Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Динамика синдрома «психического выгорания» у преподавателей специальных профессионально учебных заведений и пути его коррекции

  • 114 страниц
  • 2011 год
  • 61 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

Швондер

2500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение……………………………………………………………………………3


Глава 1. Теоретический анализ проблемы синдрома «психического выгорания» в профессиональной деятельности педагога
1.1. Теоретические взгляды и подходы к проблеме синдрома «психического выгорания» в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………………… 9
1.2. Этапы профессионального становления педагога и их специфика…………………………………………………………………………14
1.3. Предпосылки развития синдрома «психического выгорания» в профессиональной педагогической деятельности………………………….. 23
1.4. Возможные меры профилактики и коррекции синдрома «психического выгорания»……………………………………………………..28
Выводы по первой главе…………………………………………………..34

Глава 2. Эмпирическое исследование синдрома «психического выгорания» у педагогов специальных профессионально учебных заведений и пути его коррекции
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………….36
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…………..41
2.3. Психологическая коррекция синдрома «психического выгорания» у педагогов специальных профессионально учебных заведений………………………………………………………………………….62
Выводы по второй главе………………………………………………………...78
Заключение………………………………………………………………………..83
Библиография…………………………………………………………………….86
Приложение……………………………………………………………………….92

1.1. Теоретические взгляды и подходы к проблеме синдрома «психического выгорания» в зарубежной и отечественной психологии
В конце ХХ в. большой интерес зарубежных исследователей вызвал феномен «психического выгорания» как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми. Как правило, работники на определенном этапе своей профессиональной деятельности теряли к ней всякий интерес, формально относились к своим обязанностям, проявляли конфликтность. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства [6;11;36;48;59].
В настоящее время для отечественной психологии проблема «психического выгорания» является достаточно новой, теоретически неразработанной и недостаточно изученной. Вместе с тем анализ зарубежной литературы обнаруживает многообразие подходов, представлений, теоретических и эмпирических исследований.
...

1.2. Этапы профессионального становления педагога и их специфика
В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. Если данный процесс рассматривать во времени, то он занимает большую часть жизни человека от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы до окончания профессиональной деятельности. Причем профессиональное становление – это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах.
  В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности. Так профессия педагога относится по классификации Е.А. Климова к типу профессий «человек – человек».
...

1.3. Предпосылки развития синдрома «психического выгорания» в профессиональной педагогической деятельности.
Для того чтобы перейти к эмпирическому исследованию необходимо проанализировать деятельность педагога с точки зрения наличия факторов, провоцирующих психическое выгорание.
Рассмотрим сначала группу организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.
- Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие выгорания.
Профессия педагога подпадает под эти параметры: так, сам по себе факт, что средняя величина рабочей недели учителя, равна по подсчетам Л.Ф. Колесникова (1985г.
...

Выводы по первой главе.
В данной главе мы рассмотрели теоретические основы формирования синдрома «психического выгорания» у педагогов.
Анализ литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать теоретическую позицию, согласно которой синдром «психического выгорания» развивается в процессе профессиональной деятельности педагога СПУЗ.
«Психическое выгорание» – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.
Важно отметить, что авторы статей и работ по психическому выгоранию, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом – как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.
...

2.1. Организация и методы эмпирического исследования
Данная глава эмпирического исследования направлена на изучение синдрома «психического выгорания» на различных этапах профессионального становления.
Экспериментально-опытная работа проводилась на базе СПТУ № 13.
В исследовании приняли участи 45 педагогов в возрасте от 21 года до 47 лет. Образование у большинства испытуемых высшее. Педагогический стаж от 6 месяцев до 25 лет.
Основным дифференцирующим критерием выборки  являются– возраст и стаж профессионально-педагогической деятельности, дополнительным критерием уровень выраженности (сформированности) синдрома «психического выгорания».
...

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования.

Изучение особенности синдрома «психического выгорания» на разных этапах профессионального становления педагогической деятельности необходимо начать с исследования фаз и компонентов синдрома «психического выгорания», а также определения доминирующих симптомов, и общей динамики его развития. С этой целью всех участвовавших в исследовании педагогов СПУЗ условно разделили на три группы:
I группа педагогов, характеризуется стажем работы от 0 до 5 лет, возрастом 22-27 лет;
II группа: стаж работы от 6 до 15 лет, возрастные границы 28-37 лет;
III группа: стаж работы от 16 до 25 лет, возрастные границы 38-47 лет;
Результаты сформированности фаз синдрома «психического выгорания» по методике В.В. Бойко представлены в таблице 1.
...

Выводы по второй главе
Обобщая результаты проведенного эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы.
1. В педагогической профессии риск развития синдрома «психического выгорания» достаточно велик. Накопление стрессового напряжения в сочетании с неэффективными способами его преодоления создает большую подверженность педагогов синдрому «психического выгорания» с разной степенью выраженности его фаз и компонентов.
Анализ табличных данных по методике В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания», показывает, что у педагогов I группы (стаж работы от 0 до 5 лет, возраст 22-27 лет) доминирует фаза резистенции (40%). Так же обращает на себя внимание, что каждый третий молодой педагог (33%) испытывает истощение психических ресурсов.
Важно отметить, что у данной группы педагогов ярко выражена тенденция к повышению резистенции. Так у 40% испытуемых симптомы фазы резистенции формируется и 40 % полностью сформировался.
...

Заключение
Представленная дипломная работа посвящена проблеме психического выгорания педагогов. В ней мы изучали и исследовали феномен синдрома психического выгорания, а так же рассмотрели его особенности у педагогов.
Анализ литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать теоретическую позицию, согласно которой можно сказать, что любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности, а социономические профессии типа «человек — человек» считаются наиболее уязвимыми и могут инициировать у профессионала синдром психического выгорания (СПВ). Характер, степень выраженности СПВ зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии и индивидуально-психологических особенностей личности.
...

Библиография

1. Абабков В. А., М. Пере.  Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] – СПб.: Речь, 2004. – 166 с. 
2. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей [Текст]. Вопросы психологии. – 1988. – № 5. – С. 18-20.
3. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. Омск 1992г.
4. Блэр Ф. Р. Тайна самогипноза. Найди путь к успеху [Текст]  – М.: Мир книги, 2006. – 192 с.
5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер.- 1999.- С.99-105.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Наука.- 1997. – С.115-154.
7. Бойко В. В. Энергия эмоций: [Эмоции в общении, эмоции в проявлениях личности, созидающая сила эмоций, методики для изучения эмоций] [Текст– СПб.: Питер, 2004. – 474 с. 
8. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. -2005.
...

Библиография

1. Абабков В. А., М. Пере. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.
2. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей [Текст]. Вопросы психологии. – 1988. – № 5. – С. 18-20.
3. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. Омск 1992г.
4. Блэр Ф. Р. Тайна самогипноза. Найди путь к успеху [Текст] – М.: Мир книги, 2006. – 192 с.
5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер.- 1999.- С.99-105.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Наука.- 1997. – С.115-154.
7. Бойко В. В. Энергия эмоций: [Эмоции в общении, эмоции в проявлениях личности, созидающая сила эмоций, методики для изучения эмоций] [Текст– СПб.: Питер, 2004. – 474 с.
8. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. -2005. -№ 2.
9. Бурно, М. Е. Сила слабых (психотерапевтическая книга) [Текст] – М.: ПРИОР, 1999. – 368 с.
10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие [Текст] – М.: Ось-89, 1999. – 176 с. – (Практическая психология). – Библиогр.: с. 171-173.
11. Вачков, И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2003. – 144 с. – Библиогр.: с. 104-107.
12. Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст]. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.: ил. – (Практическая психология).
13. Волочков А. А., Е. Г. Ермоленко Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности [Текст]. Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – № 2. – С. 17 -23.
14. Воронцова В. В. Особенности синдрома сгорания у психологов-консультантов «Телефона Доверия» [Текст] Социальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 13-15 ноября 2006, Москва. – М.: Социальное здоровье России, 2006. – С. 58-59.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика.-1991.
16. О. Гусарченко. Профессиональный менталитет педагога [Текст]. Учитель. – 2004. – № 5. – С. 68-70.
17. Деркач А. А., В.Г. Зазыкин. Акмеология [Текст] : учеб. пособие – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.: ил. – (Учебное пособие). – ISBN 5-314-00082-2
18. Дрюкова М. Ю. Синдром эмоционального выгорания сотрудников Федеральной службы исполнения наказания [Текст]. Социальная работа с молодежью: психологические и социально-педагогические аспекты: материалы седьмой и восьмой региональных науч.-практ. конф. факультета психологии и педагогики ОмГПУ, апрель 2004 – апрель 2005 гг. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. – С. 260-262.
19. Дьяконов Г. Регуляция эмоциональных состояний. «Детский психолог». 1993г., вып.4, с.67-79.
20. Загашев И. Как разрешить любую проблему [Текст] – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 128 с. – (Школа мастера психотехнологий). – Библиогр.: с. 126-127.
21. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М.: 2006.
22. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для вузов, обучающихся по пед. и психолог. направлениям и специальностям. –
2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 1999. – 384 с.
23. Иевлева С., Шаталова Т. Когда обожжены нервы. Статья. 2003
24. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург.-2002.- с.221.
25. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных професииях. М., 1995;176-188.
26. Климов Е. А., Носкова О. Г.История психологии труда в России.
Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 221 с.
27. Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] – [Переизд.]. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 144 с. – (Учимся играя).
28. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск 1985 г.
29. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук: 19.00.03 - психология труда, 19.00.05 - социальная психология/ А.А. Рукавишников. - Ярославль, 2001. -Б.ц.
30. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст]. Рос. акад. наук, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1999. – 350 с. ил. – (Памятники психологической мысли).
31. Лосева В. К., А. И. Луньков. Рассмотрим проблему…: Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам [Текст]. – Вып. 3. – М.: А.П.О., 1995. – 48 с.: ил. – (Психологическая помощь и консультирование).
32. Львова Ю.Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей. М.- 1988.
33. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М..-1990.
34. Макаров, В. В. Психология каждого дня и всей жизни [Текст]. – М.: ПЕРСЭ, 2001. – 191 с.
35. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение.- 1993.
36. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978. Интернет
37. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст]: пер. с англ.; [пер. А. М. Татлыбаевой; вступ. ст. Н. Н. Акулиной]. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
38. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы [Текст]: пер. с англ. ; под общ. ред. Г. А. Балла и др. – М.: Смысл, 1999. – 424 с.– (Золотой фонд мировой психологии).
39. Митина Л. М., Н. С. Ефимова. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст]: учеб. Пособие. Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. – М.: МПСИ: Флинта, 2003. – 144 с. – (Библиотека психолога).
40. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учебн. пособие. - Кемерово, 1996. - 50 с.
41. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: 1994 г
42. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст]. Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 90-101.
43. Орлов А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус. Педагогика.-1999.-№7. С.60-68.
44. Осипова А. А. Общая психокоррекция [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Сфера, 2000. – 512 с. – (Учебное пособие). – Библиогр.: с. 485-503.
45. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда [Текст]: учеб. пособие по курсу «Психология труда и инженерная психология». Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т.. – М: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 352 с.
46. Пряжников Н. С., Е. Ю. Пряжникова Психология труда и человеческого достоинства [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Психология». – М.: Академия, 2001. – 480 с. – (Высшее образование).
47. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога. Психологическая наука и образование. -№2.-2008.
48. Робертс Г. А. Профилактика выгорания [Текст]. Обзор современной психиатрии. – 1998. – № 1. – С. 39-46.
49. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст]. Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85-95.
50. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования [Текст]: [пособие для шк. психологов по работе с учителями и пед. коллективом]. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 496 с.
51. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической психологии [Текст]: монография: пер. с англ. [пер. О. Кондрашковой, Р. Кучкаровой]. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. – 464 с. – (Психологическая коллекция).
52. Рончинская Т., В. Богуш. Синдром профессионального выгорания педагогов [Текст]. Психология XXI века: тезисы Междунар. межвузовской науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, 13-15 апр. 2000 г. – СПб.: С-Петерб. гос. ун-т, 2001. – С. 311-312.
53. Руденский Е. В. Психология стресса [Текст]. Вступит. ст. Ю. А. Клейберга. – Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во. – 1997. – 224 с. – (Час профессора Руденского).
54. Рукавишников А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03: 19.00.05 / А. А. Руковишников. – Ярославль, 2001. – 18 с.
55. Савостьянов, А. Саморегуляция эмоциональных состояний в деятельности учителя [Текст]. Народное образование. – 2001. – № 7. – С. 213-224.
56. Селье Г. Стресс без дистресса М.,1982г.
57. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе. Общая психология: сборник текстов. - М.: Наука, 1998. С. 150-153.
58. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика. М. 1999г.
59. Трунов Д.Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. 1998 г., N 5
60. Форманюк Т.В. Синдром "эмоционального сгорания" как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Вопросы психологии – 1994 - №6 – с. 57-64
61. Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 2000г.
62. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. Статья, интернет
63. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса [Текст]: пер. с англ. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 288 с. – (Сам себе психолог).
64. Якунин В. А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие. Фонд «Междунар.-правовой экспертизы», Европ. ин-т экспертов. – СПб.: Михайлова В. А.; Полиус, 1998. – 639 с. – Библиогр.: с. 620-638.
65. Burisch M. Das Burnout-Syndrom – Theorie der inneren Erschöpfung [Text]. – Berlin, Heidelberg: Springer, 1989.
66. Freundenberger H. J. Staff burnout [Text]. Journal of Social Issues. – 1974. – Vol. 30(1). – 159-166.
67. Maslach, C. Preventionof burnout: New perspectives [Text]. Applied and Preventive Psychology. – 1998. – V. 7. – P. 63-74.
68. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение……………………………………………………………………………3


Глава 1. Теоретический анализ проблемы синдрома «психического выгорания» в профессиональной деятельности педагога
1.1. Теоретические взгляды и подходы к проблеме синдрома «психического выгорания» в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………………… 9
1.2. Этапы профессионального становления педагога и их специфика…………………………………………………………………………14
1.3. Предпосылки развития синдрома «психического выгорания» в профессиональной педагогической деятельности………………………….. 23
1.4. Возможные меры профилактики и коррекции синдрома «психического выгорания»……………………………………………………..28
Выводы по первой главе…………………………………………………..34

Глава 2. Эмпирическое исследование синдрома «психического выгорания» у педагогов специальных профессионально учебных заведений и пути его коррекции
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………….36
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…………..41
2.3. Психологическая коррекция синдрома «психического выгорания» у педагогов специальных профессионально учебных заведений………………………………………………………………………….62
Выводы по второй главе………………………………………………………...78
Заключение………………………………………………………………………..83
Библиография…………………………………………………………………….86
Приложение……………………………………………………………………….92

1.1. Теоретические взгляды и подходы к проблеме синдрома «психического выгорания» в зарубежной и отечественной психологии
В конце ХХ в. большой интерес зарубежных исследователей вызвал феномен «психического выгорания» как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми. Как правило, работники на определенном этапе своей профессиональной деятельности теряли к ней всякий интерес, формально относились к своим обязанностям, проявляли конфликтность. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства [6;11;36;48;59].
В настоящее время для отечественной психологии проблема «психического выгорания» является достаточно новой, теоретически неразработанной и недостаточно изученной. Вместе с тем анализ зарубежной литературы обнаруживает многообразие подходов, представлений, теоретических и эмпирических исследований.
...

1.2. Этапы профессионального становления педагога и их специфика
В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. Если данный процесс рассматривать во времени, то он занимает большую часть жизни человека от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы до окончания профессиональной деятельности. Причем профессиональное становление – это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах.
  В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности. Так профессия педагога относится по классификации Е.А. Климова к типу профессий «человек – человек».
...

1.3. Предпосылки развития синдрома «психического выгорания» в профессиональной педагогической деятельности.
Для того чтобы перейти к эмпирическому исследованию необходимо проанализировать деятельность педагога с точки зрения наличия факторов, провоцирующих психическое выгорание.
Рассмотрим сначала группу организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.
- Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие выгорания.
Профессия педагога подпадает под эти параметры: так, сам по себе факт, что средняя величина рабочей недели учителя, равна по подсчетам Л.Ф. Колесникова (1985г.
...

Выводы по первой главе.
В данной главе мы рассмотрели теоретические основы формирования синдрома «психического выгорания» у педагогов.
Анализ литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать теоретическую позицию, согласно которой синдром «психического выгорания» развивается в процессе профессиональной деятельности педагога СПУЗ.
«Психическое выгорание» – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.
Важно отметить, что авторы статей и работ по психическому выгоранию, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом – как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.
...

2.1. Организация и методы эмпирического исследования
Данная глава эмпирического исследования направлена на изучение синдрома «психического выгорания» на различных этапах профессионального становления.
Экспериментально-опытная работа проводилась на базе СПТУ № 13.
В исследовании приняли участи 45 педагогов в возрасте от 21 года до 47 лет. Образование у большинства испытуемых высшее. Педагогический стаж от 6 месяцев до 25 лет.
Основным дифференцирующим критерием выборки  являются– возраст и стаж профессионально-педагогической деятельности, дополнительным критерием уровень выраженности (сформированности) синдрома «психического выгорания».
...

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования.

Изучение особенности синдрома «психического выгорания» на разных этапах профессионального становления педагогической деятельности необходимо начать с исследования фаз и компонентов синдрома «психического выгорания», а также определения доминирующих симптомов, и общей динамики его развития. С этой целью всех участвовавших в исследовании педагогов СПУЗ условно разделили на три группы:
I группа педагогов, характеризуется стажем работы от 0 до 5 лет, возрастом 22-27 лет;
II группа: стаж работы от 6 до 15 лет, возрастные границы 28-37 лет;
III группа: стаж работы от 16 до 25 лет, возрастные границы 38-47 лет;
Результаты сформированности фаз синдрома «психического выгорания» по методике В.В. Бойко представлены в таблице 1.
...

Выводы по второй главе
Обобщая результаты проведенного эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы.
1. В педагогической профессии риск развития синдрома «психического выгорания» достаточно велик. Накопление стрессового напряжения в сочетании с неэффективными способами его преодоления создает большую подверженность педагогов синдрому «психического выгорания» с разной степенью выраженности его фаз и компонентов.
Анализ табличных данных по методике В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания», показывает, что у педагогов I группы (стаж работы от 0 до 5 лет, возраст 22-27 лет) доминирует фаза резистенции (40%). Так же обращает на себя внимание, что каждый третий молодой педагог (33%) испытывает истощение психических ресурсов.
Важно отметить, что у данной группы педагогов ярко выражена тенденция к повышению резистенции. Так у 40% испытуемых симптомы фазы резистенции формируется и 40 % полностью сформировался.
...

Заключение
Представленная дипломная работа посвящена проблеме психического выгорания педагогов. В ней мы изучали и исследовали феномен синдрома психического выгорания, а так же рассмотрели его особенности у педагогов.
Анализ литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать теоретическую позицию, согласно которой можно сказать, что любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности, а социономические профессии типа «человек — человек» считаются наиболее уязвимыми и могут инициировать у профессионала синдром психического выгорания (СПВ). Характер, степень выраженности СПВ зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии и индивидуально-психологических особенностей личности.
...

Библиография

1. Абабков В. А., М. Пере.  Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] – СПб.: Речь, 2004. – 166 с. 
2. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей [Текст]. Вопросы психологии. – 1988. – № 5. – С. 18-20.
3. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. Омск 1992г.
4. Блэр Ф. Р. Тайна самогипноза. Найди путь к успеху [Текст]  – М.: Мир книги, 2006. – 192 с.
5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер.- 1999.- С.99-105.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Наука.- 1997. – С.115-154.
7. Бойко В. В. Энергия эмоций: [Эмоции в общении, эмоции в проявлениях личности, созидающая сила эмоций, методики для изучения эмоций] [Текст– СПб.: Питер, 2004. – 474 с. 
8. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. -2005.
...

Библиография

1. Абабков В. А., М. Пере. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.
2. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей [Текст]. Вопросы психологии. – 1988. – № 5. – С. 18-20.
3. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. Омск 1992г.
4. Блэр Ф. Р. Тайна самогипноза. Найди путь к успеху [Текст] – М.: Мир книги, 2006. – 192 с.
5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер.- 1999.- С.99-105.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Наука.- 1997. – С.115-154.
7. Бойко В. В. Энергия эмоций: [Эмоции в общении, эмоции в проявлениях личности, созидающая сила эмоций, методики для изучения эмоций] [Текст– СПб.: Питер, 2004. – 474 с.
8. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. -2005. -№ 2.
9. Бурно, М. Е. Сила слабых (психотерапевтическая книга) [Текст] – М.: ПРИОР, 1999. – 368 с.
10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие [Текст] – М.: Ось-89, 1999. – 176 с. – (Практическая психология). – Библиогр.: с. 171-173.
11. Вачков, И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2003. – 144 с. – Библиогр.: с. 104-107.
12. Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст]. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.: ил. – (Практическая психология).
13. Волочков А. А., Е. Г. Ермоленко Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности [Текст]. Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – № 2. – С. 17 -23.
14. Воронцова В. В. Особенности синдрома сгорания у психологов-консультантов «Телефона Доверия» [Текст] Социальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 13-15 ноября 2006, Москва. – М.: Социальное здоровье России, 2006. – С. 58-59.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика.-1991.
16. О. Гусарченко. Профессиональный менталитет педагога [Текст]. Учитель. – 2004. – № 5. – С. 68-70.
17. Деркач А. А., В.Г. Зазыкин. Акмеология [Текст] : учеб. пособие – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.: ил. – (Учебное пособие). – ISBN 5-314-00082-2
18. Дрюкова М. Ю. Синдром эмоционального выгорания сотрудников Федеральной службы исполнения наказания [Текст]. Социальная работа с молодежью: психологические и социально-педагогические аспекты: материалы седьмой и восьмой региональных науч.-практ. конф. факультета психологии и педагогики ОмГПУ, апрель 2004 – апрель 2005 гг. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. – С. 260-262.
19. Дьяконов Г. Регуляция эмоциональных состояний. «Детский психолог». 1993г., вып.4, с.67-79.
20. Загашев И. Как разрешить любую проблему [Текст] – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 128 с. – (Школа мастера психотехнологий). – Библиогр.: с. 126-127.
21. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М.: 2006.
22. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для вузов, обучающихся по пед. и психолог. направлениям и специальностям. –
2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 1999. – 384 с.
23. Иевлева С., Шаталова Т. Когда обожжены нервы. Статья. 2003
24. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург.-2002.- с.221.
25. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных професииях. М., 1995;176-188.
26. Климов Е. А., Носкова О. Г.История психологии труда в России.
Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 221 с.
27. Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] – [Переизд.]. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 144 с. – (Учимся играя).
28. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск 1985 г.
29. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук: 19.00.03 - психология труда, 19.00.05 - социальная психология/ А.А. Рукавишников. - Ярославль, 2001. -Б.ц.
30. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст]. Рос. акад. наук, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1999. – 350 с. ил. – (Памятники психологической мысли).
31. Лосева В. К., А. И. Луньков. Рассмотрим проблему…: Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам [Текст]. – Вып. 3. – М.: А.П.О., 1995. – 48 с.: ил. – (Психологическая помощь и консультирование).
32. Львова Ю.Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей. М.- 1988.
33. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М..-1990.
34. Макаров, В. В. Психология каждого дня и всей жизни [Текст]. – М.: ПЕРСЭ, 2001. – 191 с.
35. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение.- 1993.
36. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978. Интернет
37. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст]: пер. с англ.; [пер. А. М. Татлыбаевой; вступ. ст. Н. Н. Акулиной]. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
38. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы [Текст]: пер. с англ. ; под общ. ред. Г. А. Балла и др. – М.: Смысл, 1999. – 424 с.– (Золотой фонд мировой психологии).
39. Митина Л. М., Н. С. Ефимова. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст]: учеб. Пособие. Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. – М.: МПСИ: Флинта, 2003. – 144 с. – (Библиотека психолога).
40. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учебн. пособие. - Кемерово, 1996. - 50 с.
41. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: 1994 г
42. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст]. Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 90-101.
43. Орлов А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус. Педагогика.-1999.-№7. С.60-68.
44. Осипова А. А. Общая психокоррекция [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Сфера, 2000. – 512 с. – (Учебное пособие). – Библиогр.: с. 485-503.
45. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда [Текст]: учеб. пособие по курсу «Психология труда и инженерная психология». Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т.. – М: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 352 с.
46. Пряжников Н. С., Е. Ю. Пряжникова Психология труда и человеческого достоинства [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Психология». – М.: Академия, 2001. – 480 с. – (Высшее образование).
47. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога. Психологическая наука и образование. -№2.-2008.
48. Робертс Г. А. Профилактика выгорания [Текст]. Обзор современной психиатрии. – 1998. – № 1. – С. 39-46.
49. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст]. Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85-95.
50. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования [Текст]: [пособие для шк. психологов по работе с учителями и пед. коллективом]. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 496 с.
51. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической психологии [Текст]: монография: пер. с англ. [пер. О. Кондрашковой, Р. Кучкаровой]. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. – 464 с. – (Психологическая коллекция).
52. Рончинская Т., В. Богуш. Синдром профессионального выгорания педагогов [Текст]. Психология XXI века: тезисы Междунар. межвузовской науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, 13-15 апр. 2000 г. – СПб.: С-Петерб. гос. ун-т, 2001. – С. 311-312.
53. Руденский Е. В. Психология стресса [Текст]. Вступит. ст. Ю. А. Клейберга. – Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во. – 1997. – 224 с. – (Час профессора Руденского).
54. Рукавишников А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03: 19.00.05 / А. А. Руковишников. – Ярославль, 2001. – 18 с.
55. Савостьянов, А. Саморегуляция эмоциональных состояний в деятельности учителя [Текст]. Народное образование. – 2001. – № 7. – С. 213-224.
56. Селье Г. Стресс без дистресса М.,1982г.
57. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе. Общая психология: сборник текстов. - М.: Наука, 1998. С. 150-153.
58. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика. М. 1999г.
59. Трунов Д.Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. 1998 г., N 5
60. Форманюк Т.В. Синдром "эмоционального сгорания" как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Вопросы психологии – 1994 - №6 – с. 57-64
61. Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 2000г.
62. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. Статья, интернет
63. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса [Текст]: пер. с англ. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 288 с. – (Сам себе психолог).
64. Якунин В. А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие. Фонд «Междунар.-правовой экспертизы», Европ. ин-т экспертов. – СПб.: Михайлова В. А.; Полиус, 1998. – 639 с. – Библиогр.: с. 620-638.
65. Burisch M. Das Burnout-Syndrom – Theorie der inneren Erschöpfung [Text]. – Berlin, Heidelberg: Springer, 1989.
66. Freundenberger H. J. Staff burnout [Text]. Journal of Social Issues. – 1974. – Vol. 30(1). – 159-166.
67. Maslach, C. Preventionof burnout: New perspectives [Text]. Applied and Preventive Psychology. – 1998. – V. 7. – P. 63-74.
68. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru

Купить эту работу

Динамика синдрома «психического выгорания» у преподавателей специальных профессионально учебных заведений и пути его коррекции

2500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

5 марта 2019 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Швондер
4.4
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2500 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе Швондер 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе Швондер 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе Швондер 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе Швондер 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽