Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

  • 94 страниц
  • 2019 год
  • 96 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

АнастасияАлексеевна87

Специализируюсь на срочных работах, работы выполняю в соответствии с Вашими требованиями

1650 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Современная отечественная система специального образования, находящаяся в состоянии реформ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), постоянно совершенствует содержание и качество образовательных услуг. Одним из результатов модернизации является принятие и обязательное введение с 2016-2017 учебного года Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для детей с нарушением интеллекта.
Данный ФГОС и его качественное усвоение возможны только при наличии хорошо развитой мелкой моторики уже в начале освоения школьного уровня образования. Т.о., акцент актуальности качественной подготовки детей смещается на дошкольный возраст, на период дошкольного образования.
В методической литературе представлено достаточно полное описание классической методики развития мелкой моторики детей с нарушением интеллекта в целом, однако переход на ФГОС требует раскрытия в полном объеме коррекционного потенциала отдельных образовательных предметов в мелкомоторном развитии ребенка, в т.ч. и такого образовательного предмета как «Ознакомление с окружающим миром».
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по ознакомлению с окружающим миром весьма актуальна, так как именно эти занятия составляют основную часть работы дефектолога; на них педагог имеет возможность использовать различные методы и приемы обучения. В период перестройки системы образования на ФГОС актуализировался вопрос разработки новых подходов к развитию мелкой моторики, в частности с позиции опосредованности влияния уровня развития мелкой моторики на коррекцию познавательного развития детей с нарушением интеллекта.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
В исследованиях Л.В. Занкова, А.Р. Лурияи, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой и др. показано, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов нарушений интеллекта на уровне умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у таких детей неуклюжи, нескоординированные, их точность и темп нарушены.
По данным исследований, проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики: уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени интеллектуального нарушения.
Таким образом, тема данного исследования: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на занятиях по ознакомлению с окружающим миром» - очень актуальна.
Цель исследования: теоретически изучить и практически исследовать возможность развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Объект исследования: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

1.1. Понятие «мелкая моторика» в современной психолого- педагогической науке

В последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание. Сенсомоторное развитие - один из ведущих факторов развития ребенка.
Т.А. Власова и М.С. Певзнер определяют моторику, как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику [6].
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость [37].
К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека [41].
Л.В. Антакова-Фомина, Т.Ю. Гогберашвили, Е.Г. Гришина, С.Н. Котягина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики [1,19,52].
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе

исследователей можно назвать А.В. Антакову-Фомину, М.М. Кольцову, Е.И. Исенину [15].
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Светлова И. Е. выделяет и содержательно характеризует 3 уровня развития мелкой моторики: высокий, средний, низкий [42].
Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы.
Средний уровень развития моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления.
Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений [22].
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук [27].
Л.В. Антакова-Фомина выделяет различные способы развития мелкой моторики, например[1]: игры с мелкими предметами, собирание паззлов, мозаики, конструктора, бусин и т.п.; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев лепка и т.д.

В работе исследуется возможность развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.

1. Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук [Текст] / Л. В. Антакова- Фомина. – М. : Просвещение, 1974.
2. Антонова, А. В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи : методическое пособие [Текст]. – М. : 1997 – 55 с.
3. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и медицинских психологов [Текст] / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. : МПСИ Модэк, 2006 – 624 с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада [Текст] /А. К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
5. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : учебно-методическое пособие [Текст]. – М. : Гном-Пресс, 1999. – 56 с.
6. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст]. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973. – 175 с.
7. Воспитание и обучение во вспомогательной школе [Текст] / под ред. В. В. Воронкова. – М. : Школа-ПРЕСС, 1994. – 416 с.
8. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1988. – 500 с.
9. Гаврилина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать : популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. – Ярославль : Академия развития, 1998. – 192с.
10. Головина, Т. Н. Особенности изодеятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. – М. : Педагогика, 1992.
– 140 с.
11. Денисова, Л. Т. Психолого-педагогические предпосылки и создание благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации

движений пальцев рук у детей 5-6 лет. Подготовка руки ребенка к письму. [Электронный ресурс] // http://www.rassvet.edu.yar.ru/work1/index.html
12. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М. : Просвещение, 2005. – 272 с.
13. Еникеева, Д. Д. Популярные основы психиатрии [Текст] – Д. : Сталкер, 1997.
14. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] – М. : Просвещение ВЛАДОС, 1995 – 112 с.
15. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика [Текст] / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин – Ростов н /Д : МарТ, 2002. – 304 с.
16. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / Л.В. Занков. – М. : Учпедгиз,1988.
17. Коллектив и реализуемые программы МБДОУ ДС КВ 188 [Электронный ресурс] // http://mdou188chel.blogspot.ru/
18. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. – М. : Педагогика, 1973. –193 с.
19. Кольцова, М. М. Ребёнок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова.
– М. : Сов. Россия, 1973. – 160 с.
20. Комарова, Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников [Текст] / Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1980. –152 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Современная отечественная система специального образования, находящаяся в состоянии реформ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), постоянно совершенствует содержание и качество образовательных услуг. Одним из результатов модернизации является принятие и обязательное введение с 2016-2017 учебного года Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для детей с нарушением интеллекта.
Данный ФГОС и его качественное усвоение возможны только при наличии хорошо развитой мелкой моторики уже в начале освоения школьного уровня образования. Т.о., акцент актуальности качественной подготовки детей смещается на дошкольный возраст, на период дошкольного образования.
В методической литературе представлено достаточно полное описание классической методики развития мелкой моторики детей с нарушением интеллекта в целом, однако переход на ФГОС требует раскрытия в полном объеме коррекционного потенциала отдельных образовательных предметов в мелкомоторном развитии ребенка, в т.ч. и такого образовательного предмета как «Ознакомление с окружающим миром».
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по ознакомлению с окружающим миром весьма актуальна, так как именно эти занятия составляют основную часть работы дефектолога; на них педагог имеет возможность использовать различные методы и приемы обучения. В период перестройки системы образования на ФГОС актуализировался вопрос разработки новых подходов к развитию мелкой моторики, в частности с позиции опосредованности влияния уровня развития мелкой моторики на коррекцию познавательного развития детей с нарушением интеллекта.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
В исследованиях Л.В. Занкова, А.Р. Лурияи, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой и др. показано, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов нарушений интеллекта на уровне умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у таких детей неуклюжи, нескоординированные, их точность и темп нарушены.
По данным исследований, проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики: уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени интеллектуального нарушения.
Таким образом, тема данного исследования: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на занятиях по ознакомлению с окружающим миром» - очень актуальна.
Цель исследования: теоретически изучить и практически исследовать возможность развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Объект исследования: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

1.1. Понятие «мелкая моторика» в современной психолого- педагогической науке

В последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание. Сенсомоторное развитие - один из ведущих факторов развития ребенка.
Т.А. Власова и М.С. Певзнер определяют моторику, как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику [6].
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость [37].
К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека [41].
Л.В. Антакова-Фомина, Т.Ю. Гогберашвили, Е.Г. Гришина, С.Н. Котягина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики [1,19,52].
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе

исследователей можно назвать А.В. Антакову-Фомину, М.М. Кольцову, Е.И. Исенину [15].
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Светлова И. Е. выделяет и содержательно характеризует 3 уровня развития мелкой моторики: высокий, средний, низкий [42].
Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы.
Средний уровень развития моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления.
Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений [22].
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук [27].
Л.В. Антакова-Фомина выделяет различные способы развития мелкой моторики, например[1]: игры с мелкими предметами, собирание паззлов, мозаики, конструктора, бусин и т.п.; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев лепка и т.д.

В работе исследуется возможность развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.

1. Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук [Текст] / Л. В. Антакова- Фомина. – М. : Просвещение, 1974.
2. Антонова, А. В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи : методическое пособие [Текст]. – М. : 1997 – 55 с.
3. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и медицинских психологов [Текст] / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. : МПСИ Модэк, 2006 – 624 с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада [Текст] /А. К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
5. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : учебно-методическое пособие [Текст]. – М. : Гном-Пресс, 1999. – 56 с.
6. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст]. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973. – 175 с.
7. Воспитание и обучение во вспомогательной школе [Текст] / под ред. В. В. Воронкова. – М. : Школа-ПРЕСС, 1994. – 416 с.
8. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1988. – 500 с.
9. Гаврилина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать : популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. – Ярославль : Академия развития, 1998. – 192с.
10. Головина, Т. Н. Особенности изодеятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. – М. : Педагогика, 1992.
– 140 с.
11. Денисова, Л. Т. Психолого-педагогические предпосылки и создание благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации

движений пальцев рук у детей 5-6 лет. Подготовка руки ребенка к письму. [Электронный ресурс] // http://www.rassvet.edu.yar.ru/work1/index.html
12. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М. : Просвещение, 2005. – 272 с.
13. Еникеева, Д. Д. Популярные основы психиатрии [Текст] – Д. : Сталкер, 1997.
14. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] – М. : Просвещение ВЛАДОС, 1995 – 112 с.
15. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика [Текст] / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин – Ростов н /Д : МарТ, 2002. – 304 с.
16. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / Л.В. Занков. – М. : Учпедгиз,1988.
17. Коллектив и реализуемые программы МБДОУ ДС КВ 188 [Электронный ресурс] // http://mdou188chel.blogspot.ru/
18. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. – М. : Педагогика, 1973. –193 с.
19. Кольцова, М. М. Ребёнок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова.
– М. : Сов. Россия, 1973. – 160 с.
20. Комарова, Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников [Текст] / Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1980. –152 с.

Купить эту работу

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

1650 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

9 декабря 2019 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
АнастасияАлексеевна87
4.5
Специализируюсь на срочных работах, работы выполняю в соответствии с Вашими требованиями
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1650 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе АнастасияАлексеевна87 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе АнастасияАлексеевна87 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе АнастасияАлексеевна87 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе АнастасияАлексеевна87 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽