Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
С началом активного освоения северных территорий в нашей стране, усилился фактор зависимости северных народов от влияния экологических, информационных, экономических норм цивилизации, что, безусловно, сказалось на процессах утраты их культурной идентичности. Массовое образование детей - северян в школах-интернатах, привело к коренной ломке хозяйственного и бытового уклада, изменению системы традиционного воспитания детей, переселению коренных малочисленных народов Севера (далее КМНС) в более крупные населенные пункты и естественной утрате традиций, языка и ослаблению их культурной идентичности.
Отсюда вытекает проблема сохранения коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания, их национальной культуры и адаптации к условиям развивающихся производств.
Процесс получения образования детьми КМНС связан с серьезными трудностями социально-психологической адаптацией. Создание условий для социальной адаптации учащихся в процессе обучения и формирование мотивации к процессу получения знаний представляется очень важной миссией школьной психологической службы.
Для обеспечения успешной социально-психологической адаптации учащихся, в том числе и среднего звена, в ТМКОУ «Хатангская средняя школа – интернат», была создана школьная психологическая служба. Все компоненты деятельности школьной психологической службы объединены принципами ориентации на личностные достижения успешности и социокультурное развитие обучающихся из числа коренных КМНС Таймыра, открытости образовательного процесса как основы для гармоничной, комфортной образовательной среды.
Работа психологической службы ориентирована на устранение проблем, связанных с процессом адаптации обучающихся при переходе в среднее звено.
Наиболее распространенными причинами возникновения проблем процесса адаптации обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера Таймыра при переходе в среднее звено являются:
-неумение регулировать свое психоэмоциональное состояние;
-психофизиологические особенности;
-неумение рационально организовывать свое учебное время, выбирать оптимальный режим труда и отдыха;
-низкая мотивация на обучение и саморазвитие.
Вместе с тем следует отметить, что социокультурные аспекты проблемы развития малочисленных народов изучены не в полной мере, а специально эти вопросы применительно к условиям развития аборигенных народов Таймыра еще вообще не рассматривались. Все это и послужило основанием для выбора темы выпускной квалификационной работы и определяет ее актуальность.
Гипотеза: мы предполагаем, что процесс социально-психологической адаптации учащихся среднего звена коренных малочисленных народов Таймыра будет осуществляться успешнее, при психологическом сопровождении со стороны школьной психологической службы.
Цель исследования – изучение роли школьной психологической службы в социально-психологической адаптации учащихся коренных малочисленных народов Таймыра при переходе в среднее звено.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи нашего исследования:
1. Изучить состояние проблемы адаптации школьников в процессе перехода из начальной в основную школу в теории и практике.
2. Описать возрастные психологические и этнопсихологические особенности современных младших подростков, представителей коренных малочисленных народов Севера
3. Определить место и роль школьной психологической службы в социально-психологической адаптации учащихся среднего звена.
4. Осуществить анализ деятельности школьной психологической службы в социально-психологической адаптации учащихся среднего звена коренных малочисленных народов Таймыра в Таймырской МКОУ «Хатангская средняя школа – интернат
5. Разработать практические рекомендации по психологическому сопровождению в период социально-психологической адаптации учащихся среднего звена коренных малочисленных народов Таймыра в ТМКОУ «Хатангская средняя школа – интернат»
Объектом исследования является социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования – эффективность деятельности школьной психологической службы в социально –психологической адаптации учащихся 5 класса, представителей коренных малочисленных народов Таймыра.
Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования:
1. Теоретические методы - моделирование, анализ, синтез, которые позволили выявить специфические стороны исследуемого процесса, определить и обосновать деятельность по адаптации пятиклассников.
2. Эмпирические методы - анкетирование, тестирование, изучение документации, опытно-экспериментальная работа.
Методологическую основу исследования составили:
Теория адаптации и концепция этической педагогики, в соответствии с работами ряда авторов Джунусов М.С. [11], Лебедева М.Н. [20], Марцинковская Т.Д. [24], Хайрулина Н.Г. [37] и другие.
Проблемами социализации и социальной адаптации занимались Азметова, Р.Ф. [2], Болотков В.Н. [5], Скворцов Н.Г. [34], Котова И.Б. [16], Гуревич П.С. [13]
Выявлением тенденций динамики этнокультурных процессов занимались этнографы Агаджанов Ю.Ф. [1], Арутюнян Ю.В. [4], Баринова Е.Б. [6], Крысько В.Г. [17], Киреева Е.П [19], Лебедева М.Н. [20], Мандель Б.Р. [22], Стефаненко Т.Г. [32] и др.
Лебедева М.Н. [20] провела исследование, посвященное проблеме социально-психологической адаптации учащихся, в зависимости от этнической принадлежности. Автор проанализировала существующие научные подходы к определению структуры и содержанию процесса адаптации учащихся к учебному заведению, этнические особенности учащихся коренных малочисленных народов Севера (ханты и манси), что позволило выделить целостность структуры данного процесса.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что нами была предпринята попытка систематизировать психолого-педагогическую информацию, раскрывающую особенности организации работы с пятиклассниками, направленной на успешную адаптация к обучению в среднем звене.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке программы по социально-психологической адаптации учащихся 5 классов коренных малочисленных народов Таймыра.
База исследования: ТМКОУ «Хатангская средняя школа – интернат».
Структура работы, обусловлена поставленной целью и задачами: введение, основная часть (состоит из трех глав, поделенных на параграфы), заключение, список литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
1.1. Понимание социально-психологической адаптации в психолого-педагогической литературе
Под школьной адаптацией подразумевается адаптация в учебно – познавательной деятельности, а она зависит от психологической готовности ребенка к обучению. Существует более широкое понимание адаптации – как совокупности сложных биологических и социально – психологических процессов приспособления индивида и личности к новым условиям существования. В социально – психологическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.
Адаптивность, способность к приспособлению у разных детей различна. Она отражает уровень как врожденных, так и приобретенных в процессе жизни качеств человека. Адаптивность зависит от физического, психического, нравственного здоровья ребенка. В литературе преимущественно рассматриваются клинико – физиологические механизмы адаптации, но и психологические ее характеристики издавна являются предметом научного внимания.
Основные показатели социально-психологической адаптации:
1) Формирование «внутренней позиции школьника»;
Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Готовый к школе ребенок хочет учиться, так как сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Батюта М.Б.[7] «внутренней позицией школьника».
2) Формирование адекватного поведения.
Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.
3) Овладение навыками учебной деятельности.
Овладение навыками учебной деятельности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
4) Установление адекватных форм межличностных взаимоотношений в системах «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель». Еще одной актуальной проблемой социально-психологической готовности ребенка является проблема формирования у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение отступать и защищаться [7, с. 109-112].
Сам процесс психологической адаптации связан с воздействием не только субъекта на окружающую среду, но и окружающей среды на него. Г. Андреева рассматривает психологическую адаптацию как «процесс оптимального соответствия между индивидуумом и окружающей средой при осуществлении деятельности, которая позволяет человеку удовлетворять текущие потребности. Адаптивные возможности личности определяются сложной многоуровневой структурно-функциональной системой, на каждом уровне регулирования действуют, прежде всего, психологические или физиологические механизмы» [3, с. 109].
Различают следующие уровни психологической адаптации:
- социальные и психологические;
- психологический (личность, деятельность, психические состояния);
- психофизиологические (интеграция церебральных систем);
- периферические (вегетативные и гуморальные механизмы)» [8, с. 24].
Виды социальной и психологической адаптации:
1. Полная адаптация;
2. Неполная адаптация (в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками, в образовательной деятельности, в практической, внутренней сфере);
3. Полная дезадаптация - явная академическая неудача и грубое нарушение семейных отношений» [8, с. 27].
В настоящее время термин «дезадаптация» широко используется в психологической литературе для описания различных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются школьники. Школьная дезадаптация - это невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружающей средой, в условиях, которые ему предоставляются той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Чаще всего школьная дезадаптация проявляется в невозможности обучения ребенка в программе, адекватной его способностям, а также в нарушениях поведения, которые не согласуются с принятыми дисциплинарными нормами. Школьная дезадаптация представляет собой сложное вторичное социальное и личное явление, которое является следствием нарушенного взаимодействия между личностью школьника и окружающей средой» [23, с. 78-79].
Роль факторов окружающей среды определяется характеристиками психологического климата в команде, персональными характеристиками учителей, администрацией и персоналом школы, психогигиеническими факторами образовательного процесса, семейными отношениями, психическим здоровьем родители школьников, межличностные отношения между сверстниками и т. д. Любой из вышеуказанных факторов может создать предпосылки для возникновения школьной дезадаптации, но центральное место в его происхождении по-прежнему остается ментальным фактором - личностью ребенка во всех их м процесс формирования и взаимодействия с окружающей средой.
Типы дезадаптации:
- интеллектуальная - нарушение или отставание в развитии мышления ребенка;
-поведенческая - несоответствие поведения ребенка нормам права и нравственности;
-коммуникативная - трудности общения со сверстниками и взрослыми;
- соматическая - отклонения в состоянии здоровья ребенка;
-эмоциональные трудности, тревоги и заботы о проблемах в школе [23, с. 81-82].
В современной психолого-педагогической литературе очень мало данных об особенностях процесса адаптации у учащихся при переходе с начального звена в среднее. Поэтому в своей работе мы в основном опирались на исследования Крысько В.Г. [17], Лебедевой М.Н. [20], Хухлаевой О.В. [36]
Практически каждый учитель скажет, что начало пятого класса - трудный период, и не только для ребенка, но и для учителей и родителей. Есть много проблем, и они не ограничиваются учебным процессом, но они также связаны с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа представляет собой сложный и уникальный «организм», многие трудности, с которыми сталкиваются ученики в этот период, схожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники говорят о том, что школа стала более сложной, потому что: много разных учителей (их нужно помнить, привыкать к требованиям каждого), необычный график, много новых классных комнат, новые дети в классе, новый классный руководитель, проблемы со старшеклассниками, в среднем звене мы снова самые маленькие, а в начальной школе мы уже были большими.
В некоторых школах дети переходят в среднее звено всем классом, в этом случае процесс адаптации легче. В то время как в некоторых школах при переходе в среднее звено детей как бы «перемешивают» согласно выбранному профилю и уровню знаний, то есть по сути заново формируют классы. В это случае процесс адаптации у детей проходит намного труднее, так как помимо взаимоотношений с учителями и привыканием к новым правилам им приходится выстраивать и отношения между собой во внутриклассном коллективе.
Приоритеты в школе постепенно меняются. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в действиях, которые вызывают положительные эмоции. Успех (или неудача) существенно влияет на мотивацию обучения. Оценки играют важную роль в этом: высокий балл дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае внутренний дискомфорт и даже конфликт неизбежны. Принимая во внимание физиологические особенности пубертатного возраста (несоответствующие темпам роста и развития различных функциональных систем и т. д.), можно также понять чрезвычайную эмоциональную неустойчивость подростков.
Таким образом, можно резюмировать, что эффективность социально-психологической адаптация учащихся среднего звена связана со следующими проблемами:
1. Смена учителей. При переходе в пятый класс вводится предметное обучение, когда каждый предмет ведет педагог-предметник. Проблема заключается в том, что если ранее детям необходимо было привыкнуть к требованиям одного учителя, то в пятом классе они должны привыкать к
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА…………………………..…7
1.1. Понимание социально-психологической адаптации в психолого-педагогической литературе. ……………………………………………………..7
1.2. Возрастные психологические и этнопсихологические особенности современных младших подростков, представителей КМН Севера………….12
1.3. Место и роль школьной психологической службы в социально-психологической адаптации учащихся среднего звена……………………….20
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА КМН ТАЙМЫРА В ТМКОУ «ХАТАНГСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»…………….28
2.1. Диагностика социально-психологической адаптации учащихся среднего звена КМН Таймыра………………………………………………….28
2.2 Описание работы психологической службы в период социально-психологической адаптации учащихся среднего звена КМН Таймыра……...37
3. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА КМН ТАЙМЫРА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ………………………………………..47
3.1 Анализ результатов работы школьной психологической службы по психологическому сопровождения учащихся в период адаптации…………47
3.2 Практические рекомендации по психологическому сопровождению учащихся среднего звена КМН Таймыра в период адаптации……………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………62
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….66
Дипломная работа защищена в январе 2018 года. Оценка - Отлично. Тема довольно сложная, преподаватель поплася требовательный. Работа состоит из теоретической и практических частей. Практичечкие главы (2 и 3) написаны на примере школы - интерната. Проведена диагностика, по итогам диагностики - составлены таблицы, графики, написаны выводы. Осуществлена работа с детьми и проведена повторная диагностика. Все результаты диагностики подтверждены мат. расчетами. Очень много наглядного материала - рисунки, таблицы, приложения. Разработана и представлена программа работы с детьми, предложены рекомендации по работе с детьми по теме исследования.
Оригинальность выше 50%, сделана вручную, ничем не обработана.
Литературы свежая, по хожу работы ссылки на источники.
1. Агаджанов, Ю.Г. Культура межнационального общения: сущность, структура, функции. / А.Г. Агаджанов // Юридический вестник. - 2015. - №1. - С.37-42.
2. Азметова, Р.Ф. Особенности эволюции этнической идентичности в многонациональном регионе. / Р.Ф. Азметов // Регионология. - 2015. - №3. - С.274 -278.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416с.
4. Арутюнян, Ю.В. и др. Этносоциология [Текст] / Ю.В. Арутюнян -М.: Аспект Пресс, 2014. - 271с.
5. Болотоков, В.Н., Кумыков А.М. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья [Текст] / В.Н. Болотков, А.М. Кумыков – М.: Логос, 2013. - 261с.
6. Баринова, Е. Б. Этнопсихология: учебное пособие /Е. Б. Баринова. – М.: Российский университет дружбы народов, 2012. – 164 с
7. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
8. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.
9. Бубнова, Г.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Г.В. Бубнова. – М.: Юрайт, 2013. – 368с.
10. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
11. Джунусов, М.С. О мере своеобразия национальных культур / М.С. Джунусов // Социологические исследования. 2012. № 5. С.125-128.
12. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 c.
13. Гуревич, П.С. Психология / П.С. Гуревич - М.: Юрайт, 2016. - 466 с.
14. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
15. Иванников, В.А. Общая психология / В.А. Иванников - М.: Юрайт, 2015. - 512 с.
16. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
17. Крысько, В.Г. Этническая психология [Электронный ресурс]: /. В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2014. – 359 с. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru
18. Ильин, Г.Л. История психологии [Текст]: учебник /Г.Л. Ильин-М.: Юрайт, 2013.-389с.
19. Киреева, Е. П. Особенности эмоционально-личностного развития младших школьников, проживающих на Крайнем Севере/ Е.П. Киреева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2186–2190.
20. Лебедева, Н.М. Этнопсихология. учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.М. Лебедева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 491 c.
21. Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 182 c.
22. Мандель, Б.Р Этнопсихология: учеб. пособие / Б.Р Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 320 c.
23. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2013. - 592 с.
24. Марцинковская, Т.Д. Психология / Т.Д. Марциновская - М.: Академия, 2013. - 400 с.
25. Маслоу, А.Х. Мотивация и личность / А.Х. Маслоу - СПб.: Питер, 2014. - 400 с.
26. Немов. Р.С. Психология / Р.С. Немов - М.: Юрайт, 2014. - 639 с.
27. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 4. речь. психические состояния: Учебник и практикум для академического бакалав / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 223 c.
28. Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 524 c.
29. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учеб. для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. - М. : Юрайт : МГППУ, 2011. - 460 с.
30. Платонов, Ю.П. Этнопсихология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.П. Платонов. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 240 c.
31. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик.. - М.: Форум, 2013. - 304 c.
32. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 224 c.
33. Синевич, З.В. Социология и психология национальных отношений / З.В. Синевич СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2015. - 203с.
34. Скворцов, Н.Г. Проблемы этничности в социальной антропологии / Н.Г. Скворцов - СПб.: Изд-во ун-та, 2015. - 184с.
35. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 c.
36. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
37. Хайруллина, Н.Г. Грани этнической идентификации / Н.Г. Хайруллина // Социологические исследования. - 2015. - №5. - С.121-125.
38. Этническая психология и общество [Текст] / Под ред. Н.М Лебедевой - М.: Старый сад, 2013. - 340с.
39. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
40. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
С началом активного освоения северных территорий в нашей стране, усилился фактор зависимости северных народов от влияния экологических, информационных, экономических норм цивилизации, что, безусловно, сказалось на процессах утраты их культурной идентичности. Массовое образование детей - северян в школах-интернатах, привело к коренной ломке хозяйственного и бытового уклада, изменению системы традиционного воспитания детей, переселению коренных малочисленных народов Севера (далее КМНС) в более крупные населенные пункты и естественной утрате традиций, языка и ослаблению их культурной идентичности.
Отсюда вытекает проблема сохранения коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания, их национальной культуры и адаптации к условиям развивающихся производств.
Процесс получения образования детьми КМНС связан с серьезными трудностями социально-психологической адаптацией. Создание условий для социальной адаптации учащихся в процессе обучения и формирование мотивации к процессу получения знаний представляется очень важной миссией школьной психологической службы.
Для обеспечения успешной социально-психологической адаптации учащихся, в том числе и среднего звена, в ТМКОУ «Хатангская средняя школа – интернат», была создана школьная психологическая служба. Все компоненты деятельности школьной психологической службы объединены принципами ориентации на личностные достижения успешности и социокультурное развитие обучающихся из числа коренных КМНС Таймыра, открытости образовательного процесса как основы для гармоничной, комфортной образовательной среды.
Работа психологической службы ориентирована на устранение проблем, связанных с процессом адаптации обучающихся при переходе в среднее звено.
Наиболее распространенными причинами возникновения проблем процесса адаптации обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера Таймыра при переходе в среднее звено являются:
-неумение регулировать свое психоэмоциональное состояние;
-психофизиологические особенности;
-неумение рационально организовывать свое учебное время, выбирать оптимальный режим труда и отдыха;
-низкая мотивация на обучение и саморазвитие.
Вместе с тем следует отметить, что социокультурные аспекты проблемы развития малочисленных народов изучены не в полной мере, а специально эти вопросы применительно к условиям развития аборигенных народов Таймыра еще вообще не рассматривались. Все это и послужило основанием для выбора темы выпускной квалификационной работы и определяет ее актуальность.
Гипотеза: мы предполагаем, что процесс социально-психологической адаптации учащихся среднего звена коренных малочисленных народов Таймыра будет осуществляться успешнее, при психологическом сопровождении со стороны школьной психологической службы.
Цель исследования – изучение роли школьной психологической службы в социально-психологической адаптации учащихся коренных малочисленных народов Таймыра при переходе в среднее звено.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи нашего исследования:
1. Изучить состояние проблемы адаптации школьников в процессе перехода из начальной в основную школу в теории и практике.
2. Описать возрастные психологические и этнопсихологические особенности современных младших подростков, представителей коренных малочисленных народов Севера
3. Определить место и роль школьной психологической службы в социально-психологической адаптации учащихся среднего звена.
4. Осуществить анализ деятельности школьной психологической службы в социально-психологической адаптации учащихся среднего звена коренных малочисленных народов Таймыра в Таймырской МКОУ «Хатангская средняя школа – интернат
5. Разработать практические рекомендации по психологическому сопровождению в период социально-психологической адаптации учащихся среднего звена коренных малочисленных народов Таймыра в ТМКОУ «Хатангская средняя школа – интернат»
Объектом исследования является социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования – эффективность деятельности школьной психологической службы в социально –психологической адаптации учащихся 5 класса, представителей коренных малочисленных народов Таймыра.
Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования:
1. Теоретические методы - моделирование, анализ, синтез, которые позволили выявить специфические стороны исследуемого процесса, определить и обосновать деятельность по адаптации пятиклассников.
2. Эмпирические методы - анкетирование, тестирование, изучение документации, опытно-экспериментальная работа.
Методологическую основу исследования составили:
Теория адаптации и концепция этической педагогики, в соответствии с работами ряда авторов Джунусов М.С. [11], Лебедева М.Н. [20], Марцинковская Т.Д. [24], Хайрулина Н.Г. [37] и другие.
Проблемами социализации и социальной адаптации занимались Азметова, Р.Ф. [2], Болотков В.Н. [5], Скворцов Н.Г. [34], Котова И.Б. [16], Гуревич П.С. [13]
Выявлением тенденций динамики этнокультурных процессов занимались этнографы Агаджанов Ю.Ф. [1], Арутюнян Ю.В. [4], Баринова Е.Б. [6], Крысько В.Г. [17], Киреева Е.П [19], Лебедева М.Н. [20], Мандель Б.Р. [22], Стефаненко Т.Г. [32] и др.
Лебедева М.Н. [20] провела исследование, посвященное проблеме социально-психологической адаптации учащихся, в зависимости от этнической принадлежности. Автор проанализировала существующие научные подходы к определению структуры и содержанию процесса адаптации учащихся к учебному заведению, этнические особенности учащихся коренных малочисленных народов Севера (ханты и манси), что позволило выделить целостность структуры данного процесса.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что нами была предпринята попытка систематизировать психолого-педагогическую информацию, раскрывающую особенности организации работы с пятиклассниками, направленной на успешную адаптация к обучению в среднем звене.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке программы по социально-психологической адаптации учащихся 5 классов коренных малочисленных народов Таймыра.
База исследования: ТМКОУ «Хатангская средняя школа – интернат».
Структура работы, обусловлена поставленной целью и задачами: введение, основная часть (состоит из трех глав, поделенных на параграфы), заключение, список литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
1.1. Понимание социально-психологической адаптации в психолого-педагогической литературе
Под школьной адаптацией подразумевается адаптация в учебно – познавательной деятельности, а она зависит от психологической готовности ребенка к обучению. Существует более широкое понимание адаптации – как совокупности сложных биологических и социально – психологических процессов приспособления индивида и личности к новым условиям существования. В социально – психологическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.
Адаптивность, способность к приспособлению у разных детей различна. Она отражает уровень как врожденных, так и приобретенных в процессе жизни качеств человека. Адаптивность зависит от физического, психического, нравственного здоровья ребенка. В литературе преимущественно рассматриваются клинико – физиологические механизмы адаптации, но и психологические ее характеристики издавна являются предметом научного внимания.
Основные показатели социально-психологической адаптации:
1) Формирование «внутренней позиции школьника»;
Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Готовый к школе ребенок хочет учиться, так как сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Батюта М.Б.[7] «внутренней позицией школьника».
2) Формирование адекватного поведения.
Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.
3) Овладение навыками учебной деятельности.
Овладение навыками учебной деятельности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
4) Установление адекватных форм межличностных взаимоотношений в системах «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель». Еще одной актуальной проблемой социально-психологической готовности ребенка является проблема формирования у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение отступать и защищаться [7, с. 109-112].
Сам процесс психологической адаптации связан с воздействием не только субъекта на окружающую среду, но и окружающей среды на него. Г. Андреева рассматривает психологическую адаптацию как «процесс оптимального соответствия между индивидуумом и окружающей средой при осуществлении деятельности, которая позволяет человеку удовлетворять текущие потребности. Адаптивные возможности личности определяются сложной многоуровневой структурно-функциональной системой, на каждом уровне регулирования действуют, прежде всего, психологические или физиологические механизмы» [3, с. 109].
Различают следующие уровни психологической адаптации:
- социальные и психологические;
- психологический (личность, деятельность, психические состояния);
- психофизиологические (интеграция церебральных систем);
- периферические (вегетативные и гуморальные механизмы)» [8, с. 24].
Виды социальной и психологической адаптации:
1. Полная адаптация;
2. Неполная адаптация (в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками, в образовательной деятельности, в практической, внутренней сфере);
3. Полная дезадаптация - явная академическая неудача и грубое нарушение семейных отношений» [8, с. 27].
В настоящее время термин «дезадаптация» широко используется в психологической литературе для описания различных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются школьники. Школьная дезадаптация - это невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружающей средой, в условиях, которые ему предоставляются той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Чаще всего школьная дезадаптация проявляется в невозможности обучения ребенка в программе, адекватной его способностям, а также в нарушениях поведения, которые не согласуются с принятыми дисциплинарными нормами. Школьная дезадаптация представляет собой сложное вторичное социальное и личное явление, которое является следствием нарушенного взаимодействия между личностью школьника и окружающей средой» [23, с. 78-79].
Роль факторов окружающей среды определяется характеристиками психологического климата в команде, персональными характеристиками учителей, администрацией и персоналом школы, психогигиеническими факторами образовательного процесса, семейными отношениями, психическим здоровьем родители школьников, межличностные отношения между сверстниками и т. д. Любой из вышеуказанных факторов может создать предпосылки для возникновения школьной дезадаптации, но центральное место в его происхождении по-прежнему остается ментальным фактором - личностью ребенка во всех их м процесс формирования и взаимодействия с окружающей средой.
Типы дезадаптации:
- интеллектуальная - нарушение или отставание в развитии мышления ребенка;
-поведенческая - несоответствие поведения ребенка нормам права и нравственности;
-коммуникативная - трудности общения со сверстниками и взрослыми;
- соматическая - отклонения в состоянии здоровья ребенка;
-эмоциональные трудности, тревоги и заботы о проблемах в школе [23, с. 81-82].
В современной психолого-педагогической литературе очень мало данных об особенностях процесса адаптации у учащихся при переходе с начального звена в среднее. Поэтому в своей работе мы в основном опирались на исследования Крысько В.Г. [17], Лебедевой М.Н. [20], Хухлаевой О.В. [36]
Практически каждый учитель скажет, что начало пятого класса - трудный период, и не только для ребенка, но и для учителей и родителей. Есть много проблем, и они не ограничиваются учебным процессом, но они также связаны с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа представляет собой сложный и уникальный «организм», многие трудности, с которыми сталкиваются ученики в этот период, схожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники говорят о том, что школа стала более сложной, потому что: много разных учителей (их нужно помнить, привыкать к требованиям каждого), необычный график, много новых классных комнат, новые дети в классе, новый классный руководитель, проблемы со старшеклассниками, в среднем звене мы снова самые маленькие, а в начальной школе мы уже были большими.
В некоторых школах дети переходят в среднее звено всем классом, в этом случае процесс адаптации легче. В то время как в некоторых школах при переходе в среднее звено детей как бы «перемешивают» согласно выбранному профилю и уровню знаний, то есть по сути заново формируют классы. В это случае процесс адаптации у детей проходит намного труднее, так как помимо взаимоотношений с учителями и привыканием к новым правилам им приходится выстраивать и отношения между собой во внутриклассном коллективе.
Приоритеты в школе постепенно меняются. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в действиях, которые вызывают положительные эмоции. Успех (или неудача) существенно влияет на мотивацию обучения. Оценки играют важную роль в этом: высокий балл дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае внутренний дискомфорт и даже конфликт неизбежны. Принимая во внимание физиологические особенности пубертатного возраста (несоответствующие темпам роста и развития различных функциональных систем и т. д.), можно также понять чрезвычайную эмоциональную неустойчивость подростков.
Таким образом, можно резюмировать, что эффективность социально-психологической адаптация учащихся среднего звена связана со следующими проблемами:
1. Смена учителей. При переходе в пятый класс вводится предметное обучение, когда каждый предмет ведет педагог-предметник. Проблема заключается в том, что если ранее детям необходимо было привыкнуть к требованиям одного учителя, то в пятом классе они должны привыкать к
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА…………………………..…7
1.1. Понимание социально-психологической адаптации в психолого-педагогической литературе. ……………………………………………………..7
1.2. Возрастные психологические и этнопсихологические особенности современных младших подростков, представителей КМН Севера………….12
1.3. Место и роль школьной психологической службы в социально-психологической адаптации учащихся среднего звена……………………….20
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА КМН ТАЙМЫРА В ТМКОУ «ХАТАНГСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»…………….28
2.1. Диагностика социально-психологической адаптации учащихся среднего звена КМН Таймыра………………………………………………….28
2.2 Описание работы психологической службы в период социально-психологической адаптации учащихся среднего звена КМН Таймыра……...37
3. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА КМН ТАЙМЫРА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ………………………………………..47
3.1 Анализ результатов работы школьной психологической службы по психологическому сопровождения учащихся в период адаптации…………47
3.2 Практические рекомендации по психологическому сопровождению учащихся среднего звена КМН Таймыра в период адаптации……………….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………62
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….66
Дипломная работа защищена в январе 2018 года. Оценка - Отлично. Тема довольно сложная, преподаватель поплася требовательный. Работа состоит из теоретической и практических частей. Практичечкие главы (2 и 3) написаны на примере школы - интерната. Проведена диагностика, по итогам диагностики - составлены таблицы, графики, написаны выводы. Осуществлена работа с детьми и проведена повторная диагностика. Все результаты диагностики подтверждены мат. расчетами. Очень много наглядного материала - рисунки, таблицы, приложения. Разработана и представлена программа работы с детьми, предложены рекомендации по работе с детьми по теме исследования.
Оригинальность выше 50%, сделана вручную, ничем не обработана.
Литературы свежая, по хожу работы ссылки на источники.
1. Агаджанов, Ю.Г. Культура межнационального общения: сущность, структура, функции. / А.Г. Агаджанов // Юридический вестник. - 2015. - №1. - С.37-42.
2. Азметова, Р.Ф. Особенности эволюции этнической идентичности в многонациональном регионе. / Р.Ф. Азметов // Регионология. - 2015. - №3. - С.274 -278.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416с.
4. Арутюнян, Ю.В. и др. Этносоциология [Текст] / Ю.В. Арутюнян -М.: Аспект Пресс, 2014. - 271с.
5. Болотоков, В.Н., Кумыков А.М. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья [Текст] / В.Н. Болотков, А.М. Кумыков – М.: Логос, 2013. - 261с.
6. Баринова, Е. Б. Этнопсихология: учебное пособие /Е. Б. Баринова. – М.: Российский университет дружбы народов, 2012. – 164 с
7. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
8. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.
9. Бубнова, Г.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Г.В. Бубнова. – М.: Юрайт, 2013. – 368с.
10. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
11. Джунусов, М.С. О мере своеобразия национальных культур / М.С. Джунусов // Социологические исследования. 2012. № 5. С.125-128.
12. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 c.
13. Гуревич, П.С. Психология / П.С. Гуревич - М.: Юрайт, 2016. - 466 с.
14. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
15. Иванников, В.А. Общая психология / В.А. Иванников - М.: Юрайт, 2015. - 512 с.
16. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
17. Крысько, В.Г. Этническая психология [Электронный ресурс]: /. В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2014. – 359 с. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru
18. Ильин, Г.Л. История психологии [Текст]: учебник /Г.Л. Ильин-М.: Юрайт, 2013.-389с.
19. Киреева, Е. П. Особенности эмоционально-личностного развития младших школьников, проживающих на Крайнем Севере/ Е.П. Киреева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2186–2190.
20. Лебедева, Н.М. Этнопсихология. учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.М. Лебедева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 491 c.
21. Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 182 c.
22. Мандель, Б.Р Этнопсихология: учеб. пособие / Б.Р Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 320 c.
23. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2013. - 592 с.
24. Марцинковская, Т.Д. Психология / Т.Д. Марциновская - М.: Академия, 2013. - 400 с.
25. Маслоу, А.Х. Мотивация и личность / А.Х. Маслоу - СПб.: Питер, 2014. - 400 с.
26. Немов. Р.С. Психология / Р.С. Немов - М.: Юрайт, 2014. - 639 с.
27. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 4. речь. психические состояния: Учебник и практикум для академического бакалав / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 223 c.
28. Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 524 c.
29. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учеб. для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. - М. : Юрайт : МГППУ, 2011. - 460 с.
30. Платонов, Ю.П. Этнопсихология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.П. Платонов. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 240 c.
31. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик.. - М.: Форум, 2013. - 304 c.
32. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 224 c.
33. Синевич, З.В. Социология и психология национальных отношений / З.В. Синевич СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2015. - 203с.
34. Скворцов, Н.Г. Проблемы этничности в социальной антропологии / Н.Г. Скворцов - СПб.: Изд-во ун-та, 2015. - 184с.
35. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 c.
36. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
37. Хайруллина, Н.Г. Грани этнической идентификации / Н.Г. Хайруллина // Социологические исследования. - 2015. - №5. - С.121-125.
38. Этническая психология и общество [Текст] / Под ред. Н.М Лебедевой - М.: Старый сад, 2013. - 340с.
39. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
40. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую