Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Глава 1. Кибераддикция подростка как социально-педагогическая проблема
1.1 Психологическая характеристика возрастных особенностей подростков
1.2 Классификация компьютерных игр
1.3 Причины возникновения кибераддикций у подростков
1.4 Личностно-ориентированный подход к профилактике кибераддикций
1.4.1 Социально-педагогические технологии по профилактике кибераддикций
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния кибераддикций на подростков
2.1 Описание базы исследования
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы
2.4 Тренинг по профилактике кибераддикций подростков
2.5 Примерные методические рекомендации для родителей по профилактике кибераддикций подростков
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
Приложение
1.1 Психологическая характеристика возрастных особенностей подростков
В подростковом возрасте детям характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше может управлять выражением своих чувств, чем младший школьник. В этом возрасте ребенок в определенных ситуациях жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение и т.д.) может скрывать под маской безразличия свою тревогу, волнение и огорчение. Как известно, общение со сверстниками у подростка является ведущей деятельностью, и подросток ощущает острую потребность в нем. В процессе коммуникации у ребенка появляются новые интересы, а также происходит становление норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям – к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать [10, с. 121]. Необходимо отметить высокую степень важности для него такого факта, как принадлежность к конкретной социальной группе.
...
1.2 Классификация компьютерных игр
Анализируя опыт многих ученых, можно сказать о постоянном росте популярности компьютерных игр среди подростков. Это происходит из-за стремительного развития компьютерных технологий, благодаря им видеоигры с каждым годом реалистично имитируют предметы и действия реального мира. Человек, который погрузился в компьютерную игру, добившийся определенных успехов, так реализует множество существующих у него потребностей.
Формирование психологического понятия о компьютерной игре как о предмете или явлении реального мира в настоящее время является одной из важнейших методологических задач.
Компьютерная игра – это программа, служащая для организации на компьютере игрового процесса с партнерами по игре (или сама выступающая в роли такого партнера), становясь социализирующим киберпространством для человека. [49, с. 59].
...
1.3 Причины возникновения кибераддикций у подростков
Результатом научно-технического прогресса XX в. стало появление компьютера и развитие компьютерных технологий: в настоящее время темпы компьютеризации превышают темпы развития других отраслей. Использование информационно-коммуникативных технологий широко применяется как в образовательном процессе, так и в досуговой сфере. Компьютерные технологии помогают решить проблемы образования такие как эффективность, качество и доступность. Одновременно с компьютерами возникли и компьютерные игры, которые с каждым годом совершенствовались, становились похожи на реальную жизнь, что и привлекает все большее число подростков. К сожалению, с развитием цифровых технологий увеличивается число людей с кибераддикцией.
В большинстве случаев ими становятся подростки в связи с психологическими физиологическими особенностями.
...
1.4 Личностно-ориентированный подход к профилактике кибераддикций
Одним из основных условий решения проблемы игровой компьютерной зависимости в общеобразовательной организации является реализация личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Существует множество философских, психологических, социальных, педагогических концепций и теории, которые имеют различную продуктивность вклада в теорию личностно-ориентированного подхода.
В психологических концепциях объясняется вся суть изменений, которые происходят в учащихся, учитываются закономерности психического развития, для того чтобы обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса, создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
...
1.4.1 Социально-педагогические технологии по профилактике кибераддикций
В социально-педагогической деятельности термин «технология» рассматривают как систему последовательных действий специалиста, направленную на решение определенной социально-педагогической задачи или проблемы с заранее продуманным результатом [7, с. 46].
Социально-педагогические технологии представляют собой систему четких инструкций, действий, предписаний. Но несмотря на это даже при полном соблюдении технологии, мы можем не получить ожидаемых результатов. Социально-педагогическая технология подбирается для каждой целевой группы, так как технологии имеют различную результативность.
Для выбора эффективной технологии социальному педагогу необходимо определить:
• цель работы;
• условия для реализации поставленной цели;
• особенности и возможности целевой группы;
• особенности места для проведения работы;
• временные рамки;
• собственные возможности.
...
Выводы по первой главе
Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой и мыслительной регуляции личности. В подростковом возрасте детям свойственна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний, хотя подросток лучше может управлять выражением своих чувств, чем младший школьник. В психологии понятие интернет-зависимости, компьютерной и игровой аддикции рассматриваются в совокупности, поскольку компьютер является техническим средством, позволяющим выйти в Интернет с разными целями, в том числе и с целью игры. Игровая, компьютерная и Интернет-зависимость с точки зрения психологов воспринимается как непреодолимое желание индивида отвлечься от жизни в реальности по причинам личностной инфантильности, наличия других аддикций или даже психических отклонений. Игровая компьютерная зависимость трактуется как предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.
...
2.1 Описание базы исследования
В качестве базы исследования нами была выбрана базой муниципальная общеобразовательная организация «Средняя школа №»
Адрес:
Директор:
Основной целью деятельности общеобразовательной организации является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего образования (387обучающихся), основного общего образования (332 обучающихся), среднего общего образования (84 обучающихся).
Обучение и воспитание носят общедоступный характер и ведутся на русском языке. Нормативный срок освоения общеобразовательных программ начального общего образования — 4 года, основного общего образования — 5 лет, среднего общего образования – 2 года.
Общеобразовательная организация также осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, реализация которых не является основной целью ее деятельности.
...
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы
Целью является определение уровня формирования кибераддикций среди подростков.
Исследование проходило на выборке из 27 человек обучающихся в возрасте 11–12 лет.
Для исследования степени кибераддикций использован тест-опросник степени увлеченности у младших подростков компьютерными играми, разработанный А.В. Гришиной. В данном опроснике содержится двадцать два вопроса, определяющих пять основных шкал: эмоциональное отношение к компьютерной игре; самоконтроль в компьютерной игре; целевая направленность на компьютерную игру; родительское отношение к компьютерным играм; предпочтение виртуального общения реальному. Тест имеет шесть вариантов ответов на вопросы: никогда, редко, иногда, часто, очень часто, постоянно. (Приложение 1)
Таким образом, опросник определяет три уровня увлеченности компьютерными играми:
• естественный уровень (6–11 баллов);
• средний уровень (12–21 баллов);
• уровень зависимости (22–37 баллов).
...
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы
Методика 1. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми (А.В. Гришиной).
В ходе проведенного исследования были получены следующие данные, результаты представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Результаты по шкале эмоциональной привлекательности.
Высокий уровень эмоциональной привлекательности компьютерной игры был выявлен у 40% – 11 подростков, это свидетельствует о том, что видеоигра выступает средством разрядки психоэмоционального напряжения, компенсации неудовлетворенных потребностей ребенка, в процессе игровой активности у обучающегося появляется ощущение эмоционального подъема. Низкий уровень эмоциональной привлекательности компьютерной игры имеют 60% – 16 человек, для таких подростков компьютерная игра выступает как один из видов досуга.
...
2.4 Тренинг по профилактике кибераддикций подростков
Полученные данные свидетельствуют о необходимости специальных тренинговых занятий для подростков, которые направлены на германизацию личности подростка, снижение уровня тревожности и усвоение навыков общения.
Основой профилактической работы стал разработанный нами тренинг, состоящий из комплекса групповых упражнений, направленных на решение проблем индивидуально-психологического развития, которые приводят к аддиктивным проявлениям в поведении, а также предоставление информации о влиянии компьютерных игр на личность.
Цель: профилактика компьютерной игровой зависимости подростков.
Задачи:
1. Создание доброжелательной обстановки в классе.
2. Повышение самооценки и чувства собственного достоинства.
3. Снижение эмоционального напряжения.
Форма проведения: тренинг.
Продолжительность: 1 час 30 минут.
Участники: обучающиеся 6А класса (27 человек).
...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2007 – 271 с.
Асмолов, А.Г. Психологическая модель Интернет-зависимости личности / А.Г. Асмолов // Мир психологии –2004. – № 1. – С. 179–192.
Аханов, Б.Ф. Проблема активности личности в обучении и использование активных методов обучения в преподавании / Б.Ф. Аханов // Интелектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2012. – № 12. – С. 31–37.
Белобродова, А.М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия / А.М. Белобродова // Научный диалог. Психология. Педагогика – 2013. – №9. – С. 6–20.
Березкин, А.В. Социологическая интерпретация феномена интернет зависимости в контексте теории аномии Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона / А.В. Березкин // Вестник КемГУ. – 2011. – №3. – С. 107–111.
Валентик, Ю.В. Психогенетическая модель личности пациента с зависимостью от психоактивных веществ / Ю.В. Валентик // Наркология. – 2002. – №9. – С. 21–26.
Васильева, Е.В. Технологии индивидуальной и групповой работы социального педагога с подростками по профилактике компьютерной зависимости / Е. В. Васильева // Гаудеамус. – 2016. – №3. – С. 46–53.
Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – C. 90–100.
Гальперина, П.Я. Управляемое формирование психических процессов [Текст] / П.Я. Гальперина. – Издательство МГУ, 1977. – 200 с.
Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии [Текст]: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 224 с.
Голухова, Г.Н. Методика и технология социального педагога [Текст] Учеб. пособие / Г.Н. Голухова. – Архангельск: ПГУ, 2010 – 152 с.
Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности [Текст]: Учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк – Калинингр. гос. ун-т. – Калининград, 2000. – 572 с.
Давлетшин, Д.М. К вопросу о типологии компьютерных игр в нравственном воспитании подростков / Д.М. Давлетшин // Поволжский педагогический поиск. – 2014. – № 4 (10). – С. 66–68.
Давыдов, В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления [Текст] / В.В. Давыдов. – М:Педагогика, 1989. – 280 с.
Давыдов, В.В. Психологические вопросы происхождения идеальных действий / В.В. Давыдов, В.П. Андронов // Вопросы психологии. – 1989. – №5. – С. 47–52.
Давыдов, В.В. Философско-психологические проблемы развития образования / ИНТОР, 1994. – 128 с.
Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш. – М.: Владос, 2003. – 264 с.
Донаева, Ю.В. Активизирующая роль тренинговых занятий в развитии здоровьеориентированной направленности личности / Ю.В. Донаева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – №2. – С. 134–136.
Дроздикова, А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика [Текст] / А.Р. Дроздикова, Р.А. Валеева, А.Р. Шакурова. – Казань: Отечество, 2012. – 280 с.
Евдокимова И.А. Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения / И.А. Евдокимова // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 956–958.
Егоров, А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) / А.Ю. Егоров // Аддиктология. – 2005. – № 1. – С. 65–77.
Занков, Л.В. Дидактика и жизнь [Текст] / Л.В. Занков. – М.: Просвещение,1968. – 177 с.
Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения [Текст] / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
Иванов, М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: дисс. на соиск. ученой степ. канд. псих. наук / М.С. Иванов. – Кемерово, 2005. – 152 с.
Ивлева, А.Н. Профилактика компьютерной зависимости в подростковом возрасте [Текст] / А.Н. Ивлева, З.А. Аксютина. – Омск: изд. ОмГПУ, 2009. – 94 с.
Иншаков, А.Г. Механизм формирования игровой зависимости у людей, увлеченных ролевыми онлайн играми / А.Г. Иншаков // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 34–38.
Киселёва, Т.Г. Индивидуальные особенности подростков, предрасположенных к интернет-зависимости / Т.Г. Киселева // Вестник Костромского государственного университета. Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – №3.– С. 46–50.
Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1987. – 367 с.
Королева, А.В. Технология развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей: конструктивный этап / А.В. Королева // Вестник Тамбовского университете. Серия Гуманитарные науки. –2015. – №9. – С. 7–15.
Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск: Олсиб, 2001. – 251 с.
Котляров, А.В. Другие наркотики или Homo Addictus [Текст] / А.В. Котляров. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
Кулаков, С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков [Текст] / С.А. Кулаков. – М.: Гардарики, 2003. – 43 с.
Лихван, А.В. Особенности психологического пространства личности школьников, зависимых от компьютерных игр / А.В. Лихван // Инновационная наука. – 2017. – №1 С. 193–196.
Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. – СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1999. – 688 с.
Макарова, Ю.В. Требования к профессиональной подготовке ведущих тренинговых групп / Ю.В. Макарова // Психология. – 2000. – № 5. – С. 61–66.
Макарова, Л. Н. Инновационная подготовка социального педагога в вузе [Текст] / Л. Н. Макарова, В. А. Монастырский. – М:Тамбов, 2008 – 264 с.
Максимов, Э.А. Аддикция как предмет исследования в современных психолого-педагогических теориях / Э.А. Максимов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2016. – №3. – С. 130–140.
Максс, В.А. Компьютерная зависимость у подростков / В.А. Максс // Молодой ученый. – 2014. – №7. – С. 272–274.
Малкова, Е.Е. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков / Е.Е. Малкова, Н.И. Калин // Медицинская психология в России. – 2012. – № 4 – С. 3.
Медведева И.С. Проблема игромании в молодежной среде / И.С. Медведева, И.А. Чащин // Вестник СГТУ. – 2006. – С. 58.
Менделевич, В.Д. Руководство по аддиктологии [Текст] / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
Монина, Г. Б. Тренинг: ресурсы стрессоустойчивости [Текст] / Г.Б. Монина, Н.В. Ранина. – СПб.: Речь, 2009. – 250 с.
Мудрик, A.B. Социализация человека [Текст] / A.B. Мудрик. – М.: Академия, 2006. – 304 с.
Набойченко Е.С. Психологические аспекты кибераддикции подростков / Е.С. Набойченко // Педагогическое образование в России. – 2016. – №5. – С. 82–87.
Никитина, Н.Н. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии [Текст] / Н.Н. Никитина. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. – 104 с.
Николаева, Е.И. Социальные психологические и психофизиологические механизмы аддиктивного поведения [Текст] / Е.И. Николаева. – Новосибирск: Олсиб, 2000. – 78 с.
Окунева Л.И. Факторы, обуславливающие формирование кибераддикции у подростков / Л.И. Окунева // Педагогическое образование в России. – 2016. – №2. – С. 157–162.
Плешаков, В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а [Текст] / В.А. Плешаков. – М.: МПГУ, Прометей, 2012. – 212 с.
Плешаков, В.А. Компьютерные игры как фактор киберсоциализации человека в XXI в / В.А. Плешаков // Инновационные подходы в современном образовании. – 2013. – № 8. – С. 36–37.
Позина, М.Б. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / М.Б. Позина. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97 с.
Профессионализм преподавателя и студента: теории и технологии [Текст] / Л.Н. Макарова и др. – М.: Тамбов, 2005. – 280 с.
Психология подростка. Особенности Я-концепции подростка [Текст] / под ред.: А.А. Реан. – СПб: Прайм-еврознак, 2004. – Гл. 5. – С. 110–139.
Реан, А.А Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2003. – 496 с.
Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / М.И. Рожков, JI.B. Байбородова. — М.: Владос, 1999. –256 с.
Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков [Текст] / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. – М.: Владос, 2003 – 160 с.
Рожков, М.И. Социальное закаливание как фактор профилактики употребления психоактивных веществ [Текст] / М.И. Рожков. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – 160 с.
Рожков, М.И. Социальное становление учащихся [Текст] / М.И. Рожков. –Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1995 – 72 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 356 с.
Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии [Текст] / В.В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 2000. – 148 с.
Сериков, В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии [Текст] / В.В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 1994. – 152 с.
Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем [Текст] ] / В.В. Сериков. – М.: Издательская корпорация «Логос»,1999. – 272 с.
Смирнова, А.А. Киберугрозы безопасности подростков / А.А. Смирнова // Ped.Rev. – 2017. – №3. – С. 99–107.
Смокова, Е.Ю. Влияние развития информационных технологий на социально-психологическое развитие личности / Е.Ю. Смокова // Территория науки. – 2017. – №1. – С. 79–84.
Старшенбаум, Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей [Текст] / Г. В. Старшенбаум. – М.: Когито-центр, 2005. – 288 с.
Тарханова, И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация [Текст] / И.Ю. Тарханова, М.А. Ковальчук. – М.: Владос, 2014. – 350 с.
Тарханова, И.Ю. Педагогическая концепция профилактической работы в муниципальной образовательной среде / И.Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №1. – С. 8–11.
Тимофеева, А.Д. К вопросу использования компьютерных игр в образовательной системе / А.Д. Тимофеева // Вестник МГУП им. Ивана Федорова. – 2015. – № 5. – С. 81–84.
Тучин Д.О. Влияние Интернета на психическое здоровье человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://citadel.pioner-samara.ru/compscoo/articles/psycinet.html (14.03.2018)
Филатова, Т.П. Компьютерная игровая аддикция – новый вид аддиктивного поведения XXI века / Т.П. Филатова // European journal of education and applied psychology. – 2016 – №3. – С. 49–52.
Якиманская, И.С Построение модели личностно-ориентированного обучения. [Текст] / И.С. Якиманская – М.:КСП, 2001. – 128 с.
Янг, К.С. Пойманные в сеть [Тест] / К.С. Янг. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 256 с.
Янг, К.С. Диагноз – Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет. – 2000. – №2. – С. 24–29.
Szpringer, M. Gry komputerowe a zachowania problemowe młodzieży w wieku 12–13 lat / M. Szpringer // Studia Medyczne. – 2016. – №12. – S. 35–39.
Zboralski, K. Rozpowszechnienie uzależnienia od komputera i Internetu / K. Zboralski // Postepy Hig Med Dosw – 2017. – № 63. – S. 8–12.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Глава 1. Кибераддикция подростка как социально-педагогическая проблема
1.1 Психологическая характеристика возрастных особенностей подростков
1.2 Классификация компьютерных игр
1.3 Причины возникновения кибераддикций у подростков
1.4 Личностно-ориентированный подход к профилактике кибераддикций
1.4.1 Социально-педагогические технологии по профилактике кибераддикций
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния кибераддикций на подростков
2.1 Описание базы исследования
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы
2.4 Тренинг по профилактике кибераддикций подростков
2.5 Примерные методические рекомендации для родителей по профилактике кибераддикций подростков
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
Приложение
1.1 Психологическая характеристика возрастных особенностей подростков
В подростковом возрасте детям характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше может управлять выражением своих чувств, чем младший школьник. В этом возрасте ребенок в определенных ситуациях жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение и т.д.) может скрывать под маской безразличия свою тревогу, волнение и огорчение. Как известно, общение со сверстниками у подростка является ведущей деятельностью, и подросток ощущает острую потребность в нем. В процессе коммуникации у ребенка появляются новые интересы, а также происходит становление норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям – к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать [10, с. 121]. Необходимо отметить высокую степень важности для него такого факта, как принадлежность к конкретной социальной группе.
...
1.2 Классификация компьютерных игр
Анализируя опыт многих ученых, можно сказать о постоянном росте популярности компьютерных игр среди подростков. Это происходит из-за стремительного развития компьютерных технологий, благодаря им видеоигры с каждым годом реалистично имитируют предметы и действия реального мира. Человек, который погрузился в компьютерную игру, добившийся определенных успехов, так реализует множество существующих у него потребностей.
Формирование психологического понятия о компьютерной игре как о предмете или явлении реального мира в настоящее время является одной из важнейших методологических задач.
Компьютерная игра – это программа, служащая для организации на компьютере игрового процесса с партнерами по игре (или сама выступающая в роли такого партнера), становясь социализирующим киберпространством для человека. [49, с. 59].
...
1.3 Причины возникновения кибераддикций у подростков
Результатом научно-технического прогресса XX в. стало появление компьютера и развитие компьютерных технологий: в настоящее время темпы компьютеризации превышают темпы развития других отраслей. Использование информационно-коммуникативных технологий широко применяется как в образовательном процессе, так и в досуговой сфере. Компьютерные технологии помогают решить проблемы образования такие как эффективность, качество и доступность. Одновременно с компьютерами возникли и компьютерные игры, которые с каждым годом совершенствовались, становились похожи на реальную жизнь, что и привлекает все большее число подростков. К сожалению, с развитием цифровых технологий увеличивается число людей с кибераддикцией.
В большинстве случаев ими становятся подростки в связи с психологическими физиологическими особенностями.
...
1.4 Личностно-ориентированный подход к профилактике кибераддикций
Одним из основных условий решения проблемы игровой компьютерной зависимости в общеобразовательной организации является реализация личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Существует множество философских, психологических, социальных, педагогических концепций и теории, которые имеют различную продуктивность вклада в теорию личностно-ориентированного подхода.
В психологических концепциях объясняется вся суть изменений, которые происходят в учащихся, учитываются закономерности психического развития, для того чтобы обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса, создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
...
1.4.1 Социально-педагогические технологии по профилактике кибераддикций
В социально-педагогической деятельности термин «технология» рассматривают как систему последовательных действий специалиста, направленную на решение определенной социально-педагогической задачи или проблемы с заранее продуманным результатом [7, с. 46].
Социально-педагогические технологии представляют собой систему четких инструкций, действий, предписаний. Но несмотря на это даже при полном соблюдении технологии, мы можем не получить ожидаемых результатов. Социально-педагогическая технология подбирается для каждой целевой группы, так как технологии имеют различную результативность.
Для выбора эффективной технологии социальному педагогу необходимо определить:
• цель работы;
• условия для реализации поставленной цели;
• особенности и возможности целевой группы;
• особенности места для проведения работы;
• временные рамки;
• собственные возможности.
...
Выводы по первой главе
Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой и мыслительной регуляции личности. В подростковом возрасте детям свойственна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний, хотя подросток лучше может управлять выражением своих чувств, чем младший школьник. В психологии понятие интернет-зависимости, компьютерной и игровой аддикции рассматриваются в совокупности, поскольку компьютер является техническим средством, позволяющим выйти в Интернет с разными целями, в том числе и с целью игры. Игровая, компьютерная и Интернет-зависимость с точки зрения психологов воспринимается как непреодолимое желание индивида отвлечься от жизни в реальности по причинам личностной инфантильности, наличия других аддикций или даже психических отклонений. Игровая компьютерная зависимость трактуется как предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.
...
2.1 Описание базы исследования
В качестве базы исследования нами была выбрана базой муниципальная общеобразовательная организация «Средняя школа №»
Адрес:
Директор:
Основной целью деятельности общеобразовательной организации является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего образования (387обучающихся), основного общего образования (332 обучающихся), среднего общего образования (84 обучающихся).
Обучение и воспитание носят общедоступный характер и ведутся на русском языке. Нормативный срок освоения общеобразовательных программ начального общего образования — 4 года, основного общего образования — 5 лет, среднего общего образования – 2 года.
Общеобразовательная организация также осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, реализация которых не является основной целью ее деятельности.
...
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы
Целью является определение уровня формирования кибераддикций среди подростков.
Исследование проходило на выборке из 27 человек обучающихся в возрасте 11–12 лет.
Для исследования степени кибераддикций использован тест-опросник степени увлеченности у младших подростков компьютерными играми, разработанный А.В. Гришиной. В данном опроснике содержится двадцать два вопроса, определяющих пять основных шкал: эмоциональное отношение к компьютерной игре; самоконтроль в компьютерной игре; целевая направленность на компьютерную игру; родительское отношение к компьютерным играм; предпочтение виртуального общения реальному. Тест имеет шесть вариантов ответов на вопросы: никогда, редко, иногда, часто, очень часто, постоянно. (Приложение 1)
Таким образом, опросник определяет три уровня увлеченности компьютерными играми:
• естественный уровень (6–11 баллов);
• средний уровень (12–21 баллов);
• уровень зависимости (22–37 баллов).
...
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы
Методика 1. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми (А.В. Гришиной).
В ходе проведенного исследования были получены следующие данные, результаты представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Результаты по шкале эмоциональной привлекательности.
Высокий уровень эмоциональной привлекательности компьютерной игры был выявлен у 40% – 11 подростков, это свидетельствует о том, что видеоигра выступает средством разрядки психоэмоционального напряжения, компенсации неудовлетворенных потребностей ребенка, в процессе игровой активности у обучающегося появляется ощущение эмоционального подъема. Низкий уровень эмоциональной привлекательности компьютерной игры имеют 60% – 16 человек, для таких подростков компьютерная игра выступает как один из видов досуга.
...
2.4 Тренинг по профилактике кибераддикций подростков
Полученные данные свидетельствуют о необходимости специальных тренинговых занятий для подростков, которые направлены на германизацию личности подростка, снижение уровня тревожности и усвоение навыков общения.
Основой профилактической работы стал разработанный нами тренинг, состоящий из комплекса групповых упражнений, направленных на решение проблем индивидуально-психологического развития, которые приводят к аддиктивным проявлениям в поведении, а также предоставление информации о влиянии компьютерных игр на личность.
Цель: профилактика компьютерной игровой зависимости подростков.
Задачи:
1. Создание доброжелательной обстановки в классе.
2. Повышение самооценки и чувства собственного достоинства.
3. Снижение эмоционального напряжения.
Форма проведения: тренинг.
Продолжительность: 1 час 30 минут.
Участники: обучающиеся 6А класса (27 человек).
...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2007 – 271 с.
Асмолов, А.Г. Психологическая модель Интернет-зависимости личности / А.Г. Асмолов // Мир психологии –2004. – № 1. – С. 179–192.
Аханов, Б.Ф. Проблема активности личности в обучении и использование активных методов обучения в преподавании / Б.Ф. Аханов // Интелектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2012. – № 12. – С. 31–37.
Белобродова, А.М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия / А.М. Белобродова // Научный диалог. Психология. Педагогика – 2013. – №9. – С. 6–20.
Березкин, А.В. Социологическая интерпретация феномена интернет зависимости в контексте теории аномии Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона / А.В. Березкин // Вестник КемГУ. – 2011. – №3. – С. 107–111.
Валентик, Ю.В. Психогенетическая модель личности пациента с зависимостью от психоактивных веществ / Ю.В. Валентик // Наркология. – 2002. – №9. – С. 21–26.
Васильева, Е.В. Технологии индивидуальной и групповой работы социального педагога с подростками по профилактике компьютерной зависимости / Е. В. Васильева // Гаудеамус. – 2016. – №3. – С. 46–53.
Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – C. 90–100.
Гальперина, П.Я. Управляемое формирование психических процессов [Текст] / П.Я. Гальперина. – Издательство МГУ, 1977. – 200 с.
Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии [Текст]: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 224 с.
Голухова, Г.Н. Методика и технология социального педагога [Текст] Учеб. пособие / Г.Н. Голухова. – Архангельск: ПГУ, 2010 – 152 с.
Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности [Текст]: Учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк – Калинингр. гос. ун-т. – Калининград, 2000. – 572 с.
Давлетшин, Д.М. К вопросу о типологии компьютерных игр в нравственном воспитании подростков / Д.М. Давлетшин // Поволжский педагогический поиск. – 2014. – № 4 (10). – С. 66–68.
Давыдов, В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления [Текст] / В.В. Давыдов. – М:Педагогика, 1989. – 280 с.
Давыдов, В.В. Психологические вопросы происхождения идеальных действий / В.В. Давыдов, В.П. Андронов // Вопросы психологии. – 1989. – №5. – С. 47–52.
Давыдов, В.В. Философско-психологические проблемы развития образования / ИНТОР, 1994. – 128 с.
Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш. – М.: Владос, 2003. – 264 с.
Донаева, Ю.В. Активизирующая роль тренинговых занятий в развитии здоровьеориентированной направленности личности / Ю.В. Донаева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – №2. – С. 134–136.
Дроздикова, А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика [Текст] / А.Р. Дроздикова, Р.А. Валеева, А.Р. Шакурова. – Казань: Отечество, 2012. – 280 с.
Евдокимова И.А. Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения / И.А. Евдокимова // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 956–958.
Егоров, А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) / А.Ю. Егоров // Аддиктология. – 2005. – № 1. – С. 65–77.
Занков, Л.В. Дидактика и жизнь [Текст] / Л.В. Занков. – М.: Просвещение,1968. – 177 с.
Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения [Текст] / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
Иванов, М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: дисс. на соиск. ученой степ. канд. псих. наук / М.С. Иванов. – Кемерово, 2005. – 152 с.
Ивлева, А.Н. Профилактика компьютерной зависимости в подростковом возрасте [Текст] / А.Н. Ивлева, З.А. Аксютина. – Омск: изд. ОмГПУ, 2009. – 94 с.
Иншаков, А.Г. Механизм формирования игровой зависимости у людей, увлеченных ролевыми онлайн играми / А.Г. Иншаков // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 34–38.
Киселёва, Т.Г. Индивидуальные особенности подростков, предрасположенных к интернет-зависимости / Т.Г. Киселева // Вестник Костромского государственного университета. Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – №3.– С. 46–50.
Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1987. – 367 с.
Королева, А.В. Технология развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей: конструктивный этап / А.В. Королева // Вестник Тамбовского университете. Серия Гуманитарные науки. –2015. – №9. – С. 7–15.
Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск: Олсиб, 2001. – 251 с.
Котляров, А.В. Другие наркотики или Homo Addictus [Текст] / А.В. Котляров. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
Кулаков, С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков [Текст] / С.А. Кулаков. – М.: Гардарики, 2003. – 43 с.
Лихван, А.В. Особенности психологического пространства личности школьников, зависимых от компьютерных игр / А.В. Лихван // Инновационная наука. – 2017. – №1 С. 193–196.
Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. – СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1999. – 688 с.
Макарова, Ю.В. Требования к профессиональной подготовке ведущих тренинговых групп / Ю.В. Макарова // Психология. – 2000. – № 5. – С. 61–66.
Макарова, Л. Н. Инновационная подготовка социального педагога в вузе [Текст] / Л. Н. Макарова, В. А. Монастырский. – М:Тамбов, 2008 – 264 с.
Максимов, Э.А. Аддикция как предмет исследования в современных психолого-педагогических теориях / Э.А. Максимов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2016. – №3. – С. 130–140.
Максс, В.А. Компьютерная зависимость у подростков / В.А. Максс // Молодой ученый. – 2014. – №7. – С. 272–274.
Малкова, Е.Е. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков / Е.Е. Малкова, Н.И. Калин // Медицинская психология в России. – 2012. – № 4 – С. 3.
Медведева И.С. Проблема игромании в молодежной среде / И.С. Медведева, И.А. Чащин // Вестник СГТУ. – 2006. – С. 58.
Менделевич, В.Д. Руководство по аддиктологии [Текст] / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
Монина, Г. Б. Тренинг: ресурсы стрессоустойчивости [Текст] / Г.Б. Монина, Н.В. Ранина. – СПб.: Речь, 2009. – 250 с.
Мудрик, A.B. Социализация человека [Текст] / A.B. Мудрик. – М.: Академия, 2006. – 304 с.
Набойченко Е.С. Психологические аспекты кибераддикции подростков / Е.С. Набойченко // Педагогическое образование в России. – 2016. – №5. – С. 82–87.
Никитина, Н.Н. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии [Текст] / Н.Н. Никитина. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. – 104 с.
Николаева, Е.И. Социальные психологические и психофизиологические механизмы аддиктивного поведения [Текст] / Е.И. Николаева. – Новосибирск: Олсиб, 2000. – 78 с.
Окунева Л.И. Факторы, обуславливающие формирование кибераддикции у подростков / Л.И. Окунева // Педагогическое образование в России. – 2016. – №2. – С. 157–162.
Плешаков, В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а [Текст] / В.А. Плешаков. – М.: МПГУ, Прометей, 2012. – 212 с.
Плешаков, В.А. Компьютерные игры как фактор киберсоциализации человека в XXI в / В.А. Плешаков // Инновационные подходы в современном образовании. – 2013. – № 8. – С. 36–37.
Позина, М.Б. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / М.Б. Позина. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97 с.
Профессионализм преподавателя и студента: теории и технологии [Текст] / Л.Н. Макарова и др. – М.: Тамбов, 2005. – 280 с.
Психология подростка. Особенности Я-концепции подростка [Текст] / под ред.: А.А. Реан. – СПб: Прайм-еврознак, 2004. – Гл. 5. – С. 110–139.
Реан, А.А Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2003. – 496 с.
Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / М.И. Рожков, JI.B. Байбородова. — М.: Владос, 1999. –256 с.
Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков [Текст] / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. – М.: Владос, 2003 – 160 с.
Рожков, М.И. Социальное закаливание как фактор профилактики употребления психоактивных веществ [Текст] / М.И. Рожков. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – 160 с.
Рожков, М.И. Социальное становление учащихся [Текст] / М.И. Рожков. –Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1995 – 72 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 356 с.
Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии [Текст] / В.В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 2000. – 148 с.
Сериков, В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии [Текст] / В.В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 1994. – 152 с.
Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем [Текст] ] / В.В. Сериков. – М.: Издательская корпорация «Логос»,1999. – 272 с.
Смирнова, А.А. Киберугрозы безопасности подростков / А.А. Смирнова // Ped.Rev. – 2017. – №3. – С. 99–107.
Смокова, Е.Ю. Влияние развития информационных технологий на социально-психологическое развитие личности / Е.Ю. Смокова // Территория науки. – 2017. – №1. – С. 79–84.
Старшенбаум, Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей [Текст] / Г. В. Старшенбаум. – М.: Когито-центр, 2005. – 288 с.
Тарханова, И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация [Текст] / И.Ю. Тарханова, М.А. Ковальчук. – М.: Владос, 2014. – 350 с.
Тарханова, И.Ю. Педагогическая концепция профилактической работы в муниципальной образовательной среде / И.Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №1. – С. 8–11.
Тимофеева, А.Д. К вопросу использования компьютерных игр в образовательной системе / А.Д. Тимофеева // Вестник МГУП им. Ивана Федорова. – 2015. – № 5. – С. 81–84.
Тучин Д.О. Влияние Интернета на психическое здоровье человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://citadel.pioner-samara.ru/compscoo/articles/psycinet.html (14.03.2018)
Филатова, Т.П. Компьютерная игровая аддикция – новый вид аддиктивного поведения XXI века / Т.П. Филатова // European journal of education and applied psychology. – 2016 – №3. – С. 49–52.
Якиманская, И.С Построение модели личностно-ориентированного обучения. [Текст] / И.С. Якиманская – М.:КСП, 2001. – 128 с.
Янг, К.С. Пойманные в сеть [Тест] / К.С. Янг. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 256 с.
Янг, К.С. Диагноз – Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет. – 2000. – №2. – С. 24–29.
Szpringer, M. Gry komputerowe a zachowania problemowe młodzieży w wieku 12–13 lat / M. Szpringer // Studia Medyczne. – 2016. – №12. – S. 35–39.
Zboralski, K. Rozpowszechnienie uzależnienia od komputera i Internetu / K. Zboralski // Postepy Hig Med Dosw – 2017. – № 63. – S. 8–12.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1334 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую