Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Постановка проблемы исследования развития социальных эмоций, детей 5-6 лет обусловлена еще и тем, что эмоции пронизывают все стороны психической жизни ребенка, они тесно связаны с психо¬логическими функциями. Психологи различных направ¬лений признают тот факт, что освоение языка происходит в процессе психоло¬гического развития и находится в тес¬ной взаимосвязи с развитием когнитив¬ной и эмоциональной сфер (Л.С. Вы¬готский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.). Под¬черкивается, что в формировании эмпатии эмоциональный контекст особенно важен.
В последние годы появляются науч¬ные публикации, так или иначе касаю¬щиеся темы эмоциональной сферы де¬тей, что свидетельствует об увеличении интереса к ней (И.Ю. Кондратенко, С.М. Валявко, В.М. Минаева, Г.А. Волкова, Е.С. Тихонова и др.). Вместе с тем, несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, существует дефицит соответствующих эмпирических исследований, изучения социальных эмоций детей дошкольного возраста.
Таким образом, налицо противоречие между практической необходимостью коррекции их эмоциональной сферы, профилактики эмоциональных расстройств и недостатком методической и методологической разработанности данной проблемы в доступной литературе.
Все вышеизложенное определило актуальность темы данной работы: «Особенности проявления социальных эмоций у старших дошкольников».
Цель работы: изучить особенности проявления социальных эмоций у старших дошкольников
Объект исследования – эмоциональная сфера детей 5-6 лет.
Предмет исследования – социальные эмоции детей 5-6 лет и особенности их проявления.
Гипотеза исследования: возможно, что для детей дошкольного возраста характерно различное проявление социальных эмоций, и в частности компонентов эмпатии, среди девочек и мальчиков.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты по проблеме проявления социальных эмоций у старших дошкольников;
2. Спланировать и провести эмпирическое исследования;
3. Предствить результаты исследования и их обсуждение.
Методологическая основа исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических методов исследования: анализ психологической, логопедической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта деятельности ведущих исследователей, занимающихся проблемами эмоционально-личностного развития дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Особенности социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Проявление социальных эмоций детьми дошкольного возраста 13
1.3 Роль эмпатии в процессе развития проявления эмоций социального генеза 17
Выводы по главе 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1 Организация исследования и характеристика выборки 20
2.2 Обзор диагностических методик и методы исследования 21
2.3 Результаты исследования и их обсуждение 24
2.4. Методические рекомендации по развитию эмпатии дошкольников в условиях семьи 30
Выводы по главе 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Приложения 40
Актуальность исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст – синзетивный период развития личности. Период, в течение которого в личность активно закладываются и развиваются навыки социального взаимодействия. В дошкольном возрасте увеличивается независимость детей от окружающей ситуации, их поведение определяется мотивами, ко¬торые начинают складываться в определенную иерархию, пока еще не осознаваемую ребенком. По данным Л. И. Божович, именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях [5, c.18].
Являясь своеобразной малой группой, группа сверстников представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации детей, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды совместной деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления личности, развивается социальная перцепция, эмпатия.
1. Андреенко, Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости старшего дошкольника [Текст] / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 96 с.
2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения [Текст] / Г.М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
3. Вербовская, В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия [Текст] / В.С. Вербовская // Вестник Нижневартовского государственного университета, 2013 – № 4. – С. 1-6.
4. Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего с школьного возраста: дис. ... канд. психол, наук: 19.00.07 / Т.П. Гаврилова. – М.: 1977. – 170 с.
5. Гайворонская, Т.А. Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. Наук [Текст] / Т.А. Гайворонская. СПб., 2009. 25 с.
6. Гребенщикова, Т.В. Педагогические условия эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Гребенщикова // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 163 – 270.
7. Гребенщикова, Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: дис. … канд. пед. Наук [Текст] / Т.В. Гребенщикова. Новокузнецк, 2011. 209 с.
8. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелелева. – М., 1986. – 203 с.
9. Иванова, Н.М. Результаты опытной экспериментальной работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.М. Иванова // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2010. – № 4 – С. 27-30.
10. Изотова, Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников [Текст] / Е.И. Изотова // Мир психологии. 2015. № 1. С. 65 – 77.
11. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова. Е.В. Никифрова. М.: Академия, 2004. 288 с.
12. Кондрашова, Н.В. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок [Текст] / Н.В. Кондрашова, А.А. Турбаева // Концепт. – 2014. – № 3. – С. 1-5.
13. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2003. 176 с.
14. Лаптева, Ю.А. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / Ю.А. Лаптева // Современный ребёнок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы региональной научно-практической конференции. Новокузнецк: РИО КузГПА, 2015. С. 63 – 67.
15. Лаптева, Ю. А., Морозова И. С. К проблеме изучения особенностей эмоционального развития современных дошкольников [Текст] / Ю.А. Лаптева, И.С. Морозова // Современная наука: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. Нефтекамск: Наука и образование, 2015. С. 56 – 59.
16. Лаптева, Ю.А., Фёдорова Н.И. Мониторинг эмоционального благополучия дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации [Текст] / Ю.А. Лаптева, Н.И. Федорова // Евразийский союз учёных (ЕСУ). 2015. № 7. Ч. 6. С. 73 – 76.
17. Моисеева, А.Н. Методическое сопровождение деятельности педагога по формированию эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования [Текст] / А.Н. Моисеева, О.Г. Тавстуха. – Мин-во образования и науки РФ; Оренбург. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. – 144 с.
18. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. 176 с.
19. Разенкова, Н. Е. Теоретические аспекты эмоционально-экспрессивного развития личности [Текст] / Н.Е. Разенкова // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 296 – 304.
20. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования [Текст] / ред. Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 1978. – 200 с.
21. Шнайдер, М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека [Текст] / М.И. Шнайдер // Гуманизация образования, № 2, 2016. – С. 60-65.
22. Якобсон, С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста [Текст]/С.Г. Якобсон. – М.: Дрофа, 2008. – 176 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Постановка проблемы исследования развития социальных эмоций, детей 5-6 лет обусловлена еще и тем, что эмоции пронизывают все стороны психической жизни ребенка, они тесно связаны с психо¬логическими функциями. Психологи различных направ¬лений признают тот факт, что освоение языка происходит в процессе психоло¬гического развития и находится в тес¬ной взаимосвязи с развитием когнитив¬ной и эмоциональной сфер (Л.С. Вы¬готский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.). Под¬черкивается, что в формировании эмпатии эмоциональный контекст особенно важен.
В последние годы появляются науч¬ные публикации, так или иначе касаю¬щиеся темы эмоциональной сферы де¬тей, что свидетельствует об увеличении интереса к ней (И.Ю. Кондратенко, С.М. Валявко, В.М. Минаева, Г.А. Волкова, Е.С. Тихонова и др.). Вместе с тем, несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, существует дефицит соответствующих эмпирических исследований, изучения социальных эмоций детей дошкольного возраста.
Таким образом, налицо противоречие между практической необходимостью коррекции их эмоциональной сферы, профилактики эмоциональных расстройств и недостатком методической и методологической разработанности данной проблемы в доступной литературе.
Все вышеизложенное определило актуальность темы данной работы: «Особенности проявления социальных эмоций у старших дошкольников».
Цель работы: изучить особенности проявления социальных эмоций у старших дошкольников
Объект исследования – эмоциональная сфера детей 5-6 лет.
Предмет исследования – социальные эмоции детей 5-6 лет и особенности их проявления.
Гипотеза исследования: возможно, что для детей дошкольного возраста характерно различное проявление социальных эмоций, и в частности компонентов эмпатии, среди девочек и мальчиков.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты по проблеме проявления социальных эмоций у старших дошкольников;
2. Спланировать и провести эмпирическое исследования;
3. Предствить результаты исследования и их обсуждение.
Методологическая основа исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических методов исследования: анализ психологической, логопедической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта деятельности ведущих исследователей, занимающихся проблемами эмоционально-личностного развития дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Особенности социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Проявление социальных эмоций детьми дошкольного возраста 13
1.3 Роль эмпатии в процессе развития проявления эмоций социального генеза 17
Выводы по главе 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1 Организация исследования и характеристика выборки 20
2.2 Обзор диагностических методик и методы исследования 21
2.3 Результаты исследования и их обсуждение 24
2.4. Методические рекомендации по развитию эмпатии дошкольников в условиях семьи 30
Выводы по главе 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Приложения 40
Актуальность исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст – синзетивный период развития личности. Период, в течение которого в личность активно закладываются и развиваются навыки социального взаимодействия. В дошкольном возрасте увеличивается независимость детей от окружающей ситуации, их поведение определяется мотивами, ко¬торые начинают складываться в определенную иерархию, пока еще не осознаваемую ребенком. По данным Л. И. Божович, именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях [5, c.18].
Являясь своеобразной малой группой, группа сверстников представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации детей, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды совместной деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления личности, развивается социальная перцепция, эмпатия.
1. Андреенко, Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости старшего дошкольника [Текст] / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 96 с.
2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения [Текст] / Г.М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
3. Вербовская, В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия [Текст] / В.С. Вербовская // Вестник Нижневартовского государственного университета, 2013 – № 4. – С. 1-6.
4. Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего с школьного возраста: дис. ... канд. психол, наук: 19.00.07 / Т.П. Гаврилова. – М.: 1977. – 170 с.
5. Гайворонская, Т.А. Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. Наук [Текст] / Т.А. Гайворонская. СПб., 2009. 25 с.
6. Гребенщикова, Т.В. Педагогические условия эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Гребенщикова // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 163 – 270.
7. Гребенщикова, Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: дис. … канд. пед. Наук [Текст] / Т.В. Гребенщикова. Новокузнецк, 2011. 209 с.
8. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелелева. – М., 1986. – 203 с.
9. Иванова, Н.М. Результаты опытной экспериментальной работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.М. Иванова // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2010. – № 4 – С. 27-30.
10. Изотова, Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников [Текст] / Е.И. Изотова // Мир психологии. 2015. № 1. С. 65 – 77.
11. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова. Е.В. Никифрова. М.: Академия, 2004. 288 с.
12. Кондрашова, Н.В. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок [Текст] / Н.В. Кондрашова, А.А. Турбаева // Концепт. – 2014. – № 3. – С. 1-5.
13. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2003. 176 с.
14. Лаптева, Ю.А. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / Ю.А. Лаптева // Современный ребёнок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы региональной научно-практической конференции. Новокузнецк: РИО КузГПА, 2015. С. 63 – 67.
15. Лаптева, Ю. А., Морозова И. С. К проблеме изучения особенностей эмоционального развития современных дошкольников [Текст] / Ю.А. Лаптева, И.С. Морозова // Современная наука: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. Нефтекамск: Наука и образование, 2015. С. 56 – 59.
16. Лаптева, Ю.А., Фёдорова Н.И. Мониторинг эмоционального благополучия дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации [Текст] / Ю.А. Лаптева, Н.И. Федорова // Евразийский союз учёных (ЕСУ). 2015. № 7. Ч. 6. С. 73 – 76.
17. Моисеева, А.Н. Методическое сопровождение деятельности педагога по формированию эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования [Текст] / А.Н. Моисеева, О.Г. Тавстуха. – Мин-во образования и науки РФ; Оренбург. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. – 144 с.
18. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. 176 с.
19. Разенкова, Н. Е. Теоретические аспекты эмоционально-экспрессивного развития личности [Текст] / Н.Е. Разенкова // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 296 – 304.
20. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования [Текст] / ред. Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 1978. – 200 с.
21. Шнайдер, М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека [Текст] / М.И. Шнайдер // Гуманизация образования, № 2, 2016. – С. 60-65.
22. Якобсон, С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста [Текст]/С.Г. Якобсон. – М.: Дрофа, 2008. – 176 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую