Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта педагогов 7
1.1 Теоретические представления об эмоциональном выгорании личности 7
1.2 Проблема эмоционального выгорания педагогов 13
1.3 Теоретические представления об эмоциональном интеллекте 20
Выводы по главе 1 25
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у учителей 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Результаты и анализ эмпирического исследования 28
2.3 Система работы по профилактике эмоционального выгорания в педагогической деятельности 33
Выводы по главе 2 40
Заключение 42
Список литературы 44
Приложения 52
1. Введение.
2. Лекция на тему.
3. Практическая часть:
• Упражнение «Кто я?»;
• Упражнение «Личный герб и девиз»;
• Упражнение «Напиши обо мне».
4. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки с рекомендациями.
120 минут
3.
Тренинг «Коммуникативная компетентность учителя»
Знакомство с понятием «общение», структура общения, вербальное и невербальное общение. Осознание своих коммуникативных особенностей. Выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности.
1. Введение.
2. Мини-лекция на тему.
3. Практическая часть:
• Упражнение «Молчанка»;
• Упражнение «Слепое слушание»;
• Упражнение «Гвалп»;
• Упражнение «Активное слушание»;
• Техники ведения беседы.
4. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки с рекомендациями.
120 минут
1.1 Теоретические представления об эмоциональном выгорании личности
Преодоление нарушений профессионального развития сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, кризисными явлениями. Одним из проявлений профессионального дизонтогенеза личности является «искаженное профессиональное развитие» в виде эмоционального выгорания. Термин «burnout (эмоциональное выгорание)» введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, в эмоционально нагруженной атмосфере. Исследователи выделяют три основные стадии (фазы) развития стрессового состояния у человека: рост напряженности, собственно стресс, снижение внутренней напряженности [22].
Психологический (эмоциональный) стресс - разновидность стрессовых состояний, который ученые рассматривают в области эмоций и чувств.
...
1.3 Теоретические представления об эмоциональном интеллекте
Еще одной востребованной в психологической науке темой является проблема эмоционального интеллекта личности. Как отдельный психологический конструкт эмоциональный интеллект стали изучать только с 1990 г. Авторство первой концепции об эмоциональном интеллекте принадлежит профессорам университетов Нью Гэмпшира и Йеля Дж. Майеру и П. Сэловею.
Отметим, что далеко не все психологи признают понятие «эмоциональный интеллект», говоря о том, что понятия «интеллект» и «эмоции» несовместимы, и понятие интеллекта необходимо заменить на понятие компетентности – тогда вместо эмоционального интеллекта было бы понятие эмоциональной компетентности.
Однако мы примем за основу все же понятие «эмоциональный интеллект», оно является признаваемым в психологической науке. Характеристика эмоционального интеллекта невозможна без определения его сущности. Несмотря на относительную молодость данного понятия существует большое количество его трактовок.
...
Выводы по главе 1
Интерес к эмоциональному выгоранию первоначально как социальной проблеме, а затем и исследовательской, был обусловлен тем мощным отрицательным эффектом, который выгорание оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения профессионалов.
Существует огромное количество определений понятия «эмоциональное выгорание»: разные исследователи трактуют его и как функциональное состояние организма, и как реакцию организма, и как выработанный личностью механизм психологической защиты, и т.д. Мы под эмоциональным выгоранием будем понимать состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешения стресса в профессиональной деятельности. Акцент на понимании эмоционального выгорания в контексте профессионального развития личности сделан по той причине, что в контексте нашего исследования будет рассматриваться конкретная профессия – педагог образовательного учреждения.
...
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проходило с сентября 2016 года по январь 2017 года на базе МБОУ СОШ № 4. Выборку испытуемых составили 45 педагогов. Возраст испытуемых варьирует от 23 до 55 лет, стаж работы, от года до 35 лет (11 педагогов (24%) – стаж работы до 5 лет, 13 педагогов (29%) - стаж работы от 5 до 15 лет, 21 педагог (47%) – стаж работы – более 15 лет).
В качестве методик исследования нами были выбраны следующие:
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Методика содержит 84 утверждения, перед испытуемым поставлена задача выразить свое отношение к данным утверждениям в виде однозначных ответов: «да» или «нет». С помощью этой методики можно выделить 3 фазы развития стресса, а именно: «напряжение»; «резистенция»; «истощение». Каждой из перечисленных фаз присущи ведущие симптомы «выгорания» и разработаны методики количественного определения уровня их выраженности.
Опросник выгорания (перегорания) Маслач.
...
2.2 Результаты и анализ эмпирического исследования
В рамках данной работы нами было изучено эмоциональное выгорание педагогов по методике В.В. Бойко. На стадии формирования находятся фаза резистенции 46.1 балл. Фазы напряжения 29.44 балла и истощения 28.91 балл не сформировались. Однако показатели приближаются к степени формирования.
Таблица 1
Средние баллы по методике В.В. Бойко
Напряжение
Резистенция
Истощение
Среднее значение
29.44
46.1
28.91
Примечание:
36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
37-60 баллов— фаза в стадии формирования;
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.
Таблица 2
Средние баллы по методике Маслач
По методике Маслач нами были получены следующие результаты.
Эмоциональное истощение
Деперсонализация
Редукция профессионализма
Среднее значение
19.11
7.73
34.82
Вычисление среднего значения по группе респондентов показало, что все показатели по шкалам методики имеют усредненное значение уровня эмоционального выгорания.
...
2.3 Система работы по профилактике эмоционального выгорания в педагогической деятельности
Актуальность программы обусловлена отношением профессии педагога к стрессогенным профессиям, требующим от учителя больших резервов саморегуляции и самообладания. Согласно ряду социальных исследований, работа педагога относится к самым эмоционально напряженным профессиям. Трудовая деятельность учителя вызывает эмоциональное напряжение, проявляющееся понижении работоспособности и в снижении устойчивости психических функций. Зачастую учителя очень четко фиксируют проявления профессиональной деформации в своей личности, деятельности и в своём общении. В то же время такая фиксация преимущественно имеет механический характер, она не сопровождается осознанием места деформации в педагогической деятельности и необходимости ее преодоления.
...
Выводы по главе 2
В рамках практической части было организовано эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта педагогов. Для исследования уровня эмоционального выгорания и уровня эмоционального интеллекта педагогов использовались такие методики:
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Опросник выгорания (перегорания) Маслач.
Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн Д.В. Люсин.
Диагностика по данным методикам позволила выявить
В группе респондентов на стадии формирования находится фаза рестенции. Фазы напряжения и истощения в настоящий момент не сформировались, однако имеется негативная тенденция к их дальнейшему формированию. Кроме этого, у респондентов отмечается наличие эмоционального истощения, деперсонализации. Изучение уровня эмоционального интеллекта респондентов показало, что у данной выборки данный показатель высокий, т.е. испытуемые характеризуются высоким уровнем распознаванием эмоций, их контролем.
...
Заключение
Интерес к эмоциональному выгоранию первоначально как социальной проблеме, а затем и исследовательской, был обусловлен тем мощным отрицательным эффектом, который выгорание оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения профессионалов. Теоретический анализ профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений показал, что она не может считаться вполне благополучной в экономическом, социальном и психологическом плане. Высокие требования профессии к личности, уровень ответственности, напряженность, невысокая престижность труда способствуют развитию эмоционального выгорания личности.
Теоретический обзор показал, что существует большое количество причин развития эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии: это и высокая ответственность, и напряженность труда, и высокие требования и ожидания со стороны общества, администрации, родителей и пр.
...
1. Алиева, Н.Ф. Возрастные детерминанты эмоционального выгорания у педагогов-дефектологов / Н.Ф. Алиева, И.О. Елькин // Системная интеграция в здравоохранении. – 2011. – Т. 14 № 4. – С. 39-51.
2. Белинская, Е.В. Особенности эмоционального выгорания педагогов учреждений дошкольного образования / Е.В. Белинская // Психология и педагогика на современном этапе. – 2014. – Т. 5. – С. 15-22.
3. Белякова, М.А. Исследование особенностей эмоционального «выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования / М.А. Белякова // Проблемы Науки. 2014. – №7 – (25).
4. Бенькова, О.А. Проявление симптомов эмоционального выгорания в деятельности педагога / О.А. Бенькова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». – 2012. – № 22. – С. 174-177.
5. Бобкова, М.Г. Критерии эффективности психологического консультирования / М.Г. Бобкова, В.В. Гараева // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. – 2011. – № 9. – С. 248-255.
6. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб. : Питер, 1999. – 160 с.
7. Бородаенко, Е.А. Роль эмоционального интеллекта в профилактике синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности / Е.А. Бородаенко // Научный поиск. – 2012. - № 2.5. – С. 8-12.
8. Вайсбах, Х. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах, У. Дакс. – М.: Лик пресс, 1998. – 160 с.
9. Василенко, А.Ю. Возможности профилактики синдрома эмоционального выгорания: личностные факторы / А.Ю. Василенко // ектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 4. – С. 53-55.
10. Василенко, А.Ю. Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов / А.Ю. Василенко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 3. – С. 66-69.
11. Васюкова, А.Н. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога / А.Н. Васюкова, Л.В. Клименко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 147-151.
12. Влах, Н.И. Эмоциональное выгорание у представителей «помогающих профессий» / Н.И. Влах // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2015. – Т.8 № 1. – С. 96- 103.
13. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2005. – 336 с.
14. Водопьянова, Н.Е. Теория и практика противодействия синдрому выгорания / Н.Е. Водопьянова // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2013. – 440 с. – С. 295-324.
15. Волкова, О.Ю. К проблеме актуальности изучения особенностей эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений на различных стадиях профессионализации / О.Ю. Волкова, И.Г. Маракушина // Вестник ТОГИРРО. – 2013. – № 2. – С. 428-429.
16. Володина, Т.В. Взаимосвязь жизнейстойкости и эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных школ / Т.В. Володина // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.
17. Гармаева, Т.В. Роль эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов и психологов / Т.В. Гармаева // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2013. – № 1. – С. 96-112.
18. Гнилицкий, С.Ю. Эмоциональное выгорание личности педагога / С.Ю. Гнилицкий // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2010. – № 4-1. – С. 158-161.
19. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман ; пер с англ. А. П. Исаевой. – М. : АСТ : Хранитель, 2008. – 478 с. 25. Грабе, М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять : М. Грабе ; пер. с нем. – СПб., 2008.
20. Гредюшко, О.П. Эмоциональное выгорание преподавателей высшей школы // Филология и культура. – 2009. – № 17-18. – С. 29-34.
21. Гроза, И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание / И.В. Гроза // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 10. – С. 63-64. 71
22. Дегтярев, А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии / А.В. Дегтярев // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2012. – № 2.
23. Демиденко, Р.Н. Эмоциональный интеллект как предикатор стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях / Р.Н. Демиденко, В.В. Власова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2013. – № 17. – С. 90-94.
24. Дубиницкая, К.А. Социально-психологические аспекты формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений / К.А. Дубиницкая // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2010. – № 4. – С. 57-65.
25. Еркинбекова, М.А. Профессиональное выгорание педагогов / М.А. Еркинбекова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 25-2. – С. 233-238.
26. Ермакова, Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) / Е.В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – C. 27-39.
27. Клепач, Ю.В. Особенности эмоционального выгорания педагогов / Ю.В. Клепач, Л.Н. Гридяева, Е.Д. Сергеева // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1 (266). – С. 258- 262.
28. Колмогорова, Л.С. Профилактика эмоционального выгорания как составляющей психического неблагополучия педагогов / Л.С. Колмогорова, Н.К. Акименко // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6-2. – С. 175- 177.
29. Кондратьева, О.Г. Профессиональные деформации личности педагогов при формировании синдрома эмоционального выгорания / О.Г. Кондратьева // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. – 2012. – № 2.
30. Кораблина, Е.П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности / Е.П. Кораблина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2003. – Т. 3. № 6. – С. 104- 114.
31. Костин, Е.Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения / Е.Ю. Костин // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. – 2013. – № 2. – С. 40-44.
32. Котова, Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие / Е.В. Котова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
33. Кротов, В.Ю. Экспериментальное исследование процесса профилактики эмоционального выгорания педагогов / В.Ю. Кротов // Человек и образование. – 2010. – № 3. – С. 107-111.
34. Кузнецова, Л.В. Психологическое здоровье учителей в контексте современных образовательных тенденций / Л.В. Кузнецова // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2013. – 440 с. – С. 383-398.
35. Курапова, И.А. Духовно-нравственные детерминанты эмоционального выгорания у педагогов / И.А. Курапова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. – № 2. – С. 209-214.
36. Курапова, И.А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов / И.А. Курапова // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30 № 3. – С. 84-95. 73
37. Курилкин, Д.Е. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2013. – Т. 3 № 2. – С. 456.
38. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3-22.
39. Мальгина, Л.Ф. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов / Л.Ф. Мальгина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 1. – С. 356-359.
40. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М. : Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. – 308 с.
41. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя : учебное пособие / Л. М. Митина. – М. : Академия, 2004. – 319 с.
42. Ножичкина, Л.В. Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции / Л.В. Ножичкина // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 6. – С. 66-68.
43. Орел, В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания : автореф. дисс. … д-ра пс. н. / В.Е. Орел. –Ярославль, 2005. – 51 с.
44. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. – СПб. : Питер, 2000. – 522 с.
45. Пашук, Н.С. Личностные черты как детерминанты возникновения и развития феномена «психического выгорания» у преподавателей вузов / Н.С. Пащук // Психологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 19-24.
46. Полякова, О.Б. Профессиональные деформации личности: понятие, структура, диагностика, особенности / О.Б. Полякова. – М. : НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. – 425 с.
47. Практикум по психологии состояний: учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб. : Речь, 2004. – 480 с.
48. Пряжников, Н.С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога / Н.С. Пряжников, Е.Г. Ожогова // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 2. – С. 87-95.
49. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. – Казань : КНИТУ, 2012. – 212 с.
50. Раздобарова, О.А. Профилактика эмоционального выгорания педагога / О.А. Раздобарова, Н.А. Фоменко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 32. – С. 92-97.
51. Рогинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Рогинская // Психологический журнал. – 2002. – № 3.
52. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2005.
53. Рыжов, Д.М. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.М. Рыжов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2012. – № 1-2. – С. 142-147.
54. Рыжов, Д.М. Эмоциональный интеллект в системе психологических знаний / Д.М. Рыжов // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 4 (47). – С. 87-89.
55. Савина, Т.А. К вопросу о ресурсах профилактики и преодоления профессиональных деформаций личности / Т.А. Савина // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2013. – № 5 (13). – С. 296-297. 66. Словарь практического психолога. – Минск : Харвест, 1998. – 799 с.
56. Смирнова, О.Ю. Терапия и профилактика синдрома эмоционального выгорания / О.Ю. Смирнова, А.В. Худяков // Медицинская сестра. – 2011. – № 36-40.
57. Таткина, Е.Г. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования / Е.Г. Таткина // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 11 (89). – C. 131-134.
58. Уразаева, Ф.Х. Психологические особенности формирования эмоционального выгорания педагогов / Ф.Х. Уразаева, А.А. Нурмухаметова и др. // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 119-120.
59. Федоренко, Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы : Психопрофилактика эмоционального напряжения / Л.Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 242 с.
60. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – № 6.
61. Хлевная, Е.А. Влияние уровня эмоционального интеллекта руководителей на степень достижения ключевых показателей эффективности организации / Е.А. Хлевная // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – № 4.
62. Эльмурзаева, Р.А. Реализация эмоционального интеллекта в трудовой деятельности / Р.А. Эльмурзаева // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2011. – № 3. – С. 95-102.
63. Эннс, Е.А. Психологическая характеристика помогающих профессий / Е. А. Эннс // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 92-93
64. Юсупов, И.М. Успех в карьере: интеллект или эмоциональная компетентность / И.М. Юсупов, Г.В. Юсупова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – № 3. – С. 85-87.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта педагогов 7
1.1 Теоретические представления об эмоциональном выгорании личности 7
1.2 Проблема эмоционального выгорания педагогов 13
1.3 Теоретические представления об эмоциональном интеллекте 20
Выводы по главе 1 25
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у учителей 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Результаты и анализ эмпирического исследования 28
2.3 Система работы по профилактике эмоционального выгорания в педагогической деятельности 33
Выводы по главе 2 40
Заключение 42
Список литературы 44
Приложения 52
1. Введение.
2. Лекция на тему.
3. Практическая часть:
• Упражнение «Кто я?»;
• Упражнение «Личный герб и девиз»;
• Упражнение «Напиши обо мне».
4. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки с рекомендациями.
120 минут
3.
Тренинг «Коммуникативная компетентность учителя»
Знакомство с понятием «общение», структура общения, вербальное и невербальное общение. Осознание своих коммуникативных особенностей. Выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности.
1. Введение.
2. Мини-лекция на тему.
3. Практическая часть:
• Упражнение «Молчанка»;
• Упражнение «Слепое слушание»;
• Упражнение «Гвалп»;
• Упражнение «Активное слушание»;
• Техники ведения беседы.
4. Заключительная часть. Рефлексия. Памятки с рекомендациями.
120 минут
1.1 Теоретические представления об эмоциональном выгорании личности
Преодоление нарушений профессионального развития сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, кризисными явлениями. Одним из проявлений профессионального дизонтогенеза личности является «искаженное профессиональное развитие» в виде эмоционального выгорания. Термин «burnout (эмоциональное выгорание)» введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, в эмоционально нагруженной атмосфере. Исследователи выделяют три основные стадии (фазы) развития стрессового состояния у человека: рост напряженности, собственно стресс, снижение внутренней напряженности [22].
Психологический (эмоциональный) стресс - разновидность стрессовых состояний, который ученые рассматривают в области эмоций и чувств.
...
1.3 Теоретические представления об эмоциональном интеллекте
Еще одной востребованной в психологической науке темой является проблема эмоционального интеллекта личности. Как отдельный психологический конструкт эмоциональный интеллект стали изучать только с 1990 г. Авторство первой концепции об эмоциональном интеллекте принадлежит профессорам университетов Нью Гэмпшира и Йеля Дж. Майеру и П. Сэловею.
Отметим, что далеко не все психологи признают понятие «эмоциональный интеллект», говоря о том, что понятия «интеллект» и «эмоции» несовместимы, и понятие интеллекта необходимо заменить на понятие компетентности – тогда вместо эмоционального интеллекта было бы понятие эмоциональной компетентности.
Однако мы примем за основу все же понятие «эмоциональный интеллект», оно является признаваемым в психологической науке. Характеристика эмоционального интеллекта невозможна без определения его сущности. Несмотря на относительную молодость данного понятия существует большое количество его трактовок.
...
Выводы по главе 1
Интерес к эмоциональному выгоранию первоначально как социальной проблеме, а затем и исследовательской, был обусловлен тем мощным отрицательным эффектом, который выгорание оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения профессионалов.
Существует огромное количество определений понятия «эмоциональное выгорание»: разные исследователи трактуют его и как функциональное состояние организма, и как реакцию организма, и как выработанный личностью механизм психологической защиты, и т.д. Мы под эмоциональным выгоранием будем понимать состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешения стресса в профессиональной деятельности. Акцент на понимании эмоционального выгорания в контексте профессионального развития личности сделан по той причине, что в контексте нашего исследования будет рассматриваться конкретная профессия – педагог образовательного учреждения.
...
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проходило с сентября 2016 года по январь 2017 года на базе МБОУ СОШ № 4. Выборку испытуемых составили 45 педагогов. Возраст испытуемых варьирует от 23 до 55 лет, стаж работы, от года до 35 лет (11 педагогов (24%) – стаж работы до 5 лет, 13 педагогов (29%) - стаж работы от 5 до 15 лет, 21 педагог (47%) – стаж работы – более 15 лет).
В качестве методик исследования нами были выбраны следующие:
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Методика содержит 84 утверждения, перед испытуемым поставлена задача выразить свое отношение к данным утверждениям в виде однозначных ответов: «да» или «нет». С помощью этой методики можно выделить 3 фазы развития стресса, а именно: «напряжение»; «резистенция»; «истощение». Каждой из перечисленных фаз присущи ведущие симптомы «выгорания» и разработаны методики количественного определения уровня их выраженности.
Опросник выгорания (перегорания) Маслач.
...
2.2 Результаты и анализ эмпирического исследования
В рамках данной работы нами было изучено эмоциональное выгорание педагогов по методике В.В. Бойко. На стадии формирования находятся фаза резистенции 46.1 балл. Фазы напряжения 29.44 балла и истощения 28.91 балл не сформировались. Однако показатели приближаются к степени формирования.
Таблица 1
Средние баллы по методике В.В. Бойко
Напряжение
Резистенция
Истощение
Среднее значение
29.44
46.1
28.91
Примечание:
36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
37-60 баллов— фаза в стадии формирования;
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.
Таблица 2
Средние баллы по методике Маслач
По методике Маслач нами были получены следующие результаты.
Эмоциональное истощение
Деперсонализация
Редукция профессионализма
Среднее значение
19.11
7.73
34.82
Вычисление среднего значения по группе респондентов показало, что все показатели по шкалам методики имеют усредненное значение уровня эмоционального выгорания.
...
2.3 Система работы по профилактике эмоционального выгорания в педагогической деятельности
Актуальность программы обусловлена отношением профессии педагога к стрессогенным профессиям, требующим от учителя больших резервов саморегуляции и самообладания. Согласно ряду социальных исследований, работа педагога относится к самым эмоционально напряженным профессиям. Трудовая деятельность учителя вызывает эмоциональное напряжение, проявляющееся понижении работоспособности и в снижении устойчивости психических функций. Зачастую учителя очень четко фиксируют проявления профессиональной деформации в своей личности, деятельности и в своём общении. В то же время такая фиксация преимущественно имеет механический характер, она не сопровождается осознанием места деформации в педагогической деятельности и необходимости ее преодоления.
...
Выводы по главе 2
В рамках практической части было организовано эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта педагогов. Для исследования уровня эмоционального выгорания и уровня эмоционального интеллекта педагогов использовались такие методики:
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Опросник выгорания (перегорания) Маслач.
Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн Д.В. Люсин.
Диагностика по данным методикам позволила выявить
В группе респондентов на стадии формирования находится фаза рестенции. Фазы напряжения и истощения в настоящий момент не сформировались, однако имеется негативная тенденция к их дальнейшему формированию. Кроме этого, у респондентов отмечается наличие эмоционального истощения, деперсонализации. Изучение уровня эмоционального интеллекта респондентов показало, что у данной выборки данный показатель высокий, т.е. испытуемые характеризуются высоким уровнем распознаванием эмоций, их контролем.
...
Заключение
Интерес к эмоциональному выгоранию первоначально как социальной проблеме, а затем и исследовательской, был обусловлен тем мощным отрицательным эффектом, который выгорание оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения профессионалов. Теоретический анализ профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений показал, что она не может считаться вполне благополучной в экономическом, социальном и психологическом плане. Высокие требования профессии к личности, уровень ответственности, напряженность, невысокая престижность труда способствуют развитию эмоционального выгорания личности.
Теоретический обзор показал, что существует большое количество причин развития эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии: это и высокая ответственность, и напряженность труда, и высокие требования и ожидания со стороны общества, администрации, родителей и пр.
...
1. Алиева, Н.Ф. Возрастные детерминанты эмоционального выгорания у педагогов-дефектологов / Н.Ф. Алиева, И.О. Елькин // Системная интеграция в здравоохранении. – 2011. – Т. 14 № 4. – С. 39-51.
2. Белинская, Е.В. Особенности эмоционального выгорания педагогов учреждений дошкольного образования / Е.В. Белинская // Психология и педагогика на современном этапе. – 2014. – Т. 5. – С. 15-22.
3. Белякова, М.А. Исследование особенностей эмоционального «выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования / М.А. Белякова // Проблемы Науки. 2014. – №7 – (25).
4. Бенькова, О.А. Проявление симптомов эмоционального выгорания в деятельности педагога / О.А. Бенькова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». – 2012. – № 22. – С. 174-177.
5. Бобкова, М.Г. Критерии эффективности психологического консультирования / М.Г. Бобкова, В.В. Гараева // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. – 2011. – № 9. – С. 248-255.
6. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб. : Питер, 1999. – 160 с.
7. Бородаенко, Е.А. Роль эмоционального интеллекта в профилактике синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности / Е.А. Бородаенко // Научный поиск. – 2012. - № 2.5. – С. 8-12.
8. Вайсбах, Х. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах, У. Дакс. – М.: Лик пресс, 1998. – 160 с.
9. Василенко, А.Ю. Возможности профилактики синдрома эмоционального выгорания: личностные факторы / А.Ю. Василенко // ектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 4. – С. 53-55.
10. Василенко, А.Ю. Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов / А.Ю. Василенко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 3. – С. 66-69.
11. Васюкова, А.Н. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога / А.Н. Васюкова, Л.В. Клименко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 147-151.
12. Влах, Н.И. Эмоциональное выгорание у представителей «помогающих профессий» / Н.И. Влах // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2015. – Т.8 № 1. – С. 96- 103.
13. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2005. – 336 с.
14. Водопьянова, Н.Е. Теория и практика противодействия синдрому выгорания / Н.Е. Водопьянова // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2013. – 440 с. – С. 295-324.
15. Волкова, О.Ю. К проблеме актуальности изучения особенностей эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений на различных стадиях профессионализации / О.Ю. Волкова, И.Г. Маракушина // Вестник ТОГИРРО. – 2013. – № 2. – С. 428-429.
16. Володина, Т.В. Взаимосвязь жизнейстойкости и эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных школ / Т.В. Володина // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.
17. Гармаева, Т.В. Роль эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов и психологов / Т.В. Гармаева // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2013. – № 1. – С. 96-112.
18. Гнилицкий, С.Ю. Эмоциональное выгорание личности педагога / С.Ю. Гнилицкий // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2010. – № 4-1. – С. 158-161.
19. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман ; пер с англ. А. П. Исаевой. – М. : АСТ : Хранитель, 2008. – 478 с. 25. Грабе, М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять : М. Грабе ; пер. с нем. – СПб., 2008.
20. Гредюшко, О.П. Эмоциональное выгорание преподавателей высшей школы // Филология и культура. – 2009. – № 17-18. – С. 29-34.
21. Гроза, И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание / И.В. Гроза // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 10. – С. 63-64. 71
22. Дегтярев, А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии / А.В. Дегтярев // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2012. – № 2.
23. Демиденко, Р.Н. Эмоциональный интеллект как предикатор стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях / Р.Н. Демиденко, В.В. Власова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2013. – № 17. – С. 90-94.
24. Дубиницкая, К.А. Социально-психологические аспекты формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений / К.А. Дубиницкая // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2010. – № 4. – С. 57-65.
25. Еркинбекова, М.А. Профессиональное выгорание педагогов / М.А. Еркинбекова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 25-2. – С. 233-238.
26. Ермакова, Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) / Е.В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – C. 27-39.
27. Клепач, Ю.В. Особенности эмоционального выгорания педагогов / Ю.В. Клепач, Л.Н. Гридяева, Е.Д. Сергеева // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1 (266). – С. 258- 262.
28. Колмогорова, Л.С. Профилактика эмоционального выгорания как составляющей психического неблагополучия педагогов / Л.С. Колмогорова, Н.К. Акименко // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6-2. – С. 175- 177.
29. Кондратьева, О.Г. Профессиональные деформации личности педагогов при формировании синдрома эмоционального выгорания / О.Г. Кондратьева // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. – 2012. – № 2.
30. Кораблина, Е.П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности / Е.П. Кораблина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2003. – Т. 3. № 6. – С. 104- 114.
31. Костин, Е.Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения / Е.Ю. Костин // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. – 2013. – № 2. – С. 40-44.
32. Котова, Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие / Е.В. Котова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
33. Кротов, В.Ю. Экспериментальное исследование процесса профилактики эмоционального выгорания педагогов / В.Ю. Кротов // Человек и образование. – 2010. – № 3. – С. 107-111.
34. Кузнецова, Л.В. Психологическое здоровье учителей в контексте современных образовательных тенденций / Л.В. Кузнецова // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2013. – 440 с. – С. 383-398.
35. Курапова, И.А. Духовно-нравственные детерминанты эмоционального выгорания у педагогов / И.А. Курапова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. – № 2. – С. 209-214.
36. Курапова, И.А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов / И.А. Курапова // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30 № 3. – С. 84-95. 73
37. Курилкин, Д.Е. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2013. – Т. 3 № 2. – С. 456.
38. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3-22.
39. Мальгина, Л.Ф. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов / Л.Ф. Мальгина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 1. – С. 356-359.
40. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М. : Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. – 308 с.
41. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя : учебное пособие / Л. М. Митина. – М. : Академия, 2004. – 319 с.
42. Ножичкина, Л.В. Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции / Л.В. Ножичкина // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 6. – С. 66-68.
43. Орел, В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания : автореф. дисс. … д-ра пс. н. / В.Е. Орел. –Ярославль, 2005. – 51 с.
44. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. – СПб. : Питер, 2000. – 522 с.
45. Пашук, Н.С. Личностные черты как детерминанты возникновения и развития феномена «психического выгорания» у преподавателей вузов / Н.С. Пащук // Психологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 19-24.
46. Полякова, О.Б. Профессиональные деформации личности: понятие, структура, диагностика, особенности / О.Б. Полякова. – М. : НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. – 425 с.
47. Практикум по психологии состояний: учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб. : Речь, 2004. – 480 с.
48. Пряжников, Н.С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога / Н.С. Пряжников, Е.Г. Ожогова // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 2. – С. 87-95.
49. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. – Казань : КНИТУ, 2012. – 212 с.
50. Раздобарова, О.А. Профилактика эмоционального выгорания педагога / О.А. Раздобарова, Н.А. Фоменко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 32. – С. 92-97.
51. Рогинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Рогинская // Психологический журнал. – 2002. – № 3.
52. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2005.
53. Рыжов, Д.М. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.М. Рыжов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2012. – № 1-2. – С. 142-147.
54. Рыжов, Д.М. Эмоциональный интеллект в системе психологических знаний / Д.М. Рыжов // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 4 (47). – С. 87-89.
55. Савина, Т.А. К вопросу о ресурсах профилактики и преодоления профессиональных деформаций личности / Т.А. Савина // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2013. – № 5 (13). – С. 296-297. 66. Словарь практического психолога. – Минск : Харвест, 1998. – 799 с.
56. Смирнова, О.Ю. Терапия и профилактика синдрома эмоционального выгорания / О.Ю. Смирнова, А.В. Худяков // Медицинская сестра. – 2011. – № 36-40.
57. Таткина, Е.Г. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования / Е.Г. Таткина // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 11 (89). – C. 131-134.
58. Уразаева, Ф.Х. Психологические особенности формирования эмоционального выгорания педагогов / Ф.Х. Уразаева, А.А. Нурмухаметова и др. // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 119-120.
59. Федоренко, Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы : Психопрофилактика эмоционального напряжения / Л.Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 242 с.
60. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – № 6.
61. Хлевная, Е.А. Влияние уровня эмоционального интеллекта руководителей на степень достижения ключевых показателей эффективности организации / Е.А. Хлевная // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – № 4.
62. Эльмурзаева, Р.А. Реализация эмоционального интеллекта в трудовой деятельности / Р.А. Эльмурзаева // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2011. – № 3. – С. 95-102.
63. Эннс, Е.А. Психологическая характеристика помогающих профессий / Е. А. Эннс // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 92-93
64. Юсупов, И.М. Успех в карьере: интеллект или эмоциональная компетентность / И.М. Юсупов, Г.В. Юсупова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – № 3. – С. 85-87.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую