Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений и личностного развития детей подросткового возраста
1.1 Семья как важнейший воспитательный институт
По мнению многих ученых, семья является величайшей ценностью, которая могла быть создана за всю историю человеческого существования. Нет ни одной культурной общности, ни одной нации, в которой не было бы семьи. В упрочении, сохранении и развитии семьи заинтересовано общество Каждый человек нуждается в надежной семье, независимо от возраста [31].
Под семьей понимается малая социально-психологическая группа, члены которой связаны родственными или брачными отношениями, взаимной моральной ответственностью и общностью быта. При этом семья обусловлена социальной необходимостью, заключающейся в потребности общества в духовном и физическом воспроизведении населения [19].
Несмотря на то, что проблемами семейно-брачных отношений, развития семьи, роли семьи в жизни отдельного индивида и общества в целом занимались а протяжении долгого времени, данные проблемы не являются достаточно изученными на сегодняшний день, так как остается немало нерешенных спорных вопросов [10].
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк. Он включает в себя следующие понятия:
- типы родительского отношения;
- родительские установки и типы поведения в них;
- стили воспитания детей;
- родительские позиции;
- параметры воспитательного процесса;
- типы отношений "мать - ребенок";
- черты патогенных типов воспитания;
- стили общения;
- типы позитивного и ложного родительского авторитета;
- семейные роли ребенка [29].
Каждый тип воспитательного процесса имеет характерные для него особенности:
1) степень предъявления требований, включающая в себя количество и качество обязанностей ребенка;
2) уровень протекции, предполагающий меру занятости родителей воспитанием своего ребенка, сила, внимание и время, вложенные в него;
3) степень запретов (мера самостоятельности ребенка, его возможность выбирать способ поведения;
4) полнота удовлетворения духовных и материально-бытовых потребностей;
5) устойчивость стиля воспитания (то, насколько он резко сменяется и колеблется);
6) строгость санкций, предполагающая использовать в качестве приема воспитания наказание [1].
Зачастую анализ условий при решении конкретной воспитательной задачи упрощается. Но это только в теории. Как правило, на практике чудодейственных способов решения проблемных ситуаций не существует. Связано это с различными обстоятельствами возникшей ситуации. Попытки обобщить разные эффективные способы в воспитании ребенка чаще всего заканчивается неудачей или удачей, но наполовину [43].
Теория и практика различны, так как на практике ребенок находится в постоянно изменяющихся условиях. При этом его психическая реакция на происходящее также может быть различна. Условия, при которых ребенок ведет себя так как нужно, создаются за счет взаимодействия различных факторов воспитания самим же родителем.
1.1 Семья как важнейший воспитательный институт
По мнению многих ученых, семья является величайшей ценностью, которая могла быть создана за всю историю человеческого существования. Нет ни одной культурной общности, ни одной нации, в которой не было бы семьи. В упрочении, сохранении и развитии семьи заинтересовано общество Каждый человек нуждается в надежной семье, независимо от возраста [31].
Под семьей понимается малая социально-психологическая группа, члены которой связаны родственными или брачными отношениями, взаимной моральной ответственностью и общностью быта. При этом семья обусловлена социальной необходимостью, заключающейся в потребности общества в духовном и физическом воспроизведении населения [19].
...
1.2 Проблема взаимоотношения родителей с детьми подросткового возраста
Подростковый возраст − это бурно протекающее время, с внутренними и внешними конфликтами и кризисами. Это период, когда идет обострение супружеских конфликтов и раскрытие ранее не выходивших наружу проблем и противоречий [47].
В подростковом возрасте дети начинают отделяться от родителей, грубить им и другим взрослым, остро критиковать, резко отвечать на замечания. В это время родители уже не имеют того авторитета, что был раньше. В подростковом возрасте ребенок начинает познавать всю сложность окружающего мира и именно поэтому ищет человека, который поможет и подскажет ему, как себя вести, а не будет читать мораль. В этот период все познается впервые: и первые взрослые разговоры, и первая любовь, и первые взрослые увлечения.
В подростковом возрасте начинают формироваться первые жизненные ценности. Выбор товарищей зависит от сходства взглядов, убеждений, которые позволяют подросткам объединяться в группы.
...
1.3 Влияние детско-родительских отношений на процесс личностного развития подростка
Одним из типов личности ребенка считается низкая степень отношения «Я-другой» [8]. Такие дети воспитывались в семьях, в которых главной ценностью в жизни был налаженный быт и материальное благополучие. В этих семьях существуют самые разные функции, которые выполняют члены семьи, однако акцент делается на реально-практическую, материальную, бытовую сторону жизни, что является тем стержнем, который сплачивает семью и формирует общие интересы. Дети в таких семьях включены в ограниченную тем или иным набором ситуаций, значимых для отдельных членов или всей семьи, жизнь [40].
Личностные ценности в подобных семьях, как правило, не учитываются. Достижения ребенка рассматриваются с точки зрения достигнутого результата. Все это приводит к тому, что дети не выделяют себя из привычных синкретически целостных ситуаций, не осознают или недостаточно осознают себя через отношение к определенному содержанию.
...
2.1 Цели, задачи, гипотеза и методики исследования
В первой главе нами были проанализирована психолого-педагогическая литературу по вопросу детско-родительских отношений и проблем личностного развития подростков. Было охарактеризовано понятие семьи, как важнейшего воспитательного института. Рассмотрена проблема взаимоотношений родителей с детьми подросткового возраста, а также влияние детско-родительских отношений на личностное развитие детей.
Итак, цель дипломной работы: изучение влияния детско-родительских отношений на личностное развитие ребенка
Выбор цели определил следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть типы взаимоотношений в семье.
3. Определить влияние типа взаимоотношений в семье на личностное развитие подростка.
4. Выявить стили взаимоотношений между родителями и детьми путем диагностики по выбранным методикам.
Объектом исследования является детско-родительские отношения (ДРО) и личностное развитие ребенка.
...
2.2 Анализ полученных результатов
На констатирующем этапе эксперимента перед нами стояла задача выявить уровень детско-родительских отношений и его влияние на личностное развитие детей подросткового возраста. Для этого мы использовали три методики: Графическая модификация методики исследования детско-родительских отношений (А.К. Осницкий, О.В. Герасимова), Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера. 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла.
Первым шагом в исследовании стало проведение методики «ОРО», являющейся графической модификацией методики исследования детско-родительских отношений, А.К. Осноцкого, О.В. Герасимовой. Родителей просили выразить свое согласие или несогласие с имеющимися утверждениями. Результаты данной диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики респондентов по методике исследования детско-родительских отношений А.К. Осницкого и О.В.
...
1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков». Изд-во Михайлова В.А.,2013.
2. Айхорин А. «Трудный подросток». - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2011
3. Бурлачук Л., Морозов С. Словарь-справочник по психологической диагностике. - К., 2009.
4. Валлон А. Истоки характера у ребёнка // Вопросы психологии. - 1990. - №6.
5. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. М., 2016.
6. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / М.В. Гамезо. - М., 2012.
7. Лидерс А.Г. «Психологическое обследование семьи», учеб. пособие-практикум для студентов фак. психологии высш. учеб. заведений-М: Издательский центр «Академия», 2006.-432с.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - Кн.1. - М., 2009.
9. Гиппенрейтер Ю. Б. Как общаться с ребенком? - М., 2010. - 240с.
10. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 2005. - №2. - С. 186 - 187.
11. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 2016. - 40с.
12. Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис. канд. псих. наук. - Улан-Удэ, 2008. - 166 с.
13. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 2015. - 360 с.
14. Аверин В.А. «Психология детей и подростков». Изд-во Михайлова В.А.,2008.
15. Айхорин А. «Трудный подросток». - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2011.
16. Асановой Н.К. «Руководство по предупреждению насилия над детьми».- М.:2007г.
17. Видра Д. «Помощь разведенным родителям и их детям». - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2010.
18. Вроно Е. «Несчастливые дети - трудные родители».- М.: Семья и школа, 2014.
19. Кондратьев М.Ю. «Подросток в замкнутом круге». - М.: Изд-во «Институт практической психиатрии», Воронеж: НПО «Модэкс», 1997.
20. Куликова В.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание».: учебник,2009.
21. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании».2009
22. Учебное пособие. М.: Валдас, 2015.
23. «Популярная психология для родителей».: 2-е издание, исп.: Союз, 2009.
24. «Социология»: учеб. Пособие для студентов ВУЗов. Мн., «Тетра
25. Системс», 2011.
26. Фридман И.К. «Себя как в зеркале я вижу…». - М.: Изд-во «Семья и школа», 2016.
27. Фурманов И.А. «Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста». Мн., 2013.
28. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманов Н.В. «Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства». Мн.: «ТЕСЕЙ», 2009.
Холл Кельвин С., Лидсе Гарньер. «Теория личности». - М. «КСП+», 2007.
30. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2011.
31. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 2006.
32. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: 2011.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений и личностного развития детей подросткового возраста
1.1 Семья как важнейший воспитательный институт
По мнению многих ученых, семья является величайшей ценностью, которая могла быть создана за всю историю человеческого существования. Нет ни одной культурной общности, ни одной нации, в которой не было бы семьи. В упрочении, сохранении и развитии семьи заинтересовано общество Каждый человек нуждается в надежной семье, независимо от возраста [31].
Под семьей понимается малая социально-психологическая группа, члены которой связаны родственными или брачными отношениями, взаимной моральной ответственностью и общностью быта. При этом семья обусловлена социальной необходимостью, заключающейся в потребности общества в духовном и физическом воспроизведении населения [19].
Несмотря на то, что проблемами семейно-брачных отношений, развития семьи, роли семьи в жизни отдельного индивида и общества в целом занимались а протяжении долгого времени, данные проблемы не являются достаточно изученными на сегодняшний день, так как остается немало нерешенных спорных вопросов [10].
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк. Он включает в себя следующие понятия:
- типы родительского отношения;
- родительские установки и типы поведения в них;
- стили воспитания детей;
- родительские позиции;
- параметры воспитательного процесса;
- типы отношений "мать - ребенок";
- черты патогенных типов воспитания;
- стили общения;
- типы позитивного и ложного родительского авторитета;
- семейные роли ребенка [29].
Каждый тип воспитательного процесса имеет характерные для него особенности:
1) степень предъявления требований, включающая в себя количество и качество обязанностей ребенка;
2) уровень протекции, предполагающий меру занятости родителей воспитанием своего ребенка, сила, внимание и время, вложенные в него;
3) степень запретов (мера самостоятельности ребенка, его возможность выбирать способ поведения;
4) полнота удовлетворения духовных и материально-бытовых потребностей;
5) устойчивость стиля воспитания (то, насколько он резко сменяется и колеблется);
6) строгость санкций, предполагающая использовать в качестве приема воспитания наказание [1].
Зачастую анализ условий при решении конкретной воспитательной задачи упрощается. Но это только в теории. Как правило, на практике чудодейственных способов решения проблемных ситуаций не существует. Связано это с различными обстоятельствами возникшей ситуации. Попытки обобщить разные эффективные способы в воспитании ребенка чаще всего заканчивается неудачей или удачей, но наполовину [43].
Теория и практика различны, так как на практике ребенок находится в постоянно изменяющихся условиях. При этом его психическая реакция на происходящее также может быть различна. Условия, при которых ребенок ведет себя так как нужно, создаются за счет взаимодействия различных факторов воспитания самим же родителем.
1.1 Семья как важнейший воспитательный институт
По мнению многих ученых, семья является величайшей ценностью, которая могла быть создана за всю историю человеческого существования. Нет ни одной культурной общности, ни одной нации, в которой не было бы семьи. В упрочении, сохранении и развитии семьи заинтересовано общество Каждый человек нуждается в надежной семье, независимо от возраста [31].
Под семьей понимается малая социально-психологическая группа, члены которой связаны родственными или брачными отношениями, взаимной моральной ответственностью и общностью быта. При этом семья обусловлена социальной необходимостью, заключающейся в потребности общества в духовном и физическом воспроизведении населения [19].
...
1.2 Проблема взаимоотношения родителей с детьми подросткового возраста
Подростковый возраст − это бурно протекающее время, с внутренними и внешними конфликтами и кризисами. Это период, когда идет обострение супружеских конфликтов и раскрытие ранее не выходивших наружу проблем и противоречий [47].
В подростковом возрасте дети начинают отделяться от родителей, грубить им и другим взрослым, остро критиковать, резко отвечать на замечания. В это время родители уже не имеют того авторитета, что был раньше. В подростковом возрасте ребенок начинает познавать всю сложность окружающего мира и именно поэтому ищет человека, который поможет и подскажет ему, как себя вести, а не будет читать мораль. В этот период все познается впервые: и первые взрослые разговоры, и первая любовь, и первые взрослые увлечения.
В подростковом возрасте начинают формироваться первые жизненные ценности. Выбор товарищей зависит от сходства взглядов, убеждений, которые позволяют подросткам объединяться в группы.
...
1.3 Влияние детско-родительских отношений на процесс личностного развития подростка
Одним из типов личности ребенка считается низкая степень отношения «Я-другой» [8]. Такие дети воспитывались в семьях, в которых главной ценностью в жизни был налаженный быт и материальное благополучие. В этих семьях существуют самые разные функции, которые выполняют члены семьи, однако акцент делается на реально-практическую, материальную, бытовую сторону жизни, что является тем стержнем, который сплачивает семью и формирует общие интересы. Дети в таких семьях включены в ограниченную тем или иным набором ситуаций, значимых для отдельных членов или всей семьи, жизнь [40].
Личностные ценности в подобных семьях, как правило, не учитываются. Достижения ребенка рассматриваются с точки зрения достигнутого результата. Все это приводит к тому, что дети не выделяют себя из привычных синкретически целостных ситуаций, не осознают или недостаточно осознают себя через отношение к определенному содержанию.
...
2.1 Цели, задачи, гипотеза и методики исследования
В первой главе нами были проанализирована психолого-педагогическая литературу по вопросу детско-родительских отношений и проблем личностного развития подростков. Было охарактеризовано понятие семьи, как важнейшего воспитательного института. Рассмотрена проблема взаимоотношений родителей с детьми подросткового возраста, а также влияние детско-родительских отношений на личностное развитие детей.
Итак, цель дипломной работы: изучение влияния детско-родительских отношений на личностное развитие ребенка
Выбор цели определил следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть типы взаимоотношений в семье.
3. Определить влияние типа взаимоотношений в семье на личностное развитие подростка.
4. Выявить стили взаимоотношений между родителями и детьми путем диагностики по выбранным методикам.
Объектом исследования является детско-родительские отношения (ДРО) и личностное развитие ребенка.
...
2.2 Анализ полученных результатов
На констатирующем этапе эксперимента перед нами стояла задача выявить уровень детско-родительских отношений и его влияние на личностное развитие детей подросткового возраста. Для этого мы использовали три методики: Графическая модификация методики исследования детско-родительских отношений (А.К. Осницкий, О.В. Герасимова), Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера. 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла.
Первым шагом в исследовании стало проведение методики «ОРО», являющейся графической модификацией методики исследования детско-родительских отношений, А.К. Осноцкого, О.В. Герасимовой. Родителей просили выразить свое согласие или несогласие с имеющимися утверждениями. Результаты данной диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики респондентов по методике исследования детско-родительских отношений А.К. Осницкого и О.В.
...
1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков». Изд-во Михайлова В.А.,2013.
2. Айхорин А. «Трудный подросток». - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2011
3. Бурлачук Л., Морозов С. Словарь-справочник по психологической диагностике. - К., 2009.
4. Валлон А. Истоки характера у ребёнка // Вопросы психологии. - 1990. - №6.
5. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. М., 2016.
6. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / М.В. Гамезо. - М., 2012.
7. Лидерс А.Г. «Психологическое обследование семьи», учеб. пособие-практикум для студентов фак. психологии высш. учеб. заведений-М: Издательский центр «Академия», 2006.-432с.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - Кн.1. - М., 2009.
9. Гиппенрейтер Ю. Б. Как общаться с ребенком? - М., 2010. - 240с.
10. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 2005. - №2. - С. 186 - 187.
11. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 2016. - 40с.
12. Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис. канд. псих. наук. - Улан-Удэ, 2008. - 166 с.
13. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 2015. - 360 с.
14. Аверин В.А. «Психология детей и подростков». Изд-во Михайлова В.А.,2008.
15. Айхорин А. «Трудный подросток». - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2011.
16. Асановой Н.К. «Руководство по предупреждению насилия над детьми».- М.:2007г.
17. Видра Д. «Помощь разведенным родителям и их детям». - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2010.
18. Вроно Е. «Несчастливые дети - трудные родители».- М.: Семья и школа, 2014.
19. Кондратьев М.Ю. «Подросток в замкнутом круге». - М.: Изд-во «Институт практической психиатрии», Воронеж: НПО «Модэкс», 1997.
20. Куликова В.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание».: учебник,2009.
21. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании».2009
22. Учебное пособие. М.: Валдас, 2015.
23. «Популярная психология для родителей».: 2-е издание, исп.: Союз, 2009.
24. «Социология»: учеб. Пособие для студентов ВУЗов. Мн., «Тетра
25. Системс», 2011.
26. Фридман И.К. «Себя как в зеркале я вижу…». - М.: Изд-во «Семья и школа», 2016.
27. Фурманов И.А. «Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста». Мн., 2013.
28. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманов Н.В. «Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства». Мн.: «ТЕСЕЙ», 2009.
Холл Кельвин С., Лидсе Гарньер. «Теория личности». - М. «КСП+», 2007.
30. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2011.
31. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 2006.
32. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: 2011.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1650 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую