Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
С самого начала обучения дети с задержкой психического развития становятся неуспевающими. Нужно сказать, что неуспеваемость у таких детей объясняется не отсталостью в интеллектуальном плане, а отставанием в развитии. (Г. Е. Сухаревой) В отечественной психологии, под ЗПР принято считать временное отставание в развитии психики в целом и отдельных её функций, таких как моторные, сенсорные, речевые, эмоционально- волевые. (М. С. Певзнер, Т. А. Власова)
В литературе много работ посвящено исследованию особенностей детей с ЗПР. (Х. Спионек, М.М. Семаго, Н. Я. Семаго, Т.А, Власова, М.С. Певзнер, В.В, Ковалев, К.С. Лебединская и др.). Не мало исследований проводилось с целью выявления особенностей познавательной деятельности детей с ЗПР (Е.И. Инденбаум, А.А. Гостар, У.В. Ульенкова, Е.Е, Дмитриева, Н.В Бабкина и др.). При анализе литературы мы пришли к выводу, что исследования сводятся к описанию психических процессов, в общем всех детей с ЗПР. Нужно не забывать тот факт, что ЗПР сложное психическое нарушение, которое имеет классификации ( Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединсткая). Но в реальности, мы сталкиваемся с ситуацией, когда педагоги в работе с такими детьми не всегда могут организовать познавательную деятельность. Это происходит в силу сложности и неоднообразности особенностей развития детей. Помимо существующих классификаций ЗПР, у детей обнаруживаются структурные нарушения, обусловленные особенностями их развития.
Когда эти дети попадают в школу, все нарушения начинают носить ещё более выраженный характер, глубокий и стойкий. Дети начинают испытывать серьезные трудности в усвоении программы, и часто становятся неуспевающими учениками. Если ещё в дошкольном возрасте выявить и начать коррекционную работу ЗПР проблема школьной дезадаптации в значительной мере может быть решена. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение особенностей проявления познавательной
активности дошкольников с ЗПР с разной структурой дефекта.
Объект- познавательная активность дошкольников с ЗПР
Предмет- особенности познавательной активности дошкольников с ЗПР с разной структурой дефекта.
Теоретико- методологические задачи:
1. Рассмотреть понятие активности в психологических исследованиях
2. Дать определение познавательной активности в современной психологической литературе
3. Выявить возрастные особенности познавательной активности
4. Рассмотреть понятие и классификацию детей с ЗПР
5. Проанализировать особенности психического развития детей с ЗПР
6. Выявить особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР
7. Подобрать психодиагностический инструментарий с целью изучения особенностей познавательной активности детей с ЗПР с разной структурой дефекта.
Эмпирические задачи:
1. Выявить уровень развития познавательной активности у детей 6 лет
2. Описать особенности познавательной активности у детей с ЗПР с разной структурой дефекта
3. Сравнить особенности познавательной активности у детей
Гипотеза. В работе мы исходим из предположения, что познавательная активность дошкольников с ЗПР имеет специфические особенности, обусловленные типом отклонения в развитии и структурой самого дефекта.
Методы исследования. В работе использовался метод анализа литературы, комплекс психодиагностических методов, направленных на изучение проявления познавательной активности, методы статистического анализа результатов.
Методический инструментарий представлен методиками:
1. Методика «Угадай, что в ящике» (Э.А. Баранова)
2. «Понимание детьми скрытого смысла коротких рассказов» (Н. Я. Семаго. М.М. Семаго)
3. Головоломка
Характеристика выборки.
Исследование проводилось в период прохождения преддипломной практики в.... В исследовании принимали участие дети в возрасте 6 лет.
15 детей с ЗПР психогенного происхождения;
15 детей, имеющих дефект зрительного восприятия, где ЗПР выступало вторичным дефектом.
И 15 детей с нормальным развитием.
Общее количество участвующих в исследовании 45 человек.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, а также применением методов статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни), качественной интерпретацией данных.
При математической обработке данных использовался многоцелевой пакет статистических программ SPSS для Windows (версия 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. Проблема развития познавательной активности в условиях нормы……..9
1.1.Понятие активности в психологических исследованиях………..9
1.2.Определение познавательной активности в современной
психологической литературе……………………………………….…..12
1.3.Возрастные особенности познавательной активности…………….16
2. Особенности познавательной активности детей с ЗПР…………………..24
2.1. Понятие и классификация детей с ЗПР………………………..….24
2.2.Особенности психического развития детей с ЗПР………………..30
2.3.Особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР………34
3. Эмпирическое исследование познавательной активности дошкольников с
ЗПР с разной структурой дефекта………….............................................45
3.1. Теоретическо-методологическое обоснование эмпирического
исследования………………………………………………………………45
3.2. Цель, предмет, гипотеза, задачи исследования……………….........45
3.3. Организация и методики исследования…………………………….47
3.4. Анализ результатов исследования…………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….62
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….70
Магистерская диссертация, защищена на отлично , есть статистика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности./ К.А.Абульханова-Славская -М.: Наука -1980.- 395с.
2. Акатова Н.С.Основные направления коррекционно- развивающей работы с детьми с проблемами в развитии /Н.С.Акатова . Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. -2007. -№ 2. -С. 299-302.
3. Алиева Т.И. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошк./Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др. - М.:Просвещение,2003.
4. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. - М.:2000-351с.
5. Борякова Н. Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР / Н.Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. – 2003. -№ 2. -С.33-43.
6. Болотина Л.С. Дошкольная педагогика / Л.С. Болотина, К. С. Комарова, С. П. Бирикой.– М.: Академия, 1997. – 232 с.
7. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для педагогических вузов/ Л. Н. Блинова. - М.: НЦ ЗНАС, 2002.-134 с.
8. Богоявленская Д.Б. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности / В кн. Психологические исследования интеллектуальной деятельности // под ред. О.К. Тихомирова / Д.Б.Богоявленская, И.А. Петухова.- М.: 1979
9. БодуновМ.В. Исследования соотношений формально-динамической стороны активности с интегральным ЭЭГ-параметрами //Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. -М.: -1980. -328с.
10. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обуче¬ния дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Л. А. Венгер— Ч. II.— М.: Наука, 1981. -С. 223.
11. Волчков А.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте/ А.А. Волчков, Б.А. Вяткин // Вопросы психологии 1999 №5.
12. Вольская О.В.Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития /О.В.Вольская Экология человека. -2006. -№ 1. -С. 21-23.
13. Вареницина Г.Г.Формирование саморегуляции как общей способности к учению у детей 5-6 лет с ЗПР/Г.Г.Вареницина, И.П.Удалова .Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. -2016. -№ 5-2 (50). -С. 9-14.
14. Витчинкина Т.А.Игра как средство подготовки детей с задержкой психического развития к овладению письменной речью/Т.А.Витчинкина .Педагогические науки. -2009. -№ 2. -С. 70-73.
15. Власова М.М.Коррекционная работа с детьми с ОВЗ (общение специфические расстройства психики)/М.М.Власова. В сборнике: Инклюзивное образование: теория и практика сборник материалов международной научно-практической конференции. -2016. -С. 368-380.
16. Гаджимагомедова Т.Г.Проблемы познавательной деятельности детей с ЗПР/Гаджимагомедова Т.Г.Сибирский педагогический журнал. -2007. -№ 13. -С. 300-307.
17. Григорьева Л.П.Роль вербального кодирования в познании зрительных образов у детей с различными видами психического дизонтогенеза /Л.П.Григорьева, Е.А.Вишнёва. Системная психология и социология. -2012. -№ 6. -С. 86-96.
18. Гаврина С.Е. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать / С.Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 355с.
19. Дошкольная педагогика / Под ред. Ядешко В.И., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1986. – 414 с.
20. Еланева Е.П.Особенности развития познавательной сферы у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья./Е.П.Еланева. В сборнике: Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы материалы II Международной научно–практической конференции.- 2015. -С. 111-115.
21. Журавлёва Е.С.Значение адаптивной физической культуры в коррекционно- развивающем обучении дошкольников с задержкой психического развития/Е.С.Журавлёва, Н.Е.Горбунова .Педагогический опыт: теория, методика, практика. -2015. -№ 2. -С. 260-262.
22. Инденбаум Е.Л.Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием вразных психолого- педагогических условиях сообщение1/Е.Л.Инденбаум, А.А.Гостар. Дефектология.- 2008. -№ 5. -С. 4-10.
.......70. Щербакова Е. К вопросу о развитии познавательной активности/ Е. Щербакова, В.Голицина // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 36.
71. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. – М.: Дом «Нева», 2006. – 351 с.
72. Юркевич В.С. Светлая радость познания. – М.: Знамя, 1977.-579c.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
С самого начала обучения дети с задержкой психического развития становятся неуспевающими. Нужно сказать, что неуспеваемость у таких детей объясняется не отсталостью в интеллектуальном плане, а отставанием в развитии. (Г. Е. Сухаревой) В отечественной психологии, под ЗПР принято считать временное отставание в развитии психики в целом и отдельных её функций, таких как моторные, сенсорные, речевые, эмоционально- волевые. (М. С. Певзнер, Т. А. Власова)
В литературе много работ посвящено исследованию особенностей детей с ЗПР. (Х. Спионек, М.М. Семаго, Н. Я. Семаго, Т.А, Власова, М.С. Певзнер, В.В, Ковалев, К.С. Лебединская и др.). Не мало исследований проводилось с целью выявления особенностей познавательной деятельности детей с ЗПР (Е.И. Инденбаум, А.А. Гостар, У.В. Ульенкова, Е.Е, Дмитриева, Н.В Бабкина и др.). При анализе литературы мы пришли к выводу, что исследования сводятся к описанию психических процессов, в общем всех детей с ЗПР. Нужно не забывать тот факт, что ЗПР сложное психическое нарушение, которое имеет классификации ( Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединсткая). Но в реальности, мы сталкиваемся с ситуацией, когда педагоги в работе с такими детьми не всегда могут организовать познавательную деятельность. Это происходит в силу сложности и неоднообразности особенностей развития детей. Помимо существующих классификаций ЗПР, у детей обнаруживаются структурные нарушения, обусловленные особенностями их развития.
Когда эти дети попадают в школу, все нарушения начинают носить ещё более выраженный характер, глубокий и стойкий. Дети начинают испытывать серьезные трудности в усвоении программы, и часто становятся неуспевающими учениками. Если ещё в дошкольном возрасте выявить и начать коррекционную работу ЗПР проблема школьной дезадаптации в значительной мере может быть решена. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение особенностей проявления познавательной
активности дошкольников с ЗПР с разной структурой дефекта.
Объект- познавательная активность дошкольников с ЗПР
Предмет- особенности познавательной активности дошкольников с ЗПР с разной структурой дефекта.
Теоретико- методологические задачи:
1. Рассмотреть понятие активности в психологических исследованиях
2. Дать определение познавательной активности в современной психологической литературе
3. Выявить возрастные особенности познавательной активности
4. Рассмотреть понятие и классификацию детей с ЗПР
5. Проанализировать особенности психического развития детей с ЗПР
6. Выявить особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР
7. Подобрать психодиагностический инструментарий с целью изучения особенностей познавательной активности детей с ЗПР с разной структурой дефекта.
Эмпирические задачи:
1. Выявить уровень развития познавательной активности у детей 6 лет
2. Описать особенности познавательной активности у детей с ЗПР с разной структурой дефекта
3. Сравнить особенности познавательной активности у детей
Гипотеза. В работе мы исходим из предположения, что познавательная активность дошкольников с ЗПР имеет специфические особенности, обусловленные типом отклонения в развитии и структурой самого дефекта.
Методы исследования. В работе использовался метод анализа литературы, комплекс психодиагностических методов, направленных на изучение проявления познавательной активности, методы статистического анализа результатов.
Методический инструментарий представлен методиками:
1. Методика «Угадай, что в ящике» (Э.А. Баранова)
2. «Понимание детьми скрытого смысла коротких рассказов» (Н. Я. Семаго. М.М. Семаго)
3. Головоломка
Характеристика выборки.
Исследование проводилось в период прохождения преддипломной практики в.... В исследовании принимали участие дети в возрасте 6 лет.
15 детей с ЗПР психогенного происхождения;
15 детей, имеющих дефект зрительного восприятия, где ЗПР выступало вторичным дефектом.
И 15 детей с нормальным развитием.
Общее количество участвующих в исследовании 45 человек.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, а также применением методов статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни), качественной интерпретацией данных.
При математической обработке данных использовался многоцелевой пакет статистических программ SPSS для Windows (версия 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. Проблема развития познавательной активности в условиях нормы……..9
1.1.Понятие активности в психологических исследованиях………..9
1.2.Определение познавательной активности в современной
психологической литературе……………………………………….…..12
1.3.Возрастные особенности познавательной активности…………….16
2. Особенности познавательной активности детей с ЗПР…………………..24
2.1. Понятие и классификация детей с ЗПР………………………..….24
2.2.Особенности психического развития детей с ЗПР………………..30
2.3.Особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР………34
3. Эмпирическое исследование познавательной активности дошкольников с
ЗПР с разной структурой дефекта………….............................................45
3.1. Теоретическо-методологическое обоснование эмпирического
исследования………………………………………………………………45
3.2. Цель, предмет, гипотеза, задачи исследования……………….........45
3.3. Организация и методики исследования…………………………….47
3.4. Анализ результатов исследования…………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….62
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….70
Магистерская диссертация, защищена на отлично , есть статистика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности./ К.А.Абульханова-Славская -М.: Наука -1980.- 395с.
2. Акатова Н.С.Основные направления коррекционно- развивающей работы с детьми с проблемами в развитии /Н.С.Акатова . Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. -2007. -№ 2. -С. 299-302.
3. Алиева Т.И. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошк./Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др. - М.:Просвещение,2003.
4. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. - М.:2000-351с.
5. Борякова Н. Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР / Н.Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. – 2003. -№ 2. -С.33-43.
6. Болотина Л.С. Дошкольная педагогика / Л.С. Болотина, К. С. Комарова, С. П. Бирикой.– М.: Академия, 1997. – 232 с.
7. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для педагогических вузов/ Л. Н. Блинова. - М.: НЦ ЗНАС, 2002.-134 с.
8. Богоявленская Д.Б. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности / В кн. Психологические исследования интеллектуальной деятельности // под ред. О.К. Тихомирова / Д.Б.Богоявленская, И.А. Петухова.- М.: 1979
9. БодуновМ.В. Исследования соотношений формально-динамической стороны активности с интегральным ЭЭГ-параметрами //Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. -М.: -1980. -328с.
10. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обуче¬ния дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Л. А. Венгер— Ч. II.— М.: Наука, 1981. -С. 223.
11. Волчков А.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте/ А.А. Волчков, Б.А. Вяткин // Вопросы психологии 1999 №5.
12. Вольская О.В.Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития /О.В.Вольская Экология человека. -2006. -№ 1. -С. 21-23.
13. Вареницина Г.Г.Формирование саморегуляции как общей способности к учению у детей 5-6 лет с ЗПР/Г.Г.Вареницина, И.П.Удалова .Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. -2016. -№ 5-2 (50). -С. 9-14.
14. Витчинкина Т.А.Игра как средство подготовки детей с задержкой психического развития к овладению письменной речью/Т.А.Витчинкина .Педагогические науки. -2009. -№ 2. -С. 70-73.
15. Власова М.М.Коррекционная работа с детьми с ОВЗ (общение специфические расстройства психики)/М.М.Власова. В сборнике: Инклюзивное образование: теория и практика сборник материалов международной научно-практической конференции. -2016. -С. 368-380.
16. Гаджимагомедова Т.Г.Проблемы познавательной деятельности детей с ЗПР/Гаджимагомедова Т.Г.Сибирский педагогический журнал. -2007. -№ 13. -С. 300-307.
17. Григорьева Л.П.Роль вербального кодирования в познании зрительных образов у детей с различными видами психического дизонтогенеза /Л.П.Григорьева, Е.А.Вишнёва. Системная психология и социология. -2012. -№ 6. -С. 86-96.
18. Гаврина С.Е. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать / С.Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 355с.
19. Дошкольная педагогика / Под ред. Ядешко В.И., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1986. – 414 с.
20. Еланева Е.П.Особенности развития познавательной сферы у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья./Е.П.Еланева. В сборнике: Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы материалы II Международной научно–практической конференции.- 2015. -С. 111-115.
21. Журавлёва Е.С.Значение адаптивной физической культуры в коррекционно- развивающем обучении дошкольников с задержкой психического развития/Е.С.Журавлёва, Н.Е.Горбунова .Педагогический опыт: теория, методика, практика. -2015. -№ 2. -С. 260-262.
22. Инденбаум Е.Л.Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием вразных психолого- педагогических условиях сообщение1/Е.Л.Инденбаум, А.А.Гостар. Дефектология.- 2008. -№ 5. -С. 4-10.
.......70. Щербакова Е. К вопросу о развитии познавательной активности/ Е. Щербакова, В.Голицина // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 36.
71. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. – М.: Дом «Нева», 2006. – 351 с.
72. Юркевич В.С. Светлая радость познания. – М.: Знамя, 1977.-579c.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
700 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую