проблема взаимосвязи самооценки и профессионального самоопределения личности является предметом исследования значительного количества учёных. Самооценка является важнейшим компонентом личности. Регулируя процесс построения взаимодействия личности с окружающим миром, самооценка позволяет ей правильно расставить приоритеты, реализовывать наиболее адекватные ситуации выборы, наметить, исходя из ситуационных характеристик и личностных возможностей, свою перспективу на более или менее отдаленное будущее. Позволяя правильно соотнести свои сильные и слабые стороны, самооценка позволяет личности органично включиться в процесс социального, в том числе и профессионального, взаимодействия.
5. Исследование при помощи t-критерия Стьюдента выявило, что значимые различия в группах юношей и девушек наблюдаются по параметрам «фаталистическое настоящее» (t 2,57702), «реалистичный тип» (t 2,52552), «ум, способности» (t 2,76380), «внешность» (t 2,22321), «уверенность в себе» (t 3,15391). Трактовать это можно следующим образом: юноши в большей степени, чем девушки, считают себя творцами своей судьбы, ориентируются на собственные силы, обладают более высокой самооценкой в отношении как интеллектуальных, так и физических параметров; девушки, по сравнению с юношами, больше склонны к признанию жизненной предопределённости, ниже оценивают свои возможности и способности, менее уверены в собственных силах и привлекательности.
6. Корреляционный анализ выявил, что для группы юношей характерны следующие взаимосвязи: 1) чем меньше отрицательных впечатлений было в прошлом, тем выше самооценка как физических, так и волевых качеств; 2) ориентация на сиюминутные потребности, неумение планировать жизнь соотносится с личностной неуверенностью; 3) чрезмерная ориентация на будущую жизнь, неумение видеть положительные стороны повседневности свидетельствуют о недостатке уверенности в своих силах; 4) испытуемые, высоко оценившие собственные интеллектуальные способности, не заинтересованы в овладении рабочими специальностями; 5) высокая самооценка юношами интеллектуальных способностей свидетельствует об их предрасположенности к выбору общественно значимых, человекоориентированых профессий. Анализ данных, полученных по результатам исследования девушек, показал, что корреляционные данные между параметрами самооценки и профессиональной перспективой отсутствуют. Это позволяет предположить, что для девушек выбор профессии связан с индивидуально-психологическими особенностями (темпераментом, характером, способностями), а не личностными представлениями
7. С целью определения особенностей самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников мы провели кластерный анализ, охватывающий обе группы – юношей и девушек. Первый кластер объединяет 13 испытуемых (25% испытуемых). Представители данного кластера характеризуются достаточно высоким уровнем самоуверенности, хорошим здоровьем и интеллектуальными способностями, привычкой к ручному труду. Собственную внешность и авторитет они оценивают средне. Негативное прошлое не оказывает на них серьёзного воздействия, а будущее, хоть и представляется важным жизненным этапом, не имеет приоритета перед настоящим. Данные старшеклассники ориентированы на получение удовольствия от повседневной жизни, а профессиональные перспективы оценивают с точки зрения возможности проявить свою активность, энтузиазм, любовь к переменам.
8. Второй кластер включает в себя 19 человек (36,5% опрошенных). Эти старшеклассники характеризуются, преимущественно, средним уровнем самооценки в отношении здоровья, способностей, характера, довольно критично оценивают свою внешность и самоуверенность. У них прослеживается, с одной стороны, ориентация на прошлые события, как положительные, так и отрицательные, с другой стороны – признание важности перспектив, акцент на значимости будущего. В профессиональном плане представители данного кластера, в большей степени, ориентированы на интеллектуальный либо творческий труд, в котором присутствуют размышления, эмоциональность, креативность.
9. Третий кластер охватывает 20 человек (38,5% старшеклассников). Данные старшеклассники отличаются высокой либо очень высокой самооценкой по всем рассматриваемым параметрам – здоровью, способностям, характеру, авторитету, внешности и уверенности в своих силах. Прошлое не оказывает существенного влияния на них мировоззрение – они ориентированы на настоящее и на будущее. Они не любят ручной труд, не заинтересованы в интеллектуальной, равно как и в стереотипной практической работе. В наибольшей степени им подходит вид деятельности, связанный с социальными контактами, межличностным взаимодействием.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что выраженность параметров, характеризующих самооценку и профессиональную перспективу старшеклассников, неодинакова в группах юношей и девушек. В целом, связь самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников выражена достаточно слабо в группе юношей и не обнаруживается в группе девушек. Полученные данные позволяют разделить всю выборку на 3 кластера, объединяющих испытуемых по особенностям самооценки и профессиональной перспективы. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась частично.

1. Абдурасулов Т.Д. «Я-концепция» и профессиональное самоопределение личности / Т.Д. Абдурасулов // Сервис в России и за рубежом. – 2011. №4. – С. 152 – 157.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
3. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера / Б.Г. Ананьев. – М.: Книга по требованию, 2012.
4. Ахметова Я.М. Профессиональное самоопределение и самооценка молодёжи региона / Я.М. Ахметова, Л.К. Мухаметзянова, Р.Р. Хизбуллина // Регионология. – 2015. №4. С. 139 – 147.
5. Бех М.И. Формирование образа «Я – будущий профессионал» у старшеклассников в процессе профессиональной ориентации: Дис. канд. пед. наук. – К., 2010. – 229 с.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008.
7. Боталова О.А. Особенности профессионального самоопределения у старших школьников с различным уровнем самооценки / О.А. Боталова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. №2-3. С. 62 – 65.
8. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1994. №3. – С. 44 – 45.
9. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи / Е.И. Головаха. – К.: Наукова думка, 1988. – 144 с.
10. Громова Е.М. Личная профессиональная перспектива как фактор планирования карьеры современной молодёжью / Е.М. Громова, Д.И. Беркутова, Т.А. Горшкова // Образование и саморазвитие. – 2013. №1. – С. 112 – 117.
11. Джумалиева Д.М. Профессиональное самоопределение старшеклассника / Д.М. Джумалиева // Наука, образование и культура. – 2016. №5. – С. 67 – 69.
12. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко // М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. – 576 с.
13. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 1993. – 100 с.
14. Казиева Н.Н. Решение жизненных задач в процессе профессионального самоопределения / Н.Н. Казиева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. №28. С. 10 – 14.
15. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды / Е.А. Климов. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2003.
16. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
17. Кочнева Е.М. Осознанное построение студентами своих профессиональных перспектив на этапе вузовского обучения / Е.М. Кочнева, К.Е. Орлова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. №5. – С. 99 – 104.
18. Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцева, В.Ю. Щегурова // Вопросы психологии. – 1983. - №2. – С. 51 – 59.
19. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. – М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. – 312 с.
20. Липкина А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М., 2006.
21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983.
22. Мид Дж.Г. Избранное / Дж.Г. Мид. – М.: ИНИОН РАН, 2009. – 290 с.
23. Никифоров Г.С. Надёжность профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров // Психологические основы профессиональной деятельности. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007.
24. Оссовский В.Л. Формирование трудовых ориентаций молодёжи (методологические и методические проблемы социологического исследования) / В.Л. Оссовский. – К.: Наукова думка, 1985. – 124 с.
25. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1982. – 309 с.
26. Поляков В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / В.А. Поляков // Педагогика. – 1999. №5. – С. 33 – 37.
27. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с.
28. Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева. – М.: Академия, 2013. – 208 с.
29. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 576 с.
30. Ретивых М.В. Как помочь выбрать профессию / М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1990. – 132 с.
31. Родионова Т.А. Профессиональное самоопределение / Т.А. Родионова // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. – Т. 2. – М.: АПО, 1999. – С. 419 – 420.
32. Розин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество / В.М. Розин // Вопросы психологии. – 1992. №1. – С. 98 – 105.
33. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2012.
34. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике / С.Я. Рубинштейн. – М: Апрель-Пресс; Психотерапия, 2010. – 384 с.
35. Словарь иностранных слов / Под ред. А. Мельничука. – К.: УРЭ, 1985. – 966 с.
36. Спиркин А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2015. – 394 с.
37. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 288 с.
38. Суханова Н.А. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как способ самореализации человека / Н.А. Суханова // Вестник Ставропольского государственного университета – 2011. – Вып. 73. – С. 161 – 166.
39. Федун Л.М. Профессиональные устремления старшеклассника: Сущность, структура и уровни сформированности / Л.М. Федун // Научные записки Кировоградского государственного педагогического университета. Педагогика. – 2009. – Вып. 87. – С. 176 – 180.
40. Философский словарь / Под ред. И. Фролова. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
41. Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М.: Юрайт, 2012. – 400 с.
42. Чебышева В.В. Психология трудового обучения / В.В. Чебышева. – М.: Высшая школа, 1983. – 239 с.
43. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
44. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захарова. – М.: Педагогика, 1987. – 202 с.
45. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодёжи / С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина. – М.: Институт профессионального самоопределения молодёжи РАО, 1993.
46. Чубаров П.А. Развитие самооценки у умственно отсталых школьников: Дис. канд. психол. наук. – Л., 1987. – 174 с.
47. Чуйкова Т.С. Профессиональное развитие личности в изменяющейся перспективе / Т.С. Чуйкова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 16. №24. – С. 230 – 235.
48. Юрловская И.А. Самооценка обучающихся вуза как условие успешности будущей профессиональной деятельности / И.А. Юрловская // Науковедение. – 2014. – Вып. 4. – С.
49. Юрьева И.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста / И.А. Юрьева // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. – 2015. №3. – С. 33 – 35.
50. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – М.: Наука, 1998.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Актуальность. Каждый год перед выпускниками школ встает задача профессионального выбора. От успешного решения этой задачи во многом зависит будущее нынешнего школьника, т.к. самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Основные направления работы по проблемам выбора профессии в современной общеобразовательной школе задаются, прежде всего, системой реальных противоречий между недостаточной информированностью подрастающего человека о сложном мире профессий и социально-педагогическим требованием сознательности и самостоятельности выбора профессии; между потребностью подрастающего человека в советах и отсутствием в его ближайшем окружении компетентных советчиков, вооруженных необходимыми методами работы; между профессиональными планами ученика, с одной стороны, и его личными качествами, с другой. В контексте нашего исследования особую важность приобретает последний пункт, поскольку обусловлен не социальными и педагогическими, а психологическими аспектами выбора профессии. В частности, целесообразным представляется анализ связи профессиональных перспектив с самооценкой личности.
Цель исследования – установление взаимосвязи между профессиональными перспективами и самооценкой старшеклассников.
Объект исследования – индивидуально-личностная сфера старшеклассников.
Предмет исследования – связь самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников.
Гипотезы исследования: 1) выраженность параметров, характеризующих самооценку и профессиональную перспективу старшеклассников, неодинакова в группах юношей и девушек; 2) связь самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников наблюдается и у юношей, и у девушек.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать понятие и основные особенности самооценки;
2) проанализировать сущность профессионального самоопределения;
3) раскрыть значение профессиональной перспективы и профессиональном самоопределении личности;
4) осуществить обзор исследований, посвящённых связи самооценки и профессионального самоопределения личности;
5) разработать методологический аппарат эмпирического исследования;
6) провести эмпирическое исследование связи самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников;
7) проанализировать результаты исследования связи самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников.
Методы исследования: теоретические методы анализ, моделирование, проектирование, синтез; эмпирические методы психологический эксперимент, опрос, тестирование; методы обработки и интерпретации результатов математическая статистика (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ, кластерный анализ), сравнение, графические методы представления полученных данных и др.
Методики исследования: 1) Опросник временной перспективы (Ф. Зимбардо); 2) Тест профессионального личностного типа (Дж Холланд), 3) Методика исследования самооценки (Т. Дембо, С. Рубинштейн, модификация А. Прихожан).
Опытно-экспериментальная база. Исследование было осуществлено на базе… Выборка включала в себя 54 старшеклассника, из них 28 юношей и 24 девушки.
Работа обобщает результаты исследования, проводившегося в три этапа:
- первый этап был посвящён изучению и анализу психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, формулировку цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла исследования связи самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников;
- второй этап исследования предполагал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы исследования самооценки и профессиональной перспективы личности;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены и проанализированы результаты исследования самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников, установлены взаимосвязи между исследуемыми параметрами.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в нём представлены, систематизированы и проанализированы различные подходы к проблеме самооценки, профессиональной перспективы и профессионального самоопределения; проведен обзор исследований, посвящённых взаимосвязи профессионального самоопределения и самооценки; представлены результаты изучения исследуемых параметров личностной сферы старшеклассников. Результаты исследования могут быть интересны специалистам по психологии подросткового возраста, а также педагогам и психологам-практикам, осуществляющим консультации в области профориентации.
Структура и объём. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие и основные особенности самооценки 6
1.2. Сущностная характеристика профессионального самоопределения 14
1.3. Значение профессиональной перспективы в профессиональном самоопределении личности 23
1.4. Анализ исследований связи самооценки и профессионального самоопределения личности 31
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 38
2.1. Организация и методологический аппарат исследования 38
2.2. Результаты исследования самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников 41
2.3. Анализ результатов исследования самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников 55
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72



Проведённое нами исследование было посвящено исследованию связи самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников. Ниже представлены основные выводы.
1. Самооценка – важнейший аспект, характеризующий представление человека о своей личности и деятельности. Практически все исследователи проблемы самооценки выделяют в ее структуре два основных компонента рациональный и эмоциональный. Рационально-оценочные компоненты самооценки в своей основе имеют знания личности о себе, в основе эмоционально-оценочных компонентов самооценки лежат отношения личности к себе. Общая самооценка отражает обобщенно-интегральные знания субъекта о себе и основанное на них целостное отношение к себе, частные самооценки – это оценка конкретных психических и физических проявлений и качеств. От уровня самооценки зависит то, какие цели ставятся перед собой человеком.
2. Профессиональное самоопределение мы характеризуем как «Я-концепцию» индивида, в которой отражается его внимание, переживания и намерения, отношение к предметным действиям в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Профессиональное самоопределение представляет собой сложный длительный процесс, эффективность которого определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
3. Анализ научных трудов позволяет сделать вывод о неоднозначности понятия профессиональной перспективы. Однако наиболее значимым, по нашему мнению, является определение профессиональной перспективы, которое обозначает её через сформированное личностное представление о будущем, представленном образом желаемого, осознаваемого и возможного будущего при условии достижения определенных целей. Чтобы быть успешным в современном мире, необходимо уметь представлять образ идеального будущего, ставить перед собой цели и планы, с помощью которых воплощать в действительность свои жизненные ценности.
4. Проблема взаимосвязи самооценки и профессионального самоопределения личности является предметом исследования значительного количества учёных. Самооценка является важнейшим компонентом личности. Регулируя процесс построения взаимодействия личности с окружающим миром, самооценка позволяет ей правильно расставить приоритеты, реализовывать наиболее адекватные ситуации выборы, наметить, исходя из ситуационных характеристик и личностных возможностей, свою перспективу на более или менее отдаленное будущее. Позволяя правильно соотнести свои сильные и слабые стороны, самооценка позволяет личности органично включиться в процесс социального, в том числе и профессионального, взаимодействия.
5. Исследование при помощи t-критерия Стьюдента выявило, что значимые различия в группах юношей и девушек наблюдаются по параметрам «фаталистическое настоящее» (t 2,57702), «реалистичный тип» (t 2,52552), «ум, способности» (t 2,76380), «внешность» (t 2,22321), «уверенность в себе» (t 3,15391). Трактовать это можно следующим образом: юноши в большей степени, чем девушки, считают себя творцами своей судьбы, ориентируются на собственные силы, обладают более высокой самооценкой в отношении как интеллектуальных, так и физических параметров; девушки, по сравнению с юношами, больше склонны к признанию жизненной предопределённости, ниже оценивают свои возможности и способности, менее уверены в собственных силах и привлекательности.
6. Корреляционный анализ выявил, что для группы юношей характерны следующие взаимосвязи: 1) чем меньше отрицательных впечатлений было в прошлом, тем выше самооценка как физических, так и волевых качеств; 2) ориентация на сиюминутные потребности, неумение планировать жизнь соотносится с личностной неуверенностью; 3) чрезмерная ориентация на будущую жизнь, неумение видеть положительные стороны повседневности свидетельствуют о недостатке уверенности в своих силах; 4) испытуемые, высоко оценившие собственные интеллектуальные способности, не заинтересованы в овладении рабочими специальностями; 5) высокая самооценка юношами интеллектуальных способностей свидетельствует об их предрасположенности к выбору общественно значимых, человекоориентированых профессий. Анализ данных, полученных по результатам исследования девушек, показал, что корреляционные данные между параметрами самооценки и профессиональной перспективой отсутствуют. Это позволяет предположить, что для девушек выбор профессии связан с индивидуально-психологическими особенностями (темпераментом, характером, способностями), а не личностными представлениями
7. С целью определения особенностей самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников мы провели кластерный анализ, охватывающий обе группы – юношей и девушек. Первый кластер объединяет 13 испытуемых (25% испытуемых). Представители данного кластера характеризуются достаточно высоким уровнем самоуверенности, хорошим здоровьем и интеллектуальными способностями, привычкой к ручному труду. Собственную внешность и авторитет они оценивают средне. Негативное прошлое не оказывает на них серьёзного воздействия, а будущее, хоть и представляется важным жизненным этапом, не имеет приоритета перед настоящим. Данные старшеклассники ориентированы на получение удовольствия от повседневной жизни, а профессиональные перспективы оценивают с точки зрения возможности проявить свою активность, энтузиазм, любовь к переменам.
8. Второй кластер включает в себя 19 человек (36,5% опрошенных). Эти старшеклассники характеризуются, преимущественно, средним уровнем самооценки в отношении здоровья, способностей, характера, довольно критично оценивают свою внешность и самоуверенность. У них прослеживается, с одной стороны, ориентация на прошлые события, как положительные, так и отрицательные, с другой стороны – признание важности перспектив, акцент на значимости будущего. В профессиональном плане представители данного кластера, в большей степени, ориентированы на интеллектуальный либо творческий труд, в котором присутствуют размышления, эмоциональность, креативность.
9. Третий кластер охватывает 20 человек (38,5% старшеклассников). Данные старшеклассники отличаются высокой либо очень высокой самооценкой по всем рассматриваемым параметрам – здоровью, способностям, характеру, авторитету, внешности и уверенности в своих силах. Прошлое не оказывает существенного влияния на них мировоззрение – они ориентированы на настоящее и на будущее. Они не любят ручной труд, не заинтересованы в интеллектуальной, равно как и в стереотипной практической работе. В наибольшей степени им подходит вид деятельности, связанный с социальными контактами, межличностным взаимодействием.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что выраженность параметров, характеризующих самооценку и профессиональную перспективу старшеклассников, неодинакова в группах юношей и девушек. В целом, связь самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников выражена достаточно слабо в группе юношей и не обнаруживается в группе девушек. Полученные данные позволяют разделить всю выборку на 3 кластера, объединяющих испытуемых по особенностям самооценки и профессиональной перспективы. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась частично.

1. Абдурасулов Т.Д. «Я-концепция» и профессиональное самоопределение личности / Т.Д. Абдурасулов // Сервис в России и за рубежом. – 2011. №4. – С. 152 – 157.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
3. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера / Б.Г. Ананьев. – М.: Книга по требованию, 2012.
4. Ахметова Я.М. Профессиональное самоопределение и самооценка молодёжи региона / Я.М. Ахметова, Л.К. Мухаметзянова, Р.Р. Хизбуллина // Регионология. – 2015. №4. С. 139 – 147.
5. Бех М.И. Формирование образа «Я – будущий профессионал» у старшеклассников в процессе профессиональной ориентации: Дис. канд. пед. наук. – К., 2010. – 229 с.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008.
7. Боталова О.А. Особенности профессионального самоопределения у старших школьников с различным уровнем самооценки / О.А. Боталова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. №2-3. С. 62 – 65.
8. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1994. №3. – С. 44 – 45.
9. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи / Е.И. Головаха. – К.: Наукова думка, 1988. – 144 с.
10. Громова Е.М. Личная профессиональная перспектива как фактор планирования карьеры современной молодёжью / Е.М. Громова, Д.И. Беркутова, Т.А. Горшкова // Образование и саморазвитие. – 2013. №1. – С. 112 – 117.
11. Джумалиева Д.М. Профессиональное самоопределение старшеклассника / Д.М. Джумалиева // Наука, образование и культура. – 2016. №5. – С. 67 – 69.
12. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко // М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. – 576 с.
13. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 1993. – 100 с.
14. Казиева Н.Н. Решение жизненных задач в процессе профессионального самоопределения / Н.Н. Казиева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. №28. С. 10 – 14.
15. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды / Е.А. Климов. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2003.
16. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
17. Кочнева Е.М. Осознанное построение студентами своих профессиональных перспектив на этапе вузовского обучения / Е.М. Кочнева, К.Е. Орлова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. №5. – С. 99 – 104.
18. Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцева, В.Ю. Щегурова // Вопросы психологии. – 1983. - №2. – С. 51 – 59.
19. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. – М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. – 312 с.
20. Липкина А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М., 2006.
21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983.
22. Мид Дж.Г. Избранное / Дж.Г. Мид. – М.: ИНИОН РАН, 2009. – 290 с.
23. Никифоров Г.С. Надёжность профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров // Психологические основы профессиональной деятельности. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007.
24. Оссовский В.Л. Формирование трудовых ориентаций молодёжи (методологические и методические проблемы социологического исследования) / В.Л. Оссовский. – К.: Наукова думка, 1985. – 124 с.
25. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1982. – 309 с.
26. Поляков В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / В.А. Поляков // Педагогика. – 1999. №5. – С. 33 – 37.
27. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с.
28. Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева. – М.: Академия, 2013. – 208 с.
29. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 576 с.
30. Ретивых М.В. Как помочь выбрать профессию / М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1990. – 132 с.
31. Родионова Т.А. Профессиональное самоопределение / Т.А. Родионова // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. – Т. 2. – М.: АПО, 1999. – С. 419 – 420.
32. Розин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество / В.М. Розин // Вопросы психологии. – 1992. №1. – С. 98 – 105.
33. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2012.
34. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике / С.Я. Рубинштейн. – М: Апрель-Пресс; Психотерапия, 2010. – 384 с.
35. Словарь иностранных слов / Под ред. А. Мельничука. – К.: УРЭ, 1985. – 966 с.
36. Спиркин А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2015. – 394 с.
37. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 288 с.
38. Суханова Н.А. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как способ самореализации человека / Н.А. Суханова // Вестник Ставропольского государственного университета – 2011. – Вып. 73. – С. 161 – 166.
39. Федун Л.М. Профессиональные устремления старшеклассника: Сущность, структура и уровни сформированности / Л.М. Федун // Научные записки Кировоградского государственного педагогического университета. Педагогика. – 2009. – Вып. 87. – С. 176 – 180.
40. Философский словарь / Под ред. И. Фролова. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
41. Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М.: Юрайт, 2012. – 400 с.
42. Чебышева В.В. Психология трудового обучения / В.В. Чебышева. – М.: Высшая школа, 1983. – 239 с.
43. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
44. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захарова. – М.: Педагогика, 1987. – 202 с.
45. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодёжи / С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина. – М.: Институт профессионального самоопределения молодёжи РАО, 1993.
46. Чубаров П.А. Развитие самооценки у умственно отсталых школьников: Дис. канд. психол. наук. – Л., 1987. – 174 с.
47. Чуйкова Т.С. Профессиональное развитие личности в изменяющейся перспективе / Т.С. Чуйкова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – Т. 16. №24. – С. 230 – 235.
48. Юрловская И.А. Самооценка обучающихся вуза как условие успешности будущей профессиональной деятельности / И.А. Юрловская // Науковедение. – 2014. – Вып. 4. – С.
49. Юрьева И.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста / И.А. Юрьева // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. – 2015. №3. – С. 33 – 35.
50. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – М.: Наука, 1998.

Купить эту работу

Связь самооценки и профессиональной перспективы старшеклассников

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

21 сентября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽