Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению является предметом изучения в педагогической и психологической литературе достаточно давно, со времени появления общественных учебных заведений.
Изначально проблема готовности к обучению рассматривалась в историческом аспекте в качестве проблемы педагогической (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и другие).
В отечественной психологической науке исследования проблемы психологической готовности к школе велись в соответствии с разными подходами. Психологическую готовность к обучению в школе можно рассматривать как наличие определенных психологических предпосылок, при которых учебная деятельность будет осуществляться успешно, а также как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения им школьной программы в окружении группы сверстников.
Психологическая готовность – это сложное комплексное образование, состоящее из нескольких элементов. Как правило, выделяют интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и коммуникативную готовность. Наиболее изученным является личностный компонент в структуре психологической готовности детей к школьному обучению. Личностная готовность к школе включает определенное отношение к себе, сформированную внутреннюю позицию школьника. Важное значение имеет мотивация, а также проявление во взаимодействии со сверстниками признаков сотрудничества и способности договариваться, а значит вставать на позицию другого. Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу.
Нам представляется целесообразным обратиться к проблеме готовности ребенка к школьному обучению, так как те психологические трудности, которые возникают у ребенка в младшем школьном возрасте, особенно в первый год обучения, берут свое начало именно в дошкольном детстве. Так, например, одна из самых мучительных проблем первоклассника – проблема успеваемости ‒ напрямую связана с такими параметрами психологической готовности к школьному обучению, как произвольность поведения, умения соподчинения мотивов игровой и учебной деятельности, способности к самоконтролю и так далее. Ребенок, который не может организовать свою жизнь, у которого страдает произвольная регуляция поведения, отсутствует или нарушен режим дня, обязательно будет иметь проблемы поведенческого характера, что, конечно, отразится на качестве его учебной деятельности.
Вышесказанное определило выбор темы настоящего исследования «Особенности психологической готовности к школьному обучению шести- и семилетних детей разного пола».
Цель исследования: исследование психологической готовности к школьному обучению шести- и семилетних детей разного пола.
Объект исследования: воспитанники детского сада в возрасте шести и семи лет (мальчики, девочки).
Предмет исследования: психологическая готовность к школьному обучению у детей шести и семи лет разного пола.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, девочки имеют более высокие показатели школьной готовности по сравнению с мальчиками, что проявляется в их высоком уровне мотивационной и интеллектуальной готовности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности ребенка к обучению в школе.
2. Провести анализ показателей психологической готовности к школьному обучению девочек и мальчиков.
3. Сделать сравнительный анализ показателей психологической готовности к школьному обучению девочек и мальчиков, разработать практические рекомендации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, которые сформировали основные определения психологической готовности ребенка к школе (А. Анастази, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н, Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Коневой О.Б.,).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме); эмпирические (наблюдение, анкетирование, изучение педагогической документации); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента); методы математической статистики.
Методики исследования:
1. Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника (Н. И. Гуткина).
2. Методика исследования мотивов учения (М.Р. Гинзбург).
3. Тест Керна-Йерасика.
4. Методика наблюдения.
5. Анкетирование.
В исследовании принимали участие воспитанники старшей группы в возрасте 6-7 лет в количестве 40 человек.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Особенности психического развития детей шести и семи лет
1.3 Гендерный аспект развития детей шести и семи лет
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ ШЕСТИ И СЕМИ ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА РАЗНОГО ПОЛА
2.1 Организация и планирование исследования
2.2 Характеристика испытуемых
2.3 Характеристика методов исследования
2.4 Методы обработки результатов исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ШЕСТИ- И СЕМИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА
3.1 Анализ показателей психологической готовности к школьному обучению девочек
3.2 Анализ показателей психологической готовности к школьному обучению мальчиков
3.3 Сравнительный анализ показателей психологической готовности к школьному обучению девочек и мальчиков, разработка практических рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Оригинальность по Антиплагиат.ру 71%.
Акимова М.К., Гуревич К.М. Если ваш ребенок не хочет учиться. М.: 2015. С. 24–65.
2. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение. М.: Издат. центр «Академия», 2016. С. 111-115.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
4. Блонский П.П. К вопросу о мерах борьбы со школьной неуспеваемостью //Психология младшего школьника. М.: Московский психолого-социальный институт, 2016. С. 616–620.
5. Борисов А.Б. Комментарий к Семейному кодексу РФ (постатейный). – М.: Книжный мир, 2010. – 416 с.
6. Вараксин В.Н. Методика и технология социального планирования. Учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 385 с.
7. Венгер Л.А., Ибатуллина А.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии, 2017. № 2. С. 20–27.
8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: НПО «Образование», 2006.- 143 с.
9. Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
10. Гримовская Л.М. Теоретические основы совершенствования преемственности в экологическом образовании детей // Инновации в образовании. 2017. № 11. С 108–116.
11. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
12. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте //Возрастная и педагогическая психология.- М., 2006.- 169 с.
13. Демидова, Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности / Е. Де¬мидова // Дошкольное воспитание. — № 1. — 2014.
14. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию па развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: Аркти, 2008. – 56 с.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 1287 с.
16. Кардашенко В.Н., Вишневецкая Т.Ю. Биологический уровень развития и “школьная зрелость” детей 6-7 лет.// Новые исследования по возрастной физиологии. – 2007. – № 1(6).- С.14.
17. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе.//Дошкольное воспитание. – 2006. – №7. – С. 81.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.- М., 2008 – 335 с.
19. Лобанова А.В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в школе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/23058 (дата обращения: 07.01.2019).
20. Максаков А.И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с.
21. Метелкина Е. Р. Профилактика межличностных конфликтов в подростково-юношеской среде в условиях средне-специального образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 813-815.
22. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2016. 608 с.
23. Мухина В. С. Детская психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2013. – 352 с.
24. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе. М.: Просвещение, 2016. -182 с.
25. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. - М., 2007.- 168 с.
26. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: Педагогика, 2007. –216 с.
27. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 240 с.
28. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 2008.-175 с.
29. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка – Синтез, 2005. – 208с.
30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста/ Е.И. Рогов. – М., 2006.
31. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. – 2007. – №8. – С.25-28.
32. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
33. Сластенин, В.А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. - 480 с.
34. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / Под ред. докт. пед. Наук И.А. Липского, докт. пед. Наук Л.Е. Сикорской. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 280 с.
35. Социальная работа с молодежью: учебное пособие/под ред. Н.Ф. Басова. – 4-е изд. – М., 2015.
Всего 53 источника литературы
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению является предметом изучения в педагогической и психологической литературе достаточно давно, со времени появления общественных учебных заведений.
Изначально проблема готовности к обучению рассматривалась в историческом аспекте в качестве проблемы педагогической (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и другие).
В отечественной психологической науке исследования проблемы психологической готовности к школе велись в соответствии с разными подходами. Психологическую готовность к обучению в школе можно рассматривать как наличие определенных психологических предпосылок, при которых учебная деятельность будет осуществляться успешно, а также как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения им школьной программы в окружении группы сверстников.
Психологическая готовность – это сложное комплексное образование, состоящее из нескольких элементов. Как правило, выделяют интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и коммуникативную готовность. Наиболее изученным является личностный компонент в структуре психологической готовности детей к школьному обучению. Личностная готовность к школе включает определенное отношение к себе, сформированную внутреннюю позицию школьника. Важное значение имеет мотивация, а также проявление во взаимодействии со сверстниками признаков сотрудничества и способности договариваться, а значит вставать на позицию другого. Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу.
Нам представляется целесообразным обратиться к проблеме готовности ребенка к школьному обучению, так как те психологические трудности, которые возникают у ребенка в младшем школьном возрасте, особенно в первый год обучения, берут свое начало именно в дошкольном детстве. Так, например, одна из самых мучительных проблем первоклассника – проблема успеваемости ‒ напрямую связана с такими параметрами психологической готовности к школьному обучению, как произвольность поведения, умения соподчинения мотивов игровой и учебной деятельности, способности к самоконтролю и так далее. Ребенок, который не может организовать свою жизнь, у которого страдает произвольная регуляция поведения, отсутствует или нарушен режим дня, обязательно будет иметь проблемы поведенческого характера, что, конечно, отразится на качестве его учебной деятельности.
Вышесказанное определило выбор темы настоящего исследования «Особенности психологической готовности к школьному обучению шести- и семилетних детей разного пола».
Цель исследования: исследование психологической готовности к школьному обучению шести- и семилетних детей разного пола.
Объект исследования: воспитанники детского сада в возрасте шести и семи лет (мальчики, девочки).
Предмет исследования: психологическая готовность к школьному обучению у детей шести и семи лет разного пола.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, девочки имеют более высокие показатели школьной готовности по сравнению с мальчиками, что проявляется в их высоком уровне мотивационной и интеллектуальной готовности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности ребенка к обучению в школе.
2. Провести анализ показателей психологической готовности к школьному обучению девочек и мальчиков.
3. Сделать сравнительный анализ показателей психологической готовности к школьному обучению девочек и мальчиков, разработать практические рекомендации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, которые сформировали основные определения психологической готовности ребенка к школе (А. Анастази, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н, Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Коневой О.Б.,).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме); эмпирические (наблюдение, анкетирование, изучение педагогической документации); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента); методы математической статистики.
Методики исследования:
1. Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника (Н. И. Гуткина).
2. Методика исследования мотивов учения (М.Р. Гинзбург).
3. Тест Керна-Йерасика.
4. Методика наблюдения.
5. Анкетирование.
В исследовании принимали участие воспитанники старшей группы в возрасте 6-7 лет в количестве 40 человек.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Особенности психического развития детей шести и семи лет
1.3 Гендерный аспект развития детей шести и семи лет
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ ШЕСТИ И СЕМИ ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА РАЗНОГО ПОЛА
2.1 Организация и планирование исследования
2.2 Характеристика испытуемых
2.3 Характеристика методов исследования
2.4 Методы обработки результатов исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ШЕСТИ- И СЕМИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА
3.1 Анализ показателей психологической готовности к школьному обучению девочек
3.2 Анализ показателей психологической готовности к школьному обучению мальчиков
3.3 Сравнительный анализ показателей психологической готовности к школьному обучению девочек и мальчиков, разработка практических рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Оригинальность по Антиплагиат.ру 71%.
Акимова М.К., Гуревич К.М. Если ваш ребенок не хочет учиться. М.: 2015. С. 24–65.
2. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение. М.: Издат. центр «Академия», 2016. С. 111-115.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
4. Блонский П.П. К вопросу о мерах борьбы со школьной неуспеваемостью //Психология младшего школьника. М.: Московский психолого-социальный институт, 2016. С. 616–620.
5. Борисов А.Б. Комментарий к Семейному кодексу РФ (постатейный). – М.: Книжный мир, 2010. – 416 с.
6. Вараксин В.Н. Методика и технология социального планирования. Учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 385 с.
7. Венгер Л.А., Ибатуллина А.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии, 2017. № 2. С. 20–27.
8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: НПО «Образование», 2006.- 143 с.
9. Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
10. Гримовская Л.М. Теоретические основы совершенствования преемственности в экологическом образовании детей // Инновации в образовании. 2017. № 11. С 108–116.
11. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
12. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте //Возрастная и педагогическая психология.- М., 2006.- 169 с.
13. Демидова, Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности / Е. Де¬мидова // Дошкольное воспитание. — № 1. — 2014.
14. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию па развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: Аркти, 2008. – 56 с.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 1287 с.
16. Кардашенко В.Н., Вишневецкая Т.Ю. Биологический уровень развития и “школьная зрелость” детей 6-7 лет.// Новые исследования по возрастной физиологии. – 2007. – № 1(6).- С.14.
17. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе.//Дошкольное воспитание. – 2006. – №7. – С. 81.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.- М., 2008 – 335 с.
19. Лобанова А.В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в школе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/23058 (дата обращения: 07.01.2019).
20. Максаков А.И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с.
21. Метелкина Е. Р. Профилактика межличностных конфликтов в подростково-юношеской среде в условиях средне-специального образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 813-815.
22. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2016. 608 с.
23. Мухина В. С. Детская психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2013. – 352 с.
24. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе. М.: Просвещение, 2016. -182 с.
25. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. - М., 2007.- 168 с.
26. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: Педагогика, 2007. –216 с.
27. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 240 с.
28. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 2008.-175 с.
29. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка – Синтез, 2005. – 208с.
30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста/ Е.И. Рогов. – М., 2006.
31. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. – 2007. – №8. – С.25-28.
32. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
33. Сластенин, В.А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. - 480 с.
34. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / Под ред. докт. пед. Наук И.А. Липского, докт. пед. Наук Л.Е. Сикорской. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 280 с.
35. Социальная работа с молодежью: учебное пособие/под ред. Н.Ф. Басова. – 4-е изд. – М., 2015.
Всего 53 источника литературы
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую