Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность. Особенности психического состояния женщины во время беременности всегда привлекали внимание специалистов. С самого первого момента осознания себя беременной у женщины фиксируется симптом противоречивого отношения к ситуации беременности. На этом периоде весь организм женщины испытывает значительные изменения, что в свою очередь провоцирует развитие различных эмоций и обострения проявлений личностных особенностей. Этот новый для беременной женщины комплекс переживаний имеет два источника. С одной стороны, будущая мать оказывается во власти эмоций, обусловленных ее собственными представлениями о беременности и предстоящих родах, а также влиянием на нее близких, с другой же стороны – развивающийся плод с первых дней беременности оказывает непосредственное сильное влияние на личность женщины.
В течение любой, даже самой желанной и осмысленной беременности у женщины могут быть причины возникновения многих негативных перемен в эмоциональной сфере: рядом сосуществуют радость, оптимизм, надежда и печаль, настороженное ожидание, страхи, восприимчивость и подверженность смене настроения. У женщины появляются новые адаптационные задачи, для их решения необходима личностная перестройка: постепенно принять роль матери, научиться воспринимать будущего ребенка отдельно от себя, удовлетворять свои потребности с учетом его существования. Психическое благополучие беременной выражается в способности женщины адекватно проявлять свое поведение, регулировать психические состояния, адаптируясь к условиям.
Причем, важную роль в развитии эмоциональных реакций и личностных комплексов играют очевидный физический дискомфорт; вынужденные изменения в образе жизни, общении с семьей, коллегами по работе, друзьями; переживания о здоровье будущего ребенка; финансовые и жилищные трудности. Напряжение еще более усиливается, если появляются дополнительные психотравмирующие факторы (незапланированная беременность, возникновение осложнений беременности, необходимость госпитализации, врожденные пороки развития плода, угроза преждевременных родов и преждевременный разрыв плодных оболочек, прошлый опыт неблагоприятных беременностей и родов, психологическая неготовность к материнству и т.д.). Это может приводить к заострению личностных черт, а также к формированию тревожных и депрессивных расстройств, изменению течения уже имеющихся у беременной женщины личностных нарушений.
К изучению эмоциональных и личностных особенностей беременных женщин обращались такие исследователи как Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, А.С. Батуев, Н.В. Боровикова, В.И. Брутман, М.Г. Панкратова, С.Н. Ениколопов и др. Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоциональных переживаний матери на беременность и роды. (Д.В. Винникот, Р. Шпитц, Г. Дик-Рид, А.И. Захаров, Г.Г. Филиппова и др.).
Однако до сих пор нет единого подхода к психологическим особенностям женщин на разных периодах беременности, который позволил бы организовать коррекцию психического состояния и личностных особенностей беременных женщин. Кроме того, в период беременности обычно женщины не придают значения тому факту, что их эмоционально-личностные особенности влияют на здоровье их будущего ребенка. Таким образом, актуальным является изучение эмоционально-личностных особенностей беременных женщин для оказания своевременной коррекции психического состояния на любом этапе беременности.
Цель исследования – выявление эмоционально-личностных особенностей беременных женщин.
Объект исследования – эмоционально-личностная сфера личности.
Предмет исследования – особенности эмоционально-личностной сферы беременных женщин.
Гипотеза исследования: предполагается, что эмоционально - личностные особенности беременных женщин различаются в зависимости от триместра беременности. Во втором триместре беременности острота негативных эмоциональных переживаний и личностных черт снижается, что связано с формированием новой внутренней позиции – позиции матери. В третьем триместре эмоционально - личностные особенности снова обостряются, что связано с подготовкой к родам.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме эмоционально-личностной сферы.
2. Осуществить теоретическое исследование эмоционально- личностных особенностей беременных женщин
3. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей эмоционально-личностной сферы беременных женщин
Теоретической основой исследования стали работы: по психологии личности З. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, Р. Кеттела, Г. Олпорта, Б.Г. Ананьева А.В. Петровского, К.К. Платонова, К.А. Абульхановой; исследования эмоциональной сферы К.Е. Изарда, Г. Селье, Д. В. Люсина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.П. Ильина, П.В. Симонова; исследования психологических особенностей беременных женщин С. Грофа, Д. Пайнз, Д. Винникотта, Э. Эриксона, В.С. Мухиной, Г.Г. Филлиповой, Н. П. Коваленко- Маджуги, Н. В. Строковой, Ю.А. Латкиной и др.
Методы исследования:
1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме; обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных;
2. Эмпирический метод: методы психодиагностического исследования:
1. Шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилберга;
2. Шкала депрессии А.Т. Бека;
3. Опросник «Стратегии совладающего поведения».
3. Методы математико-статистической обработки данных STATISTICA 8.0, t-критерий Стьюдента.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 75 женщин с разными сроками беременности и 25 небеременных женщин.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, насчитывающего 76 источников. В первой главе изложены теоретические подходы к изучению эмоционально-личностных особенностей в зарубежной и отечественной психологической науке и факторы влияющие на формирование эмоционально - личностной сферы. Во второй главе представлены психологические и эмоционально-личностные особенности женщин во время беременности. Третья глава является эмпирической и отражает различие эмоционально-личностных особенностей беременных женщин в зависимости от триместра беременности. Основной текст работы изложен на 70 страницах, сопровождается 15 рисунками, 13 таблицами.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ 9
1.1 Теоретические подходы к изучению эмоционально-личностных особенностей в зарубежной и отечественной психологической науке 9
1.2 Факторы, влияющие на особенности эмоционально-личностной сферы 17
2 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН 27
2.1 Психологические особенности женщин во время беременности 27
2.2 Эмоционально-личностные особенности женщин во время беременности 32
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ 38
3.1 Описание методов и методик исследования 38
3.2 Анализ полученных результатов и обсуждение 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Данное исследование было организовано с целью изучения эмоционально-личностных особенностей беременных женщин. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
При проведении теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что в психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Структура личности – продукт индивидуально-психического развития, в котором выделяют возрастно-половые и индивидуально-типические особенности. Важными образованиями личности являются способности (свойства, от которых зависит успешность выполнения различных видов деятельности), темперамент, характер, направленность. В процессе формирования характера свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого связано с направленностью личности.
Эмоции выражаются в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений, ситуаций конкретным субъектом и связаны с психофизиологическими процессами в организме человека. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Выделяют несколько видов, процессов, состояний эмоций. В настоящее время единой концепции эмоциональных состояний в психологической науке не выработано. Эмоциональная сфера личности – это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон; эмоциональные состояния; эмоциональные свойства личности, чувства, которые развиваются в процессе социальной жизни индивида и детерминированы общественными отношениями. Поэтому человек учится управлять своими эмоциями.
Беременность рассматривается как особенный период в жизни женщины, как кризисный этап, имеющий влияние на ее материнское поведение, построение взаимоотношений в диаде мать-дитя, а также с близким окружением. Также беременность изучается как этап в жизни ребенка, особенности протекания которого могут воздействовать на его последующий жизненный путь. В связи с уже отмеченными направлениями, в фокусе исследований беременности оказались факторы, способные повлиять на ее протекание. Среди условий, воздействующих на течение беременности, многие отечественные и зарубежные авторы выделяют эмоциональные переживания беременных. Эмоционально-личностные особенности беременной женщины определяются теми глубокими переменами в организме женщины, которые связаны с внутриутробным развитием плода. Это определяет такое состояние, которое для нее является нормой, а вне беременности – пограничное состояние. Эмоциональное состояние женщин в период беременности в целом не является достаточно благополучным, поэтому необходимо обеспечение благополучного эмоционального фона беременных женщин на протяжении всего срока. Анализируя причины возникновения осложнений во время беременности и сопутствующих им аффективных расстройств у женщин, необходимо подчеркнуть, что беременность, даже протекающая нормально, сама по себе всегда является источником большого психического напряжения. Когда психоэмоциональные нарушения приводят к развитию депрессивных и тревожных расстройств во время беременности, происходит изменение течения уже имеющихся у женщины личностных нарушений. В этом случае требуется психологическая помощь для оптимизации психоэмоционального состояния беременной женщины.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что в течение беременности у женщин отмечается умеренный уровень и реактивной и личностной тревожности. При этом, ситуативная тревожность выражена несколько больше, чем тревожность, как личностная черта. У женщин в первом и третьем триместрах беременности выражены симптомы умеренной депрессии, во втором триместре беременности выражены симптомы легкой депрессии. В среднем беременные женщины используют все копинг-стратегии для преодоления стресса. Более всего для беременных в первом триместре характерны принятие ответственности, планирование решения проблемы и конфронтация. Более всего для беременных во втором и третьем триместрах характерна стратегия поиска социальной поддержки. Во втором триместре часто используется избегание. В третьем триместре часто женщинами используется положительная переоценка, позитивное переосмысление ситуации.
Сравнительный анализ данных показал, что ситуативная и личностная тревожность значительно выше в третьем триместре беременности по сравнению с первым и вторым триместрами беременности. Общий уровень депрессии значительно выше в первом и третьем триместрах беременности по сравнению со вторым триместром. Когнитивно-аффективные компоненты депрессии значительно выше в первом триместре беременности по сравнению со вторым и далее существенно не изменяются. Психосоматические компоненты депрессии значительно выше в третьем триместре беременности по сравнению со вторым, к третьему триместру беременности у женщин значительно усиливаются такие симптомы как раздражительность, повышенная чувствительность, сниженная продуктивность, различные боли. На протяжении беременности снижаются агрессивные действия по изменению ситуации, подавление своих эмоций, повышается ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание внимания, совета, сочувствия, избегание, отрицание проблемы, фантазирование, отвлечение, создание положительного значения с фокусированием на росте собственной личности.
В первом триместре беременности женщины по сравнению с небеременными более депрессивные, стараются дистанцироваться от проблем и стрессов и даже от социальной поддержки, но их отличает значительная потеря контроля над своими эмоциями и поведением. Во втором триместре женщины по сравнению с небеременными значительно меньше контролируют свои эмоции и поведение и значительно чаще избегают проблем и стрессов. В третьем триместре беременности женщины по сравнению с небеременными более тревожные, депрессивные, значительно реже идут на конфронтацию реже проявляют контроль над своими эмоциями и поведением, больше стараются избегать проблем и стрессов, больше нуждаются в социальной поддержке, чаще создают положительное значение проблемы с фокусированием на росте собственной личности.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: эмоционально - личностные особенности беременных женщин различаются в зависимости от триместра беременности. Во втором триместре беременности острота негативных эмоциональных переживаний и личностных черт снижается, что связано с формированием новой внутренней позиции – позиции матери. В третьем триместре эмоционально - личностные особенности снова обостряются, что связано с подготовкой к родам.
1. Абульханова К.А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта / Современная личность: Психологические исследования / Отв. ред. М. И. Воловикова, Н. Е. Харламенкова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 392 с. – С. 13 – 37.
2. Агаркова Л.А., Бухарина И.Ю., Ульянич А.Л., Вершкова Е.М., Толмачев И.В. Особенности качества жизни во взаимосвязи с показателями психоэмоционального состояния женщин на каждом триместре беременности // Вестник кемеровского государственного университета. – 2016. – №4. – С. 108-119.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Академический проект, 2011. - 240 с.
4. Айвазян Е.Б., Аронова Л.Е., Урядницкая Н.А. Некоторые аспекты психологического изучения беременности: от анализа практики к проектированию исследования. URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-8/nekotorye-aspektypsihologicheskogo-izuchenija-beremennosti/ (дата обращения: 30.12.2015).
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
6. Анисимова К.А. Психологические особенности отношения к будущему ребенку у женщин во время беременности // Психолог. – 2014. – №1. – С. 1-24.
7. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. – М., 1967. – 476 с.
8. Батуев, А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства / А. С. Батуев // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. общества. – Т. 2 (4). – М., 1996. – С. 69–70.
9. Беременность и роды: Пособие для будущих родителей. / Под редакцией доктора медицинских наук Маршака В.В., М.: ЗАО "Новый издательский дом", 2014.
10. Берн Э. Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.
11. Боровикова, Н. В. Условия и факторы продуктивного развития Я концепции беременной женщины: автореф. … канд. психол. наук : 19.00.01 // Н. В. Боровик. – М., 1998. – 19 с.
12. Брутман В.И., Баженова О.В., Варга А.Я. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери// Психологический журнал. 2000. Т. 21. №2. С. 79-87.
13. Брутман, В. И., Панкратова, М. Г., Ениколопов, С. Н.. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей / В. И. Брутман, М. Г. Панкратова, С. Н. Ениколопов // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 31 37. 4.
14. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. – М.: Изд-во Московского университета Москва, 1980.
15. Винникотт Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. С. 24.
16. Волкова М.Н. Психология субъекта: Хрестоматия. – Владивосток: М. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2007. – 182 с.
17. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование / Л.С. Выготский, Собрание сочинений. Т. 4. – М.: Педагогика, 1984.
18. Голубых А.И., Савенышева С.С. Эмоциональные особенности беременных женщин и их отношение к будущему ребенку и супругу // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. – 2014. – Т.2. – С. 72-78.
19. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: ACT: ACT, 2009. – 478с.
20. Гроф, С. Путешествие в поисках себя. — М.: АСТ, 2008. — 352 с.
21. Дик-Рид Г. Роды без страха. – М.: Эксмо, 2015.
22. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010. 272 с.
23. Додонов Б. И. Потребности, отношения и направленность личности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. — 1973. — № 1. — С. 18-28.
24. Завьялова, Ж. В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования / Ж. В. Завьялова. – М., 2000. – 116 с.
25. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. – СПб.: СОЮЗ, 1998. — 144 с.
26. Иглина, Н. Г., Магденко О. В., Конаях Д. В. Перинатальная психология : [Электронный ресурс] / Н. Г. Иглина, О. В. Магденко, Д. В. Конаях. – Новосибирск : НГПУ, ИЕСЭН ФГУП-НТЦ «Информ Регистр», 2009.
27. Изард К. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
28. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752с.
29. Келли Дж.А. Теория личности. Психология личностных конструктов. СПб.: Речь, 2000. 249 с.
30. Кляйн М. Детский психоанализ /Пер. Ольги Бессоновой. — Институт Общегуманитарных Исследований, 2010 -160 с.
31. Коваленко-Маджуга, Н. П. В добрый путь к успешным родам / Н. П. Коваленко- Маджуга. СПб : Питер, 2000г. 78 с
32. Колесников, И. А. Депрессия в период беременности / И. В. Добряков, И. А. Колесников // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2008. – Т. 108. № 7. – С. 91–97.
33. Конопкин О.А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции. – Ставрополь: Изд-во ПИ РОА, СевКавГТУ, 2007. – С. 12-30.
34. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 385с.
35. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающго поведения // Психологический журнал. – Том 29. – 2008. – №2. – С. 88-95.
36. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. – 2007. – № 3. – С. 93-112.
37. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. – М., 1971.
38. Лупиногина Е.Н. Эмоциональная сфера личности как предмет психолого-педагогического исследования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – №5-1. – С. 23 – 27с.
39. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. – 176с.
40. Малкина - Пых И. Г.. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 992 с.
41. Менделевич, В. Д. Гинекологическая психиатрия / В. Д. Менделевич. –Казань : Наука, 1996. – 486 с.
42. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
43. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988.
44. Мухамедрахимов, Р. Ж. Эмоции и отношение человека на ранних этапах развития / Под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. Спб. : Изд-во СПбГУ, 2008. 442 с.
45. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
46. Никулина С.А. Специфика эмоциональных переживаний во время беременности // Научные труды SWORLD. – 2015. – №2(39). – С. 66-70.
47. Носенко Е. Л. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена, основные функции / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Киев, 2003. – 126 с.
48. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
49. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002.
50. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1997. — 198 с.
51. Пантелеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: Хрестоматия по социал.психологии личности / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. Дом “БАХРАХ-М”, 2007. – С. 45 – 97.
52. Перинатальная психология и психиатрия. В 2 томах. Т. 1; под ред. Н.Н. Володина, П.И. Сидорова. – М.: Академия, 2009. 304 с.
53. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 512 с.
54. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – 254с.
55. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.
56. Психология / Под. ред. Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2008. – 660с.
57. Психология личности в трудах отечественных психологов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во «Питер», 2010. – 480с. – С.250.
58. Ранк О. Травма рождения и ее значение для психоанализа. – М.: Когито-центр, 2009.
59. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.
60. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720с.
61. Салехов С.А., Есаулов В.И., Яблочкина С.О. Влияние негативного стресса беременных на формирование коппинг-стратегий и их энергетического обеспечения // Теоретическая и прикладная наука (Тараз). – 2015. – №10. – С. 111-116.
62. Селье Г. Стресс без дистресса. – М .: Прогресс, 2009.
63. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.
64. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981. – 215 с.
65. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙН-ЕВРО-ЗНАК, 2009. – 486с.
66. Столин В. В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 288с.
67. Строкова, Н. В., Латкина Ю. А. Изучение динамики взаимосвязи уровня тревожности и отношения матери к будущему ребенку / Н. В. Строкова, Ю. А. Латкина // Материалы научно-практической конференции. М.: РГУ, 2004. С. 115 124.
68. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
69. Филиппова, Г. Г. Психология репродуктивной сферы человека : методология, теория, практика [Электронный ресурс] / Г. Г. Филиппова // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн. 2011. –№ 6. Режим доступа : http:// medpsy.ru
70. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М. Наука, 1989.
71. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб. Питер Пресс, 1997. — 608 с.
72. Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. – М.: ПЕР СЭ, 2014. – 159 с.
73. Штайнер К. Сценарии жизни людей. – СПб.: Питер, 2003. – 411 с.
74. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
75. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. – М.: Акад. проект, 2007. – 303с.
76. Oatley K., & Johnson-Laird P.N. (1987). Towards a cognitive theory of emotions. Cognition and Emotion, 1, рр. 29–50.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность. Особенности психического состояния женщины во время беременности всегда привлекали внимание специалистов. С самого первого момента осознания себя беременной у женщины фиксируется симптом противоречивого отношения к ситуации беременности. На этом периоде весь организм женщины испытывает значительные изменения, что в свою очередь провоцирует развитие различных эмоций и обострения проявлений личностных особенностей. Этот новый для беременной женщины комплекс переживаний имеет два источника. С одной стороны, будущая мать оказывается во власти эмоций, обусловленных ее собственными представлениями о беременности и предстоящих родах, а также влиянием на нее близких, с другой же стороны – развивающийся плод с первых дней беременности оказывает непосредственное сильное влияние на личность женщины.
В течение любой, даже самой желанной и осмысленной беременности у женщины могут быть причины возникновения многих негативных перемен в эмоциональной сфере: рядом сосуществуют радость, оптимизм, надежда и печаль, настороженное ожидание, страхи, восприимчивость и подверженность смене настроения. У женщины появляются новые адаптационные задачи, для их решения необходима личностная перестройка: постепенно принять роль матери, научиться воспринимать будущего ребенка отдельно от себя, удовлетворять свои потребности с учетом его существования. Психическое благополучие беременной выражается в способности женщины адекватно проявлять свое поведение, регулировать психические состояния, адаптируясь к условиям.
Причем, важную роль в развитии эмоциональных реакций и личностных комплексов играют очевидный физический дискомфорт; вынужденные изменения в образе жизни, общении с семьей, коллегами по работе, друзьями; переживания о здоровье будущего ребенка; финансовые и жилищные трудности. Напряжение еще более усиливается, если появляются дополнительные психотравмирующие факторы (незапланированная беременность, возникновение осложнений беременности, необходимость госпитализации, врожденные пороки развития плода, угроза преждевременных родов и преждевременный разрыв плодных оболочек, прошлый опыт неблагоприятных беременностей и родов, психологическая неготовность к материнству и т.д.). Это может приводить к заострению личностных черт, а также к формированию тревожных и депрессивных расстройств, изменению течения уже имеющихся у беременной женщины личностных нарушений.
К изучению эмоциональных и личностных особенностей беременных женщин обращались такие исследователи как Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, А.С. Батуев, Н.В. Боровикова, В.И. Брутман, М.Г. Панкратова, С.Н. Ениколопов и др. Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоциональных переживаний матери на беременность и роды. (Д.В. Винникот, Р. Шпитц, Г. Дик-Рид, А.И. Захаров, Г.Г. Филиппова и др.).
Однако до сих пор нет единого подхода к психологическим особенностям женщин на разных периодах беременности, который позволил бы организовать коррекцию психического состояния и личностных особенностей беременных женщин. Кроме того, в период беременности обычно женщины не придают значения тому факту, что их эмоционально-личностные особенности влияют на здоровье их будущего ребенка. Таким образом, актуальным является изучение эмоционально-личностных особенностей беременных женщин для оказания своевременной коррекции психического состояния на любом этапе беременности.
Цель исследования – выявление эмоционально-личностных особенностей беременных женщин.
Объект исследования – эмоционально-личностная сфера личности.
Предмет исследования – особенности эмоционально-личностной сферы беременных женщин.
Гипотеза исследования: предполагается, что эмоционально - личностные особенности беременных женщин различаются в зависимости от триместра беременности. Во втором триместре беременности острота негативных эмоциональных переживаний и личностных черт снижается, что связано с формированием новой внутренней позиции – позиции матери. В третьем триместре эмоционально - личностные особенности снова обостряются, что связано с подготовкой к родам.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме эмоционально-личностной сферы.
2. Осуществить теоретическое исследование эмоционально- личностных особенностей беременных женщин
3. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей эмоционально-личностной сферы беременных женщин
Теоретической основой исследования стали работы: по психологии личности З. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, Р. Кеттела, Г. Олпорта, Б.Г. Ананьева А.В. Петровского, К.К. Платонова, К.А. Абульхановой; исследования эмоциональной сферы К.Е. Изарда, Г. Селье, Д. В. Люсина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.П. Ильина, П.В. Симонова; исследования психологических особенностей беременных женщин С. Грофа, Д. Пайнз, Д. Винникотта, Э. Эриксона, В.С. Мухиной, Г.Г. Филлиповой, Н. П. Коваленко- Маджуги, Н. В. Строковой, Ю.А. Латкиной и др.
Методы исследования:
1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме; обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных;
2. Эмпирический метод: методы психодиагностического исследования:
1. Шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилберга;
2. Шкала депрессии А.Т. Бека;
3. Опросник «Стратегии совладающего поведения».
3. Методы математико-статистической обработки данных STATISTICA 8.0, t-критерий Стьюдента.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 75 женщин с разными сроками беременности и 25 небеременных женщин.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, насчитывающего 76 источников. В первой главе изложены теоретические подходы к изучению эмоционально-личностных особенностей в зарубежной и отечественной психологической науке и факторы влияющие на формирование эмоционально - личностной сферы. Во второй главе представлены психологические и эмоционально-личностные особенности женщин во время беременности. Третья глава является эмпирической и отражает различие эмоционально-личностных особенностей беременных женщин в зависимости от триместра беременности. Основной текст работы изложен на 70 страницах, сопровождается 15 рисунками, 13 таблицами.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ 9
1.1 Теоретические подходы к изучению эмоционально-личностных особенностей в зарубежной и отечественной психологической науке 9
1.2 Факторы, влияющие на особенности эмоционально-личностной сферы 17
2 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН 27
2.1 Психологические особенности женщин во время беременности 27
2.2 Эмоционально-личностные особенности женщин во время беременности 32
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ 38
3.1 Описание методов и методик исследования 38
3.2 Анализ полученных результатов и обсуждение 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Данное исследование было организовано с целью изучения эмоционально-личностных особенностей беременных женщин. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
При проведении теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что в психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Структура личности – продукт индивидуально-психического развития, в котором выделяют возрастно-половые и индивидуально-типические особенности. Важными образованиями личности являются способности (свойства, от которых зависит успешность выполнения различных видов деятельности), темперамент, характер, направленность. В процессе формирования характера свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого связано с направленностью личности.
Эмоции выражаются в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений, ситуаций конкретным субъектом и связаны с психофизиологическими процессами в организме человека. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Выделяют несколько видов, процессов, состояний эмоций. В настоящее время единой концепции эмоциональных состояний в психологической науке не выработано. Эмоциональная сфера личности – это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон; эмоциональные состояния; эмоциональные свойства личности, чувства, которые развиваются в процессе социальной жизни индивида и детерминированы общественными отношениями. Поэтому человек учится управлять своими эмоциями.
Беременность рассматривается как особенный период в жизни женщины, как кризисный этап, имеющий влияние на ее материнское поведение, построение взаимоотношений в диаде мать-дитя, а также с близким окружением. Также беременность изучается как этап в жизни ребенка, особенности протекания которого могут воздействовать на его последующий жизненный путь. В связи с уже отмеченными направлениями, в фокусе исследований беременности оказались факторы, способные повлиять на ее протекание. Среди условий, воздействующих на течение беременности, многие отечественные и зарубежные авторы выделяют эмоциональные переживания беременных. Эмоционально-личностные особенности беременной женщины определяются теми глубокими переменами в организме женщины, которые связаны с внутриутробным развитием плода. Это определяет такое состояние, которое для нее является нормой, а вне беременности – пограничное состояние. Эмоциональное состояние женщин в период беременности в целом не является достаточно благополучным, поэтому необходимо обеспечение благополучного эмоционального фона беременных женщин на протяжении всего срока. Анализируя причины возникновения осложнений во время беременности и сопутствующих им аффективных расстройств у женщин, необходимо подчеркнуть, что беременность, даже протекающая нормально, сама по себе всегда является источником большого психического напряжения. Когда психоэмоциональные нарушения приводят к развитию депрессивных и тревожных расстройств во время беременности, происходит изменение течения уже имеющихся у женщины личностных нарушений. В этом случае требуется психологическая помощь для оптимизации психоэмоционального состояния беременной женщины.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что в течение беременности у женщин отмечается умеренный уровень и реактивной и личностной тревожности. При этом, ситуативная тревожность выражена несколько больше, чем тревожность, как личностная черта. У женщин в первом и третьем триместрах беременности выражены симптомы умеренной депрессии, во втором триместре беременности выражены симптомы легкой депрессии. В среднем беременные женщины используют все копинг-стратегии для преодоления стресса. Более всего для беременных в первом триместре характерны принятие ответственности, планирование решения проблемы и конфронтация. Более всего для беременных во втором и третьем триместрах характерна стратегия поиска социальной поддержки. Во втором триместре часто используется избегание. В третьем триместре часто женщинами используется положительная переоценка, позитивное переосмысление ситуации.
Сравнительный анализ данных показал, что ситуативная и личностная тревожность значительно выше в третьем триместре беременности по сравнению с первым и вторым триместрами беременности. Общий уровень депрессии значительно выше в первом и третьем триместрах беременности по сравнению со вторым триместром. Когнитивно-аффективные компоненты депрессии значительно выше в первом триместре беременности по сравнению со вторым и далее существенно не изменяются. Психосоматические компоненты депрессии значительно выше в третьем триместре беременности по сравнению со вторым, к третьему триместру беременности у женщин значительно усиливаются такие симптомы как раздражительность, повышенная чувствительность, сниженная продуктивность, различные боли. На протяжении беременности снижаются агрессивные действия по изменению ситуации, подавление своих эмоций, повышается ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание внимания, совета, сочувствия, избегание, отрицание проблемы, фантазирование, отвлечение, создание положительного значения с фокусированием на росте собственной личности.
В первом триместре беременности женщины по сравнению с небеременными более депрессивные, стараются дистанцироваться от проблем и стрессов и даже от социальной поддержки, но их отличает значительная потеря контроля над своими эмоциями и поведением. Во втором триместре женщины по сравнению с небеременными значительно меньше контролируют свои эмоции и поведение и значительно чаще избегают проблем и стрессов. В третьем триместре беременности женщины по сравнению с небеременными более тревожные, депрессивные, значительно реже идут на конфронтацию реже проявляют контроль над своими эмоциями и поведением, больше стараются избегать проблем и стрессов, больше нуждаются в социальной поддержке, чаще создают положительное значение проблемы с фокусированием на росте собственной личности.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: эмоционально - личностные особенности беременных женщин различаются в зависимости от триместра беременности. Во втором триместре беременности острота негативных эмоциональных переживаний и личностных черт снижается, что связано с формированием новой внутренней позиции – позиции матери. В третьем триместре эмоционально - личностные особенности снова обостряются, что связано с подготовкой к родам.
1. Абульханова К.А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта / Современная личность: Психологические исследования / Отв. ред. М. И. Воловикова, Н. Е. Харламенкова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 392 с. – С. 13 – 37.
2. Агаркова Л.А., Бухарина И.Ю., Ульянич А.Л., Вершкова Е.М., Толмачев И.В. Особенности качества жизни во взаимосвязи с показателями психоэмоционального состояния женщин на каждом триместре беременности // Вестник кемеровского государственного университета. – 2016. – №4. – С. 108-119.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Академический проект, 2011. - 240 с.
4. Айвазян Е.Б., Аронова Л.Е., Урядницкая Н.А. Некоторые аспекты психологического изучения беременности: от анализа практики к проектированию исследования. URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-8/nekotorye-aspektypsihologicheskogo-izuchenija-beremennosti/ (дата обращения: 30.12.2015).
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
6. Анисимова К.А. Психологические особенности отношения к будущему ребенку у женщин во время беременности // Психолог. – 2014. – №1. – С. 1-24.
7. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. – М., 1967. – 476 с.
8. Батуев, А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства / А. С. Батуев // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. общества. – Т. 2 (4). – М., 1996. – С. 69–70.
9. Беременность и роды: Пособие для будущих родителей. / Под редакцией доктора медицинских наук Маршака В.В., М.: ЗАО "Новый издательский дом", 2014.
10. Берн Э. Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.
11. Боровикова, Н. В. Условия и факторы продуктивного развития Я концепции беременной женщины: автореф. … канд. психол. наук : 19.00.01 // Н. В. Боровик. – М., 1998. – 19 с.
12. Брутман В.И., Баженова О.В., Варга А.Я. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери// Психологический журнал. 2000. Т. 21. №2. С. 79-87.
13. Брутман, В. И., Панкратова, М. Г., Ениколопов, С. Н.. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей / В. И. Брутман, М. Г. Панкратова, С. Н. Ениколопов // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 31 37. 4.
14. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. – М.: Изд-во Московского университета Москва, 1980.
15. Винникотт Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. С. 24.
16. Волкова М.Н. Психология субъекта: Хрестоматия. – Владивосток: М. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2007. – 182 с.
17. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование / Л.С. Выготский, Собрание сочинений. Т. 4. – М.: Педагогика, 1984.
18. Голубых А.И., Савенышева С.С. Эмоциональные особенности беременных женщин и их отношение к будущему ребенку и супругу // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. – 2014. – Т.2. – С. 72-78.
19. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: ACT: ACT, 2009. – 478с.
20. Гроф, С. Путешествие в поисках себя. — М.: АСТ, 2008. — 352 с.
21. Дик-Рид Г. Роды без страха. – М.: Эксмо, 2015.
22. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010. 272 с.
23. Додонов Б. И. Потребности, отношения и направленность личности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. — 1973. — № 1. — С. 18-28.
24. Завьялова, Ж. В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования / Ж. В. Завьялова. – М., 2000. – 116 с.
25. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. – СПб.: СОЮЗ, 1998. — 144 с.
26. Иглина, Н. Г., Магденко О. В., Конаях Д. В. Перинатальная психология : [Электронный ресурс] / Н. Г. Иглина, О. В. Магденко, Д. В. Конаях. – Новосибирск : НГПУ, ИЕСЭН ФГУП-НТЦ «Информ Регистр», 2009.
27. Изард К. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
28. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752с.
29. Келли Дж.А. Теория личности. Психология личностных конструктов. СПб.: Речь, 2000. 249 с.
30. Кляйн М. Детский психоанализ /Пер. Ольги Бессоновой. — Институт Общегуманитарных Исследований, 2010 -160 с.
31. Коваленко-Маджуга, Н. П. В добрый путь к успешным родам / Н. П. Коваленко- Маджуга. СПб : Питер, 2000г. 78 с
32. Колесников, И. А. Депрессия в период беременности / И. В. Добряков, И. А. Колесников // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2008. – Т. 108. № 7. – С. 91–97.
33. Конопкин О.А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции. – Ставрополь: Изд-во ПИ РОА, СевКавГТУ, 2007. – С. 12-30.
34. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 385с.
35. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающго поведения // Психологический журнал. – Том 29. – 2008. – №2. – С. 88-95.
36. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. – 2007. – № 3. – С. 93-112.
37. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. – М., 1971.
38. Лупиногина Е.Н. Эмоциональная сфера личности как предмет психолого-педагогического исследования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – №5-1. – С. 23 – 27с.
39. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. – 176с.
40. Малкина - Пых И. Г.. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 992 с.
41. Менделевич, В. Д. Гинекологическая психиатрия / В. Д. Менделевич. –Казань : Наука, 1996. – 486 с.
42. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
43. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988.
44. Мухамедрахимов, Р. Ж. Эмоции и отношение человека на ранних этапах развития / Под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. Спб. : Изд-во СПбГУ, 2008. 442 с.
45. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
46. Никулина С.А. Специфика эмоциональных переживаний во время беременности // Научные труды SWORLD. – 2015. – №2(39). – С. 66-70.
47. Носенко Е. Л. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена, основные функции / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Киев, 2003. – 126 с.
48. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
49. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002.
50. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1997. — 198 с.
51. Пантелеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: Хрестоматия по социал.психологии личности / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. Дом “БАХРАХ-М”, 2007. – С. 45 – 97.
52. Перинатальная психология и психиатрия. В 2 томах. Т. 1; под ред. Н.Н. Володина, П.И. Сидорова. – М.: Академия, 2009. 304 с.
53. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 512 с.
54. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – 254с.
55. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.
56. Психология / Под. ред. Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2008. – 660с.
57. Психология личности в трудах отечественных психологов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во «Питер», 2010. – 480с. – С.250.
58. Ранк О. Травма рождения и ее значение для психоанализа. – М.: Когито-центр, 2009.
59. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.
60. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720с.
61. Салехов С.А., Есаулов В.И., Яблочкина С.О. Влияние негативного стресса беременных на формирование коппинг-стратегий и их энергетического обеспечения // Теоретическая и прикладная наука (Тараз). – 2015. – №10. – С. 111-116.
62. Селье Г. Стресс без дистресса. – М .: Прогресс, 2009.
63. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.
64. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981. – 215 с.
65. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙН-ЕВРО-ЗНАК, 2009. – 486с.
66. Столин В. В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 288с.
67. Строкова, Н. В., Латкина Ю. А. Изучение динамики взаимосвязи уровня тревожности и отношения матери к будущему ребенку / Н. В. Строкова, Ю. А. Латкина // Материалы научно-практической конференции. М.: РГУ, 2004. С. 115 124.
68. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
69. Филиппова, Г. Г. Психология репродуктивной сферы человека : методология, теория, практика [Электронный ресурс] / Г. Г. Филиппова // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн. 2011. –№ 6. Режим доступа : http:// medpsy.ru
70. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М. Наука, 1989.
71. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб. Питер Пресс, 1997. — 608 с.
72. Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. – М.: ПЕР СЭ, 2014. – 159 с.
73. Штайнер К. Сценарии жизни людей. – СПб.: Питер, 2003. – 411 с.
74. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
75. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. – М.: Акад. проект, 2007. – 303с.
76. Oatley K., & Johnson-Laird P.N. (1987). Towards a cognitive theory of emotions. Cognition and Emotion, 1, рр. 29–50.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55696 Дипломных работ — поможем найти подходящую