Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. На сегодняшний день, обращение к данной теме связано с ростом социального сиротства, детской беспризорности, в частности, распространением детской преступности. Распространению данных явлений способствует отказ от прежних ценностей, норм и незрелость новых. Существенным фактором является изменение отношения школы к выполнению своих воспитательных функций и сокращение возможности родителей уделять достаточное внимание детям.
В социологической науке проблемы социального сиротства достаточно актуальны. Внимание большинства ученых фиксируется в основном только на различных проявлениях социального сиротства. В соответствии с этим, особое внимание в работе уделяется анализу теоретических проблем исследования социального сиротства.
Саму проблему сиротства ученые рассматривают во многих аспектах: начиная с определения этого понятия и заканчивая поиском способов помощи, как подросткам, так и семье.
Социальное сиротство — это комплексная многоаспектная проблема, которую рассматривают различные области научного знания.
Изучение данного феномена ведется в рамках социальной педагогики, психологии, социальной работы, юриспруденции, а также социологии.
На протяжении последних лет вопросы сиротства все чаще оказываются в центре политического и общественного внимания. Таким образом, тенденции динамики числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изменения в социальной политике, регулирующей положение и семейное устройство таких детей, обусловливают актуальность проблематики социального сиротства.
Предпосылкой для определения теоретико-методологической базы данной работы стали концепции, относящиеся к различным областям науки: социологии семьи, социологии образования и социологии, психологии, педагогики и др.Российские социологи (Е. Бреева, А. Арефьев, И. Назарова, Ф. Шереги, С. Воскобойникова, А. Нечаев, Е. Рыбинскийи др.) изучают положение беспризорных детей как следствие неблагополучия в семье, рассматривают социальные последствия лишения детей родительской опеки, а также анализируют взаимоотношения детей и родителей, место и роль семьи в жизни ребенка.
Создание целостной системы признаков социального сиротства стало возможным благодаря результатам работы исследователей, изучавших положение детей в обществе. Это работы Г.Осадчой, Е.Прониной, А. Фатхелисламовой (причины детской занятости и детского попрошайничества), С.Стивенсона (специфика жизни уличных детей в условиях теневых городских общин), Е. Волянской (социальные детерминанты подростковой агрессии), Л.Аза (воспитательные вопросы), Л.Пирог (социальная защита подростков) и др. Уровень психической тревожности у детей, проживающих в неблагополучных семьях, а также в семьях, где в связи с озабоченностью родителей работой и собственной карьерой воспитанию детей отводится минимум внимания, исследовали психологи и педагоги - С.Воскобойникова, М.Буянов, Г. Миньковский, Алексеев, З.Зайцева, В.Оржеховская, И. Лангмейер, З. Матейчек.
Вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, исследуют в своих научных трудах много ученых, среди которых Н. Болотина, Л. Волынец, А. Карпенко, А. Нечаева, И. Пеша, П. Пилипенко и др.
Государственная поддержка детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства в РФ юридически закреплена на законодательном уровне и обеспечивается соответствующими органами исполнительной власти.
Несмотря на большое количество работ, связанных с проблематикой социального сиротства, эта тема недостаточно разработана теоретически и до сих пор является прерогативой эмпирических исследований, которые фиксируют свое внимание на разных проявлениях социального сиротства. В исследованиях социальное сиротство рассматривается, в основном, в аспекте неблагополучия, как семьи, так и общества, вне характеристики его состояния в целом в социуме, вне определенного социокультурным контекстом постсоветского общества.
Основная проблема исследования заключается в следующем: несмотря на успешное решение многих общественных задач, расширение границ человеческих возможностей, масштабы социального сиротства не снижаются, а растут, а само оно приобретает новый вид и различные формы виктимогенеза. Это актуальные проблемы современного российского общества, которые находятся в поле интереса развивающейся социально-психологической виктимологии личности, теоретико-методологические основания которой разработал Е.В. Руденский. Ее частью являются психологическая и социально-педагогическая виктимология.
Объект исследования - сиротство.
Предмет исследования – сиротство как фактор виктимогенеза личности подростка.
Основная проблема, заключается в том, чтобы выявить наиболее значимые факторы, которые обусловливают прогрессирующий рост масштабов социального сиротства и определить меры, которые могли бы этому противостоять.
Цель исследования: выявление сиротства как фактора виктимогенеза личности подростка (цель непонятная и неопределенная. При этом главное внимание обращается не только на «неблагополучных» детей, в традиционном понимании «неблагополучия», но и на тех, кого принято считать «благополучными». Сюда относится совокупность социально-экономических и культурно-ценностных факторов, образующих целостное единство. Установление значимости этих факторов дает возможность рассматривать социальное сиротство как социокультурный феномен.
Задачи исследования:
1.Проанализировать основные теоретические подходы к изучению природы социального сиротства подростков в отечественной и зарубежной науке;
2. Проследить генезис социального сиротства и практику решения проблем сиротства в современных условиях;
3. Раскрыть связь социального сиротства и подростка.
4. Описать виктимогенез и его основные факторы.
5. Раскрыть влияние сиротства на личность подростка.
6. Проанализировать профилактику сиротства как девиктимизирующее воздействие.
7. Изучить специфику проявления виктимного поведения подростков, лишенных родительской опеки и из благополучных семей.
8. Разработать программу профилактики и коррекции виктимного поведения подростков, лишенных родительской опеки.
Гипотеза:
Сиротство является виктимогенным фактором, который воздействует на развитие личности подростка и способствует развитию критического функционирования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение научных результатов; эмпирические: беседа, наблюдение, анкетирование, тесты-опросники, методики диагностики.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное казенное учреждение города Новосибирска для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МКУ центр "Жемчужина".
Выборка исследования: 108 воспитанников учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (средний возраст 12-16 лет).
Практическое значение полученных результатов. Результаты эмпирических исследований и теоретические выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в работе специалистов, деятельность которых так или иначе связана с воспитанием молодого поколения: педагогов, психологов, социальных работников и др. Данные исследования предоставляют информацию, необходимую для работы государственных и общественных организаций, которые работают с «неблагополучными» детьми, а также для определения системы мер, направленных на преодоление социального сиротства.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА 8
1.1 Основные теоретические подходы к изучению природы социального сиротства подростков в отечественной и зарубежной науке 8
1.2 Генезис социального сиротства и практика решения проблем сиротства в современных условиях 24
1.3 Связь социального сиротства и подростка 40
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК ФАКТОР ВИКТИМОГЕНЕЗА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА 46
2.1. Виктимогенез и его основные факторы 46
2.2. Влияние сиротства на личность подростка 53
2.3. Профилактика сиротства как девиктимизирующее воздействие 62
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 68
3.1. Специфика проявления виктимного поведения подростков, лишенных родительской опеки и из благополучных семей 68
3.2. Программа профилактики и коррекции виктимного поведения подростков, лишенных родительской опеки 81
Заключение 98
Список литературы 101
Социальная политика государства в области детства призвана всячески способствовать смягчению воздействия на детей негативных последствий социальных процессов, которые происходят сейчас в обществе, а также создавать условия для видоизменений действующих и появления новых социальных институтов, которые бы наиболее полно удовлетворяли потребности и интересы детей. Результаты анализа научной литературы по проблеме исследования позволяют утверждать, что детское сиротство является сложной социальной проблемой, требующей немедленного решения. Теоретический анализ подходов к проблеме изучения социального сиротства подростков показал, что оно рассматривается как социальное явление, обусловлено уходом или отстранением родителей от выполнения родительских обязанностей в отношении несовершеннолетнего ребенка. Установлено, что социальное сиротство - это интегральный феномен, отражающий различные проявления социального и психолого-педагогического неблагополучия личности, независимо от его первопричин, природы и степени проявления, и свидетельствует кризис института семьи, а также негативное влияние социума на формирование личности в социальном, нравственном и физическом аспектах.
Деструктивными последствиями сиротства является нарушение эмоционально-ценностной составляющей личности, приобретение негативных интегративных качеств (повышенная агрессивность, тревожность, конфликтность и др.), отсутствие положительного жизненного опыта, навыков асертивной модели поведения, склонность к зависимому поведению, субъективное самоопределение.
Сиротство как социальное явление влияет на возникновение виктимного поведения у подростков. Вынужденное пребывание подростков, лишенных родительской опеки в группе социального риска приводит к появлению виктимных проявлений в их поведении. Амплитуда проявления виктимного поведения подростков значительно зависит от внутренних (индивидуально-типологические особенности и влияние пубертатной кризиса) и внешних (психологические трудности и осложнения, порожденные последствиями сиротства) факторов, которые существуют в определенных связи и взаимозависимости.
Типичными проявлениями виктимного поведения подростков, лишенных родительской опеки выступают: конфликтно-ситуативный тип с позитивной направленностью (уступчивость окружающим из-за боязни неприятностей, конфликтность, слабая сила воли, необдуманность в поступках) ситуативный тип с незначительной отрицательной направленностью (нарушение норм и правил, скрытность, изолированность в классе, дезадаптивность, неумение противостоять негативному влиянию) неустойчивый тип с преимущественным отрицательной направленностью (безответственность, эмоциональная возбудимость, злость, самоуверенность) устойчивый тип с отрицательной направленностью (грубость, агрессивность, резкость, унижения, мстительность, бродяжничество, побеги, цинизм).
Программа социальной профилактики и коррекции виктимного поведения подростков, лишенных родительской опеки построена на принципах единства диагностики и коррекции, системности, комплексности и деятельностного принципа коррекции и состоят из диагностического, формувально-восстановительного, контрольного блоков, содержащих мероприятия внутриличностной, межличностной и микросоциальной направленности с применением активных форм и методов помощи.
Эффективность разработанной программы констатирована уменьшением в исследуемых количества негативных эмоций, агрессивно-защитных реакций, повышением их самооценки; зафиксировано положительное эмоциональное отношение и устойчивый интерес к окружающей среде. Влияние разработанной системы коррекционных мероприятий способствовал снижению коэффициента социальной дезадаптации подростков. Изменился и направление реакций в ситуации фрустрации благодаря увеличению количества интропунитивных и импунитивных реакций.
Основными составляющими эффективной реализации программы коррекции являются: формирование конструктивной мотивации (положительных ценностей, ориентация на выполнения социальных требований и самосохранения) интеграция индивидуального опыта; совершенствование саморегуляции; повышение устойчивости к стрессам и расширение ресурсов личности: устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения; расширение социальных связей и положительного социального опыта личности.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшего исследования заключаются в изучении социальных факторов виктимного поведения детей-сирот разных возрастных групп и на основании их гендерного распределения. Важным является изучение особенностей динамики и путей коррекции виктимного поведения детей, лишенных родительской опеки с особыми потребностями
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы / В. С. Агеев. – М. : МГУ, 2010. – 240 с.
2. Александров А. А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера в подростковом возрасте. Нарушения у детей и подростков / А. А. Александров. – М. : Просвещение, 2001. – С. 5159.
3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : В 2-х т. / Б. Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980 – Т.1 – 232 с. – Т. 2 – 288 с.
4. Ананьев Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев. // Избранные психологические труды : В 2 т. – М. : Педагогика, 1980. – Т. 2. – С. 9102.
5. Андреева Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. – М. : Педагогика, 2000. – 286 с.
6. Андреева Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. – СПб., 2004. – 252 с.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений – М.: Академия, 2000. – 192 с.
8. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология». Самара: Издво «Универс-групп», 2003. – 52 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
10. Волков Б. С. Психология подростка : [учеб. пособ.] / Б. С. Волков. – М. : Гаудеамус, 2005. – 208 с
11. Воспитательная деятельность педагога : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / [И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, Д. С. Поляков, Н. Л. Селиванова] ; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 336 с. – (Профессионализм педагога).
12. Все дети – наши : сб. материалов 2-х все- рос. пед. Католиковских чтений. – М. 1998. – 258 с.
13. Гуревич А. Общественный клуб – основа для сотрудничества и ведения совместной деятельности в рамках партнерских отношений / А. Гуревич // Партнерство в устойчивом развитии местных сообществ: опыт, возможности, перспективы : материалы науч.-практ. конф., Минск, 16-18 апр. 2004 г. / редкол. : В. Корж (отв. ред.) и др. – Минск : Медисонт, 2004. – С. 88–91.
14. Джаримова Х. А. Социальная депривация детей-сирот: социологический анализ. – М. : Педагогика, 2002. – 224 с.
15. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. – [2-е изд.]. – 2012. – 864 c.
16. Зисс В. Э. Преобразование нравственной позиции педагогически запущенных подростков в деятельности, основанной на нравственном выборе / В. Э. Зисс, С. А. Расчетина. – Новосибирск : НОИУУ, 2012. – 60 с.
17. Иванова Н. П. Современные проблемы социального сиротства : Проблемы социальной работы в России / Н. П. Иванова // Материалы Первой Национальной конференции. – М., 2015 – С. 115126.
18. Клейнер Б. И. Социальная причинность, ее природа и специфика / Б. И. Клейнер . – М. : МГУ, 2011. – С. 3642. 91
19. Кочетов А. И. Работа с трудными детьми / А. И. Кочетов, Н. Н. Верцинская. – М. : Просвещение, 2006. – 160 с.
20. Курбатов В. И. Социальная работа : учеб. пособ. / В. И. Курбатов. – [3-е изд., перераб. и доп.]. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2003. – 480 с.
21. Макаренко А.С. О воспитании в семье. –М.: Учпедгиз, 1955. –320 с. 1988. –486 с.
22. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб.для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М. : Академия, 2005. – 200 с.
23. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики : учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ф. А. Мустаева. – М. :Академ. Проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2002. – 416 с.
24. Общие основания организации общественного призрения. – СПб., 1895.
25. Олиференко Л. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : [учеб.Пособиедля студ. высш. пед. учеб.заведений] / Л. Олиференко, Т. Шульга, И. Дементьева. – М. :Издат. Центр“Академия”, 2004. – 256 с.
26. Осипова И. И. Система предотвращения социального сиротства : из опыта работы районаЯсенево г. Москвы / И. И. Осипова. – М. :Моск. гуманит. пед. ин-т , 2008. – 22 с.
27. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга / Л. А. Петровская. – М. : МГУ, 2002. – 168 с.
28. Пиаже Ж. Избранные труды / Ж. Пиаже. – М., 1994.
29. Попко А., Система профилактики сиротства в Польше и Нидерландах. Основные институты и методы их работы, [w:] „Сироты в Беларуси: как уменьшить негативное воздействие социального 10 Ibidem. 219 сиротства на общество”, Рабочие материалы семинара в рамках научно- исследовательского проекта, Минск 2014.
30. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. – Самара : Изд. Дом «БАХРАХ», 2008. – 672 с.
31. Прихожан А. М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте / А. М. Прихожан // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. – М., 2004. – С.7678.
32. Сарафанова Л. В. Теоретические основания педагогического аспекта проблемы виктимности личности / Л. В. Сарафанова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2011. – №17. – Т. 1. – С. 32-36.
33. Терновая И. П. История и современное состояние проблемы социального сиротства в России :монография / И. П. Терновая ; отв. ред. В. В. Гура. – Таганрог : Таганрог.гос. пед. ин-т, 2009. – 90 с.
34. Философский словарь // Под ред. В.И. Щербинина. –М.: Наука, 2000.-234с.
35. Фурманов И. А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н. В. Фурманова. – Мн. : Тесей, 1999. – 158 с.
36. Фурманов Я. Л. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция / Я. Л. Фурманов. – Мн. : Тесей, 2006. – 164 с.
37. Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка / И. А. Фурманов. – М. : Наука, 2004. – 204 с.
38. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 384 с.
39. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени : Самоанализ / К. Хорни : пер. с англ. – М. : Прогрес- Универс, 1993. – 480 с.
40. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе : [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] / [под ред. А. В. Мудрика]. – М. : Издательский центр "Академия", 2004. – 272 с.
41. Шнайдер Г. Й. Криминология / Г. Й. Шнайдер; [пер. с нем. Ю. А. Неподаева]. – М. : Изд. группа "Прогресс"; Универс, 1994. – 504 с.
42. Шульга Т. И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям : опыт исследованийи практической работы : учеб.пособие / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А. В. Быков. – М. : Изд-воУРАО, 2003. – 400 с.
43. Эриксон Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон. – СПб. : Прайм, 1996. – С. 23–45.
44. Viano E. The protection of victims: socio-political considerations and a plan for action / E. Viano // Quad. Psich. Forense. – 1994. – Vol. III, №1. – P. 37.
45. Viano E. The victimology handbook / E. Viano. – N. Y. : Garland Pub. Inc., 1990. – 632 p.
46. Wallace H. Victimology, legal, psychological, and social perspectives / H. Wallace. – Boston, Mass, USA. : Allyn and Bacon, 1998. – 468 p.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. На сегодняшний день, обращение к данной теме связано с ростом социального сиротства, детской беспризорности, в частности, распространением детской преступности. Распространению данных явлений способствует отказ от прежних ценностей, норм и незрелость новых. Существенным фактором является изменение отношения школы к выполнению своих воспитательных функций и сокращение возможности родителей уделять достаточное внимание детям.
В социологической науке проблемы социального сиротства достаточно актуальны. Внимание большинства ученых фиксируется в основном только на различных проявлениях социального сиротства. В соответствии с этим, особое внимание в работе уделяется анализу теоретических проблем исследования социального сиротства.
Саму проблему сиротства ученые рассматривают во многих аспектах: начиная с определения этого понятия и заканчивая поиском способов помощи, как подросткам, так и семье.
Социальное сиротство — это комплексная многоаспектная проблема, которую рассматривают различные области научного знания.
Изучение данного феномена ведется в рамках социальной педагогики, психологии, социальной работы, юриспруденции, а также социологии.
На протяжении последних лет вопросы сиротства все чаще оказываются в центре политического и общественного внимания. Таким образом, тенденции динамики числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изменения в социальной политике, регулирующей положение и семейное устройство таких детей, обусловливают актуальность проблематики социального сиротства.
Предпосылкой для определения теоретико-методологической базы данной работы стали концепции, относящиеся к различным областям науки: социологии семьи, социологии образования и социологии, психологии, педагогики и др.Российские социологи (Е. Бреева, А. Арефьев, И. Назарова, Ф. Шереги, С. Воскобойникова, А. Нечаев, Е. Рыбинскийи др.) изучают положение беспризорных детей как следствие неблагополучия в семье, рассматривают социальные последствия лишения детей родительской опеки, а также анализируют взаимоотношения детей и родителей, место и роль семьи в жизни ребенка.
Создание целостной системы признаков социального сиротства стало возможным благодаря результатам работы исследователей, изучавших положение детей в обществе. Это работы Г.Осадчой, Е.Прониной, А. Фатхелисламовой (причины детской занятости и детского попрошайничества), С.Стивенсона (специфика жизни уличных детей в условиях теневых городских общин), Е. Волянской (социальные детерминанты подростковой агрессии), Л.Аза (воспитательные вопросы), Л.Пирог (социальная защита подростков) и др. Уровень психической тревожности у детей, проживающих в неблагополучных семьях, а также в семьях, где в связи с озабоченностью родителей работой и собственной карьерой воспитанию детей отводится минимум внимания, исследовали психологи и педагоги - С.Воскобойникова, М.Буянов, Г. Миньковский, Алексеев, З.Зайцева, В.Оржеховская, И. Лангмейер, З. Матейчек.
Вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, исследуют в своих научных трудах много ученых, среди которых Н. Болотина, Л. Волынец, А. Карпенко, А. Нечаева, И. Пеша, П. Пилипенко и др.
Государственная поддержка детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства в РФ юридически закреплена на законодательном уровне и обеспечивается соответствующими органами исполнительной власти.
Несмотря на большое количество работ, связанных с проблематикой социального сиротства, эта тема недостаточно разработана теоретически и до сих пор является прерогативой эмпирических исследований, которые фиксируют свое внимание на разных проявлениях социального сиротства. В исследованиях социальное сиротство рассматривается, в основном, в аспекте неблагополучия, как семьи, так и общества, вне характеристики его состояния в целом в социуме, вне определенного социокультурным контекстом постсоветского общества.
Основная проблема исследования заключается в следующем: несмотря на успешное решение многих общественных задач, расширение границ человеческих возможностей, масштабы социального сиротства не снижаются, а растут, а само оно приобретает новый вид и различные формы виктимогенеза. Это актуальные проблемы современного российского общества, которые находятся в поле интереса развивающейся социально-психологической виктимологии личности, теоретико-методологические основания которой разработал Е.В. Руденский. Ее частью являются психологическая и социально-педагогическая виктимология.
Объект исследования - сиротство.
Предмет исследования – сиротство как фактор виктимогенеза личности подростка.
Основная проблема, заключается в том, чтобы выявить наиболее значимые факторы, которые обусловливают прогрессирующий рост масштабов социального сиротства и определить меры, которые могли бы этому противостоять.
Цель исследования: выявление сиротства как фактора виктимогенеза личности подростка (цель непонятная и неопределенная. При этом главное внимание обращается не только на «неблагополучных» детей, в традиционном понимании «неблагополучия», но и на тех, кого принято считать «благополучными». Сюда относится совокупность социально-экономических и культурно-ценностных факторов, образующих целостное единство. Установление значимости этих факторов дает возможность рассматривать социальное сиротство как социокультурный феномен.
Задачи исследования:
1.Проанализировать основные теоретические подходы к изучению природы социального сиротства подростков в отечественной и зарубежной науке;
2. Проследить генезис социального сиротства и практику решения проблем сиротства в современных условиях;
3. Раскрыть связь социального сиротства и подростка.
4. Описать виктимогенез и его основные факторы.
5. Раскрыть влияние сиротства на личность подростка.
6. Проанализировать профилактику сиротства как девиктимизирующее воздействие.
7. Изучить специфику проявления виктимного поведения подростков, лишенных родительской опеки и из благополучных семей.
8. Разработать программу профилактики и коррекции виктимного поведения подростков, лишенных родительской опеки.
Гипотеза:
Сиротство является виктимогенным фактором, который воздействует на развитие личности подростка и способствует развитию критического функционирования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение научных результатов; эмпирические: беседа, наблюдение, анкетирование, тесты-опросники, методики диагностики.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное казенное учреждение города Новосибирска для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МКУ центр "Жемчужина".
Выборка исследования: 108 воспитанников учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (средний возраст 12-16 лет).
Практическое значение полученных результатов. Результаты эмпирических исследований и теоретические выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в работе специалистов, деятельность которых так или иначе связана с воспитанием молодого поколения: педагогов, психологов, социальных работников и др. Данные исследования предоставляют информацию, необходимую для работы государственных и общественных организаций, которые работают с «неблагополучными» детьми, а также для определения системы мер, направленных на преодоление социального сиротства.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА 8
1.1 Основные теоретические подходы к изучению природы социального сиротства подростков в отечественной и зарубежной науке 8
1.2 Генезис социального сиротства и практика решения проблем сиротства в современных условиях 24
1.3 Связь социального сиротства и подростка 40
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК ФАКТОР ВИКТИМОГЕНЕЗА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА 46
2.1. Виктимогенез и его основные факторы 46
2.2. Влияние сиротства на личность подростка 53
2.3. Профилактика сиротства как девиктимизирующее воздействие 62
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 68
3.1. Специфика проявления виктимного поведения подростков, лишенных родительской опеки и из благополучных семей 68
3.2. Программа профилактики и коррекции виктимного поведения подростков, лишенных родительской опеки 81
Заключение 98
Список литературы 101
Социальная политика государства в области детства призвана всячески способствовать смягчению воздействия на детей негативных последствий социальных процессов, которые происходят сейчас в обществе, а также создавать условия для видоизменений действующих и появления новых социальных институтов, которые бы наиболее полно удовлетворяли потребности и интересы детей. Результаты анализа научной литературы по проблеме исследования позволяют утверждать, что детское сиротство является сложной социальной проблемой, требующей немедленного решения. Теоретический анализ подходов к проблеме изучения социального сиротства подростков показал, что оно рассматривается как социальное явление, обусловлено уходом или отстранением родителей от выполнения родительских обязанностей в отношении несовершеннолетнего ребенка. Установлено, что социальное сиротство - это интегральный феномен, отражающий различные проявления социального и психолого-педагогического неблагополучия личности, независимо от его первопричин, природы и степени проявления, и свидетельствует кризис института семьи, а также негативное влияние социума на формирование личности в социальном, нравственном и физическом аспектах.
Деструктивными последствиями сиротства является нарушение эмоционально-ценностной составляющей личности, приобретение негативных интегративных качеств (повышенная агрессивность, тревожность, конфликтность и др.), отсутствие положительного жизненного опыта, навыков асертивной модели поведения, склонность к зависимому поведению, субъективное самоопределение.
Сиротство как социальное явление влияет на возникновение виктимного поведения у подростков. Вынужденное пребывание подростков, лишенных родительской опеки в группе социального риска приводит к появлению виктимных проявлений в их поведении. Амплитуда проявления виктимного поведения подростков значительно зависит от внутренних (индивидуально-типологические особенности и влияние пубертатной кризиса) и внешних (психологические трудности и осложнения, порожденные последствиями сиротства) факторов, которые существуют в определенных связи и взаимозависимости.
Типичными проявлениями виктимного поведения подростков, лишенных родительской опеки выступают: конфликтно-ситуативный тип с позитивной направленностью (уступчивость окружающим из-за боязни неприятностей, конфликтность, слабая сила воли, необдуманность в поступках) ситуативный тип с незначительной отрицательной направленностью (нарушение норм и правил, скрытность, изолированность в классе, дезадаптивность, неумение противостоять негативному влиянию) неустойчивый тип с преимущественным отрицательной направленностью (безответственность, эмоциональная возбудимость, злость, самоуверенность) устойчивый тип с отрицательной направленностью (грубость, агрессивность, резкость, унижения, мстительность, бродяжничество, побеги, цинизм).
Программа социальной профилактики и коррекции виктимного поведения подростков, лишенных родительской опеки построена на принципах единства диагностики и коррекции, системности, комплексности и деятельностного принципа коррекции и состоят из диагностического, формувально-восстановительного, контрольного блоков, содержащих мероприятия внутриличностной, межличностной и микросоциальной направленности с применением активных форм и методов помощи.
Эффективность разработанной программы констатирована уменьшением в исследуемых количества негативных эмоций, агрессивно-защитных реакций, повышением их самооценки; зафиксировано положительное эмоциональное отношение и устойчивый интерес к окружающей среде. Влияние разработанной системы коррекционных мероприятий способствовал снижению коэффициента социальной дезадаптации подростков. Изменился и направление реакций в ситуации фрустрации благодаря увеличению количества интропунитивных и импунитивных реакций.
Основными составляющими эффективной реализации программы коррекции являются: формирование конструктивной мотивации (положительных ценностей, ориентация на выполнения социальных требований и самосохранения) интеграция индивидуального опыта; совершенствование саморегуляции; повышение устойчивости к стрессам и расширение ресурсов личности: устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения; расширение социальных связей и положительного социального опыта личности.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшего исследования заключаются в изучении социальных факторов виктимного поведения детей-сирот разных возрастных групп и на основании их гендерного распределения. Важным является изучение особенностей динамики и путей коррекции виктимного поведения детей, лишенных родительской опеки с особыми потребностями
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы / В. С. Агеев. – М. : МГУ, 2010. – 240 с.
2. Александров А. А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера в подростковом возрасте. Нарушения у детей и подростков / А. А. Александров. – М. : Просвещение, 2001. – С. 5159.
3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : В 2-х т. / Б. Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980 – Т.1 – 232 с. – Т. 2 – 288 с.
4. Ананьев Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев. // Избранные психологические труды : В 2 т. – М. : Педагогика, 1980. – Т. 2. – С. 9102.
5. Андреева Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. – М. : Педагогика, 2000. – 286 с.
6. Андреева Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. – СПб., 2004. – 252 с.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений – М.: Академия, 2000. – 192 с.
8. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология». Самара: Издво «Универс-групп», 2003. – 52 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
10. Волков Б. С. Психология подростка : [учеб. пособ.] / Б. С. Волков. – М. : Гаудеамус, 2005. – 208 с
11. Воспитательная деятельность педагога : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / [И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, Д. С. Поляков, Н. Л. Селиванова] ; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 336 с. – (Профессионализм педагога).
12. Все дети – наши : сб. материалов 2-х все- рос. пед. Католиковских чтений. – М. 1998. – 258 с.
13. Гуревич А. Общественный клуб – основа для сотрудничества и ведения совместной деятельности в рамках партнерских отношений / А. Гуревич // Партнерство в устойчивом развитии местных сообществ: опыт, возможности, перспективы : материалы науч.-практ. конф., Минск, 16-18 апр. 2004 г. / редкол. : В. Корж (отв. ред.) и др. – Минск : Медисонт, 2004. – С. 88–91.
14. Джаримова Х. А. Социальная депривация детей-сирот: социологический анализ. – М. : Педагогика, 2002. – 224 с.
15. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. – [2-е изд.]. – 2012. – 864 c.
16. Зисс В. Э. Преобразование нравственной позиции педагогически запущенных подростков в деятельности, основанной на нравственном выборе / В. Э. Зисс, С. А. Расчетина. – Новосибирск : НОИУУ, 2012. – 60 с.
17. Иванова Н. П. Современные проблемы социального сиротства : Проблемы социальной работы в России / Н. П. Иванова // Материалы Первой Национальной конференции. – М., 2015 – С. 115126.
18. Клейнер Б. И. Социальная причинность, ее природа и специфика / Б. И. Клейнер . – М. : МГУ, 2011. – С. 3642. 91
19. Кочетов А. И. Работа с трудными детьми / А. И. Кочетов, Н. Н. Верцинская. – М. : Просвещение, 2006. – 160 с.
20. Курбатов В. И. Социальная работа : учеб. пособ. / В. И. Курбатов. – [3-е изд., перераб. и доп.]. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2003. – 480 с.
21. Макаренко А.С. О воспитании в семье. –М.: Учпедгиз, 1955. –320 с. 1988. –486 с.
22. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб.для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М. : Академия, 2005. – 200 с.
23. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики : учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ф. А. Мустаева. – М. :Академ. Проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2002. – 416 с.
24. Общие основания организации общественного призрения. – СПб., 1895.
25. Олиференко Л. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : [учеб.Пособиедля студ. высш. пед. учеб.заведений] / Л. Олиференко, Т. Шульга, И. Дементьева. – М. :Издат. Центр“Академия”, 2004. – 256 с.
26. Осипова И. И. Система предотвращения социального сиротства : из опыта работы районаЯсенево г. Москвы / И. И. Осипова. – М. :Моск. гуманит. пед. ин-т , 2008. – 22 с.
27. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга / Л. А. Петровская. – М. : МГУ, 2002. – 168 с.
28. Пиаже Ж. Избранные труды / Ж. Пиаже. – М., 1994.
29. Попко А., Система профилактики сиротства в Польше и Нидерландах. Основные институты и методы их работы, [w:] „Сироты в Беларуси: как уменьшить негативное воздействие социального 10 Ibidem. 219 сиротства на общество”, Рабочие материалы семинара в рамках научно- исследовательского проекта, Минск 2014.
30. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. – Самара : Изд. Дом «БАХРАХ», 2008. – 672 с.
31. Прихожан А. М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте / А. М. Прихожан // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. – М., 2004. – С.7678.
32. Сарафанова Л. В. Теоретические основания педагогического аспекта проблемы виктимности личности / Л. В. Сарафанова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2011. – №17. – Т. 1. – С. 32-36.
33. Терновая И. П. История и современное состояние проблемы социального сиротства в России :монография / И. П. Терновая ; отв. ред. В. В. Гура. – Таганрог : Таганрог.гос. пед. ин-т, 2009. – 90 с.
34. Философский словарь // Под ред. В.И. Щербинина. –М.: Наука, 2000.-234с.
35. Фурманов И. А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н. В. Фурманова. – Мн. : Тесей, 1999. – 158 с.
36. Фурманов Я. Л. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция / Я. Л. Фурманов. – Мн. : Тесей, 2006. – 164 с.
37. Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка / И. А. Фурманов. – М. : Наука, 2004. – 204 с.
38. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 384 с.
39. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени : Самоанализ / К. Хорни : пер. с англ. – М. : Прогрес- Универс, 1993. – 480 с.
40. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе : [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] / [под ред. А. В. Мудрика]. – М. : Издательский центр "Академия", 2004. – 272 с.
41. Шнайдер Г. Й. Криминология / Г. Й. Шнайдер; [пер. с нем. Ю. А. Неподаева]. – М. : Изд. группа "Прогресс"; Универс, 1994. – 504 с.
42. Шульга Т. И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям : опыт исследованийи практической работы : учеб.пособие / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А. В. Быков. – М. : Изд-воУРАО, 2003. – 400 с.
43. Эриксон Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон. – СПб. : Прайм, 1996. – С. 23–45.
44. Viano E. The protection of victims: socio-political considerations and a plan for action / E. Viano // Quad. Psich. Forense. – 1994. – Vol. III, №1. – P. 37.
45. Viano E. The victimology handbook / E. Viano. – N. Y. : Garland Pub. Inc., 1990. – 632 p.
46. Wallace H. Victimology, legal, psychological, and social perspectives / H. Wallace. – Boston, Mass, USA. : Allyn and Bacon, 1998. – 468 p.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3800 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую